Содержание

Введение. 3

1. Теоретическая часть. 4

2. Практическая часть. 9

3. Рекомендательная часть. 13

Заключение. 17

Список литературы.. 18

 

Введение


В процессе жизнедеятельности человек постоянно взаимодей­ствует с окружающей средой, образуя систему «человек—среда обитания». Действуя в этой системе, человек непрерывно решает как минимум две основные задачи: обеспечивает свои потребно­сти в пище, воде и атмосфере; создает и использует защиту от негативных воздействий, как со стороны среды обитания, так и со стороны себе подобных.[1]

Среда обитания человека характеризуется совокупностью физи­ческих, химических, биологических и социальных факторов, ко­торые при определенных условиях способны оказывать прямое или косвенное (немедленное или отдаленное) воздействие на деятель­ность и здоровье человека.

По мере освобождения от забот о пропитании человек все боль­ше времени стал уделять обустройству своей среды обитания. При этом он постепенно утрачивал связь с природной средой, уходил от ее законов, обусловленных способностью экосистем существо­вать и развиваться при минимальном расходовании энергии. Та­кое усиление антропогенного и техногенного воздействия на ок­ружающую среду обусловило создание нового типа среды обита­ния — техносферы.

Цель нашей работы – рассмотреть опасные и вредные факторы среды обитания.

Для достижения поставленной цели мы решим несколько задач: рассмотрим основные опасные и вредные факторы среды обитания, их влияние на человека, подробно рассмотрим один из таких факторов, предложим рекомендации по уменьшению воздействия опасных и вредных факторов среды обитания.

1. Теоретическая часть


В процессе жизнедеятельности человек постоянно взаимодей­ствует с элементами среды обитания. Это взаимодействие может быть позитивным или негативным. Свойство живой и неживой материи оказывать негативное воздействие на саму материю (лю­дей, животный и растительный мир, материальные ценности) с причинением ей ущерба называется опасностью. Источниками опасностей на Земле является все живое и неживое. Опасности постоянно присутствуют в пространстве и времени и реализуются в виде потоков вещества, энергии и информации.

Термин «опасность» означает угрозу чему-либо: жизни, здоро­вью, целостности конструкции и т.п. Употребляя его, мы даем качественную оценку имеющейся угрозы. Уровень опасности мо­жет быть оценен словами «большая», «высокая», «незначитель­ная» и др. Например, большую опасность для мореплавания в вы­соких широтах представляют дрейфующие айсберги. Для сравни­тельной характеристики нескольких негативных воздействий упот­ребляют термины «наибольшая опасность», «более опасно» и др. Например, переправа через горную реку представляет наиболь­шую опасность на этом пути. Количественная характеристика опас­ности определяется уровнем поражающего фактора. Например, переменный ток величиной 300 мА опасен для жизни.

Различают опасности естественного и антропогенного проис­хождения. Естественные опасности зарождаются в природном мире; их источниками являются стихийные явления, климатические ус­ловия, геологические образования и др. Человек в процессе своей хозяйственной деятельности генерирует антропогенные (от гре­ческого antropos человек) опасности, воздействуя на среду оби­тания через технологические процессы, посредством техники и продуктов (отходов) производства.

В производственной среде, являющейся частью техносферы, имеются многочисленные источники опасностей для жизни и здо­ровья работающих. К ним относятся: здания и сооружения; техно­логическое, энергетическое, подъемно-транспортное и иное обо­рудование; транспорт; инструмент и другие материальные объек­ты. Один и тот же элемент производственной среды может быть источником опасностей нескольких видов, например, шума, виб­рации, загрязнения воздушной среды и др. Опасности, генериру­емые этими источниками, носят название техногенных.

Техногенные опасности разделены на потенциальные и реаль­ные. Потенциальные опасности включают факторы, несущие скры­тую (потенциальную) угрозу здоровью работников. Реальные опас­ности состоят из опасностей, которые реально в данный момент или на протяжении какого-либо периода времени негативно воз­действуют на человека.

При определенных условиях, когда на источник опасностей воздействует инициатор опасностей, потенциальные опасности превращаются в реальные. Например, в производственном по­мещении станции технического обслуживания автомобилей про­водятся работы по диагностированию и регулировке автомобиль­ного двигателя. Один из источников опасности — работающий двигатель. Опасностями являются нагретые поверхности, враща­ющиеся лопасти вентилятора, ременные передачи, отработав­шие газы. При воздействии на работника они могут привести к ожогу, травме рук, отравлению. Если отработавшие газы будут отводиться из выхлопной трубы автомобиля через герметичную систему местного отсоса за пределы производственного поме­щения, то они не будут оказывать вредного воздействия на на­ходящихся в помещении людей и опасность отравления ими можно рассматривать как потенциальную. При отсутствии мест­ного отсоса или нарушении его герметичности выхлопные газы будут выбрасываться непосредственно в воздух рабочей зоны и являться реальной опасностью.

Схема воздействия опасностей на человека в системе «чело­век—производственная среда» показана на рис. 1. Одной из осо­бенностей этой системы является то, что работник выступает в этой среде одновременно как объект негативного воздействия производственной среды и инициатор образования реальных опас­ностей или преобразования потенциальных опасностей в реаль­ные. Его инициирующие воздействия на источник опасностей являются результатом усталости, невнимательности, непрофес­сионализма, умышленного или случайного нарушения правил охраны труда и других причин. Другими инициаторами опасно­сти являются объективные факторы природного (ветер, гроза, влажность и др.) и техногенного (выход из строя оборудования, пробой изоляции в электрических цепях, разгерметизация ем­костей и др.) характера.


 
Рис. 1. Схема опасностей в системе «человек—производственная среда»:


Потенциальные и реальные опасности в производственной среде проявляются в виде вредных и опасных производствен­ных факторов. Вредный производственный фактор (ВПФ), воз­действуя на работника, может вызвать профессиональное хрони­ческое заболевание или снижение работоспособности, опасный производственный фактор (ОПФ) — травму или резкое ухудше­ние здоровья (острое заболевание).

В соответствии с ГОСТ 12.0.003—88 ССБТ (государственный стандарт системы стандартов безопасности труда) ВПФ и ОПФ делятся на несколько групп.


1. Физические факторы:

·                   параметры микроклимата (температура, влажность и скорость движения воздуха в помещении);

·                   параметры физических тел и рабочих мест (температура поверх­ности, масса, высота расположения рабочего места над полом помещения или землей и др.);

·                   поля и излучения (электромагнитное поле, ионизирующее из­лучение);

·                   шум и вибрация;

·                   параметры технологического процесса (усилие, скорость пере­мещения материальных объектов, давление рабочей среды);

·                   загрязненность воздушной среды пылью.

2. Химические факторы (химические вещества в виде паров, га­зов, аэрозолей, жидкостей, твердых веществ), группирующиеся:

·                   по характеру воздействия на токсические, раздражающие, сен­сибилизирующие (вызывающие аллергические заболевания), кан­церогенные (вызывающие онкологические заболевания), мутагенные (приводящие к изменениям в организме на генном уровне), влияющие на репродуктивную функцию человека;

·                   по пути проникновения в организм — через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы, слизистые оболочки.

3. Биологические факторы:

патогенные микроорганизмы;

микроорганизмы растительного и животного происхождения.

4. Психофизиологические факторы:

·                   факторы тяжести труда (статическая и динамическая нагруз­ки, поднимаемая и перемещаемая массы, рабочая поза и др.);

·                   факторы напряженности труда (режим работы, монотонность труда, вид и количество информационных нагрузок).

Из перечисленных выше факторов производственной среды некоторые факторы являются только вредными, некоторые — толь­ко опасными, некоторые могут быть, в зависимости от своей ве­личины, как вредными, так и опасными.

Совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда называется условиями труда. В зависи­мости от того, насколько в действительности ВПФ и ОПФ на рабочем месте превышают нормативные значения этих факторов, определяется класс условий труда. Различают следующие классы условий труда по вредным факторам: 1-й класс — оптимальные условия; 2-й класс — допустимые условия; 3-й класс — вредные условия (4 степени); 4-й класс — опасные условия.

Для оптимальных условий труда характерны такие условия, при которых сохраняется здоровье работающих, и создаются предпо­сылки для поддержания высокого уровня работоспособности.

При допустимых условиях труда параметры среды и трудового процесса не должны превышать гигиенических нормативов, а для восстановления сил и сохранения здоровья работающих должно выделяться время регламентированного отдыха между сменами или в течение смены.

Опасные условия труда соответствуют уровням производствен­ных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены со­здает угрозу для жизни, высокий риск получения острых профес­сиональных поражений и заболеваний в тяжелой форме.[2]

2. Практическая часть


В этой части работы мы подробно рассмотрим воздействие шума на организм человека.


Акустические (зву­ковые) колебания какой-либо среды (твердой, жидкой или га­зообразной) возникают при нарушении ее стационарного со­стояния под действием возмущающей силы.

Звук распространяется в области пространства, называемой звуковым полем. Во время акустических колебаний в поле возни­кают области повышенного и пониженного давления среды. В каж­дой точке звукового поля давление и скорость движения частиц изменяются во времени.

Уровнями интенсивности звука оперируют при выполнении акустических расчетов, а уровнями звукового давления — при измерении шума и оценке его воздействия на человека. Это обус­ловлено тем, что звуковое ощущение человека пропорциональ­но десятичному логарифму величины среднеквадратичного дав­ления звука.

Субъективное восприятие звука человеком зависит от сочета­ния интенсивности, давления и частоты акустических колебаний. Так, звуки малой частоты человек воспринимает как менее гром­кие по сравнению со звуками большой частоты той же интенсив­ности. Поэтому для оценки субъективного ощущения громкости звука введено понятие «уровень громкости», который отсчитыва­ется от условного нулевого порога. Единицей уровня громкости является фон. На частоте 1000 Гц уровень громкости (в фонах) совпадает с уровнем звукового давления (в децибелах). Уровень громкости является физиологической характеристикой акустических колебаний слышимого диапазона частот. По результатам спе­циальных физиологических исследований установлены уровни громкости любого звука в зависимости от уровня звукового давле­ния и частоты звука, что позволило провести гигиеническое нор­мирование звука по этим параметрам.

Акустические колебания слышимого диапазона частот могут нести полезную информацию для человека или мешать воспри­нимать ее (такой звук мы называем шумом).

Шум — беспорядочное сочетание различных по силе и частоте звуков, мешающих воспринимать полезную информацию. Источ­никами производственного шума являются работающее оборудо­вание и выполняющиеся технологические процессы, которые вызывают местное изменение давления или механические коле­бания в твердых, жидких или газообразных средах. Увеличение шумового воздействия на человека связано в основном с приме­нением нового высокопроизводительного оборудования, механи­зацией и автоматизацией трудовых процессов — переходом на боль­шие скорости при эксплуатации различных станков и агрегатов.

По временным характеристикам шумы делятся на постоянные (уровень звука за 8-часовой рабочий день изменяется незначи­тельно) и непостоянные; по спектральному составу — на низко­частотные (максимум звуковой энергии приходится на частоты ниже 400 Гц), среднечастотные (максимум звуковой энергии на­ходится на частотах от 400 до 1000 Гц) и высокочастотные (мак­симум звуковой энергии находится на частотах выше 1000 Гц. По характеру шумы могут быть стабильными, импульсными или то­нальными, т.е. имеющими определенную высоту.

Механизм действия шума на организм сложен и недостаточно изучен. Когда речь идет о влиянии шума, то обычно основное внимание уделяют состоянию органа слуха, так как слуховой ана­лизатор в первую очередь воспринимает звуковые колебания и поражение его является адекватным действию шума на организм. Наряду с органом слуха восприятие звуковых колебаний частич­но может осуществляться и через кожный покров рецепторами вибрационной чувствительности. Имеются наблюдения, что люди, лишенные слуха, при прикосновении к источникам, генерирую­щим звуки, не только ощущают последние, но и могут оценивать звуковые сигналы определенного характера.

Шум с уровнем звукового давления 30—35 дБ привычен для человека и не причиняет ему беспокойства. Уровень шума 40— 75 дБ создает заметную нагрузку на нервную систему, а при длительном воздействии может вызвать ухудшение самочувствия. Шум свыше 75 дБ может вызвать профессиональную тугоухость, при 140 дБ возникает большая вероятность повреждения бара­банной перепонки, при 160 дБ вполне возможна контузия и смерть.

Стойкие изменения слуха вследствие воздействия шума, как правило, развиваются медленно. Нередко им предшествует адап­тация к шуму, которая характеризуется снижением слуха, воз­никающим непосредственно после его воздействия и исчезаю­щим вскоре после прекращения его действия. Начальные прояв­ления профессиональной тугоухости чаще всего встречаются у лиц со стажем работы в условиях шума около 5 лет. Риск потери слуха у работающих при десятилетней продолжительности воз­действия шума составляет 10 % при уровне 90 дБА (шкала А шумомера), 29 % — при 100 дБА (шкала А) и 55 % — при 110 дБА (шкала А).

Исследованиями установлено, что под влиянием шума снижа­ется острота зрения, изменяется чувствительность к различным цветам, происходят изменения в вестибулярном аппарате, нару­шаются функции желудочно-кишечного тракта, повышается внут­ричерепное давление, происходят нарушения в обменных про­цессах организма и т. п.

Шум, особенно прерывистый, импульсный, ухудшает точность выполнения рабочих операций, затрудняет прием и восприятие информации, приводит к снижению производительности труда, повышенной утомляемости, создает предпосылки для возникно­вения несчастных случаев.

Нормирование уровня шума на рабочих местах осуществляют согласно ГОСТ 12.1.003—83 и санитарным нормам СН 2.2.4/ 2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, об­щественных зданий и на территории жилой застройки». Допусти­мые уровни звукового давления устанавливают в девяти октавных полосах частот в зависимости от вида производственной деятель­ности. Нормируемыми параметрами шума являются уровни зву­кового давления (дБ) в октавных полосах со среднегеометриче­скими частотами 31,5; 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000 и 8000 Гц и эквивалентный (по энергии) уровень звука, измеренный по шкале А шумомера (дБА) на временной характеристике «мед­ленно». Для тонального и импульсного шума допусти­мый уровень звука должен быть на 5 дБ ниже указанных уровней.

Измерение, анализ и регистрация спектра шума производят­ся специальными приборами — шумомерами и вспомогательны­ми приборами (самописцем уровней шума, магнитофоном, ос­циллографом, анализаторами статистического распределения, до­зиметрами и др.). Поскольку ухо менее чувствительно к низким и более чувствительно к высоким частотам, для получения по­казаний, соответствующих уровню восприятия человека, в шумомерах используют систему корректированных частотных ха­рактеристик — шкалы А, В, С, D и линейную шкалу, которые отличаются по восприятию. В практике применяется в основном шкала А.

Приборы для измерения уровня шума используют при опреде­лении соответствия рабочих мест нормативным требованиям и раз­работке мероприятий по защите трудящихся от шумовых воздей­ствий. Шумомер оборудован микрофоном для восприятия звуко­вых колебаний, которые после усиления и частотного фильтрова­ния регистрируются с помощью гальванометра. Диапазон уровня шума, который обычно имеют шумомеры, составляет 30— 130 дБ. При этом диапазоны частот контролируемых звуков находятся в пределах от 20 до 16000 Гц, т.е. соответствуют диапазону слыши­мых человеческим ухом звуков.[3]

3. Рекомендательная часть


Методы и средства защиты от шума. Защита работающих от шума осуществляется по двум направлениям — снижение шума в источнике и снижение шума по пути его распространения. Для этого применяют различные методы и средства.

Методы борьбы с шумом подразделяются на технические, орга­низационно-технические и архитектурно-планировочные.

Технические методы позволяют уменьшить уровень шума ис­точника (производственного оборудования) на стадиях его про­ектирования, изготовления и эксплуатации.

Шумы по признаку их возникновения принято делить на ме­ханические, гидравлические, аэродинамические и электрические. Причиной механических шумов являются вибрации. Гидравли­ческие шумы связаны с возникновением кавитации в насосах, в системах водоснабжения. Аэродинамические шумы являются след­ствием истечения потоков сжатого воздуха, скоростного обтека­ния элементов конструкции вентиляторов, насосов. Электриче­ские шумы возникают из-за колебания магнитных масс в электрических машинах.

Борьба с механическим шумом сводится к:

·                   правильным выбору конструкционных материалов, установке зазоров в подвижных со­единениях, виду и периодичности смазки трущихся элементов машин;

·                   устранению соударений элементов конструкций, колебательных процессов и неуравновешенности механизмов;

·                   оснащению  оборудования средствами звукоизоляции, звукопоглощения и глушителями шума;

·                   соблюдению технологической дисциплины при изготовлении и техническом обслуживании оборудования и др.

Гид­равлические и аэродинамические шумы снижают путем уменьше­ния вихреобразования, улучшения условий обтекания газами эле­ментов устройств. Борьба с электрическими шумами осуществля­ется устранением колебаний элементов трансформаторов, сердеч­ников обмоток магнитных систем.[4]

Организационно-технические методы борьбы с шумом включа­ют в себя:

·                   применение малошумных технологических процессов и обору­дования путем замены ударных методов обработки безударными;

·                   оснащение шумного оборудования дистанционным управле­нием, удаление людей из зон повышенного шума за счет приме­нения автоматизированного оборудования и безлюдных техноло­гий;

·                   использование рациональных режимов труда и отдыха работа­ющих на шумных производствах;

·                   совершенствование технологии ремонта и обслуживания машин.

Архитектурно-планировочные методы снижения шума включа­ют в себя:

·                   рациональное акустическое решение планировок зданий и ге­неральных планов предприятий;

·                   размещение технологического оборудования в цехах с учетом зонирования по шуму;

·                   рациональное размещение рабочих мест в производственных помещениях;

·                   удаление административных помещений из производственных корпусов с шумными процессами;

·                   рациональное акустическое размещение зон и режимов движе­ния транспортных средств на территории предприятия;

·                   создание шумозащитных зон на территории предприятия.

К средствам защиты от шума относятся акустические средства коллективной защиты и средства индивидуальной за­щиты.

Звукоизоляция является одним из наиболее эффективных и рас­пространенных способов борьбы с производственным шумом на пути его распространения. С помощью звукоизолирующих преград уровень шума может быть снижен на 30—40 дБ. Способ звукоизо­ляции основан на свойстве ограждающей конструкции отражать падающую на нее звуковую волну.

Звуковая энергия волны частично отражается от ограждения, частично поглощается материалом ограждения и частично прохо­дит через него, вызывая в ограждении колебательный процесс. Под воздействием этой энергии ограждение само становится ис­точником шума. Доля прошедшей звуковой энергии через ограж­дение зависит от поверхностной плотности материала огражде­ния и частоты звука.

Чем больше поверхностная плотность ограждения, тем выше его звукоизолирующий показатель, поэтому эффективной зву­коизоляцией обладают ограждения, выполненные из бетона, кир­пича, металла, плотных пластмасс и т.п.

Снижение шума способом звукопоглощения основано на пе­реходе энергии звуковых колебаний частиц воздуха в теплоту вслед­ствие потерь на трение в порах звукопоглощающего материала. Чем больше звуковой энергии поглощается, тем меньше ее отражает­ся обратно в помещение. Звукопоглощающие материалы и уст­ройства характеризуются коэффициентом звукопоглощения, ко­торый представляет собой отношение поглощенной звуковой энер­гии к падающей. Звукопоглощающие устройства (покрытия, штучные изделия и др.) бывают пористыми, пористо-волокнистыми, слоистыми, объемными и др.

Глушители аэродинамического шума изготавливаются в виде отдельных изделий, в которых применяются различные способы снижения шума. Глушители бывают абсорбционными, реактив­ными и комбинированными. В абсорбционных глушителях зату­хание шума происходит в порах звукопоглощающего материала, расположенного на пути движения звуковой волны внутри кор­пуса. Принцип работы реактивных глушителей основан на созда­нии «волновой пробки» за счет многократного отражения звука от внутренних элементов глушителя. Эти глушители не содержат звукопоглощающего материала, но имеют соединенные между собой камеры, перегородки, расширения и сужения каналов, резонаторы и др.

На практике для борьбы с шумом зачастую используют одно­временно защитные средства различных видов. В ряде случаев изо­лирующие ограждения покрывают со стороны источника шума звукопоглощающим покрытием. В конструкциях кожухов шумного оборудования наряду со звукоизоляцией и звукопоглощением при­меняют также и глушители (рис. 2.).

Если добиться снижения уровня шума в цехе средствами кол­лективной защиты невозможно, рекомендуется применять сред­ства индивидуальной защиты. Эти средства выбирают исходя из спектра шума на рабочем месте.

Противошумные средства делятся на два класса: наушники и вкла­дыши. Их эффективность зависит от среднегеометрических частот октавных полос и изменяется от нескольких децибел до 45 дБ.[5]

                                      а                                                             б

Рис. 2.  Звукоизолирующий кожух:

а — схема кожуха; б — устройство кожуха электродвигателя; / — звукоизоляция; 2 — глушитель шума; 3 — стенка; 4 — источник шума; 5, 7 — каналы с глушите­лями для обеспечения вентиляции двигателя; 6 — электродвигатель.

Заключение


Таким образом, в нашей работе были рассмотрены опасные и вредные факторы среды обитания, причины их возникновения, их влияние на человека.

Существует основная аксиома о потенциальной опасности окру­жающей человека среды, в том числе техносферы: «Все техниче­ские объекты и технологии кроме позитивных факторов неизбеж­но порождают негативные факторы».

Другие аксиомы сформулированы на основе анализа реальных ситуаций, событий и факторов.

Аксиома 1. Техногенные опасности существуют, если потоки вещества, энергии и информации в техносфере превышают поро­говые значения.

Аксиома 2. Все элементы техносферы являются источниками техногенных опасностей.

Аксиома 3. Техногенные опасности действуют во времени и про­странстве.

Аксиома 4. Техногенные опасности одновременно воздейству­ют на человека, природную среду и элементы техносферы.

Аксиома 5. Техногенные опасности приводят к ухудшению здо­ровья и окружающей среды, материальным потерям, травмам и деградации окружающей среды.

Аксиома 6. Необходимым условием достижения безопасности жизнедеятельности является компетентность людей в области су­ществующих опасностей и способах защиты от них.

Комфортные условия жизнедеятельности достигаются путем введения критериев комфортности среды, окружающей челове­ка, и последующего поддержания этих критериев на установлен­ном уровне путем осмысленных целенаправленных воздействий на окружающую среду в целом и на объекты техносферы в част­ности.

Список литературы


1.                Амбросьев В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов – М., Юнити, 1998.

2.                Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Арустамова Э.А. – М.: Издательский дом «Дашков и К0», 2000.

3.                Безопасность жизнедеятельности: Учебн. пособие / Под ред.  О.Н. Русака. СПб.: ЛТА, 1997.

4.                Луканин В.Н., Трофименко Ю.В. Промышленно-транспортная экология. – М.: Высшая школа, 2001.

5.                Сапронов В.Г. Безопасность жизнедеятельности. – М.: «Академия», 2003.




[1] См: Луканин В.Н., Трофименко Ю.В. Промышленно-транспортная экология. – М.: Высшая школа, 2001.

[2] Сапронов В.Г. Безопасность жизнедеятельности. – М.: «Академия», 2003, с. 19 – 26.

[3] См: Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Арустамова Э.А. – М.: Издательский дом «Дашков и К0», 2000.

[4] Амбросьев В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов – М., Юнити, 1998, с. 53 – 57.

[5] Безопасность жизнедеятельности: Учебн. пособие / Под ред.  О.Н. Русака. СПб.: ЛТА, 1997. с. 45 – 58.