Содержание
Введение. 3
1. Теоретическая часть. 4
2. Практическая часть. 9
3. Рекомендательная часть. 13
Заключение. 17
Список литературы.. 18
Введение
В процессе жизнедеятельности человек постоянно взаимодействует с окружающей средой, образуя систему «человек—среда обитания». Действуя в этой системе, человек непрерывно решает как минимум две основные задачи: обеспечивает свои потребности в пище, воде и атмосфере; создает и использует защиту от негативных воздействий, как со стороны среды обитания, так и со стороны себе подобных.[1]
Среда обитания человека характеризуется совокупностью физических, химических, биологических и социальных факторов, которые при определенных условиях способны оказывать прямое или косвенное (немедленное или отдаленное) воздействие на деятельность и здоровье человека.
По мере освобождения от забот о пропитании человек все больше времени стал уделять обустройству своей среды обитания. При этом он постепенно утрачивал связь с природной средой, уходил от ее законов, обусловленных способностью экосистем существовать и развиваться при минимальном расходовании энергии. Такое усиление антропогенного и техногенного воздействия на окружающую среду обусловило создание нового типа среды обитания — техносферы.
Цель нашей работы – рассмотреть опасные и вредные факторы среды обитания.
Для достижения поставленной цели мы решим несколько задач: рассмотрим основные опасные и вредные факторы среды обитания, их влияние на человека, подробно рассмотрим один из таких факторов, предложим рекомендации по уменьшению воздействия опасных и вредных факторов среды обитания.
1. Теоретическая часть
В процессе жизнедеятельности человек постоянно взаимодействует с элементами среды обитания. Это взаимодействие может быть позитивным или негативным. Свойство живой и неживой материи оказывать негативное воздействие на саму материю (людей, животный и растительный мир, материальные ценности) с причинением ей ущерба называется опасностью. Источниками опасностей на Земле является все живое и неживое. Опасности постоянно присутствуют в пространстве и времени и реализуются в виде потоков вещества, энергии и информации.
Термин «опасность» означает угрозу чему-либо: жизни, здоровью, целостности конструкции и т.п. Употребляя его, мы даем качественную оценку имеющейся угрозы. Уровень опасности может быть оценен словами «большая», «высокая», «незначительная» и др. Например, большую опасность для мореплавания в высоких широтах представляют дрейфующие айсберги. Для сравнительной характеристики нескольких негативных воздействий употребляют термины «наибольшая опасность», «более опасно» и др. Например, переправа через горную реку представляет наибольшую опасность на этом пути. Количественная характеристика опасности определяется уровнем поражающего фактора. Например, переменный ток величиной 300 мА опасен для жизни.
Различают опасности естественного и антропогенного происхождения. Естественные опасности зарождаются в природном мире; их источниками являются стихийные явления, климатические условия, геологические образования и др. Человек в процессе своей хозяйственной деятельности генерирует антропогенные (от греческого antropos — человек) опасности, воздействуя на среду обитания через технологические процессы, посредством техники и продуктов (отходов) производства.
В производственной среде, являющейся частью техносферы, имеются многочисленные источники опасностей для жизни и здоровья работающих. К ним относятся: здания и сооружения; технологическое, энергетическое, подъемно-транспортное и иное оборудование; транспорт; инструмент и другие материальные объекты. Один и тот же элемент производственной среды может быть источником опасностей нескольких видов, например, шума, вибрации, загрязнения воздушной среды и др. Опасности, генерируемые этими источниками, носят название техногенных.
Техногенные опасности разделены на потенциальные и реальные. Потенциальные опасности включают факторы, несущие скрытую (потенциальную) угрозу здоровью работников. Реальные опасности состоят из опасностей, которые реально в данный момент или на протяжении какого-либо периода времени негативно воздействуют на человека.
При определенных условиях, когда на источник опасностей воздействует инициатор опасностей, потенциальные опасности превращаются в реальные. Например, в производственном помещении станции технического обслуживания автомобилей проводятся работы по диагностированию и регулировке автомобильного двигателя. Один из источников опасности — работающий двигатель. Опасностями являются нагретые поверхности, вращающиеся лопасти вентилятора, ременные передачи, отработавшие газы. При воздействии на работника они могут привести к ожогу, травме рук, отравлению. Если отработавшие газы будут отводиться из выхлопной трубы автомобиля через герметичную систему местного отсоса за пределы производственного помещения, то они не будут оказывать вредного воздействия на находящихся в помещении людей и опасность отравления ими можно рассматривать как потенциальную. При отсутствии местного отсоса или нарушении его герметичности выхлопные газы будут выбрасываться непосредственно в воздух рабочей зоны и являться реальной опасностью.
Схема воздействия опасностей на человека в системе «человек—производственная среда» показана на рис. 1. Одной из особенностей этой системы является то, что работник выступает в этой среде одновременно как объект негативного воздействия производственной среды и инициатор образования реальных опасностей или преобразования потенциальных опасностей в реальные. Его инициирующие воздействия на источник опасностей являются результатом усталости, невнимательности, непрофессионализма, умышленного или случайного нарушения правил охраны труда и других причин. Другими инициаторами опасности являются объективные факторы природного (ветер, гроза, влажность и др.) и техногенного (выход из строя оборудования, пробой изоляции в электрических цепях, разгерметизация емкостей и др.) характера.
|
Потенциальные и реальные опасности в производственной среде проявляются в виде вредных и опасных производственных факторов. Вредный производственный фактор (ВПФ), воздействуя на работника, может вызвать профессиональное хроническое заболевание или снижение работоспособности, опасный производственный фактор (ОПФ) — травму или резкое ухудшение здоровья (острое заболевание).
В соответствии с ГОСТ 12.0.003—88 ССБТ (государственный стандарт системы стандартов безопасности труда) ВПФ и ОПФ делятся на несколько групп.
1. Физические факторы:
· параметры микроклимата (температура, влажность и скорость движения воздуха в помещении);
· параметры физических тел и рабочих мест (температура поверхности, масса, высота расположения рабочего места над полом помещения или землей и др.);
· поля и излучения (электромагнитное поле, ионизирующее излучение);
· шум и вибрация;
· параметры технологического процесса (усилие, скорость перемещения материальных объектов, давление рабочей среды);
· загрязненность воздушной среды пылью.
2. Химические факторы (химические вещества в виде паров, газов, аэрозолей, жидкостей, твердых веществ), группирующиеся:
· по характеру воздействия на токсические, раздражающие, сенсибилизирующие (вызывающие аллергические заболевания), канцерогенные (вызывающие онкологические заболевания), мутагенные (приводящие к изменениям в организме на генном уровне), влияющие на репродуктивную функцию человека;
· по пути проникновения в организм — через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы, слизистые оболочки.
3. Биологические факторы:
патогенные микроорганизмы;
микроорганизмы растительного и животного происхождения.
4. Психофизиологические факторы:
· факторы тяжести труда (статическая и динамическая нагрузки, поднимаемая и перемещаемая массы, рабочая поза и др.);
· факторы напряженности труда (режим работы, монотонность труда, вид и количество информационных нагрузок).
Из перечисленных выше факторов производственной среды некоторые факторы являются только вредными, некоторые — только опасными, некоторые могут быть, в зависимости от своей величины, как вредными, так и опасными.
Совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда называется условиями труда. В зависимости от того, насколько в действительности ВПФ и ОПФ на рабочем месте превышают нормативные значения этих факторов, определяется класс условий труда. Различают следующие классы условий труда по вредным факторам: 1-й класс — оптимальные условия; 2-й класс — допустимые условия; 3-й класс — вредные условия (4 степени); 4-й класс — опасные условия.
Для оптимальных условий труда характерны такие условия, при которых сохраняется здоровье работающих, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.
При допустимых условиях труда параметры среды и трудового процесса не должны превышать гигиенических нормативов, а для восстановления сил и сохранения здоровья работающих должно выделяться время регламентированного отдыха между сменами или в течение смены.
Опасные условия труда соответствуют уровням производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены создает угрозу для жизни, высокий риск получения острых профессиональных поражений и заболеваний в тяжелой форме.[2]
2. Практическая часть
В этой части работы мы подробно рассмотрим воздействие шума на организм человека.
Акустические (звуковые) колебания какой-либо среды (твердой, жидкой или газообразной) возникают при нарушении ее стационарного состояния под действием возмущающей силы.
Звук распространяется в области пространства, называемой звуковым полем. Во время акустических колебаний в поле возникают области повышенного и пониженного давления среды. В каждой точке звукового поля давление и скорость движения частиц изменяются во времени.
Уровнями интенсивности звука оперируют при выполнении акустических расчетов, а уровнями звукового давления — при измерении шума и оценке его воздействия на человека. Это обусловлено тем, что звуковое ощущение человека пропорционально десятичному логарифму величины среднеквадратичного давления звука.
Субъективное восприятие звука человеком зависит от сочетания интенсивности, давления и частоты акустических колебаний. Так, звуки малой частоты человек воспринимает как менее громкие по сравнению со звуками большой частоты той же интенсивности. Поэтому для оценки субъективного ощущения громкости звука введено понятие «уровень громкости», который отсчитывается от условного нулевого порога. Единицей уровня громкости является фон. На частоте 1000 Гц уровень громкости (в фонах) совпадает с уровнем звукового давления (в децибелах). Уровень громкости является физиологической характеристикой акустических колебаний слышимого диапазона частот. По результатам специальных физиологических исследований установлены уровни громкости любого звука в зависимости от уровня звукового давления и частоты звука, что позволило провести гигиеническое нормирование звука по этим параметрам.
Акустические колебания слышимого диапазона частот могут нести полезную информацию для человека или мешать воспринимать ее (такой звук мы называем шумом).
Шум — беспорядочное сочетание различных по силе и частоте звуков, мешающих воспринимать полезную информацию. Источниками производственного шума являются работающее оборудование и выполняющиеся технологические процессы, которые вызывают местное изменение давления или механические колебания в твердых, жидких или газообразных средах. Увеличение шумового воздействия на человека связано в основном с применением нового высокопроизводительного оборудования, механизацией и автоматизацией трудовых процессов — переходом на большие скорости при эксплуатации различных станков и агрегатов.
По временным характеристикам шумы делятся на постоянные (уровень звука за 8-часовой рабочий день изменяется незначительно) и непостоянные; по спектральному составу — на низкочастотные (максимум звуковой энергии приходится на частоты ниже 400 Гц), среднечастотные (максимум звуковой энергии находится на частотах от 400 до 1000 Гц) и высокочастотные (максимум звуковой энергии находится на частотах выше 1000 Гц. По характеру шумы могут быть стабильными, импульсными или тональными, т.е. имеющими определенную высоту.
Механизм действия шума на организм сложен и недостаточно изучен. Когда речь идет о влиянии шума, то обычно основное внимание уделяют состоянию органа слуха, так как слуховой анализатор в первую очередь воспринимает звуковые колебания и поражение его является адекватным действию шума на организм. Наряду с органом слуха восприятие звуковых колебаний частично может осуществляться и через кожный покров рецепторами вибрационной чувствительности. Имеются наблюдения, что люди, лишенные слуха, при прикосновении к источникам, генерирующим звуки, не только ощущают последние, но и могут оценивать звуковые сигналы определенного характера.
Шум с уровнем звукового давления 30—35 дБ привычен для человека и не причиняет ему беспокойства. Уровень шума 40— 75 дБ создает заметную нагрузку на нервную систему, а при длительном воздействии может вызвать ухудшение самочувствия. Шум свыше 75 дБ может вызвать профессиональную тугоухость, при 140 дБ возникает большая вероятность повреждения барабанной перепонки, при 160 дБ вполне возможна контузия и смерть.
Стойкие изменения слуха вследствие воздействия шума, как правило, развиваются медленно. Нередко им предшествует адаптация к шуму, которая характеризуется снижением слуха, возникающим непосредственно после его воздействия и исчезающим вскоре после прекращения его действия. Начальные проявления профессиональной тугоухости чаще всего встречаются у лиц со стажем работы в условиях шума около 5 лет. Риск потери слуха у работающих при десятилетней продолжительности воздействия шума составляет 10 % при уровне 90 дБА (шкала А шумомера), 29 % — при 100 дБА (шкала А) и 55 % — при 110 дБА (шкала А).
Исследованиями установлено, что под влиянием шума снижается острота зрения, изменяется чувствительность к различным цветам, происходят изменения в вестибулярном аппарате, нарушаются функции желудочно-кишечного тракта, повышается внутричерепное давление, происходят нарушения в обменных процессах организма и т. п.
Шум, особенно прерывистый, импульсный, ухудшает точность выполнения рабочих операций, затрудняет прием и восприятие информации, приводит к снижению производительности труда, повышенной утомляемости, создает предпосылки для возникновения несчастных случаев.
Нормирование уровня шума на рабочих местах осуществляют согласно ГОСТ 12.1.003—83 и санитарным нормам СН 2.2.4/ 2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки». Допустимые уровни звукового давления устанавливают в девяти октавных полосах частот в зависимости от вида производственной деятельности. Нормируемыми параметрами шума являются уровни звукового давления (дБ) в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 31,5; 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000 и 8000 Гц и эквивалентный (по энергии) уровень звука, измеренный по шкале А шумомера (дБА) на временной характеристике «медленно». Для тонального и импульсного шума допустимый уровень звука должен быть на 5 дБ ниже указанных уровней.
Измерение, анализ и регистрация спектра шума производятся специальными приборами — шумомерами и вспомогательными приборами (самописцем уровней шума, магнитофоном, осциллографом, анализаторами статистического распределения, дозиметрами и др.). Поскольку ухо менее чувствительно к низким и более чувствительно к высоким частотам, для получения показаний, соответствующих уровню восприятия человека, в шумомерах используют систему корректированных частотных характеристик — шкалы А, В, С, D и линейную шкалу, которые отличаются по восприятию. В практике применяется в основном шкала А.
Приборы для измерения уровня шума используют при определении соответствия рабочих мест нормативным требованиям и разработке мероприятий по защите трудящихся от шумовых воздействий. Шумомер оборудован микрофоном для восприятия звуковых колебаний, которые после усиления и частотного фильтрования регистрируются с помощью гальванометра. Диапазон уровня шума, который обычно имеют шумомеры, составляет 30— 130 дБ. При этом диапазоны частот контролируемых звуков находятся в пределах от 20 до 16000 Гц, т.е. соответствуют диапазону слышимых человеческим ухом звуков.[3]
3. Рекомендательная часть
Методы и средства защиты от шума. Защита работающих от шума осуществляется по двум направлениям — снижение шума в источнике и снижение шума по пути его распространения. Для этого применяют различные методы и средства.
Методы борьбы с шумом подразделяются на технические, организационно-технические и архитектурно-планировочные.
Технические методы позволяют уменьшить уровень шума источника (производственного оборудования) на стадиях его проектирования, изготовления и эксплуатации.
Шумы по признаку их возникновения принято делить на механические, гидравлические, аэродинамические и электрические. Причиной механических шумов являются вибрации. Гидравлические шумы связаны с возникновением кавитации в насосах, в системах водоснабжения. Аэродинамические шумы являются следствием истечения потоков сжатого воздуха, скоростного обтекания элементов конструкции вентиляторов, насосов. Электрические шумы возникают из-за колебания магнитных масс в электрических машинах.
Борьба с механическим шумом сводится к:
· правильным выбору конструкционных материалов, установке зазоров в подвижных соединениях, виду и периодичности смазки трущихся элементов машин;
· устранению соударений элементов конструкций, колебательных процессов и неуравновешенности механизмов;
· оснащению оборудования средствами звукоизоляции, звукопоглощения и глушителями шума;
· соблюдению технологической дисциплины при изготовлении и техническом обслуживании оборудования и др.
Гидравлические и аэродинамические шумы снижают путем уменьшения вихреобразования, улучшения условий обтекания газами элементов устройств. Борьба с электрическими шумами осуществляется устранением колебаний элементов трансформаторов, сердечников обмоток магнитных систем.[4]
Организационно-технические методы борьбы с шумом включают в себя:
· применение малошумных технологических процессов и оборудования путем замены ударных методов обработки безударными;
· оснащение шумного оборудования дистанционным управлением, удаление людей из зон повышенного шума за счет применения автоматизированного оборудования и безлюдных технологий;
· использование рациональных режимов труда и отдыха работающих на шумных производствах;
· совершенствование технологии ремонта и обслуживания машин.
Архитектурно-планировочные методы снижения шума включают в себя:
· рациональное акустическое решение планировок зданий и генеральных планов предприятий;
· размещение технологического оборудования в цехах с учетом зонирования по шуму;
· рациональное размещение рабочих мест в производственных помещениях;
· удаление административных помещений из производственных корпусов с шумными процессами;
· рациональное акустическое размещение зон и режимов движения транспортных средств на территории предприятия;
· создание шумозащитных зон на территории предприятия.
К средствам защиты от шума относятся акустические средства коллективной защиты и средства индивидуальной защиты.
Звукоизоляция является одним из наиболее эффективных и распространенных способов борьбы с производственным шумом на пути его распространения. С помощью звукоизолирующих преград уровень шума может быть снижен на 30—40 дБ. Способ звукоизоляции основан на свойстве ограждающей конструкции отражать падающую на нее звуковую волну.
Звуковая энергия волны частично отражается от ограждения, частично поглощается материалом ограждения и частично проходит через него, вызывая в ограждении колебательный процесс. Под воздействием этой энергии ограждение само становится источником шума. Доля прошедшей звуковой энергии через ограждение зависит от поверхностной плотности материала ограждения и частоты звука.
Чем больше поверхностная плотность ограждения, тем выше его звукоизолирующий показатель, поэтому эффективной звукоизоляцией обладают ограждения, выполненные из бетона, кирпича, металла, плотных пластмасс и т.п.
Снижение шума способом звукопоглощения основано на переходе энергии звуковых колебаний частиц воздуха в теплоту вследствие потерь на трение в порах звукопоглощающего материала. Чем больше звуковой энергии поглощается, тем меньше ее отражается обратно в помещение. Звукопоглощающие материалы и устройства характеризуются коэффициентом звукопоглощения, который представляет собой отношение поглощенной звуковой энергии к падающей. Звукопоглощающие устройства (покрытия, штучные изделия и др.) бывают пористыми, пористо-волокнистыми, слоистыми, объемными и др.
Глушители аэродинамического шума изготавливаются в виде отдельных изделий, в которых применяются различные способы снижения шума. Глушители бывают абсорбционными, реактивными и комбинированными. В абсорбционных глушителях затухание шума происходит в порах звукопоглощающего материала, расположенного на пути движения звуковой волны внутри корпуса. Принцип работы реактивных глушителей основан на создании «волновой пробки» за счет многократного отражения звука от внутренних элементов глушителя. Эти глушители не содержат звукопоглощающего материала, но имеют соединенные между собой камеры, перегородки, расширения и сужения каналов, резонаторы и др.
На практике для борьбы с шумом зачастую используют одновременно защитные средства различных видов. В ряде случаев изолирующие ограждения покрывают со стороны источника шума звукопоглощающим покрытием. В конструкциях кожухов шумного оборудования наряду со звукоизоляцией и звукопоглощением применяют также и глушители (рис. 2.).
Если добиться снижения уровня шума в цехе средствами коллективной защиты невозможно, рекомендуется применять средства индивидуальной защиты. Эти средства выбирают исходя из спектра шума на рабочем месте.
Противошумные средства делятся на два класса: наушники и вкладыши. Их эффективность зависит от среднегеометрических частот октавных полос и изменяется от нескольких децибел до 45 дБ.[5]
а б
Рис. 2. Звукоизолирующий кожух:
а — схема кожуха; б — устройство кожуха электродвигателя; / — звукоизоляция; 2 — глушитель шума; 3 — стенка; 4 — источник шума; 5, 7 — каналы с глушителями для обеспечения вентиляции двигателя; 6 — электродвигатель.
Заключение
Таким образом, в нашей работе были рассмотрены опасные и вредные факторы среды обитания, причины их возникновения, их влияние на человека.
Существует основная аксиома о потенциальной опасности окружающей человека среды, в том числе техносферы: «Все технические объекты и технологии кроме позитивных факторов неизбежно порождают негативные факторы».
Другие аксиомы сформулированы на основе анализа реальных ситуаций, событий и факторов.
Аксиома 1. Техногенные опасности существуют, если потоки вещества, энергии и информации в техносфере превышают пороговые значения.
Аксиома 2. Все элементы техносферы являются источниками техногенных опасностей.
Аксиома 3. Техногенные опасности действуют во времени и пространстве.
Аксиома 4. Техногенные опасности одновременно воздействуют на человека, природную среду и элементы техносферы.
Аксиома 5. Техногенные опасности приводят к ухудшению здоровья и окружающей среды, материальным потерям, травмам и деградации окружающей среды.
Аксиома 6. Необходимым условием достижения безопасности жизнедеятельности является компетентность людей в области существующих опасностей и способах защиты от них.
Комфортные условия жизнедеятельности достигаются путем введения критериев комфортности среды, окружающей человека, и последующего поддержания этих критериев на установленном уровне путем осмысленных целенаправленных воздействий на окружающую среду в целом и на объекты техносферы в частности.
Список литературы
1. Амбросьев В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов – М., Юнити, 1998.
2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Арустамова Э.А. – М.: Издательский дом «Дашков и К0», 2000.
3. Безопасность жизнедеятельности: Учебн. пособие / Под ред. О.Н. Русака. СПб.: ЛТА, 1997.
4. Луканин В.Н., Трофименко Ю.В. Промышленно-транспортная экология. – М.: Высшая школа, 2001.
5. Сапронов В.Г. Безопасность жизнедеятельности. – М.: «Академия», 2003.
[1] См: Луканин В.Н., Трофименко Ю.В. Промышленно-транспортная экология. – М.: Высшая школа, 2001.
[2] Сапронов В.Г. Безопасность жизнедеятельности. – М.: «Академия», 2003, с. 19 – 26.
[3] См: Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Арустамова Э.А. – М.: Издательский дом «Дашков и К0», 2000.
[4] Амбросьев В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов – М., Юнити, 1998, с. 53 – 57.
[5] Безопасность жизнедеятельности: Учебн. пособие / Под ред. О.Н. Русака. СПб.: ЛТА, 1997. с. 45 – 58.