Содержание

Введение……………………………..………………………………….……..3

I. Программа наблюдения…………….……………………….…………………….4

II. План беседы…..………………….…………………………….………………….5

Заключение…………………….………………….……………….………….7

Список литературы…………………………………………………...………8






















Введение

Метод объективного наблюдения стратегия исследования с фиксацией определенных характеристик процесса без вмешательства в его течение. Может быть ориентирован на регистрацию актов поведения и физиологических процессов. Как правило выступает в качестве предварительного этапа перед планированием и осуществлением экспериментального исследования. Наблюдение,  метод используемый для описания любой ситуации, когда наблюдатель регистрирует поведение участников эксперимента. Термин «наблюдение» можно использовать для описания метода сбора данных или как схему исследований.

Положительные стороны наблюдения.

·        Богатство сведений обеспечивает анализ как вербальной так и невербальной информацией.

·        Сохранение естественных условий деятельности.

·        Необязательно получение предварительного согласия  испытуемых.

Отрицательные стороны наблюдения.

·        Результат зависит во многом от опыта, научных взглядов, квалификации, интересов, пристрастий, работоспособности исследователя.

·        Невозможность контролировать ситуацию, вмешиваться в ход происходящего без искажений.

·        В следствии наблюдаемого требуются большие затраты времени.

Объект – подростки (12-14лет) .

Предмет – влияние нарушения гармонизации семейных отношений на межличностные отношения в группе.

 Гипотеза – вероятность формирования лидерского поведения у подростка из неблагополучной семьи выше, чем из благополучной.

Планирование ситуации наблюдения – предмет исследования обнаруживает себя наиболее отчетливо в естественных условиях, следовательно наблюдение является сторонним. Во время летних каникул во дворе на детской площадке. Так как данный способ окажет наименьшее влияние на объект исследования и в наибольшей степени обеспечит сбор наибольшей информации. . [3, с 256].

 Далее определим продолжительность времени исследования -  3 дня по 2.00 часа.

Способ регистрации материала: использование признаковых систем. Количество человек – 6.


Протокол наблюдения.


Ваня 13 лет.

Позитивные эмоции – выражает солидарность, повышает статус другого, вознаграждает.

Решение проблем – дает совет, направление, подразумевая автономию другого.

Постановка проблем -  спрашивает совет направление, возможный способ действия.

Негативные эмоции – формален, отказывает в помощи.

Коля 12 лет.

Позитивные эмоции – выражает ослабление напряжения, шутит, смеется, выражает удовлетворение.

Решение проблем – дает ориентацию, информацию, уточняет подтверждает.

Постановка проблем -  запрашивает мнение, оценку, интересуется самочувствием.

Негативные эмоции – выражает напряжение, просит помощи, пасует перед проблемой.

Витя 14 лет.

Позитивные эмоции – соглашается, выражает пассивное принятие.

Решение проблем – выражает мнение, оценивает, анализирует, выражает чувства и желания.

Постановка проблем -  запрашивает ориентацию, информацию, подтверждает, повторяет.

Негативные эмоции – выражает антогонизм, подрывает статус другого, защищая себя.

Вова 13 лет.

Позитивные эмоции – соглашается, выражает пассивное принятие.

Решение проблем – дает ориентацию, информацию, уточняет, подтверждает.

Постановка проблем -  запрашивает ориентацию, информацию, подтверждает, повторяет.

Негативные эмоции – выражает напряжение, просит помощи, пасует перед проблемой.

Виталий 13 лет.

Позитивные эмоции – выражает ослабление напряжения, шутит, смеется, выражает удовлетворение.

Решение проблем – дает ориентацию, информацию, уточняет, подтверждает.

Постановка проблем -  запрашивает ориентацию, информацию, подтверждает, повторяет.

Негативные эмоции – формален, отказывает в помощи.

Дима 13 лет

Позитивные эмоции – выражает ослабление напряжения, шутит, смеется, выражает удовлетворение.

Решение проблем – дает ориентацию, информацию, уточняет, подтверждает.

Постановка проблем -  запрашивает мнение, оценку, интересуется самочувствием.

Негативные эмоции – выражает напряжение, просит помощи, пасует перед проблемой.

План беседы.

1.     Как тебя зовут?

2.     Сколько тебе лет?

3.     Сколько человек в семье и кто?

4.     Где ты учишься?

5.     Как ты учишься в школе?

6.     Чем занимаешься в свободное время?

7.     Самое худшее, что мне случилось совершить…

8.     В школе мои учителя…

9.      Мои друзья…

10.            Моя мать…

11.            Больше всего я боюсь…

12.            Наступит тот день, когда…

13.            Мой отец…

14.            Больше всего люблю…


Заключение


На основании наблюдения и проведенной беседы  необходимо сделать следующие выводы: гипотеза не нашла свое подтверждение -  вероятность формирования лидерского поведения у подростка из неблагополучной семьи выше, чем из благополучной.

Но для того, чтобы действительно сделать вывод в пользу выдвигавшейся в данном исследовании гипотезы, необходимо применить более валидные методы и методики как для подростка так и для семьи в которой он воспитывается.






Список литературы.

1.     Немов Р.С. Психология. Т. 1. М.: Владос, 2000.

2.     Немов Р.С. Психология. Т. 2. М.: Владос, 2000.

3.     Немов Р.С. Психология. Т. 3. М.: Владос, 2000.

4.     Шапарь В.Б., Тимченко А.В. Практическая психология. Инструментарий.- Ростов н/Д: издательство « Феникс», 2002. – 688с.

5.     Шевандрин Н.И. Психодиагностика,  коррекция и развитие личности: Учеб. для студ. высш. учебн. заведений.- 2-е изд.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 512с.