СОДЕРЖАНИЕ



Введение.. 3

1. Операции банков с пластиковыми картами и их риски   4

1.1. Банковская пластиковая карта как платежный инструмент. 4

1.2. Рынок пластиковых карт в Новосибирске. 6

1.3. Операции банков с пластиковыми картами. 8

1.4. Риски транзакций по банковским картам.. 16

2. Анализ работы Сбербанка России с пластиковыми картами.. 20

2.1. Общая характеристика Сбербанка России. Результаты работы по развитию банковских карт. 20

2.2. Анализ операций с пластиковыми картами. 23

2.3. Перспективы развития системы расчетов Сбербанка России с использованием банковских карточек. 26

3. Управление рисками по операциям с пластиковыми картами на примере Сбербанка России.. 28

Заключение.. 34

Список литературы... 36


Введение


Развитие электронно-вычислительной техники позволило не только значительно сократить трудовые затраты при совершении банковских операций, унифицировать бухгалтерский учет, ускорить взаиморасчеты, но и дало возможность широкого внедрения принципиально новых банковских продуктов. К числу таких продуктов, несомненно, относится и осуществление взаиморасчетов посредством пластиковых карт.

Вместе с тем бизнес процессинга банковских карточек заведомо рискованный и не может обходиться без потерь. Так, по статистике VISA, убытки банка в среднем по региону составляют 0,2 % оборота, приходящегося на карточки. Кредитные же риски по картам, в частности овердрафт от их мошеннического использования, по некоторым данным, в США составляют около 15 млрд. долл. Данные цифры обуславливают актуальность темы работы, касающейся операций с пластиковыми картами и их рисками.

Любая платежная система основана на принципе, согласно которому убытки банков и процессинговых компаний не должны напрямую отражаться на благополучии их клиентов. В связи с этим сокращение потерь всех участников платежной системы от операций с банковскими карточками в большей степени должно определяться превентивными мерами, нежели чем мероприятиями по возврату уже понесенных убытков. Основой комплекса превентивных мер должна стать работа с клиентом. В связи с этим целью настоящей работы является изучение операций с пластиковыми картами и определение мероприятий по снижению рисков по ним. Основными задачами являются следующие:

1)    изучение опыта операций банков с пластиковыми карточками и их рисков; 2) анализ операций с пластиковыми карточками на примере Сбербанка РФ; 3) определение мероприятий по снижению рисков по операциям с пластиковыми картами.


1. Операции банков с пластиковыми картами и их риски

1.1. Банковская пластиковая карта как платежный инструмент

Пластиковая карточка – это универсальное платежное средство, которое позволяет своему владельцу оплачивать товары и услуги безналичным путем, а также более безопасно (по сравнению с наличными деньгами) хранить и перевозить свои денежные средства[1].

Это многоразовый платежный и кредитный инструмент длительного пользования, обладающий наиболее высокой на сегодня степенью защиты от подделок и к тому же содержащий идентификационную информацию о держателе карточки, позволяющий производить проверку его платежеспособности[2].

В  ходе развития карточных систем возникли разные виды пластиковых карточек, различающихся назначением, функциональными и техническими характеристиками. По техническим характеристикам пластиковые карты делятся на: обыкновенные; магнитные; микропроцессорные.

С точки зрения механизма расчетов выделяются двусторонние и многосторонние системы.

Другое деление карточек определяется их функциональными характеристиками. Здесь различаются кредитные и дебетовые карточки[3].

Первые связаны с открытием кредитной линии в банке, что дает возможность владельцу пользоваться кредитом при покупке товаров и при получении кассовых ссуд. Вторые предназначены для получения наличных в банковских автоматах или покупке товаров с расчетом через электронные терминалы. Деньги при этом списываются со счета владельца карточки в банке.

Имеются различия в использовании карточек в системах, основанных на бумажной технологии или в электронных системах. В “бумажных” системах держатель ставит свою подпись на торговом счете или другом документе, подготовленном торговцем, что является подтверждением его разрешения дебетовать свой счет в банке. Затем торговый счет направляется эмитенту карточки как основание для выплаты соответствующей суммы торговцу и списания денег со счета владельца карточки. В электронной системе держатель карточки напрямую связывается с эмитентом через терминал. Вместо подписи на счете он вводит с помощью клавиатуры секретную комбинацию цифр, что при правильном наборе является санкцией на дебетование его банковского счета.

Обыкновенная пластиковая карта – простая карта с фиксированной покупательной способностью, на ее лицевой стороне есть индекс изготовителя с его фирменным знаком, имя владельца и его идентификационный код, на оборотной стороне может быть подпись владельца. Магнитные карты с обратной стороны имеют магнитную полосу, которая способна хранить до 100 байт информации.

Микропроцессорные карты – это карты со встроенной кремниевой микросхемой, их еще называют чиповые карты. Объем таких карт в среднем не превышает 256 байт. Вместо магнитной полосы в них встроен микропроцессор, содержащий оперативную (для использования в процессе обработки) и постоянную (для хранения неизменяемых данных) память, а также внесена система безопасности данных. Встроенная микросхема обладает свойствами небольшого компьютера, который может самопрограммироваться и управлять всеми процессами взаимодействия с памятью и различными внешними устройствами.

Рассматривая банковскую пластиковую карту как платежный инструмент нужно выделить основные ее достоинства и преимущества:

для самого клиента - это удобство в использовании, уменьшение риска потери средств, льготы при получении услуг в предприятиях торговли и сервиса, уменьшение затрат при проведении финансовых операций, автоматическая конвертация, финансовая привлекательность - начисление процентов, удаленное управление счетами и многое другое;

для предприятий - расширение продаж и привлечение новых покупателей, снижение затрат на инкассацию выручки, повышение безопасности работы с использованием подписей владельцев, престиж и ряд других преимуществ;

для банков - расширение спектра услуг, появление новых клиентов, снижение стоимости операций за счет безбумажной технологии, взимание дополнительных комиссий - и как следствие, увеличение дохода, повышение конкурентного потенциала банка.


1.2. Рынок пластиковых карт в Новосибирске

Благодаря выгодному экономикогеографическому положению, город Новосибирск является крупнейшим промышленным и финансово-торговым центром региона, следствием чего стало привлечение в область значительных объемов наличных денежных средств. Объемы наличного денежного оборота на территории Новосибирской области имеют устойчивую тенденцию роста.

За последние несколько лет новосибирские банки и местные филиалы столичных структур проделали значительную работу. Из экзотической «фенечки» пластиковые карты превратились в нормальный платежный инструмент. Крупный магазин, не принимающий к оплате карты хотя бы одной из действующих систем, уже вызывает недоумение[4].

Бизнес пластиковых карт, как и по всей России, в Новосибирске получил развитие благодаря так называемым зарплатным карточным проектам, реализация которых стала довольно распространенной банковской услугой. Выгодность этих проектов обусловлена тем, что за услуги по переводу денег на карточки банк получает небольшую, но стабильную комиссию, что делает эту операцию прибыльной. При этом у банка появляется сразу значительное количество клиентов (пусть и не слишком обеспеченных), которые будут иметь на счетах хотя бы небольшие остатки. Но это только тактическое достижение - в перспективе расширение клиентской базы позволит банку предложить им и другие свои услуги[5].

Кредитными организациями и филиалами, осуществляющими на территории Новосибирской области деятельность по эмиссии и эквайрингу банковских карт, в 2003 году эмитировано около 130 тыс. банковских карт, количество владельцев пластиковых карт увеличилось с начала года более чем на четверть. Основной объем эмитированных карт приходится на физических лиц, доля корпоративных карт незначительна и составляет всего 0,5% от их общего количества[6].

Реальные обороты по картам в торговой сети пока еще очень незначительны. Даже в наиболее продвинутых супермаркетах (вроде «Зебры») доля карточных платежей редко превышает 4-5% от общих объемов. Что касается магазинов вообще, то по картам в Новосибирске оплачивается меньше 1% покупок. При таких оборотах сроки окупаемости оборудования значительно растягиваются и тормозят развитие бизнеса пластиковых карт.

Несмотря на положительные темпы роста практически по всем количественным показателям, качественная структура операций с пластиковыми картами в существующем виде не решает проблему расширения сферы применения безналичных расчетов за товары и услуги, так как основным назначением пластиковых карт по-прежнему остается получение наличных денежных средств.

Сложившаяся ситуация лишний раз подтверждает наличие значительного потенциала качественного развития рынка пластиковых карт на территории Новосибирской области, реализация которого в настоящий момент является одной из основных задач, стоящих перед кредитными организациями региона.


1.3. Операции банков с пластиковыми картами

Перед каждым банком, находящимся на этапе выбора системы обслуживания клиентов на основе пластиковых карточек, возникает комплекс технических и технологических проблем. Одна из основных задач, решаемых при создании платежной системы, состоит в выработке и соблюдении общих правил обслуживания карточек, входящих в систему эмитентов, проведения взаиморасчетов и платежей. Правила информационного обмена влияют на выбор аппаратно-информационных средств, средств связи и коммуникаций, на систему обеспечения безопасности. Эти правила охватывают как чисто технические аспекты операций с карточками - стандарты данных, процедуры авторизации, спецификации на используемое оборудование и пр., так и финансовые стороны обслуживания карточек - процедуры расчетов с предприятиями торговли и сервиса, входящими в состав приемной сети, правила взаиморасчетов между банками, тарифы и т.д.

Существующие особенности и возможности пластиковых карт не могут не сказаться на особенностях построения и функционирования платежных систем.

В общем случае развитую платежную систему составляют:

-         держатель карты;

-         банк-эмитент;

-         банк-эквайер;

-         расчетный банк;

-         магазины и другие точки обслуживания;

-         процессинговый центр и коммуникации.   

Держатель пластиковой карты – это лицо, которому передается карта на основе подписанного договора с эмитентом[7].

Держателями банковских карт в России могут быть физические и юридические лица,  как резиденты, так и нерезиденты, согласно Положения Банка России «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием» от 9 апреля 1998 года № 23-П, в ред. Указания ЦБ РФ от 29.11.2000 № 857-У. Владелец карты может использовать ее для оплаты товаров и услуг, предлагаемых другими участниками платежной системы, а также для получения наличных.

Перед выдачей кредитной карты клиент заполняет специальную анкету, на основе которой проводится анализ его кредитоспособности. В России нет опыта ведения кредитных историй и в качестве страхования рисков, связанных с оформлением кредитной  карты, банки требуют внесения страхового депозита. 

Причины, по которым клиент обращается в банк, как правило, связаны со следующим:

-     операции, оспариваемые клиентом;

-     неполучение в срок выписки по счету;

-     неполучение банком перевода в оплату выписки по счету;

-     запрос об остатке непогашенной задолженности.

Запрос первого рода возникает тогда, когда клиент, получив выписку по счету, обнаруживает в ней операцию, которую он не совершал. Ошибочная запись может возникнуть по разным причинам, в том числе и в результате того, что кто-то воспользовался счетом клиента в мошеннических целях.

Банк должен выяснить причину ошибки, обратившись к оригиналу торгового счета, подписанного клиентом. При этом до выяснения истины спорная сумма должна быть зачислена на особый счет и по ней не должны начисляться проценты.

Получение в срок выписки по счету тоже может быть предметом запроса. Обычно владелец карточки знает дату присылки выписки и может быть обеспокоен ее отсутствием. При получении соответствующего запроса работник банка должен проверить факт отправки выписки, правильность указанного адреса и так далее. Обычно до выяснения вопроса банк не берет с клиента комиссии в случае просрочки платежа.

Другая причина возможного конфликта - отсутствие кредитной записи по карточному счету после наступления срока платежа и перевод счета в разряд просроченных. Банк отправляет клиенту напоминание о необходимости произвести платеж. Однако последний может известить банк, что платеж был произведен, и представить копию денежного перевода. Банк в этом случае должен немедленно принять меры для изменения статуса счета с просроченного на действующий и выяснить причину ошибки. Клиенту  следует предоставить возможность пользоваться карточкой в течение периода расследования. Что касается об остатке непогашенной задолженности по счету, то такие справки нужно давать с известной долей осмотрительности. Лицо, незаконно завладевшее карточкой, может пытаться таким путем получить сведения, необходимые для ее использования. Поэтому работнику банка следует предварительно выяснить, исходит ли запрос от законного владельца.

Банк, который выпускает пластиковые карточки и предоставляет их в распоряжение клиентов, называется банком-эмитентом. При этом карточки остаются в собственности банка, а клиенты получают право их использования.  Выдача карточки клиенту предваряется открытием ему счета в банке-эмитенте и, как правило, внесением клиентом некоторых средств на этот счет. Выдавая карточку, банк-эмитент берет на себя тем самым гарантийные обязательства по обеспечению платежей по карточке. Характер этих гарантий зависит от платежных полномочий, предоставляемых клиенту и фиксируемых классом карточки. При выдаче карточки осуществляется ее персонализация - на нее заносятся данные, позволяющие идентифицировать держателя карточки, а также осуществить проверку платежеспособности карточки при приеме ее к оплате или выдаче наличных денег[8].

 Основные функции банка-эмитента сводятся к следующему:

-         выпуск карточек (кодирование и запись персональных данных владельца карточки, эмбоссинг, высылка карточки клиенту, возобновление карточки);

-         анализ кредитоспособности (оценка финансового положения заявителя, открытие карточного счета, определение кредитного лимита);

-         авторизация (ответ на запрос торговца о возможности совершения сделки в автоматическом режиме или по телефону, обновление мастер-файла, взаимодействие с системами информационного обмена);

-         получение комиссии за обмен информацией;

-         подготовка и высылка владельцу карточки выписки по счету с указанием сумм и сроков погашения задолженности;

-         бухгалтерский учет операций по карточному счету;

-         взыскание просроченной задолженности и контроль превышения кредитного лимита;

-         работа с клиентами (ответы на запросы, рассмотрение жалоб);

-         обеспечение безопасности и контроль за мошенничеством (подготовка отчетов по украденным и подделанным карточкам, блокирование счетов);

-         маркетинг (поиск новых клиентов, реклама,  программы активизации операций по карточным счетам).

Участок производства карточек в банке (или в специализированной фирме) отделен от других отделов и находится под строгим контролем. Доступ разрешается узкому кругу лиц, чтобы сократить риск похищения бланков или готовых карточек, подлежащих отправке владельцам.

Банк-эмитент выдает карты клиенту лично. Вместе с картой клиент получает конверт с PIN-кодом.

Далее в выписке содержится напоминание о кредитном лимите, установленном по карточному счету и приводится неиспользованная сумма кредитной линии. Последний показатель свидетельствует, что установленный банком кредитный лимит не превышен клиентом. В сумму неиспользованного лимита не включены те сделки, которые не поступали в банк к моменту подготовки выписки. Все сделки, сообщения о которых поступили в банк позднее этой даты, будут включены в расчет следующего цикла. Указывается так же конечный срок поступления платежа от клиента по данному циклу. Все суммы, поступившие позднее этой даты, считаются просроченными, и по ним банк будет взимать сбор за просрочку.

Далее банк напоминает клиенту минимальную сумму обязательного платежа, затем приводятся сведения  о самой операции, которую осуществил клиент с применением кредитной карточки. Это, прежде всего, дата, которая должна совпадать с датой на копии торгового счета, имеющейся  у владельца карточки. Далее указана дата соответствующей бухгалтерской проводки по карточному счету клиента в банке. Эта дата особенно важна, так как, начиная с нее, банк рассчитывает среднедневной остаток задолженности, необходимый для определения комиссионного сбора.

Каждой операции с карточкой  присваивается индивидуальный номер, по которому в случае возникновения спора можно разыскать все необходимые документы. В специальной графе перечислены все торговые операции, включенные в выписку, с указанием названия и адреса торгового или сервисного предприятия.

Полученный банком перевод в счет платежа по выписке должен быть зачислен на карточный счет в день его получения независимо от того, когда он будет обработан и проведен по бухгалтерским книгам.

Банк-эквайер осуществляет весь спектр операций по взаимодействию с точками обслуживания карточек:

-         обработку запросов на авторизацию;

-         процессинг торговых счетов, предоставленных в банк торговцем по операциям  с карточками;

-         перечисление на расчетные счета точек средств за товары и услуги, предоставленные по карточкам;

-         распространение стоп-листов (перечней карточек, операции по которым по тем или иным причинам на сегодняшний день приостановлены);

-         рассмотрение заявок торговых организаций на присоединение к системе расчетов, анализ кредитоспособности новых и уже имеющихся торговцев, проверку торговцев, подозревающихся в мошенничестве;

-         маркетинг, помощь торговым предприятиям в приобретении оборудования для обслуживания пластиковых карт.

Процессинг торговых счетов имеет несколько стадий. Сначала торговые счета, поступившие в банк от торговца, формируются в пачки одинакового размера и проверяются (правильность заполнения, нет ли в пачке чужих счетов от других торговцев, сумму счетов в пачке). Затем проводится считывание и перенос данных. При ручной обработке счетов данные вводятся с помощью клавиатуры на компьютерном терминале.

Наконец, после считывания и контроля, сумма счетов передается по системе информационного обмена, и банк-эквайр получает возмещение этой суммы от ассоциации за вычетом комиссии за интерчейндж.

Как и все другие элементы процессинга, обработка торговых счетов требует строгого контроля. Банк зачисляет суммы счетов, предъявленных торговцем, на депозитный счет последнего в день подачи счетов. В то же время возмещение этой суммы через систему информационного обмена не может быть получено, пока счета не обработаны и  не проведены по системам информационного обмена. Таким образом, банк вынужден бесплатно кредитовать торговца на период обработки счетов. Если вместо 2-х дней будет затрачено 4-е или 5-ть дней, расходы банка существенно возрастут.

Поэтому администрация вводит жесткие стандарты сроков обработки счетов. В любом случае следует всегда учитывать, что задержка процессинга означает потерю денег для банка, а ускорение обработки счетов - выигрыш.

Выполнение эквайерами своих функций влечет за собой расчеты с эмитентами. Каждый банк-эквайер осуществляет перечисление средств точкам обслуживания по платежам держателей карточек банков-эмитентов, входящих в данную платежную систему. Поэтому соответствующие средства (а также, возможно, средства, возмещающие выданную наличность) должны быть затем перечислены эквайеру этими эмитентами. Оперативное проведение взаиморасчетов между эквайерами и эмитентами обеспечивается наличием в платежной системе расчетного банка (одного или нескольких), в котором банки - члены системы открывают корреспондентские счета.

Использование дебетовой магнитной карточки приводит к необходимости on-line авторизации каждой сделки в любой точке обслуживания платежной системы. Для операций с кредитной карточкой авторизация необходима не во всех случаях, но, например, при получении денег в банкоматах она также проводится всегда.

Процессинговый центр - специализированная сервисная организация - обеспечивает обработку поступающих от эквайеров (или непосредственно из точек обслуживания) запросов на авторизацию и/или протоколов транзакций - фиксируемых данных о произведенных посредством карточек платежах и выдачах наличных.  Для этого центр ведет базу данных, которая, в частности, содержит данные о банках - членах платежной системы и держателях карточек. Центр хранит сведения о лимитах держателей карточек и выполняет запросы на авторизацию в том случае, если банк-эмитент не ведет собственной базы (off-line банк). В противном случае (on-line банк) процессинговый центр пересылает полученный запрос в банк-эмитент авторизуемой карточки. Очевидно, что центр обеспечивает и пересылку ответа банку-эквайеру. Кроме того, на основании накопленных за день протоколов транзакций процессинговый центр готовит и рассылает итоговые данные для проведения взаиморасчетов между банками-участниками платежной системы, а также формирует и рассылает банкам-эквайерам (а, возможно, и непосредственно в точки обслуживания) стоп-листы. Процессинговый центр может также обеспечивать потребности банков-эмитентов в новых карточках, осуществляя их заказ на заводах и последующую персонализацию, а также иметь базу для технического сопровождения и ремонта POS-терминалов и банкоматов.

Таким образом, схема карточных расчетов в основе  своей предполагает наличие трех отдельных контрактов:

-     между торговцем и предъявителем карты - о продаже товаров и услуг;

-     между банком и торговцем - о согласии последнего принимать карточки в оплату товаров;

-     между банком и владельцем карточки - о возмещении банку суммы, уплаченной торговцу по операции с кредитной картой. 

С организационной точки зрения ядром платежной системы является основанная на договорных обязательствах ассоциация банков. Для успешного функционирования платежной системы необходимы и специализированные нефинансовые организации, осуществляющие техническую поддержку обслуживания карточек: процессинговые и коммуникационные центры, центры технического обслуживания и т.п.

Процессинговые центры являются технологическим ядром платежной системы.  Поддержание надежного, устойчивого функционирования платежной системы требует наличия существенных вычислительных мощностей в процессинговом центре (или центрах – в развитой системе) и развитой коммуникационной инфраструктуры, поскольку процессинговый центр системы должен иметь возможность одновременно обслуживать достаточно большое число географически удаленных точек. Кроме того, неизбежна также маршрутизация запросов, что еще больше ужесточает требования к коммуникациям.

Операции с карточками относятся к числу наиболее доходных видов банковской деятельности.

Доходы от эмитирования карточек складываются из взимае­мых с клиента[9]:

-     ежегодной ставки за выпуск карточки и обслуживание счета (сервисная ставка);

-     процентной ставки по карточному кредиту;

-     комиссии за операции выдачи наличных денег;

-     комиссии за операции безналичной оплаты в коммерческой сети;

-     комиссии за конвертацию для мультивалютных (российских) карточек;

-     комиссия за интерчейндж;

-     штрафные сборы за нарушение условий договора.

Если банк занимается эквайрингом, то главной позицией по доходам является комиссия, взимаемая с предприятий торговли и услуг. Она представляет собой фиксированный процент от суммы операций, определенный в договоре.

Другая позиция, позволяющая получать доходы, это использование средств, хранящихся на депозитном счете торговца.

Каналом доходов от эквайринга являются поступления от продажи или сдачи в аренду торговцу оборудования по обслуживанию операций с использованием пластиковых карточек.

1.4. Риски транзакций по банковским картам

В процессе своей деятельности каждая процессинговая компания, как любой производитель, в том числе и банк, сталкивается с различными непредвиденными ситуациями, чреватыми финансовыми потерями, т. е. с рисками.

Риск выражается вероятностью нежелательных последствий в виде потери прибыли и возникновения убытков вследствие неплатежей по выданным кредитам, потери транзакционных данных, резких скачков курса национальной валюты и т. п. С одной стороны, предприятию выгодно постоянно улучшать соотношение уровня риска и степени деловой активности, доходности, а с другой - любая компания старается свести к минимуму степень риска и из нескольких альтернативных решений обычно выбирает то, при котором риск минимален.

По уровню риски делятся на полные, умеренные и низкие, а по времени - на перспективные, текущие и ретроспективные. При этом, в зависимости от основных факторов возникновения риски бывают экономические и политические. Наиболее распространенным видом экономического риска является риск несбалансированной ликвидности. Экономические риски также могут определяться изменением конъюнктуры рынка, уровня управления. Как политические, так и экономические риски могут быть внутренними и внешними. Внешние риски непосредственно не связаны с деятельностью процессинговой компании, внутренние же риски полностью ею обусловлены. Важно отметить, что на практике большинство рисков обычно тесно связаны между собой, и часто бывает трудно разделить их по видам.

Перечислим коротко те риски, влияние которых на деятельность процессинговой компании наиболее существенно. Внешние риски возникают как при работе с филиалами, так и при взаимодействии с международными платежными системами. К внешним рискам в основном относится валютный риск, или риск курсовых потерь, часто возникающий при работе процессинговых компаний. Он связан с интернационализацией банковских услуг по работе с кредитными карточками.

Валютные риски могут быть коммерческими, обусловленными нежеланием или невозможностью должника, либо гаранта рассчитаться по своим обязательствам, или конверсионными, связанными с возможными убытками вследствие операций с кредитными карточками. Теоретически возможен еще трансляционный риск, чреватый убытками при переоценке активов и пассивов балансов и счета "Прибыли и убытки" зарубежных филиалов процессинговых центров.

Внутренние риски, которым подвержены процессинговые компании, в большинстве случаев оказываются гораздо опаснее внешних. К ним относятся риски, обусловленные следующими причинами:

-         спецификой деятельности процессинговых компаний (технологические риски);

-         характером банковских операций;

-         спецификой клиентов процессинговых компаний.

Для любого предприятия банковской сферы уровень и вид внутренних рисков в основном зависят от специфики его деятельности. Поэтому самым значимым для процессинговых компаний является технологический риск. Его можно понимать как риск отказа программно-аппаратного комплекса поддержки финансовых транзакций и утери базы данных по уже выполненным транзакциям.

Риски, связанные с характером банковских операций, подразделяются на риски пассивных и риски активных операций[10]. Пассивные - связаны с возможными затруднениями в обеспечении активных операций ресурсами и могут возникать, например, при получении процессинговой компанией банковских ссуд для покрытия непредвиденных расходов.

Риски активных операций подразделяются на следующие виды:

·                     процентные риски, связанные с управлением заемными средствами и обработкой финансовых транзакций;

·                     портфельные риски, которые в общем случае для банковских структур могут подразделяться на финансовый, риск ликвидности, систематический и несистематический;

·                     риск падения общерыночных цен на услуги процессинга банковских карточек;

·                     риск инфляции;

·                     кредитный риск, или риск невозврата краткосрочных кредитов, выданных процессинговой компанией под гарантию банка-эмитента кредитной карточки. Он обусловлен тем, что кредиты, выдаваемые по кредитной карточке, не обеспечиваются ее держателем. При этом также возможен овердрафт по причине мошеннического использования банковских карточек.

Таким образом, рисков в операциях с пластиковыми банковскими карточками целое множество, которые всегда желательно уменьшать с тем, чтобы повысить безопасность финансовых транзакций по банковским карточкам. В третьей главе настоящей работы приведены некоторые рекомендации по снижению этих рисков на примере операций с пластиковыми картами Сбербанка РФ.

2. Анализ работы Сбербанка России с пластиковыми картами

2.1. Общая характеристика Сбербанка России. Результаты работы по развитию банковских карт

Сбербанк России – это лидер банковской системы России, основа ее стабильности и надежности. Присутствие Банка во всех секторах рынка банковских услуг делают его альтернативой любому другому банку России и обеспечивает функционирование банковской системы страны в любых условиях.

Стратегическая цель Банка – выйти на качественно новый уровень обслуживания клиентов, сохранить позиции современного первоклассного конкурентоспособного крупнейшего банка Восточной Европы. Это предполагает создание системы, устойчивой к возможным экономическим потрясениям в России и за рубежом, путем оптимального распределения пропорций между тремя основными направлениями деятельности – работой с физическими лицами, юридическими лицами и государством.

Сбербанк России сохраняет лидирующие позиции на рынке розничных банковских услуг, доля в общем объёме рублевых вкладов населения достигает 87%. Несмотря на падение реальных доходов населения и отставание законодательной базы, Банк последовательно развивает кредитование физических лиц, и в объеме банковских кредитов, полученных населением страны, на долю Сбербанка России приходится более 20%. К 2003 году существенно укрепились позиции Банка в обслуживании корпоративных клиентов: доля Банка на рынке составляет около 25%, более 1 миллиона юридических лиц – клиенты Сбербанка России. Банк продолжает активно работать на рынке внутренних и внешних государственных обязательств, корпоративных ценных бумаг.

Сбербанк России последовательно развивает систему безналичных расчетов с использованием пластиковых карточек. Эта работа в банке ведется уже более 10-ти лет. За это время были разработаны и опробованы на практике различные технологии. На первом этапе в ряде отделений банка использовались карты с магнитной полосой. Фактически они служили заменителями традиционных сберегательных книжек. Эффективность их применения заключалась преимущественно в ускорении процесса обслуживания клиентов, отсутствии необходимости сличения подписи на расходном ордере с имеющимся образцом, обеспечения для клиента возможности получения и внесения средств на счет в любом филиале отделения, независимо от места открытия счета.

Однако, внедренная в ряде отделений банка система, наряду с достоинствами, имела и ряд существенных недостатков. Во-первых, она не являлась, как таковой, системой расчетов. С использованием карточки нельзя было оплатить товары (услуги), невозможно было получить наличные деньги в банкомате. Главный же недостаток – система действовала в рамках отдельных ОСБ. В 1996 году, с началом жесткой централизации всех вопросов деятельности в центральном офисе, Сбербанк России начал активный поиск единой платформы для развития карточного бизнеса, обязательной к применению во всех своих территориальных подразделениях.

В настоящее время Банком эмитируются пластиковые карты Сбербанка России - Сберкарты, карты международных платежных систем «VISA», «Master Card».

Объем эмиссии карт Сбербанка России по состоянию на 01.07.2004 года составил более 7,4 млн. карт (рис.1).

Количество карт международных платежных систем VISA и MasterCard по состоянию на 01.07.2004 года составило 4,8 млн. карт (65% от общего объема эмиссии), в том числе:

MasterCard и Maestro – 3,0 млн. карт;

VISA и VISA Electron – 1,8 млн. карт.

Рис.1. Структура эмиссии карт Сбербанка России

Наибольшее количество международных карт на 01.07.2004 года выдано филиалами Сбербанка России, расположенными в г. Москве (1,3 млн. карт), Северо-Западным банком Сбербанка России (1,1 млн. карт), а также Среднерусским и Поволжским (по 0,6 млн. карт) банками Сбербанка России.

Количество микропроцессорных карт СБЕРКАРТ по состоянию на 01.07.2004 года составило 2,6 млн. карт.

Наибольшее количество карт СБЕРКАРТ на 01.07.2004 года выдано Волго-Вятским (416 тыс. карт), Западно-Уральским (280 тыс. карт), Сибирским (246 тыс. карт) и Юго-Западным (242 тыс. карт) банками Сбербанка России (рис.2).

Рис.2. Количество выпущенных СБЕРКАРТ на 1.07.2004г.

Объем привлеченных средств на счета банковских карт по состоянию на 01.07.2004 года составил 44,3 млрд. рублей (в т.ч. на счета физических лиц – 43,9 млрд. рублей).

Дебетовый оборот по банковским картам, эмитированным Сбербанком России, за 1 полугодие 2004 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2003 года на 66% и составил 267 млрд. рублей.

В 2004 году Сбербанк России продолжил развитие инфраструктуры обслуживания банковских карт. По состоянию на 01.07.2004 года Сбербанк России обслуживает операции по картам более чем в 2,2 тыс. населенных пунктах 79 субъектов Российской Федерации.

В системе Сбербанка России действует более 6,8 тыс. пунктов выдачи наличных денежных средств (по состоянию на 01.01.2004 – 6,3 тыс.), из них 5,0 тыс. обслуживают операции по картам международных платежных систем VISA и MasterCard и 4,8 тыс. – по микропроцессорным картам СБЕРКАРТ.

Сбербанком России установлено 3811 банкоматов (по состоянию на 01.01.2004 – 3202).

Количество торгово-сервисных точек, с которыми Сбербанк России заключил договоры о приеме банковских карт в качестве платежного средства, превысило 13,1 тыс. (по состоянию на 01.01.2004 – 10,7 тыс.), из которых 6,8 тыс. обслуживают операции по международным картам, 8,7 тыс. – операции по картам СБЕРКАРТ.

Оборот в эквайринговой торговой сети Сбербанка России за 1 полугодие 2004 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2003 года на 79% и составил 4,3 млрд. рублей.


2.2. Анализ операций с пластиковыми картами

Как уже отмечалось выше, Сбербанк России прошел достаточно длинный и сложный путь определения платформы своего карточного бизнеса. В процессе работы, на практике, были опробованы карточки с магнитной полосой, так называемые MEMORY-карты. И все же окончательное решение было избрано в пользу микропроцессорных ЧИП-карт, базирующихся на платформе UEPS, несмотря на более высокую стоимость как самих карт, так и оборудования для организации банковского сервиса.

Система UEPS – Универсальная Электронная Система Платежей, разработана французской компанией NET1 Prodacts и в настоящее время признана национальным банковским стандартом в ряде стран. Основным технологическим принципом UEPS является осуществление платежных транзакций в торговых точках в режиме OFF-Line при непосредственном взаимодействии двух карт – карты покупателя и карты продавца. С теоретической точки зрения, UEPS способна заменить практически все существующие операции с наличностью на электронные транзакции. Необходимым условием для клиента является при этом только наличие счета в банке.

В цикле платежной транзакции участвуют три или четыре элемента (в зависимости от того, являются ли владелец карточки и предприятие торговли клиентами одного или разных участников системы расчетов). В настоящее время автоматизированная система АС «Сберкарта» на платформе UEPS работает автономно от других участников, т.е. производятся исключительно внутрисистемные расчеты с участием сети клиринговых расчетных центров, имеющихся во всех территориальных учреждениях Сбербанка России.

Собственно процесс расчетов с использованием микропроцессорных карточек слагается из трех этапов.

I этап

Клиент пополняет остаток средств на карте путем внесения наличных или безналичным перечислением со своего текущего счета (возможно перечисление также со счетов работодателя – например, заработной платы). Этот этап может быть выполнен как с участием оператора банка (на сегодняшний день – единственный способ), так и автономно – через специальный терминал (планируется в перспективе). В любом случае, данный этап возможно осуществить исключительно в режиме ON-Line, т.е. и терминал оператора и автономный терминал должны быть непосредственно подключены к информационной сети банка. В связи с вышеизложенным, пополнение карты денежными средствами производится только в специальных пунктах обслуживания банка-эмитента.

II этап

Клиент совершает платежную операцию в торговой точке. Операция производится в OFF-Line-режиме без запроса на авторизацию владельца карточки, так как вся необходимая и секретная информация находится непосредственно на самой карте клиента. Технически операция производится следующим образом: в торговом терминале установлена микропроцессорная карта магазина, и клиент, вставляя карту в считывающее устройство торгового терминала, производит списание электронной наличности со своей карты на карту магазина. Остаток на карте клиента уменьшается на сумму транзакции, остаток средств на карте магазине увеличивается на аналогичную сумму. При этом как на карту магазина, так и на карту клиента заносится полная информация о совершенной транзакции: дата/время, сумма, идентификатор покупателя и магазина с информацией о банке и номере счета владельца. Для совершения транзакции покупатель должен ввести свой пароль на расходование средств с карточки. В случае фальсификации одной из карт, участвующих в транзакции (покупателя или магазина), неправильно введенного пароля, превышения баланса карты покупателя или ее наличия в стоп-листе, транзакция не совершится. Клиент и магазин получают бумажный документ (чек покупателя и журнальная лента магазина). Все транзакции также дублируются в памяти торгового терминала (для страховки – на случай утери карты магазина).

         Необходимо отметить, что с момента внесения денег в банк клиентом, денежные средства из банка не выходят и могут быть размещены банком по своему усмотрению с целью извлечения дополнительного дохода.

III этап

Магазин, собрав в течение дня на карту магазина список всех проведенных за день транзакций с подробным их описанием, передает (инкассирует) эту информацию с карты магазина в систему расчетов банка. Эта операция может производиться автоматически по модемной телефонной связи или физически – по предъявлении карточки магазина в любом ближайшем отделении банка, но в любом случае зашифрованный список транзакций передается с карты магазина, а не с торгового терминала. После завершения сеанса инкассации карта магазина очищается для работы в следующем сеансе и на нее переносятся изменения стоп-листа, который карта магазина при начале следующего сеанса сообщает торговому терминалу.

         Банк, получив информацию о произведенных транзакциях, перечисляет суммы по всем транзакциям со счетов клиентов на счет магазина. Как видно из вышеизложенного, и на этом этапе деньги не покидают банк. По статистике, среднее время цикла платежной транзакции составляет 15 дней, а значит, при наличии значительного числа владельцев карточек банк получает в свое распоряжение значительные дополнительные денежные средства.

При разработке системы UEPS особое внимание уделялось взаимодействию банков-участников. Поэтому даже с участием в расчетах двух банков, обслуживающих соответственно покупателя и продавца, технология расчетов изменяется не на много. Банки, имея друг у друга корреспондентские счета или открыв корреспондентские счета в одном клиринговом банке (выполняющем дополнительно функцию информационного центра) производят безакцептное списание средств со счета партнера в свою пользу на основании выставляемых счетов и удерживая с покупателя и продавца комиссионное вознаграждение за оказываемые услуги.


2.3. Перспективы развития системы расчетов Сбербанка России с использованием банковских карточек

Основной задачей программы развития банковских карт Сбербанка России является существенное увеличение масштабов деятельности по всем направлениям карточного бизнеса, совершенствование карточных продуктов с целью соответствия их качественного уровня мировым стандартам.

Продолжится работа по созданию платежной системы Сбербанка России, включающей единый набор карточных продуктов, эмитированных Банком, и единую сеть приема карт, составным элементом которой является сеть банкоматов и терминалов Сбербанка России. Предполагается значительное расширение сферы применения банковских карт как для физических, так и для юридических лиц.

Одновременно с программой развития международных банковских карт Банк будет последовательно развивать собственную программу микропроцессорных карт АС СБЕРКАРТ, использование которых не зависит от существующей в различных регионах инфраструктуры услуг связи.

Сбербанк России будет расширять выпуск карт международных платежных систем, ориентированных на средний класс и состоятельных клиентов; международных дебетовых карт и микропроцессорных карт АС СБЕРКАРТ для перечисления зарплат, пенсий и социальных выплат.

Улучшение уровня сервиса, возможности использования Интернет-технологий и мобильной телефонной связи, развитие эквайринга позволят превратить банковские карты в массовый продукт и обеспечат значительное увеличение потоков денежных средств с использованием банковских карт и остатков на клиентских карточных счетах. Банк планирует рост остатков на счетах банковских карт до 3-5% от общего объема привлечения средств физических лиц. В качестве наиболее приоритетного направления Банк выделяет работу с предприятиями, университетами, институтами по предложению зарплатных проектов.

Привлекательность банковских карт будет обеспечиваться дальнейшим распространением операций по овердрафтному кредитованию по карточным счетам.

3. Управление рисками по операциям с пластиковыми картами на примере Сбербанка России


Единая система управления финансовыми потоками и ликвидностью Сбербанка России является эффективной: территориальные банки практически не испытывали проблем с ликвидностью даже во время августовского кризиса 1998 года. Созданная система по управлению рисками позволяет решать задачи процентной, ценовой и курсовой политики, а также регулирования кредитного риска. В то же время, процесс управления рисками осуществляется различными коллегиальными органами и прослеживается необходимость интеграции управления всеми видами рисков в единый блок. Требуется постоянно совершенствовать систему управления рисками на основе распространенных в современном банковском деле технологий, более широкого использования методов математического моделирования и развития системы комплаенс-контроля.

Как подтверждается практикой, у банка обязательно имеются убытки, связанные с мошенническими действиями при использовании пластиковых карт. В 1991 году суммы убытков, приводимые в отчетах  ассоциаций «Мастер Кард» и «Виза» как результат мошеннических операций с банковскими карточками в рамках США достигли 198 млн. долларов (статистика потерь представлена в приложении 14). Причем платежные системы включают в эту статистику только случаи мошенничества, наносящие ущерб имиджу, их технологии и организации, то есть убытки от случаев подделки карт, платежных документов, убытки от потерянных или неполученных карт и пр. Однако такие потери банка, как «овердрафт», от мошеннического использования карт, до настоящего времени не рассматриваются в статистике системы и относятся к категории «кредитных рисков банка». По некоторым данным такие «кредитные риски по карточкам» в США составляют сумму 15 миллиардов долларов.

В этой связи обеспечение безопасности использования пластиковых технологий является одним из наиболее важных факторов по предотвращению нанесения банку и клиентам материального ущерба.

Суть мошеннических операций с платежными карточками состоит в выяснении номеров счетов, изготовлении фальшивых карт, перекачивании денег с их помощью со счетов истинных владельцев на счета подставных фирм или физических лиц.

Чисто теоретически мошенничество может произойти на любой стадии выпуска и функционирования карты:

-         в банке-эмитенте;

-         в банке, обслуживающем торгово-сервисную сеть;

-         в торгово-сервисной сети;

-         непосредственно в среде держателей карт;

-         в компаниях, обслуживающих информационный обмен между участниками платежной системы.

Возможность мошенничества предопределена тем уровнем доверия между банком и клиентом, на котором основано обращение пластиковых карт. Свою роль здесь играют и чисто технические особенности пластиковых карт, такие как степени защиты карты, технологические особенности карты (магнитная полоса или микросхема), коммуникационные возможности банка-эмитента и банка-эквайрера, техническое оснащение и технологическое обеспечение торгово-сервисной сети.

Исходя из этого, для уменьшения размера ущерба банки применяют различные меры защиты (организационные, программно-технические и др).

Обеспечение безопасности в целом предполагает создание препятствий для любого несанкционированного вмешательства в процесс ее функционирования, а также попыток хищения, модификации, выведения из строя или разрушения ее компонентов, то есть защиту всех компонентов системы:

-         оборудования;

-         программного обеспечения;

-         данных;

-         персонала.

Исключительно важное значение имеет конфиденциальность информации, т.е. свойство информации быть известной только допущенным и прошедшим проверку (авторизированным) субъектам системы (пользователям, программам, процессам и т.д.). Для остальных субъектов системы эта информация не существует.

Опасность несанкционированного доступа к базам данных и автоматизированным рабочим местам особо проявляется в процессинговых центрах. Чреват последствиями и доступ злоумышленников к автоматизированным рабочим местам, на которых совершаются операции по проведению и обработке транзакций по картам.

Для предотвращения несанкционированного доступа необходимо:

-         периодически вносить изменения в базу данных сведений о пользователях, допущенных к работе в системе, их правах доступа к различным объектам системы и др.;

-         документировать все изменения в базе данных;

-         организовать систему заявок от должностных лиц организации на разрешение доступа тому или иному сотруднику к ресурсу системы. При этом ответственность за допуск сотрудника возлагается на соответствующее лицо, подписавшее заявку.

Все сотрудники банка, участвующие в той или иной мере в проведении операций по обслуживанию пластиковых карточек, обязаны их исполнять согласно правил, установленных для каждого рабочего места.

Если операция проводится с нарушением правил, она может быть признана недействительной. Причем материальная ответственность за совершение такой операции возлагается персонально на сотрудника, допустившего несоблюдение правил руководящих документов.

Ключевым превентивным элементом в борьбе с мошенничеством является обучение персонала и клиентов.

Для достижения максимальной эффективности банки стремятся организовать непрерывное и разнообразное по формам и методам обучение персонала и держателей карточек.

В частности, держатели карточек обеспечиваются специальной литературой при выдаче карточки, получают небольшие сувениры с необходимой информацией, например, багажные бирки с телефонами, по которым держатель может незамедлительно сообщить о потере карточки или ее краже. В этих целях широко используются средства массовой информации.

Принимая во внимание, что для процессирования любой мошеннической транзакции необходимо участие предприятия обслуживания, обучение персонала в основном сфокусировано на определении попытки мошенничества согласно разработанным формам и методам службой безопасности банка.

Обучение периодически повторяется с целью закрепления учебного материала и приобретения уверенности в знаниях работающего персонала.

Безопасность пластиковой платежной системы во многом зависит от использования административных мер. Они включают:

-         мероприятия, осуществляемые при подборе и подготовке персонала (проверка новых сотрудников, ознакомлением их с порядком работы с конфиденциальной информацией, с мерами ответственности за нарушение правил ее обработки, создании условий, при которых персоналу было бы невыгодно допускать злоупотребления и т.д.);

-         организацию надежного пропускного режима;

-         организацию учета, хранения, использования и уничтожения документов и носителей с конфиденциальной информацией;

-         мероприятия, осуществляемые при проектировании, разработке, ремонте и модификациях оборудования и программного обеспечения (сертификация используемых технических и программных средств, строгое санкционирование, рассмотрение и утверждение всех изменений, проверка их на соответствие требованиям защиты, документальное отражение изменений и т.д.).

Важнейшую роль в достижении максимальной безопасности системы пластиковых расчетов призвана играть служба безопасности банка, которая осуществляет контроль за проведением расчетов в пластиковой платежной системе и предотвращает попытки нанесения банку экономического ущерба.

Основная цель данного подразделения - предупредительный аспект по уменьшению риска, связанного с нанесением экономического ущерба и людских потерь. Ее реализация осуществляется посредством:

-         знания оперативной обстановки региона и доведения ее до сотрудников;

-         анализа и предупреждения фактов мошенничества с применением пластиковых карточек;

-         выявления преступных посягательств на банк, его персонал, экономические интересы;

-         проведения учебных занятий, семинаров, консультаций с персоналом банка и его клиентами;

-         проверки, изучения деловых и личных качеств сотрудников банка;

-         изучения потенциальных клиентов банка;

-         осуществления плановых и внезапных проверок;

-         контроля за эксплуатацией программного обеспечения и правильностью осуществления технологических процессов в автоматизированной системе с применением пластиковых карточек;

-         мониторинга систем безопасности с целью контроля выполнения правил заданной политики безопасности;

-         оперативного и адекватного реагирования на события, связанные с нарушением информационной безопасности.

При этом уполномоченные подразделения обязаны незамедлительно информировать руководство банка и контрольно-ревизионную службу обо всех случаях утраты карт, мошеннических операциях с картами и в случаях подозрения на мошенничество. Это позволяет в полной мере использовать процедуру оптимизации стоп-листа, предусматривающую изъятие утраченной карточки из обращения.

Неотъемлемой частью системы информационной безопасности платежной системы является системное и прикладное программное обеспечение автоматизации работ с пластиковыми карточками.

Во всех технологически сложных системах возникают нештатные ситуации, связанные со сбоями или отказами технических средств. Потенциально существуют угрозы того, что злоумышленники смогут воспользоваться побочными результатами этих нештатных ситуаций (потерями или искажениями стоп-листов, раскрытием секретных кодов и т.д.). В частности, в Сбербанке РФ с целью исключения этого не допускается использовать нелицензированное системное программное обеспечение, запрещается также использовать неаттестованное программное обеспечение. Причем аттестованное программное обеспечение разрешается использовать при соответствии требованиям по информационной безопасности, после вычисления контрольных значений, с занесением в протокол аттестации.













Заключение


Целью настоящей курсовой работы являлось исследование операций с пластиковыми картами и рисков по ним, в том числе изучение состояния работы на этом направлении в самом крупном банке страны – Сбербанке РФ.

Подводя итоги рассмотрению этого вопроса можно сделать по меньшей мере несколько выводов.

Темпы развития карточного бизнеса в Сберегательном банке РФ, его ориентация на новейшие достижения в этой области позволяет с оптимизмом смотреть на будущее безналичных расчетов в России. Причем чем более широкие слои населения охватит карточная программа Сбербанка, тем больше выгод она принесет как самому банку, так и его клиентам и финансовой системе всего государства.

При этом положительный результат может принести только комплексный подход к решению задачи минимизации потерь процессинговой компании (будь то банк или другая какая-либо организация) в бизнесе банковских карточек.

Для минимизации потерь банка-эмитента необходимо соблюдение следующих условий: обеспечение физической и технологической безопасности процессов производства карточек, транзакции и авторизации; проведение оптимальной проверки персональных данных потенциальных владельцев банковских карточек; осуществление информационно-аналитической деятельности по раннему выявлению мошеннических действий с банковскими карточками.

Отсюда следует необходимость создания централизованной базы данных кредитных историй всех владельцев карточек. Но это, помимо технических сложностей данного проекта, чрезвычайно опасно из-за невозможности гарантировать участникам системы конфиденциальность данной информации. Процессинговая компания, относительно независимая от банка-эмитента, не может напрямую влиять на обеспечение этим банком указанных превентивных мер (условий). Поэтому в каждой отдельной процессинговой компании необходимо создание локального хранилища данных.

В проектируемом хранилище данных возможны следующие измерения: тип карты; торговые точки; категория точки; уровень риска, группы риска; тип транзакции; тип торговой точки (POS-авторизация, голосовая авторизация и т. д.); валютные курсы; клиринговые центры; временные задержки в финансовых потоках; причины возвратов от платежных систем; комиссии, удержанные платежными системами и др.

На основании этих данных на соответствующий период можно провести ряд проверок и составить прогнозы. По отношению к торговым точкам и владельцам банковских карточек, например, можно осуществить следующие операции: определить и разработать прогноз уровней соответствующих типов риска; провести анализ и сделать обоснование нижних границ лимитов по POS-авторизации; выработать рекомендации по процентам торговой уступки и по срокам оплаты для каждой торговой точки, проанализировать состояние расчетов с платежными точками; провести динамический анализ эффективности применения POS-терминалов.

В отношении платежных систем, клиринговых центров и типов карты можно сделать следующее: определить и составить прогноз уровней соответствующих типов риска; провести анализ состояния расчетов с платежными системами; выявить динамику структуры расходов; подготовить стандартные отчеты для платежных систем.

На основании такого анализа и учета ряда других параметров можно разработать рекомендации относительно динамического изменения направления финансовых транзакций в различные клиринговые центры с целью минимизации рисков по операциям с пластиковыми картами.


Список литературы


1.                Положение ЦБ РФ «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемых с их использованием» от 09.04.1998 № 23-П (ред.  29.11. 2000 № 854-У).

2.                Анч М.В. Рынок пластиковых карт в России: особенности и перспективы развития // http://www.finansy.ru/publ/bank/002.htm

3.                Банки и банковское дело / Под ред. Балабанова И.Т. – СПб.: Питер, 2003.

4.                Бережко В. Информационные технологии для снижения рисков // Банковские технологии. – 1998. - №4. - // http://www.bizcom.ru

5.                Орлов Г. Пластиковые карты на службе у предприятий // Эпиграф. – 2001. - №35 (355). // http://epigraph.sinor.ru

6.                Пластиковые карточки в России. Сборник. Сост. А.А.Андреев, А.Г.Морозов, Д.А.Равкин. - М.: БАНКЦЕНТР, 1997.

7.                Пластиковые карты. 2-е издание, переработанное и дополненное. Сост. А.А.Андреев. - М.: Концерн «Банковский Деловой Центр», 1998.

8.                Пластиковые карты в Новосибирске: реальные достижения в сфере расчетов или просто красивые слова о пластиковых деньгах? // Эпиграф - №24 (425). – 2003 // http://epigraph.sinor.ru

9.                Рудакова О.С. Банковские электронные услуги: Учебное пособие для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

10.           Сорокин К. Карты в руки // Сибирская столица. – 2003. - №5. – С.78-80

11.           Усоскин В.М. Банковские пластиковые карточки. - М.: ИПЦ «Вазар-Ферро», 1995.



[1] Банки и банковское дело / Под ред. Балабанова И.Т. – СПб.: Питер, 2003. – С.240

[2] Анч М.В. Рынок пластиковых карт в России: особенности и перспективы развития // http://www.finansy.ru/publ/bank/002.htm

[3] Усоскин В.М. Банковские пластиковые карточки. - М.: ИПЦ «Вазар-Ферро», 1995. – С.9

[4] Сорокин К. Карты в руки // Сибирская столица. – 2003. - №5. – С.78-80

[5] Орлов Г. Пластиковые карты на службе у предприятий // Эпиграф. – 2001. - №35 (355). // http://epigraph.sinor.ru

[6] Пластиковые карты в Новосибирске: реальные достижения в сфере расчетов или просто красивые слова о пластиковых деньгах? // Эпиграф - №24 (425). – 2003 // http://epigraph.sinor.ru

[7] Рудакова О.С. Банковские электронные услуги: Учебное пособие для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – С.77

[8] Пластиковые карточки в России. Сборник. Сост. А.А.Андреев, А.Г.Морозов, Д.А.Равкин. - М.: БАНКЦЕНТР, 1997. – С.169-170

[9] Пластиковые карты. 2-е издание, переработанное и дополненное. Сост. А.А.Андреев. - М.: Концерн «Банковский Деловой Центр», 1998. – С.53

[10] Бережко В. Информационные технологии для снижения рисков // Банковские технологии. – 1998. - №4. - // http://www.bizcom.ru