Содержание
Введение.............................................................................................................. 3
1.Общие положения............................................................................................ 4
2.Организация работы складской службы........................................................ 5
3.Оформление первичных документов по поступлению товара...................... 6
4. Особенности учета в оптовой и розничной торговле................................... 9
5. Бухгалтерский контроль за полнотой оприходования................................. 9
6. Синтетический учет поступления товаров................................................... 11
Заключение........................................................................................................ 14
Список литературы........................................................................................... 15
Введение
В системе бухгалтерского учета торгового предприятия товарам отводится главная роль, так как они принадлежат к основным объектам учета. По классификации хозяйственных средств они (товары) относятся к оборотным средствам и являются основным источником прибыли торгового предприятия, именно поэтому важна оценка рациональности их использования. В рамках хозяйственной деятельности торгового предприятия товарные запасы подлежат процессам приобретения, хранения и реализации. Перечисленные выше процессы составляют товарооборот предприятия и определяют валовой доход.
Основной задачей учета товаров является учет поступления товаров, поскольку правильно организованный данный участок учета позволяет обеспечить сохранность товаров.
Основной целью данной работы является раскрыть учет поступления товаров и расчетов с поставщиками. Достижение цели предполагает решение следующих задач:
- раскрыть общие положения оприходования товаров;
- дать характеристику организации складской службы;
- рассмотреть оформление первичных документов по поступлению товаров;
- выявить особенности учета в оптовой и розничной торговле;
- отразить бухгалтерский контроль за полнотой оприходования;
- рассмотреть синтетический учет поступления товаров.
При выполнении данной работы были использованы учебные издания бухгалтерского финансового учета в торговле, раскрывающие учет оприходования товаров и расчетов с поставщиками.
1. Общие положения
Дата оприходования товара определяется исходя из выбранного организацией способа признания доходов и расходов. При кассовом методе товары учитываются по дате отгрузки в соответствии со ст. 272 НК РФ. Датой оприходования товара при кассовом методе считается день оплаты товаров.
ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н) установлено, что товары приобретенные для продажи учитываются по стоимости их приобретения. При определении цены непременно учитываются условия поставки товара. Если поставка товара поставка товара предполагается на склад покупателя, в цену договора будут включены транспортные расходы, расходы на страхование груза и т. д.
Оценка товаров, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета суммы иностранной валюте по курсу ЦБ РФ, действующему на дату принятия товаров к бухгалтерскому учету[1].
Товар приходуется по стоимости приобретения за вычетом налога на добавленную стоимость, содержащегося в покупной цене, что фиксируется следующей проводкой:
Дт 19 "НДС по приобретенным ценностям" - на сумму НДС, указанную в счете-фактуре;
Дт 41 "Товары" - на стоимость оприходованного товара;
Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на общую сумму задолженности поставщику.
Впоследствии, после того как товар будет оплачен поставщику, покупатель засчитывает НДС при расчетах с бюджетом независимо от факта реализации данных товаров (при правильном оформлении счета-фактуры), что отражается записью на сумму НДС по оплаченным и поступившим товарам:
Дт 68 "Расчеты по налогам и сборам" Кт 19 "НДС по приобретенным ценностям".
ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н) не предусматривает проведения переоценок активов, относящихся к средствам в обороте. Вместе с тем отражение в бухгалтерской отчетности материально-производственных запасов по текущей рыночной стоимости, если она ниже стоимости материальных ценностей, принятой к бухгалтерскому учету, влечет за собой образование резервов под снижение стоимости материальных ценностей за счет внереализационных расходов, при этом на указанную разность составляется запись:
Дт 91 «Прочие доходы и расходы»
Кт 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей».
В начале периода, следующего за периодом, в котором произведена эта запись, зарезервированная сумма восстанавливается проводкой:
Дт 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»
Кт 91 «Прочие доходы и расходы».
2. Организация работы складской службы
Работа складской службы организовывается таким образом, чтобы обеспечить полный контроль за качеством и сохранностью принимаемого товара. Прием товаров на складе покупателя осуществляется материально ответственным лицом в исправной таре товара по качеству, весу нетто и количеству товарных единиц на основании товаросопроводительных документов.
Приемка товара по количеству и качеству осуществляется согласно транспортным и сопроводительным документам (техническому паспорту, сертификату, счету-фактуре, спецификации, описи, упаковочным ярлыкам и др.) поставщика. Кроме того, возможна выборочная проверка количества товара с распространением ее результатов на всю партию[2].
Качество товара определяется по техническим условиям, сертификату, стандартам, образцам, каталогам и проспектам продавца. Торговое предприятие получает сертификат соответствия.
Для оформления приемки товаров по качеству, количеству, массе и комплектности применяется Акт о приемке товаров. Данные о выявленных излишках также отражаются в акте. Акт должен быть подписан всеми лицами, участвовавшими в приемке продукции по количеству и качеству. Лицо, не согласное с содержанием акта, подписывает акт с оговоркой об этом. Акт приемки продукции утверждает руководитель предприятия-получателя[3].
Если количество и качество товара соответствуют указанным в товаросопроводительных документах, то на документы накладывается прямоугольный штамп предприятия (может быть использован угловой штамп).
Если в процессе приемки будут обнаружены недостача товара, несоответствия качества, маркировки поступивших товаров, тары или упаковки, то дальнейшая приемка товара приостанавливается и составляется акт формы № ТОРГ–2.
При приемке импортных товаров составляется Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров (форма № ТОРГ-3).
3. Оформление первичных документов по поступлению товара
В учете товарных операций важно обеспечить контроль за своевременным и полным поступлением товаров.
Приемка товаров на складе поставщика, на железнодорожной станции, пристани, в аэропорту осуществляется материально ответственным лицом по доверенности с предъявлением паспорта. Подпись получателя в доверенности должна быть удостоверена руководителем торгового предприятия и главным бухгалтером, а также заверена круглой печатью предприятия. После получения товара в бухгалтерию предприятия представляются документы, подтверждающие совершение торговой операции, и в книге (журнале) учета доверенностей проставляются номер и дата сопроводительных документов.
Получение товара оформляется по-разному в зависимости от близости офиса к месту нахождения склада. Если склад фирмы-поставщика расположен в одном помещении с местом оформления документов на отпуск товара, то оформление документов и выдача товара происходит фактически одновременно. Документом на отпуск в данном случае является накладная.
Если склад фирмы поставщика расположен на значительном расстоянии от офиса, то материально ответственному лицу в представительстве фирмы выдается документ на получение товара, по которому на складе могут быть выданы данные ценности. В случае отсутствия затребованного товара на складе в необходимом количестве выписывается новый документ – расходная накладная, в которой указывается фактически отпущенное количество товара. Кроме того, в накладной оформленной покупателю в офисе, наряду с количеством товара, предназначенного для отпуска, на складе необходимо отражать также фактически выданное количество товара.
Накладная выписывается в четырех экземплярах, первый и второй из которых остаются у предприятия-поставщика (в бухгалтерии предприятия и на складе), а третий и четвертый передаются вместе с товаром покупателю (в бухгалтерию предприятия-покупателя и лицу, отвечающему за хранение товара). Данный документ подписывается материально ответственными лицами, один из которых отпустил товар, а другой – принял, и заверяется печатями поставщика и получателя.
Представитель предприятия-покупателя проверяет товар, наличие полной документации к нему, сертификатов качества и т. п., комплекцию в соответствии с данными сопроводительных документов и расписывается в получении ценностей на накладной. Если товар принимается в закрытой таре, то необходимо сделать запись: "Товар принят по массе нетто (количеству мест) без фактической проверки". После этого материально ответственное лицо доставляет товар на территорию склада своей организации и передает его кладовщику.
Товар от организаций железной дороги, водного и воздушного транспорта должно получать специально подготовленное материально ответственное лицо. Предъявив доверенность и паспорт, этот работник получает товаросопроводительные документы, к которым относятся железнодорожная накладная, счет-фактура и др.
К железнодорожной накладной могут быть приложены спецификации и упаковочные листы, о чем обязательно делается соответствующая отметка в накладной.
Если товар отправлен по железной дороге в контейнерах, то может быть оформлена " Накладная на перевозку груза в универсальном контейнере".
Поставщик может оформить сопровождение товаров счетом-фактурой, а не накладной, при этом в счете-фактуре, так же как и в накладной, отдельной строкой выделяется сумма НДС. Счет-фактура выписывается, как правило, в трех экземплярах. Первый остается у поставщика товара, два других направляются покупателю вместе с товаром.
Каждая отгрузка товара (выполнение работ, оказание услуг) оформляется составлением счета-фактуры. Составленный документ должен быть подписан руководителем, главным бухгалтером поставщика, лицом, ответственным за отпуск товара, и скреплен печатью организации. Разрешено визирование счета-фактуры иным ответственным лицом, уполномоченным в соответствии с приказом по организации[4].
Книга покупок ведется получателями товаров, она предназначена для регистрации счетов-фактур, предоставляемых поставщиками, в целях определения сумм налога, подлежащих зачету.
4. Особенности учета в оптовой и розничной торговле
При учете поступления товаров необходимо также учитывать особенности операций при розничной и оптовой торговле. Поскольку в розничной торговле производится продажа товаров конечному потребителю, контроль за качеством товара при его приемке будет более тщательный.
Товары на балансе в оптовой торговле учитываются покупным ценам, в то время как в розничной торговле они могут учитываться как покупным ценам, так и по продажным.
Кроме того, при поступлении товаров в оптовой и розничной торговле они учитываются по разным субсчетам:
Субсчет 41-1 «Товары на складах» и
Субсчет 41-2 «Товары в розничной торговле» 41-3 «Тара под товаром и порожняя» соответственно.
Оборот по дебету счета 41 «Товары», как в розничной, так и в оптовой торговле, показывает общую стоимость товаров, поступивших в торговое предприятие, оборот по кредиту – выбытие товаров, дебетовое сальдо отражает остаток товаров на конец отчетного периода[5].
Учет товаров принятых на комиссию отражается одинаково как в розничной, так и в оптовой торговле.
5. Бухгалтерский контроль за полнотой оприходования
Бухгалтерский контроль за полнотой оприходования товаров производится за счет ведения учета поступления товаров в бухгалтерии и сверки этих данных с отчетностью материально ответственных лиц. Поступившие в бухгалтерию товарные отчеты и первичные документы должны быть в тот же день проверены по форме, по существу и арифметически. При этом бухгалтер должен обращать внимание на реальность начальных остатков, аккуратность и правильность составления документов и самого отчета, наличие всех приложенных документов, своевременность и полноту оприходования товаров. Несвоевременное отражение оприходования товаров искажает величину товарного остатка и позволяет некоторое время скрывать недостачи и излишки. Обнаруженные при проверке отчетов ошибки исправляются корректурным способом и заверяются подписью бухгалтера и материально ответственного лица. Проверенные и принятые к учету товарные отчеты проходят бухгалтерскую обработку. Сальдо, полученное по данным бухгалтерского учета, сверяют с остатками товаров и тары по товарному отчету.
Рассмотрим учет оприходования товаров в бухгалтерии.
Учет товаров ведется на активном счете 41 "Товары", кредитовые обороты которого отражаются в соответствующем журнале-ордере, а дебетовые - в ведомости. Записи в журнале-ордере и ведомости ведут на основании сводных учетных документов (например, товарных отчетов). Аналитический учет товаров в бухгалтерии ведется раздельно по материально ответственным лицам, наименованиям, сортам. При этом могут быть применены различные методы натурально-стоимостного учета товаров.
Сортовой способ бухгалтерского учета
При сортовом способе учет ведется в карточках количественно-стоимостного учета по форме № ТОРГ-28 (открываются на каждый сорт, артикул, наименование товара и т. д.), в которых записывается приход, расход и остаток товаров (тары) в количественном и стоимостном выражении на основании первичных документов, представляемых в бухгалтерию материально ответственными лицами: актов приемки, счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и других документов.
С помощью оборотной ведомости сверяют данные бухгалтерского и складского учета, что подтверждается актом сверки или подписями бухгалтера и материально ответственного лица на оборотной ведомости.
Сальдовый способ бухгалтерского учета
При сальдовом (оперативно-бухгалтерском) способе учета материально ответственные лица заносят в базу данных записи или ведут карточки количественно-сортового учета. Бухгалтерия же аналитический учет товаров ведет только в суммовом выражении по материально ответственным лицам или по товарным группам. Не реже одного раза в неделю бухгалтер на складе проводит сплошную проверку записей в карточках складского учета (товарных книгах). При этом сопоставляются записи, сделанные материально ответственными лицами в карточках, с данными приходно-расходных документов, представленных в бухгалтерию в качестве приложения к реестру или товарному отчету.
Партионный способ бухгалтерского учета
Партионный учет товаров в бухгалтерии применяется в том случае, если товар на складе хранится по партиям. Учет ведется на компьютере или в партионных картах. Порядок занесения записей в базу данных или в партионные карты такой же, как на складах, только учет ведется не в количественном, а в количественно-суммовом выражении.
В бухгалтерии на каждую партию открывается отдельная карточка. Данные бухгалтерского учета сверяются с товарными отчетами материально ответственных лиц и с партионными картами склада. Расхождения, выявленные при сверке, фиксируют в акте. На начало месяца итоговые данные из партионных карт заносят в оборотную ведомость, которые целесообразно составлять не по отдельным наименованиям и сортам товара, а по отдельной партии в целом с указанием ее номера и суммы. Итог ведомости должен совпадать с данными синтетического счета 41 "Товары".
6. Синтетический учет поступления товаров
Поступление товаров и тары в оптовой торговле отражается по дебету активного счета 41 "Товары", по субсчетам 41-1 "Товары на складах" и 41-3 "Тара под товаром и порожняя" соответственно. Тару, отвечающую признакам основных средств, учитывают на счете 01 "Основные средства", а служащую для хозяйственных нужд и не относящуюся к основным средствам - на счете 10 "Материалы". Товары на балансе в оптовой торговле учитываются по покупным ценам[6]. Расходы по заготовке и доставке товаров при этом могут собираться на счете 44 "Расходы на продажу", а также, когда они осуществляются сторонними организациями за счет торгового предприятия, могут быть учтены в учетной стоимости товара; конкретный способ учета данных расходов должен предусматриваться учетной политикой организации.
Для учета товаров, принятых на хранение используется забалансовый счет 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение".
Учет товаров, принятых на комиссию оптовыми организациями от организаций-комиссионеров в соответствии с заключенными договорами, ведется на счете 004 "Товары, принятые на комиссию".
Доставка неоплаченного товара от поставщика на оптовый склад покупателя отражается в учете на основании счета-фактуры, в котором отдельной строкой выделяется сумма НДС. Товар приходуется по стоимости приобретения за вычетом налога на добавленную стоимость, содержащегося в покупной цене, что фиксируется следующей проводкой:
Дт 19 "НДС по приобретенным ценностям" - на сумму НДС, указанную в счете-фактуре;
Дт 41 "Товары" - на стоимость оприходованного товара;
Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"- на общую сумму задолженности поставщику.
Впоследствии, после того как товар будет оплачен поставщику, покупатель засчитывает НДС при расчетах с бюджетом независимо от факта реализации данных товаров (при правильном оформлении счета-фактуры), что отражается записью на сумму НДС по оплаченным и поступившим товарам:
Дт 68 "Расчеты по налогам и сборам" Кт 19 "НДС по приобретенным ценностям".
Для учета поступления товаров на предприятиях розничной торговли используются субсчета 41-2 'Товары в розничной торговле", 41-3 "Тара под товаром и порожняя" (тара).
В розничной торговле товары могут учитываться по покупным или продажным ценам. Если учет ведется по продажным ценам, то разница между покупной и продажной ценами отражается на счете 42 "Торговая наценка"[7].
Оприходование поступивших в магазин товаров и тары от поставщика отражается проводкой на сумму стоимости по покупным ценам; при этом НДС фиксируется отдельно (как в оптовой торговле):
Дт 41-2 "Товары в розничной торговле"
Дт 41-3 "Тара под товаром и порожняя"
Дт 19 "НДС по приобретенным ценностям"
Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
Поступление товаров и тары также в бухгалтерском учете можно отражать через счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", при этом отклонение учетной стоимости от фактической фиксируется по счету 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей".
В кредит счета 15 в корреспонденции со счетом 41 относится стоимость фактически поступивших в организацию и оприходованных товаров. Сумма разницы в стоимости приобретенных товарно-материальных ценностей, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления) и учетных ценах, списывается со счета 15 на счет 16. Накопленные на счете 16 разницы списываются в дебет счетов учета издержек обращения или других соответствующих счетов пропорционально стоимости реализованных товаров по учетным ценам (по среднему проценту отклонений). Остаток по счету 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" на конец месяца показывает наличие материально-производственных запасов в пути.
Транспортные расходы могут быть отнесены на издержки обращения.
Заключение
Тема данной работы учет поступления товаров и расчетов с поставщиками была рассмотрена с теоретической стороны.
При оприходовании товаров большое значение имеет правильное определение даты. Дата оприходования товаров зависит от выбранного предприятием способом признания расходов организации, который должен быть отражен в учетной политике.
Нормативную базу по учету товаров представляет собой ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Данное положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации поступающих товарах.
Работа складской службы организовывается таким образом, чтобы обеспечить полный контроль за качеством и сохранностью принимаемого товара.
Контроль со стороны бухгалтерии заключается в периодической проверке отчетов материально ответственных лиц, ведущих прием товаров и проведение сверки данных службы бухгалтерии с данными, предоставленными материально ответственными лицами. Кроме того, контроль на полнотой оприходования товаров позволяет обеспечить правильно организованный аналитический учет.
Синтетический учет поступления товаров ведется на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета, учитывая особенности учета товаров в оптовой и розничной торговле.
Список литературы
1. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н).
2. Бакаев А. К. План счетов бухгалтерского учета с комментариями. 2002.
3. Баканов М. И. Бухгалтерский учет в торговле. М. , 2003.
4. Волков Н. Г. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. М.;2002.
5. Ивашкин Б. Н. Бухгалтерский учет в торговле. М.; 2002.
6. Камышанов П. И. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании. М., 2003.
7. Николаева Г. А. , Блицау Л. П. Бухгалтерский учет в торговле. – М.: «Приор-издат», 2003.
[1] Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н)
[2] Баканов М. И. Бухгалтерский учет в торговле. М. , 2003, с. 71
[3] Николаева Г. А. , Блицау Л. П. Бухгалтерский учет в торговле. – М.: «Приор-издат», 2003, с. 35
[4] Камышанов П. И. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании. М., 2003, с. 128
[5] Ивашкин Б. Н. Бухгалтерский учет в торговле. М.; 2002.
[6] Волков Н. Г. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. М.;2002, с. 109
[7] Николаева Г. А. , Блицау Л. П. Бухгалтерский учет в торговле. – М.: «Приор-издат», 2003, с. 90