1.Состояние психического напряжения, агрессивное состояние.  Индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и т.д.

·        Физическая агрессия (атака нападение), когда используется физическая сила  против другого объекта или субъекта.

·        Речевая  агрессия, когда выражаются отрицательные чувства, эмоции через коммуникативную форму.

·        Косвенная агрессия, действия кои не прямым путем интенционированны  на другого индивидуума.

·        Прямая агрессия, непосредственно прямо интенцируется против какого либо  индивида или объекта.

·        Аутоагрессия – выражается в аутообвинении, аутоуничтожении, самопринижении, может детерминировать даже акции самоубийства, причинении самому себе телесных травм, повреждений .

2. ЛИЧНОСТЬ — феномен обществен­ного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личнос­ти — целостное системное образо­вание, совокупность социально зна­чимых психических свойств, отно­шений и действий индивида, сло­жившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения. Личность — саморегулируемая динамичес­кая функциональная система непре­рывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и дей­ствий, складывающихся в процес­се онтогенеза человека. В широком, традиционном смыс­ле — индивид как субъект соци­альных отношений и сознательной деятельности. Соглас­но Леонтьеву, личность — каче­ственно новое образование. Оно формируется благодаря жизни в обществе. Поэтому личностью мо­жет быть только человек, и то лишь достигнув определенного возрасте. В ходе деятельности человек всту­пает в отношения с другими людь­ми — в отношения общественные, и эти отношения становятся лич-ностнообразующими.

3. Взаимосвязь биологических и социальных факторов  и психическое развитие личности. Развитие личности — процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности.

По А. В. Петровскому, в качестве предпосылки и результата развития личности выступают потребности. При этом постоянно возникает внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения.

В случае, если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит три фазы своего становления как личности. Первая фаза (адаптация) предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности и тем самым до некоторой степени уподобление индивида другим членам той же общности. Вторая фаза (индивидуализация) порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть таким как все» и стремлением индивида к максимальной персонализации, что характеризуется поиском средств и способов обозначения своей индивидуальности. Третья фаза (интеграция) детерминируется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности, с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные особенности, которые способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как личности — с другой стороны. В случае, если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляция личности, либо ее вытеснение из общности, либо деградация

4. Социализация личности.

Процесс и результат усвоения социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Хотя термин «социализация» обозначает процесс, продолжающийся в течение всей жизни (люди постоянно учатся и улучшают свои навыки), он чаще используется применительно к периодам детства и юности.

5. Понятие темперамента.

Характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

Аспект человеческого характера; склонность к специфическим эмоциональным реакциям и настроениям. Принято считать, что темперамент человека в значительной мере имеет генетическую природу ( сходство темперамента у членов одной семьи). Отмечено также, что новорожденные младенцы от нескольких матерей по-разному реагируют на одинаковые стимулы.

6. Учет вида темперамента при профессионально психическом отборе.

Профессиональный отбор— разновидность отбора психологического. Представляет собой систему средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии в тех видах деятельности, которые осуществляются в нормативно заданных опасных условиях (гигиенических, микроклиматических, технических, социально-психологических), требующих от человека повышенной ответственности, здоровья, высокой работоспособности и точности исполнения задания, устойчивой эмоционально-волевой регуляции. Основой П.о. являются конкретные нормативные характеристики профессии: социальные (функции, задачи, цели); операциональные (точность исполнения; временные, пространственные, логические характеристики); организационные (гигиенические, социально-психологические, психофизиологические условия труда), позволяющие врачам, психологам, физиологам подбирать, разрабатывать и адаптировать методы, строить процедуру отбора и проводить диагностику кандидата на его соответствие конкретной профессиональной деятельности.

7. Мотивация поведения личности.

Мотивация – обусловленное потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма.

Мотивация – индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внутренних факторов, определяющий способы поведения данного индивида.

Мотивация – это общее побуждение активности в определенном направлении. Наиболее элементарной формой побуждения являются влечения – переживания неосознаваемых потребностей, преимущественно биологического характера. Но желания еще не связаны с принятием решения. На следующей стадии преддействия, на стадии стремлений, человек принимает решение действовать в определенном направлении определенным способом, преодолев определенные трудности. В результате зарождается намерение совершить определенное действие (применительно к преступлению возникает преступный умысел)

8. Развитие способностей. Способности — индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. В основе одинаковых достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать различные способности, в то же время одна и та же способность может быть условием успешности различных видов деятельности.

9. Что означает «официальная» и «неофициальная» структура группы.

Формальна и неформальная группа – другое название. Для неформальной группы необходимо наличие  неформального лидера, а для формальной  наличие лидера  официального – руководителя. Любая формальная группа не исключает, а наоборот, предполагает наличие внутри себя ряда, я часто – многих неформальных подгрупп. Наличие двух типов групп является причиной двух разных способов управления ими.

1)  лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель существляет регуляцию  официальных отношений  группы  как некоторой социальной организации;

2)   лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой является группа); руководство -- элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;

3)  лидерство возникает стихийно; руководитель всякой реаль­ной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а напро­тив -  целенаправленным, осуществляемым под контролем раз­личных элементов социальной структуры;

4)  явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большей мере  зависит от настроения  группы,  в то время как руководство - явление более стабильное;

5)  руководство подчиненными, в отличие от лидерства, обла­дает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;

6)   процесс принятия решения руководителем гораздо более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные реше­ния, касающиеся групповой деятельности;

7)   сфера деятельности лидера -  в основном малая группа, где  он  является  лидером;  сфера действия  руководителя  шире, поскольку он представляет группу в более широкой социальной системе.

Итак, лидерство есть преимущественно психологическая ха­рактеристика поведения отдельных членов группы (организа­ции). Руководство же -  это социальная характеристика отно­шений в группе, прежде всего, с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства, руко­водство выступает как регламентированный обществом правовой процесс. Лидер выдвигается в позицию ведущего потому, что он демонстрирует более высокий, чем все остальные члены группы,

10. Приведите примеры понятия «большая» группа и «малая» группа.

Малой группой называют небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют между собой. Малую группу  называют еще первичной, контактной, неформальной. Пример: спортивная команда, школьный класс,  молодежная тусовка, производственная бригада.

Формы исходной малой группы – диада и триада.

Большая группа   —  количественно не ограничиваемая условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков (пола, возраста, национальности и т. п.). Второе определение -  реальная, значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную общественную деятельность (например, коллектив школы или вуза, предприятия или учреждения). В большой группе вырабатываются нормы поведения, общественные и культурные ценности и традиции, общественное мнение и массовые движения, которые через посредство малых групп доводятся до сознания каждого индивида. Если в реальной большой группе по какой-либо причине перестают действовать регулирующие ее деятельность структурные образования, она может превратиться в стихийно действующую общность – толпу.

11. Какая группа может быть названа коллективом.  Коллектив — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В последние годы слово “Коллектив ” часто заменяется словом “команда”. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующихся высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, самоопределением личности, коллективистской идентификацией, социально ценным характером мотивации межличностных выборов, высокой референтностъю членов коллектива по отношению друг к другу, объективностью в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности. В коллективе проявляется ряд социально-психологических закономерностей, качественно отличающихся от закономерностей в других группах. Так, с увеличением коллектива не уменьшается вклад, вносимый его членами в общее дело, не снижается уровень действенной групповой эмоциональной идентификации, не ослабевает мотивация совместной деятельности, отсутствуют резкие противоречия между индивидуальными и групповыми интересами, имеется положительная связь между эффективностью совместной деятельности и благоприятным социальнопсихологическим климатом, создаются наилучшие возможности для процессов интеграции и персонализации. В случайных общностях вероятность оказания помощи пострадавшему уменьшается с увеличением числа очевидцев, а в коллективе указанный эффект отсутствует и т. д.