СОДЕРЖАНИЕ:
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ДВОЙНОЙ ЗАПИСИ НА СЧЕТАХ....... 3
2. АКТ РЕВИЗИИ, ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ РЕВИЗИИ...... 8
3. ЗАДАЧА.............................................................................................. 14
3.1. Баланс на начало и конец отчетного периода................................ 14
3.2. Синтетические счета бухгалтерского учета................................. 15
3.3. Аналитические счета к синтетическому счету «Расчеты с подотчетными лицами»............................................................................................................. 16
3.4. Журнал регистрации хозяйственных операций.............................. 16
3.5. Оборотная ведомость по синтетическим счетам........................ 17
3.6. Оборотная ведомость по аналитическим счетам и синтетическому счету «Расчеты с подотчетными лицами».............................................................. 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................... 19
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ДВОЙНОЙ ЗАПИСИ НА СЧЕТАХ
При изменениях в балансе, происходящих под влиянием хозяйственных операций, каждая операция вызывает равновеликие изменения в двух статьях баланса. Равенство итогов актива и пассива баланса не нарушается. При отражении операции на счетах, органически связанных с балансом и открываемых на основе его статей, каждая хозяйственная операция также будет вызывать двойные и равновеликие изменения. Это позволяет отражать хозяйственные операции на счетах способом двойной записи [1].
Сущность этого способа состоит в том, что каждая хозяйственная операция отражается в одинаковой сумме по дебету и кредиту разных счетов. Текст, указывающий наименование дебетуемого и кредитуемого счетов «на сумму отражаемой хозяйственной операции, называется бухгалтерской статьей. Бухгалтерские статьи часто называют бухгалтерскими проводками, бухгалтерскими записями и реже счетными формулами. Составить бухгалтерскую проводку — значит указать, на какую сторону каких счетов нужно записать сумму операции [2].
Сущность двойной записи можно рассмотреть на примере операций по изменению баланса. Для этого на основании каждой статьи начального баланса необходимо открыть отдельные счета.
Таблица 1
Баланс (начальный)
Актив |
Сумма, тыс. руб. |
Пассив |
Сумма, тыс. руб. |
1. Основные средства 2. Материалы 3. Касса 4. Расчетный счет |
50 000 20 000 1000 29 000 |
1. Уставный капитал 2. Кредиты банка 3. Расчеты с поставщиками 4. Расчеты по оплате труда |
60 000 20 000 10 000 10 000 |
Баланс |
100 000 |
Баланс |
100 000 |
Первая операция. Получено с расчетного счета в банке в кассу для выдачи заработной платы рабочим и служащим 16 000 руб.
Операция вызывает изменение на счетах «Касса» и «Расчетный счет». Оба они являются активными счетами, поскольку на них отражается имущество организации. Денежные средства в кассе увеличились на 10 000 руб., поэтому сумму нужно записать в дебет счета «Касса» (увеличение в активных счетах отражается по дебету счета). Денежные средства на расчетном счете уменьшились на 10 000 руб., поэтому сумму нужно записать в кредит счета «Расчетный счет» (уменьшение в активных счетах отражается по кредиту счета). Следовательно, по первой операции нужно сделать следующие записи:
Дебет счета «Касса»Кредит счета «Расчетный счет» |
} 10 000 руб. |
На основании составленной бухгалтерской проводки 10 000 руб. записывают в дебет счета «Касса» и кредит счета «Расчетный счет» (запись обозначена цифрой «1», соответствующей номеру операции). По первой хозяйственной операции счета «Касса» и «Расчетный счет» оказались взаимосвязанными (корреспондирующимися).
Д |
Счет «Основные средства» |
К |
|
Д |
Счет «Уставный капитал» |
К |
||
Сальдо 50 000 |
|
|
Сальдо 60 000 |
|||||
Об. 0 |
Об. 0 |
Об. 0 |
Об. 0 |
|||||
Сальдо 50 000 |
|
|
Сальдо 60 000 |
|||||
Д |
Счет «Материалы» |
К |
|
Д |
Счет «краткосрочные кредиты» |
К |
||
Сальдо 20 000 |
|
|
Сальдо 20 000 |
|||||
3. 20 000 |
2. 5 000 |
|||||||
Об. 20 000 |
Об. 0 |
Об. 0 |
Об. 5 000 |
|||||
Сальдо 40 000 |
|
|
Сальдо 25 000 |
|||||
Д |
Счет «Касса» |
К |
|
Д |
Счет «Расчеты с поставщиками» |
К |
||
Сальдо 1 000 |
4. 10 000 |
2. 5 000 |
Сальдо 60 000 |
|||||
1. 10 000 |
3. 20 000 |
|||||||
Об. 10 000 |
Об. 10 000 |
Об. 5 000 |
Об. 20 000 |
|||||
Сальдо 1 000 |
|
|
Сальдо 25 000 |
|||||
Д |
Счет «Расчетный счет» |
К |
|
Д |
Счет «расчеты по оплате труда» |
К |
||
Сальдо 29 000 |
1. 10 000 |
4. 10 000 |
Сальдо 10 000 |
|||||
|
|
|||||||
Об. 0 |
Об. 10 000 |
Об. 10 000 |
Об. 0 |
|||||
Сальдо 19 000 |
|
|
Сальдо 0 |
|||||
Вторая операция. Оплачена задолженность поставщикам за счет кредитов банка на 5000 руб.
По этой операции корреспондируются два счёта: «Краткосрочные кредиты» и «Расчеты с поставщиками». Счёт «Расчеты с поставщиками» является пассивным, так как его остаток отражает источник обязательства организации. Задолженность перед поставщиками уменьшается, уменьшение в пассивном счете отражается по дебету счета, поэтому счет «Расчеты с поставщиками» надо дебетовать на 5 000 руб. Счет «Краткосрочные кредиты» является пассивным. Остаток его увеличивается на 5000 руб., поэтому счет надо кредитовать на указанную сумму.
Следовательно, по второй операции должна быть составлена следующая бухгалтерская проводка:
Дебет счета «Расчеты с поставщиками» Кредит счета «краткосрочные кредиты» |
} 5 000 руб. |
На основании составленной проводки 5000 руб. заносят в дебет счета «Расчеты с поставщиками» и в кредит счета «Краткосрочные кредиты» (запись обозначена цифрой «2»).
Третья операция. От поставщиков поступили материалы на сумму 20 000 руб. По операции корреспондируются счета «Материалы» и «Расчеты с поставщиками».
Счет «Материалы» активный, запасы материала увеличиваются, поэтому он будет дебетоваться на 20 000 руб. Счет «Расчеты с поставщиками» пассивный, задолженность перед поставщиками увеличивается, поэтому он будет кредитоваться на 20 000 руб. По третьей операции будет составлена следующая бухгалтерская проводка:
Дебет счета «Материалы» Кредит счета «Расчеты с поставщиками» |
} 5 000 руб. |
В соответствии с проводкой записывают 20 000 руб. в дебет счета «Материалы» и в кредит счета «Расчеты с поставщиками».
Четвертая операция. Из кассы выдана заработная плата рабочим и служащим в сумме 10 000 руб.
По операции корреспондируются два счета: «Касса» и «Расчеты по оплате труда». Операция вызывает уменьшение средств в кассе, поэтому активный счет «Касса» надо кредитовать на 10 000 руб. Одновременно происходит уменьшение сальдо на пассивном счете «Расчеты по оплате труда», который надо дебетовать. Бухгалтерская проводка будет иметь следующий вид:
Дебет счета «Расчеты по оплате труда» Кредит счета «Касса» |
} 10 000 руб. |
Следовательно, 10 000 руб. записывают в дебет счета «Расчеты по оплате труда» и в кредит счета «Касса».
После отражения всех операций на счетах подсчитывают обороты и выводят конечные сальдо счетов. Они полностью совпадают с суммами аналогичных статей баланса, составленного после отражения всех операций (табл. 2).
Таблица 2
Баланс (конечный)
Актив |
Сумма, тыс. руб. |
Пассив |
Сумма, тыс. руб. |
5. Основные средства 6. Материалы 7. Касса 8. Расчетный счет |
50 000 40 000 1000 19 000 |
5. Уставный капитал 6. Кредиты банка 7. Расчеты с поставщиками 8. Расчеты по оплате труда |
60 000 25 000 25 000 10 000 |
Баланс |
110 000 |
Баланс |
110 000 |
Приведенные операции, так же как и в балансе, охватывают все возможные типы изменений на счетах бухгалтерского учета: изменения только в активных счетах, только в пассивных счетах, в активных и пассивных счетах в сторону увеличения, в активных и пассивных счетах в сторону уменьшения [4].
Все рассмотренные хозяйственные операции отражались в равной сумме по дебету одного и по кредиту другого счета. Итог дебетовых оборотов всех счетов должен быть равен итогу кредитовых оборотов. Действительно, в примере сумма итогов дебетовых и кредитовых оборотов получилась равной и составила 45 000 руб. Нарушение равенства свидетельствует об ошибке в учете. Следовательно, с помощью двойной записи можно обнаружить ошибки в бухгалтерских записях (в этом состоит ее контрольное значение).
Вместе с тем двойная запись имеет большое познавательное значение, так как показывает, откуда (или за счет каких источников) поступили средства и куда они направляются. По корреспонденции можно установить экономический смысл, содержание каждой хозяйственной операции [5].
2. АКТ РЕВИЗИИ, ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ РЕВИЗИИ
Ревизия (от лат. revisio — просмотр) — основная форма контроля.
Ревизия — форма документального контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности; способ документального выявления недостач, растрат, присвоений или краж средств и материальных ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений. Ревизия — это разносторонняя проверка деятельности предприятия для установления законности, целесообразности и эффективности действий. В словосочетании «контроль и ревизия» первое понятие является общим и абстрактным, а второе — отдельным и конкретным.
Если экономический контроль связан с общим регулированием общественных отношений, то ревизия выступает конкретной формой такого регулирования как в пространстве, так и во времени. Ревизиям подлежат конкретные низовые участки народного хозяйства (организации, предприятия, учреждения) или органы хозяйственного управления после осуществления ими хозяйственных операций. Результаты ревизии объявляются и обсуждаются в коллективе субъекта хозяйствование, после чего обязательно применяются соответствующие мероприятия (принимаются решения), что дает возможность повсеместно обеспечить действенность ревизии.
В отличие от других форм контроля, ревизия имеет четкий правовой статус, который закрепляет границе ее распространения, сроки проведения, права и обязанности должностных лиц, порядок оформления и рассмотрения результатов. Ревизия является наиболее распространенной формой экономического контроля. А потому судебно-следственные органы из всех форм экономического контроля применяют как процессуальное средство выявления состава преступления только ревизии.
Основные причины необходимости ревизий:
– низкое сознание отдельных работников относительно бережливости и сохранения общественной собственности;
– не всегда эффективный предыдущий и текущий контроль со стороны руководителей, бухгалтеров и специалистов соответствующих областей деятельности;
– недостатки в отборе кадров материально-ответственных лиц, некачественная инвентаризация, несовершенство системы материальной ответственности и т. п.
Поэтому во время ревизии вместе с проведением инвентаризаций ценностей и расчетов следует организовать предоставление отпусков с полной передачей ценностей тем материально-ответственным лицам, которые не пользовались ими больше года, и осуществить окончательный расчет с уволенными материально-ответственными лицами, за которыми числились непереданные ценности, ликвидировать отсталость в разнесении учетных данных по отдельным бухгалтерским счетам и т. п.
Ревизии исследуют финансово-хозяйственную деятельность предприятий и предпринимателей с целью выявления отрицательных явлений, их ликвидации и избежания в будущем. Ревизии активно влияют на выявление причин бесхозяйственности, нарушений законодательства и нормативных актов, оказывают содействие возмещению причиненных конкретными лицами убытков. С этой целью ревизоры используют законодательные и нормативные акты по вопросам финансово-хозяйственного контроля, первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность субъектов предпринимательской деятельности (баланс, отчет о финансовых результатах, отчете о движении денежных средств, отчет о собственном капитале).
Ревизия также изучает субъект предпринимательской деятельности в статике, ретроспективно, то есть после завершения хозяйственных процессов. Результаты ревизии основываются на документально достоверных доказательствах. Во время ревизии конкретно устанавливают размер убытков, потерь, недостатков, обосновывая это системой доказательств (первичными документами, данными инвентаризаций, объяснительными записками ответственных лиц и т. п.).
Ревизия проводится в соответствии с законодательством о предприятиях. При этом собственник (государство или консолидированный собственник) ставит перед ревизией цель установить, как назначенный им руководитель предприятия выполняет его задания в предпринимательской деятельности. Ревизия оказывает содействие повышению эффективности деятельности, но не выполняет прогнозной функции.
Следствия ревизии оформляются актом. Акты ревизии делятся на основные и промежуточные.
Основной акт ревизии — это документ, где в обобщенном виде фиксируются выявленные нарушения и недостатки в деятельности предприятия, которое ревизуется. Основанием для включения фактов выявленных нарушений или недостатков в основной акт ревизии являются сведения нарушений, справки, промежуточные акты и т.п.
Промежуточные акты — это разовые документы, которые отображают результаты проверки отдельных участков или объектов проверки. За выявленными фактами нарушений от должностных лиц необходимо взять письменные объяснения.
Ниже приведен пример оформления акта ревизии наличных денежных средств.
__________________________
предприятие, организация
цех ______________________
АКТ
ревизии наличных денежных средств
"___"_____________ 200_ г.
находящихся _________________________________________________________
РАСПИСКА
К началу проведения ревизии все расходные и приходные документы на денежные средства сданы в бухгалтерию и все денежные средства, поступившие на мою ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
(Материально ответственное лицо) ______________________________________
____________________________________________________________________ Должность Роспись Фамилия
На основании приказа (распоряжения) от "__"_______ 19__ г. №. ______ произведена ревизия денежных средств по состоянию на "__"_____ 19__ г.
При ревизии установлено следующее:
1) наличных денег _____________________________ руб. _________ коп.
2) почтовых марок _____________________________ руб. _________ коп.
3) ценных бумаг _______________________________ руб. _________ коп.
4) ___________________________________________ руб. _________ коп.
Итого фактическое наличие ______________________________________ ____________________________________________________________________
(прописью)
По учетным данным ____________________________ руб. _________ коп.
Результаты ревизии: излишек ______________ недостача ______________
Последние номера кассовых ордеров:
приходного №. __________, расходного №. ____________
Председатель комиссии
_______________________________________________________________
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)
Члены комиссии
_______________________________________________________________
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Подтверждаю, что денежные средства, перечисленные в акте, находятся на моем ответственном хранении.
Материально ответственное лицо
"__"___________ 20__ г.
Объяснение причин излишков или недостач _________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Материально ответственное лицо
Решение руководителя предприятия ________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
(подпись)
"__"___________ 19__ г.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Акт применяется для отражения результатов ревизии фактического наличия денежных средств (наличных денег, почтовых марок и др.), находящихся в кассе предприятия (организации).
Комиссия проверяет денежное наличие путем полного пересчета всех денег, находящихся в кассе: лимитированные чековые книжки, ценные бумаги и т.д. Акт составляется в 2 экз. и подписывается ревизионной комиссией и материально ответственным лицом. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию предприятия (организации), второй остается у материально ответственного лица.
До начала ревизии от каждого материально ответственного лица или группы лиц, отвечающих за сохранность денежных средств берется расписка. Расписка включена в заголовочную часть формы.
При смене материально ответственных лиц акт составляется в 3 экз. (материально ответственному лицу, сдавшему ценности, материально ответственному лицу, принявшему ценности, и бухгалтерии) [8].
Результаты ревизии обсуждаются на общих сборах коллектива предприятия, на которые принимаются соответствующие решения. Основная форма реализации результатов ревизии — это приказ по ее результатам. Он выдается как в том предприятии, где проводилась ревизия, так и в той организации, которая назначила ревизию[7].
3. ЗАДАЧА.
3.1. Баланс на начало и конец отчетного периода
Актив |
Пассив |
||||
Статьи баланса |
Сумма, руб. |
Статьи баланса |
Сумма, руб. |
||
На начало |
На конец |
На начало |
На конец |
||
Основные средства (01) |
11000 |
11000 |
Прибыль отчетного года (84) |
8000 |
8000 |
Материалы (10) |
11000 |
13000 |
Задолженность по оплате труда (70) |
9000 |
18000 |
Взносы в бюджет платежей налога на прибыль (99) |
7300 |
7300 |
Амортизация основных средств (02) |
7800 |
7800 |
Незавершенное производство (20) |
8500 |
46500 |
Краткосрочные ссуды банка (90) |
10000 |
10000 |
Денежные средства: Расчетный счет (51) Касса (50) |
41000 7200 |
29000 8400 |
Уставный капитал (80) |
40800 |
40800 |
Задолженность подотчетных лиц (71) В том числе: Иванов И.И. (71/1) Сидоров В.С. (71/2) Ковалев Н.Н. (71/3) |
7600 5400 2200 0 |
5400 5400 0 0 |
Задолженность поставщикам (60) |
18000 |
36000 |
Баланс |
93600 |
120600 |
Баланс |
93600 |
120600 |
3.2. Синтетические счета бухгалтерского учета
Д |
50 |
К |
|
Д |
51 |
К |
|
Д |
71 |
К |
|
|||
С 7200 |
2. 9000 3. 3000 9. 300 |
С 41000 |
1. 12000 |
С 7600 |
4. 4000 8. 1500 |
|
||||||||
1. 12000 8. 1500 |
|
3. 3000 9. 300 |
||||||||||||
Об. 13500 |
Об. 12300 |
Об. 0 |
Об. 12000 |
Об. 3300 |
Об. 5500 |
|
||||||||
С. 8400 |
|
С. 29000 |
|
С. 5400 |
|
|
||||||||
|
Д |
10 |
К |
|
Д |
20 |
К |
|
Д |
01 |
К |
|
|||
С 11000 |
6. 20000 |
С 8500 |
|
С 11000 |
|
|
||||||||
4. 4000 5. 18000 |
6. 20000 7. 18000 |
|
||||||||||||
Об. 22000 |
Об. 20000 |
Об. 38000 |
Об. 0 |
Об. 0 |
Об. 0 |
|
||||||||
С. 13000 |
|
С. 46500 |
|
С. 11000 |
|
|
||||||||
|
Д |
99 |
К |
|
Д |
70 |
К |
|
Д |
60 |
К |
|||
С 7300 |
|
2. 9000 |
С 9000 |
|
С 18000 |
||||||||
|
7. 18000 |
5. 18000 |
|||||||||||
Об. 0 |
Об. 0 |
Об. 9000 |
Об. 18000 |
Об. 0 |
Об. 36000 |
||||||||
С 7300 |
|
|
С. 18000 |
|
С. 36000 |
||||||||
Д |
02 |
К |
|
Д |
90 |
К |
|
Д |
80 |
К |
|||
|
С 7800 |
|
С 10000 |
|
С 40800 |
||||||||
|
|
|
|
||||||||||
Об. 0 |
Об. 0 |
Об. 0 |
Об. 0 |
Об. 0 |
Об. 0 |
||||||||
|
С. 7800 |
|
С. 10000 |
|
С. 40800 |
||||||||
Д |
84 |
К |
|
|
С 8000 |
||
|
|
||
Об. 0 |
Об. 0 |
||
|
С. 8000 |
||
3.3. Аналитические счета к синтетическому счету «Расчеты с подотчетными лицами»
Д |
71/1 |
К |
|
Д |
71/2 |
К |
|
Д |
71/3 |
К |
|
|||
С 5400 |
|
С 2200 |
3. 2200 8. 1500 |
С 0 |
4. 1800 |
|
||||||||
|
3. 1500 |
3. 1500 9. 300 |
||||||||||||
Об. 0 |
Об. 0 |
Об. 3700 |
Об. 3700 |
Об. 1800 |
Об. 1800 |
|
||||||||
С. 5400 |
|
С. 0 |
|
С. 0 |
|
|
||||||||
|
3.4. Журнал регистрации хозяйственных операций
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Сумма, руб. |
Тип изменения баланса |
Корреспондирующие счета |
|
Дебет |
Кредит |
||||
1. |
Получено в кассу с расчетного счета для выдачи заработной платы |
12000 |
А |
50 |
51 |
2. |
Выдана из кассы заработная плата работникам |
9000 |
А-П↓ |
70 |
50 |
3. |
Выдано в подотчет: Ковалеву И.И. Сидорову В.С. Итого |
1500 1500 3000 |
А |
71/3 71/2 |
50 |
3.
|
На основании авансовых отчетов оприходован материал на сумму: Ковалеву Н.Н. Сидорову В.С. Итого |
2200 1800 4000 |
А |
10 |
71/3 71/2 |
4.
|
Поступили от поставщиков материалы |
18000 |
А-П↑ |
10 |
60 |
5.
|
Отпущено в производство и израсходованы материалы |
20000 |
А |
20 |
10 |
6.
|
Начислена и списана на производство заработная плата работникам |
18000 |
А-П↑ |
20 |
70 |
7.
|
Внесена в кассу Сидоровым В.С. неиспользованная подотчетная сумма |
1500 |
А |
50 |
71/2 |
8.
|
Возмещен перерасход по авансовой сумме Ковалеву И.И. |
300 |
А |
71/3 |
50 |
|
Всего |
|
|
|
|
3.5. Оборотная ведомость по синтетическим счетам
Синтетические счета |
Сальдо на начало месяца |
Оборот за месяц |
Сальдо на конец месяца |
|||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
|
Основные средства (01) |
11000 |
|
0 |
0 |
11000 |
|
Материалы (10) |
11000 |
|
22000 |
20000 |
13000 |
|
Взносы в бюджет платежей налога на прибыль (99) |
7300 |
|
0 |
0 |
7300 |
|
Незавершенное производство (20) |
8500 |
|
38000 |
0 |
46500 |
|
Денежные средства: Расчетный счет (51) Касса (50) |
41000 7200 |
|
0 13500 |
12000 12300 |
29000 8400 |
|
Задолженность подотчетных лиц (71) |
7600 |
|
3300 |
5500 |
5400 |
|
Прибыль отчетного года (84) |
|
8000 |
0 |
0 |
|
8000 |
Задолженность по оплате труда (70) |
|
9000 |
9000 |
18000 |
|
18000 |
Амортизация основных средств (02) |
|
7800 |
0 |
0 |
|
7800 |
Краткосрочные ссуды банка (90) |
|
10000 |
0 |
0 |
|
10000 |
Уставный капитал (80) |
|
40800 |
0 |
0 |
|
40800 |
Задолженность поставщикам (60) |
|
18000 |
0 |
18000 |
|
36000 |
Итого |
93600 |
120600 |
85800 |
85800 |
93600 |
120600 |
3.6. Оборотная ведомость по аналитическим счетам и синтетическому счету «Расчеты с подотчетными лицами»
Аналитические счета |
Сальдо на начало месяца |
Оборот за месяц |
Сальдо на конец месяца |
|||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
|
71/1 «Иванов И.И.» |
5400 |
|
0 |
0 |
5400 |
|
71/2 «Сидоров В.С.» |
2200 |
|
1500 |
3700 |
0 |
|
71/3 «Ковалев Н.Н.» |
0 |
|
1800 |
1800 |
0 |
|
Итого |
7600 |
|
3700 |
5500 |
5400 |
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2002 г.
2. Ламыкин И.А. Основы бухгалтерского учета: Учебник. – М.: издательство Московского университета, 1981 г.
3. Новый план счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению. – М.: ИИД «Филинъ», 2001 г.
4. Безруких П.С. Бухгалтерский учет: Учебное издание. – М., 2002 г.
5. Михеев Ф.А. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие. – М.: «Финансы», 1975 г.
6. Аудит и ревизия. Справ. Пособие/Под ред. И.Н. Белого. Мн.: ООО «Мисанта», 1994.