Содержание


1. Концепции управления маркетинга (этапы формирования). 3

2. Природа, уровни, функции каналов распределения. 12

Список литературы.. 19

1. Концепции управления маркетинга (этапы формирования).


Управление маркетингом  – процесс планирования и реализации политики ценообразования, продвижения и распределения идей, продуктов и услуг, направленный на осуществление обменов, удовлетворяющих как индивидов, так и организации.  Оно  направлено на решение задачи воздействия на уровень, временные рамки и структуру спроса таким образом, чтобы организация достигла поставленной цели. (3, с.47)

Сложилось мнение, что управление маркетингом – это поиск количества потребителей, достаточного для данного уровня производства компании. Однако управление маркетингом в компании, которая имеет желаемый уровень спроса, также необходим, как и в компании, имеющий недостаточный его уровень. Ведь в любой момент спрос может измениться: например, стать недостаточным, нерегулярным или чрезмерным. Управление маркетингом обеспечивает соответствующие методы работы с этими различными состояниями спроса. (2, с. 46)

Следует отметить, что управление маркетингом имеет целью достичь желаемого уровня обмена с целевыми рынками. И нередко случается, что в процессе реализации этой задачи интересы компании и клиентов вступают в противоречие. Возникший конфликт разрешается на базе концепций, руководствуясь которыми компании ведут маркетинговую деятельность.

Известно  несколько конкурирующих концепций управления маркетинга, одну из которых фирма может взять за основу маркетинга: концепция совершенствования производства и товара, концепции интенсификации коммерческих усилий и общая концепция маркетинга, концепции стратегического, социально-ориентированного, индивидуального маркетинга, маркетинга отношений. (6, с. 219)

В мировой практике маркетинг появился не сразу. Он результат многолетней эволюции взглядов менеджеров на цели, задачи, методы развития производства.

В своей эволюции маркетинг прошел следующие этапы:

·              Конец 19 века – великая депрессия 1923-33 гг. приоритетный фактор – производство, которое обслуживается отдельными  маркетинговыми инструментами (концепции совершенствования производства и товара);

·              Середина 30-х годов – середина 80-х годов. Формирование комплексных маркетинговых действий, ориентированных сначала на продажу, а затем – на потребителя (концепции интенсификации коммерческих усилий и общая концепция маркетинга);

·              Середина  80-х годов  -  настоящее время. Современный маркетинг (концепции стратегического, социально-ориентированного, индивидуального маркетинга, маркетинга отношений). (6, с. 223)

В соответствии с этими этапами исторически претерпели изменения и концепции маркетинга. Рассмотрим их подробнее.

Концепция совершенствования производства (производственно-ориентированная концепция) – одна из старейших бизнес-теорий – ориентирована  на ситуацию, когда спрос на товар устойчиво превышает предложение, как это происходит в большинстве развивающихся странах, и необходимо найти способ увеличения производства или когда себестоимость товара слишком высока и надо найти способ, чтобы снизить ее.

К основным предпосылкам существования этой концепции управления можно отнести то, что большая часть реальных и потенциальных потребителей имеют невысокие доходы, спрос равен или немного превышает предложение, происходит быстрое снижение высоких производственных расходов (обычно по новой продукции), что приводит к завоеванию большей доли рынка.

Данная концепция утверждает, что:

·              Потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене, и он заинтересован, прежде всего, в приобретении продукта, а не в высоких качествах данного товара;

·              Основной объект внимания – совершенствование производства и повышение эффективности системы распределения;

·              Сфера существования – бюджетные, социальные услуги. Работа многих медицинских и стоматологических  учреждений организована по принципу производственного конвейера, точно так же, как и деятельность некоторых государственных учреждений (таких, как службы по трудоустройству и лицензионные бюро).

·              Подобные управленческие структуры позволяют значительно увеличить производительность; в то же  время клиенты таких компаний нередко выражают недовольство обезличиванием и низким уровнем обслуживания. Таким образом, негативными чертами и последствиями являются равнодушие к запросам потребителей, обезличивание потребителей, товаров, фирм. (3, с.48)

Концепция совершенствования товара, или продуктово-ориентированная концепция, утверждает следующее:

·              Потребители будут благосклонны к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики;

·              Основной объект внимания – товары (главное «мышеловка», а не «проблема избавления от мыши»);

·              Главное содержание маркетинга – совершенствование качества товаров;

·              Ведущие средства достижения цели – модернизация выпускаемых товаров;

·              Сфера существования – там, где доминирует технократический подход;

·              Негативные черты и последствия:  маркетинговая близорукость, упущение из вида проблем и потребностей клиента, возможностей дизайна упаковки, цены.

К факторам, поддерживающим существование такой концепции маркетинга, могут быть отнесены следующие: общество нуждается не в количественных, а качественных характеристиках уровня жизни, неустойчивость экономической конъюнктуры, инфляция, монополистические ограничения рынка, быстрый моральный износ товаров.

Обычная практика компаний, ориентированных на продукт, - создание новых образцов без учета мнения потенциальных покупателей. Они уверены, что конструкторам и инженерам компании прекрасно известно, в чем нуждается потребитель. Зачастую их просто не интересует продукция конкурентов. (3, с.49)

Еще один весьма популярный взгляд на сущность хозяйственной деятельности – ориентация на продажи. Концепция интенсификации коммерческих усилий (сбытовая концепция, концепция ориентированности на продажи) сводится к следующим утверждениям:

·              Потребители не  будут покупать товары фирмы в достаточном количестве, если она не предпринимает  значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования продаж;

·              Конечная цель – получение прибыли за счет роста продаж;

·              Главное содержание маркетинга – это забота о нуждах продавца по превращению его товара в наличные деньги;

·              Ведущие средства достижения цели: коммерческие усилия и меры  стимулирования сбыта, «жесткие» продажи с целью заставить совершить покупку немедленно, на месте;

·              Сфера применения – продажа товаров и услуг пассивного спроса (о которых потребитель в норме не думает – страхование, пенсионное обеспечение, участки захоронения), ходовых (крупносерийных) товаров, предвыборные кампании; именно здесь наиболее активно совершенствуются различные технологии торговли, ведется поиск новых групп потенциальных покупателей.

·              Негативные последствия: потеря доверия клиентов из-за сокрытия изъянов товара, принуждения к немедленному потреблению.

Данная концепция предполагает, что потребителям свойственна некая покупательская инертность и даже сопротивление; они решаются на покупку только после длительных  уговоров. Подразумевается также наличие у фирмы достаточно эффективной системы сбыта и ресурсов для применения различных методов продвижения как  средства стимулирования покупателей. (3, с. 51)

Многие фирмы начинают присматриваться к этой концепции, когда испытывают трудности со сбытом, когда появляются признаки перепроизводства. Цель таких компаний – продажа произведенных товаров, а не производство продукции, в которой нуждается рынок. В современных экономических системах новые производственные мощности создаются в условиях преобладания рынка покупателя (доминирования потребителя), когда продавцам приходится сражаться за каждого клиента. Потенциальных потребителей буквально бомбардируют рекламными роликами, объявлениями в газетах и журналах, прямой почтовой рекламой и звонками с предложениями о продаже.

То, что концепция сбыта все же может быть эффективной в течение длительного времени, объясняется следующими причинами: многие покупатели считают, что они в состоянии защитить свои интересы; покупатели, неудовлетворенные покупкой, вскоре забывают о своем чувстве неудовлетворенности; покупатели, недовольные покупкой, не очень часто делятся своими впечатлениями с другими покупателями; покупатели, неудовлетворенные покупкой, едва ли будут обращаться с жалобой в общество, защищающее их интересы; всегда имеется достаточно большое число потенциальных покупателей. (2, с.48)

Все эти концепции управления маркетинга направлены на сосредоточение внимания на нуждах продавца, получения им прибыли за счет роста объема продаж.  В их основе заложен принцип: сначала производство товара, затем активные поиски его потребителей.

Рынок, основанный на данных концепциях, получил название «рынок продавца» - то есть состояние, когда спрос значительно превышает  предложение и практически любой товар на рынке имеет спрос, даже в ущерб определенным требованиям, главное – наличие товаров, их количество. В этом случае товарный ассортимент беден, масштабы производства невелики. (6, с. 228)

Вместе с тем в шестидесятые годы маркетинг становится «философией бизнеса» некоторых фирм. Это меняет его цели и задачи, поэтому в этот период создается рынок, ориентированный на потребителя, так называемый «рынок покупателя» - рынок, на котором предложение  превышает спрос, открывается возможность выбора товара. Целью маркетинга является создание покупателя, отсюда возникает концепция общего (чистого) маркетинга.

Эта концепция отличается от других концепций тем, что: фирма видит свою задачу в удовлетворении потребностей определенной группы потребителей; фирма отдает себе отчет в том, что удовлетворение этих потребностей требует проведения целого комплекса маркетинговых исследований для их выявления; маркетинговая деятельность фирмы постоянно контролируется и анализируется; фирма уверена, что результаты ее деятельности по удовлетворению спроса приведут к повторным покупкам продукции и обеспечат благоприятное общественное мнение. (2, с.53)

Концепция общего маркетинга представляет следующие тезисы:

·              конечная цель – получение прибыли в результате эффективного удовлетворения запросов потребителей;

·              основной объект внимания – нужды потребителя;

·              главное содержание – забота об удовлетворении нужд потребителя посредством товара и целого ряда факторов, связанных созданием, постановкой и потреблением  этого товара;

·              средства достижения цели – комплексные маркетинговые усилия (маркетинг-микс);

·              сфера применения – товары массового спроса, производимые крупными компаниями.

Сторонники данной концепции провозглашают, что залог достижения целей организации – определение нужд и потребностей целевых рынков и удовлетворение потребителей более эффективными, чем у конкурентов способами. (1, с. 92)

Концепция чистого маркетинга держится на «четырех китах»: целевом рынке, потребительских нуждах, интегрированном маркетинге и рентабельности. Она начинается с четкого определения целевого рынка, внимание акцентируется на нуждах покупателя, предусматривается целый комплекс мероприятий, воздействующих на потребителей, что позволяет вести рентабельное производство.

Ни одна компания не в состоянии оперировать на всех рынках, удовлетворяя нужды каждого потребителя, и поддерживать стабильно высокий уровень товаров и услуг на широком рынке. Поэтому фирмы очень тщательно определяют целевой рынок (рынки), для каждого из которых разрабатывается особая маркетинговая программа.

Вместе с тем, концепция чистого маркетинга вызвала критику, которая сводится к тому, что чистый маркетинг способствует ухудшению окружающей среды, не решает конфликтов между потребностями общества и его долговременным благополучием. Все это обусловило появления концепции стратегического,   социально-этического   (социально – ответственного, гуманистического, экологического) маркетинга. Данная концепция провозглашает задачей организации установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и удовлетворение потребителей более эффективными, чем у конкурентов, способами при сохранении или укреплении благополучия потребителя и общества в целом. (2, с. 54)

Концепция социально-ответственного маркетинга требует учета в практике управления маркетинга социальных и этических вопросов. Маркетологи вынуждены устанавливать баланс противоречивых показателей, определяющих доходы компании, удовлетворение потребностей покупателя и общественные интересы. Некоторым организациям, ориентирующимся на концепцию социально-ответственного маркетинга, удалось достигнуть значительных объемов сбыта продукции и рентабельности.

·              Цель – достижение желаемой удовлетворенности целевых групп клиентов более эффективными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением или укреплением перспективного благополучия потребителя и общества в целом.

·              Средства достижения цели – баланс трех факторов: прибылей фирмы; покупательских потребностей; интересов общества.

Концепция социально-этического маркетинга помогает ответить на вопрос: всегда ли компания, которая выявляет и удовлетворяет индивидуальные запросы клиентов, делает все возможное для потребителей и общества, если оценивать ее работу за несколько десятилетий. Изучив концепцию социально-этичного маркетинга, можно сделать вывод, что концепция маркетинга не в состоянии предусмотреть возможных конфликтов между сиюминутными потребностями и длительным благополучием клиента. (6, с. 230)

Таким образом, процесс управления маркетинговой деятельностью на предприятии начинается с определения концепции управления маркетингом, которая является обязательным составным элементом миссии компании.

Приведенные  концепции характеризуют различные периоды и основные социальные, экономические и политические перемены, произошедшие в развитых странах. В качестве доминирующей тенденции произошедших изменений выступает перенос акцента с производства и товара на сбыт, а также на проблемы, которые стоят перед потребителями и обществом в целом.

Использование концепции управления маркетингом позволит организации работать более эффективно, и каждая последующая концепция более совершенна, чем предыдущая (например, концепция совершенствования товара более совершенна, нежели концепция совершенствования производства, но более устаревшая, чем концепция интенсификации усилий, и т.д.). И это ставит вопрос о том, каким должно быть соотношение интересов производителей, потребителей и общества в целом, так как довольно часто эти интересы вступают в противоречие друг с другом. (6, с.234)


2. Природа, уровни, функции каналов распределения.


Товародвижением в маркетинге называется система, которая обеспечивает доставку товара к местам продажи в точно определенное время и с максимально высоким  уровнем обслуживания покупателей. Основной задачей товародвижения является превращение продукции в товар, то есть преодоление расстояния между производителем и конечным потребителем. Взаимосвязанными сторонами этого процесса можно считать:

·              формирование каналов распределения (маркетинг);

·              организацию реального движения товаров (логистику).

Большинство производителей предлагают свои товары рынку через посредников, стараясь сформировать собственный канал распределения.

Канал распределения – это совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя до потребителя.

Назначение каналов распределения заключается в организации оптимальной сбытовой сети для эффективных продаж продукции, включая сети оптовых и розничных магазинов, складов хранения, пунктов сервисного обслуживания, организации транспортировки, погрузочно-разгрузочных работ и т.д. (4, с. 110)

Роль канала распределения заключается в перемещении товаров от производителя к потребителям.

Обращение к посредникам  объясняется их непревзойденной эффективностью в доведении товара до целевых рынков. Благодаря своим контактам, опыту, специализации и размаху деятельности посредники обычно предлагают производителям большую прибыль, чем они способны получить самостоятельно.

Таким образом, назовем основные причины привлечения посредников:

·              недостаток собственных финансовых средств;

·              перераспределение средств в пользу основного      производства;

·              эффективность работы посредников;

·              сокращение объемов работы по распределению продукции.

Благодаря каналам распределения устраняются длительные разрывы во времени, месте и праве собственности, определяющие  товары и услуги от тех, кто их произвел, до тех, кто бы ими хотел воспользоваться. (7, с. 103)

В системе маркетинга каналы распределения включают ряд важных функций:

·              Информационную: сбор и распространение информации, полученной в ходе маркетинговых исследований об имеющихся и потенциальных покупателях, конкурентах и других субъектах маркетинговой среды.

·              Осуществление стимулирующей политики в сбытовой деятельности: создание и распространение увещевательных коммуникаций о товаре.

·              Организация товародвижения: транспортировка и складирование товара.

·              Продвижения: разработка и распространение обращений к покупателям.

·              Ведения переговоров: достижения согласия по ценовым и другим вопросам для обеспечения передачи прав владения и распоряжения товаром.

·              Заказа: заключение соглашений с другими участниками канала на предмет приобретения товаров у производителя.

·              Финансирования: изыскание и распределение средств, необходимых для покрытия издержек, возникающих на разных уровнях, по функционированию канала распределения.

·              Принятия риска: принятие на себя ответственности за функционирование канала.

·              Владения товаром: последовательное хранение и перемещение продуктов от склада производителя до конечного потребителя.

·              Оплаты: перевод денег покупателя по счетам продавца через банки и другие финансовые учреждения.

·              Передача титула собственности:  передача прав владения и распоряжения товаром от одного физического или юридического лица к другому.

·              Установление контактов с покупателями товаров.

·              Приспособление товара к требованиям покупателя (сортировка, упаковка и т.д.).

·              Участие в планировании товарного ассортимента.

·              Сервисное обслуживание после продажи;

Некоторые из этих функций (например, передача прав собственности, маркировка, продвижение) принадлежат прямому потоку, то есть действия направлены от производителя к покупателю. Другие (заказ и оплата) составляют обратный поток, от покупателя к продавцу. (1, с.100)

Производителю, выпускающему всего лишь один продукт, обычно необходимы три канала: торговый, транспортный (канал доставки) и сервисный. Эти функции могут выполняться несколькими фирмами. Каждый из трех каналов улучшается с развитием технологии.

Всем этим функциям присущи три общих свойства:

1)                       используемые ресурсы ограничены;

2)                       эффективность исполнения повышается благодаря специализации;

3)                       они выполняются различными членами канала.

Если часть функций берет на себя производитель, то его издержки увеличиваются, а, следовательно, возрастают и цены на товары.  При передаче некоторых функций посредникам затраты и цены производителя уменьшаются, даже с учетом того, что посредник взимает за свои услуги определенную плату. Следовательно, если посредники способны действовать более эффективно, чем производитель, конечная цена товара для потребителя снижается.  В некоторых случаях определенные функции выполняют и потребители, как бы «своими руками» снижая цены. (3, с.492)

Каналы распределения можно охарактеризовать по числу их уровней. Уровень канала распределения – это любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближению товара и права собственности на него конечному потребителю. Поскольку определенную работу выполняют и сам производитель, и конечный потребитель, они тоже входят в состав любого канала. Протяженность канала  обозначают по числу имеющихся в нем промежуточных уровней.

Выделяют прямой и косвенные каналы распределения. Прямой канал сбыта – канал нулевого уровня (прямой сбыт) – канал, не имеющий посредников, так как продажа осуществляется изготовителем непосредственно потребителям, на основе прямых контактов (связей) между ними. Прямой сбыт широко используется при продаже продукции производственно-технического назначения и реже товаров широкого потребления.

Косвенные каналы сбыта – многоуровневые. Выделяют одно-, двух-, трехуровневые каналы. Одноуровневый канал включает одного посредника. Для товаров широкого потребления используются, как правило, розничные магазины, торговцы. Товары производственно-технического назначения может реализовать сбытовой агент или брокер. Двухуровневый  канал включает двух посредников – оптового и розничного. Трехуровневый канал включает трех посредников – оптового, мелкооптового и розничного. Существуют каналы и с большим количеством уровней, но они встречаются реже. С точки зрения производителей, чем больше уровней имеет канал распределения, тем меньше возможностей контролировать его. (5, с.24)

 Количественной характеристикой канала распределения, наряду с длиной, является его ширина – число посредников (оптовых и розничных) на любом этапе реализации товаров у изготовителя.

Разновидностями косвенного канала сбыта являются интенсивный, селективный (выборочный) и эксклюзивный сбыт.

Интенсивный сбыт – реализация продукции фирмой изготовителем с целью создания сбыта по тому или иному товару, позволяющему установить максимальный объем его продаж и получить высокую прибыль. Предприятие использует большое число оптовых и розничных посредников независимо от форм его деятельности. Данный канал применяется в основном при продаже товаров широкого применения.

Селективный (выборочный) сбыт – реализация товаров фирмой-изготовителем через ограниченное число специально отобранных сбытовых агентов в зависимости от клиентуры, возможностей сервиса, послепродажного обслуживания изделий, состава и уровня подготовки посредников. Фирма стремится сочетать надежный контроль над каналом распределения с достаточно высоким объемом продаж и прибыли. Данный канал распределения целесообразно использовать для продажи товаров, которые требуют специального обслуживания, наличия запасных частей, создания ремонтных мастерских, подготовки торгового персонала, а также для продажи дорогих и престижных товаров.

Эксклюзивный сбыт – реализация товаров, при которой фирма-изготовитель ограничивает число независимых торговых посредников в данном географическом сегменте рынка с целью ужесточения контроля и влияния на каналы распределения, а также получения высокой доли прибыли от реализуемых товаров. (7, с. 106)

Одним из наиболее значительных событий последнего времени стало появление вертикальных маркетинговых систем, бросающих вызов традиционным каналам распределения. Типичный традиционный канал распределения состоит из независимого производителя, одного или нескольких оптовых торговцев и одного или нескольких розничных торговцев. Каждый член канала представляет собой отдельное предприятие, стремящееся обеспечить себе максимально возможные прибыли, даже в ущерб максимальному извлечению прибыли системой в целом. Ни один из членов канала не имеет полного или достаточно полного контроля над деятельностью остальных членов.

Вертикальная маркетинговая система (ВМС), наоборот, состоит из производителя, одного или нескольких оптовых торговцев и одного или нескольких розничных торговцев, действующих как единая система. В этом случае один из членов канала либо является владельцем остальных, либо представляет им торговые привилегии, либо обладает мощью, обеспечивающей их полное сотрудничество. Доминирующей силой в рамках ВМС может быть либо производитель,  либо оптовик, либо розничный торговец. ВМС возникли как средство контроля за поведением канала и предотвращения конфликтов между его отдельными членами, преследующими собственные цели. ВМС экономичны с точки зрения своих размеров, обладают большой рыночной властью и исключают дублирование усилий. ВМС стали преобладающей формой распределения в сфере потребительского маркетинга, где ими охвачено уже 64% всего рынка. Существуют три основных типа ВМС:

1. В рамках корпоративной ВМС последовательные этапы производства и распределения находятся в единичном владении.

2. Договорные ВМС состоят из независимых фирм, связанных договорными отношениями и координирующих программ своей деятельности для совместного достижения большей экономии и/или больших коммерческих результатов, чем это можно было бы сделать в одиночку. Договорные ВМС получили распространение в самое последнее время и являются одним из значительных феноменов в хозяйственной жизни.

Оптовики организуют добровольное объединение независимых розничных торговцев в цепи, которые должны помочь им выстоять в конкурентной борьбе с крупными распределительными сетями.

Розничные торговцы могут взять инициативу в свои руки и организовать новое самостоятельное хозяйственное объединение, которое будет заниматься и оптовыми операциями, а возможно, и производством. Участники объединения будут совершать свои основные закупки через кооператив и совместно планировать рекламную деятельность. Полученная прибыль распределяется между членами кооператива пропорционально объему совершенных ими закупок.

Член канала, именуемый владельцем привилегии, может объединить в своих руках ряд последовательных этапов процесса производства и распределения. Практика выдачи торговых привилегий, получившая в последние годы стремительное распространение, является одним из самых интересных феноменов сферы розничной торговли.

3. Управляемая ВМС координирует деятельность ряда последовательных этапов производства и распределения не из-за общей принадлежности одному владельцу, а благодаря размерам и мощи одного из ее участников. Производитель ведущего марочного товара в состоянии добиться сотрудничества и мощной поддержки со стороны промежуточных продавцов этого товара. (3, с.600-602)

Другим феноменом, присущим каналам распределения, стала готовность двух или более фирм объединять усилия в совместном освоении открывающихся маркетинговых возможностей. У отдельной фирмы либо не хватает капитала, технических знаний, производственных мощностей или маркетинговых ресурсов для действий в одиночку, либо она боится рисковать, либо видит в объединении усилий с другой фирмой немалые выгоды для себя.

Фирмы могут сотрудничать на временной или постоянной основе, а могут создать отдельную совместную компанию. Для охвата одних и тех же или разных рынков фирмы все чаще прибегают к использованию многоканальных маркетинговых систем. (5, с. 31)

Список литературы


1.     Бородин И. Маркетинг технологических нововведений: Инновационная научно-техническая фирма./ ЭКО, 1997, №2.

2.     Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. - М: Высш. шк.: Инфра-М, 1996.

3.     Котлер Ф. Основы маркетинга. - Спб: Питер Ком, 1999.

4.     Моисеева Н., Рюмин М. Коммуникационная концепция маркетинга и ее методическое обеспечение // Маркетинг. - 2001. - N 6. - С. 110-119

5.     Современный маркетинг на предприятии.  Директор. 1995 №6 - с.24-31.

6.     Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг. - М.: Экономика, 1993.

7. Яновский А. Управление рынком продукции предприятия // Маркетинг. - 2001. - N 6. - С. 103-109