Содержание
Введение...................................................................................................................... 3
1. Сущность финансового контроля.......................................................................... 4
1.1. Понятие и значение, содержание и формы финансового контроля............... 4
1.2. Методы финансового контроля...................................................................... 12
2. Анализ финансового контроля............................................................................ 15
3. Совершенствование финансового контроля....................................................... 19
Заключение............................................................................................................... 22
Список литературы.................................................................................................. 23
Введение
Финансовый контроль есть практическое воплощение объективно присущего финансам как экономической категории свойства контроля.
Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:
1) строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;
2) неотъемлемый элемент управления финасами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.
Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований является финансовый контроль.
Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функция. Поэтому использование государством и муниципальными образованиями для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.
Цель представленной работы – изучить финансовый контроль и пути повышения его эффективности.
Задачи работы – дать понятие, определить значение, а также содержание и формы финансового контроля, рассмотреть методы финансового контроля, дать анализ финансового контроля, а также предложить пути совершенствования финансового контроля.
1. Сущность финансового контроля
1.1. Понятие и значение, содержание и формы финансового контроля
Финансовый контроль считается специальным видом осуществления государственного контроля, и означает применительно к финансам, что помимо функций распределения, финансам свойственна и функция контроля. Финансовый контроль осуществляется всеми без исключения государственными органами: Президентом, представительной, исполнительной властью и т.д. Значение финансового контроля заключается в том, что в процессе его осуществления проверяется:
1. Соблюдение действующего правопорядка в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
2. Проверяется экономическая эффективность и обоснованность действий конкретных органов государства.
Финансовый контроль служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой государством политики.
Таким образом, финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий органов государственной власти и местного самоуправления в процессе осуществления финансовой деятельности государства. Финансовый контроль присущ всем без исключения финансово-правовым образованиям[1].
Государственный контроль – комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти управления, базирующихся на положениях основных законов государства. Определяющую роль в организации финансового контроля играет конституция страны. Правовой регламент контроля зависит от типа государства, его социально-политической ориентации, уровня экономического развития, соотношения форм собственности.
Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский)[2].
Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведение проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.
Требование соблюдения законности в деятельности по образованию, распределению и использованию денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления имеет конституционную основу: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч.2 ст. 15 Конституции РФ).
Итак, финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально – экономического развития страны и ее регионов.
Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому, помимо общих финансово – правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово – правовых институтах и закрепленные соответствующим законодательством (например, в Налоговом или Бюджетном кодексах РФ).
Основными направлениями финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, являются:
а) проверка выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;
б) проверка выполнения финансовых обязательств пред государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;
в) проверка правильности использование государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);
г) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;
д) выявление внутренних резервов производства – возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного эффективного использования материальных и денежных средств;
е) устранение и предупреждение нарушение финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.
В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности. Финансовая дисциплина – это четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений. Требования финансовой дисциплины распространяются не только на предприятия, организация, учреждения, граждан, но и на органы государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц. Тем самым финансовый контроль обеспечивает интересы государства, муниципальных образований, а также способствует соблюдению прав и интересов конкретных граждан, предприятий, учреждений (например, контроль за соблюдением законодательства о представление льгот по платежам в бюджет, за правильностью взимания налогов, за своевременностью выделения бюджетных ассигнований и т. д.).
Однако объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредуется денежными отношениями.
Эффективность финансового контроля предполагает необходимость глубокого экономического анализа финансово – хозяйственной деятельности, разработки контролирующими органами предложений по улучшению качеств работы проверяемых организаций.
Одной из форм финансового контроля выступает контроль рублем, свойственный сфере коммерческих отношений. Это контроль за финансово – хозяйственной деятельностью предприятий, объединений, организаций посредством таких экономических категорий, как цена, себестоимость, прибыль и др., при использовании системы финансирования, кредитования, расчетов. Контроль рублем позволяет определить качество работы предприятий и экономически воздействовать на него. Например, анализ прибыли предприятия, ее объема, источников получения (или причин не получения) выявляет результаты работы предприятия. Несвоевременность возращения ссуды, полученной в банке, сигнализирует о неблагополучном финансовом положении предприятия.
На своевременном этапе произошли изменения в организации финансового контроля, в его содержании.
В условиях перехода к рыночным отношениям, хозяйственной самостоятельности предприятий, организаций, учреждений усиливается значение повседневного внутрихозяйственного самоконтроля, контроля собственников.
Более глубоким, неформальным стал контроль со стороны представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления за финансовой деятельностью исполнительной власти, опирающийся на создаваемые ими специальные контрольные органы.
Изменилась система контрольных органов: упразднены органы народного контроля, в связи с изменением системы политической власти и установлением власти Президента Российской Федерации организован президентский контроль, осуществляемый Контрольным управлением Президента Российской Федерации.
На основании Конституции РФ 1993 г. (ст. 101 – 103) палаты Федерального Собрания РФ образуют счетную палату РФ. Подобные органы действуют и на уровне субъектов Федерации.
Сформированы также новые органы финансового контроля: органы государственной налоговой службы, государственного страхового надзора; функции финансового контроля осуществляют и созданные в 1990-х гг. органы федерального казначейства. Широкое развитие получил контроль в новой форме – аудиторской деятельности, проводимой независимыми организациями на платной основе в качестве предпринимательской деятельности.
Преобразование в системе банков и их деятельности применительно к особенностям рыночных отношений обусловили изменения в контрольных функциях банков, а также выделение из них на особый уровень Центрального банка РФ с функциями государственного контроля и надзора.
Впоследствии меры по совершенствованию системы органов, осуществляющих финансовый контроль, продолжались: Государственная налоговая служба РФ, преобразованная в Министерство РФ по налогам и сборам, изменена система органов, осуществляющих государственный страховой надзор. Особое внимание обращено на необходимость укрепления государственного финансового контроля, чему призван способствовать намечены к принятию Федеральный закон «О государственном финансовом контроле в Российской Федерации».
Проблемы, связанные с собиранием и расходованием государственных финансовых ресурсов обусловили создание Межведомственного совета по государственному финансовому контролю, обеспечению своевременности и полноты сбора налогов и других платежей в федеральный бюджет. Целями деятельности Совета определены координация и усиление контроля за поступлением и расходованием средств федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и других государственных средств. В состав Совета включены руководители финансово – контрольных и экономических органов, в том числе министров финансов, Председатель Банка России, руководитель федерального казначейства и др. Председатель Совета – министр финансов. В работе Совета могут принимать участие представитель Генеральной Прокуратуры РФ, МВД России, ФСБ России и др. заинтересованных органов.
К задачам Совета отнесены: формирование тактики и методологии государственного финансового контроля; определение его основных направлений и механизма; согласование практических мероприятий по осуществлению государственного финансового контроля; утверждение программы совместных ревизий и проверок; подготовка предложений по расширению источников средств федерального бюджета и внебюджетных государственных фондов, по эффективности государственного финансового контроля; обобщение и распространение опыта государственного финансового контроля.
Совету предоставлены права: запрашивать от министерств и других органов исполнительной власти необходимые материалы и информацию; обсуждать результаты ревизий и проверок, проводимых федеральными органами исполнительной власти, заслушивать объяснения их руководителей; вносить предложения в Правительство РФ.
Законодательство определяет формы взаимодействие органов, осуществляющих финансовый контроль, с правоохранительными органами в целях усиления его эффективности, что имеет особо важное значение в связи с ростом преступности в экономической сфере.
Содержание финансового контроля:
1. Проявляется в проверке финансовых обязательств юридических и физических лиц перед государством и муниципальными образованиями.
2. Проявляется в проверке правильности использования предприятиями, учреждениями и организациями различных денежных ресурсов (собственные средства, банковские ссуды, бюджетные и внебюджетные средства и т.д.).
3. Проверка правильности соблюдения финансовых операций.
4. Выявление внутренних резервов производства. Финансовый контроль позволяет определить возможности повышения рентабельности, роста производительности труда, более эффективного использования факторов производства и т.д.
5. Возможности устранения и предупреждения нарушений финансовой дисциплины.
Финансовая дисциплина выражает одну из сторон законности. Финансовая дисциплина - это четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования различных денежных фондов государства и муниципальных образований. Требования к финансовой дисциплине распространяется не только на хозяйствующие субъекты, но и на органы государственной власти, тем самым финансовый контроль обеспечивает интересы не только государства, но и обеспечивает соблюдение законных интересов предприятий и их права.
Объект финансового контроля: ресурсы финансовые, материальные, трудовые, природные и другие ресурсы страны.
Формы финансового контроля. Самая распространенная форма - финансовый анализ хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций, органов государственной власти и муниципальных образований, в рамках этой формы делаются не только замечания, но и предложения по улучшению качества работы.
Специфической формой финансового контроля является контроль рублем, он осуществляется в основном в коммерческой сфере, и происходит тогда, когда имеет место быть система финансирования, кредитования расчетов и т.д. (когда хозяйствующие субъекты используют различные виды своей деятельности).
Контроль рублем осуществляется:
а. при ценообразовании;
б. при формировании себестоимости продукции;
в. при определении прибыли и иных экономических показателей деятельности хозяйственных субъектов.
Например, создание единого тарифного органа для естественных государственных монополий.
Изменение форм и методов финансового контроля на современном этапе. Это переходный период.
Любой переходный период характеризуется неустойчивостью экономических отношений, политических процессов и поэтому с постоянными изменениями, меняется система форм и методов органов финансового контроля.
Это в первую очередь выражается в создании новых органов финансового контроля, упразднение старых органов, которые себя исчерпали.
Сейчас серьезно усиливается президентская роль, в первую очередь за счет полпредов[3].
1.2. Методы финансового контроля
Различают следующие методы проведения контроля:
- проверка;
- обследование;
- надзор;
- анализ финансового состояния;
- наблюдение (мониторинг);
- ревизия.
Проверки производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.
Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.
Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России - за страховыми фирмами.
Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.
Ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля.
Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта[4].
По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различаются ревизии[5]:
1. полные – предусматривают проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта;
2. частичные - проводятся для проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;
3. комплексные - являются наиболее полными, охватывающими все стороны деятельности проверяемого предприятия, учреждения, организации, охватывают хозяйственную и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества и состояния бухгалтерского учета и отчетности.
Для проверки узких технических и технологических вопросов к ревизии привлекаются соответствующие специалисты. Это позволяет при проведении комплексной ревизии обеспечить эффективность и полноту ее результатов;
4. тематические - проводятся на определенную тему по деятельности однотипных предприятий, организаций, учреждений, что позволяет выявить типичные недостатки или нарушения и принять меры к их устранению.
В зависимости от степени «охвата» финансовых и хозяйственных операций различают ревизии:
1. сплошные - предполагают проверку всех операций на определенном участке деятельности за весь проверяемый период;
2. выборочные — это проверка определенной части первичных документов за тот или иной промежуток времени. Как правило, проверяют один месяц в квартале, при обнаружении нарушений переходят к сплошной ревизии;
3. комбинированные – предусматривают проверку одних участков сплошным методом, а других — выборочным, что позволяет ревизовать большие объекты с высоким документооборотом, осуществляющие крупные хозяйственные операции.
Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, Казначейством, Центральным банком, аудиторскими службами). На основании проведенной ревизии оформляется акт, по которому принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных лиц к ответственности[6].
2. Анализ финансового контроля
На сегодняшний день процесс развития экономики Российской Федерации характеризуется устойчивыми тенденциями к усилению позиций государства. За время рыночных преобразований эти позиции существенно пошатнулись, причем наиболее негативные последствия это имело для бюджетной сферы, для государственного сектора экономики. Вследствие целого ряда причин и, прежде всего, из-за инертности государственных структур существовавшая ранее система государственного финансового контроля не была своевременно адаптирована к реалиям рынка. В течение длительного времени с момента начала рыночных реформ государственный финансовый контроль как система в Российской Федерации отсутствовала. В связи с этим большинство исследователей сходятся во мнении, что текущее состояние государственного финансового контроля в Российской Федерации нельзя считать удовлетворительным. В то же время ГФК является одним из ключевых элементов системы государственного управления финансовыми ресурсами.
Прямым следствием недооценки значения и возможностей контрольной функции государства является то, что финансовая система как на федеральном, так и на региональном уровнях охвачена государственным контролем далеко не полностью. Некоторые субъекты РФ не имеют контрольно-счетных органов. Некоторые из действующих органов носят декоративный характер. Даже средства федерального бюджета формируются и расходуются во многом бесконтрольно, что приводит к массовым случаям их нецелевого использования, задержкам выплаты заработной платы, срыву финансирования федеральных программ, социальных программ, а нередко и к прямым хищениям. Сохраняется закрытость для ревизий и проверок отдельных секторов народного хозяйства и сегментов финансовой деятельности. Практически недоступна для государственных контролеров банковская система страны, которая сама по себе еще весьма несовершенна.
В настоящее время в научной среде дискуссионным остается вопрос о сфере осуществления государственного финансового контроля и общих направлениях его деятельности. Некоторые авторы предлагают при определении сферы осуществления государственного финансового контроля исходить из наличия четырех основных составляющих:
· контроля за процессами формирования и использования бюджетных средств, продуманностью и эффективностью управления бюджетными потоками;
· контроля за бюджетными средствами, направляемыми в негосударственный сектор российской экономики и надлежащим использованием в нем финансовых средств в точном соответствии с их целевым назначением;
· контроля за сохранностью государственной собственностью, эффективностью управления ею, приносящего максимальную пользу обществу и государству при минимуме затрат;
· контроля за чистотой финансовых операций, противодействующего «отмыванию» преступных доходов.
Другие авторы полагают, что государственный финансовый контроль должен осуществляться по следующим направлениям:
· формирование и использование все государственных средств, независимо от того, в какой форме они существуют – бюджетной или любой другой;
· деятельность органов исполнительной власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютной политики;
· привлечение и использование средств юридических и физических лиц кредитными учреждениями и иными организациями, которым законодательно предоставлено такое право.
В деятельности органов, так или иначе причастных к осуществлению финансового контроля в стране, очевиден явный перекос в сторону проверок в ущерб ревизиям, проведение которых сложно и трудоемко. Количество ревизий даже не учитывается. В последнее время происходит направленное удаление ревизии не только из практики, но и из правовой базы контроля.
В этой связи возникает необходимость создания теоретически проработанной и законодательно оформленной концепции государственного финансового контроля. Все существующие и обсуждаемые в экономической литературе предложения и варианты можно свести к двум основным подходам. Первый подход связан с позицией ряда авторов рассматривающих процесс реформирования действующих органов финансового контроля в единую, иерархически сверху донизу выстроенную системную вертикаль. Крайнее выражение подобной точки зрения – объединение всех контролирующих и даже надзорных органов в единый контрольный орган федерального подчинения, который либо функционирует самостоятельно, либо подчиняется Счетной палате или Генеральной прокуратуре РФ.
Авторы другого подхода активно выступают против создания жестко иерархической соподчиненной контрольной системы, возглавляемой единым государственным органом. Они считают, что «системность» вовсе не требует «монолитности», то есть многоуровневой соподчиненности по принципу иерархической замкнутости, не позволяющей мобильно реагировать на динамичное изменение рыночных отношений. Системность при этом трактуется как наиболее рациональное соотношение между элементами централизации и децентрализации органов контроля, обеспечение координации деятельности контрольных органов в части научного и методического потенциала при сохранении их самостоятельного статуса.
В соответствии с рассматриваемой позицией структурная основа государственной системы контроля должна складываться с одной стороны из высших органов государственной власти и управления, наделенных Конституцией РФ и законодательно-нормативными актами в области государственного контроля. С другой стороны ее составной частью могут стать специальные органы государственного контроля как ныне действующие, так и вновь создаваемые. Специальные органы государственного контроля должны осуществлять свою деятельность в конкретных областях, являясь либо самостоятельными центральными органами исполнительной власти, либо крупными специализированными подразделениями федеральных министерств. В рамках их полномочий возможно создание своих территориальных органов, делегирование им своих прав и функций.
Таким образом, основным принципиальным моментом второго подхода является соответствие структуры органов финансового контроля федеративному устройству государства, конституционному разделению ветвей власти и многообразию форм финансово-хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений.
На сегодняшний день выработано, по крайней мере, две концепции государственного финансового контроля – Счетной палаты и Министерства финансов. Минфин РФ в предложенной им концепции считает, что преимущественное направление развития гражданского финансового контроля в России – это расширение внутреннего контроля, введение в структуре объектов финансового контроля должностей внутренних контролеров, осуществляющих на постоянной основе внутренний (ведомственный) финансовый контроль. Счетная палата считает, что тех же результатов можно достичь путем укрепления финансовой дисциплины со стороны уже имеющихся работников бухгалтерских служб.
Следует отметить, что система государственного финансового контроля эффективно действующая во многих развитых странах состоит из внешнего контроля (по большей части независимые и подотчетные лишь парламентам высшие органы) и внутреннего контроля (исполнительная власть, действующая через казначейство и органы контроля министерств и ведомств)[7].
3. Совершенствование финансового контроля
В настоящее время в РФ действует более 269 федеральных законов, указов и постановлений, в которых в той или иной мере регулируется контрольная и надзорная деятельность. В результате становится затруднительно сориентироваться в компетенции и полномочиях контролирующих органов.
Главными недостатками действующей системы государственного финансового контроля в РФ являются:
· возможность ухода от ответственности за использование бюджетных средств не по целевому назначению, за неэффективное использование бюджетных средств, неполный и несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе;
· разобщенность действий различных органов ГФК, отсутствие единого согласованного плана мероприятий по осуществлению мер финансового контроля как за поступлением налоговых и неналоговых доходов в бюджетную систему, в государственные внебюджетные фонды, так и за целевым и эффективным использованием средств из бюджетной системы и внебюджетных фондов;
· неупорядоченность действий отдельных органов финансового контроля порождает взаимную заинтересованность контролеров и объектов проверки и, соответственно, коррупцию и взяточничество[8].
Эффективное функционирование системы общегосударственного финансового контроля возможно при условии реализации следующих принципов в деятельности контрольных органов:
· принцип достаточности законодательно установленных полномочий для контрольных органов обеих ветвей государственной власти и органов местного самоуправления;
· принцип объективности органов государственного финансового контроля и гласности их деятельности;
· принцип неотвратимости наказания за нарушение налогового и бюджетного законодательства;
· принцип планомерности в системе отбора объектов финансового контроля, основанный на цикличности (периодичности) проверок; принцип консолидированного взаимодействия органов государственного финансового контроля, осуществляемых в форме совместных проверок, других организационных формах временного характера как по линии одноименных разноуровневых органов (Счетная палата РФ и контрольно-счетные палаты субъектов РФ и муниципальных образований, федеральное, региональное и муниципальное казначейства), так и по линии разноименных органов, функционирующих на одном уровне – федеральном, региональном, муниципальном.[9]
Весьма важным как в практическом, так и в теоретическом аспекте является вопрос оценки эффективности деятельности отдельно взятого органа государственного финансового контроля. Существует множество подходов к решению этого вопроса. Однако все авторы сходны во мнении, что оценить эффективность деятельности контрольно-счетного органа только с помощью количественных показателей невозможно. Так, некоторые ученые считают, что эффективная деятельность субъекта финансово-бюджетного контроля результируется в социальном, организационном и экономическом эффекте. Социальный эффект контроля выражается в выявлении допущенных объектом контроля нарушений и их устранении, что в конечном итоге должно привести к минимизации объективно совершаемых нарушений.
Организационный эффект контроля проявляется в том, что по его результатам могут применяться административные меры к лицам, допустившим нарушения финансового законодательства. При этом количественному измерению данный эффект не поддается.
Экономический эффект проявляется в том, что обеспечивается возврат средств, использованных не по целевому назначению и штрафных санкций за это в бюджетную систему.
При этом ряд авторов указывает на то, что оценивать эффективность работы органов финансового контроля, исходя только из выявленных нарушений организациями и предприятиями действующих норм финансового регулирования и примененных санкций неправильно. Такой критерий оценки аналогичен оценке деятельности контролеров на транспорте по объему штрафов, взысканных с пассажиров.
В.В. Мясников, ссылаясь на опыт западных специалистов, предлагает обратить внимание на мотивы поведения субъектов контроля. Таких мотивов, как утверждает автор, три: мотив «гордыни», агентский мотив и синергетический мотив. Первые два имеют своей конечной целью моральное удовлетворение и рост собственного благосостояния соответственно. Особенность синергетического мотива состоит в том, что его результатом является так называемый синергетический эффект, то есть сложение ресурсов, сил и средств всех контролирующих и управляющих органов, дающее в итоге повышение эффективности деятельности объекта контроля[10].
Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы. В настоящее время в РФ можно наблюдать процесс постоянного реформирования системы государственного финансового контроля и соответствующих контрольных органов. Одним из направлений такого реформирования должна стать автоматизация данных процессов управления.
Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль реализуется контрольно-счетными органами, создаваемыми законодательными (представительными) органами государственной власти и представительными органами местного самоуправления.
Главной целью внешнего государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации является повышение эффективности управления государственными и муниципальными ресурсами для обеспечения финансовой стабильности, поступательного развития экономики и социальной сферы общества, улучшения качества жизни российских граждан, усиления безопасности государства.
Деятельность контрольно-счетных органов должна быть созидательной, то есть приносящей реальный вклад в улучшение социально-экономического положения общества, и оцениваться по таким важнейшим критериям, как результативность, действенность, экономичность и эффективность.
Финансовый контроль может реализовываться в различных формах (предварительный, текущий, последующий) и методах (проверки, надзор, обследования, наблюдение, ревизии).
Список литературы
1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.
2. Большаков С.В. Основы управления финансами: М.: ФБК-Пресс, 2000.
3. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. СПб.: Экономическая школа, 1998.
4. Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. М.: Маркетинг, 2000.
5. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2002.
6. Ламыкин А., Мамий И. Финансовый механизм регулирования национальной экономики. М., 1997.
7. Миляков Н.В. Финансы. М.: Инфра-М, 2002.
8. Никольский Д.В. Государственный финансовый контроль в России // Финансы №2, 2003.
9. Петров А.Ю. Государственный финансовый контроль // Финансы - №10, 2000.
10. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. Л.А. Дробозиной. М.: Финансы и статистика, 2000.
11. Финансы: Учебник для вузов. Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. - М.: Издательство «Перспектива»; Издательство «Юрайт», 2000.
12. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Л.А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, 2000.
13. Черноморд П.В. Господдержка социальной сферы и науки: Государственный финансовый контроль. М.: Экономика, 2000.
[1] Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. С. 200.
[2] Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Л.А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, 2000. С. 386.
[3] Миляков Н.В. Финансы. М.: Инфра-М, 2002. С. 67-68.
[4] Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Л.А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, 2000. С. 392-393.
[5] Финансы: Учебник для вузов. Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти.- М.:Издательство «Перспектива»; Издательство «Юрайт», 2000. С. 38-40.
[6] Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Л.А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, 2000. С. 393.
[7] Петров А.Ю. Государственный финансовый контроль // Финансы - №10, 2000. С. 42-43.
[8] Большаков С.В. Основы управления финансами: М.: ФБК-Пресс, 2000. С. 86-87.
[9] Никольский Д.В. Государственный финансовый контроль в России // Финансы №2, 2003. С. 16.
[10] Черноморд П.В. Господдержка социальной сферы и науки: Государственный финансовый контроль. М.: Экономика, 2000. С. 99-101.