Содержание
11. Понятие о дефектах. Уровень дефектности продукции. 3
16. Понятие нормативного документа, стандарта................. 5
31. Средства измерения, классификация..................................... 7
56. Развитие сертификации в РФ......................................................... 9
Список литературы................................................................................ 12
11. Понятие о дефектах. Уровень дефектности продукции
Согласно ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения» для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Таким образом, под дефектом понимается каждое отдельной несоответствие продукции установленным требованиям.
Дефектное изделие - изделие, имеющее хотя бы один дефект.
Явный дефект - дефект, для выявления которого в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, предусмотрены соответствующие правила, методы и средства.
Скрытый дефект - дефект, для выявления которого в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, не предусмотрены соответствующие правила, методы и средства.
Критический дефект - дефект, при наличии которого использование продукции по назначению практически невозможно или недопустимо.
Значительный дефект - дефект, который, существенно влияет на использование продукции по назначению и (или) на ее долговечность; но не является критическим.
Малозначительный дефект - дефект, который существенно не влияет на использование продукции по назначению и ее долговечность.
Устранимый дефект - дефект, устранение которого технически возможно и экономически целесообразно.
Неустранимый дефект - дефект, устранение которого технически невозможно или экономически нецелесообразно.
Гост 15895-77 «Статистические методы управления качеством продукции. Термины и определения» определяет:
Метод учета дефектов - метод статистического регулирования технологического процесса, характеризующийся тем, что о разладке процесса судят по числу дефектов или дефектных единиц производимой продукции в выборках.
Контрольная карта числа дефектных единиц продукции или числа дефектов - контрольная карта, на которую в качестве значений выборочной характеристики наносят число дефектных единиц продукции или число дефектов в выборке.
Уровень дефектности - доля дефектных единиц продукции или число дефектов на сто единиц продукции.
Входной уровень дефектности - уровень дефектности в партии, поступающей на контроль, или потоке продукции за определенный интервал времени.
Средний входной уровень дефектности - математическое ожидание значения уровня дефектности в нескольких партиях; поступающих на контроль, или потоке продукции за определенный интервал времени.
Выходной уровень дефектности - уровень дефектности в партии или потоке продукции за определенный интервал времени после контроля.
Средний выходной уровень дефектности - математическое ожидание значения выходного уровня дефектности в принятых партиях или потоке продукции и забракованных партиях или потоке продукции за определенный интервал времени, в которых после сплошного контроля все обнаруженные дефектные единицы заменены годными.
Предел среднего выходного уровня дефектности - максимальное значение среднего выходного уровня дефектности, соответствующее определенному плану выборочного контроля.
Приемочный уровень дефектности - максимальный уровень дефектности для одиночных партий или средний уровень дефектности для последовательности партий, который для целей приемки продукции является удовлетворительным.
16. Понятие нормативного документа, стандарта
Стандарт - нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, принятый (утвержденный) признанным органом (предприятием)[1].
Стандарт - (от англ. норма, образец), в широком смысле слова - образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов.
Стандарт как нормативно-технический документ устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органом.
Стандарт может быть разработан как на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), так и на нормы, правила, требования различного характера.
Применение стандарта способствует улучшению качества продукции, повышению уровня унификации и взаимозаменяемости, развитию автоматизации производственных процессов, росту эффективности эксплуатации и ремонта изделий.
Существующие в России Стандарты различают по сфере действия: государственные (ГОСТ) - на всей территории и для всех отраслей, отраслевые (ОСТ), республиканские (РСТ), предприятий (объединений) (СТП)[2].
Основополагающий стандарт - нормативный документ, содержащий общие или руководящие положения для определенной области. Обычно он используется либо как стандарт, либо как методический документ, на основе которого могут разрабатываться другие стандарты. В качестве примера основополагающих стандартов можно назвать ГОСТ Р 1.0-92, ГОСТ Р 1.4-93, ГОСТ Р 1.5-92 (нормативные документы по организации государственной системы стандартизации в России).
Терминологический стандарт - нормативный документ, содержащий определения терминов, примеры их применения и т.д.
Стандарт на методы испытаний - нормативный документ, устанавливающий методики, правила, процедуры различных испытаний и связанных с ними действий (например, отбор образца для проверки).
Стандарт на продукцию - нормативный документ, содержащий требования к продукции, которые обеспечивают соответствие продукции ее назначению. Данный стандарт может быть полным или неполным. Полный стандарт на продукцию устанавливает также правила отбора образцов для испытаний, порядок проведения испытаний и т.д. Неполный стандарт на продукцию содержит часть требований к продукции (например, только требования к правилам поставки и др.).
Стандарт на процесс (услугу) - нормативный документ, содержащий требования соответственно к процессу (например, к технологии производства) или услуге (например, оказание услуг в области автотранспорта, банковского обслуживания и т.д.).
Стандарт на совместимость - нормативный документ, устанавливающий требования к совместимости как продукта в целом, так и его отдельных частей. Данный вид стандарта может быть разработан на целую систему (например, на системы очистки воздуха, системы сигнализации и др.).
Стандарт с открытыми значениями - нормативный документ, содержащий перечень характеристик, которые конкретизируются в договорных отношениях (т.к. в некоторых ситуациях требования определяются поставщиками, а в других - потребителями)[3].
31. Средства измерения, классификация
Средства измерений (СИ) представляют собой технические устройства, предназначенные для измерений и имеющее нормированные метрологические характеристики. К ним относятся: меры, измерительные приборы, измерительные преобразователи, измерительные установки и измерительные системы.
Мера – это средство измерения, предназначенное для воспроизведения физической величины заданного размера: гири, концевые меры длины, нормальные элементы (меры ЭДС). Меры, воспроизводящие физическую величину одного размера (например, гиря или плоскопараллельная концевая мера длины), называются однозначными. Меры, воспроизводящие ряд одноименных величин различного размера (например, линейка с миллиметровыми делениями), называются многозначными.[4]
Особую категорию средств измерений составляют стандартные образцы состава (чистые металлы, образцы марки стали, газовые смеси и др.) и свойств веществ и материалов (образец твердости, образец цвета и др.). Стандартные образцы – средства измерений в виде вещества (материала), состав и свойства которых установлены при метрологической аттестации.
При установлении совокупности нормируемых метрологических характеристик для средств измерений конкретного вида необходимо использовать номенклатуру характеристик, регламентированных государственным стандартом ГОСТ 8.009-84 «ГСИ. Нормируемые метрологические характеристики средств измерений».
Для характеристики качества измерений применяют такие термины, как точность, правильность, сходимость и воспроизводимость измерений.
Точность – качество измерений, отражающее близость их результатов к истинному значению измеряемой величины. Высокая точность измерений соответствует малым погрешностям всех видов, как систематических, так и случайных.
Правильность – качество измерений, отражающее близость к нулю систематических погрешностей в их результатах. Результаты измерений правильны постольку, поскольку они не искажены систематическими погрешностями.
Сходимость – качество измерений отражающее близость друг к другу результатов измерений, выполняемых в одинаковых условиях. Для методик выполнения измерений это одна из важнейших характеристик.
Воспроизводимость – качество измерений отражающее близость друг к другу результатов измерений, выполняемых в различных условиях. В процедурах испытаний продукции воспроизводимость является одной из важнейших характеристик.
В Законе РФ «Об обеспечении единства измерений» установлено, что его положения направлены на защиту интересов граждан, правопорядка и экономики страны от последствий недостоверных результатов измерений[5].
Для реализации положений Закона любая измерительная информация предназначенная для практического использования, должна сопровождаться указанием характеристик погрешности измерений. В зависимости от назначения результатов измерений, сложности и ответственности решаемых задач номенклатура выбираемых характеристик погрешностей измерений может быть различной. Однако во всех случаях она должна обеспечивать возможность сопоставления и совместного использования результатов измерений, достоверную оценку качества и эффективности решаемых измерительных задач[6].
56. Развитие сертификации в РФ
Насыщение рынка разнообразными товарами не всегда гарантирует потребителю их высокое качество, безопасность для здоровья и окружающей среды. В этих условиях потребителю необходима гарантия, подтвержденная независимой стороной, что товар соответствует определенному уровню качества.
В современных условиях перехода к рыночной экономике среди множества проблем, связанных с обеспечением как выживания, так и последующего нормального развития предприятий и организаций, главной и решающей является проблема качества продукции. В ближайшие годы в лучшем положении окажутся те предприятия, которые смогут обеспечить не только наивысшую производительность труда, но и высокое качество.
Понятия и термины, используемые в области управления качеством, определяются международными и национальными стандартами. Международный стандарт ИСО 8402-94 устанавливает термины по качеству, поясняет их сущность и то, как они применяются в стандартах ИСО серии 9000 «Система качества».
Качество определено как совокупность характеристик объекта, относящихся к их способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности[7].
Согласно ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия, термины и определения» качество продукции – это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.
Качество определяется при осуществлении сертификации продукции и услуг. В Российской Федерации сертификация продукции проводится с 1993 г. После принятия Закона РФ «О сертификации продукции и услуг».
При сертификации устанавливается, что продукция, процесс или услуга соответствуют требованиям стандарта или других нормативных документов.
Объектом сертификации являются продукция, процессы и услуги.
Российская система сертификации (РОСС) базируется на комплексе основополагающих нормативных документов, в которых определены основные положения, цели и принципы, правила, структура системы, требования к органам сертификации, испытательным лабораториям, порядок их аккредитации, порядок проведения сертификации, правила ведения Государственного Реестра Системы.
Российская система сертификации допускает возможность заявления о сертификации продукции требованиям НТД, которое объявляется изготовителем, продавцом под его полную ответственность.
Актуальными вопросами совершенствования сертификации является:
– создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и в международной торговле;
– содействие потребителям в компетентном выборе продукции;
– содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции;
– защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
– контроль безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
– подтверждение показателей качества, заявленных изготовителем.
Различают две формы сертификации – обязательная и добровольная. Под обязательной сертификацией понимают подтверждение уполномоченным на то органом соответствия товара обязательным требованиям. К обязательным относятся требования безопасности для потребителя и окружающей среды, а также совместимости и взаимозаменяемости.
При обязательной сертификации подтверждается, что сертифицированная продукция безопасна для потребителя. Обязательная сертификация проводится только в органах сертификации или аккредитованных в Госстандарте испытательных лабораториях (центрах). При отрицательных результатах обязательной сертификации серийно выпускаемой продукции должен уведомить об этом территориальный орган Госстандарта России по месту расположения изготовителя для своевременного оформления этим органом запрета на реализацию продукции[8].
Сертификация направлена на достижение следующих целей:
· создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
· содействие потребителям в компетентном выборе продукции;
· содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции;
· защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
· контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
- подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителями.
Деятельность по сертификации в Российской Федерации основана на законах Российской Федерации «О защите прав потребителя»[9], «О сертификации продукции и услуг»[10] и других нормативных актах[11].
Список литературы
1. Закон РФ «О защите прав потребителей» // Российская газета. 1996. – 16 января.
2. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.1993 года № 5151-1 // Экономика и жизнь. 1993. № 27.
3. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» от 27.04.1993 г. № 4871-1 // Российская газета. 1993 – 3 июня.
4. Гост 15895-77 «Статистические методы управления качеством продукции. Термины и определения».
5. ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия, термины и определения».
6. ГОСТ Р 1.0-92. Государственная система стандартизации РФ. Основные положения.
7. ГОСТ 8.009-84 «ГСИ. Нормируемые метрологические характеристики средств измерений».
8. Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации. Госстандарт. М., 1994. С изменением № 1 от 01.08.1996 года № 1139.
9. Васильев Н.И. Сертификация продукции в РФ. М.: Издательство стандартов, 2003.
10. Гличев А.В. Что такое качество? – М.: Экономика. 1998.
11. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.
12. Кузнецов В.А., Ялунина Г.В. Основы метрологии. – М.: Издательство стандартов, 1995.
13. Ловачева Г.Н., Мглинец А.И., Успенская Н.С. Стандартизация и контроль качества продукции. М.: Стандарт, 1998.
14. Сергеев А.Г., Латышев М.В. Сертификация. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.
[1] ГОСТ Р 1.0-92. «Государственная система стандартизации РФ. Основные положения».
[2] Ловачева Г.Н., Мглинец А.И., Успенская Н.С. Стандартизация и контроль качества продукции. М.: Стандарт, 1998. С. 74.
[3] Сергеев А.Г., Латышев М.В. Сертификация. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. С. 180-181.
[4] Кузнецов В.А., Ялунина Г.В. Основы метрологии. – М.: Издательство стандартов, 1995. С. 155-156.
[5] Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» от 27.04.1993 г. № 4871-1 // Российская газета. 1993 – 3 июня.
[6] Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. С. 18-22.
[7] Гличев А.В. Что такое качество? – М.: Экономика. 1998. С. 177.
[8] Васильев Н.И. Сертификация продукции в РФ. М.: Издательство стандартов, 2003. С. 12-13.
[9] См.: Закон РФ «О защите прав потребителей» // Российская газета. 1996. – 16 января.
[10] Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.1993 года № 5151-1 // Экономика и жизнь. 1993. № 27.
[11] Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации. Госстандарт. М., 1994. С изменением № 1 от 01.08.1996 года № 1139.