Содержание

Введение. 3

1. Теоретические основы административных взысканий. 5

1.1. Система административных взысканий. 5

1.2. Виды административных взысканий. 9

1.2.1. Предупреждение. 9

1.2.2. Административный штраф.. 10

1.2.3. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета  административного правонарушения. 12

1.2.4. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения  12

1.2.5. Лишение специального права. 13

1.2.6. Административный арест. 14

1.2.7. Административное выдворение за пределы Российской  Федерации иностранного гражданина или лица без  гражданства. 17

1.2.8. Дисквалификация. 19

2. Административные взыскания на примере лишения водительских прав. 20

2.1 Лишение водительских прав. 20

2.2. Практика лишения водительских прав. 22

Заключение. 26

Список литературы.. 28

                                                                                                

Введение

Административное взыскание является мерой ответственности и приме­няется в целях воспитания лица, совершившего административное правона­рушение, в, духе соблюдения советских законов, уважения к правилам со­циалистического общежития, а также предупреждения со­вершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное взысканиеэто мера административной ответственно­сти, применяемая за совершение административного правонарушения.

Административными взысканиями являются лишь те меры адми­нистра­тивного принуждения, которые предусмотрены Кодексом РФ об Ад­министративных правонарушениях (КоАП РФ)  в главе 3 "Административные взыскания". Административное взыскание всегда выражает отрицательную оценку го­сударством совершенного правонарушения. Применение ад­министративных взысканий является хотя и необходимым, но все же вспомогательным средст­вом борьбы с административными правонару­шениями. Применяя администра­тивное взыскание, государство сочетает принуждение и убеждение. Админист­ративное взыскание, являясь при­нудительной мерой, в то же время содержит в себе воспитательный по­тенциал.

Административное взыскание как мера ответственности применя­ется в целях:

а) воспитания лица, совершившего административное правонару­шение, в духе соблюдения законов и уважения к правопорядку;

б) предупреждения со­вершения им новых правонарушений;

в) предупреждения совершения правона­рушений другими лицами.

Таким образом, с помощью административных взы­сканий осуществля­ются цели общего и специального предупреждения правона­рушений (общей и частной превенции).

Специальное предупреждение заключа­ется в том, что администра­тивное взыскание, воздействуя на конкретного пра­вонарушителя, побу­ждает его не совершать правонарушений в будущем. Общее предупреж­дение характеризуется тем, что способствует воспитанию не только са­мого нарушителя, но и окружающих его лиц. Конечная цель примене­ния административных взысканий состоит в том, чтобы ни нарушитель правовых норм, ни другие лица не совершали более административных правонарушений. Административные взыскания выполняют в известной мере также функцию предупреждения преступлений.

В данной работе дается анализ КоАП РФ в части, касаю­щейся положений об административных взысканиях

В связи с этим выделим следующие задачи:

1.      Раскрытие системы административных взысканий;

2.      Рассмотрение видов административных взысканий;

3.      Рассмотрение на примерах  лишения специального права - права управления транспортными средствами.

1. Теоретические основы административных взысканий

1.1. Система административных взысканий

Административные взыскания являются одним из видов мер административного принуждения и обладают всеми признаками им присущими. В этом проявляется их диалектическая связь как отдельного и общего, однако, всякое общее лишь приблизительно охватывает все отдельные предметы, всякое отдельное неполно входит в общее. Для понимания правовой природы взыскания недостаточно констатации их общности с другими мерами принуждения, необходимо выявить их особенности, ее назначение и место в системе принудительных мер.

Особенности административного взыскания[1]:

Это реакция государства на уже совершенное правонарушение, иначе говоря, административное взыскание применяется только после совершения правонарушения.

Взыскание применяется компетентными субъектами на основании принятия ими специального индивидуального акта управления (постановления, решения).

Через административное взыскание практически реализуется административная ответственность. Другие виды административного принуждения не связаны с этим институтом. Именно здесь особенно ярко проявляются властность и авторитарность закона.

Административное взыскание в целом преследует кару, воспитание и предупреждение правонарушений.

Государство особенно тщательно регламентирует применение взыскания.

Круг должностных лиц правомочных применять административные взыскания гораздо уже круга субъектов уполномоченных законом на применение других мер административного принуждения. Законодатель сознательно устанавливает такой узкий круг субъектов имеющих право применять административного взыскания в целях охраны интересов личности.

Государственно-принудительный характер этих мер выражается в том, что посредством административных взысканий государство принуждает нарушителя претерпевать определенные ограничения его личных или имущественных прав независимо от того желает ли он этого или нет.

Назначение мер административных взысканий несколько иное, чем административно-предупредительных мер и мер административного пресечения. Если административно-предупредительные меры предназначены для предупреждения правонарушения, недопущения вредных последствий, то административные взыскания применяются, когда необходимо оказать определенное воздействие на сознание лица, поведение которого значительно отклонено от формы. Назначение административного взыскания нужно определять через цели. Следует отметить, что цели административного взыскания впервые в истории административного законодательства административное взыскание является мерой ответственности и применяется в следующих целях:

Воспитание лица совершившего правонарушение в духе закона.

Предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Таким образом, применение мер взыскания преследует воспитание правонарушителя в духе закона. Взыскание является средством воздействия на его сознание. Основная задача воспитания - посредством взыскания привить навыки стимулирующие добровольное сознательное выполнение лицом своих обязанностей.

Ограничение, связанное с мерами административного взыскания, безусловно, оказывает воспитательное воздействие. Воспитание правонарушителей тесно связано с другой целью административных взыскания - предупреждение правонарушений (не только со стороны нарушителей и других лиц). Цель частного предупреждения воздействовать на правонарушителей.

Административное взыскание содержит в себе разнообразные формы лишений, которые значительно ограничивают возможности и желания правонарушителя на совершение новых правонарушений, вплоть до изоляции от общества. Особая роль в этом процессе принадлежит органам и лицам, на которые возложена обязанность исполнить административное взыскание. Недобросовестное исполнение административного взыскания дает возможность для совершения повторных правонарушений.

Предупредительные возможности взыскания широки. Многие административные проступки могут перерасти в преступление, поэтому своевременное применение мер пресечения являются действенным средством предотвращения более тяжких деяний. Работники правоохранительных органов должны внимательно изучать причины рецидива, изучать личность преступника, это позволит им более эффективно использовать предупредительные возможности взыскания.

Общее предупреждение для других лиц, реализуется в издании законодательного акта, карающего то или иное деяние. Определенную роль играет неотвратимость административного взыскания. Используется общественное порицание - разбирательство проступка в рабочем коллективе, освещение в печати и т.д. Цель общего предупреждения обеспечивается реальным исполнением мер.

Таким образом, можно сказать, что административное взыскание - это принудительное лишение нарушителя определенных прав, благ и возложение на него специальных "штрафных" обязанностей в целях его воспитания.

За   совершение   административных  правонарушений  могут  устанавливаться    и   применяться    следующие   административные  наказания[2]:

     1) предупреждение;

     2) административный штраф;

     3) возмездное   изъятие   орудия   совершения  или  предмета

 административного правонарушения;

     4) конфискация     орудия    совершения    или    предмета

 административного правонарушения;

     5) лишение  специального права,  предоставленного физическому

 лицу;

     6) административный арест;

     7) административное выдворение за пределы Российской Федерации

 иностранного гражданина или лица без гражданства;

     8) дисквалификация.

Все восемь названных взысканий тесно связаны между собой и об­разуют единую систему. Их, прежде всего, объединяет общие цели:   

   1.    Административное    наказание   является   установленной  государством мерой ответственности за совершение административного  правонарушения  и применяется  в целях  предупреждения  совершения  новых  правонарушений  как  самим правонарушителем,  так и другими  лицами.

     2.  Административное  наказание  не  может  иметь  своей целью  унижение человеческого достоинства физического лица,  совершившего  административное  правонарушение,  или  причинение  ему физических  страданий,  а также нанесение вреда деловой репутации юридического  лица.

По содержанию каждое взыскание является карой, мерой ответст­вен­ности, назначаемой за административные деликты; применение лю­бого означает наступление административной ответственности, влечет неблагоприятные юридические последствия.

Административные взыскания являются карательными, «штраф­ными» санкциями; как правило, они состоят в лишении или ограниче­нии прав, благ. За совершенный проступок деликвент либо лишается какого-то субъективного права (права управления транспортным сред­ством, лицензии и т. д.), либо на него возлагаются специальные «штрафные» обязанности.

Кара – это «правовой урон» привлеченному к ответственнос­ти. Административное взыскание причиняет ему определенные стра­дания, лишения. Однако кара не является самоцелью, она необходи­мое сред­ство воспитания, предупреждения правонарушений. Взыска­ние преду­преждает новые нарушения со стороны виновного (частная превенция) и правонарушения других лиц (общая превенция)[3].

Административные взыскания налагаются компетентными орга­нами и должностными лицами путем издания специальных индиви­ду­альных актов. Они защищают правопорядок косвенно, не могут непо­средственно обеспечить выполнение обязанности, но, возлагая допол­нительные, «штрафные» обязанности, ущемляя правовую сферу лица, они тем самым побуждают его в дальнейшем не нарушать закон, стиму­лируют будущее поведение.

Взыскания отличаются от иных средств административного при­нуждения тем, что обычно их применение создает для нарушителей «со­стояние наказанности», которое существует в течение установлен­ного законом срока и является одним из элементов исправительно-воспита­тельного воздействия на них.

В законе перечень взысканий дан в строго определенном порядке: от менее суровых к более суровым. Иными словами, закон содержит «лестницу наказаний». Эта «лестница» нужна и для тех, кто издает нормы права, и для тех, кто их принимает. В частности, велико ее зна­чение, когда нормы содержат альтернативные санк­ции.

Таким образом, можно сказать, что административное взыскание - это принудительное лишение нарушителя определенных прав, благ и возложение на него специальных "штрафных" обязанностей в целях его воспитания.

1.2. Виды административных взысканий

1.2.1. Предупреждение

Предупреждение как мера административного взыскания выно­сится в письменной форме. В предусмотренных законодательством слу­чаях преду­преждение оформляется иным установленным способом.

Предупреждение – один из видов административного взыскания. Приме­няется преимущественно к лицам, виновным в совершении не­значительных административных проступков. Оно может налагаться лишь в случаях, когда предусмотрено в санкции соответствующей ста­тьи Особенной части Кодекса или иного нормативного акта, устанавли­вающего административную ответст­венность. Чаще всего предупреж­дение предусматривается в санкциях альтерна­тивно со штрафом. Вме­сте с тем законодательство не допускает его примене­ния вместо других административных взысканий, поскольку Кодекс не преду­сматривает возможности замены одного административного взыскания более мяг­ким видом административного взыскания.

Предупреждение – одно из основных административных взыска­ний, из­вестных Кодексу. К предупреждению может быть присоединено дополнительное административное взыскание, если таковое пре­дусмот­рено в санкции соответствующей нормы. Так, незаконная передача за­прещенных предметов лицам, содержащимся в исправительно-трудовых учреж­дениях, воспитательно-трудовых, лечебно-трудовых и лечебно-воспитательных профилакториях, может влечь предупреждение или на­ложение штрафа с кон­фискацией запрещенных предметов.

Применение предупреждения, равно как и другого администра­тивного взыскания, влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, подвергнутое этому взысканию, считается в "тече­ние одного года со дня его исполнения наказанным в административном порядке. Если в тече­ние года такое лицо совершит новое адми­нистративное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое административное взыскание.

Предупреждение как административное взыскание следует отли­чать от устного замечания. Последнее применяется в случаях освобождения от административной ответствен­ности лица, совершив­шего малозначительное административное право­нарушение. Устное замечание не является административным взыска­нием и не влечет связанных с ним отри­цательных правовых последст­вий. Такого рода замечания широко используются и повседневной дея­тельности надзорных органов (Госпожнадзор, ГИБДД и др.) в качестве профилактической меры воздействия.

Действующее законодательство предусматривает письменную форму вы­несения административного взыскания в виде предупрежде­ния. О наложении данного взыскания органом (должностным лицом), рассматривающим дело об административном правонарушении, выно­сится постановление по делу. В пре­дусмотренных законодательством случаях предупреждение оформляется иным установленным способом. Речь идет об оформлении применения этого вида административного взыскания на месте совершения правонарушения путем компостерной просечки "талона" к удостоверению на право управления мало­мерным судном. Наложение административ­ного взыскания в виде предупреждения может быть оформлено таким способом без составления протокола. Предупреждение в форме про­сечки "талона" может применяться только за те нарушения правил пла­вания по внутренним водным путям России, перечень которых указыва­ется в названном талоне. Так, преду­преждение с отметкой в талоне к удостоверению на право управления ма­ломерным судном может быть применено за нарушение правил загрузки, норм пассажировместимости и другие правонарушения.

Предупреждение о прекращении противоправного поведения про­изводится, когда правонарушение еще не окончено, с целью пре­сечения противоправного поведения, и в установленных законода­тельством слу­чаях является обязательным первым принудительным средством. Во из­бежание путаницы было бы целесообразно рас­сматриваемое средство воздействия называть предостережением. Эту меру пресечения следует отличать от предупреждения как взыскания, которое налагается за оп­ределенный проступок компетентным госу­дарственным органом путем вынесения специального постановления[4].

1.2.2. Административный штраф

Штраф – мера имущественного характера.

     Административный штраф является денежным взысканием и может

 выражаться в величине, кратной:

     1)  минимальному  размеру  оплаты  труда  (без  учета районных  коэффициентов),   установленному  федеральным  законом  на  момент  окончания или пресечения административного правонарушения (далее -  минимальный размер оплаты труда);

     2)  стоимости  предмета  административного  правонарушения  на  момент окончания или пресечения административного правонарушения;

     3) сумме неуплаченных налогов,  сборов,  подлежащих уплате  на  момент  окончания или пресечения административного правонарушения,  либо сумме незаконной валютной операции,  либо сумме неуплаченного  административного штрафа.

     Размер  административного штрафа не может быть менее одной  десятой минимального размера оплаты труда.

     Размер административного штрафа,  налагаемого на граждан и  исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может  превышать  двадцать  пять  минимальных  размеров оплаты труда,  на  должностных лиц - пятьдесят минимальных размеров оплаты труда,  на  юридических лиц - одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.      Административный    штраф    за   нарушение   законодательства  Российской  Федерации о внутренних морских водах,  территориальном  море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне  Российской  Федерации,  антимонопольного,  таможенного,  валютного  законодательства  Российской  Федерации,  а также законодательства  Российской Федерации  о  естественных  монополиях,  о  рекламе,  о  лотереях,  об охране окружающей природной среды, о государственном  регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной  и   спиртосодержащей   продукции,  о  противодействии  легализации  (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию  терроризма, налагаемый на должностных лиц и юридических лиц, может  быть установлен с превышением размеров,  указанных в абзаце первом  настоящей части,  но не может превышать для должностных лиц двести  минимальных размеров оплаты труда,  для  юридических  лиц  -  пять  тысяч минимальных размеров оплаты труда[5].  

Размер  административного  штрафа,  исчисляемого исходя из  стоимости  предмета  административного  правонарушения,   а  также  исходя из суммы неуплаченных налогов,  сборов,  не может превышать  трехкратный  размер  стоимости  соответствующего  предмета,  суммы  неуплаченных налогов, сборов.

    Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет  в  полном  объеме  в соответствии  с законодательством  Российской  Федерации.

1.2.3. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета  административного правонарушения

Возмездное изъятие применяется только в отношении пред­метов, явившихся орудием совершения или непосредственным объек­том адми­нистративного правонарушения. Оно состоит в принуди­тельном изъя­тии предмета, его последующей реализации и передаче бывшему собст­веннику вырученной суммы за вычетом расходов по реализации. Фак­тически речь идет о принудительной реализации имущества, находив­шегося в личной собственности нарушителя.

Законодатель очень редко использует эту меру в качестве санк­ции за административные правонарушения.

Возмездное изъятие как вид административного взыскания рас­пространя­ется только на предметы, которые явились орудием соверше­ния или непосред­ственным объектом административного правонаруше­ния. Данное взыскание является мерой административной ответствен­ности имущественного характера и может применяться лишь в отноше­нии собственника предметов, использовав­шихся в качестве орудия со­вершения или явившихся непосредственным объек­том правонарушения. Изъятие предметов, не принадлежащих Правонарушителю (например, предметы незаконной охоты), не является административным взы­ска­нием.

По содержанию возмездное изъятие предмета состоит из трех взаимосвя­занных действий. Во-первых, принудительное изъятие пред­мета у правонаруши­теля, во-вторых, реализация этого предмета, в-третьих, передача вырученной суммы бывшему собственнику за выче­том расходов по реализации изъятого предмета. По признаку возмезд­ности это изъятие отличается от другого админи­стративного взыскания – конфискации предмета, явившегося орудием соверше­ния или непо­средственным объектом административного правонарушения. При кон­фискации изъятые предметы безвозмездно обращаются в собственность го­сударства[6].

1.2.4. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

 

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или не­посредственным объектом административного правонарушения, со­стоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Административно-правовая конфиска­ция всегда является специальной: она производится только в отноше­нии вещей, непосредственно связанных с проступком и прямо на­званных в законе (ружей и других орудий охоты и т. д.). К лицам, для которых охота является основным источником существования, не может приме­няться конфискация огнестрельного оружия и боеприпа­сов к нему, а также других орудий охоты.

В ст. 3.1 КоАП РФ подчеркнуто, что конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами (например, ТК РФ). Дело в том, что конфискация – мера взыскания, а ей лицо может быть подвергнуто за определенное нарушение, если оно предус­мотрено санк­циями правовых норм. Конфисковать вещь, не принадле­жащую нару­шителю, – значит наказать собственника имущества, не привлеченного к ответственности. Очевидно, что это незаконно, но, к сожалению, в практике подобные случаи имеют место. При конфиска­ции предмет из частной собственности переходит в государственную.

1.2.5. Лишение специального права

Лишение специальных прав есть временное ограничение право­субъектности гражданина в административном порядке за администра­тивные про­ступки. Эта мера применяется только к лицам, имеющим специаль­ный административный статус. Если гражданин неправильно ис­пользует предоставленное ему право, орган исполнительной власти на время лишает его этого права.

Административное взыскание в виде лишения специального права, пре­доставленного данному гражданину, состоит в ограничении наруши­теля права заниматься определенной деятельностью. Законодатель ог­раничивает возмож­ность применения этого взыскания в настоящее время только случаями лише­ния права управления транспортными средствами, права охоты, права на экс­плуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

Предоставление такого специального права связано с наличием ряда обя­зательных условий. Особенно это касается права на управление транспортными средствами. Управление источниками повышенной опасности, каким является транспорт, требует определенных навыков вождения, знания правил движения, достижения определенного воз­раста, соответствующего состояния здоровья. Так, в соответствии с Фе­деральным законом от 10 декабря 1995 г. "О безопас­ности дорожного движения" право на управление автотранспортными средствами предос­тавляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены и получив­шим соответствующее удостоверение. На территории Россий­ской Федерации действуют национальные и международные водитель­ские удостоверения. Аналогичные требования установлены за­конодательством и в отношении права на управление маломерными су­дами, права охоты. Для судоводителей предусмотрен квалификацион­ный экзамен, для охотников – техминимум. Водительские удостовере­ния выдаются Государственной автомобильной инспекцией (на право управления автотранспортными средствами), органами государствен­ной инспекции по маломерным судам (на право управления маломерным суд­ном). Водительские удостоверения подтверждают право на управле­ние транс­портным средством определенной категории. Например, право на управление автомобилями, разрешенная максимальная масса кото­рых не превышает 3500 кг и число сидячих мест, помимо сидения води­теля, не превышает восьми, предос­тавляется лицам, имеющим води­тельские удостоверения категории "В". Право охоты подтверждается охотничьим билетом, выдаваемым охотничьим общест­вом.

Рассматриваемое административное взыскание связано со значи­тельными правоограничениями. Лишение специального права влечет запрет на занятие определенной деятельностью в течение срока, опреде­ленного в постановлении о применении данного взыскания. Примене­ние этого административного взыска­ния влечет для водителя-профес­сионала запрет на определенный срок работать по специальности, а для водителя-любителя – в течение установленного срока управлять при­надлежащим ему транспортным средством (автомобилем, мото­циклом, маломерным судном и др.). Лишение права охоты означает запрет на определенный срок заниматься охотой.

1.2.6. Административный арест

Административный арест является самым строгим администра­тивным взысканием. Оно заключается в лишении виновного свободы, изоляции от об­щества на период, установленный постановлением по делу о совершенном правонарушении.

Указание о том, что административный арест устанавливается лишь в ис­ключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений, адресовано законодателю.

Административный арест (ст. 3.9 КоАП РФ), как одно из самых строгих административных наказаний, устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды правонарушений, когда по обстоятельствам дела, с учетом личности нарушителя, применение других предусмотренных в соответствующей статье мер административной ответственности будет признано недостаточным.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток.Срок административного ареста исчисляется сутками. Это означает, что иное исчисление сроков не допускается. При этом срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Административный арест назначается судьей и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп.

Режим содержания является одним из средств достижения целей данного административного наказания: он обеспечивает охрану и постоянный надзор за арестованными в целях предотвращения совершения ими новых правонарушений. Изоляция от общества правонарушителя путем помещения его в тюрьму, колонию-поселение, исправительные колонии не допускается.

В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления.

Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. При исполнении постановления об административном аресте осуществляется личный досмотр лица, подвергнутого административному аресту.

Административное наказание в виде административного ареста установлено только за отдельные виды наиболее общественно опасных административных правонарушений

К таким административным правонарушениям законодатель относит следующие:

-        незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 6.8 КоАП РФ);

-        потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст. 6.9 КоАП РФ);

-        получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией (ст. 6.12 КоАП РФ);

-        мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП РФ);

-        невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием (ст. 12.27 КоАП РФ);

-        неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава (ст. 17.3 КоАП РФ);

-        неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации (ст. 18.7 КоАП РФ);

-        неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3 КоАП РФ);

-        невыполнение лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, установленных в отношении его судом в соответствии с федеральным законом (ст. 19.24 КоАП РФ);

-        мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ);

-        нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст. 20.2 КоАП РФ);

-        пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики (ст. 20.3 КоАП РФ);

-        нарушение требований режима чрезвычайного положения (ст. 20.5 КоАП РФ);

-        блокирование транспортных коммуникаций (ст. 20.18 КоАП РФ);

-        появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ);

-        неуплата административного штрафа либо самовольное оставление места отбывания административного ареста (ст. 20.25 КоАП РФ).

Административный арест заключается в содержании нарушителя  в  условиях  изоляции  от  общества  и устанавливается  на срок до  пятнадцати  суток,  а за нарушение требований режима чрезвычайного  положения   или  режима  в зоне  проведения  контртеррористической  операции  до  тридцати  суток.  Административный арест назначается  судьей.

Административный арест устанавливается и назначается лишь в  исключительных   случаях   за   отдельные   виды  административных  правонарушений   и не  может  применяться  к беременным  женщинам,  женщинам,  имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не  достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп.

 Срок   административного   задержания  включается  в срок  административного ареста.

Применение административного ареста не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы.

1.2.7. Административное выдворение за пределы Российской  Федерации иностранного гражданина или лица без  гражданства

Административное выдворение за пределы Российской Фе­дера­ции состоит в принудительном и контролируемом перемещении лиц че­рез Государственную границу за пределы страны, а в случаях, преду­смотренных законодательством, – неконтролируемом самосто­ятельном выезде выдворяемых из России. Это взыскание может при­меняться только к иностранцам и лицам без гражданства.

Конституция Российской Федерации (ст. 62) установила, что ино­стран­ные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации пра­вами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установ­ленных федеральным законом или международ­ным договором Российской Фе­дерации.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации ино­странных граждан и лиц без гражданства как административное взыскание яв­ляется мерой государственного принуждения, применяе­мой по постановлению органа исполнительной власти. Эта принуди­тельная мера применяется в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства, воспитания лица, совершившего администра­тивное Правонарушение, в духе соблюдения россий­ских законов, ува­жения к нравственным правилам поведения, принятым в на­шем обще­стве, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самими правонарушителями, так и другими лицами.

Административное выдворение как меру административного взы­скания (наказания) за совершенное правонарушение необходимо отли­чать от админи­стративного выдворения (отправки, передачи) иностран­ных граждан и лиц без гражданства как меры административного пресе­чения.

Эта мера административного пресечения применяется в отноше­нии ино­странных граждан и лиц без гражданства, не имеющих статуса лиц, законно проживающих или пребывающих на территории Россий­ской Федерации, и пе­ресекших Государственную границу с территории иностранного государства без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов.

В случаях, когда в отношении указанных нарушений Государст­венной гра­ницы отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по делам об административных правонарушениях и соответствующие лица не пользуются правом получения политиче­ского убежища, органы и войска Феде­ральной пограничной службы задерживают их и в официальном порядке передают властям го­сударства, с территории которого они пересекли Государ­ственную гра­ницу РФ. Если передача нарушителей властям иностранного госу­дар­ства не предусмотрена договором РФ с этим государством, органы и войска ФПС выдворяют их за пределы РФ в определенных ФПС местах. О выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы РФ из пунктов про­пуска через Государственную границу уведомляются власти государства, на (или через) территорию которого они выдворя­ются, если это предусмотрено договором РФ с соответствующим госу­дарством. О масштабах применения дан­ной меры административного пресечения свидетельствует тот факт, что в Рос­сийской Федерации только за 1999 г. органами пограничной службы при по­пытке въезда в страну было задержано более 39 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства, которые не имели установленных документов.

Иностранный гражданин и лицо без гражданства может быть под­вергнут административному выдворению за пределы РФ как мере адми­нистративного взыскания за следующие нарушения:

 1) если его действия противоречат интере­сам обеспечения госу­дарственной безопасности или охраны общественного порядка;

 2) если это необходимо для охраны здоровья и нравственности на­се­ления, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц;

3) если он грубо нарушал законодательство о правовом положении иностранных граждан в РФ, таможенное, валютное или иное российское законодательство.

Основанием для административного является также незаконное пересечение Госграницы иностранными гражданами и лицами без гра­жданства, в отношении которых принято решение о привлечении их к административной ответственно­сти.

Постановление (решение) об административном выдворении при­нимается органами внутренних дел, органами государственной безопас­ности и органами Федеральной пограничной службы. Иностранный гражданин или лицо без гра­жданства обязаны покинуть территорию Российской Федерации в срок, указан­ный в постановлении. Уклоняю­щиеся от выезда в таких случаях подлежат с санкции прокурора задер­жанию и выдворению за пределы РФ в принудитель­ном порядке. За­держание допускается при этом на время, необходимое для исполнения постановления о выдворении.

Ходатайства о выдворении иностранных граждан и лиц без граж­данства за пределы РФ в случаях, предусмотренных законодательством, когда эти граж­дане прибыли по линии российских принимающих орга­низаций, незамедлитель­но возбуждаются этими организациями перед органами внутренних дел.

Административное выдворение иностранных граждан и лиц без граждан­ства на основании принятых в установленном порядке поста­новлений произво­дится органами внутренних дел, органами государст­венной безопасности и ор­ганами Федеральной пограничной службы.

Иностранный гражданин и лицо без гражданства вправе обжало­вать по­становление о его выдворении из пределов Российской Федера­ции в вышестоя­щий орган (вышестоящему должностному лицу), после чего жалоба может быть подана в районный суд, решение которого яв­ляется окончательным.

1.2.8. Дисквалификация

 

  Дисквалификация  заключается  в лишении  физического  лица  права   занимать  руководящие  должности  в исполнительном  органе  управления   юридического   лица,   входить   в  совет  директоров  (наблюдательный    совет),     осуществлять    предпринимательскую   деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять  управление  юридическим  лицом  в иных  случаях,   предусмотренных  законодательством Российской Федерации. Административное наказание  в виде дисквалификации назначается судьей.

  Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до  трех лет.

  Дисквалификация    может    быть   применена   к  лицам,  осуществляющим         организационно-распорядительные         или  административно-хозяйственные  функции в органе юридического лица,  к  членам  совета  директоров,  а  также  к лицам,  осуществляющим  предпринимательскую   деятельность  без  образования  юридического  лица, в том числе к арбитражным управляющим.

2. Административные взыскания на примере лишения водительских прав

2.1 Лишение водительских прав

О правонарушениях за совершение которых предусмотрено административное наказание в виде лишения специального права - права управления транспортными средствами, о порядке лишения специального права - права управления транспортными средствами, исчислении срока лишения специального права и возврате документов

К сожалению водители после сдачи экзамена в ГИБДД и получения водительского удостоверения не возвращаются к Правилам дорожного движения Российской Федерации (Далее ПДД) и тем более к гл. 12 "Административные правонарушениям в области дорожного движения" Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (Далее КоАП РФ)[7].

Не смотря на то, что большая часть автовладельцев поверхностно ознакомлена с КоАП РФ, нарушения Правил дорожного движения Российской Федерации, за которые водителя лишают прав или говоря юридическим языком - за которые может быть назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством известны многим:

- управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (ч. 1 ст. 12.8. КоАП РФ);

- передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ч. 2 ст. 12.8. КоАП РФ);

- превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60 километров в час (ч. 4 ст. 12.9. КоАП РФ);

- пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановка или стоянка на железнодорожном переезде (ч. 1 ст. 12.10. КоАП РФ);

- выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, если это запрещено Правилами дорожного движения (ч. 3 ст. 12.15. КоАП РФ);

- непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом (ч. 2. ст. 12.17. КоАП РФ);

- нарушение правил перевозки опасных, крупногабаритных или тяжеловесных грузов (ч. 2. ст. 12.21. КоАП РФ);

- нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего (ст. 12.24. КоАП РФ);

- невыполнение законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 12.26. КоАП РФ);

- оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (ч. 2. ст. 12.27. КоАП РФ).

В соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ в случае совершения нарушения ПДД РФ, за которое может быть назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством, у водителя до вынесения постановления по делу об административном правонарушении изымается водительское удостоверение и выдается временное разрешение на право управления транспортным средством до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока установленного для обжалования т.е. 10 суток со дня вручения или получения копии полстановления.

Необходимо отметить, что при этом не допускается изъятие водительского удостоверения без одновременной выдачи водителю временного разрешения на право управления транспортным средством.

На практике лишение специального права происходит следующим образом:

Если в действиях водителя усматриваются нарушения за которое может быть назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством, сотрудники ДПС изымают водительское удостоверение, о чем делают запись в протоколе об административном правонарушении.

Водителю выдается временное разрешение на право управления транспортным средством.

Данное изъятие удостоверения производится в обеспечительных мерах, т.е. для обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями главы 12 "Административные правонарушениям в области дорожного движения", рассматривают как судьи, так и органы внутренних дел. Гл. 23 КоАП РФ определяет уполномоченных лиц на рассмотрение дел об административных правонарушениях.

Некоторые правонарушения могут рассматриваться как органами внутренних дел, так и судами. Если в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выясняется, что совершенное правонарушение уполномочен рассматривать суд, орган внутренних дел выносит определение о передаче дела об административном правонарушении в суд.

Если в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выясняется, что совершенное правонарушение уполномочен рассматривать суд, орган внутренних дел выносит определение о передаче дела об административном правонарушении в суд. Также орган внутренних дел передает дело в суд когда полагает недостаточным административное наказание в виде штрафа.

2.2. Практика лишения водительских прав

Рассмотрим процедуру лишение специального права на примерах из практики.

1. Девушка А., управляя автомобилем, двигалась по дороге, являющейся главной. Перед поворотом она заняла крайнее правое положение на проезжей части и начала маневр - поворот направо на прилегающую территорию. В свою очередь с прилегающей территории выехал автомобиль водителя К, готовясь к повороту направо[8].

А. начала поворот направо и видя, что не может его завершить т.к. совершит наезд на авто К. остановилась. Включив заднюю скорость отъехала назад.

К. вышел из машины и в грубой форме обвинил А. в причинении ущерба передней двери его автомобиля. А. Не согласилась с ним, ее автомобиль никаких следов столкновения не имел, по ее мнению повреждения двери были получены К. при других обстоятельствах.

Уверенная в своей непричастности к аварии А. завершила свой маневр и уехала.

Через некоторое время при прохождении технического осмотра А. стало известно о том, что ее автомобиль находится в розыске, и она добровольно прибыла в ОБ ДПС ГИБДД одного из районов г. Новосибирска. У А. было изъято водительское удостоверение, выдано временное разрешение и была вручена копия протокола о нарушении п. 2.5 ПДД - обязанности водителя при дорожно-транспортном происшествии.

После ознакомления с материалами дела оказалось, что водитель К. вызвал ГИБДД и заявил о сокрытии с места ДТП гражданки А. Там же были показания очевидцев.

С заявлением К. и протоколом А. была не согласна.

Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, в соответствии с ч. 2 ст. 12.27. КоАП РФ - предусматривает наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, или лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года, или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Сотрудники ГИБДД, считая административное наказание в виде штрафа недостаточным и передали дело в районный суд.

В суд были предъявлены доказательства подтверждающие наличие смягчающих обстоятельств (различные справки, копия свидетельства о рождении ребенка), а также фотографии машины А.

В заявленных ходатайствах были даны объяснения по произошедшим событиям. Была изложена просьба при вынесении Постановления по делу учесть в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ характер совершенно административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства смягчающие административную ответственность, и то, что А. не работает, является студентом университета, а также наличие смягчающих обстоятельств беременность и наличие малолетнего ребенка дочери 1997 г.р.

Суд в постановлении, изучив обстоятельства дела установил: "Гражданкака А. вину свою не признала и показала, что события ДПТ не было, так как ее автомашина с автомашиной К. не контактировала. Первоначально она оставалась на месте ДТП, но затем водитель К. стал ее оскорблять и она уехала, считая себя невиновной. Кроме того, она спешила в поликлинику, так как в настоящее время беременна. Полагаю, что водитель А. независимо от своего отношения к наличию события ДТП и наличия, либо отсутствия своей вины в совершении ДТП не должна была оставлять место ДТП…При назначении наказания учитываю малозначительность совершенного правонарушения, а также то, что А. ранее не привлекалась к административной ответственности, имеет на иждивении малолетнего ребенка, находится в состоянии беременности, и считаю возможным освободить ее от административной ответственности и ограничиться устным замечанием…"

По предъявлении Копии Постановления суда в ГИБДД водительское удостоверение А. было возвращено.

Из вышеизложенного видно, что не стоит опускать руки при направлении дела в суд. При рассмотрении дела в суде у вас те же права как и при рассмотрении дела в ОВД. Заранее необходимо обеспечить прибытие свидетелей, сбор других доказательств. Снять место ДТП, автомобиль на фотопленку.

Водителю В. повезло немного меньше.

Водитель В. в нарушении п. 9.2 ПДД РФ выехал на сторону дороги, предназначенной для встречного движения транспорта. В обеспечительных целях у него было изъято водительское удостоверение и выдано временное разрешение.

По результатам рассмотрения дела было вынесено Постановление которым суд постановил подвергнуть В. административному наказанию по ч.3 ст. 12.15 КоАП РФ в виде лишения права управлять транспортным средством сроком на 2 месяца.

В. вину свою признавал и обжаловать данное Постановление не стал. Добросовестно не пользовался своим автомобилем в течении 2 месяцев. По истечении срока В. прибыл в ГИБДД для получения изъятого удостоверения. В ст. 32.6 КоАП РФ указано "по истечении срока лишения специального права документы, изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, подлежат возврату".

Каково было его удивление, когда ему вручили копию протокола об изъятии вещей и документов (временного разрешения) с указанием на то, что в соответствии с п.2 ст. 32.7 КоАП РФ срок лишения назначить с момента сдачи временного разрешения.

Данное решения законно и никакие доказательства того, что В. не управлял автомобилем не могут быть основанием для его отмены.

2. Еще один случай. Водитель З. стал участником ДТП, в результате которого, транспортным средствам был причинен значительный ущерб и двоим участникам был причинен вред здоровью[9].

На месте ДТП были составлены Протокол осмотра места происшествия, Справка по дорожно-транспортному происшествию и схема. Участники ДТП прошли медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения. Заключение освидетельствования: "Признаков употребления алкоголя нет".

Далее были отобраны объяснения от участников и очевидцев ДТП. В следствии того, что на месте происшествия сложно было определить вину кого-либо из участников ДТП, сотрудниками ГИБДД обоим водителям были выданы протоколы об административном правонарушении с указанием пунктов ПДД, которые ими возможно были нарушены.

ГИБДД запросило в медицинских учреждениях, куда обращались пострадавшие и где они находились на стационарном лечении, сведения о причинении телесных повреждений. После получения данных для установления степени тяжести телесных повреждений была назначена судебно-медицинскуя экспертиза.

По окончании административного расследования были получены сведения о причинении пострадавшим легкого вреда здоровью, следовательно, ответственность за совершение нарушения, предусмотрена ст. 12.24 КоАП "наложение административного штрафа в размере от пяти до восьми минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев".

В случае получения заключения о том, что здоровью пострадавших был причинен тяжкий или средней тяжести вред здоровью - орган внутренних дел был бы вынужден вынести постановление о прекращении производства по делу и передаче материалов прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания. Вышеуказанные органы были бы обязаны возбудить уголовное дело по признакам преступления предусмотренного ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Рассматривать данные дела уполномочены и органы внутренних дел и судьи в случае передачи дела на рассмотрение судье.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Командир ОБ ДПС ГИБДД, руководствуясь ст. 29.9. КоАП РФ, вынес Определение о передаче дела об административном правонарушении в суд.

Суд, изучив обстоятельства дела, допросив участников ДТП и свидетелей, изучив имеющиеся в материалах дела документы постановил: в отношении нашего клиента административное производство прекратить, а другого участника ДТП подвергнуть взысканию в виде лишения права управления транспортным средством сроком на три месяца.

Заключение

Административные взыскания являются одним из видов мер административного принуждения и обладают всеми признаками им присущими. В этом проявляется их диалектическая связь как отдельного и общего, однако, всякое общее лишь приблизительно охватывает все отдельные предметы, всякое отдельное неполно входит в общее. Для понимания правовой природы взыскания недостаточно констатации их общности с другими мерами принуждения, необходимо выявить их особенности, ее назначение и место в системе принудительных мер.

Итак, КоАП РФ закрепляет следующие виды административных взы­сканий:

     1) предупреждение;

     2) административный штраф;

     3) возмездное   изъятие   орудия   совершения  или  предмета  административного правонарушения;

     4) конфискация     орудия    совершения    или    предмета  административного правонарушения;

     5) лишение  специального права,  предоставленного физическому  лицу;

     6) административный арест;

     7) административное выдворение за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или лица без гражданства;

     8) дисквалификация.

Какие функции возложены на административное взыскание в структуре административной ответственности?

Административное взыскание, во-первых, обозначает, под­твер­ждает факт административной ответственности поскольку, как говори­лось выше, без взыскания нет и самой ответственнос­ти и, во-вторых, административное взыскание определяет вид ответственности, что она в данном случае административная, а не какая-либо иная.

Административные взыскания применяются в качестве мер основ­ных и дополнительных. Возмездное изъятие и конфискация предметов могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных ад­министративных взысканий; другие админи­стративные взыскания  могут применяться в качестве только основных. За одно административное правона­рушение может быть наложено основ­ное либо основное и допол­нительное взыскание, например, предусмотрен штраф и конфискация за нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования живот­ным миром.

Через административное взыскание практически реализуется административная ответственность. Другие виды административного принуждения не связаны с этим институтом. Именно здесь особенно ярко проявляются властность и авторитарность закона.

Административное взыскание в целом преследует кару, воспитание и предупреждение правонарушений.

Во второй главе была рассмотрена практика применения  порядке лишения специального права - права управления транспортными средствами.  К сожалению водители после сдачи экзамена в ГИБДД и получения водительского удостоверения не возвращаются к Правилам дорожного движения Российской Федерации (ПДД) и тем более к гл. 12 "Административные правонарушениям в области дорожного движения" Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации КоАП РФ.

Список литературы

1.      Конституция Российской Федерации.  М.:  НОРМА–ИНФРА·М, 1996.

2.      Кодекс РФ об административных правонарушениях. – М.: Проспект, 2003.

3.      Алехин А. П., Кармолицкий А. А, Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации.- М.: ТЕИС,2003.

4.      Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: НОРМА–ИНФРА·М, 2003.

5.      Жданов Н.М. Административные взыскания. – М.: Дело, 2003.

6.      Комментарий к Конституции Российской Федерации./ Общ. ред.  Ю.В. Кудрявцева. – М: Фонд «Правовая культура», 2002.

7.      Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право: Учебник. – М.: Юристъ, 2002.

8.      Маслеников В. Н. Применение административного взыскания. – М.: Юристъ, 2003.

9.      Овсянко Д. М. Административное право. Учебное пособие для студентов юридических ВУЗов, факультетов и институтов. / Отв. ред. проф. Г. А. Туманов. – М.: Юристъ, 2001.

10.  Павлова Е.С. Применение судьей мер административного взыскания. – М.: Юристъ, 2002.

11.  Саввин Н.Я. Административный штраф. – М.: Юристъ, 2003.

12.  www.avto-advokat.ru.

13.   www.biznes-advokat.ru.


[1] Жданов Н.М. Административные взыскания. – М.: Дело, 2003. – с 21.

[2] Кодекс РФ об административных правонарушениях. – М.: Проспект, 2003. – ст. 3.2

[3] Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право: Учебник. – М.: Юристъ, 2002. – с 35

[4] Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: НОРМА–ИНФРА·М, 2000. С. 499.

[5] Кодекс РФ об административных правонарушениях. – М.: Проспект, 2003. – ст. 3.5.

[6] Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: НОРМА–ИНФРА·М, 2003. – с 67.

[7] Маслеников В. Н. Применение административного взыскания. – М.: Юристъ, 2003. – с 157.

[8] www.avto-advokat.ru.

[9]  www.biznes-advokat.ru.