Вариант №5
Ответьте на вопросы. 2
1. Налоговая система и характеристика ее элементов. 2
2. Налогообложение доходов физических лиц от предпринимательской деятельности. 5
3. Объекты и субъекты налогообложения по НДС. 8
Решите задачу. 14
Выполните задание. 16
Список литературы.. 17
Ответьте на вопросы.
1. Налоговая система и характеристика ее элементов.
Виды налогов и сборов в Российской Федерации установлены в ст. 12 НК РФ, которая вступает в действие со дня введения в действие части второй НК РФ. В Российской Федерации со дня введения части второй НК РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов:[1]
1)федеральные налоги и сборы;
2)налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы);
3)местные налоги и сборы.
Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. К федеральным налогам и сборам относятся:
1)налог на добавленную стоимость;
2)акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
3)налог на прибыль (доход) организаций;
4)налог на доходы от капитала;
5)подоходный налог с физических лиц;
6)взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
7)государственная пошлина;
8)таможенная пошлина и таможенные сборы;
9)налог на пользование недрами;
10)налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
11)налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
12)сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
13)лесной налог;
14)водный налог;
15)экологический налог;
16)федеральные лицензионные сборы.
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.[2]
При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
К региональным налогам и сборам относятся:
1)налог на имущество организаций;
2)налог на недвижимость;
3)дорожный налог;
4)транспортный налог;
5)налог с продаж;
6)налог на игорный бизнес;
7)региональные лицензионные сборы.
При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов РФ.[3]
К местным налогам и сборам относятся:
1)земельный налог;
2)налог на имущество физических лиц;
3)налог на рекламу;
4)налог на наследование или дарение;
5)местные лицензионные сборы.
При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ.
Информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении и отмене региональных и местных налогов и сборов направляются органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления в МНС РФ и Минфин России, а также в соответствующие региональные налоговые органы и финансовые органы.
Сведения о действующих региональных налогах и сборах и об их основных положениях ежеквартально публикуются МНС РФ, а сведения о действующих местных налогах и сборах и об их основных положениях не реже одного раза в год публикуются соответствующими региональными налоговыми органами.
В НК РФ предусмотрены специальные налоговые режимы, применяемые к отдельным видам налогов. Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются в порядке, предусмотренном НК РФ.[4]
2. Налогообложение доходов физических лиц от предпринимательской деятельности.
Исчисление и уплату налога самостоятельно производят следующие налогоплательщики:
1)физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;
2)частные нотариусы и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, — по суммам доходов, полученных от такой деятельности.
Указанные налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в общеустановленном порядке.
Физические лица, доходы которых подлежат налогообложению на основании Налогового кодекса РФ, обязаны:
а) вести учет полученных ими в течение календарного года доходов и произведенных расходов, связанных с получением этих доходов;
б) представлять налоговым органам декларации о доходах и расходах по установленной Инструкцией форме, прилагая к декларации документы или их копии и сведения, подтверждающие достоверность указанных в декларации данных;
в) предъявлять организациям, другим работодателям и налоговым органам документы, подтверждающие право на вычеты из дохода, а в соответствующих случаях также другие документы и справки;
г) своевременно и в полном размере вносить в бюджет причитающиеся к уплате суммы налога;
д) выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательными актами.
Физические лица, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, обязаны вести Книгу учета доходов и расходов по следующий упрощенной форме.
Период (день, неделя, месяц, год) |
Количество изготовленной и закупленной продукции (оказанных услуг) по видам |
Расходы на изготовление (закупку) продукции (оказанных услуг) по видам |
Количество реализованной продукции (оказанных услуг) по видам |
Цена реализованной продукции по видам, руб. |
Сумма выручки, руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Всего за год |
|
|
|
|
|
При необходимости, с учетом конкретной специфики тех или иных видов деятельности, налоговый орган вправе разработать иную форму Книги учета доходов и расходов.
Книга в виде тетради, блокнота и т.п. приобретается самим физическим лицом. Налоговые органы должны пронумеровать, прошнуровать и скрепить печатью Книгу.
Физические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, ведут учет полученных доходов и расходов по произвольной форме, с указанием места, даты, выплаты и вида дохода.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.
Убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу.
Указанные налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в установленные сроки.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом
В случае появления в течение года у указанных налогоплательщиков доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком.
Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом стандартных и профессиональных налоговых вычетов.[5]
Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:
1)за январь — июнь — не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
2)за июль — сентябрь — не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей,
3)за октябрь — декабрь — не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
В случае значительного (более чем на 50%) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления предпринимательской деятельности или частной практики на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по не наступившим срокам уплаты. Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации
3. Объекты и субъекты налогообложения по НДС.
Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 143 НК РФ признаются:[6]
ü организации;
ü индивидуальные предприниматели;
ü лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Статьей 144 НК РФ установлено, что налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе в соответствии со статьями 83, 84 Налогового Кодекса и с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой.
Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.
В соответствии со статьей 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности один миллион рублей.
Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев.
Освобождение в соответствии с пунктом 1 статьи 145 НК РФ не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса.
Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.
Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.
Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 статьи 145 НК РФ.
По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:[7]
ü документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала один миллион рублей;
ü уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.
Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила один миллион рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение.
Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.
В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 статьи 145 НК РФ (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 статьи 145, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.
Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право на освобождение (продление срока освобождения), являются:
ü выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
ü выписка из книги продаж;
ü выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
ü копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.
В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 145 НК РФ, налогоплательщик вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.
Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов.
Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 Налогового Кодекса.
Объектом налогообложения признаются следующие операции:[8]
ü реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. В целях гл. 21 НК РФ передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признаются реализацией товаров (работ, услуг);
ü передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
ü выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
ü ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
В целях гл. 21 НК РФ не признаются объектом налогообложения:
1. операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК РФ ;
2. передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);
3. передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
4. выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления;
5. передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.
Решите задачу.
Предприятие по производству непродовольственных товаров закупило в мае у поставщиков сырье на сумму 120415 руб. Поступило на склад и было оприходовано сырье на сумму 118210 руб.
Израсходовано на собственные нужды сырье - на сумму 2730 руб.;
Реализовано на сторону – на 1950 руб.
Закуплено основных средств на сумму 44170 руб., из них оприходовано в данном месяце – на 36450 руб.
Предприятие арендует помещение. Арендная плата ежемесячно составляет 1840 руб. за месяц реализовано по свободным ценам готовой продукции на 240675 руб.
Определите сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет за данный месяц.
Решение: Поскольку в данной задаче, не оговорено включают ли в себя указанные суммы НДС, будем считать, что суммы включают в себя НДС.
Определим суму НДС полученную, для этого в соответствии с гл.21 НК РФ определим операции подлежащие налогообложению, а также суммы НДС.
2730 *15,25% = 416,32 – сумма НДС по реализации сырья для собственных нужд.
1950 *15,25% = 297,38 – сумма НДС по реализации сырья на сторону.
240675 *15,25% = 36702,94 – сумма НДС по реализации готовой продукции по свободным ценам.
НДС полученный = 416,32+297,38+36702,94 = 37416,64.
Определим сумму НДС уплаченную, для этого в соответствии с гл.21 НК РФ определим суммы налоговых вычетов.
118210 *15,25% = 18027,02 – сумма НДС за поступившее сырье
36450 *15,25% = 5558,62 – сумма НДС за приобретенные основные средства.
1840 *15,25% = 280,60 – сумма НДс за арендную плату.
НДС уплаченный = 18027,02+5558,62+280,60 = 23866,25
НДС бюдж. =37416,64-23866,25 =13550,39 руб. – сумма НДС подлежащая перечислению в бюджет.
Ответ: 13550,39 руб. – сумма НДС подлежащая перечислению в бюджет.
Выполните задание.
Используя материалы организации, где вы работаете, составьте расчет единого налога на вмененный доход. Дайте пояснения к расчету.
Решение:
Предприятие ООО «Ивена» занимается оказанием бытовых услуг населению, численность организации 9 человек.
В соответствии с гл.26.3 НК РФ налогооблагаемая база рассчитывается как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
9*5000 = 45 000 рублей – налогооблагаемая база для предприятия бытового обслуживания.
В соответствии со статьей 346.31 НК РФ налоговая ставка установлена в размере 15 процентов величины вмененного дохода.
45 000 *15% = 6750 – сумма вмененного налога подлежащая уплате.
Ответ: 6750 – сумма вмененного налога, подлежащая уплате.
Список литературы
1. Бухгалтерский учет. Учебник / П.С. Безруких Н.П. Кондраков В.Ф. Палий и др.: под ред. Безруких – М.: Бух. Учет 1996.
2. Закон «Об основах налоговой системы РФ» от 27.12.1991г. №2118-1.
3. Камышанов П.И. «Основы налогообложения в России» -- М.: Элиста : АПП «Джангар» 2000 – 600с.
4. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учеб. для ВУЗов. – М.: БЕК, 2001
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ принят ГД ФС РФ 16.07.1998 (ред. От 24.07.2002).
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ принят ГД ФС РФ 16.07.1998 (ред. От 24.07.2002).
7. Перов А.В. Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие 2-е изд., перераб и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2003г.- 635с.
[1] Перов А.В. Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие 2-е изд., перераб и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2003г.- 148с.
[2] Камышанов П.И. «Основы налогообложения в России» -- М.: Элиста : АПП «Джангар» 2000 – 11с.
[3] Перов А.В. Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие 2-е изд., перераб и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2003г.- 151с.
[4] Камышанов П.И. «Основы налогообложения в России» -- М.: Элиста : АПП «Джангар» 2000 – 19 с.
[5] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ принят ГД ФС РФ 16.07.1998 (ред. От 24.07.2002).
[6] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ принят ГД ФС РФ 16.07.1998 (ред. От 24.07.2002).
[7] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ принят ГД ФС РФ 16.07.1998 (ред. От 24.07.2002).
[8] Перов А.В. Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие 2-е изд., перераб и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2003г.- 241 - 247с.