СОДЕРЖАНИЕ
1. Принцип уважения прав человека и его реализация на практике в СССР и РФ……………………………………………………………………………………..3
2. Международное морское право: понятие, источники, классификация территориальных вод, морских пространств и принадлежащей зоны моря (на примере РФ)………………………………………………………………………...16
Список использованной литературы…………………………………………..24
1. Принцип уважения прав человека и его реализация на практике в СССР и РФ
Закрепление основ правового статуса личности в Конституции РФ 1993 года отражает принципиально новую концепцию прав человека, взаимоотношения человека и государства по сравнению с той, которая воплощалась в предшествующих союзных и российских конституциях советского периода. Начало этому было положено принятой Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991г. Декларацией прав и свобод человека, а затем принятой Верховным советом РСФСР в 1991 году Декларацией прав и свобод человека и гражданина. Последняя повлекла за собой полное обновление раздела 2 Конституции 1978 года «Государство и личность». Изменения коснулись всех основ, определяющих статус человека и гражданина.
1. Декларация прав и свобод человека и гражданина, последующее конституционное законодательство России и новая Конституция отказались от классового подхода при закреплении правового статуса личности. Этот принцип был важнейшим в реализации социалистической доктрины в советском государстве. 1
Особенно яркое отражение он получил в первой российской Конституции 1918 года. Все провозглашаемые в ней права и свободы закреплялись только за трудящимися. В отношении остальных слоев общества, причисляемых к эксплуататорским классам, декларировалось их беспощадное подавление. Отдельные группы лиц лишались прав, которыми они пользовались в ущерб интересам социалистической революции. Эта норма воспроизводилась и в Конституции России 1925 года. В последующих конституциях, как Союза ССР, так и России, провозглашавших поэтапно сначала «построение основ социализма», затем «развитого социалистического общества», формы классового подхода к правам личности трансформировались, но сущность его оставалась прежней. В этих конституциях уже не предусматривалось лишение прав каких-либо слоев общества по социально-классовым признакам. Вместе с тем использование прав и свобод в политической области допускалось только «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя», затем «в соответствии с целями коммунистического строительства». По Конституции РСФСР 1978 года в ее начальной редакции даже свобода научного, технического и художественного творчества гарантировалась гражданам в соответствии с «целями коммунистического строительства» (ст. 45). Эти положения Конституции свидетельствовали о том, что за гражданами признавалась возможность реализовать права и свободы только в рамках социалистической идеологии. Критика существующего строя объявлялась преступлением перед государством.
Классово-идеологический подход к правам человека приводил к подавлению личности, нарушению ее свободы, означал принудительное навязывание человеку социалистических ценностей, не признавал элементарного права человека на свободу мысли. На практике это вылилось в физическое уничтожение огромного числа граждан, объявленных «врагами народа».
Классово-идеологический критерий неприменим в демократическом, правовом государстве. В Конституции 1993 года как одна из основ конституционного строя признано идеологическое многообразие. Признается и политическое многообразие. Конституция признает и защищает право каждого человек не только иметь такие взгляды, но и пропагандировать их, беспрепятственно действовать в соответствии со своими убеждениями.
2. В основу новой концепции прав человека положен иной подход к субъекту правового статуса личности. Это выражено, прежде всего, в том, что впервые, причем на конституционном уровне, юридически признана категория «права человека».
«В социалистической доктрине человек, его права не признавались в правовом, политическом аспектах как самозначимые категории. Понятие «человек» не выходило за рамки его биологического содержания, заменялось социально-классовыми понятиями «трудящийся», «эксплуататор», затем «гражданин»» 1 Сама постановка вопроса о правах человека считалась искусственной. Первый шаг к выходу за рамки этих понятий сделали Конституция СССР 1977 года, соответственно Конституция РСФСР 1978 года, включившие разделы «Государство и личность», однако в них по-прежнему использовалось только понятие «права и свободы граждан». И лишь после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года понятие «права человека» получило конституционное признание. Понятия «права человека» и «права гражданина» близки, но не совпадают по своему содержанию, отражая различные аспекты статуса личности. Вот почему Конституция 1993 года, характеризуя этот статус, применяет категорию «права и свободы человека и гражданина», объединяющую оба названных понятия.
Первое из них подчеркивает неотъемлемость прав личности как таковой, невмешательство государства во внутреннюю жизнь человека. Такого рода права вытекают, как отмечается во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, из присущих всем членам человеческой семьи достоинства и свободы.
Второе - исходит из незыблемых прав человека как гражданина в государстве, определяет его права и свободы в этом качестве.
Важной чертой современной конституционно закрепленной концепции статуса личности является признание субъектом прав и свобод индивидуально каждого конкретного человека.
В социалистической концепции центр тяжести переносился на коллективного субъекта. В этом усматривалось преимущество социалистического строя, основанного на принципах коллективизма, перед буржуазным строем с его индивидуализированным человеком, отчуждением людей. Принцип коллективности, коллективизма может и должен быть положительным фактором развития гражданского общества только в том случае, если он не игнорирует индивидуальные права и свободы каждого человека, признает его самоценность.
В социалистической теории и практике это не обеспечивалось. Сущность коллективизма воспринималась как необходимость безусловного признания всеми социалистических ценностей, полного единства взглядов, неправомерность иных политических позиций, отступающих от господствующей идеологии.
По новой концепции прав человека коллективность не трактуется как основанная на единомыслии, приверженности одной господствующей идеологии, под ней уже не подразумевается полное морально-политическое единство всех граждан, фактически не достижимое ни в одном государстве. Люди всегда есть и будут разными, в обществе всегда имеются противоречивые интересы. Основой коллективности в современный период явится объединение усилий всех государственных и общественно-политических структур для создания условий, удовлетворяющих интересы различных социальных слоев общества, утверждения легитимных механизмов достижения общественного согласия.
Такие согласованные государственные решения достигаются не принудительным подавлением политических оппонентов власти, а конституционным путем, через сложные процедуры выработки общего подхода к той или иной проблеме.
3. Еще одной чертой, качественно отличающей новую концепцию прав человека, является отказ от характерного для социалистической теории принципа приоритета государственных интересов перед интересами личности. Этот постулат непосредственно вытекал из отмеченных выше исходных позиций, присущих социалистической концепции. Обоснованием такого подхода являлись положения о том, что государство само всеобъемлюще выражает общественные и личные интересы. Вследствие этого считалось, что у личности, как и общества в целом не могут быть политические интересы, противоречащие государственным, олицетворяемым в политике КПСС, поскольку «воля партии - это воля народа». Если же такие интересы имелись, то в зависимости от формы их выражения они либо игнорировались, либо вызывали соответствующую реакцию вплоть до принятия репрессивных мер со стороны государства.
Одним из условий, обеспечивавших приоритет государственных интересов, являлось глобальное огосударствление общества, всех общественных формирований, которыми было поголовно охвачено советское общество, никогда не имевшее качество гражданского.
Исходное начало действующего конституционного и текущего законодательства- признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Государство уже не рассматривается как ассоциация, охватывающая все общество, как «самая массовая организация трудящихся». Оно трактуется как представитель общества, несущий перед ними, гражданами, отдельным человеком определенные обязанности и ответственность.
В Конституции 1993 года записано, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. 1
Признание взаимных прав, обязанностей и ответственности законодательно закреплено в Законе о гражданстве РФ.
4. Новое конституционное законодательство стоит на позициях признания основных прав и свобод человека неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения (ст.17, ч.2, Конституции РФ).
В советском государстве теория о прирожденных правах человека отрицалась как буржуазная, основанная на идеалистических, а не материалистических представлениях. Вместе с тем эта исходная в области прав человека позиция школы естественного права общепризнанна. Она отражена во всех международных документах о правах человека.
Советская же теория исходила из постулата о том, что права граждан предоставляются им социалистическим государством.
5. В Конституции РФ впервые получил закрепление принцип примата норм международного права, в частности в области прав человека.
В ст.15 закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ст.17).
По советской концепции сфера прав человека считалась сугубо внутригосударственным делом. Не допускалось вмешательство международных организаций в положение дел с правами человека в «социалистическом» государстве. На практике не допускались какие-либо действия, связанные с проверкой на территории СССР применения норм международного права, реализацией права обращения граждан в международные организации за защитой прав человека, создание каких-либо общественных формирований, ставящих целью защиту этих прав.
Действующая Конституция признает, что каждый вправе в соответствии с международными договорами России обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст.46, ч.3). 1
Рассмотренные выше основные черты советской и современной концепций прав человека получали своеобразное отражение в нормах каждой из конституций.
В Конституции 1918 года нормы о правах и обязанностях граждан не выделялись в отдельную ее часть. Они наряду с нормами иного характера содержались как в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, являвшейся составной частью Конституции, так и в ее разделе «Общие положения». Впервые особая глава о правах и обязанностях граждан появилась в Конституции СССР 1936 года ( в Конституции РСФСР 1937 года). Однако она являлась одной из последних глав в Конституции (гл.10 Конституции СССР).
В Конституции РСФСР 1978 года (вслед за Конституцией СССР 1977 года) был выделен раздел «Государство и личность», состоящий из двух глав «Гражданство РСФСР. Равноправие граждан» и «Основные права, свободы и обязанности граждан РСФСР». Причем раздел об основах правового положения граждан был помещен после раздела об основах общественного строя и политики, т.е. в начале Конституции. Значительно расширился перечень основных прав, свобод и обязанностей граждан. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилища, пользования достижениями культуры, свобода научного, технического и художественного творчества, право участвовать в управлении государством и многие другие. Конституция расширила содержание прав, закреплявшихся и в прежнем Основном Законе, а также их гарантии, более полно определила основные обязанности граждан. Были включены нормы об основах правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
Несмотря на все эти нововведения, основные сущностные черты социалистической концепции прав личности сохранились и в этой Конституции «развитого социализма».
После принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина раздел «Государство и личность» был существенно изменен, дан полностью в новой редакции. В нем были выделены две главы: «Права и свободы человека и гражданина» (гл.5) и «Обязанности граждан Российской Федерации» (гл.6). В них получила воплощение новая концепция прав человека.
В Конституции Российской Федерации 1993 года нормы рассматриваемого института содержатся в гл.2 «Права и свободы человека и гражданина» (ст. ст. 17-64).
Сохраняя в качестве исходных принципы, провозглашенные в Декларации прав и свобод человека и гражданина, Конституция вместе с тем, по сравнению с прежней, юридически более точно раскрывает содержание многих прав и свобод. Прежде всего следует отметить, что исходная для данного института норма-принцип о человеке, его правах и свободах как высшей ценности отнесена к основам конституционного строя и включена в гл.1 Конституции. Конституция не выделяет в качестве отдельной главы нормы об обязанностях граждан. Не упомянуто о них и в названии главы, как это было в последней редакции прежнего Основного Закона, хотя нормы такого рода в ней содержатся. Это оправданно и закономерно, поскольку конституционное провозглашение прав и свобод человека и гражданина является центральной самостоятельной функцией основного закона. Вместе с тем нет оснований для вывода о том, что обязанностям граждан Конституция не уделяет внимания. В ней закреплен общий принцип о равных обязанностях граждан (ст. 6), конкретно указаны некоторые важнейшие из них.
Введена статья о допускаемых пределах ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения и определен перечень тех, которые не подлежат такому ограничению.
Усилена правовая защита норм о правах и свободах человека и гражданина путем отнесения гл.2 к числу тех, которые не могут быть пересмотрены Федеральным собранием.
Одной из важнейших задач федеративного государства является обеспечение единых стандартов осуществления и защиты прав человека во всех субъектах Федерации. Для России эта проблема особенно ак4туальна в силу значительных территориальных масштабов страны, разнообразия социально-политических, экономических и национальных особенностей регионов, плюрализма исторических, религиозных и культурных традиций населения.
Нарушению этих стандартов нередко способствуют содержащиеся в конституциях, уставах и законах многих субъектов Российской Федерации положения, которые прямо противоречат Конституции и законам Российской Федерации. Достаточно сказать, что в некоторых из них действие принципа равенства прав и свобод человека и гражданина распространяется только на жителей субъекта Федерации, ограничивается действие прав и свобод, гарантированных на федеральном уровне, предоставляются определенные преимущества гражданам, принадлежащим к титульной для данного субъекта Федерации национальности. В практике Конституционного Суда неоднократно рассматривались дела о несоответствии Конституции Российской Федерации законов субъектов РФ, регламентирующих избирательные права граждан, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
«Восстановлению единого правового пространства, вертикали власти и тем самым обеспечению единых стандартов прав человека на всей территории страны способствует решение Президента РФ об образовании семи федеральных округов, его законодательные инициативы, направленные на изменение порядка образования Совета Федерации, повышение ответственности глав исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов». 1
Для обеспечения единых стандартов осуществления прав человека на всей территории РФ необходимо:
-федеральным органам государственной власти более активно использовать согласительные процедуры для преодоления коллизий между законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ, право обращения в Конституционный Суд, разработку типовых (модельных) законов и нормативно-правовых актов в области прав человека и гражданина;
-органам Прокуратуры РФ систематически проводить обобщающие проверки законности правовых актов, регламентирующих права человека и гражданина на территории субъектов Федерации;
-органам, курирующим вопросы прав человека в Российской Федерации, координировать усилия и оказывать взаимное содействие в правовом и информационном обеспечении мероприятий в данной сфере;
-создать базу данных о региональных законах и нормативно-правовых актах, затрагивающих права и свободы человека.
Серьезным ущемлением прав граждан является принятие таких ведомственных инструкций, которые призваны регламентировать порядок реализации законов, но на практике приводят к созданию дополнительных препятствий для осуществления гражданами своих прав. Они малодоступны для ознакомления, в ряде случаев сохраняется фактически закрытый характер этих документов, не эффективна действующая в настоящее время процедура оценки их соответствия Конституции и законам. 1
Для совершенствования законодательства в области прав человека, развития их юридических гарантий необходимо:
- провести ревизию действующих федеральных нормативно-правовых актов и нормативно-правовых актов субъектов Федерации с точки зрения их соответствия Конституции РФ и международным стандартам в области прав человека и гражданина;
- принять федеральный закон «Об обеспечении соответствия нормативных правовых актов субъектов РФ федеральным законам», которым, в частности, предоставить органам Министерства юстиции РФ в субъектах Федерации право обращения в суды этих субъектов по данному вопросу;
- создать действенный механизм конституционного и другого судебного, а также иного контроля и отмены противоречащих Конституции РФ решений и действий органов государственной власти субъектов Федерации;
- выявить пробелы правового регулирования прав и свобод человека и подготовить план законотворческих работ, определив первоочередность разработки законопроектов, которые призваны обеспечить реализацию конституционных норм и принципов, относящихся к правам человека;
- подготовить проект закона, регулирующего сферу ведомственного законотворчества, уточнив предусмотренную постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997г. процедуру обязательной государственной регистрации ведомственных актов. Исходить при этом надо из следующих критериев:
- ведомственные нормативные акты должны регулировать внутриорганизационные отношения и технические вопросы и не противоречить конституционным нормам о правах и свободах граждан;
- регламентация механизма реализации прав граждан не должна сужать объема этих прав, предусмотренных законом.
Правоприменительная практика относительно судебной системы по защите прав человека
Принятие нового законодательства в области прав человека - важное условие их гарантированности и защиты. Однако для обеспечения прав человека необходима единая, четко скоординированная система правовых механизмов и процедур реализации прав и свобод человека. В этой связи особенно актуально создание комплексного механизма, единой системы обеспечения и защиты прав человека. Система защиты прав человека включает: судебную защиту, несудебную защиту, деятельность неправительственных правозащитных организаций.
Судебная система является одной из центральных в защите прав и свобод человека. С начала 90-х гг. в нашей стране осуществляется реформирование судов и совершенствование их деятельности. В частности приняты законы о судебной системе Российской Федерации, Конституционном суде, об арбитражных судах, исполнительном производстве, новые Гражданский и Уголовно-исполнительный кодексы.
Определенное внимание уделяется развитию и совершенствованию института внесудебной защиты прав и свобод человека и гражданина. Эти институты призваны существенно дополнять судебный механизм защиты прав и законных интересов личности и способствовать комплексному решению этой проблемы. Национальная система несудебных государственных учреждений, призванных защищать права и свободы гражданина и человека в Российской Федерации, состоит из следующих звеньев: Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации («Парламентский омбудсмен»), Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации, Прокуратура Российской Федерации, иные комиссии при Президенте РФ, Администрация Президента РФ и Правительства РФ, Министерство юстиции РФ и иные федеральные органы исполнительной власти РФ.
Важное место в системе защиты прав человека занимают неправительственные правозащитные организации. В настоящее время зарегистрировано более 1000 НПО, функционирующих практически во всех субъектах Федерации. Многие из них объединены в правозащитные центры, ассоциации и иные союзы. Следует отметить, что в настоящее время НПО, по сути, не получают должной государственной поддержки; они не имеют ни прочного законодательного статуса, ни экономической базы.
Формирование правового государства в России и развитие гражданского общества предполагают последовательное и неуклонное соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права и положений международных договоров, участниками которых является РФ. Принципиальное значение имеет положение Конституции о том, что общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы (п. 4 ст. 15). Более того, в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина как в соответствии с Конституцией, так и согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (п. 1 ст. 17). 1
Современное международное право не только закрепляет перечень основных прав и свобод человека, которыми обладает каждый индивид, но и предоставляет ему право на прямой доступ в межгосударственные судебные и несудебные органы для защиты своих прав.
В своей внешней и внутренней политике Россия исходит из принципа, подтвержденного в 1993 г. Всемирной конференцией по правам человека, согласно которому универсальность прав и свобод носит бесспорный характер, а их защита является обязанностью всех государств. Наша страна – участница большинства международных соглашений по правам человека, что обязывает ее выполнять взятые на себя обязательства.
За последние годы расширяется процесс создания международных контрольных органов по наблюдению за выполнением государствами взятых на себя обязательств в области прав человека. Особое значение для РФ приобретает проблема соблюдения своих международных обязательств, связанных со вступлением в Совет Европы.
«Россия уже ратифицировала Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и дополнительные протоколы к ней : №1,2,3,4,7 и 11; Европейскую Конвенцию о запрещение пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство вида обращения или наказания и некоторые другие» 1
Гарантии – это система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод. По сфере действия различают международно – правовые гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ, внутригосударственные и автономные гарантии.
Внутригосударственные гарантии закрепляются в конституциях и иных законодательных актах государств, обеспечиваются соответствующими материальными средствами. Конституция РФ в ст. 17 признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права. В ст. 18 Конституции права и свободы объявляются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Контроль за соблюдением конституционных положений и защита прав граждан входят в компетенцию Конституционного суда РФ, Комиссия по правам человека, Уполномоченного по правам человека, а также органов суда и прокуратуры.
2. Международное морское право: понятие, источники, классификация территориальных вод, морских пространств и принадлежащей зоны моря (на примере РФ)
Международное морское право – отрасль международного публичного права, представляющая собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права в области использования мирового океана и морского дна.
В ходе своего развития, общество всегда стремилось урегулировать общественные отношения путем создания и совершенствования определенных правил поведения во всех сферах человеческой деятельности. В этом смысле, не являлись исключением и отношения, складывающиеся в процессе использования Мирового океана и морского дна.
Как известно, первые попытки создания таких правил относятся к античному периоду. Их отличительной особенностью являлось то, что они хотя и не были санкционированы какой-либо суверенной властью, однако постепенно приобрели обязательный характер, добровольно признаваемый купцами и торговцами всех наций. Однако, как правило, все они содержали в основном нормы регулирующие отношения имущественного характера, возникающие в процессе мореплавания. Что же касается правил, регулирующих межгосударственные отношения, то они также создавались и накапливались на протяжении многих столетий главным образом в качестве международных обычаев.
Однако эволюционное развитие общества создает предпосылки к тому, что со временем Мировой океан начинают рассматривать не только в качестве морских дорог, способных связать континенты, но и как источник жизненно важных ресурсов. Его огромные естественные богатства становятся «источником разнообразных промыслов, растущих вместе с развитием науки и техники. Отсюда заинтересованность всех государств в установлении правильных отношений по поводу обладания и пользования морем». 1
Однако эти «правильные отношения» формируются не сразу. Их развитие идет в ногу с экономическими и политическими процессами, происходящими в обществе. Постепенно уходят в историю попытки притязаний со стороны отдельных государств на просторы Мирового океана. Стремление государств самостоятельно (в одностороннем порядке) урегулировать отношения в сфере использования Мирового океана не приносят положительных результатов. Люди начинают осознавать, что Мировой океан и его богатства являются достоянием всего человечества и вопросы, связанные с его использованием могут быть урегулированы лишь только усилием международного сообщества.
В XIX веке закладываются первые камни в фундамент международного сотрудничества в сфере использования Мирового океана. Создаются первые международные организации и объединения. Проблемами международного морского права начинает заниматься Институт международного права и Ассоциация международного права. В 1884 г. принимается Международная конвенция по охране подводных телеграфных кабелей. В 1899 г. в Вашингтоне созывается первая Международная конференция, на которой рассматриваются вопросы публичного морского права.
В первые годы XX века «вдохновляясь началом свободы морских путей, открытых для всех народов» заключаются Гаагские международные соглашения по вопросам мореплавания в условиях военного времени. В частности, 21 декабря 1904 г. принимается Конвенция об освобождении госпитальных судов от портовых и иных сборов, 18 октября 1907 г. – конвенции о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне, о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны, о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин. На конференции, проходившей в Лондоне в 1914 г., принимается первая в истории человечества Международная конвенция по охране человеческой жизни на море. В середине 20-х годов Советом Лиги Наций создается Комитет экспертов, который значительное внимание в своей работе уделяет вопросам кодификации международного морского права. В сентябре 1927 г. Ассамблея Лиги Наций принимает решение о созыве I конференции для обсуждения ряда вопросов, касающихся кодификации международного права, на которой предлагается рассмотреть проект конвенции о территориальном море.
Однако один из наиболее значимых этапов в развитии международного морского права намечается лишь в середине XX столетия, когда в рамках Организации Объединенных Наций созывается I конференция ООН по морскому праву. Результатом работы этой конференции, проходившей в Женеве с 24 февраля по 27 апреля 1958 г., было принятие четырех международных конвенций: о территориальном море и прилежащей зоне; об открытом море; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря.
На этот же год приходится еще одна знаменательная дата: 17 марта 1958 г. Япония присоединяется к Конвенции о Межправительственной морской консультативной организации, что означало вступление последней в силу и появление двенадцатого специализированного учреждения ООН. В 1982 г. эта влиятельная организация была переименована в Международную морскую организацию (IMO).
Очередным прогрессивным шагом в кодификации международного морского права стала III Конференция ООН по морскому праву, которая проходила с 3 декабря 1973 г. по 10 декабрь 1982 г. В Конференции принимали участие представители более 150 государств. Задачей Конференции, в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 3067 (XXVIII) от 26 ноября 1973 г., было «принятие конвенции по всем вопросам, касающимся морского права».
Разработка и принятие единого, универсального, всеобъемлющего документа имели свои определенные сложности, которые проявлялись, как в процессе подготовки текста, так и в процессе его подписания. Участникам Конференции постоянно приходилось сталкиваться, как со старыми проблемами, поставленными по-новому, так и с новыми. Это в свою очередь породило необходимость, с одной стороны, изменения существующих, а с другой, создание новых норм права. Эта задача оказалась не из легких, что подтверждается даже сроком работы Конференции. За десять лет работы Конференции состоялось одиннадцать рабочих и специальная сессия для подписания текста Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. 1
Относительно процедурных особенностей, связанных с принятием Конвенции 1982 г., особо следует выделить метод консенсуса, который позволил, исключая голосование по отдельным вопросам, согласовывать позиции участников Конференции для принятия приемлемого для всех сторон решения.
Комплексный подход к решению этих проблем, породил, так называемый, «пакетный принцип» принятия Конвенции. Этот подход, был предложен Генеральной Ассамблеей ООН, которая еще на стадии подготовки III Конференции ООН по морскому праву, в резолюции 2750C (XXV) от 17 декабря 1970 г. указывала, что проблемы использования Мирового океана взаимосвязаны, и их необходимо рассматривать как единое целое. Подтверждением правильности выбранного подхода является то, что за все время работы Конференции было проведено единственное голосование по тексту Конвенции (если не считать случаев голосования по вопросам процедуры), которое состоялось 30 апреля 1982 г. В результате этого голосования, абсолютным большинством был принят текст Конвенции ООН по морскому праву (130 голосов – «за»; 4 – «против»; 17 – «воздержались»). Конвенция получила название UNCLOS 82. Шестого декабря, в первый же день (когда она была открыта для подписания) ее подписали представители 119 государств. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. вобрала в себя целый ряд международных обычаев и положений, содержащихся в Женевских конвенциях 1958 г., отдельные из которых были уточнены и дополнены. В то же время, III Конференция ООН по морскому праву приняла во внимание новые факторы международного развития, и включила в Конвенцию 1982 г. много новых понятий. В частности: исключительная экономическая зона, дно морей и океанов за пределами национальной юрисдикции, проливы, используемые для международного судоходства, архипелажные воды, и определила их правовые режимы. Принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. справедливо рассматривается мировым сообществом, как значительный вклад в прогрессивное развитие и кодификацию международного морского права, в дело укрепления правопорядка в Мировом океане и международной безопасности.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. вступила в силу 16 ноября 1994 г., спустя 12 месяцев, после того как ее ратифицировали 60 государств. 1
По состоянию на 23 декабря 2003 г. участниками Конвенции является 145 субъектов международного морского права. Участниками Конвенции 1982 г. являются не только прибрежные, но и значительная часть внутриконтинентальных государств, не имеющих выхода к морю (Австрия, Боливия, Венгрия, Монголия, Непал, Словакия, Чешская Республика и др.). Участником Конвенции 1982 г. является также Европейский союз. Решив на международном уровне значительную часть проблем во взаимоотношениях государств в сфере использования Мирового океана и морского дна, Конвенция 1982 г., тем не менее, по многим вопросам установила лишь общие принципы. Поэтому в дальнейшем возникла необходимость в принятии целого ряда дополнительных соглашений касающихся специальных аспектов международного морского права. Примером тому может служить: Соглашение от 31 июля 1994 г. об имплементации части XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., подписанное 31 июля 1994 г.; Соглашение от 4 декабря 1995 г. об осуществлении положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими; Соглашение от 14 марта 1997 г. о взаимоотношениях между Организацией Объединенных Наций и Международным органом по морскому дну и др. Таким образом, к концу XX века в мире формируется целая система принципов и норм, призванных регулировать отношения, складывающиеся в процессе использования Мирового океана и морского дна. Эти принципы и нормы находят свое выражение в значительном количестве международных нормативных актов, принятых под эгидой Организации Объединенных Наций, Международной морской организации, Международной организации морской спутниковой связи, Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения и т.п. Общее число морских конвенций, принятых под эгидой этих влиятельных международных организаций, не считая протоколы к ним, резолюции, правила и кодексы, уже давно перешагнуло сотенный рубеж.
Таким образом, можно сказать, что вторая половина ХХ века фактически становится определяющим этапом в становлении и развитии современной системы международного морского права. Сложность и разветвленность этой системы, ее динамичность и способность вбирать в себя все новые и новые грани создает настоятельную необходимость в тщательном теоретическом осмыслении нынешнего состояния международного морского права. В свою очередь, обобщение опыта развития этой системы позволяет обрисовать перспективы ее дальнейшей эволюции. Необходимость подобного обобщения становится тем более актуальной, что 16 ноября 2004 г. истекает десятилетний срок, установленный положениями ст. 312 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., по истечении которого любое государство-участник этой Конвенции сможет путем направления письменного сообщения на имя Генерального секретаря ООН предложить конкретные поправки к ней. Усложнение проблем международного морского права во второй половине ХХ века связано также с образованием в этот период значительного числа новых независимых государств. В частности, с распадом бывшего СССР и образованием на его территории новых независимых государств, происходит перераспределение интересов и в Черноморско-Азовском бассейне. С одной стороны, в качестве заинтересованных субъектов выступают все причерноморские государства, с другой, нескрываемый интерес к Черноморско-Азовскому региону стали проявлять государства, не имеющие здесь побережья. Так, в девяностых годах значительно возрастает количество военных кораблей нечерноморских государств, заходящих в Черное море. Например, если в 1991 г. в Черном море побывало 9 таких кораблей, то в 1992 г. их количество возросло уже до 16 (9 государств), в 1993 г. – 19 (10 государств), а в 1994 г. таких кораблей было уже 27 из 11 государств. 1
К числу государств, получивших независимость, относится и Украина, имеющая выгодное географическое положение, протяженность морских границ более 1000 морских миль, и унаследовавшая от бывшего СССР развитую морскую инфраструктуру. Вместе с тем, изменение курса своего развития требует переосмысления многих положений современного международного морского права, без понимания и осознания которых Украине вряд ли удастся стать полноправным членом международного сообщества. Если же говорить о проблемах Украины, в вопросах реализации положений международного морского права, то их хватает с лихвой. В частности, это вопросы использования Черноморских проливов, делимитации континентального шельфа и исключительной экономической зоны, а также правового режима Азовского моря и Керченского пролива, осуществления контроля за безопасностью мореплавания и предотвращением загрязнения морской среды и т.п.
Значительная часть этих проблем характерна не только для Украины, но и других причерноморских государств. На наш взгляд, большинство из них не может быть решено в рамках одного отдельно взятого государства, что в свою очередь требует совместных усилий Болгарии, Грузии, России, Румынии, Турции и Украины. Тем более что в соответствии с положениями Конвенции ООН по морскому праву, как Черное, так и Азовское море относятся к категории полузамкнутых морей и государства, берега которых они омывают, должны «сотрудничать друг с другом в осуществлении своих прав и в выполнении своих обязанностей по настоящей Конвенции» (ст. 123). 2
Правоприменительная практика
Судно, задержанное японскими властями в порту Вакканай, будет передано сотрудникам ФПС России.
Российское судно-браконьер, задержанное сегодня японскими властями в порту Вакканай, должно быть под конвоем сопровождено в нейтральные воды и передано сотрудникам ФПС России. Как заявил РИА начальник отдела морской охраны Тихоокеанского регионального управления Федеральной погранслужбы РФ Сергей Мажирин, соответствующее соглашение о взаимной борьбе с контрабандой, браконьерством и нарушителями правил рыболовства подписано между двумя странами. 1 По информации российских морских пограничников, рыболовное судно «СТМ-16» приморской промысловой компании «Клемена» было задержано японскими властями сегодня утром. В японской зоне оно оказалось, скрываясь от российских пограничников. Судно японской постройки без опознавательных знаков было обнаружено ими 20 февраля в 10 утра в водах северного побережья Приморского края. Командир сторожевого пограничного корабля приказал застопорить ход и приготовиться к досмотру, однако капитан «СТМ-16» Сергей Степанов дал команду на предельной скорости уходить от погони. Погоня продолжалась до 23 часов владивостокского времени. Судно без государственного флага продолжало уходить к берегам Японии. Его капитан никак не отреагировал на предупредительную, а затем прицельную стрельбу. В международном проливе Лаперуза, разделяющим Сахалин и японский остров Хоккайдо, на рыболовном судне был поднят японский флаг. Когда же нарушитель вошел в японские воды, на судне появился российский флаг, а японский был снят.
В настоящее время японские власти ведут допрос капитана и членов экипажа судна, выясняя мотивы их неподчинения экипажу сторожевого корабля Тихоокеанского управления ФПС.
Список использованной литературы
1. Конвенция по морскому праву (Конвенция, Организация Объединенных Наций (ООН), от 10.12.82 г. 97 – 48).
2. Собрание Законодательства РФ, 1999, № 18, ст.2207; 2001, № 22, ст.2125.
3. Азаров А. Права человека. Новое знание. М., общество «Знание» России, 1995 г.
4. Всеобщая декларация прав человека // Международные акты о правах человека. М., 2000 г.
5. Государственное право Российской Федерации. М.: «Юридическая литература» 1996 г.
6. Иванов Г. Г. Правовое регулирование морского судоходства в Российской Федерации. М., 2002 г.
7. Морское право // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. – М., 1902. – Т. XIX.
8. Мирошникова В.А. Комментарии к Конституции РФ. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», изд. ЭКМОС, 2000 г.
9. Новиков В. С. На театре Чорного моря // Новый мир.– 1997. – № 6.
10. Федеральная концепция обеспечения и защиты прав и свобод человека (проект).- М.: Издательство НОРМА, 2000 г.
11. Федоров А. С. «Российское судно - браконьер» // Мурманские Рыбные Ресурсы», 2002 г.
1 Всеобщая декларация прав человека // Международные акты о правах человека. М., 2000 г. С. 87 – 91.
1 Государственное право Российской Федерации. М.: «Юридическая литература» 1996 г. С. 57.
1 Азаров А. Права человека. Новое знание. М., общество «Знание» России, 1995 г. С. 117.
1 Азаров А. Права человека. Новое знание. М., общество «Знание» России, 1995 г. С. 119.
1 Федеральная концепция обеспечения и защиты прав и свобод человека (проект).- М.: Издательство НОРМА, 2000 г. С. 131.
1 Федеральная концепция обеспечения и защиты прав и свобод человека (проект).- М.: Издательство НОРМА, 2000 г. С. 133.
1 Мирошникова В.А. Комментарии к Конституции РФ. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», изд. ЭКМОС, 2000 г. С. 74.
1 Федеральная концепция обеспечения и защиты прав и свобод человека (проект).- М.: Издательство НОРМА, 2000 г. С. 147.
1 Морское право // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. – М., 1902. – Т. XIX. – С. 902 – 904.
1 Конвенция по морскому праву (Конвенция, Организация Объединенных Наций (ООН), от 10.12.82 г. 97 – 48).
1 Конвенция по морскому праву (Конвенция, Организация Объединенных Наций (ООН), от 10.12.82 г. 97 – 48).
1 Новиков В. С. На театре Чорного моря // Новый мир.– 1997. – № 6. С. 122 – 129.
2 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
1 Федоров А. С. «Российское судно - браконьер» // Мурманские Рыбные Ресурсы», 2002 г. № 3. С. 18.