[

ПЛАН


   1.ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

2.РЕГУЛИРОВАНИЕПРОДОВОЛЬСТВЕННОГОРЫНКА

3.ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ












       1.     Продовольственное   обеспечение   населения


 Продовольственное обеспечение населения за счет отечественного производства - условие безопасного существования государства. Однако при проведении аграрных преобразований в России этим вопросам уделялось недостаточное внимание. Продовольствен­ная безопасность страны в сельскохозяйственном производстве должна быть основана на принципе са­модостаточности по большинству продуктов пита­ния населения и кормов для животных.

По оценкам экспертов продовольственной и сельс­кохозяйственной организации ООН (ФАО), содержа­ние понятия "международная продовольственная бе­зопасность" в основном определяется двумя показа­телями: величиной переходящих запасов зерна до. сле­дующего урожая и его среднедушевым производ­ством. Действительно, зерновые (в первую очередь, пшеница) занимают важное место в структуре потреб­ления. Безопасным считается уровень переходящих запасов, соответствующий 60-дневному мировому потреблению зерна. При падении производства ниже 60-дневного лимита наблюдается рост стоимости зер­новой продукции. Это подтверждается опытом зер­новых кризисов 1972-1973, 1979-1980 и 1995-1996 гг., когда отмечали резкий спад мирового производства зерна.

Концепция создания сбалансированного сельско­хозяйственного производства, рекомендованная ФАО в 1992 г., предполагает, что первым и самым главным результатом выполнения программы явля­ется "безопасность питания", гарантирующая выжи­вание человечества. Эта цель реализуется через обес­печение каждой из стран собственными, хорошего качества продуктами. В 1997 г. уровень потребления их населением России снизился по сравнению с 1990 г. на 30-60%. Общее количество продуктов пи­тания на душу населения в год составляет 700 кг, в то время как в развитых зарубежных странах 900-1000 кг. В настоящее время по уровню питания наша страна передвинулась с 7-го места в мире почти на 40-е. Это отразилось на состоянии и здоровье насе­ления и в значительной мере определило негативные тенденции в области демографии. По оценкам Депар­тамента пищевой и перерабатывающей промышлен­ности Министерства сельского хозяйства и продо­вольствия РФ, сейчас примерно 40% населения испы­тывают белково-калорийную недостаточность. Не­дополучение энергии и белка в среднем оценивается от 15 до 20% нормы. Резко возросла витаминная не­достаточность, в пище не хватает микроэлементов и кальция, уменьшилось потребление углеводов в виде овощей и фруктов.

Подготовленный Комитетом по безопасности Го­сударственной Думы РФ законопроект "О продо­вольственной безопасности Российской Федерации" имеет своей целью защитить каждого гражданина от угроз и негативных факторов, связанных с недоста­точным потреблением или низким качеством пище­вых продуктов. Законопроектом установлен крити­ческий уровень импорта продовольствия в Российс­кую Федерацию в размере 30-35%. Оптимальным признан уровень импорта в 20% при условии соблю­дения экспортно-импортного паритета. Сейчас он в среднем достиг 40-50% валового потребления. Основ­ные потребители импортного продовольствия - круп­ные города федерального значения.

В 1995 г. в страну было ввезено продуктов на об­щую сумму 13,5 млрд долл., а общий кредит, выде­ленный России МФВ на 1996 г., составил всего 6,5 млрд долл. По данным Госкомстата в 1996 г. им­порт продовольственных товаров и сельскохозяй­ственного сырья (кроме текстильного) составил 11,5 млрд долл. По некоторым оценкам, с учетом не­организованного и официально неучтенного ввоза, эта цифра достигает 30 млрд долл. Распространены закупки некачественных и даже вредных для здоро­вья продуктов. В 1995 г. Госторгинспекция забрако­вала 35-70% анализируемых образцов партий мясных и колбасных изделий, сыров, масла сливочного, ал­когольных напитков, чая и кофе, завезенных в Рос­сию из-за рубежа. Причина этого - низкие потреби­тельские и санитарные качества продукции.

По информации Государственного таможенного комитета РФ за девять месяцев 1997 г. из стран даль­него зарубежья существенно возросли объемы импор­та свежезамороженного мяса (на 27%), рыбы (на 30%), мяса птицы (на 17%), сахара-сырца (на 42%)... И это несмотря на высокий урожай зерна и некоторых дру­гих культур. Ежегодный импорт продовольствия вполне сопоставим с выручкой от экспорта топливно-энергетических ресурсов - около 40 млрд долл. в 1996 и 1997 гг. Интенсивно происходит сырьевая пе­реориентация национальной экономики, стимулиру­ется импорт продовольствия и создаются неблагоп­риятные условия для отечественных товаропроизво­дителей. Эта ситуация послужила основанием для разработки и принятия в первом чтении Государ­ственной Думой РФ в ноябре 1997 г. законопроекта "О защите отечественных производителей и потре­бителей сельскохозяйственной продукции и продук­тов питания", регламентирующего таможенный и го­сударственный протекционизм в отношении агропроизводителей, их защиту от экспансии зарубежных фирм. В последнем случае российским производите­лям будут осуществляться компенсации из специаль­ного фонда, формирующегося из 50% объемов упла­ты таможенных пошлин, штрафов, пеней и других платежей за ввоз на территорию страны импортных продуктов питания. Предусмотрены снижения ставок пошлин на товары, которые не производятся в стра­не, например, тропические фрукты, и увеличение до 60% стоимости пошлин на адекватную продукцию. Зарубежным инвесторам в АПК будут предоставле­ны существенные льготы.

Пока не удалось остановить резкий спад производ­ства основных видов продукции животноводства. Ка­тастрофически падает поголовье скота. Отечествен­ное животноводство обеспечивает не выше 50% по­требности населения страны в молоке и мясе.

За последнее время значительно снизилась техни­ческая вооруженность сельского хозяйства. По дан­ным Госкомстата РФ, к 1997 г. приобретение това­ропроизводителями почвообрабатывающих орудий, тракторов, уборочных машин, средств механизации в животноводстве уменьшилось на один-два поряд­ка по сравнению с 1991 г. Рост цен на материально-технические ресурсы сделал приобретение сельскохо­зяйственной техники почти невозможным. За годы реформ фондовооруженность производства снизи­лась более чем в 5 раз. В 1996 г. хозяйствами всех форм собственности было приобретено всего 850 плугов, в то время как в 1990 г. их было реализовано более 11 тысяч. Вследствие бюджетного кризиса не выполня­ется федеральная программа "Машиностроение для АПК России". Уменьшение инвестиций в отрасль при­вело к тому, что многие предприятия перепрофили­руются и больше не смогут возвратиться к производ­ству продукции сельскохозяйственного назначения;     

  По мнению экспертов ООН, устойчивое существо­вание государства возможно при обеспечении пище­вой безопасности (независимости) страны; сохране­нии земельных и водных ресурсов, запасов минераль­ных удобрений, включая сырье для их производства;

стабильном функционировании сопряженных с сель­ским хозяйством отраслей промышленности.

Сельское хозяйство России надо спасать! А это воз­можно только на основе государственной поддерж­ки. Ежегодно для восстановления и развития АПК бюджетное финансирование должно составлять не менее пятой части расходной доли федеральной и со­ответствующей им части бюджетов субъектов Рос­сийской Федерации.

Проблемы голода и продовольственной безопасно­сти в обозримом будущем останутся острыми для ми­рового сообщества и правительств многих госу­дарств. Это будет одним из главных факторов выжи­вания человечества. Несомненно, что в обозримом будущем сохранится резкая дифференциация уровней продовольственного снабжения крупных регионов и отдельных стран, а это чревато социально-полити­ческой дестабилизацией, а также межгосударствен­ными и межнациональными конфликтами, связанны­ми с захватом  плодородных  земель.

разработки и принятия в первом чтении Государ­ственной Думой РФ в ноябре 1997 г. законопроекта "О защите отечественных производителей и потре­бителей сельскохозяйственной продукции и продук­тов питания", регламентирующего таможенный и го­сударственный протекционизм в отношении агропроизводителей, их защиту от экспансии зарубежных фирм. В последнем случае российским производите­лям будут осуществляться компенсации из специаль­ного фонда, формирующегося из 50% объемов упла­ты таможенных пошлин, штрафов, пеней и других платежей за ввоз на территорию страны импортных продуктов питания. Предусмотрены снижения ставок пошлин на товары, которые не производятся в стра­не, например, тропические фрукты, и увеличение до 60% стоимости пошлин на адекватную продукцию. Зарубежным инвесторам в АПК будут предоставле­ны существенные льготы.

Пока не удалось остановить резкий спад производ­ства основных видов продукции животноводства. Ка­тастрофически падает поголовье скота. Отечествен­ное животноводство обеспечивает не выше 50% по­требности населения страны в молоке и мясе.

За последнее время значительно снизилась техни­ческая вооруженность сельского хозяйства. По дан­ным Госкомстата РФ, к 1997 г. приобретение това­ропроизводителями почвообрабатывающих орудий, тракторов, уборочных машин, средств механизации в животноводстве уменьшилось на один-два поряд­ка по сравнению с 1991 г. Рост цен на материально-технические ресурсы сделал приобретение сельскохо­зяйственной техники почти невозможным. За годы реформ фондовооруженность производства снизи­лась более чем в 5 раз. В 1996 г. хозяйствами всех форм собственности было приобретено всего 850 плугов, в то время как в 1990 г. их было реализовано более 11 тысяч. Вследствие бюджетного кризиса не выполня­ется федеральная программа "Машиностроение для АПК России". Уменьшение инвестиций в отрасль при­вело к тому, что многие предприятия перепрофили­руются и больше не смогут возвратиться к производ­ству продукции сельскохозяйственного назначения;

  По мнению экспертов ООН, устойчивое существо­вание государства возможно при обеспечении пище­вой безопасности (независимости) страны; сохране­нии земельных и водных ресурсов, запасов минераль­ных удобрений, включая сырье для их производства;

стабильном функционировании сопряженных с сель­ским хозяйством отраслей промышленности.

Сельское хозяйство России надо спасать! А это воз­можно только на основе государственной поддерж­ки. Ежегодно для восстановления и развития АПК бюджетное финансирование должно составлять не менее пятой части расходной доли федеральной и со­ответствующей им части бюджетов субъектов Рос­сийской Федерации.

Проблемы голода и продовольственной безопасно­сти в обозримом будущем останутся острыми для ми­рового сообщества и правительств многих госу­дарств. Это будет одним из главных факторов выжи­вания человечества. Несомненно, что в обозримом будущем сохранится резкая дифференциация уровней продовольственного снабжения крупных регионов и отдельных стран, а это чревато социально-полити­ческой дестабилизацией, а также межгосударствен­ными и межнациональными  конфликтами, связанны­ми  с  захватом  плодородных  земель.


       2.      Регулирование   продовольственного   рынка

Становление цивилизованного про­довольственного рынка находится в стране, по существу, на начальном эта­пе. Важнейшее его звено - оптовый продовольственный рынок (ОПР) - фун­кционирует лишь в 20 субъектах Россий­ской Федерации, еще в 24 - находится только в стадии разработки. Межведом­ственная комиссия по организации и функционированию продовольствен­ных рынков при Минсельхозпроде Рос­сии рассмотрела и рекомендовала для практического применения в других регионах две модели распределения продукции: Тульский и Волгоградский оптовые продовольственные рынки. Разрабатываются модели мясного оп­тового рынка в Твери и рыбного опто­вого рынка в Астрахани.

Минсельхозпродом России совмес­тно с другими федеральными мини­стерствами и ведомствами разработан и представлен в Правительство проект Федеральной программы развития оп­товых продовольственных рынков, со­гласно которому намечается завершить работу по созданию ОПР во всех реги­онах и на федеральном уровне к 2005 году. Об этом говорилось в докладе ру­ководителя Управления продоволь­ственных рынков Минсельхозпрода России, кандидата экономических наук А.А.Королева.

Докладчик подчеркнул, что проводи­мая работа может не дать ожидаемого эффекта, если не будет локализован те­невой сектор экономики, который сегод­ня контролирует (заметим, вместо госу­дарства) 60% стоимости всех продо­вольственных товаров в стране на всех стадиях их производства, переработки, распределения, а также экспорта-им­порта. В 1996 году, поданным Госком­стата России, было реализовано неуч­тенной сельскохозяйственной продукции и продуктов питания на сумму 217 трлн. руб., в результате чего бюджетами всех уровней было недополучено в виде на­логов 30-40 трлн. руб. Пожалуй, после рынков спирта и табачных изделий это третий по объему рынок, регулируемый криминальными структурами.

И дело тут не только в экономическом ущербе, хотя он весом. Теневой рынок таит в себе огромный моральный ущерб: в корне подрывает принципы честной свободной конкуренции, раз­рушает рыночную мотивацию к чес­тному труду. Поэтому среди краткос­рочных оперативных мер по развитию аграрного рынка предусмотрена скорей­шая локализация влияния теневого рын­ка экономики. С этой целью необходимо провести лицензирование предприятий АПК в области производства и торгов­ли, включая оптовые и оптоворозничные рынки, создать прозрачную систе­му информационно-маркетингового обеспечения АПК.

Докладчик и выступившие в прени­ях подчеркнули необходимость отра­ботки на практике комплекса мер, по­зволяющих сочетать саморегуляцию рынка с эффективной политикой госу­дарственного регулирования. Законодательной базой для этой ра­боты может послужить федеральный закон "О государственном регулирова­нии агропромышленного производ­ства", утвержденный Президентом Рос­сии 14 июля 1997 года. Сегодня имеется целый арсенал методов регулирования, позволяющий не обременять бюджет дополнительными расходами. Коллегия Минсельхозпрода от 30 июня 1998 года утвердила комплекс долгосрочных, сред­не- и краткосрочных мер по регулирова­нию аграрного рынка.

Их основой является ценовая по­литика, заключающаяся в опреде­лении и установлении такой целе­вой цены, которая, с одной стороны, достаточна для покрытия производ­ственных расходов, а с другой сто­роны, приемлема для потребителя. Поддержание устойчивого баланса экономических интересов всех участ­ников производственного цикла воз­можно только при наличии мер регули­рования импорта через установление таможенных пошлин, а также его кво­тирования и лицензирования.

К числу других важнейших инстру­ментов государственного регулирова­ния относятся:

товарные и закупочные интервенции с целью стабилизации конъюнктуры рынка; Минсельхозпродом России раз­работаны и Правительством уже утвер­ждены положения об агентах, осуществ­ляющих товарно-закупочные интервен­ции, и о порядке проведения товарных и закупочных интервенций;

государственный заказ на закупки и поставки сельскохоязйственной про­дукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд;

введение производственной квоты или, иными словами говоря, лимита производства, что позволит государ­ству сформировать гарантированную цену на продукцию, реализуемую в пре­делах квоты, достаточную для расши­ренного воспроизводства.




















     3.   Продовольственное  обеспечение  Иркутской  области


Ситуация в аграрном секторе Иркутс­кой области за последние годы резко ухуд­шилась. Так, раньше колхозы и совхозы, добровольно “взвалив на свои плечи” крестьянские подворья для обеспечения их сенокосами, пастбищами, пашней под по­севы картофеля, семенами, зернофуражом, транспортными и пахотными услугами, мо­лодняком крупного рогатого скота и сви­ней, тем не менее производили 75% (1969 г.) всей валовой продукции сельского хозяй­ства. На долю крестьянских подворий при­ходилось ее лишь 25%. В 1996 г. ситуация диаметрально изменилась — на долю крестьянских подворий приходилось 63% “валовки”, а доля общественных хозяйств “скатилась” до 36%, еще 1% валовой про­дукции производили фермеры. Хотя надо отметить, что отношения между крестьян­скими подворьями и хозяйствами, в кото­рых их владельцы работают, изменились коренным образом, и теперь стало очень сложно отделять данные формирования друг от друга. Во многих хозяйствах, в час­тности в ТОО, преобладает так называемая смешанная форма организации труда, при которой владельцы крестьянских подворий выращивают скот ТОО или, наоборот, ТОО выращивают скот таких подворий. И если брать объем валовой продукции в сравне­нии с ним в том же 1989 г., то в крестьян­ских подворьях он увеличился в 2 раза, а в общественном секторе производство про­дукции упало на 53%.

В целой же по всем категориям хозяйств валовая продукция уменьшилась на 19%. При этом в 1,8 раза увеличилось производ­ство картофеля и в 1,5 раза — овощей. То есть заметно изменилась структура пита­ния жителей Приаигарья в сторону увели­чения потребления растительных продуктов. В аграрной отрасли произошло выбытие из производства 34% поголовья крупного ро­гатого скота, 41 % — свиней, 67% — овец и 34% — птицы. Поскольку за животно­водческим производством стоят рабочие места, то теперь явная и скрытая безрабо­тица в целом по всем категориям хозяйств достигает 25%, а, например, в ТОО <0ль-хонское” — 60%. С сокращением пого­ловья скота и птицы и производства мяса связано и увеличение импорта продукции явно не лучшего качества.

 Жители области за 1996 г. отоварились на общую сумму 10,8 трлн руб., а это в сопоставимых ценах на 5% меньше, чем в 1995 г. (снижение по России составило 7%).

За тот же период цены на продукты литания выросли в 2,5 раза. Достигнуто относительное насыщение потребительско­го рынка продовольствием, а ритмично по­полняемые запасы позволяют говорить о стабильности: мяса — на 25 дней, живот­ного масла — на 4 месяца, сахара — на 30 дней, растительного масла — на 1 месяц. Однако продуктов питания в 1996 г. прода­но в сопоставимых ценах на 11% меньше, чем в предыдущем. Это говорит о новых пропорциях в расходах зажиточных и сред-необеспеченных граждан.

В условиях имущественного расслоения населения и задержек с выдачей заработ­ной платы сокращается потребление про­дуктов первой необходимости' в 1996 г. по сравнению с 1995 г. мясных изделий про­дано на 8% меньше, животного масла — на 15%, хлебопродуктов — на 6,5%, на уровне предыдущих лет осталось потреб­ление маргарина, макарон и растительного масла. Внутриобластное производство жи­вотного масла сократилось на 10%,мясоп­родуктов — на 13% (а по сравнению с 1992 г. — а 2 раза), цельномолочной про­дукции — на 30%.

Сложившаяся ситуация во многом по­рождена высокой себестоимостью продук­ции сельхозтоваролроизводителей, а зна­чит—ее неспособностью конкурировать с привозными товарами. Например, нужно иркутское масло или сыр либо продавать по 35—40 тыс. руб. за 1 кг, либо торго­вать ими себе в убыток, либо не произво­дить их вовсе. Последнее кое-где и проис­ходит. Так. если имеющиеся в регионе мощ­ности позволяют производить 2 тыс. т твер­дых сыров ежегодно, то в 1996 г. их изго­товлено лишь 328 т.

В связи с уменьшением собственного производства сельхозпродукции ежегодно возрастает количество завозимой в область продукции. Если в 1994 г. доля потребляе­мого населением области мяса собственно­го производства составляла 17,2% (29,2 тыс. т), то в 1996 г. она упала до 14,9% (21,6 тыс. т). Масла животного в 1994 г. предприятиями области было произведено 4,3 тыс. т, а потреблено его в области 12 тыс. т, то есть доля собственного произ­водства составила 35,9%, в  1996 г. она сократилась до 31 %. Определенная тенден­ция к уменьшению доли собственного про­изводства и увеличению завоза продукции имела место и в отношении кондитерских изделий и муки. В то же время за счет со­бственного производства обеспечиваются полностью или с небольшим завозом пот­ребности населения в овощной продукции, картофеле, колбасных и сосисочных изде­лиях, цельномолочной продукции, хлебе и хлебобулочных изделиях.

В результате проведенной реконструк­ции, обеспечения предприятий новым тех­нологическим оборудованием появилась возможность конкурировать, вытеснять с об­ластного рынка отдельные виды продоволь­ственных товаров — как зарубежных, так и производимых в других регионах России. Так, освоено оборудование, обеспечиваю­щее выработку молока с длительным сро­ком хранения (до б месяцев]. Установка на Иркутском, Ангарском мясокомбинатах со­временного оборудования для производст­ва высококачественных колбас, сосисок, мясных полуфабрикатов, расфасовки про­дукции в вакуумную упаковку обеспечила ее более длительное хранение и реализа­цию за пределами области. Реконструкция оборудования по производству маргарино­вой продукции и майонеза также позволи­ла сбывать продукцию в ряд стран СНГ.

Одна из главных задач сохранения мес­тного товаропроизводителя — упорядоче­ние системы завоза продукции а область из других регионов, и особенно из дальнего и ближнего зарубежья. Сложившаяся ситуа­ция требует принятия комплексных мер, и прежде всего по обеспечению равных кон­курентных условий для местных сельхозтоваропроизаодителей и коммерческих струк­тур — поставщиков продовольствия в ре­гион.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Зволинслий В.П.  Земельные ресурсы и продовольственный вопрос в России // Агрохимический вестник  1998 - N3 - с.6-10

2.Лялина Т.  Государственное регулирование в сфере продовольственного обеспечения // Экономика сельского хозяйства России. - 1998 - N10 - с.28

3.Регулирование продовольственного рынка России // Экономика  с.-х.  и  перерабатывающих - 1998 - N10 - с.16-21

4.Рыков В. Продовольственная  обеспечение  Иркутской  области // Экономика сельского хозяйства России. - 1998 - N10 - с.7