[
ПЛАН
1.ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
2.РЕГУЛИРОВАНИЕПРОДОВОЛЬСТВЕННОГОРЫНКА
3.ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Продовольственное обеспечение населения
Продовольственное обеспечение населения за счет отечественного производства - условие безопасного существования государства. Однако при проведении аграрных преобразований в России этим вопросам уделялось недостаточное внимание. Продовольственная безопасность страны в сельскохозяйственном производстве должна быть основана на принципе самодостаточности по большинству продуктов питания населения и кормов для животных.
По оценкам экспертов продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), содержание понятия "международная продовольственная безопасность" в основном определяется двумя показателями: величиной переходящих запасов зерна до. следующего урожая и его среднедушевым производством. Действительно, зерновые (в первую очередь, пшеница) занимают важное место в структуре потребления. Безопасным считается уровень переходящих запасов, соответствующий 60-дневному мировому потреблению зерна. При падении производства ниже 60-дневного лимита наблюдается рост стоимости зерновой продукции. Это подтверждается опытом зерновых кризисов 1972-1973, 1979-1980 и 1995-1996 гг., когда отмечали резкий спад мирового производства зерна.
Концепция создания сбалансированного сельскохозяйственного производства, рекомендованная ФАО в 1992 г., предполагает, что первым и самым главным результатом выполнения программы является "безопасность питания", гарантирующая выживание человечества. Эта цель реализуется через обеспечение каждой из стран собственными, хорошего качества продуктами. В 1997 г. уровень потребления их населением России снизился по сравнению с 1990 г. на 30-60%. Общее количество продуктов питания на душу населения в год составляет 700 кг, в то время как в развитых зарубежных странах 900-1000 кг. В настоящее время по уровню питания наша страна передвинулась с 7-го места в мире почти на 40-е. Это отразилось на состоянии и здоровье населения и в значительной мере определило негативные тенденции в области демографии. По оценкам Департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, сейчас примерно 40% населения испытывают белково-калорийную недостаточность. Недополучение энергии и белка в среднем оценивается от 15 до 20% нормы. Резко возросла витаминная недостаточность, в пище не хватает микроэлементов и кальция, уменьшилось потребление углеводов в виде овощей и фруктов.
Подготовленный Комитетом по безопасности Государственной Думы РФ законопроект "О продовольственной безопасности Российской Федерации" имеет своей целью защитить каждого гражданина от угроз и негативных факторов, связанных с недостаточным потреблением или низким качеством пищевых продуктов. Законопроектом установлен критический уровень импорта продовольствия в Российскую Федерацию в размере 30-35%. Оптимальным признан уровень импорта в 20% при условии соблюдения экспортно-импортного паритета. Сейчас он в среднем достиг 40-50% валового потребления. Основные потребители импортного продовольствия - крупные города федерального значения.
В 1995 г. в страну было ввезено продуктов на общую сумму 13,5 млрд долл., а общий кредит, выделенный России МФВ на 1996 г., составил всего 6,5 млрд долл. По данным Госкомстата в 1996 г. импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) составил 11,5 млрд долл. По некоторым оценкам, с учетом неорганизованного и официально неучтенного ввоза, эта цифра достигает 30 млрд долл. Распространены закупки некачественных и даже вредных для здоровья продуктов. В 1995 г. Госторгинспекция забраковала 35-70% анализируемых образцов партий мясных и колбасных изделий, сыров, масла сливочного, алкогольных напитков, чая и кофе, завезенных в Россию из-за рубежа. Причина этого - низкие потребительские и санитарные качества продукции.
По информации Государственного таможенного комитета РФ за девять месяцев 1997 г. из стран дальнего зарубежья существенно возросли объемы импорта свежезамороженного мяса (на 27%), рыбы (на 30%), мяса птицы (на 17%), сахара-сырца (на 42%)... И это несмотря на высокий урожай зерна и некоторых других культур. Ежегодный импорт продовольствия вполне сопоставим с выручкой от экспорта топливно-энергетических ресурсов - около 40 млрд долл. в 1996 и 1997 гг. Интенсивно происходит сырьевая переориентация национальной экономики, стимулируется импорт продовольствия и создаются неблагоприятные условия для отечественных товаропроизводителей. Эта ситуация послужила основанием для разработки и принятия в первом чтении Государственной Думой РФ в ноябре 1997 г. законопроекта "О защите отечественных производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции и продуктов питания", регламентирующего таможенный и государственный протекционизм в отношении агропроизводителей, их защиту от экспансии зарубежных фирм. В последнем случае российским производителям будут осуществляться компенсации из специального фонда, формирующегося из 50% объемов уплаты таможенных пошлин, штрафов, пеней и других платежей за ввоз на территорию страны импортных продуктов питания. Предусмотрены снижения ставок пошлин на товары, которые не производятся в стране, например, тропические фрукты, и увеличение до 60% стоимости пошлин на адекватную продукцию. Зарубежным инвесторам в АПК будут предоставлены существенные льготы.
Пока не удалось остановить резкий спад производства основных видов продукции животноводства. Катастрофически падает поголовье скота. Отечественное животноводство обеспечивает не выше 50% потребности населения страны в молоке и мясе.
За последнее время значительно снизилась техническая вооруженность сельского хозяйства. По данным Госкомстата РФ, к 1997 г. приобретение товаропроизводителями почвообрабатывающих орудий, тракторов, уборочных машин, средств механизации в животноводстве уменьшилось на один-два порядка по сравнению с 1991 г. Рост цен на материально-технические ресурсы сделал приобретение сельскохозяйственной техники почти невозможным. За годы реформ фондовооруженность производства снизилась более чем в 5 раз. В 1996 г. хозяйствами всех форм собственности было приобретено всего 850 плугов, в то время как в 1990 г. их было реализовано более 11 тысяч. Вследствие бюджетного кризиса не выполняется федеральная программа "Машиностроение для АПК России". Уменьшение инвестиций в отрасль привело к тому, что многие предприятия перепрофилируются и больше не смогут возвратиться к производству продукции сельскохозяйственного назначения;
По мнению экспертов ООН, устойчивое существование государства возможно при обеспечении пищевой безопасности (независимости) страны; сохранении земельных и водных ресурсов, запасов минеральных удобрений, включая сырье для их производства;
стабильном функционировании сопряженных с сельским хозяйством отраслей промышленности.
Сельское хозяйство России надо спасать! А это возможно только на основе государственной поддержки. Ежегодно для восстановления и развития АПК бюджетное финансирование должно составлять не менее пятой части расходной доли федеральной и соответствующей им части бюджетов субъектов Российской Федерации.
Проблемы голода и продовольственной безопасности в обозримом будущем останутся острыми для мирового сообщества и правительств многих государств. Это будет одним из главных факторов выживания человечества. Несомненно, что в обозримом будущем сохранится резкая дифференциация уровней продовольственного снабжения крупных регионов и отдельных стран, а это чревато социально-политической дестабилизацией, а также межгосударственными и межнациональными конфликтами, связанными с захватом плодородных земель.
разработки и принятия в первом чтении Государственной Думой РФ в ноябре 1997 г. законопроекта "О защите отечественных производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции и продуктов питания", регламентирующего таможенный и государственный протекционизм в отношении агропроизводителей, их защиту от экспансии зарубежных фирм. В последнем случае российским производителям будут осуществляться компенсации из специального фонда, формирующегося из 50% объемов уплаты таможенных пошлин, штрафов, пеней и других платежей за ввоз на территорию страны импортных продуктов питания. Предусмотрены снижения ставок пошлин на товары, которые не производятся в стране, например, тропические фрукты, и увеличение до 60% стоимости пошлин на адекватную продукцию. Зарубежным инвесторам в АПК будут предоставлены существенные льготы.
Пока не удалось остановить резкий спад производства основных видов продукции животноводства. Катастрофически падает поголовье скота. Отечественное животноводство обеспечивает не выше 50% потребности населения страны в молоке и мясе.
За последнее время значительно снизилась техническая вооруженность сельского хозяйства. По данным Госкомстата РФ, к 1997 г. приобретение товаропроизводителями почвообрабатывающих орудий, тракторов, уборочных машин, средств механизации в животноводстве уменьшилось на один-два порядка по сравнению с 1991 г. Рост цен на материально-технические ресурсы сделал приобретение сельскохозяйственной техники почти невозможным. За годы реформ фондовооруженность производства снизилась более чем в 5 раз. В 1996 г. хозяйствами всех форм собственности было приобретено всего 850 плугов, в то время как в 1990 г. их было реализовано более 11 тысяч. Вследствие бюджетного кризиса не выполняется федеральная программа "Машиностроение для АПК России". Уменьшение инвестиций в отрасль привело к тому, что многие предприятия перепрофилируются и больше не смогут возвратиться к производству продукции сельскохозяйственного назначения;
По мнению экспертов ООН, устойчивое существование государства возможно при обеспечении пищевой безопасности (независимости) страны; сохранении земельных и водных ресурсов, запасов минеральных удобрений, включая сырье для их производства;
стабильном функционировании сопряженных с сельским хозяйством отраслей промышленности.
Сельское хозяйство России надо спасать! А это возможно только на основе государственной поддержки. Ежегодно для восстановления и развития АПК бюджетное финансирование должно составлять не менее пятой части расходной доли федеральной и соответствующей им части бюджетов субъектов Российской Федерации.
Проблемы голода и продовольственной безопасности в обозримом будущем останутся острыми для мирового сообщества и правительств многих государств. Это будет одним из главных факторов выживания человечества. Несомненно, что в обозримом будущем сохранится резкая дифференциация уровней продовольственного снабжения крупных регионов и отдельных стран, а это чревато социально-политической дестабилизацией, а также межгосударственными и межнациональными конфликтами, связанными с захватом плодородных земель.
2. Регулирование продовольственного рынка
Становление цивилизованного продовольственного рынка находится в стране, по существу, на начальном этапе. Важнейшее его звено - оптовый продовольственный рынок (ОПР) - функционирует лишь в 20 субъектах Российской Федерации, еще в 24 - находится только в стадии разработки. Межведомственная комиссия по организации и функционированию продовольственных рынков при Минсельхозпроде России рассмотрела и рекомендовала для практического применения в других регионах две модели распределения продукции: Тульский и Волгоградский оптовые продовольственные рынки. Разрабатываются модели мясного оптового рынка в Твери и рыбного оптового рынка в Астрахани.
Минсельхозпродом России совместно с другими федеральными министерствами и ведомствами разработан и представлен в Правительство проект Федеральной программы развития оптовых продовольственных рынков, согласно которому намечается завершить работу по созданию ОПР во всех регионах и на федеральном уровне к 2005 году. Об этом говорилось в докладе руководителя Управления продовольственных рынков Минсельхозпрода России, кандидата экономических наук А.А.Королева.
Докладчик подчеркнул, что проводимая работа может не дать ожидаемого эффекта, если не будет локализован теневой сектор экономики, который сегодня контролирует (заметим, вместо государства) 60% стоимости всех продовольственных товаров в стране на всех стадиях их производства, переработки, распределения, а также экспорта-импорта. В 1996 году, поданным Госкомстата России, было реализовано неучтенной сельскохозяйственной продукции и продуктов питания на сумму 217 трлн. руб., в результате чего бюджетами всех уровней было недополучено в виде налогов 30-40 трлн. руб. Пожалуй, после рынков спирта и табачных изделий это третий по объему рынок, регулируемый криминальными структурами.
И дело тут не только в экономическом ущербе, хотя он весом. Теневой рынок таит в себе огромный моральный ущерб: в корне подрывает принципы честной свободной конкуренции, разрушает рыночную мотивацию к честному труду. Поэтому среди краткосрочных оперативных мер по развитию аграрного рынка предусмотрена скорейшая локализация влияния теневого рынка экономики. С этой целью необходимо провести лицензирование предприятий АПК в области производства и торговли, включая оптовые и оптоворозничные рынки, создать прозрачную систему информационно-маркетингового обеспечения АПК.
Докладчик и выступившие в прениях подчеркнули необходимость отработки на практике комплекса мер, позволяющих сочетать саморегуляцию рынка с эффективной политикой государственного регулирования. Законодательной базой для этой работы может послужить федеральный закон "О государственном регулировании агропромышленного производства", утвержденный Президентом России 14 июля 1997 года. Сегодня имеется целый арсенал методов регулирования, позволяющий не обременять бюджет дополнительными расходами. Коллегия Минсельхозпрода от 30 июня 1998 года утвердила комплекс долгосрочных, средне- и краткосрочных мер по регулированию аграрного рынка.
Их основой является ценовая политика, заключающаяся в определении и установлении такой целевой цены, которая, с одной стороны, достаточна для покрытия производственных расходов, а с другой стороны, приемлема для потребителя. Поддержание устойчивого баланса экономических интересов всех участников производственного цикла возможно только при наличии мер регулирования импорта через установление таможенных пошлин, а также его квотирования и лицензирования.
К числу других важнейших инструментов государственного регулирования относятся:
товарные и закупочные интервенции с целью стабилизации конъюнктуры рынка; Минсельхозпродом России разработаны и Правительством уже утверждены положения об агентах, осуществляющих товарно-закупочные интервенции, и о порядке проведения товарных и закупочных интервенций;
государственный заказ на закупки и поставки сельскохоязйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд;
введение производственной квоты или, иными словами говоря, лимита производства, что позволит государству сформировать гарантированную цену на продукцию, реализуемую в пределах квоты, достаточную для расширенного воспроизводства.
3. Продовольственное обеспечение Иркутской области
Ситуация в аграрном секторе Иркутской области за последние годы резко ухудшилась. Так, раньше колхозы и совхозы, добровольно “взвалив на свои плечи” крестьянские подворья для обеспечения их сенокосами, пастбищами, пашней под посевы картофеля, семенами, зернофуражом, транспортными и пахотными услугами, молодняком крупного рогатого скота и свиней, тем не менее производили 75% (1969 г.) всей валовой продукции сельского хозяйства. На долю крестьянских подворий приходилось ее лишь 25%. В 1996 г. ситуация диаметрально изменилась — на долю крестьянских подворий приходилось 63% “валовки”, а доля общественных хозяйств “скатилась” до 36%, еще 1% валовой продукции производили фермеры. Хотя надо отметить, что отношения между крестьянскими подворьями и хозяйствами, в которых их владельцы работают, изменились коренным образом, и теперь стало очень сложно отделять данные формирования друг от друга. Во многих хозяйствах, в частности в ТОО, преобладает так называемая смешанная форма организации труда, при которой владельцы крестьянских подворий выращивают скот ТОО или, наоборот, ТОО выращивают скот таких подворий. И если брать объем валовой продукции в сравнении с ним в том же 1989 г., то в крестьянских подворьях он увеличился в 2 раза, а в общественном секторе производство продукции упало на 53%.
В целой же по всем категориям хозяйств валовая продукция уменьшилась на 19%. При этом в 1,8 раза увеличилось производство картофеля и в 1,5 раза — овощей. То есть заметно изменилась структура питания жителей Приаигарья в сторону увеличения потребления растительных продуктов. В аграрной отрасли произошло выбытие из производства 34% поголовья крупного рогатого скота, 41 % — свиней, 67% — овец и 34% — птицы. Поскольку за животноводческим производством стоят рабочие места, то теперь явная и скрытая безработица в целом по всем категориям хозяйств достигает 25%, а, например, в ТОО <0ль-хонское” — 60%. С сокращением поголовья скота и птицы и производства мяса связано и увеличение импорта продукции явно не лучшего качества.
Жители области за 1996 г. отоварились на общую сумму 10,8 трлн руб., а это в сопоставимых ценах на 5% меньше, чем в 1995 г. (снижение по России составило 7%).
За тот же период цены на продукты литания выросли в 2,5 раза. Достигнуто относительное насыщение потребительского рынка продовольствием, а ритмично пополняемые запасы позволяют говорить о стабильности: мяса — на 25 дней, животного масла — на 4 месяца, сахара — на 30 дней, растительного масла — на 1 месяц. Однако продуктов питания в 1996 г. продано в сопоставимых ценах на 11% меньше, чем в предыдущем. Это говорит о новых пропорциях в расходах зажиточных и сред-необеспеченных граждан.
В условиях имущественного расслоения населения и задержек с выдачей заработной платы сокращается потребление продуктов первой необходимости' в 1996 г. по сравнению с 1995 г. мясных изделий продано на 8% меньше, животного масла — на 15%, хлебопродуктов — на 6,5%, на уровне предыдущих лет осталось потребление маргарина, макарон и растительного масла. Внутриобластное производство животного масла сократилось на 10%,мясопродуктов — на 13% (а по сравнению с 1992 г. — а 2 раза), цельномолочной продукции — на 30%.
Сложившаяся ситуация во многом порождена высокой себестоимостью продукции сельхозтоваролроизводителей, а значит—ее неспособностью конкурировать с привозными товарами. Например, нужно иркутское масло или сыр либо продавать по 35—40 тыс. руб. за 1 кг, либо торговать ими себе в убыток, либо не производить их вовсе. Последнее кое-где и происходит. Так. если имеющиеся в регионе мощности позволяют производить 2 тыс. т твердых сыров ежегодно, то в 1996 г. их изготовлено лишь 328 т.
В связи с уменьшением собственного производства сельхозпродукции ежегодно возрастает количество завозимой в область продукции. Если в 1994 г. доля потребляемого населением области мяса собственного производства составляла 17,2% (29,2 тыс. т), то в 1996 г. она упала до 14,9% (21,6 тыс. т). Масла животного в 1994 г. предприятиями области было произведено 4,3 тыс. т, а потреблено его в области 12 тыс. т, то есть доля собственного производства составила 35,9%, в 1996 г. она сократилась до 31 %. Определенная тенденция к уменьшению доли собственного производства и увеличению завоза продукции имела место и в отношении кондитерских изделий и муки. В то же время за счет собственного производства обеспечиваются полностью или с небольшим завозом потребности населения в овощной продукции, картофеле, колбасных и сосисочных изделиях, цельномолочной продукции, хлебе и хлебобулочных изделиях.
В результате проведенной реконструкции, обеспечения предприятий новым технологическим оборудованием появилась возможность конкурировать, вытеснять с областного рынка отдельные виды продовольственных товаров — как зарубежных, так и производимых в других регионах России. Так, освоено оборудование, обеспечивающее выработку молока с длительным сроком хранения (до б месяцев]. Установка на Иркутском, Ангарском мясокомбинатах современного оборудования для производства высококачественных колбас, сосисок, мясных полуфабрикатов, расфасовки продукции в вакуумную упаковку обеспечила ее более длительное хранение и реализацию за пределами области. Реконструкция оборудования по производству маргариновой продукции и майонеза также позволила сбывать продукцию в ряд стран СНГ.
Одна из главных задач сохранения местного товаропроизводителя — упорядочение системы завоза продукции а область из других регионов, и особенно из дальнего и ближнего зарубежья. Сложившаяся ситуация требует принятия комплексных мер, и прежде всего по обеспечению равных конкурентных условий для местных сельхозтоваропроизаодителей и коммерческих структур — поставщиков продовольствия в регион.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Зволинслий В.П. Земельные ресурсы и продовольственный вопрос в России // Агрохимический вестник 1998 - N3 - с.6-10
2.Лялина Т. Государственное регулирование в сфере продовольственного обеспечения // Экономика сельского хозяйства России. - 1998 - N10 - с.28
3.Регулирование продовольственного рынка России // Экономика с.-х. и перерабатывающих - 1998 - N10 - с.16-21
4.Рыков В. Продовольственная обеспечение Иркутской области // Экономика сельского хозяйства России. - 1998 - N10 - с.7