|
Роль земельной реформы в АПК Для АПК земля - не только основное средство производства, но и "среда обитания" более чем 27% населения, проживающего в сельской местности |
||
|
|
Елена Масленникова, руководитель департамента агропромышленного комплекса и продовольствия Минэкономразвития РФ |
В 2000 г. Правительство РФ приняло "Основные направления агропродовольственной политики до 2010 г.". Этот основополагающий для АПК РФ документ учитывал особенности ситуации как кризисного периода (1992-1998 гг.), так и оживления (конец 1999 - начало 2000 гг.). Агропродовольственная политика наряду с поддержанием стабильности продовольственного обеспечения страны и агропродовольственных рынков предусматривала проведение единой структурной, эффективной внешнеэкономической, земельной, технологической и финансовой политик. Первоочередные меры включали в себя совершенствование государственного регулирования аграрного рынка, финансовое оздоровление сельхозпроизводителей, стимулирование экономического роста отраслей АПК через поддержку импортозамещения и развитие экспорта, принятие Земельного кодекса РФ и Федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, формирование многоканальной системы финансирования и создание полноценной государственной кредитно-финансовой системы обслуживания АПК и др. |
|
||
|
Елена Борисова, заместитель руководителя департамента агропромышленного комплекса и продовольствия Минэкономразвития РФ |
Даже частичная реализация первоочередных мер в период оживления способствовала росту производства, укреплению финансового положения товаропроизводителей и, соответственно, экономики комплекса. Важнейшим результатом стало принятие Земельного кодекса РФ и Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также проведение реструктуризации задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, введение субсидирования процентной ставки по кредитам. Сельское хозяйство в основном адаптировалось к условиям рыночной экономики. Доминирующую роль в производстве стал играть частный сектор. Установилось равновесие спроса и предложения на рынке продовольствия по всем основным видам продуктов питания. В 2000-2002 гг. устойчивая тенденция наращивания производства продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности сформировалась для большинства субъектов РФ. По итогам производственно-финансовой деятельности заметно увеличился удельный вес прибыльных хозяйств: если в 1998 г. он составлял 12%, то в 2002 г. - 48%. В динамике роста важен сам факт перелома ситуации в лучшую сторону, как в экономическом, так и социальном плане. До 1998 г. устойчивый среднегодовой темп падения объемов производства сельскохозяйственной продукции составлял 7%. Это и определяло то, что в том же 1998 г. 88% хозяйств были убыточными. Комплексная реализация Правительством РФ системы мер позволила укрепить в АПК основы многоукладной экономики, на базе которых проводились крупные земельные преобразования. Начало реформы В настоящее время в основном завершен первый этап земельной реформы, начало которой было положено еще в ноябре 1990 г. Принятые меры правового, организационно-управленческого, информационно-просветительского и технологического характера способствовали существенному изменению земельных отношений. Для обеспечения рыночного оборота земель введена нормативная цена земель, определен порядок ее исчисления. Принятые законодательные и нормативные правовые акты позволили успешно решать проблему приватизации земли, передавать права собственности на землю гражданам и юридическим лицам. Принятие в 2001-2002 гг. ряда законодательных актов создает основу для развития целостной системы современного земельного законодательства, формирования правовой базы земельного рынка в сельском хозяйстве. Реализация Земельного кодекса РФ позволяет определять правила экономического оборота земель, устанавливать принципиальные положения, нацеленные на сохранение и использование земли как важнейшего природного ресурса, в том числе на обеспечение воспроизводства и повышения плодородия почв. Принят ряд законодательных актов по дальнейшему совершенствованию земельных отношений: Федеральные законы "О государственном земельном кадастре", "О землеустройстве", "О разграничении государственной собственности на землю". Большое значение для развития полноценных земельных отношений в АПК имеет Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Он ликвидировал существовавшее ранее двойное правовое регулирование земель сельхозназначения, ввел их в правовое поле гражданского законодательства, скоординировал с регулированием, определяемым Гражданским кодексом РФ (с некоторыми особенностями, обусловленными спецификой оборота прав собственности на земли сельскохозяйственного назначения). Таким образом, осуществлен реальный переход к правовому регулированию земельных отношений с устранением административных барьеров в этой области и введением прозрачных механизмов предоставления и прекращения прав на землю, реализации государственных и муниципальных нужд, обеспечения рационального использования и охраны земель. Принято решение об эволюционном переходе к созданию кадастра недвижимости путем поэтапного развертывания системы государственного учета единых объектов недвижимости на базе государственного земельного кадастра. Разработана и утверждена федеральная целевая программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на 2002-2007 гг.", реализация которой будет способствовать дальнейшему совершенствованию управления земельными ресурсами страны. Наличие государственного контроля за процессами земельных преобразований, опирающихся на самые современные технологии системы государственного кадастрового учета земель, регистрации прав на них и сделок с ними, мониторинга их состояния как уникального природного ресурса, и контроля за соблюдением правового режима и рациональным использованием земель, позволит избежать ущемления интересов людей и общества в целом при переходе к массовым сделкам с землей. Итак, основы цивилизованного земельного оборота заложены. Процесс пошел Несмотря на отсутствие единого комплексного земельного законодательства, процесс оборота сельскохозяйственных земель (аренда земли, сделки с земельными долями) уже идет. Заметно увеличилось количество сделок с земельными участками. Практически завершено административное перераспределение земли, созданы основы системы земельных отношений на базе многообразия форм собственности и условия для оптимизации землевладения и землепользования. Результаты земельной реформы в АПК подтверждаются следующими данными. На 1 января 2002 г. в собственности граждан и юридических лиц находилось 125,2 млн. га земель сельскохозяйственного назначения или 31,5% от их общего объема. Около 50 млн. стали собственниками, владельцами и пользователями земельных участков. Около 65% сельскохозяйственных угодий находятся в частной собственности. По данным Росземкадастра и Госкомстата, в России насчитывается более 263 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, общая площадь которых превышает 15 млн. га, и около 16 млн. личных подсобных хозяйств общей площадью свыше 6 млн. га. Наблюдается тенденция укрупнения землепользования в фермерском секторе на фоне сокращения числа фермерских хозяйств. Наиболее значительная часть крестьянских (фермерских) хозяйств расположена в Республике Дагестан, Краснодарском и Ставропольском краях, Волгоградской и Ростовской областях. На базе автоматизированной системы государственного земельного кадастра в России сформирована полноценная информационная инфраструктура. Данные государственного земельного кадастра уже сегодня активно используются в развитии гражданского оборота земель, становлении рынка земли и недвижимости. По состоянию на 1 февраля 2003 г. государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий полностью завершена на территории 81 субъекта РФ. Все это способствовало повышению эффективности использования земельных ресурсов. В агропромышленном комплексе усилились процессы кооперации и агропромышленной интеграции, создания на новой основе крупных интегрированных структур с участием банков, промышленных компаний и частных предпринимателей. Рост аграрного производства стимулировал, в свою очередь, спрос на сельскохозяйственные угодья, а также на долгосрочные инвестиции в этом секторе. В 2001-2002 гг. возобновился приток инвестиций в АПК, в том числе в сельское хозяйство. По предварительным данным в 2002 г. объем инвестиций в основной капитал АПК за счет всех источников финансирования составил 93,6 млрд. руб., в том числе за счет средств бюджета 3,3 млрд. руб. Сложности развития Вместе с тем, социально-экономическая ситуация в АПК продолжает оставаться сложной. Рынок земли в сельском хозяйстве еще недостаточно развит, и ситуация в этой сфере сказывается на комплексе в целом. Темпы роста уже в 2002 г. замедлились, снизился объем инвестиций. На внешних рынках российские производители сталкиваются с нарастающим аграрным протекционизмом. Крайне низким остается уровень применения минеральных удобрений и химических средств защиты растений. Выбытие сельскохозяйственной техники не компенсируется ее вводом. Не преодолены негативные процессы в социальной сфере села. Экономические показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий и их финансовое состояние остаются нестабильными. В то же время, факторы роста агропродовольственного сектора, возникшие в результате кризиса 1998 г., уже полностью исчерпали себя. Одна из основных причин, сдерживающих эффективное развитие АПК, связана с тем, что незавершенность законодательной базы не в полной мере обеспечивает гарантии прав на земельные участки. В результате сдерживается их эффективный оборот. Ближайшие задачи Для решения проблем и закрепления положительных тенденций в развитии агропромышленного комплекса с учетом сложившихся условий функционирования АПК, повышения эффективности использования земельных ресурсов и их вовлечения в хозяйственный оборот в среднесрочной перспективе необходимо продолжить институциональные преобразования, в частности, по дальнейшему развитию правовой системы регулирования земельных отношений, формированию эффективных рынков земли, капитала, покупных ресурсов, труда. Большие надежды возлагаются на Закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", реализация которого позволит: - улучшить инвестиционный климат в аграрном секторе, обеспечить рациональное использование земли как основного средства производства в сельском хозяйстве и усилить контроль за целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения; - предоставить равные условия доступа к земельным ресурсам физическим и юридическим лицам всех форм собственности; - запустить экономический механизм аккумулирования земель сельскохозяйственного назначения в руках эффективных хозяйствующих субъектов до оптимальных размеров, обеспечивающих эффективность производства. Вместе с тем, в связи с вступлением в силу Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" высока вероятность выброса на рынок значительного числа земельных долей. При неразвитой рыночной инфраструктуре возникает реальная опасность фрагментации землевладения, формирования хозяйств неоптимального размера, что для большинства отраслей означает невозможность ведения конкурентоспособного производства. Чтобы обеспечить дальнейшее развитие земельных отношений в АПК и вовлечение земли в хозяйственный оборот, необходимо завершить разработку и принятие системы нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию Земельного кодекса РФ и Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"; решить вопросы ипотеки земель сельскохозяйственного назначения, а также обеспечить дальнейшее развитие действующего законодательства. Реализация принятых нормативных актов позволит определять правила экономического оборота земель, устанавливать принципиальные положения, направленные на сохранение и использование земли как важнейшего природного ресурса, в том числе на обеспечение воспроизводства и повышение плодородия почв. Создание таких условий в агропромышленном комплексе РФ базируется на принципах органического сочетания государственной поддержки рационального землепользования и землесбережения и рыночных механизмов саморегулирования, а также на учете особенностей экономики страны как государственного организма с федеральным устройством. Роль государственного регулирования земельных отношений и в настоящее время, и в будущем является системообразующим фактором организации хозяйственной деятельности. В настоящее время подготовлена и согласована со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти "Программа социально-экономической политики Правительства РФ на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.)". Целью государственной политики в области земли и иной недвижимости на среднесрочный период является создание правовых условий для формирования рынка недвижимости и эффективного использования земель и иных объектов недвижимости всех форм собственности как одного из ключевых факторов устойчивого экономического развития страны и повышения благосостояния ее граждан. Сейчас готовятся предложения по уточнению приоритетов в развитии АПК и актуализации "Основных направлений агропродовольственной политики до 2010 г.". Так, для формирования легального рынка земель сельскохозяйственного назначения предстоит разработать ряд нормативных документов, в частности, по залогу земельных участков. Необходимо также принять законодательные акты субъектов РФ, предусмотренные Законом " Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Политика государства в области АПК будет основываться на снижении непосредственного участия в поддержке сельского хозяйства и переориентации деятельности в сторону развития рыночной инфраструктуры, стимулирования развития коммерческого сельскохозяйственного кредита, создания благоприятных условий для инвестиций во все сферы АПК, а также стабилизации макроэкономической ситуации и повышения платежеспособного спроса населения, необходимого для улучшения условий для сельхозтоваропроизводителей. Одновременно будут проводиться меры по оптимизации и реструктуризации бюджетных расходов в сфере АПК. Важным направлением государственной политики в отношении земель сельскохозяйственного назначения является создание экономических условий, стимулирующих объединение земельных долей в земельные участки, находящиеся в собственности или аренде у сельскохозяйственных организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, с последующим гражданским оборотом исключительно земельных участков. Кроме того, необходимо активизировать усилия по развитию землеустроительной службы. Пока в Государственном земельном кадастре и Государственных реестрах прав на объекты недвижимости и сделок с ними практически отсутствуют записи об участках сельскохозяйственного назначения. Услуги по выделению и регистрации земельных участков являются дорогостоящими, особенно для мелких собственников, что тормозят земельный оборот. Принципиальным изменением в регулировании платежей за землю должно стать установление налоговой базы в зависимости от величины кадастровой стоимости земельного участка. Данный подход намечен во второй части Налогового кодекса РФ. Таким образом, разработка и установление на федеральном уровне новой системы учета и оценки земель, а также совершенствование законодательства, регламентирующего взимание платежей за пользование природными ресурсами, является неотъемлемой частью проведения земельной политики страны. |
|
|||
|
|
|
|
||
|
|
Журнал «Экономика России: ХХI век» № 11 |
||