По оценке ВНИКИ, вступление России в ВТО, как таковое, не создаст угрозы ухудшения финансового положения действующих предприятий АПК Самарской области. Основной задачей развития АПК является достижение высокой конкурентоспособности, которая осуществима лишь на основе реализации тех сравнительных преимуществ, которыми Россия и её регионы уже обладают. Это позволит нашему сельскому хозяйству и перерабатывающей промышленности занять свою прочную нишу в отдельных сегментах мирового рынка. Поэтому число основных целей агропродовольственной политики страны в целом и отдельных регионов входит развитие конкурентоспособного агропромышленного производства и формирование развитых рынков продовольствия. Изменение конкурентоспособности товарных потоков тесно связано с уровнем тарифной защиты. Часто заявляют, что снижение тарифов приведет к потоку импорта на российский рынок и, соответственно, к снижению собственного производства. Однако сегодня средневзвешенный тариф составляет у нас менее 15 %, а средний тариф – около 10 %. Сравнение России по этим показателям с другими странами показывает, что по степени открытости внутреннего рынка мы уже "обогнали" многие страны. Ниже российских только средние тарифы в Новой Зеландии, Австралии, Казахстане и Эстонии. Объем поддержки сельхозпроизводителей на 1 гектар пашни, в странах ЕС в 50 раз превышает соответствующие объемы в России, а уровень таможенных тарифов на ввоз продовольствия в странах ЕС в 10 раз выше, чем в России. По данным "Бюллетеня отечественного товаропроизводителя", пошлины на мясо в странах ЕС составляют в среднем 215%, в России – 15% (в 14 раз ниже), на молоко в странах ЕС – 113%, а в России – 15% (7, 5 раза), на пшеницу – 173% и 20% (8, 6 раза), сахар 274% и 25% (11 раз). С сегодняшнего уровня дальнейшее снижение импортного тарифа уже не является в целом ощутимым для внутреннего рынка в целом, это может быть ощутимо лишь по отдельным конкретным продуктам. Однако на первом этапе вступления в ВТО предполагается не только не снижать импортные тарифы по товарным позициям АПК, но существенно их повысить. В рамках ВТО государственное участие в повышении конкурентоспособности АПК предполагается по двум основным направлениям: регулирование размеров таможенных пошлин и субсидирование. Для нашей страны простое увеличение импортных пошлин может оказаться низкоэффективным. Во-первых, потому что их повышение блокируется странами-членами ВТО, а барьеры пошлин легко "обходятся" благодаря несовершенству таможенного законодательства. Во-вторых, на фоне мощных экспортных субсидий со стороны ЕС они не представляют серьезного препятствия для наших конкурентов. Сейчас правительством в качестве основного направления выбрано субсидирование, но финансовых возможностей для осуществления этого пути явно недостаточно.

Стартовый уровень государственной поддержки при вступлении в ВТО обозначен российской стороной в 18–20 миллиардов долларов (который по условиям организации должен будет постоянно снижаться). Но даже если его удастся отстоять на переговорах (встречное предложение – существующий ныне уровень в 2 миллиарда долларов), "освоить" его в нынешних условиях практически невозможно. Как и в других секторах, в сельском хозяйстве ощущается острая нехватка в обслуживающей отрасли, финансовой и информационной инфраструктуре. Нет развитой кредитной системы, системы страхования, системы информационной и консультационной служб для сельского хозяйства. Высказывается мнение, что присоединение к ВТО ограничит возможности субсидирования экспорта. Выборочный социологический опрос ряда отечественных (в том числе из Самарской области) экспортеров показал, что многие компании считают основным препятствием для экспорта внутреннюю политику государства, которое не только не помогает экспорту, но и даже ему препятствует. Здесь можно привести в качестве примера завышенные железнодорожные тарифы, негармонизированные стандарты (не соответствуют международным) , отсутствие за рубежом наших сертификационных агентств, экспортные пошлины, неразвитость инфраструктуры и др. Зерновой экспорт, например, столкнулся с рядом проблем, связанных со слабостью транспортно-перевалочной инфраструктуры. Реально Россия может экспортировать 5–10 млн. т зерна, но это невозможно из-за низкой пропускной способностью наших портов. То есть, практически не существуют важнейшие элементы, обеспечивающие маркетинговую стратегию производителей и эффективное продвижение продукции на рынки. В то же время эксперты отмечают, что российский АПК по ряду направлений оказался весьма эффективным и конкурентоспособным. Исключение составляет, прежде всего, мясное животноводство, не способное, кроме отдельных эффективных хозяйств, противостоять субсидированным поставкам западного мяса. Российская сельскохозяйственная продукция в основном является экологически чистой. Доля экологически чистого продовольствия - более половины (против европейских 20%). Западные страны озабочены проблемой экологии и наша продукция отвечает всем экологическим требованиям. Однако нужна очень сильная система сертификации (то есть подтверждения зарубежному потребителю, что наша продукция действительно экологически чистая). Российский экспорт как указывалось выше встречает серьезные препятствия как внешнего, так и внутреннего характера. Мировые рынки поделены и защищены тарифными и лицензионными барьерами. Стратегия экспорта продукции АПК требует инвестиций в портовое и складское хозяйство, поощрения совместных предприятий с иностранным капиталом и налаживания сертификационной деятельности. В случае ее реализации РФ может занять чрезвычайно перспективную нишу экологически чистого продовольствия. Конкурентоспособности АПК внутри страны угрожает недоинвестированность комплекса: ни для кого не секрет, что основные фонды изношены, поля не удобряются, мелиоративные системы не работают. Экономия на реновации в значительной мере и обусловила текущую эффективность, однако в будущем это потребует больших вложений, в том числе и по линии господдержки. Именно с этой целью закладывается максимально допустимый ее уровень в переговорах с ВТО. При этом большую опасность представляет обсуждаемое повышение тарифов на газ и электроэнергию. Именно невысокий их уровень в значительной степени обусловливает эффективность ряда отраслей российского АПК. В целом отечественная пищевая промышленность, несмотря на определенные положительные тенденции, пока неспособна насытить внутренний рынок, прежде всего по мясным и молочным продуктам, сахару и растительным маслам, а ее крупнейшие перерабатывающие предприятия, как правило, в значительной мере зависят от импорта; при этом различия в уровне обеспеченности продукцией АПК субъектов РФ весьма велики. Серьезная и недооцененная внешняя угроза связана со вступлением стран центральной Европы в ЕС. Они уже сейчас получают аграрные субсидии, которые, начиная с 2004 г., резко увеличатся. Многие западные компании рассматривают возможности переноса ряда экологически емких производств (прежде всего животноводческих комплексов) в страны Центральной Европы и наращивание здесь производства зерна. Это приведет к усилению давления импорта на внутренний рынок продовольствия России и усилению конкуренции с обновленным ЕС за потенциальные внешние рынки продовольствия. Все отраслевые эксперты отмечают, что главная угроза для конкурентоспособности АПК России и ее регионов связана с перспективами реформирования отечественных естественных монополий. В настоящее время отечественный АПК пользуется, пожалуй, самыми дешевыми в мире энергетическими ресурсами и азотными удобрениями. В случае выполнения требований ВТО цены на них поднимутся, что резко ослабит конкурентоспособность российского АПК. Кроме того, это сократит прибыли промышленных компаний, инвестирующих в АПК, что приведет к сокращению непрофильных расходов и, в том числе на АПК. Говоря о влиянии вступления России в ВТО, следует сделать однозначный вывод о том, что для АПК Самарской области угрозы закрытия неперспективных градообразующих предприятий не существует, поскольку в аграрном секторе и пищевой промышленности региона практически отсутствует само явление крупного "монопредприятия". Более характерными для области являются общие проблемы АПК, имеющие место в масштабах страны в целом. Сельскохозяйственные структуры и предприятия пищевой промышленности области ориентируются в основном на местный рынок. Высокие таможенные пошлины, строгие санитарные нормы, условия лицензирования - эти барьеры на пути экспорта для самарских субъектов АПК, как и для многих российских товаропроизводителей, оказываются трудно преодолимыми. Сказываются, конечно, высокие транспортные расходы при экспорте товаров в дальнее зарубежье, отсутствие опыта, неосведомленность в вопросах экспортных процедур и условий поставок продукции на некоторые жестко регламентируемые рынки. До настоящего времени попытки самарских производителей и переработчиков сельхозпродукции в большинстве случаев не приносили успеха. Очевидно, что для российских менеджеров вхождение в мировую систему будет означать более жесткие условия конкуренции на рынке труда, обострение проблемы легитимности в отношении документов, подтверждающих квалификацию, и необходимость существенного изменения системы деловой коммуникации. Поэтому сегодня очень остро встают вопросы подготовки профессиональных кадров, внедрения современных управленческих технологий и смены приоритетов развития компаний. Что касается экспорта самарских предприятий, то присоединение России к ВТО вряд ли существенно повлияет на его размеры. Экспорт в основном осуществляется в страны СНГ, ввоз российской продукции в которые и так происходит беспошлинно. Экспорт продукции на рынки экономически развитых стран необходимо подразделить на сырьевой и не сырьевой. Расширение сырьевого экспорта вполне возможно: для Самарской области это относится, прежде всего, к зерну и, отчасти, семенам подсолнечника (при повышении технологического уровня их производства). В принципе, присоединение России к ВТО может в ряде случаев упростить доступ на развитые рынки. Продукция самарских производителей сельскохозяйственного сырья может быть достаточно конкурентоспособна в силу приемлемого качества и низкой себестоимости. Экспорт же переработанной продукции зависит больше от других факторов, таких как наличие и популярность брэнда, оригинальность исполнения, упаковка, проведение специальных рекламных кампаний и т.д. Экспортный потенциал отраслей АПК области к концу 2008 года может увеличится в среднем на 7%. Потенциальный объем реализации продукции местного производства по всем каналам сбыта (внутренний рынок, рынок РФ и экспорт) возрастет на 18-20% к уровню 2001 г. (в ценах 2001 г.). Однако, чистый эффект от изменения условий ВЭД остается незначительным, в силу исходной ориентации внутреннего рынка области на местную и другую отечественную продукцию. Ожидается согласованный умеренный рост всех производств выделенной товарной номенклатуры. Изменение условий ВЭД может обусловить лишь несколько более быстрый рост производства цельномолочной продукции и сыров. Влияние любых других причин – инвестиций, изменения в приоритетах господдержки и т.д. – с легкостью перекроет действие внешнеэкономического фактора и может вызвать совершенно иную динамику производства.