Задание №1


Сырье и основные материалы – предметы труда, из которых изготавливают продукт и которые образуют материальную (общественную) основу продукта. Сырьем называют продукцию сельского хозяйства и добывающей промышленности (зерно, хлопок, скот, молоко и другое), а материалами – продукцию обрабатывающей промышленности (мука, ткань, сахар и другие).

Вспомогательные материалы используют для воздействия на сырье и основные материалы, придания продукту определенных потребительских свойств или не для обслуживания и ухода за орудиями труда и обеспечения процесса производства (специи в колбасном производстве, смазочные, обтирочные материалы и другое).

Следует иметь в виду, что деление материалов на основные и вспомогательные  фактических затрат, связанных с заготовкой материалов; правильное распределение стоимости израсходованных в производстве материалов по объектам калькуляции.

Учет производственных запасов ведется в порядке установленном Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Министерством финансов России от 09.06.2001 № 44 Н, которым утверждена новая редакция Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально- производственных запасов» (ПБУ 5\01), а также инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета в финансово – хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94 Н.

Для правильной организации учета материалов важное значение имеют их научное обоснованная классификация, оценка и выбор единицы учета.

Классификация материалов в зависимости от той роли, которую играют разнообразные производственные запасы вносит условный характер и нередко зависит лишь от количества материала, использованного на производство различных видов продукции.

Покупные полуфабрикаты – сырье и материалы, прошедшие определенные стадии обработки, но не являющиеся еще готовой продукцией. В изготовлении продукции они выполняют такую же роль, как и основные материалы, то есть составляют ее материальную основу.

Возвратные отходы производства – остатки сырья и материалов, образовавшихся в процессе их переработки в готовую продукцию, полностью или частично утратившие потребительские свойства исходного сырья и материалов (опилки, стружка и другое).

Из группы вспомогательных материалов отдельно выделяют в связи с особенностью их использования топливо, тару и тарные материалы, запасные части. Топливо разделяют на технологическое (для технологических целей), двигательное (горючее) и хозяйственное (на отопление).

Тара и тарные материалы – предметы, используемые для упаковки, хранения различных материалов и продукции (мешки, ящики, коробки). Запасные части используют для ремонта и замены износившихся деталей машин и оборудования.

Кроме того, материалы, классифицируют по техническим свойствам и подразделяют на группы: черные и цветные металлы, прокат, трубы и другие.

Указанные классификации производственных запасов используют построение синтетического и аналитического учета, а также составление синтетического отчета об остатках, поступлении и расходе сырья и материалов в производственно – эксплуатационной деятельности .

Единица бухгалтерского учета материалов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об них, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от их характера, порядка их приобретения и использования единицей может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и тому подобное.

Материалы (материально–производственные запасы) принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

Фактическая себестоимость материально – производственных запасов, приобретенных за плату признается сумма фактических затрат организации на приобретение за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов ( кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

К фактическим затратам на приобретение материально – производственных запасов относят:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально- производственных запасов;

- таможенные пошлины;

- невозмещаемые налоги уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально – производственных запасов;

- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально – производственные запасы;

- затраты по подготовке и доставке материально – производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию;

- затраты по доведению материально – производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают затраты организации по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг;

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально – производственных запасов.

Фактические затраты на приобретение материально – производственных запасов определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих до принятия материально – производственных запасов к бухгалтерскому учету в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), кредиторской задолженности по оплате запасов, начисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения.

Фактическая себестоимость материально – производственных запасов при их изготовлении cамой организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов.

Фактическая себестоимость материально- производственных запасов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки. Согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. 

Фактическая себестоимость материально – производственных запасов, полученных организацией по договору дарения или безвозмездную, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету (под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов).

Фактическая себестоимость материально – производственных запасов , в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

При отпуске материально – производственных запасов в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов:

-          по себестоимости каждой единицы;

-          по средней себестоимости;

- по себестоимости первых по времени приобретения материально – производственных запасов (способ ФИФО);

            - по себестоимости последних по времени приобретения материально – производственных запасов (способ ЛИФО).

Применение одного из указанных способов по группе (виду) материально – производственных запасов производится исходя из допущения последовательности применения учетной политики.

Оценка материально – производственных запасов по средней себестоимости производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей себестоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся соответственно из себестоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших запасов в течении данного месяца.

Оценка по себестоимости первых по времени приобретения материально – производственных запасов (способ ФИФО) основана на допущении, что материально – производственные запасы используются в течение месяца и иного периода в последовательности их приобретения (поступления),то есть запасы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца. При применении этого способа оценки материально – производственных запасов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической с6ебестоимости последних по времени приобретений, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость ранних по времени приобретений.

Оценка по себестоимости последних по времени приобретения материально – производственных запасов (способ ЛИФО) основана на допущении, что материально производственные запасы, первыми поступающие в производство (продажу),должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности приобретения. При применении этого способа оценка материально – производственных запасов, находящихся в запасе ( на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости ранних по времени приобретения, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость поздних по времени приобретения.

По каждой группе (виду) материально – производственных запасов в течении отчетного года применяется один способ оценки.

Поступление материалов в организацию осуществляется в следующем порядке:

а) по договорам купли – продажи, договорам поставки, другим аналогичным в соответствии с действующим законодательством;

б) путем изготовления материалов силами организации;

в) внесение в счет вклада в уставный капитал организации;

г) получение организацией безвозмездную (включая договор дарения).

На материалы, поступающие по договорам купли – продажи, поставки и другим аналогичным договорам, организация получает от поставщика (грузоотправителя) расчетные документы (платежные требования, платежные требования-поручения, счета, товарно-транспортные накладные и тому подобное) и сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения и другие). Организация устанавливает порядок приемки, регистрации, проверки, акцепта и прохождения расчетных документов на поступающие материалы с учетом условий поставок, транспортировки (доставки до организации), организационной структуры организации и функциональных обязанностей подразделений (отделов, складов) и должностных лиц. При этом необходимо:

-          зарегистрировать документы в журнале учета поступающих грузов;

          -    проверить соответствие данных этих документов договорам поставки (другим аналогичным договорам) по ассортименту, ценам и количеству материалов, способу и срокам отгрузки и другим условиям поставки, предусмотренных договором;

-          проверять правильность расчетов в расчетных документах;

-                     акцептовать (оплатить) расчетные документы полностью или частично, или мотивированно отказаться от акцепта (от оплаты);

-                     определять фактические размеры ответственности в случае нарушения условий договора;

-                     передавать документы в подразделения организации (бухгалтерской службы, финансовый отдел и тому подобное) в срок предусмотренные правилами документооборота организации.

Приемка и оприходование поступающих материалов и тары (под материалы) оформляется соответствующими складами, как правило, путем составления приходных при отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными (по количеству и качеству).

Вместо приходного ордера, приемка и оприходование материалов может оформляться  проставление на документе поставщика (счет, накладная и тому подобное) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. В этом случае заполняются реквизиты указанного штампа и ставится очередной номер приходного ордера. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру.

При установлении несоответствия поступивших материалов ассортименту, количеству и качеству, указанным в документах поставщика, а также в случаях, когда качество материалов не соответствует предъявляемым требованиям (вмятины, царапины, поломка, бой, течь жидких материалов и так далее) приемку осуществляет комиссия, которая оформляет ее актом о приемке материалов.

Приемный акт о приемке служит основанием  для предъявления претензий и исков к поставщику и (или) транспортной организации.

Материалы должны приходоваться в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, в штуках). По этим же единицам измерения устанавливается учетная цена.

Материалы, закупленные подотчетными лицами организации, подлежат сдаче на склад. Оприходование материалов производится в общеустановленном порядке на основании оправдательных документов, подтверждающих покупку (счета и чеки магазинов, квитанция к приходному кассовому ордеру – при покупке у другой организации за наличный расчет, акт или справка о покупке на рынке или у населения), которые прикладываются к авансовому отчету подотчетного лица.

Операции по передаче материалов из одного подразделения организации в другое оформляются также накладными на внутреннее перемещение материалов.

Отпуск материалов со складов (кладовых) организации на производство (участкам, бригадам, на рабочие места), как правило, должен осуществляться на основе предварительно установленных лимитов.

Лимиты отпуска материалов на производство устанавливаются отделом снабжения или другими подразделениями (должностными лицами) по решению руководителя организации.

Лимиты на отпуск материалов устанавливаются на основе разработанных соответствующими службами организации, с учетом остатков (переходящих запасов) , материалов на начало и конец планируемого периода.

Внесение изменений в лимиты (в связи с уточнением объемов незавершенного производства и остатков неиспользованных материалов в подразделениях организации, изменением и (или) перевыполнением производственной программы, изменением норм расхода, заменой материалов, исправлением ошибок, допущенных при расчете лимита и тому подобное) производится с разрешения тех же лиц, которым предоставлено право их утверждения.

Первичными учетными документами по отпуску материалов со складов организации в подразделения организации являются лимитно–заборная карта (Типовая межотраслевая форма №М-11), накладная (Типовая межотраслевая форма № М-15).

Исходя из конкретных условий деятельности организации, последняя может помимо форм первичных учетных документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, применять самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов по движению материально- производственных запасов. При этом указанные формы должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные статьей федерального закона «О бухгалтерском учете».

Отпуск материалов  со складов подразделения организации на производство может оформляться путем записи непосредственно в карточках складского учета. В этом случае расходные документы на отпуск материалов не оформляются. Материалы отпускаются на основании лимитно-заборных карт, выписываемых в одном экземпляре. Лимит отпуска можно указать и в самой карточке. Получатель расписывается в получении материалов непосредственно в карточке складского учета. Здесь не указывается шифр или наименование заказа (затрат).

При этой системе отпуска материалов со склада карточка складского учета является регистром аналитического учета и одновременно выполняет функции первичного учетного документа.

Количество отпущенных в производство массовых однородных материалов (песок, щебень, гравий, руда, уголь и тому подобное) при невозможности отпуска их по фактическому весу или объему допускается определять на основе проведения периодических, не реже одного раза в месяц, инвентаризаций остатков этих материалов, проводимых комиссией. Результаты инвентаризации оформляются актом.

Учет движения и остатков материалов осуществляют в карточках учета материалов. На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку, поэтому учет называют сортовым учетом и осуществляют его только в натуральном выражении.

Карточки открывают в бухгалтерии или в вычислительной установке и записывают в ней номер склада, наименование материала, марку, сорт, профиль, размер, единицу измерения, номенклатурный номер, учетную цену и срок годности. После этого карточки передают на склад, и кладовщик заполняет колонки прихода и остатка .

Ведение учета материалов допускается также в книге учета материалов, которая содержит те же реквизиты, что и карточки учета материалов.

Первичные документы после записи их данных в карточки учета передают в бухгалтерию; сюда же передают лимитно–заборные карты по мере использования лимита, но не позднее 1-10 числа следующего месяца. Сдачу документов оформляют реестром, в котором указывают наименование  и номера сдаваемых документов.

Все первичные документы по движению материалов со складов и подразделений предприятия поступают в бухгалтерию, где они после соответствующего контроля формируются в пачки и передают затем на вычислительную установку. На этой стадии учетного процесса работники бухгалтерии обязаны осуществлять действительный контроль за законностью, целесообразностью и правильностью документального оформления операций по движению материалов. После проверки первичные документы подвергаются таксировке (умножением количества материалов на цену).

Существует несколько вариантов учета материалов в бухгалтерии. При первом варианте в бухгалтерии открывают на каждый вид и сорт материалов карточки аналитического учета, в которых записывают на основании первичных документов операции по поступлению и расходу материалов. Эти карточки отличаются от карточек учета материалов тем, что учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данным всех карточек составляют сортовые количественно – суммовые оборотные ведомости аналитического учета и сверяют их с оборотами и остатками на соответствующих синтетических счетах и данными карточек складского учета.

При втором варианте все приходные и расходные документы группируют по номенклатурным номерам и в конце месяца подсчитанные по документам итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материалов записывают в оборотные ведомости, составление в натуральном и денежном выражении по каждому складу отдельно по соответствующим синтетическим счетам и субсчетам.

Этот вариант значительно уменьшает трудоемкость учета, поскольку отпадает необходимость ведения карточек аналитического учета. Однако учет и в этом случае остается громоздким, поскольку в оборотную ведомость приходится записывать сотни, а иногда и тысячи номенклатурных номеров материалов.

Более прогрессивным является оперативно-бухгалтерский, или сальдовый метод учета материалов, при котором бухгалтерия не дублирует складского сортового учета ни в отдельных карточках аналитического учета, ни в оборотных ведомостях, а использует в качестве регистров аналитического учета карточки учета материалов ведущиеся на складах.

Ежедневно или в другие установленные сроки (как правило, не реже одного раза в неделю) работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью на самих карточках. В конце месяца заведующий складом, а в отдельных случаях работник бухгалтерии, переносит количественные данные об остатках на 1-е число месяца по каждому номенклатурному номеру материалов из карточек учета материалов в ведомость учета остатков материалов на складе (без оборотов прихода и расхода).

После проверки и визирования работником бухгалтерии ведомость остатков передают в бухгалтерию, где остатки материалов таксируют по твердым учетным ценам и выводят их итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу.

При сальдовом методе учета материалов поступившие в бухгалтерию первичные документы по движению материалов после их проверки и таксировки раскладывают в контрольной картотеке отдельно по приходу и расходу с учетом складов и номенклатурных групп материалов. По данным контрольной картотеки документов составляют ежемесячную статистическую отчетность о движении и остатках важнейших видов материалов и топлива. По истечении месяца картотеку используют для составления групповых оборотных ведомостей в суммовом выражении по каждому складу в отдельности. Таких групп бывает несколько десятков (вместо тысяч наименований материалов). Данные этих ведомостей сверяют со стоимостными данными ведомости остатков и с итогами записей в регистрах синтетического учета.

Сальдовый метод учета материалов – один из наиболее эффективных, особенно в условиях ручной обработки учетных данных и малой механизации учета.

При использовании ЭВМ все необходимые регистры при сальдовом методе учета материалов (групповые оборотные ведомости, ведомости остатков, сальдово – счислительные ведомости) составляют на машинках.

Аналитический учет материалов в бухгалтерии с применением ЭВМ можно осуществлять также посредством составления сортовых оборотных ведомостей по номенклатурным номерам на основании поступающих первичных документов. Сверка со складским учетом в этом случае осуществляется вручную. При передаче на вычислительную установку карточек складского учета на их основе разрабатывается сортовая оборотно – счислительная ведомость, в которой сопоставляют исходящий остаток материалов (в количественном и суммовом выражении) по первичным документам, по карточкам складского учета и выявляются отклонения между этими данными.

Оба варианта аналитического учета материалов с применением ЭВМ имеют существенные недостатки, поскольку при сальдовом методе трудоемкой является разработка групповых и сальдово – счислительных ведомостей для сверки данных бухгалтерского и складского учета непосредственно с помощью машин. При составлении только сальдовой ведомости сверку с карточками складского учета производят вручную, что значительно затрудняет поиск и обнаружение ошибок.

При составлении сортовых оборотных ведомостей на ЭВМ ослабляется контроль за ведением складского хозяйства.

В связи с этим целесообразно использовать комбинированный метод аналитического учета материалов, сочетающий прогрессивность сальдового метода и меньшую трудоемкость разработки регистров поиска ошибок при втором варианте. При комбинированном методе осуществляется постоянный контроль за складским учетом и составляются сортовые оборотные ведомости. Данные о начальных остатках и оборотах по каждому номенклатурному номеру облегчают поиск ошибок и расхождений.


Прекращение части деятельности организации может осуществляться:

а) путем продажи имущественного комплекса (предприятия) или его части, представляющих собой совокупность активов и обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности, в результате заключения единой сделки;

б) путем продажи отдельных активов и прекращения (исполнения) в установленном законодательством порядке отдельных обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности;

в) путем отказа от продолжения части деятельности.

Кроме того, прекращение деятельности может осуществляться при реорганизации организации в форме выделения из ее состава одного или нескольких юридических лиц.

Приостановление части деятельности организации без намерения прекратить ее не рассматривается и не раскрывается в бухгалтерской отчетности как прекращаемая деятельность.

Прекращаемая деятельность может быть выделена операционно и (или) функционально для целей составления бухгалтерской отчетности, если активы, обязательства, доходы и расходы по обычным видам деятельности организации (или основная их часть) относятся или могут быть прямо отнесены к прекращаемой деятельности организации.

Деятельность признается прекращаемой при условии принятия уполномоченным органом организации решения о прекращении части деятельности организации и выработки единой программы прекращения на дату возникновения наиболее раннего из следующих событий: заключения организацией договоров купли-продажи активов, без которых деятельность, выделяемая как прекращаемая, практически неосуществима, доведения информации о решении прекращения деятельности до сведения юридических и физических лиц, чьи интересы непосредственно будут затронуты (акционерам, работникам организации, поставщикам и др.).  Признание деятельности прекращаемой требует уточнения отражаемой в бухгалтерском балансе стоимости активов организации, относящихся к прекращаемой деятельности, исходя из возможного снижения их стоимости.

Порядок признания и оценки величины снижения стоимости активов в целом и материалов в частности определяются в соответствии с правилами, установленными положениями по бухгалтерскому учету, применяемыми к этим активам.

Применительно к настоящему Положению снижение стоимости активов определяется с учетом следующих особенностей.

При прекращении деятельности путем продажи имущественного комплекса (предприятия) или его части, представляющих собой совокупность активов и обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности, в результате заключения единой сделки снижение стоимости активов признается в бухгалтерском учете только в случае заключения предварительного договора купли-продажи или договора купли-продажи, в соответствии с условиями которого, срок исполнения обязательств по передаче имущества приходится на последующие отчетные периоды.

При этом сумма снижения стоимости каждого актива определяется организацией самостоятельно на основе расчета и признается в бухгалтерском учете на основании договора купли-продажи.

При прекращении деятельности путем продажи отдельных активов и прекращения (исполнения) отдельных обязательств величина убытка от снижения стоимости актива определяется как разница между отражаемой в бухгалтерском балансе стоимостью актива и его текущей рыночной стоимостью за вычетом расходов по его выбытию.

При прекращении деятельности путем отказа от ее продолжения, в случае невозможности продажи актива, величина снижения стоимости актива будет совпадать с его стоимостью, отражаемой в бухгалтерском балансе.


Задание №2


Группировка имущества организации по видам:


№ п/п

Вид имущества

Наименование

Сумма

1

Внеоборотные

Здание производственного цеха

67000

2

Производственное оборудование

34400

3

Акции ООО «Стройинвест»

13000

4

Амортизация основных средств

-14400

5

Оборотные

Расчетный счет

124000

6

Задолженность работника по возмещению причиненного материального ущерба

1100

7

Готовая продукция

21400

8

Продукция, незаконченная обработкой

12800

9

Прочие дебиторы

2800

Всего имущества

262100


Группировка имущества организации по источникам образования

№ п/п

Источник образования имущества

Наименование


1

Собственные

Капитал

Уставный капитал

175000

Итого

175000

2

Заемное

Краткосрочные обязательства

Доходы будущих периодов

8500

3

Задолженность предприятия поставщикам за материалы

14900

4

Резерв на ремонт ОС

31400

5

Целевое финансирование

2000

6

Краткосрочные кредиты банка

26600

7

Векселя выданные

3700

Итого

87100

Всего источников

262100


Журнал хозяйственных операций


Дата

Содержание операции

Документ

Корреспонденция счетов

Сумма. Руб.

Тип изменений бухгалтерского баланса

Дт

Кт

04.01.

Поступили от покупателей на расчетный счет денежные средства за отгруженную им продукцию

Выписка банка

51

62

27300

А

08.01.

Списаны материалы на ремонт ОС, произведенный в основном производстве за счет ранее образованного резерва

Бухгалтерская справка

96

10

12600

АП-

20.01.

Списана выявленная по результатам инвентаризации недостача готовой продукции

Инвентаризационная опись

94

40

1720

АП-

21.01.

Предъявлен к взысканию с виновного лица материальный ущерб, причиненный в результате недостач готовой продукции

Приказ

73

94

1720

П

26.01.

Начислена заработная плата управленческому персоналу

Расчетная ведомость

25

70

90000

АП+

26.01.

Произведены отчисления сумм ЕСН

Бухгалтерская справка-расчет

25

69

32040

АП+


Сальдо-оборотная ведомость


№ счета

Сальдо начальное

Обороты

Сальдо конечное

Дт

Кт

Дт

Кт

Дт

Кт

01

101400




101400


02


14400




14400

04

13000




13000


10

12800



12600

200


25



122040


122040


40

21400



1720

19680


51

124000


27300


151300


60


18600




18600

62




27300


27300

66


26600




26600

69




90000


90000

70




32040


32040

73

1100


1720


2820


76

2800




2800


80


175000




175000

94



1720

1720



96


31400

12600



18800



2000




2000

98


8500




8500

Итого

276500

276500

165380

165380

413240

413240


По данным начального баланса нет остатков на счете 10, поэтому для исправления ошибки, считаем, что на начало вместо счета 20 имеются остатки на счете 10.


Задание №3


Известна следующая информация о деятельности ООО «Ореол»

Норма:

1)      Основные материалы – 4,5 кг по 5,75 руб. за 1 кг. – 25,875 руб.

2)      Основная заработная плата – 2,3 часа по 30 руб. за час – 69,0 руб.

Факт:

3)      По окончании процесса производства осуществлен следующий выход готовой продукции – 18000 ед.

4)      Приобретение основных материалов – 90000 кг. (500000 руб.)

5)      В процессе производства израсходовано – 84000 кг.

6)      Оплата труда основных производственных рабочих составила: 45000 час – 1300000 руб.

Рассчитайте ценовые и производственные отклонения по материалам и по заработной плате

Отклонения по материалам

Производственные

84000 / 18000 = 4,67 кг на изделие

Отклонение на 1 изделие: 4,67-4,5 = 0,17 кг (перерасход на 1 изделие)

Отклонение на весь объем:  84000-18000*4,5=3000 кг перерасход на весь объем производства (за счет увеличения фактического расхода материалов)

Ценовой

500000 / 90000 = 5,56 руб. за кг фактическая цена приобретения

Отклонение стоимости на 1 кг : 5,75-5,56 = 0,19 руб. (экономия на 1 изделие)

Отклонение на весь объем общее:  18000*25,875-84000*5,56=465750 – 467040= -1290 руб. перерасход на весь объем производства.

Отклонения по заработной плате

Производственные:

45000 / 18000 = 2,5 часа

Отклонение на 1 изделие: 2,5-2,3 = 0,2 часа (перерасход на 1 изделие)

Отклонение на весь объем:  0,2*18000= 3600 часов перерасход на весь объем производства (за счет увеличения фактического расхода времени)

Ценовые:

Отклонение стоимости 1 часа: 1300000/45000 – 30 = 28,88 – 30 = - 1,11 – экономия за счет достижения уровня стоимости оплаты ниже плановой.

Отклонение на весь объем общее:  1300000-18000*69= 58000 руб. – экономия

Общее ценовое отклонение по материалам и заработной плате: 58000 – 1290 = 56710 (отклонение от плановых показателей в сторону экономии)

Список использованной литературы




1.     Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Учебное пособие / Пучкова С.И.. – «ФБК - ПРЕСС». – 2001.

2.     Бухгалтерский учет: Учебник / П.С. Безруких, В.Б. Ивашкевич, и др.; Под ред. П.С. Безруких. – М., 2002.

3.     Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. – М., 2002. – 528 с.ъ

4.     Положения по бухгалтерскому учету 5/01 «Учет материально- производственных запасов»,

5.     Положение по бухгалтерскому учету 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»

6.     План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению. – М., 2002