Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра «Деньги, кредит и ценные бумаги»









КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Деньги, кредит, банки» на тему:

«Банковская система России»










Преподаватель   Шершень И.В.

Студент             .

факультет ФК

4й курс 2-е высш.















Воронеж 2008

Содержание.

Введение.                                                                                                      3


   PAGEREF _Toc143837645 \h 2

1. История банковской системы России.                                               4  PAGEREF _Toc143837646 \h 3


2. Современная банковская система РФ.

2.1. Правовое положение Центрального банка РФ.                             8

   PAGEREF _Toc143837647 \h 3

2.2. Коммерческие банки РФ.                                                                  15  PAGEREF _Toc143837648 \h 3

 PAGEREF _Toc143837649 \h 3


Заключение.                                                                                                24


Список литературы.                                                                                  25


Приложение 1.                                                                                            26


Приложение 2.                                                                                            38













Введение.

Эффективное функционирование банковской системы — необходимое условие развития рыночных отношений в России, что объективно определяет ключевую роль центрального банка в регулировании банковской деятельности. Поиск действенных форм и методов денежно-кредитного регулирования экономики предполагает изучение и обобщение накопленного в этой области опыта стран с рыночной экономикой. Осуществляемая в этих странах денежно-кредитная политика является одной из составляющих экономической политики и позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с быстрой корректировкой регулирующих мероприятий, оказывая им оперативную и гибкую поддержку. В связи с этим большой интерес вызывают различные аспекты деятельности центральных банков, являющихся основными проводниками официальной денежно-кредитной политики.

Организация и деятельность банков регулируются при по­мощи совокупности юридических норм, которые и составляют банковское право. К организации и деятельности кредитных ор­ганизаций имеют применение нормы, регулирующие имущест­венный оборот вообще (в частности, нормы Гражданского ко­декса) и нормы, непосредственной целью которых является урегулирование тех или иных правовых отношений в процессе банковской деятельности. Правовое регулирование банковской деятельностью осуществляется Конституцией РФ, федеральными законами «О банках и банковской деятельности», «О Централь­ном банке Российской Федерации (Банке России)», другими федеральными законами, а также нормативными актами Банка России.

Отношения коммерческих банков с Центральным банком РФ строятся, как правило, по принципу власти-подчинения (на основе властных предписаний Центрального банка), а отноше­ния банков друг с другом и со своей клиентурой — на юридиче­ском равенстве сторон. При этом действует гражданско-правовой метод.


1. История банковской системы России.


В России история становления банковской системы началась с указа императрицы Анны Иоанновны «О правилах займа денег из Монетной конторы», подписанного ею 08 января 1733 г. Мо­нетная контора оперировала крайне ограниченными суммами, которые выдавались под залог золота и серебра из расчета 8% годовых сроком на год с правом отсрочки. Возможность пользо­ваться кредитом Монетной конторы имели только придворные.

Первые банковские учреждения появились в середине XVIII в., причем они были не частными, как в странах Европы, а крупными государственными — Дворянский и Купеческий банки (1754 г.). 13 мая 1754 г. указом Елизаветы Петровны был учрежден госу­дарственный Заемный банк, положивший начало государствен­ному ипотечному кредиту для дворянства и товарному кредиту для купечества. В результате Заемный банк в соответствии с указом императрицы оказался как бы состоящим из двух само­стоятельных банков. Первый — Банк для дворянства с контора­ми в Санкт-Петербурге и Москве и второй — Банк для прав­ления при Санкт-Петербургском порте коммерции. Эти банки и стали вскоре называться один — Дворянским, другой соответст­венно — Коммерческим или Купеческим.

До середины XIX в. в Российской империи, как и в других европейских странах, в качестве наиболее надежного обеспече­ния кредита рассматривалось недвижимое имущество. Казна­чейство предоставляло средства для выдачи ссуд ипотечным банкам под 6-8% годовых, при частном кредите до 20% и выше.

Ипотечные банки выдавали ссуды своим клиентам на основе примерной оценки доходов землевладельца как душевладельца, т.е. капитал клиента устанавливался в соответствии с количест­вом принадлежавших ему ревизских душ. Обеспечением ссуды была земля с прикрепленными к ней крестьянами.

Указом от 21 июля 1758 г. в Санкт-Петербурге и Москве был учрежден Медный банк, или «Банковые конторы вексельного производства для обращения медных денег», задачей которых было привлечение в казну серебряной монеты и содействие об­ращению медных денег в империи.

С 1770 г. в Российской империи начался прием вкладов с выплатой по ним процентов. Оплата вкладов в государственных кредитных учреждениях производилась из расчета 5% годовых.

Во второй половине XVIII в. Дворянский банк был преобра­зован в Государственный заемный банк при одновременном уч­реждении Ассигнационного банка с предоставлением ему права выпуска ассигнаций без увеличения металлического покрытия. Это в определенной степени позволило на время решить про­блему постоянных бюджетных дефицитов. Государственный за­емный банк открыл свои операции 11 января 1787 г. и начал выдавать ссуды дворянству под залог населенных имений.

Правление императора Александра характеризовалось тем, что власти страны встали на путь политических и экономиче­ских реформ. Составной частью этих реформ и реорганизации всей банковской системы стало создание Государственного бан­ка, который начал свою деятельность 2 июня 1860 г. В уставе банка было отмечено, что он учрежден «для оживления торго­вых оборотов и для упрочения кредитной системы». Казенные банки, ресурсы которых в значительных объемах использовались в виде долгосрочных ссуд Государственному казначейству, ока­зались неплатежеспособными. Не спасло казенную банковскую систему ни расширение эмиссии кредитных билетов, ни выдача вкладов долговыми срочными процентными банковскими обязательствами (непрерывно-доходными банковскими билетами), ни внешние займы. Государственная банковская система практиче­ски рухнула, что и вынудило правительство вступить на путь реформ. Было принято решение о ликвидации казенных кре­дитных учреждений и передаче их средств и обязательств создаваемому Государственному банку.

Государственный банк выдавал Государственному казначейству кратко и долгосрочные ссуды «на текущие нужды», т.е. авансы железным дорогам, расходы по иностранным вексельным операциям, выдача землевладельцам по выкупной операции наличных денег, огромные средства на русско-турецкую войну и т.д. В течении этих 20 лет Государственный банк привлек вклады на сумму свыше 2 млрд руб. Коммерческая же деятельность банка до середины 90-х гг. в основном сводилась к развитию торгового кредита, что выражалось почти исключительно в форме учета торговых векселей.

В 80-90-е гг. основным направлением работы Государствен­ного банка было подготовление и проведение денежной рефор­мы. Задачей Госбанка в это время было накопление золотого запаса и борьба с колебаниями валютного курса с помощью де­визной политики.

В начале 1900-х гг. Государственный банк России считался одним из самых крупных и влиятельных европейских кредитных учреждений. Госбанк постоянно поддерживал коэффициент зо­лотого запаса на очень высоком по международным масштабам уровне. И для западных инвесторов это было гарантом сохран­ности их капиталов в России. Новый этап в деятельности Госбанка начался после револю­ции 1917 г., в результате чего изменились не только направле­ния его деятельности, но и сама сущность Государственного банка.

Крупнейшим капиталистическим банком дореволюционной России был Русско-Азиатский банк, имевший 85 отделений в различных регионах страны и 17 зарубежных филиалов. К 1872 г. банковская система России состояла из государственного банка, общественных городских и земельных банков и частных банков долгосрочного и краткосрочного кредитования. Широкое развитие банковской системы было прервано Первой мировой войной и все же к 1914 г. в России насчитывалось около 600 кредит­ных учреждений и более 1800 отделений банков, делившихся на госу­дарственные, общественные и частные. После Октябрьской ре­волюции 1917 г. банковская сис­тема России в результате нацио­нализации банков была фактиче­ски ликвидирована.

В Декрете ЦИК от 14 декабря 1917 г. о национализации банков было указано, что он издается «в интересах правильной организа­ции народного хозяйства, в интересах решительного искоренения банковской   спекуляции   и   все­мирного освобождения рабочих, крестьян и всего трудящегося населения от эксплуатации банковским капиталом и в целях образования подлинно служащего интересам народа и беднейших классов единого Народного банка Российской республики». Декрет объявил банковское дело монополией государства и объединил все существовавшие в данный период времени частные акционерные банки и банкирские конторы с Государственным банком, которому были переданы их пассивы и активы. В тече­ние 1918-1919 гг. были ликвидированы все виды дореволюционных кредитных учреждений (земельные и городские банки, общества взаимного кредита). Банковскую деятельность моно­польно осуществлял Государственный банк, переименованный в Народный банк РСФСР. Однако и он декретом СНК от 19 января 1920 г. был упразднен, а его активы и пассивы переданы Бюджетно-расчетному управлению Наркомфина.

Переход к НЭПу несколько оживил банковскую деятельность. Декрет СНК от 30 июня 1921 г. отменил всякие ограни­чения денежных сумм, которые могли находиться в руках част­ных лиц, а также установил впервые в советском законодатель­стве начало неприкосновенности вкладов и банковской тайны. Но после НЭПа было запрещено вексельное обращение, закры­ты товарные и фондовые биржи. Это надолго прервало естественный процесс исторического развития кредитной системы России.

Глубокий экономический, социальный и финансовый кри­зис, охвативший все стороны жизни нашего общества, не мог не отразиться на становлении банковской системы России. Четко организованная банковская система является одним из важней­ших атрибутов рыночной экономики, ее центральным звеном. Расчетные и кредитные правоотношения составляют значитель­ный объем всех хозяйственных отношений между предпринимателями — физическими и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы. Они являются неотъемле­мым элементом рыночной системы экономики, которая строится на партнерских отношениях, предполагающих взаимный интерес и соответственно возмездный характер этих отношений. Расчетные и кредитные отношения осуществляются с участием кредитных организаций (банков).

Банки в условиях рыночной экономики являются главными звеньями кредитной системы. Банковским законодательством СССР и России 1988-1991 гг. одноуровневая структура банковской системы была преобразована в двухуровневую, включаю­щую Центральный банк Российской Федерации, а также филиа­лы и представительства иностранных банков. Первый уровень — Центральный банк Российской Федерации, второй — коммерче­ские банки.

В соответствии с законодательством создана сеть коммерче­ских банков: универсальных и специализированных, региональных и отраслевых. Но как и во всех странах с рыночной экономикой, Центральный банк РФ является основным звеном бан­ковской системы. В течение 1988-1989 гг. в Российской Феде­рации было создано более 150 коммерческих и кооперативных банков в основном на базе денежных накоплений отдельных отраслей промышленности.  С 1996 г. началось их сокращение в связи с их банкротства­ми, ухудшением финансового положения. При этом особенно резко стало уменьшаться количество паевых, мелких банков и банков с иностранным участием.

И все же банковская система Российской Федерации посте­пенно совершенствуется. При этом политика Центрального бан­ка РФ направлена на повышение устойчивости и надежности банковской системы.

2. Современная банковская система РФ.

2.1. Правовое положение Центрального банка РФ.

Центральный банк — это банк, возглавляющий банковскую систему страны, имеющий монопольное право эмиссии банкнот и осуществляющий кредитно-денежную политику в интересах национальной экономики.

Банковская система РФ является двухуровневой и включает Центральный банк РФ (Банк России) и кредитные организации.

При этом кредитная организация — это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей дея­тельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции. Банк России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ.

Деятельность Центрального банка РФ определяется Консти­туцией РФ, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Правовое положение Банка России и его взаимоотношения с кредитными организациями определяются на основе того, что, с одной стороны, ЦБ РФ наделен широкими властными полно­мочиями по управлению денежно-кредитной системой Россий­ской Федерации, а с другой — он является юридическим лицом, вступающим в соответствующие гражданско-правовые отношения с банками и другими кредитными организациями. Банк России осуществляет надзор за деятельностью кре­дитных организаций, прини­мает необходимые меры по защите интересов вкладчиков. Конституционные основы банковского права выполняют следующие определяющие функции:

1) программируют банков­скую деятельность, распро­страняя на нее правовой ре­жим предпринимательства и устанавливая свободу пере­движения капитала и финан­совых услуг;

2) устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов участников банковских правоотношений, который не может быть ограничен специальными банковскими нормами;

3) создают базу для единообразного банковского правового регулирования, устанавливая, что правовые основы единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование и денежная эмиссия относятся к компетенции Российской Федера­ции.

Подотчетность Банка России Государственной Думе означает, что назначение на должность и освобождение от должности его Председателя осуществляются Государственной Думой по представлению Президента РФ. Кроме того, Государственная Дума назначает и освобождает от должности членов Совета ди­ректоров Банка России. Банк России представляет Государственной Думе на рассмотрение годовой отчет и аудиторское заключение. Помимо этого Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России и заслуши­вает доклады его Председателя.

Банк России независим в пределах выполнения своих пол­номочий, поэтому федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в его деятель­ность. В противном случае Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента РФ.

Банк России несет ответственность в порядке, установлен­ном федеральными законами. Он имеет право обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Банк России имеет двойственную правовую природу: с одной стороны, он является органом государственного управления специальной компетенции, осуществляя управление денежно-кредитной системой, а с другой — юридическим лицом и может совершать гражданско-правовые сделки с российскими и ино­странными кредитными организациями, с государством в лице Правительства РФ. Таким образом, в рамках своей правоспособности ЦБ РФ наделен правом осуществ­лять все виды банковских операций с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительст­вом РФ, представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, госу­дарственными внебюджетными фондами, воинскими частями и военнослужащими. Банк России не вправе осуществлять бан­ковские операции с юридическими лицами, не имеющими ли­цензии на проведение банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, указанных в законе.

Банк России имеет право представлять кредиты на срок не более одного года, обеспечением для которых могут выступать: золото и другие драгоценные металлы в различной форме; иностранная валюта; векселя в российской и иностранной валюте со сроком погашения до шести месяцев; государственные ценные бумаги.  Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов ЦБ РФ, определяются Советом директоров Банка России. Обеспечением кредитов ЦБ РФ могут выступать и другие ценности, а также гарантии и поручительства, устанавливаемые Советом директоров.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Банк России обслуживает банковские счета для учета бюджетных средств и осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации (ст. 155, п. 2.3).

Целями деятельности Банка России как органа управлений кредитно-денежной системы являются:

• защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к ино­странным валютам;

• развитие и укрепление банковской системы Российской, Федерации;

• обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. В соответствии с целями, поставленными перед Центральным банком РФ, можно выделить и его основные задачи, хотя в Законе РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) они не указаны. К основным задачам ЦБ РФ можно отнести следующие;

• активное участие в разработке денежно-кредитной и фи­нансово-бюджетной политики Правительства РФ;

• всемирное сдерживание инфляционных процессов в стране;

• сокращение бюджетного дефицита;

• поддержание стабильного денежного обращения;

• обеспечение устойчивости курса рубля как государственной валюты;

• обеспечение государственного фонда валютных резервов;

• расширение кредитования коммерческих банков, в основ­ном за счет ресурсов эмиссионного фонда;

• расширение возможностей неэмиссионного кредитования и покрытия бюджетного дефицита на разных уровнях системы властей;

• максимальное использование методов денежно-кредит­ного управления банковской системой.

Исходя из поставленных целей Банк России выполняет сле­дующие функции:

-  во взаимодействии с Правительством РФ разраба­тывает и проводит единую государственную кредитную политику, направ­ленную на защиту и обеспече­ние устойчивости рубля;

- монопольно осуществ­ляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

- устанавливает правила осуществления расчетов в Россий­ской Федерации;

- устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

- осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организа­ций и организаций, занимающихся их аудитом;

- осуществляет надзор за деятельностью кредитных органи­заций;

- регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными органи­зациями в соответствии с федеральными законами;

- осуществляет самостоятельно или по поручению Прави­тельства РФ все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;

- осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;

- определяет порядок расчетов с иностранными государст­вами;

- организует и осуществляет валютный контроль как непо­средственно, так и через уполномоченные банки;

- участвует в разработке прогноза платежного баланса Рос­сийской Федерации и организует составление платежного ба­ланса России, и др.

Для реализации своих функций Банк России участвует в раз­работке экономической политики Правительства РФ. Председа­тель Банка России или по его поручению один из его заместите­лей участвует в заседаниях Правительства РФ. Министр финан­сов РФ и министр экономики Российской Федерации или по их поручению по одному из их заместителей участвуют в заседани­ях Совета директоров с правом совещательного голоса.

Банк России и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное зна­чение, координируют свою политику, проводят регулярные кон­сультации. Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

В целях совершенствования денежно-кредитной системы Российской  Федерации  при  Банке России создается Национальный банковский совет, состоящий из  представителей палат Федерального  Собрания  РФ,  Президента  РФ, Правительства РФ, Банка России, кредитных организаций, а также экспертов. Председателем Национального банковского совета является Председатель Банка России. В состав Национального банковского совета входят по два представителя от палат Федерального Собрания РФ, по одному представителю от Президента РФ и Правительства РФ, а также министр финансов и министр экономики Российской Федерации. Остальные члены Национального банковского совета назначаются Государственной Думой по представлению Председателя Банка России. Заседания Национального банковского совета не реже чем один раз в три месяца. Национальный   банковский   совет   выполняет   следующие функции: 1) рассматривает концепцию совершенствования банковской системы Российской Федерации; 2)  рассматривает проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, политики валют­ного регулирования и валютного контроля, дает по ним заклю­чения и анализирует итоги их выполнения; 3)  осуществляет экспертизу проектов законодательных и иных нормативных актов в области банковского дела; 4) рассматривает наиболее важные вопросы регулирования деятельности кредитных организаций; 5) участвует в разработке основных принципов организации системы расчетов в Российской Федерации.

Банк России выполняет функцию «банка банков» и является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законо­дательства и установленных им нормативных актов. Главная цель банковского регулирования и надзора заключа­ется в поддержании стабильности банковской системы, в защите интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешива­ется в оперативную деятельность кредитных организаций, за ис­ключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Надзорные и регулирующие функции Банк России осуществляет как непосредственно, так и через создаваемый при нем орган банковского надзора. Регулирование деятельности кредитных организаций и надзор за ними ЦБР осуществляет по следующим направлениям:

• регламентация обязательных экономических нормативов для кредитных организаций; определение лимитов открытой ва­лютной позиции, порядка формирования резервов для покрытия рисков;

• открытие корреспондентских счетов, депонирование на спецсчетах обязательных резервов кредитных организаций, при­нятие их свободных средств в депозит по фиксированной ставке;

• кредитование кредитных организаций;

• управление ликвидностью банковской системы путем по­купки и продажи банкам государственных ценных бумаг.

В целях воздействия на ликвидность банковской системы ЦБ РФ рефинансирует банки путем представления им краткосроч­ных кредитов и определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов:

• регистрация эмиссий ценных бумаг кредитных организа­ций;

• установление правил проведения отдельных банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтер­ской и статистической отчетности кредитных организаций;

• регистрация и лицензирование деятельности кредитных организаций (осуществляет контроль за законностью и целесо­образностью создания банков и небанковских кредитных орга­низаций, подобный контроль осуществляется в процессе рас­смотрения вопроса о регистрации кредитной организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдаче и отзыве лицензий на право совершения банковских операций в рублях и в иностранной валюте);

• надзор за соблюдением банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ, проверка деятельности кредитных организаций.

Таким образом, в целях обеспечения устой­чивости кредитных организаций Банк России устанавливает для них обязательные экономические нормативы: минимальный размер уставного капитала, минимальный размер обязательных резервов, размещаемых в Банке России, и т.д. В этих полномочиях Банка России проявляются его коорди­нирующие и контрольные функции за деятельностью кредитных организаций.

Банк России в соответствии с законодательством является кредитором последней инстанции. Он способствует созданию условий для устойчивого функционирования кредитных органи­заций, не вмешиваясь в их оперативную деятельность.

В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, не­предоставления информации или предоставления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право потребо­вать от данной кредитной организации устранения выявленных нарушений, а также взыскать штраф или ограничить проведение ею отдельных операций либо отозвать лицензию.

Взаимодействуя с кредитными организациями, их ассоциа­циями и союзами, Банк России консультирует их по наиболее важным вопросам нормативного характера. Кроме того, он рас­сматривает предложения по вопросам регулирования банков­ской деятельности.

Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию представительных и исполнительных органов го­сударственной власти, органов местного самоуправления, их уч­реждений и организаций, государственных внебюджетных фон­дов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка Рос­сии, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федераль­ными законами. Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являю­щихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.

Банк России не имеет права:

• осуществлять банковские операции с юридическими ли­цами, не имеющими лицензии на проведение банковских опе­раций, и физическими лицами, за исключением случаев, преду­смотренных в ст. 47 Федерального закона «О Центральном бан­ке Российской Федерации (Банке России)»;

• приобретать доли (акции) кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7 и 8 указанного Федерального закона;

• осуществлять операции с недвижимостью, за исключени­ем случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка Рос­сии, его предприятий, учреждений и организаций;

• заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным зако­ном «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос­сии)»;

• пролонгировать предоставленные кредиты. Исключение может быть сделано по решению Совета директоров.

Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительст­ву РФ для финансирования бюджетного дефицита, покупать го­сударственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается феде­ральным законом о федеральном бюджете. Банк России несет ответственность в порядке, установлен­ном федеральными законами. Банк России и Министерство финансов РФ в необходимых случаях заключают соглашения о проведении указанных опера­ций по поручению Правительства РФ.

Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего федерального закона. Закон о лик­видации Банка России определяет и порядок использования его имущества.

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Высшим органом Банка России является Совет директоров — коллегиальный орган, оп­ределяющий основные направления деятельности Банка России. Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд руб. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России. Внутренний аудит Банка России осуществляется службой ау­дитора, непосредственно подчиненной Председателю Банка России.

2.2. Коммерческие банки РФ.

Коммерческий банк является деловым предприятием, которое оказывает услуги своим клиентам, т.е. вкладчикам и заемщикам, извлекая прибыль за счет разницы процентов, получаемых от заемщиков и вкладчиков за предоставляемые денежные средства.

Коммерческие банки Российской Федерации являются юридически­ми лицами и подлежат обязательной государственной регистрации. Ее осуществляет Центральный банк РФ, который ведет Книгу государ­ственной регистрации кредитных организаций и заносит туда сведения о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций и их филиалов. Также он выдает коммерческим банкам лицензию (специ­альное разрешение на осуществление банковских операций), без полу­чения которой они не имеют право начинать банковскую деятельность. Деятельность коммерческих банков в России регламентируют Гражданский Кодекс РФ и федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос­сии)», «О бан­ках и банковской деятельности», «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»  и др.

Гражданский кодекс РФ определяет правовое положение банков как хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательс­кую деятельность, устанавливает порядок осуществления ими права собственности, регулирует их договорные и иные обязательства.

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» устанавливает принципы его взаимоотношений с кре­дитными организациями, определяет полномочия Банка России по вмешательству в деятельность кредитных организаций в ситуациях, угрожающих законным интересам вкладчиков, а также его полномо­чия по применению к кредитным организациям санкций за наруше­ние требований законодательства и нормативных актов Центрального банка РФ. Последние являются для кредитных организаций обязатель­ными документами, которыми они должны руководствоваться в своей деятельности. Нормативные акты Центрального банка РФ доводятся до сведения кредитных организаций в форме инструкций, положений и указаний, содержащих установление, изменения или отмену посто­янных или временных предписаний.

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» опре­деляет понятие банковской системы Российской Федерации и ее со­ставляющих, устанавливает перечень банковских операций, выполне­ние которых допускается только при наличии соответствующей лицензии Банка России, и операций, которые кредитные организации могут осуществлять в рамках своей деятельности без лицензии. В этом законе также содержатся основные требования к учредительным до­кументам кредитных организаций, регламентируется порядок их ре­гистрации и лицензирования, устанавливаются формы отчетности кредитных организаций перед Центральным банком РФ.

Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» на­деляет коммерческие банки, получившие лицензию Центрального банка РФ на проведение валютных операций, полномочиями агентов валютного регулирования и валютного контроля и устанавливает по­рядок ведения ими валютных операций.

Центральный банк РФ принимает решение о возможности государственной регистрации бан­ка. При принятии положительного решения он вносит сведения о но­вом банке в Книгу государственной регистрации кредитных организа­ций, выдает учредителям свидетельство о регистрации и открывает банку корреспондентский счет для оплаты учредителями уставного капитала. Оплата 100% заявленного уставного капитала должна быть проведена в течение одного месяца после получения свидетельства о регистрации.

После оплаты уставного капитала Центральный банк РФ выдает банку лицензию на осуществление банковской деятельности, в которой указываются банковские операции, которые данный банк имеет право проводить, и валюта, в которой эти операции могут выполняться. Вновь созданному банку может быть выдана лицензия на осуще­ствление банковских операций только в рублях или и в рублях, и в иностранной валюте, но в любом случае без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц.

Получение лицензии на привлечение во вклады средств физичес­ких лиц в рублях и иностранной валюте возможно только по истече­нии двух лет с даты государственной регистрации.

Высшим органом управления банком (вне зависимости от его организационно-правовой формы) является общее собрание участников (т.е. акционеров или пайщиков), которое созывают не реже 1 раза в год. На этом собрании решают следующие вопросы: вносят изменения и дополнения в устав банка; уточняют размер уставного капитала банка (т.е. фиксируют его уменьшение или увеличение); принимают решение о реорганизации или ликвидации банка; избирают ревизионную комиссию банка и утверждают аудитора банка; избирают совет директоров (наблюдательный совет) банка; рассматривают предоставленную советом директоров отчет­ность: годовой отчет банка, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках; принимают решение о распределении прибыли банка. Совет директоров (наблюдательный совет) банка — это орган, уполномоченный общим собранием участников осуществлять страте­гическое руководство деятельностью банка.

Успех деятельности коммерческого банка обеспечивают три взаимосвязанных фактора.

Высокая доходность (прибыльность), создающая возмож­ность для выплаты дивидендов акционерам банка, увеличения его капитала, создания необходимых страховых резервов, фон­дов развития и проч.

Ликвидность (от лат. liquidus — жидкий, текучий), т.е. воз­можность быстрого (без больших потерь доходности или допол­нительных затрат) превращения его активов в платежные средст­ва для своевременного погашения своих долговых обязательств.

Платежеспособность, т.е. способность в должные сроки и в полной сумме отвечать по своим обязательствам перед креди­торами — государством, банками, вкладчиками и др.

На практике ликвидность банка определяется путем оценки ликвидности его баланса: баланс банка считается ликвидным, если средства по активу позволяют за счет быстрой их реализа­ции покрыть срочные обязательства по пассиву. Чем выше ликвидность какого-либо актива в балансе банка, тем ниже его доходность, и наоборот.

Активные операции по своей экономической значимости в деятельности банка можно охарактеризовать следующим образом: по уровню доходности — это операции, приносящие наи­больший доход; по уровню ликвидности — это операции, обеспечивающие возможность использования некоего актива в качестве платежного средства, либо быстрое его превращение в таковое. В балансе банка размещение видов активов сверху вниз построено на принципах убывающего уровня ликвидности каждого из них. По степени риска — это операции, по которым имеется потенциальная возможность невозврата размещенных с целью получения прибыли банковских ресурсов.

В России для оценки состояния активов коммерческого банка и расчета показателей ликвидности активы подразделяются на пять групп с учетом степени риска банковских вложений, возможности потери ими части своей стоимости при невозвратности (см. Приложение 1. табл. 7).

На основе вышеизложенного можно вывести следующую за­висимость между основными качественными свойствами активов банка, с учетом которой формируются его политика и стратегиче­ская цель: чем выше доходность активов банка, тем больше риск операций по ним, но тем ниже уровень ликвидности баланса, а сле­довательно, и платежеспособность банка в целом, и наоборот. Таким образом, обеспечение ликвидности банка — это слож­ная и многофакторная задача, успех решения которой определя­ет суть и содержание политики и деятельности любого коммер­ческого банка как предпринимательской структуры в системе банковского дела. Обеспечение ликвидности — задача весьма сложная и про­блематичная как для самих банков, так и для всей банковской системы в целом.

Для коммерческих банков сложность заключается прежде всего в том, что ликвидность банка и его доходность сопряжены обратно пропорциональной зависимостью: чем выше ликвид­ность, тем ниже доходность банка, и наоборот, а это противоре­чит основному предпринимательскому интересу банка — получению прибыли.

Для государственной банковской системы в целом важность и необходимость управления ликвидностью коммерческих бан­ков заключается в том, чтобы с помощью регулирующих функ­ций Центрального банка РФ обеспечить: стабильность функционирования банковской системы в целом; защиту интересов государства, вкладчиков и кредиторов; осуществление государственной денежно-кредитной и фи­нансовой политики. (См. Приложение 1.)

Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Коммерческий банк может осуществлять безналичные платежи в пользу других банков, предоставлять другим банкам кредиты и получать деньги наличными в пределах остатка средств на своих корреспондентских счетах. Возможности самостоятельно создавать денежные средства, на расчетных счетах своей клиентуры сверх имеющихся у них ресурсов, ограничены. Работа в пределах реально имеющихся ресурсов означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфики мобилизованных им ресурсов. Прежде всего это относится к срокам тех и других. Так, если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки (вклады краткосрочные или до востребования), а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его способность без задержек расплачиваться по своим обязательствам (т.е. его ликвидность) оказывается под угрозой.

Наличие в активах банка большого количества ссуд с повышенным риском требует от банка увеличения удельного веса собственных средств в общем объеме его ресурсов. Жесткая зависимость активов банка от характера его пассивов должна учитываться при определении экономических нормативов деятельности банков и при регулировании их операций. Возможность совершения тех или иных специфических банковских операций (ипотечных, инвестиционных и т.п.) детерминирована структурой пассивов банка. Поэтому, разрабатывая условия этих операций, необходимо первостепенное внимание уделить источникам формирования соответствующих пассивов. В пределах имеющихся у банков ресурсов он свободен в проведении своих активных операций (при соблюдении установленных экономических нормативов), т.е. объем его активных операций не может быть ограничен административными, волевыми методами. Принцип работы в пределах реально привлеченных ресурсов как фундамент коммерческой деятельности банка меняет все ее акцепты: возрастает заинтересованность банка в привлечении депозитов, развивается подлинная конкуренция за пассивы, освобождающая движение кредитных ресурсов от административных пут единого государственного банка. Острая борьба за пассивы стимулирует поиск банками наиболее эффективных сфер приложения своих ресурсов. Происходит реальное перемещение банковского капитала в наиболее рентабельные и динамичные отрасли. Радикально меняется кредитное планирование в банках. Коммерциализация не означает отказ от кредитного планирования, напротив, его значение (как текущего, так и перспективного) неизмеримо возрастает. Но основу планирования при этом уже составляют ресурсы банка, а не его вложения.

Работать в пределах реально привлеченных ресурсов, обеспечивая при этом поддерживание своей ликвидности, коммерческий банк может, только обладая высокой степенью экономической свободы в сочетании с полной экономической ответственностью за результаты своей деятельности. Вторым важнейшим принципом, на котором базируется деятельность коммерческих банков, является полная экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Она предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами, остающимися после уплаты налогов.

Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит, прежде всего, из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности. Ориентация на «общегосударственные интересы» не совместима с коммерческим характером работы банка и неизбежно обернется для него кризисом ликвидности.

Четвертый принцип работы коммерческого банка заключается в том, что регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными) методами. Государство определяет «правила игры» для коммерческих банков, но не может давать им приказов.

Одной из важных функций коммерческого банка является посредничество в кредите, которое он осуществляет путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве, соответствующее рыночному типу отношений.

Значение посреднической функции коммерческих банков для успешного развития рыночный экономики состоит в том, что они своей деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе.  Коммерческие банки привлекают средства, которые могут быть отданы в ссуду, в соответствии с потребностями заемщиков и на основе широкой диверсификации своих активов снижают совокупные риски владельцев денег, помещенных на банковские счета.

Вторая важнейшая функция коммерческих банков – стимулирование накоплений в хозяйстве. Осуществление структурной перестройки экономики должно опираться на использование главным образом для внутренних накоплений хозяйства. Они, а не иностранные инвестиции должны составлять основную часть средств, необходимых для реформирования экономики. Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и сформировать достаточно эффективные стимулы к накоплению средств на основе ограничения текущего потребления. Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков. Помимо высоких процентов, выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимы высокие гарантии надежности помещения накопленных ресурсов в банк. Созданию гарантий послужит формирование в Российской Федерации фонда страхования активов банковских учреждений, депозитов в коммерческих банках.

Третья функция банков – посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами – при переходе к рынку приобретает новое содержание. В условиях государственной монополии на общественную собственность все расчеты между субъектами собственности проводились через единый государственный банк. Соответственно и формы расчетов, порядок платежей, меры ответственности сторон были рассчитаны на безусловную концентрацию всех расчетов в одном банке и приспособление к ней. Гарантом совершения платежей при такой системе расчетов выступало государство. Оно принимало на себя все возможные риски, которые, однако, были очень незначительными. Создание системы независимых коммерческих банков привело к рассредоточению расчетов и повышению в связи с этим рисков, которые должны брать на себя коммерческие банки. Формы расчетов и платежные документы практически не изменились. Они по-прежнему ориентированы на совершение расчетных операций между филиалами одного банка, а платежные документы по форме являются внутрибанковскими документами. Но ликвидация системы расчетов с использованием счетов МФО и переход на расчеты между банками через корреспондентские счета повышают их риски, поскольку расчеты проводятся не между филиалами одного банка, а между самостоятельными коммерческими банками. В этих условиях особенно важна ответственность банков за своевременное и полное выполнение поручений своих клиентов по совершению платежей.

Во всех странах с рыночной экономикой коммерческие банки занимают ведущее место в платежном механизме экономики. Велика роль коммерческих банков в обеспечении расчетов в народном хозяйстве и в нашей стране. (см. Приложение 2.)

Заключение.


Комплекс специфических признаков, отличающих современный этап регулирования денежного обращения центральным банком, характеризует более высокий уровень развития механизма регулирования. Так, при сохранении предпочтительности долгосрочной направленности регулирования центральным банком денежного обращения отмечается тенденция к антиинфляционному характеру этой деятельности.

Общее направление изменений в методах регулирования денежного обращения соответствует наметившейся тенденции дерегулирования, направленной на достижение соответствия целей и методов регулирования уровню развития и состоянию денежного обращения. Прямые методы регулирования не исчезают, но отходят на второй план, что отчетливо прослеживается на примере процентной политики центральных банков. Так, сохранилась общая направленность регулирования на изменение стоимости кредита. Вместе с тем на смену прямому установлению уровня процентных ставок приходит использование рыночных рычагов, оказывающих косвенное воздействие на стоимость кредита, например, проведение операций на открытом рынке.

Коммерческие банки играют значительную роль в экономике любой страны. И количество банков не всегда означает качество, как мы уже убедились на примере России.

Систематическое выполнение  банком своих  функций и создает тот фундамент,  на котором зиждется стабильность экономики страны в целом. И хотя выполнение каждого  вида операций сосредоточено в специальных отделах банка и осуществляется особой  командой  сотрудников,  они переплетаются между собой. Так, банки обладают уникальной способностью создавать средства платежа, которые используются в хозяйстве для  организации товарного обращения и расчетов. Речь идет об открытии и ведении чековых и других  счетов,  служащих основой безналичного оборота. Хозяйство не может существовать и развиваться без хорошо  отлаженной  системы  денежных расчетов. Отсюда большое  значение  банков,  как  организаторов этих расчетов.

Список использованной литературы.

1. Федеральный закон № 17-ФЗ РФ «О банках и баковской деятельности» от 03 февраля 1996 года.

2. Федеральный закон № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002.

3. Федеральный закон № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организации» от 25.02.1999.

4. Воронин В.П., Федосова С.Н. Деньги, кредит, банки: Учеб. пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2006г. 269 с.

5. Банковское дело / Под ред. Г. Белоглазовой, Л. Кроливецкой. - Спб: Питер, 2008. - 256 с.: ил. - (Серия «Завтра экзамен»).

6. Шершень И.В. Конспект лекций по дисциплине «Основы банковского дела» для экономических специальностей студентов вузов и колледжей. - Воронеж: ВЗФЭИ, 2007. - 80 с.

7. Банковское дело: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности (080105) «финансы и кредит» / [А.М. Тавасиев, В.А. Москвин, Н.Д. Эриашвили]. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 287 с.

8. Деньги, кредит, банки: учеб. Пособие для студентов вузов, бучающихся по направлениям «Экономики» и «Управление» / Е.Н. Кузнецова; под ред. Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 527 с.

9. Деньги. Кредит. Банки. Практикум: учеб. Пособие для студентов вузов обучающихся по специальности экономики и управления  / под ред. Е.Ф. Жукова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 — 431 с.

10. Банковское дело. Практикум: учебное пособие / В.В. Кузнецова, О.И. Ларина. - М.: КНОРУС, 2007. - 264 с.

11. «Региональные банки и проблемы кредитования реального сектора экономики» //Бизнес и банки 2007, №29.

12. «Достаточность собственного капитала коммерческих банков» //Финансовый бизнес 2005, №11.

13. Обзор банковского сектора РФ // Деньги и кредит (интернет версия) 2006, № 50.

14. Сводная статистическая информация по крупнейшим банкам по состоянию на 01 декабря 2006 года // ЦБ РФ (интернет версия) 2006, №12.

Приложение 1. Общие сведения о банковском секторе экономики России.












































Приложение 2. Рекомендации 16-го международного банковского конгресса 2007.


"Банки: капитализация, устойчивость, конкурентоспособность" РЕКОМЕНДАЦИИ XVI МЕЖДУНАРОДНОГО БАНКОВСКОГО КОНГРЕССА (МБК-2007) г. Санкт-Петербург, 6 – 9 июня 2007 г. 

    За время, прошедшее с МБК-2006, позитивные тенденции в развитии российского банковского сектора укрепились. Темпы роста большинства его показателей были самыми высокими за всю историю развития, их соотношение с ВВП увеличилось. Растет значимость банковского сектора для экономики страны, повышается доверие к банкам вкладчиков и кредиторов.

    Важное значение для банковской сферы и экономики в целом имели успешные первичные публичные размещения акций (IPO) крупнейших российских банков. В результате капитальная база банковского сектора увеличилась почти на 440 млрд. рублей, акционерами банков стали более 160 тыс. физических лиц, в размещении активно участвовали российские и зарубежные инвесторы. Тем не менее, вопрос о дальнейшем росте капитализации российского банковского сектора стоит весьма остро.

    Одновременно рост банковского бизнеса и усложнение его характера, расширение предложения банковских продуктов и услуг, в том числе в сфере потребительского кредитования, сопровождаются накоплением рисков. В этой связи приоритетной является задача укрепления устойчивости кредитных организаций, банковских групп и банковского сектора в целом за счет совершенствования систем управления рисками и внутреннего контроля, развития корпоративного управления и транспарентности. Дополнительные требования предъявляются и к качеству регулирования банковской деятельности и системе банковского надзора.

    Российский рынок банковских услуг развивается в условиях обостряющейся конкуренции. Конкурентная борьба будет нарастать, все более значимым фактором в этих процессах становится постепенное расширение участия в российском банковском секторе иностранного капитала, растущий интерес к России крупнейших транснациональных финансовых корпораций. Конкурентная борьба стимулирует общее повышение качества банковского обслуживания и внедрение современных банковских технологий. Одновременно банки все большее внимание должны уделять теме конкурентоспособности.

    По результатам состоявшегося обсуждения участники Конгресса выработали следующие рекомендации.

    Органам законодательной власти Российской Федерации

    Правительству Российской Федерации, органам исполнительной власти с участием Банка России

    1. В целях дальнейшего укрепления национальной банковской системы, повышения уровня капитализации и конкурентоспособности банков, активизировать усилия по внесению изменений в действующее законодательство и подготовке законопроектов предусматривающих:

    1.1. в сфере роста капитала, укрепления экономической мощи банков

- предоставление банку права на привлечение во вклады денежных средств физических лиц с даты его государственной регистрации, если размер уставного капитала вновь регистрируемого банка не ниже суммы рублевого эквивалента 100 млн. евро. Отмена двухлетнего "испытательного срока" для действующих банков, если размер собственных средств (капитала) не ниже суммы рублевого эквивалента 100 млн. евро;

- упрощение процедур реорганизации кредитных организаций с одновременным повышением их прозрачности и обеспечением надлежащей защиты интересов кредиторов реорганизуемых кредитных организаций;

- совершенствование процедур размещения ценных бумаг банков с учетом интересов инвесторов при сохранении механизмов контроля за качеством инвестируемых капиталов;

    1.2. в сфере развития банковской деятельности

- обеспечение условий для унификации и развития системы регистрации имущества и имущественных прав;

- формирование правовых условий для более комплексного привлечения кредитными организациями организаций федеральной почтовой связи для осуществления отдельных функций, связанных с осуществлением банковских операций.

- законодательное регулирование сферы потребительского кредитования, регламентирующее все существенные аспекты взаимоотношений ;

- создание правовых условий развития системы образовательных кредитов, повышение доступности образовательных кредитов для граждан Российской Федерации;

    1.3. в области внедрения подходов, признанных в международной практике управления рисками, банковского регулирования и надзора

- создание правовых условий для комплексной реализации в Российской Федерации положений документов Базельского комитета по банковскому надзору "Основополагающие принципы эффективного банковского надзора" и "Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы" (Базель II);

- совершенствование правовых подходов к оценке рисков, включая вопросы концентрации кредитных рисков;

- совершенствование правовых условий для осуществления консолидированного надзора и управления рисками на консолидированной основе, включая возможности обмена конфиденциальной информацией в рамках банковских групп и между органами банковского надзора;

- установление критериев определения реальных владельцев кредитных организаций и порядка раскрытия информации о них;

- конкретизацию квалификационных требований к должностным лицам кредитных организаций и членам совета директоров (наблюдательного совета) кредитных организаций, предоставление Банку России права определять критерии оценки их деловой репутации;

- установление требований ко всем аффилированным лицам хозяйственных обществ о предоставлении обществам сведений о себе и ответственности аффилированных лиц за непредоставление сведений;

- усиление роли и повышение ответственности совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации;

- создание механизма реализации активов ликвидируемых кредитных организаций, повышение прозрачности ликвидационных процедур, совершенствование процедур оспаривания сомнительных сделок, в том числе предусматривающих право Агентства по страхованию вкладов оспаривать действия должников кредитной организации;

    1.4. в области развития финансовых рынков

- обеспечение судебной защиты срочных сделок (производных финансовых инструментов);

- совершенствование регулирования процедур секьюритизации финансовых активов;

- обеспечение законодательных условий создания и порядка доверительного управления активами Общих фондов банковского управления;

    1.5. в сфере совершенствования системы рефинансирования

- наделение Агентства по страхованию вкладов функцией организации публичных торгов по реализации предметов залога (активов) по непогашенным кредитам Банка России, не обращающихся в Российской Федерации на организованном рынке (векселей, прав требования по кредитным договорам), принятых в обеспечение по данным кредитам;

    2. В целях обеспечения дальнейшего развития системы страхования вкладов, включая определение сроков и предельных сумм возмещения по вкладам, а также ставок страховых взносов и механизмов их отчислений, внести изменения в действующее законодательство, уточняющие:

    - механизмы, обеспечивающие осуществление выплат вкладчикам, функции и полномочия Агентства по страхованию вкладов;

    - основания для введения запрета на привлечение банком-участником системы страхования вкладов физических лиц.

    3. В целях создания более благоприятных условий для выполнения кредитными организациями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма ускорить работу по внесению изменений, касающихся прав банков на расторжение договоров банковского счета в одностороннем порядке.

    4. В целях сокращения административных издержек банков принять решение об освобождении их от обязанности по контролю за выполнением организациями правил ведения кассовых операций.

    5. Продолжить работу по приближению российского правил бухгалтерского учета к МСФО.

    Банку России:

    6. Разработать нормативные акты, направленные:

6.1 на внедрение международных подходов к оценке достаточности капитала кредитных организаций, определенных в рамках соглашения "Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы" (Базель II), в части Компонента 1 "Минимальные требования к капиталу".

Активизировать проводимую с участием банковского сообщества работу в отношении Компонента 2 ("Организация надзорного процесса") и Компонента 3 ("Рыночная дисциплина") по подготовке проектов нормативных актов. Предусмотреть реализацию в Компонентах 2 и 3 Базеля II принципов пропорциональности и соразмерности.

6.2. на внедрение в надзорную практику уточненных подходов к оценке финансовой устойчивости кредитных организаций, обеспечивающих единство оценок деятельности банков в рамках надзора и оценок соответствия банков требованиям к участию в системе страхования вкладов.

6.3 на оптимизацию правил и процедур, применяемых при формировании уставного капитала кредитных организаций, в том числе предусматривающих либерализацию требований по оплате уставного капитала при первичном публичном размещении акций кредитной организации на открытом рынке;

6.4 на создание единого механизма рефинансирования (кредитования) кредитных организаций под залог имущества из формируемого "единого пула обеспечения";

    7. В целях оптимизации состава, объемов и сроков предоставления банками всех видов отчетности разработать нормативные акты, предусматривающие:

7.1. отражение в отчетности характера и реального уровня рисков, принятых кредитными организациями, имея в виду возможность использования этих сведений и для управления рисками;

7.2. дифференциацию объемов и периодичности представления кредитными организациями в Банк России отчетности исходя из оценки Банком России экономического положения кредитной организации;

7.3. введение унифицированных форматов сбора отчетности для кредитных организаций (проект по созданию Единой информационной системы поддержки деятельности Банка России по регулированию и развитию банковского сектора);

    8. Совместно с другими органами регулирования и контроля рассмотреть возможность обеспечения государственных организаций и ведомств необходимой информацией о деятельности кредитных организаций на основе соглашений об информационном взаимодействии с Банком России с целью сокращения объемов и потоков информации, представляемой кредитными организациями в различные государственные организации, исключения дублирующих показателей.

    9. Разработать нормативный акт Банка России, устанавливающий дифференцированные режимы надзора за банками, включая вопрос дифференциации режимов отчетности, исходя из оценки их экономического положения.

    10. Продолжать работу по развитию консолидированного надзора, в том числе трансграничного, включая анализ и оценку принимаемых банковскими/консолидированными группами и банковскими холдингами рисков на консолидированной основе.

    11. В целях совершенствования трансграничного банковского надзора расширять взаимодействие с надзорными органами зарубежных стран, в том числе на основе заключаемых соглашений о сотрудничестве в области надзора.

    12. Развивать взаимодействие с аудиторскими организациями по вопросам деятельности кредитных организаций и банковских/консолидированных групп с учетом международных рекомендаций.

    13. Продолжить работу по развитию подходов к оценке концентрации кредитных рисков по операциям и сделкам кредитных организаций со связанными с ними контрагентами (заемщиками), группами взаимосвязанных контрагентов, а также по секторам экономики и в территориальном разрезе. Изучить подходы к надзору за рисками по операциям и сделкам внутри банковской группы (холдинга).

    14. Продолжить работу, направленную на повышение качества капитала кредитных организаций и недопущение фиктивного капитала в банковском секторе.

    15. Проверять соблюдение банками требований о доведении до сведения заемщиков информации о размере эффективной процентной ставки.

    16. Продолжить проведение комплексной оценки финансовой устойчивости банковского сектора на базе регулярного мониторинга состояния основных банковских рисков, расчета и анализа рекомендуемых МВФ показателей финансовой устойчивости, методов стресс-тестирования.

    17. Продолжить работу по развитию действующей системы мониторинга предприятий и использованию получаемой информации в целях управления банковскими рисками и банковского надзора.

    18. Продолжить осуществление мероприятий по построению системы валовых расчетов в режиме реального времени по крупным, срочным платежам (систему БЭСП Банка России).

    19. Продолжить публикацию Банком России информации о состоянии банковского сектора, банковском надзоре, в том числе на сайте Банка России в сети Интернет. Рассмотреть вопрос дальнейшем развитии транспарентности деятельности Банка России, о мерах по повышению финансовой грамотности населения, в том числе об открытии на сайте Банка России отдельного раздела, рассчитанного на широкий контингент профессионально неподготовленных пользователей разных возрастных категорий.

    Кредитным организациям и их ассоциациям:

    20. Продолжить работу по повышению капитализации, в том числе за счет первичных публичных размещений акций среди широкого круга инвесторов, включая население. Обеспечивать высокое качество капитала.

    21. Продолжать дальнейшее развитие систем управления рисками с учетом международной практики, адекватно оценивать потери, в том числе потенциальные, с учетом профиля и уровня рисков, а также перспективного состояния рыночной среды, используя в этих целях современные методы оценки рисков, включая стресс-тестирование.

    22. Принять меры по развитию работы, направленной на формирование баз данных, необходимых для оценки рисков с использованием математической статистически и теории вероятности.

    23. Уделять особое внимание вопросам управления рисками на новых быстрорастущих сегментах рынка банковских услуг и финансовых рынках, в том числе в потребительском кредитовании. Банковским ассоциациям изучить вопрос о целесообразности разработки типового договора потребительского кредита.

    24. Обеспечить комплексные подходы к управлению рисками, учитывая их взаимосвязь и взаимовлияние.

    25. Кредитным организациям, являющимся головными в банковских группах, головным организациям (управляющим компаниям) банковских холдингов совершенствовать процедуры управления рисками и достаточности капитала, основываясь на современных подходах к риск-менеджменту, в том числе отраженных в рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору.

    26. Усилить внимание к вопросам достоверности учета и отчетности, в том числе консолидированной, повысить транспарентность деятельности за счет расширения состава и оперативности публикуемой кредитными организациями информации о своей деятельности (на собственных сайтах, а также на сайте Банка России в сети Интернет).

    27. Продолжить разработку стандартов корпоративной этики, стандартов качества банковской деятельности и механизмов контроля за их соблюдением, обращая особое внимание на качество разрабатываемых стандартов, способствовать их добровольному внедрению в банковскую практику, одновременно не допуская роста неоправданной нагрузки на банки.

    28. Внедрить в практику разработку планов мер и действий, обеспечивающих непрерывность деятельности банков в непредвиденных ситуациях. Базировать данную работу на проводимых экспертных оценках и самооценках уровня рисков, состояния корпоративного управления, управления рисками, внутреннего контроля, информационной безопасности.

    29. Принимать активное участие в программах повышения финансовой грамотности населения.