РЕФЕРАТ 1
ТЕМА: ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ МЕБЕЛИ
Выполнила:
Гайворонских О.Н.
Славянск-на-Кубани
2004г.
С началом систематического обучения в деятельности детей преобладающим становится статический компонент. Учащиеся проводят за партой (столом) от 4 до 6 ч в младших классах и от 8 до 10 в старших классах. Вместе с тем статическая выносливость у детей и подростков невелика, утомление организма развивается относительно быстро, что связано с возрастными особенностями двигательного анализатора.
|
Так, у первоклассников через 5-7 мин, а у второклассников через 9-10 мин сокращенные мышцы переходят из состояния напряжения в состояние расслабления. Внешне это проявляется в изменении позы, двигательном беспокойстве. Трудной задачей для школьников является и неподвижное состояние. Учащиеся младших классов не могут удержать стойку «смирно» более 5-7 мин (Р. А. Шабушин). Для подростков также весьма утомительно стояние, которое является основной позой при проведении различных линеек в школе, пионерском лагере, а также рабочей позой при обработке древесины и металла.
Большая статическая нагрузка еще более возрастает, если ученик сидит за мебелью неправильной конструкции или не отвечающей своими размерами длине и пропорциям тела школьника. В этих случаях учащийся также не может сохранять правильную рабочую позу, в результате чего нарушается и осанка.
Основные размеры парт
(столов) и стульев приведены на рисунке 32. Специальными антропометрическими
исследованиями было выявлено, что средние величины отдельных параметров тела,
которые используются для установления функциональных размеров мебели и их
оптимального соотношения, при колебаниях длины тела детей и подростков в
пределах 10-
Таблица №1
№ мебели |
Группа мебели |
Группа роста, см |
Высота крышки стола, обращенного к ученику (над полом, см) |
Высота переднего края сидения (над полом, см) |
Цветовая маркировка |
|||
№ столов |
Группы столов |
№ стульев |
Группы стульев |
№ мебели |
Группы мебели |
|||
1 2 3 4 5 6 |
- А Б В Г Д |
100-150 115-130 130-145 145-160 160-175 Свыше 175 |
46.0 52.0 58.0 64.0 70.0 76.0 |
- 54.0 60.0 66.0 72.0 78.0 |
26.0 30.0 34.0 38.0 42.0 46.0 |
- 32.0 36.0 40.0 44.0 48.0 |
Оранж. Фиолет. Желтый Красный Зеленый Голубой |
- Желтый Красный Голубой Зеленый Белый |
В начале 70-х годов для
школьников принята ростовая шкала с интервалом в
При оборудовании учебных помещений для учащихся 6-летнего возраста (в школе или в детском саду) рекомендуется использовать дошкольную мебель (табл. 2).
Таблица №2
Группа мебели |
Группа роста |
Высота над полом (в см) |
|
переднего края крышки стола |
Переднего края сиденья |
||
Г Д Ж |
100-115 115-130 Свыше 130 |
48 54 60 |
28 32 36 |
Посадка за партой (учебным столом). Наилучшие физиологические и гигиенические условия для работы учащегося за партой – нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение – создаются при правильной посадке.
Ученик должен глубоко сидеть на
скамье, опираясь пояснично-крестцовой частью о спинку стула (скамьи), ровно
держать корпус и голову, лишь немного наклоняя ее вперед. Между туловищем и
краем парты должно оставаться свободное пространство в 3-
Антропометрические и физиологические исследования указывают, что несколько наклонное положение туловища, возможность свободно изменять углы наклона звеньев корпуса и положения конечностей облегчает нагрузку на связочно-мышечный аппарат и центральную нервную систему школьников. Правильная поза учащихся во время занятий должна вырабатываться с первых дней посещения школы. О правильной позе следует постоянно напоминать учащимся в школе и дома, и не только в 1-4, но и в 5-9 классах.
Подбор мебели. Учащиеся каждого класса относятся не менее чем к 3-4 ростовым группам. Поэтому в каждом классе в соответствии с количеством ростовых групп необходимо ставить мебель не менее трех различных групп (номеров). Только в этом случае каждому ученику можно обеспечить рабочее место, соответствующее его росту. Если школьники сидят за более высокими партами, чем им требуется по росту, то неправильное положение тела и асимметрия плеч, как показали исследования, отмечается в 44% случаев. При рассаживании за столы более низкие, чем требуется, ассиметрия плеч регистрировалась у учащихся в 70% случаев. Кроме того, в этих случаях были получены данные, свидетельствующие о большом напряжении мышц спины и туловища, о резко выраженной асимметрии и активности спинных и шейных мышц правой и левой половин тела. Изменения такого же характера наблюдались при использовании мебели, имеющей прямую спинку, наклон сидения назад, укороченное сиденье.
В
случаях несоответствия мебели анатомическим параметрам в пределах 3-
Изготовление парт предусмотрено только для оборудования 1-4 классов. Запрещается использовать в классах и кабинетах табуреты, скамейки или другую мебель без спинок (разрешается только в мастерских).
Ориентировочно для оборудования учебных помещений однокомплектных школ, как показали измерения учащихся в городах, рабочих поселках и сельской местности 2-4 климатогеографических зон, требуется более всего мебель групп Б, В и Г.
Для начальных классов ориентировочно требуется двухместных столов: в 1 классе группы (номера) А – 12 и группы В – 3, во 2 классе соответственно 10 и 5, в 3 классе – 7 и 8, в 4 классе группы Б – 12 и группы В – 3.
Учебные кабинеты для учащихся 5-11 классов оборудуются двухместными ученическими столами, при этом количество столов каждой группы (номера) определяется количеством кабинетов на предмет.
При двухсменной работе школы в одних и тех же комнатах размещают (в первую и во вторую смену) параллельные или смежные по годам обучения классы: 2-3, 3-4, 5-6 и т.д. При этом в помещение, предназначенное для 2-3 классов, ставят 2-3 парты группы А, 15-16 группы Б и 2-3 группы В. Такое соотношение мебели трех групп позволяет рассадить большинство детей как 2, так и 3 класса в соответствии с ростом.
Измерение роста учащихся для определения
требуемого номера мебели. Измерение роста учащихся производится обычным ростомером
или специально приготовленной деревянной рейкой длиной
Произведя
измерения роста с помощью такой рейки, можно сразу видеть, на какую парту
следует посадить школьника. Школьники, не снимая ботинок, становятся около
рейки. Для определения требуемого номера парты могут служить и данные роста,
имеющиеся у школьного врача. В этом случае, однако, к каждому показателю роста
необходимо прибавить 1-
Расстановка мебели. Мебель меньших размеров (групп, номеров) ставят ближе к классной доске, а мебель больших размеров – дальше. Например, первой во всех трех (четырех) рядах ставят мебель группы А, второй – группы Б, третьей – мебель группы Б и т.д.
В тех случаях, когда возникает необходимость ближе к классной доске поставить мебель больших размеров, ее следует ставить только первой в первом или третьем (четвертом) ряду.
Рабочие места в классах и учебных кабинетах за первыми и вторыми столами (партами) в любом ряду нужно отводить учащимся с нарушениями слуха. Необходимо помнить и о правильной расстановке мебели для учащихся с пониженной остротой зрения.
Школьникам с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места лучше отводить дальше от окон.
Не менее 2 раз за учебный год учащихся, сидящих в первом и третьих рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номера парт и их роста. Допустим, в первой половине года учащиеся сидели в третьем ряду, тогда во второй половине года их нужно посадить за парты соответствующих номеров в первом ряду. Это мероприятие исключает появление у учащихся привычки к постоянному наклону туловища и головы вправо или влево, в сторону классной доски (списывания) или наглядных пособий, карт и схем, размещенных над классной доской.
Между рядами столов (парт) и стенами учебного помещения соблюдаются установленные расстояния.
В
учебных помещениях обычной прямоугольной конфигурации эти расстояния следующие:
от наружной стены до первого ряда столов (парт) – не менее
За соблюдениями расстояния между наружной стеной и первым рядом парт требуется следить особенно строго. Ведь обе стороны тела ученика, сидящего в первом ряду, испытывают значительно отличающиеся друг от друга тепловые условия, и это отрицательно сказывается на механизме терморегуляции. Пульс ученика, сидящего около горячего радиатора, учащается, температура тела повышается. Количество острых респиратурных заболеваний и ангин среди учащихся, сидящих в первом от окон ряду, в три раза больше, чем среди школьников, рабочие места которых находятся в глубине помещений.
В
классных комнатах и кабинетах квадратной и поперечной конфигурации при
расстановке мебели в четыре ряда расстояние от классной доски до первых столов
(парт) должно быть не менее