Содержание

Введение. 3

1. Здравоохранение как отрасль социальной сферы.. 4

2. Основные направления реформирования здравоохранения. 11

3. Оптимальный путь реформы здравоохранения. 15

Заключение. 18

Список литературы.. 19

 

Введение


Здравоохранение нашей страны прошло сложный исторический путь развития, позволивший в 20-60 годы решить задачи социально-гигиенического благополучия в стране в условиях преимущественно инфекционной  патологии. В течение нескольких десятилетий развитие здравоохранения шло экстенсивным путем, что было в значительной степени оправдано. Однако в 70-80 годы в связи с начинающимся эпидемиологическим переходом, новыми условиями социально-экономического развития страны необходимо было перевести здравоохранение на новый режим функционирования, но в силу целого ряда причин это не было сделано. Более того, в последнее десятилетие усилились те негативные тенденции, которые были связаны с остаточным принципом финансирования, господством административно-командных методов управления, уравнительным затратным характером всего народного хозяйства.

Здравоохранение, являясь специфической социально-экономической системой, тонко реагирует на общественно-политические процессы. Международный и отечественный опыт показал, что не существует идеальной модели организации здравоохранения. Увеличение стоимости новых медицинских технологий и рост затрат на здравоохранение обостряют проблему экономической эффективности использования ресурсов.

Цель представленной работы состоит в том, чтобы на основе анализа существующего организационно-правового и ресурсного обеспечения отрасли научно обосновать основные направления организационных, правовых и экономических преобразований системы здравоохранения.

Задачи представленной работы – рассмотреть здравоохранение кК отрасль социальной сферы; определить основные пути направления реформирования системы здравоохранения; предложить оптимальные пути реформирования здравоохранения.

1. Здравоохранение как отрасль социальной сферы


Форма хозяйствования в здравоохранении отражала в условиях командно-административной системы ее основополагающие черты. Эти черты и признаки достаточно подробно проанализированы в литературе и могут быть сведены к следующему. Во-первых, это иерархическая многоуровневая подчиненность; во-вторых, определение на уровне высших звеньев управления целей развития ЛПУ и путей их достижения; в - третьих, текущая координация и текущий контроль деятельности нижестоящих звеньев; в - четвертых, доведение до лечебно-профилактических учреждений обязательных к исполнению адресных плановых заданий, к выполнению которых привязывалась системы оценки и стимулирования. Все это приводило к следующим последствиям. Это, прежде всего хроническая нехватка финансовых средства, неэффективное использование имеющихся ресурсов, недостаточные материальные стимулы, отсутствие возможности здравоохранению влиять на демографические, экологические, социально-экономические факторы, определяющие условия жизни людей и состояние их здоровья.

  Можно утверждать, что в 80-е годы в нашей стране сложился своеобразный кризис здравоохранения, который проявлялся особенно остро по следующим направлениям:

1.     Кризис здоровья. Если еще 20 лет назад группа здоровых составляла приблизительно 30% от общего числа населения, то теперь не более 20%. Более 25% населения ежегодно госпитализируется в больницы, из каждый 100 родившихся 11 имеют дефекты физического и психического состояния. Снизилась средняя продолжительность жизни[1];

2.     Кризис финансирования. Если в начале 70-х расходы на здравоохранение составляли около 10% от ВНП, то теперь они составили менее 3% от ВНП.

3.     Кризис материально-технической базы;

4.     Кризис кадров.

  В последнее время появилось значительное количество публикаций, в которых анализируется в основном необходимость перехода к медицинскому страхованию. Медицинское страхование, как отмечают многие авторы, в широком смысле - это новые экономические отношения в здравоохранении в условиях рынка, то есть создание такой системы охраны здоровья и социального обеспечения, которая реально гарантировала бы всем жителям Российской Федерации свободно доступную квалифицированную медицинскую помощь, независимо от их социального положения и уровня доходов.

  Цель медицинского страхования - повысить качество и расширить объем медицинской помощи посредством: радикального увеличения ассигнований на здравоохранения; децентрализации системы управления фондами здравоохранения; материальной заинтересованности медицинских работников в конечных результатах; экономической заинтересованности предприятий в сохранении здоровья работающих; экономической заинтересованности каждого человека в сохранении своего здоровья. Именно так широко определена цель в законе о медицинском страховании.

  Естественно, переход к медицинскому страхованию порождает значительное количество проблем, решение которых становится чрезвычайно актуальным. Так, в  частности, важной проблемой является разработка методик технико-экономического обоснования соответствующих услуг. Такие методики необходимы, с одной стороны, страховым медицинским компаниями для прогнозирования своего развития с целью обеспечения рентабельности своей деятельности, а с другой стороны - органам управления здравоохранением и Госстрахнадзора РФ для разработки адекватных мер регулирования рынка страховых медицинских услуг. Для того чтобы создать условия для развития системы медицинского страхования в нашей стране, как отмечают многие специалисты, необходимо предварительное решение следующих юридических, организационных и финансовых задач:

-         «вписать» систему медицинского страхования в основные принципы, структуру и органы управления существующей системы государственного здравоохранения;

-         установить юридический статус застрахованного, страхующихся организаций и учреждений, обеспечивающих предоставление медицинских услуг;

-         разработать принципы и единую систему ценообразования, применяемую в системе медицинского страхования;

-         разработать принципиально новую информационную систему, позволяющую определить эффективность и качество медицинских услуг, оказываемых в системе медицинского страхования;

-         предложить схемы и установить размеры формирования финансовых ресурсов для медицинского страхования, имея в виду участие государства, предприятий, местных органов власти, населения;

-         организовать на всех уровнях управления здравоохранением систему арбитража.

 Сам механизм страхования объективно отражает присущее рыночным отношениям свойство неопределенности и возникновения ситуации, которая порождает большие непредвиденные потери. Страхование является одним из основных способом, к которым прибегают люди и различные предприятия для снижения потерь от рисковых ситуаций. Основная цель страхования состоит в уменьшении риска (потерь от риска), который различные субъекты должны нести, в перекладывании риска на тех, кто более охотно (или, находясь в лучшем положении) готов его нести. Механизм страхования включает в себя объединение рисков и их перераспределение.

  В то же время возникает своеобразное противоречие. С одной стороны, страхование отражает природу рыночных отношений, а с другой - в определенной степени деформирует спрос и предложение медицинских услуг. В частности, существует  серьезное последствие страхования - оно поощряет человека тратить на медицинские услуги больше, чем при других условиях. Если человек знает, что страхования компания оплатить 80% стоимости пребывания в больнице за каждый дополнительный день, он может остаться и дальше в ней, хотя фактически уже в этом не нуждается. И он не будет слишком возражать, если, предположим, больница назначит цену за одни день в 10000 рублей вместо 9000 рублей, зная, что увеличение цены обойдется ему только в 200 рублей. Можно предположить, что и врачи зная, что пациенту не придется платить полностью по счету, прописывая даже очень дорогое лекарство с сомнительной эффективностью будут меньше колебаться.

  Чем большей эластичностью спроса по цене будут обладать медицинские услуги, тем эта закономерность будет проявляться в большей степени. В еще больше степени это противоречие проявиться, когда пациенты совсем не будут участвовать в издержках по оказанию медицинских услуг.

  Необходимо также обратить внимание, на то, что договор страхования затрагивает поведение людей, которое получило название морального риска. Даже при наличии возможности объединения и распределения риска страховые компании могут столкнуть с ситуацией, когда они будут не в состоянии страховать некоторые виды рисков. Это связано со следующей причиной. Например,  если человек застраховался от угона автомобиля и в случае свершения этого события должен получить достаточно средства для приобретения нового, у него может резко упасть интерес к тому, чтобы запирать двери автомобиля на ключ. Однако если большинство автомобилей будет угоняться именно по этой причине, то стоимость страхования от угона для страховой компании будет близка к цене нового автомобиля и вряд ли можно будет найти желающего получить страховой полис по столь высокой цене. Одним из путей решения этой проблемы может стать частичное возмещение ущерба, тое есть если машина будет угнана, то ее владельцу будет возмещена лишь часть стоимости машины. Таким образом, у владельца все же будет стимул запирать дверь, причем владелец автомобиля берет на себя часть риска, который он моет устранить без страхования.

  Страхование затрагивает тем самым на только количество медицинских услуг, то есть спрос, но и деятельность человека по «поддержанию своего здоровья». Возникает определенная альтернатива между страхованием и стимулированием различных субъектов рынка медицинских услуг. Чем лучше развито страхование, тем меньше рыночных стимулов к росту эффективности использования имеющихся ресурсов; чем хуже развито страхование, тем сильней рыночные стимулы. Можно легко нарушить баланс между этими сторонами. Баланс может быть сохранен введением различных ограничений в страховании. Люди не должны быть застрахованы на 100% расходов на лечение, иначе это полностью ликвидирует рыночные стимулы. Но они должны быть уверены, что по всем крупным рискам им придется платить только часть цены.

  Некоторые из проблем, связанных с моральным риском, могут быть уменьшены путем расширения контроля, гарантирующего, что ненужные расходы не будут произведены. Однако улучшение контроля может увеличивать расходы. Например, для гарантии, что средствами обеспечиваются только действительно необходимые операции, некоторые страховые компании в США оплачивают только операции, проводимые в стационаре. Последствием этого является увеличение числа операций в больницах, которые с меньшими затратами можно было бы осуществить в офисах частнопрактикующих врачей.

  Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Такая социальная защита может быть реализована путем создания в едином порядке специализированного денежного фонда, в формировании которого принял бы участие, в конечном счете, каждый гражданин.

  В этом случае медицинское страхование принимает форму обязательного. Социальный характер обязательного медицинского страхования, позволяющий каждому гражданину получать одинаковую медицинскую помощь, достигается неравным вкладом каждого в создание денежного фонда на оплату этой помощи. Другими словами, богатый платить за бедного. Именно в этом проявляется принцип общественно солидарности, на котором построена система обязательного медицинского страхования во многих европейских странах. По мнению А.В. Телюкова, в демократических государствах вопрос о всеобщей доступности медицинской помощи основывается на свободном индивидуальной выборе, то есть является результатом гражданского согласия и имеет под собой прочную экономическую, социальную и политическую основу. Под экономической основой он понимает достаточно высокий уровень личных доходов: готовность перераспределять часть средств в пользу менее удачливых сограждан органично вытекает из высокого уровня собственного благосостояния. Социальный фундамент означает, что решения, принимаемы людьми в общественной сфере, формируются их собственными убеждениями, взглядами, концепциями, верованиями. Политической основной общественного договора являются институты законодательной и исполнительной власти, которые придают общественному договору форму закона и реализуют его в политике правительства. При этом и законодательная, и исполнительная власть подконтрольны избирателям.

  Социальное страхование, в том числе и обязательное медицинское, по своей природе является бесприбыльным. Страховая деятельность осуществляется на основе самоокупаемости и возвращения возникшей прибыли в фонды развития страховой системы. В большинстве стран государство освобождает такие системы от уплаты налогов, предоставляет иные льготы, осуществляет страхование от разорения, выдает целевые дотации на развитие.  В то же время страхование, в том числе и медицинское, относится к области рыночной деятельности. А рыночное поведение характеризуется, прежде всего, о производстве товаров и услуг (а страховые услуги являются товаром).

  Страхование как коммерческий вид деятельности всегда стремится уровнять индивидуальные риски между членами группы и не допустить включения в группу объектов страхования, способных заметно отклонить групповой риск в сторону превышения среднего уровня. В социальном плане такое поведение называется дискриминационным. Сущность страхования в этом случае можно выразить словами: всегда групповое - никогда всеобщее. В этом сказывается ограниченность коммерческого страхования, которое может являться механизмом финансирования всеобщего общественного товара, поэтому коммерческое медицинское страхование может осуществляться исключительно в добровольной форме.

  При добровольном медицинском страховании можно говорить о гарантированной страховой материальной защите только для тех граждан, которые являются застрахованными по индивидуальному или коллективному договору добровольного страхования за счет взносов, уплачиваемых из их личного дохода или прибыли предприятий. При этом объем и стоимость медицинских услуг, предоставляемых по такому договору, зависит от величины уплаченного взноса, размер которого, в свою очередь, устанавливается страховщиком в зависимости от состояния здоровья каждого застрахованного или группы застрахованных. Кроме того, размер страхового взноса зависит от тарифов на те медицинские услуги, которые необходимы для данного контингента и предоставляются по конкретному договору конкретным медицинским учреждением[2].


2. Основные направления реформирования здравоохранения


К неотложным задачам относится реформа законодательства, регулирующего сферу здравоохранения и обеспечивающего ее единство на основе соблюдения норм Конституции.

Конституционный механизм гарантирует систему прав граждан, включая их право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Статья 41 Конституции устанавливает, что конституционными предпосылка ми для реализации этих прав являются три системы здравоохранения и два типа учреждений здравоохранения. Особые полномочия в оказании бесплатной медицинской помощи Конституция возлагает на государственные и муниципальные учреждения здравоохранения. В отличие от этого частные учреждения не пользуются непосредственно установленной конституционной охраной, и только закон о медицинском страховании закрепляет, что медицинские учреждения, работающие в системе обязательного медицинского страхования, могут иметь любую форму собственности. Единая система здравоохранения является конституционным институтом и государство должно обеспечивать это единство путем издания нормативных и индивидуальных правовых актов[3].

Следует отметить, что в соответствии со статьями 71-72 Конституции вопросы здравоохранения не входят ни в предметы ведения Российской Федерации, ни в предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в соответствии со статьей 73 находятся в ведении субъектов федерации и муниципальных образований. Вопросы распределения компетенции должны быть решены федеральным законом о координации вопросов здравоохранения и соответствующими законами субъектов федерации[4].

Одним из стратегических направлений реформы здравоохранения является структурная перестройка отрасли. Особенностью отечественного здравоохранения на протяжении многих десятилетий был экстенсивный путь развития стационаров. В годы перестройки была осознана необходимость сокращения расходов на здравоохранение, что способствовало внедрению стационарозамещающих форм организации медицинской помощи в нашей стране. С 1989 года число учреждений, имеющих отделения дневного пребывания, увеличилось в 2,2 раза, в том числе в стационарах - в 1,6 раза, в амбулаторно-поликлинических учреждениях - почти в три (2,7) раза. В настоящее время дневная форма организации медицинской помощи есть в каждой шестой поликлинике и каждом двадцать пятом стационаре. За эти годы в стационарах дневного пребывания поликлиник пролечено 73% больных, а больниц - только 27%[5].

Организационная форма стационара дневного пребывания в поликлинике наиболее характерна для нашей страны. Однако материально-техническая база «типичной» поликлиники не позволяет реально замещать стационарную помощь. Развитие же дневной формы организации медицинской помощи в стационарах, по нашему мнению, не получает должного развития в силу ряда причин.

Целью организации многопрофильного отделения дневного пребывания было оказание специализированной медицинской помощи диагностически сложной категории больных, не нуждающихся в круглосуточном наблюдении. На этапе организации отделения был проведен анализ состава больных, которые были распределены на две группы в зависимости от структуры заболеваний, технологии диагностики и лечения. По экспертным оценкам группа больных, которые могли получить лечение в стационаре дневного пребывания, составляла от 22 до 30%[6].

Для построения модели организации работы отделения была разработана принципиально новая схема формирования потоков пациентов, программы лечения учитывающие совместимость обследований, нагрузку на персонал и взаимодействия этого отделения со структурными подразделениями больницы. Таким образом, на практике была определена нагрузка на персонал и отработана модель управления ресурсами на уровне медицинского учреждения. Полученные данные показали целесообразность новой технологии организации деятельности лечебно-профилактических учреждений в современных условиях, экономическую ее эффективность и реальную возможность отказа от принципа формирования отделения по коечной мощности.

Формирование кадрового состава отрасли по врачебным и сестринским специальностям происходит неравномерно. За почти тридцатилетний период число занятых должностей врачей увеличилось в два раза, медицинских сестер - на 30%. Неуклонное возрастание абсолютного числа врачей при уменьшении численности средних медицинских работников является, по нашему мнению, мерой компенсации дефицита современных медицинских технологий и неэффективной организации труда. Недостаточное количество младшего медицинского персонала приводит к тому, что часть их обязанностей переходит к медицинским сестрам, а часть функций медицинских сестер - к врачам. В результате нарушается система распределения обязанностей и снижается качество медицинской помощи.

Анализ обеспеченности врачами и сестринским медицинским персоналом с использованием международных сравнений показал, что по обеспеченности врачами в абсолютном выражении Россия находится на высшей ступеньке распределения. В то же время, аналогичный анализ методом эквивалентных единиц, выявил, что по числу врачей Россия уступает большинству развитых стран. Таким образом, высокие показатели количества врачей вовсе не являются гарантией надлежащего качества медицинской помощи и не обеспечивают необходимый уровень здоровья населения. Это свидетельствует о неэффективной структуре медицинских кадров.

Смысл планирования и финансирования расходов по нормативу затрат на жителя заключается в том, чтобы включить механизмы, стимулирующие деятельность учреждений здравоохранения, обеспечивающие качество медицинской помощи.

Итогом должно стать улучшение здоровья населения. Этот метод предполагает использование двух планируемых показателей - норматива затрат на жителя и численности обслуживаемого населения.

Задача совершенствования ОМС, в нашем понимании, состоит в том, что оно должно быть включено в систему правоотношений здравоохранения и подчиняться его системным задачам. В перспективе страховая форма мобилизации должна стать основным источником формирования финансовых ресурсов здравоохранения.

При этом повышение начислений на заработную плату не является аргументом для отказа от ее развития.

Основой реформирования здравоохранения является интенсивный путь развития, сбалансированность макроэкономических пропорций на основе общественного согласия.

Причем в этих условиях эффективное расходование ресурсов становится приоритетной задачей, базирующейся на оптимальной структуре сети учреждений здравоохранения[7].

Сейчас в правительстве дорабатывается проект постановления о формировании системы государственного регулирования цен на лекарственные средства, что позволит, по мнению правительства, стабилизировать ценообразование на лекарственном рынке и улучшить доступность лекарств. Но и в регионах должны быть приняты серьезные, эффективные меры в этом направлении[8].

3. Оптимальный путь реформы здравоохранения


Для того, чтобы Российское Правительство смогло выработать адекватную политику в сфере здравоохранения, необходимо прежде всего подвести итоги, «протереть глаза» и посмотреть на факты непредвзято. Это означает необходимость признать провал «страховой медицины», провал стратегический. Это означает признать неизбежность этого провала и совершенную несовместимость этой концепции с базовым культурным типом российского общества.

Здесь сразу следует оговориться. Так как любой поворот в России проводится в экстремистских формах, с водой всегда норовят выбросить и ребенка. Тот факт, что страховая медицина несовместима с базовым культурным типом российского общества, не означает, что ее не должно быть в этом обществе вообще. Помимо базового типа в любой культуре существуют и элементы других культурных типов. Они в имеющей имперскую историю России крайне многочисленны, так что оптимум и экономической и социальной организации российского общества недостижим без многоукладности.

Это означает, что страховая и частная медицина имеют полное и неоспоримое право на существование в России, но не как базовая, а как периферийная форма организации медицинского обслуживания населения. Это означает, что этим формам должны быть созданы самые благоприятные условия для честной конкуренции.

Но при этом медицинское обслуживание населения по жизненным показаниям в целях обеспечения максимальной творческой и экономической активности должно осуществляться системой государственно-корпоративного, бюджетного типа. То есть речь идет о возвращении к советской системе организации медицины (которая, впрочем, никуда и не делась), но на более высоком уровне организации, то есть с устранением ее базовых недостатков.

Конечно, финансовые ресурсы у РФ сегодня не те, что имели место в начале 80-х годов. Довести сегодня финансирование здравоохранения до уровня $400 на человека в год представляется нереальным. Для этого требуется $52 млрд., а российское руководство далеко не настолько привержено целям социализма, как Фидель Кастро, чтобы отвлечь такую сумму от финансирования главных направлений своей политики - финансирования репрессивных органов и устаревших элементов вооруженных сил, контролирующих и лицензирующих служб и т.п. Поэтому успешным проектом реформы сегодня может быть лишь тот, который не претендует на рост финансирования более чем в полтора раза.

Поэтому речь идет не о достижении самых лучших в мире показателей, как в проекте образца 80-х годов, а лишь о достижении максимальной эффективности при существующем уровне финансирования.

Какие же меры способны обеспечить эту цель?

Первое. Четкое разделение государственной (бюджетной) и коммерческой медицины. Для этого необходимо ликвидировать все "коммерческие" отделы при клиниках, которые собирают деньги с людей, предоставляя им в обмен те же, ранее бесплатные, услуги государственной клиники. Причем деньги эти до врачей не доходят, что и порождает враждебное отношение медперсонала к пациентам, пришедшим через «коммерческие» отделы.

Второе. Необходимо формирование системы независимого контроля за действиями врачей. Необходима разработка современной системы отчетности, введение системы специального прокурорского контроля за конфликтами по поводу лечебной деятельности.

Третье. Желательно введение небольшой платы за обращение к врачу и вызов его на дом, типа франшизы в страховой медицине с возмещением этих расходов пенсионерам через независимую экспертизу.

Четвертое. Существенное увеличение требований к медицинскому персоналу следовало бы компенсировать увеличением реальной зарплаты на 100%. Напомню, что зарплата врача сегодня составляет $100, среднего и младшего медперсонала - $50. Увеличить эту цифру вдвое можно без заметной нагрузки на бюджет. Рост этой зарплаты на 50% поднял бы ее относительно других слоев населения на уровень, который хотя и не соответствует статусу медработника в желающем иметь хорошее медобслуживание обществе, но по крайней мере позволит медработникам смириться с ужесточением требований государства к системе.

Пятое. Необходимо создать мощную систему повышения квалификации всех медработников для внятного доведения до них сути нового подхода и новых требований.

Шестое. Необходимо создать мощную систему подготовки медицинского менеджмента, существенно укрепить этот менеджмент, повысить зарплату менеджерам до того уровня, с которого на эти должности могут себе позволить прийти квалифицированные люди, которым лень воровать.

Последние две меры также совершенно не накладны для бюджета, но их результат, учитывая кардинальный дефицит в этих двух сферах, превзойдет все ожидания.

Таков оптимальный путь реформы здравоохранения. Конечно же, можно и далее сохранять идеологизацию этой сферы в ущерб прагматическому подходу, и ради строгого соответствия идеологии ельцинизма продолжать изображать потуги к страховой медицине.

Однако, если вспомнить, сколь дорого обошлась сусловская идеологизация предыдущему политическому строю, можно все же решиться сделать уступку прагматическому подходу и предпочесть эффективно работающее здравоохранение неэффективному, умирающему, но косящему под неверно понятые и культурно чуждые иностранные образцы[9].


Заключение


В качестве предложений по реформированию системы здравоохранения можно сформулировать следующие задачи отрасли на долгосрочную перспективу:

-                     совершенствовать систему государственных гарантий обеспечения населения медицинской помощью;

-                     разработать нормативно-правовую базу, стимулирующую работодателей и население к увеличению средств, инвестируемых в улучшение состояния здоровья;

-                     обновить производственные фонды государственных и муниципальных медицинских организаций на основе реализации программ инноваций медико-технического характера;

-                     расширить масштабы первичной медико-санитарной помощи и ранней диагностики заболеваний;

-                     развивать материально-техническую базу федеральной и региональных систем здравоохранения, обеспечивающую повышение эффективности их деятельности;

-                     обеспечить повсеместный переход на контрактные отношения между администрацией медицинских организаций и медицинскими работниками;

-                     развивать информационное обеспечение функционирования системы управления здравоохранением;

-                     координировать развитие нормативно-правового обеспечения деятельности всех звеньев системы управления здравоохранением

Для успешного выполнения намеченных задач необходимо создать эффективную и постоянно действующую систему координации деятельности различных ведомств на федеральном уровне, поэтому необходимо учредить координационный совет по здравоохранению и охране здоровья при Президенте Российской Федерации, который должен утвердить национальный план по охране здоровья.

Список литературы


1.                           Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 года.

2.                           Акулов В.Н. Социальная защита граждан в условиях обязательного медицинского страхования // Мир медицины, №6, 2002.

3.                           Волков С.Д. Здравоохранение России: вчера, сегодня, через 10 лет // Сестринское дело, № 3, 2003.

4.                           Гильбо Е. Реформа российского здравоохранения - куда имеет смысл двигаться? // Открытая экономика. № 3, 2004.

5.                           Кузьменко В.Г., Баранов В.В., Шиленко Ю.В. Здравоохранение в условиях рыночной экономики, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

6.                           Поляков И.В., Зеленская Т.М., Ромашов П.Г., Пивоварова Н.А.. Экономика здравоохранения в системе рыночных отношений. Учебное пособие. СПб: «Питер», 2002.



[1] Акулов В.Н. Социальная защита граждан в условиях обязательного медицинского страхования // Мир медицины, №6, 2002. С.21.


[2] Кузьменко В.Г., Баранов В.В., Шиленко Ю.В. Здравоохранение в условиях рыночной экономики, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 180-181.


[3] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

[4] Там же.

[5] Акулов В.Н. Социальная защита граждан в условиях обязательного медицинского страхования // Мир медицины, №6, 2002. С.21.

[6] Там же.

[7] Поляков И.В., Зеленская Т.М., Ромашов П.Г., Пивоварова Н.А.. Экономика здравоохранения в системе рыночных отношений. Учебное пособие. СПб: «Питер», 2002. С. 90.

[8] Волков С.Д. Здравоохранение России: вчера, сегодня, через 10 лет // Сестринское дело, № 3, 2003. С. 13.

[9] Гильбо Е. Реформа российского здравоохранения - куда имеет смысл двигаться? // Открытая экономика. № 3, 2004. С. 17.