Содержание

Введение. 3

1. Государственно-территориальное устройство. Административно-территориальное устройство. 4

2. Анализ существующих границ и состава территорий муниципальных образований в субъектах Российской Федерации. 7

3. Подготовка и принятие нормативных правовых актов, создающих правовые условия для перехода к заданной новой редакцией Федерального закона двухуровневой территориальной организации местного самоуправления. 14

Заключение. 16

Список литературы.. 17

 

Введение


Федеральным законом № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вводится двухуровневая структура территориальной организации местного самоуправления во всех субъектах Российской Федерации.

Как известно, в настоящее время в субъектах Российской Федерации сложились три основные схемы территориальной организации местного самоуправления. В 2001 году в 47 субъектах Российской Федерации местное самоуправление осуществлялось в пределах административно-территориальных границ крупных городов и районов. В 22 субъектах Российской Федерации местное самоуправление осуществлялось на двух уровнях: на уровне крупных городов и районов (второй уровень) и на уровне сельских округов и поселков (первый уровень). В 8 субъектах Российской Федерации местное самоуправление осуществлялось в границах сельских округов и поселков. В остальных 12 субъектах Российской Федерации либо отсутствовали местные органы власти, либо осуществлялось «квазиместное самоуправление» в виде территориального общественного самоуправления в границах городских и сельских населенных пунктов, части городов, а также в виде государственного управления на местном уровне с участием выборных представительных органов.

Цель работы – изучение территориальной организации местного самоуправления.

Задачи работы – рассмотреть государственно-территоральное и административно-территориальное устройство; проанализировать границы и состав территорий муниципальных образований в субъектах Российской Федерации; рассмотреть этапы подготовки и принятие нормативных правовых актов, создающих правовые условия для перехода к заданной новой редакцией Федерального закона двухуровневой территориальной организации местного самоуправления.

1. Государственно-территориальное устройство. Административно-территориальное устройство


Государственно-территориальное устройство страны – проводимые в интересах граждан всей страны разделение ее территории на отдельные части; упорядочение отношений как между государством и отдельными территориальными единицами, так и между последними путем закрепления правового положения государства в целом и его внутренних территориальных составляющих; установление процедур образования, преобразования, упразднения отдельных территориальных единиц государства[1]. Территориальное членение государства производится с целью наилучшего осуществления государственных функций аппаратом государственной власти, который также разделяется по вертикали и горизонтали в соответствии с территориальным членением государства.

Функциональная нагрузка разных территориальных единиц различна. Одни создаются для осуществления всех, по крайней мере внутренних, функций и задач государства, другие – для осуществления отдельных государственных функций и задач. Территориальные единицы первого вида (субъекты Федерации, районы, населенные пункты и т.п.) целесообразно именовать универсальными: именно они составляют остов государственно-территориального устройства страны. Территориальные единицы второго вида определим как специализированные. К ним относятся ведомственно-территориальные образования (территории деятельности министерств, ведомств, военные округа, курортные зоны и т.п.), избирательные округа, временные пояса и т.п. На устройстве государственного и местного аппаратов власти отражается деление страны и на универсальные, и на специализированные единицы, но только в рамках универсальных единиц создаются представительные органы общей компетенции.

Органами общей компетенции являются те органы территориальных единиц, которые в пределах этих территориальных единиц вправе и обязаны решать не только вопросы своего ведения, но и иные публично значимые проблемы, прямо не отнесенные к компетенции других органов власти. Органы общей компетенции принимают к исполнению в интересах граждан все те проблемы, что оказываются за рамками компетенции других органов и должностных лиц.

Кроме того, обладание общей компетенцией предполагает право на объединение усилий всех органов публичной власти при решении общих для соответствующих территорий задач, а также право контроля по вопросам собственной компетенции за деятельностью всех субъектов публичного права на своей территории.

В иерархии универсальных территориальных единиц Российского государства выделяют два уровня: первый представляет собой деление страны на первичные территориальные составляющие – субъекты Федерации; второй – деление субъектов Федерации на административно-территориальные единицы.

В соответствии с российской Конституцией Российской Федерации 1993 года нормативное регулирование вопросов административно-территориального устройства субъектов Федерации перешло в их собственное ведение.

Административно-территориальное устройство субъектов Федерации включает их административно-территориальное деление и административно-территориальные процесс.

Административно-территориальное деление – это разделение территории субъекта Федерации административно-территориальные единицы, населенные пункты для упорядоченного осуществления на его территории функций государственного управления, местного самоуправления, общественно-политической жизни в интересах граждан всей Российской Федерации, жителей данного субъекта Федерации, его отдельных территориальных единиц и населенных пунктов.

Соответственно административно-территориальная единица – это часть территории субъекта Федерации с установленными границами, имеющая свое наименование, постоянный центр, характеризующаяся единством, непрерывностью, включающая, как правило, один или несколько населенных пунктов, выделяемая с целью комплексного решения государственных и местных задач, необходимых для обеспечения жизнедеятельности местного населения, населения субъекта Федерации, страны в целом. Населенный пункт – место постоянного проживания людей, приспособленное для жизни, хозяйственной деятельности и отдыха, где сосредоточены жилье, административные и хозяйственные постройки. Наиболее распространенные виды административно-территориальных единиц – районы, сельсоветы; населенных пунктов – села, деревни, станицы, поселки, города, районы в городах.

Административно-территориальный процесс – совокупность имеющих правовое закрепление процедур образования, упразднения, преобразования административно-территориальных единиц, населенных пунктов, ведения их учета и учета изменений в административно-территориальном устройстве.

Местное самоуправление осуществляется именно в рамках административно-территориального устройства субъектов Федерации, а муниципальные образования охватывают полностью или частично территорию отдельных городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других единиц. Нормативное установление территории муниципальных образований, порядка их образований, преобразования, упразднения, как и решение соответствующих вопросов применительно к административно-территориальному устройству, отнесено к компетенции субъектов Федерации[2].

2. Анализ существующих границ и состава территорий муниципальных образований в субъектах Российской Федерации


В соответствии с положениями действующего Федерального закона в редакции 1995 года для обозначения территорий городских и сельских поселений (населенных пунктов) и других территорий, в которых осуществлялось местное самоуправление, использовался термин «муниципальные образования». Термины «поселение» и «населенный пункт», используемые в законодательстве, имели практически одно и то же значение и использовались для обозначения географических и градостроительных объектов.

В соответствии с Федеральным законом «О наименовании географических объектов» регистрации в Федеральном реестре географических объектов подлежали следующие территории, в которых осуществлялось местное самоуправление: города и другие поселения, районы, волости. В общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления, используемый Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, включены следующие объекты: районы, города, города и поселки городского типа республиканского, краевого, областного подчинения, города и поселки городского типа районного подчинения, внутригородские районы, округа города республиканского, краевого, областного подчинения, поселки городского типа, сельсоветы. К поселкам городского типа относятся рабочие, курортные и дачные поселки. Наряду с названием «сельсовет» используются названия «сельский округ», «волость», «сельская администрация», «сомон» и др.

В Градостроительном кодексе прямо указывается, что поселения Российской Федерации подразделяются на городские (города и поселки) и сельские поселения (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные поселения).

Таким образом, в действующем законодательстве термин «поселения» употребляется для географических, градостроительных характеристик территорий, а для характеристики правового статуса этих территорий как территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, используется единый термин «муниципальное образование». В зависимости от численности населения в Градостроительном кодексе городские и сельские поселения подразделяются на 10 категорий:

1. сверхкрупные города (численность населения свыше 3 миллионов человек);

2. крупнейшие города (численность населения от 1 миллиона до 3 миллионов человек);

3. крупные города (численность населения от 250 тысяч до 1 миллиона человек);

4. большие города (численность населения от 100 тысяч до 250 тысяч человек);

5. средние города (численность населения от 50 тысяч до 100 тысяч человек);

6. малые города и поселки (численность населения до 50 тысяч человек);

7. крупные сельские поселения (численность населения свыше 5 тысяч человек);

8. большие сельские поселения (численность населения от 1 тысячи до 5 тысяч человек);

9. средние сельские поселения (численность населения от 200 человек до 1 тысячи человек);

10. малые сельские поселения (численность населения менее 200 человек)[3].

Сходная типизация городских и сельских населенных пунктов используется не только в Градостроительном кодексе, но и в системе законодательства многих государств применительно к типизации населенных пунктов, в которых осуществляется местное самоуправление.

В новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вводится существенно иное толкование этого основного термина - «поселение». Теперь этому термину придано новое значение для обозначения статуса одного из территориальных уровней муниципальных образований. Поэтому при анализе положений новой редакции Федерального закона необходимо четко разграничивать употребление термина «поселение» в территориально-географическом (физическом) смысле от термина «поселение», используемого для установления статуса муниципального образования.

В рамках действующих в настоящее время в субъектах Российской Федерации трех основных моделей можно выделить следующие характерные территориальные уровни муниципальных образований.

Одноуровневая модель с территориальной организацией местного самоуправления в административных территориальных границах крупных городов и районов включает в себя следующие виды муниципальных образований:

1. город;

2. район;

3. район и город как единое муниципальное образование;

4. район и поселок как единое муниципальное образование;

5. район как муниципальное образование с территорией, расположенной вокруг административного центра субъекта Российской Федерации.

Одноуровневая модель с территориальной организацией местного самоуправления в административных территориальных границах поселков и сельских округов включает в себя следующие виды муниципальных образований:

1. сельский округ (группа сельских населенных пунктов);

2. малый город;

3. поселок (дачный, рабочий, курортный и т. д. поселок).

Двухуровневая модель с территориальной организацией местного самоуправления в административных территориальных границах поселков и сельских округов, районов и городов включает в себя следующие виды муниципальных образований.

Первый уровень муниципальных образований (поселок, сельский округ, малый город):

1. поселок;

2. сельский округ (группа сельских населенных пунктов);

3. малый город;

4. отдельный сельский населенный пункт;

5. поселок и группа сельских населенных пунктов.

Второй уровень муниципальных образований (город, район):

1. город;

2. район;

3. город и район как единое муниципальное образование;

4. поселок и район как единое муниципальное образование.

Кроме указанных видов муниципальных образований в некоторых крупных городах существуют внутригородские муниципальные образования в виде:

1. городских районов;

2. обособленных поселков с собственными территориальными границами;

3. обособленных сельских округов, включающих в себя несколько сельских населенных пунктов.

Некоторые существующие муниципальные образования сохранили в своем составе структурно «сопряженные» с ними (административно связанные («подчиненные») с ними другие муниципальные образования - поселки или сельские округа), расположенные вне границ территории первых или не имеющие с ними общей границы. В ряде субъектов Российской Федерации, таких как например Татарстан вопросы местного значения решаются территориальными органами исполнительной государственной власти с привлечением выборных представительных органов в городах и районах, а также формируемых на уровне отдельных населенных пунктов и городских районов структур территориального общественного самоуправления.

В городах Москве и Санкт-Петербурге в границах муниципального района действуют как органы местного самоуправления, так и территориальные органы государственной исполнительной власти субъекта Российской Федерации, реализующие многие вопросы местного значения из числа тех, которые перечислены в статье 6 действующего Федерального закона в редакции 1995 года.

Существенной особенностью действующей системы территориальной организации публичной власти (местного самоуправления и территориальной системы государственного управления на местном уровне) является их построение на основе и в границах сложившегося до 1993 года административного территориального деления в Российской Федерации. Анализ показывает, что практически во всех субъектах Российской Федерации сохранилось не только суммарное число территориальных единиц местного самоуправления и административных территориальных единиц государственного управления на местном уровне, но и в основной массе остались неизменными их территориальные границы. Так, по данным на 1 января 1987 года в Российской Федерации существовало 1834 района, 1030 городов республиканского, краевого, областного и районного подчинения, 396 районов в городах, 2178 поселков городского типа, 23 107 сельсоветов. Общее число территориальных единиц наделенных статусом территории, в которой существовали местные органы государственной власти, составляло 28 545 единиц[4]. По данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике на 1 сентября 2000 года в Российской Федерации действовало 12 261 муниципальных образований. Муниципальными образованиями являлись: 1 440 районов, 591 город, 136 городских районов и округов, 524 поселка, 9 352 сельских округа, 214 сельских населенных пунктов. На 1 апреля 2002 года общее число муниципальных образований сократилось до 11 488. Число районов возросло до 1 512, а число городских районов - до 254, а число сельских населенных пунктов, которые являлись муниципальными образованиями, - до 268. Число городов-муниципалитетов сократилось до 573, число поселков - до 450, число сельских округов - до 8 427.

По данным Говоренковой Т.М. и Жукова А.И. в 1998 году общее число территориальных единиц, в которых осуществлялось местное самоуправление, местное государственное управление и образовывались территориальные исполнительные органы местного самоуправления (территориальные администрации муниципальных единиц) составляло около 29 775 единиц[5]. Эта цифра всего лишь на 1 235 (4,3 %) отличается от числа территориальных единиц (28 545), в которых существовали местные органы государственной власти в 1987 году.

Общее число районов, в которых осуществляется местное самоуправление и государственное управление, в 1998-2000 годах уменьшилось на 65 (3,5 %) единиц и составило 1769. В 57 субъектах Российской Федерации число территориальных единиц районного уровня не изменилось с 1987 года, в 17 субъектах Российской Федерации число таких единиц увеличилось на 1 единицу. В Пермской области число районов увеличилось на 4, а в Самарской области – на две единицы, в Белгородской -  на 3. В Республике Коми и Татарстане число районов сократилось на 4, в Магаданской области на 2 единицы по сравнению с 1987 годом. Причинами сокращения районов являются ликвидация некоторых из них, объединение районов и городов в одно муниципальное образование и др.

Таким образом, можно констатировать, что по истечении десяти лет и общее число территориальных единиц, в которых осуществляется местное самоуправление, местное государственное управление, а также образуются административные территориальные структуры исполнительных органов местного самоуправления, и границы указанных территориальных единиц в большинстве субъектов Российской Федерации остались практически неизменными. Подробный анализ причин, обусловивших устойчивость государственного и местного административного территориального деления, выходит за рамки рассмотрения настоящей работы. К числу основных причин можно отнести, прежде всего, объективную устойчивость сложившихся социально-экономических и других связей. Существенное изменение территорий единиц местного самоуправления и государственного управления на местном уровне фактически фиксирует результат направленного изменения таких связей. Радикальные же изменения в характере сложившихся связей требуют огромных финансовых и материальных ресурсов в масштабе всей страны. Очевидно, что в прошедшие 25 лет (начиная с 1987 года) в большинстве субъектов Российской Федерации и отдельных муниципальных образованиях в силу сложившейся общей экономической и политической ситуации в стране не было привлечено и не могло быть привлечено масштабных финансовых и материальных ресурсов, способных радикально изменить целенаправленно формировавшиеся десятилетиями социально-экономические связи.

Приведенные типичные варианты территориальной организации местного самоуправления в результате проведения реформы должны быть преобразованы в территории двухуровневого местного самоуправления[6].

3. Подготовка и принятие нормативных правовых актов, создающих правовые условия для перехода к заданной новой редакцией Федерального закона двухуровневой территориальной организации местного самоуправления


Для обеспечения правовых условий перехода к двухуровневой территориальной организации местного самоуправления на этапе установления (изменения) границ, территорий и определения (изменения) статуса как существующих, так и вновь образуемых муниципальных образований положениями новой редакции Федерального закона предусмотрено принятие комплекса правовых актов на трех уровнях публичной власти:

–       на федеральном уровне;

–       на уровне субъектов Российской Федерации;

–       на муниципальном уровне.

На федеральном уровне Правительство Российской Федерации до 1 июня 2004 года должно будет утвердить перечень субъектов Российской Федерации, отдельных районов субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к территориям с низкой плотностью населения и относящимся к территориям с высокой плотностью населения.

Кроме того, до 1 января 2005 года Правительством Российской Федерации должны быть внесены в Государственную Думу проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в федеральные законы, связанные с обеспечением перехода к двухуровневой модели организации местного самоуправления.

В частности, в первоочередном порядке необходимо внести изменения и дополнения не только в Земельный, Градостроительный, Водный и Лесной кодексы, в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», но и в недавно принятый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части устранения явных противоречий и неточностей юридико-технического характера, содержащихся в указанном Федеральном законе.

Наибольший по объему массив правовых актов, развивающих положения новой редакции Федерального закона по вопросам установления (изменения) границ и преобразования муниципальных образований, предстоит принять в кратчайшие сроки на уровне субъектов Российской Федерации.

Предписания субъектам Российской Федерации по вопросам установления (изменения) границ и преобразования муниципальных образований, содержащиеся в новой редакции Федерального закона, можно разделить на две группы: требования к установлению (изменению) территорий, границ и статуса муниципальных образований и требования к публичным процедурам, обеспечивающим трансформацию существующих территориальных моделей организации местного самоуправления в двухуровневую модель[7].

Во многих субъектах Российской Федерации принят довольно большой массив нормативных правовых актов по вопросам административного территориального устройства, установления, изменения границ муниципальных образований, установлен порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований.

Все эти документы необходимо будет привести в соответствие с принятым Федеральным законом.

В зависимости от временных рамок, состояния нормативной правовой базы, кадровых ресурсов субъектами Российской Федерации может быть избран путь как поэтапного внесения изменений и дополнений в действующие правовые акты, так и подготовки новых проектов нормативных правовых  актов[8].

Заключение



Введение двухуровневой системы территориальной организации местного самоуправления потребует проведения комплексной реформы организации местной власти, которая затронет организационные, финансовые, компетенционные основы местного самоуправления. Существенные изменения произойдут и в системе взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В соответствии с переходными положениями названного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 января 2005 года должны будут установить границы муниципальных образований и наделить их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.

Установление границ муниципальных образований, наделение их определенным статусом должно проводиться, исходя из требований к составу территорий муниципальных образований, а также ряда новых критериев, которые должны учитываться при установлении границ территорий двух уровней муниципальных образований.

В новой редакции Федерального закона содержится также комплекс основных процедурных требований к порядку определения границ территорий двух уровней муниципальных образований, наделению их соответствующим статусом.

Список литературы


1.                             Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

2.                             Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. Учебник для ВУЗов. М.: Издательство НОРМА, 2000.

3.                             Говоренкова Т.М., Жуков А.И. Россия. Федеративное устройство, административно-территориальное деление и муниципальное устройство субъектов Российской Федерации. Справочник и комментарий. М.: «ИНФОРМ+», 2000.

4.                             Пертцик В.А. Муниципальное право Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2004.

5.                             Першин Е.В., Дементьев А.Н. Реформирование территориальных основ местного самоуправления // Аналитический вестник, № 7 (227), 2004.

6.                             Саломаткин А.С. Территориальная организация Российского государства. Челябинск: «Родина», 1996.

7.                             СССР. Административно-территориальное деление союзных республик на 1 января 1987 года. М.: Справка, 1987.


[1] Саломаткин А.С. Территориальная организация Российского государства. Челябинск: «Родина», 1996.

[2] Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. Учебник для ВУЗов. М.: Издательство НОРМА, 2000. С. 113-116.

[3]  Согласно итогам переписи населения в Российской Федерации: 2 сверхкрупных города – Москва и Санкт-Петербург, 11 крупнейших городов, 62 крупных города, 93 больших города. В Российской Федерации 55 314 сельских населенных пунктов с населением свыше 100 человек, 2 938 городских поселений.

[4]  СССР. Административно-территориальное деление союзных республик на 1 января 1987 года. М.: 1987. С. 23-268.

[5]  Говоренкова Т.М., Жуков А.И. Россия. Федеративное устройство, административно-территориальное деление и муниципальное устройство субъектов Российской Федерации. Справочник и комментарий. М. 2000. С. 184 .

[6] Першин Е.В., Дементьев А.Н. Реформирование территориальных основ местного самоуправления // Аналитический вестник, № 7 (227), 2004. С.  11-18.


[7] Першин Е.В., Дементьев А.Н. Реформирование территориальных основ местного самоуправления // Аналитический вестник, № 7 (227), 2004. С. 47-49.

[8] Пертцик В.А. Муниципальное право Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 99-100.