Содержание

 

 

Введение. 2

1. Сущность учетной политики и основные принципы ее формирования. 3

2. Влияние учетной политики на финансовую отчетность. 6

3. Факторы, влияющие на формирование учетной политики и ее задачи. 11

Заключение. 14

Список литературы…………………………………………………………………15 Введение


Бухгалтерский учет нередко называют языком бизнеса. И это действительно так, в бухгалтерском учете и отчетности обобщается результаты деятельности и текущее состояние каждого предприятия. Учитывая такие важные свойства бухгалтерской отчетности, как регулярность составления, известность ее основных показателей, определенность алгоритмов и правил составления, наличие подтверждения первичными документами можно сказать, что бухгалтерская (финансовая) отчетность в условиях рынка становится практически единственно достоверным средством коммуникации

Фактически, не зная правил, по которым была составлена отчетность, пользователь не сможет ее правильно понять и оценить. Значит, учетная политика связывает едиными правилами бухгалтера и пользователя отчетности.

Способы отражения операций в бухгалтерском учете всегда принимаются во внимание при управлении предприятием. Вот почему значение учетной политики так велико. Поэтому влияние учетной политики на финансовую отчетность является столь актуальным на современном этапе.

Цель данной работы – определить основные моменты влияния учетной политики на финансовую отчетность.

При этом необходимо решить ряд дополнительных задач, способствующих достижению поставленной цели:

-         раскрыть сущность учетной политики и основные принципы ее формирования;

-         изучить законодательную основу формирования учетной политики.

-         определить задачи учетной политики.

1. Сущность учетной политики и основные принципы ее формирования


Устранение монополии государственной собственности коренным образом изменило систему управления и методику информационного его обеспечения.

Появились новые пользователи данными бухгалтерского учета и отчетности – собственники предприятий, которые исходя из предоставленных им законодательством прав предъявляют свои требования к постановке бухгалтерского учета. Возникла необходимость формализовать такие требования в особом документе, имеющем законодательную силу для всех пользователей отчетной информации, включающих налоговые органы. Так, в российской практике в начале 1992 г. появилась категория «Учетная политика»[1].

Под   учетной  политикой организации  понимается  принятая  ею  совокупность  способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей  группировки  и  итогового  обобщения  фактов   хозяйственной  деятельности[2].                                                       

На сегодняшний день единой методики составления учетной политики нет. Каждое предприятие вправе самостоятельно разрабатывать ее положения. Основываться же надо на рекомендациях ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н (ред. от 30.12.99), а также на других нормативных документах по бухгалтерскому учету.

При этом необходимо соблюдать следующие принципы:

1)    принцип допущения имущественной обособленности. Он состоит в том, что активы и обязательства предприятия должны учитываться отдельно от активов и обязательств собственников этого предприятия, а также активов и обязательств других предприятий;

2)    принцип допущения непрерывности деятельности. Это значит, что предприятие планирует продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у него нет намерений и необходимости существенного сокращения деятельности или ее полной ликвидации;

3)    принцип последовательности применения учетной политики. То есть учетная политика, принятая предприятием, должна применяться из года в год. Менять учетную политику ежегодно не обязательно;

4)    принцип допущения временной определенности факторов хозяйственной деятельности, а именно: факты хозяйственной деятельности предприятия нужно отражать в том отчетном периоде, в котором они имели место. И это не должно зависеть от времени фактического поступления или выплаты денег.

При   формировании   бухгалтерской   отчетности   должны  быть исполнены  требования  нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету   по  раскрытию  в бухгалтерской  отчетности  информации  об  изменениях  учетной политики,  оказавших  или  способных  оказать существенное  влияние  на:

-         финансовое положение;

-         движение денежных средств  или  финансовые  результаты деятельности организации;

-         об операциях  в иностранной  валюте;

-         о  материально-производственных запасах;

-         об основных средствах;

-         о доходах и расходах организации;

-         о  последствиях  событий  после  отчетной  даты;

-         о  последствиях условных фактов хозяйственной деятельности, а также по раскрытию в бухгалтерской  отчетности  той  или  иной  информации  об активах, капитале и резервах и обязательствах организации.

Такое раскрытие  может    быть    осуществлено    организацией    путем   включения соответствующих показателей, таблиц, расшифровок непосредственно в формы бухгалтерской отчетности или в пояснительную записку.[3]       

     Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Раскрытие (придание гласности) учетной политики в бухгалтерской отчетности распространяется на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам либо по собственной инициативе.

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам.

Таким образом, учетная политика имеет первостепенное значение при осуществлении бухгалтерского учета и отчетности. В узком смысле, учетная политика согласно действующему законодательству представляет собой совокупность способов бухгалтерского учета.

Если же ставить проблему шире, с точки зрения реальной практики и тенденций развития хозяйственной деятельности, то учетную политику организации вполне можно рассматривать в качестве одного из инструментов управления организацией.


2. Влияние учетной политики на финансовую отчетность



Учетная политика организации формируется главным бухгалтером организации и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются[4]:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- методы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики организации по каждому конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из положений по бухгалтерскому учету.

К  способам  ведения   бухгалтерского  учета  относятся   способы группировки  и  оценки  фактов  хозяйственной деятельности, погашения стоимости  активов,  организации  документооборота,   инвентаризации, способы  применения  счетов  бухгалтерского  учета, системы регистров бухгалтерского  учета,  обработки  информации  и иные соответствующие способы и приемы:[5]                                                   

-         амортизация основных средств, нематериальных и иных активов;

-         оценка производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции;

-         признание прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и др.

Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошло изменений со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

Информация о них должна, как минимум, включать:

-         причину изменения учетной политики;

-         оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год);

-         указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении[6].

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях[7]:

- изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета, применение которых предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

- существенного изменения условий деятельности, связанных с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, реструктуризацией производства, значительным расширением или уменьшением объемов деятельности и т.д.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется в порядке, предусмотренном для учетной политики. Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения.

Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за период, предшествующий отчетному. Указанные корректировки отражаются в бухгалтерской отчетности, при этом никакие учетные записи не производятся.

Как было выше отмечено, каждый бухгалтер сам решает каким способом он будет начислять амортизацию, признавать выручку, рассчитывать норматив для процентов по кредитам и т.д. При этом свой выбор бухгалтер должен зафиксировать в учетной политике. Ведь именно там прописываются все приемы, которые использует предприятие при ведении бухгалтерского и налогового учета.

Учетную политику бухгалтер может формировать по – разному.

Первый вариант. Можно закрепить политику для целей бухгалтерского и налогового учета отдельными приказами.

Второй вариант. Можно издать один приказ, в котором предусмотреть три раздела:

-         организационно-технический;

-         учетная политика для целей бухгалтерского учета;

-         учетная политика для целей налогового учета.

В первом разделе нужно указать:

1)    порядок и сроки проведения инвентаризации. Здесь надо указать перечень имущества и обязательств, которые необходимо проверить;

2)    план счетов бухгалтерского учета, который применяет организация;

3)    формы первичных документов для хозяйственных операций, по которым не утверждены типовые бланки или которые организация разработала самостоятельно. В этих документах обязательно должны быть реквизиты, которые перечислены в статье 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129 – ФЗ «О бухгалтерском учете»;

4)    формы регистров налогового учета;

5)    правила документооборота;

6)    порядок контроля за хозяйственными операциями, а также иные правила ведения бухгалтерского учета.

Следующий раздел – это учетная политика для целей бухгалтерского учета. В этом разделе нужно установить:

-         способы амортизации основных средств и нематериальных активов;

-         порядок учета и списания в производство сырья и материалов;

-         перечень резервов, которые будет создавать предприятие;

-         порядок списания общехозяйственных расходов и т.д.

Третий раздел – учетная политика для целей налогообложения. Здесь нужно отразить порядок определения выручки, которому будет следовать организация, исчисляя НДС. Кроме того, в этом разделе организация должна указать, как она будет признавать доходы и расходы, а также учитывать отдельные хозяйственные операции в целях исчисления налога на прибыль. Заполняя третий раздел следует руководствоваться нормами налогового кодекса РФ.

Разработка и утверждение учетной политики организации в целях налогообложения) содержится и в налоговом законодательстве (например, в части обложения НДС – пункт 12 статьи 167 НК РФ, в части формирования состава затрат для обложения налогом на прибыль – глава 25 НК РФ).

Таким образом, если предприятие уклоняется от своих обязательств по формированию учетной политики, это может быть расценено проверяющими налоговыми органами как грубое нарушение правил учета доходов и расходов. Нарушение в данном случае выражается в отсутствии методологии (способов ведения бухгалтерского и налогового учета) и соответственно неправильном отражении на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций[8].

На оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности (проверяющими органами, учредителями, инвесторами) сильное влияние оказывают способы бухгалтерского учета.

Из выше изложенных рассуждений можно сделать вывод о том, что учетная политика предприятия представляет собой совокупность принципов и правил (вариантов) организации и технологии реализации способов (методов) бухгалтерского учета на предприятии с целью формирования максимально оперативной, полной, объективной и достоверной финансовой и управленческой информации предприятия, а, следовательно, оказывает существенное влияние на финансовую отчетность организаций.  


3. Факторы, влияющие на формирование учетной политики и ее задачи


Учетная политика предприятия формируется на основе совокупности основополагающих принципов и правил, выбор для использования которых требует системного подхода с целью максимальной оптимизации задач, поставленных перед организацией. Поэтому следует при выборе учетной политики учитывать влияющие факторы:

1) форму собственности и организационно-правовой статус предприятия (государственное, частное, акционерное общество, товарищество и т.д.); отраслевую принадлежность и вид деятельности (промышленность, строительство, торговля, сельское хозяйство и т.д.); организационную структуру управления и наличия структурных подразделений; размеры (масштабы деятельности, объема продаж, численность персонала и др.);

2) текущие и долгосрочные цели предпринимательства (привлечение дополнительных финансовых ресурсов, укрепление конкурентных позиций на рынке, осуществление инвестиционных программ, повышение котировок акций и др.);

3) особенности деятельности – производственной (технологическая структура, потребляемые ресурсы), коммерческой (организация снабжения и сбыта, системы и формы расчетов, взаимоотношения с покупателями), финансовой (взаимоотношения с банками и другими финансовыми институтами, налоговой системой), управленческой (структура, независимость от собственников, отчетность перед ними, уровень технического обеспечения, в том числе компьютерной техникой);

4) кадровое обеспечение – уровень квалификации персонала (опыт, навыки, степень понимания стоящих перед ним задачи и проблем, способность их разрешать);

5) хозяйственная ситуация – развитость инфраструктуры рынка, состояние хозяйственного, налогового, бухгалтерского законодательства, благоприятность инвестиционного климата и т.д.


Учетная политика предприятия, являясь основой системы бухгалтерского учета, должна обеспечить выполнение следующих задач:

- соблюдение основополагающих принципов учета, таких как полнота, своевременность, осмотрительность, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость, рациональность, непрерывность деятельности и постоянство;

- контроль за исполнением требований, предъявляемых к бухгалтерской отчетности: полноты, существенности, нейтральности, сравнимости, сопоставимости;

- подготовка организацией достоверной отчетности  бухгалтерской, налоговой, статистической;

- обеспечение единства методики при организации и ведении бухгалтерского учета в организации в целом и в ее структурных подразделениях;

- обеспечение оперативности и гибкости реагирования системы бухгалтерского учета на изменения условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности, в том числе обусловленные изменениями законодательных и нормативных актов.

Таким образом, задачи учетной политики в целом по предприятию и в отдельных его подразделениях (особенно это касается обособленных структур, выделенных на самостоятельные балансы) тесно переплетаются с задачами бухгалтерского учета, изложенными в Законе о бухгалтерском учете (статья 1), а именно:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и др.;

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Таким образом, задачи, поставленные перед учетной политикой организации, можно сформулировать в виде требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету:

1) требование полноты: необходимость обеспечения пол­ноты отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности организации;

2) требование своевременности: отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтер­ской отчетности в момент их возникновения;

3) требование осмотрительности: большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;

4) требование приоритета содержания перед формой: отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их право вой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хо­зяйствования;

5) требование непротиворечивости: тождество (равенство) данных аналитического учета оборотам и остаткам по сче­там синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;

6) требование рациональности: рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.





Заключение


В заключение следует отметить следующее. С развитием рыночных отношений, появлением принципиально новых видов деятельности, усложнением процессов управления предприятиями и степенью осознания руководителями различного звена субъектов рыночных отношений круга, содержания и значимости решаемых задач объективно возрастает роль учетной политики. В узком смысле, учетная политика согласно действующему законодательству представляет собой совокупность способов бухгалтерского учета.

Если же ставить проблему шире, с точки зрения реальной практики и тенденций развития хозяйственной деятельности, то учетную политику организации вполне можно рассматривать в качестве одного из инструментов управления организацией.

Способы отражения операций в бухгалтерском учете всегда принимаются во внимание при управлении предприятием. Вот почему значение учетной политики так велико. А значит, руководителю и главному бухгалтеру следует серьезно отнестись к формированию и утверждению учетной политики.

Ведь от грамотно составленной учетной политики зависят и постановка бухгалтерского учета в организации в целом, и возможность закрепить ряд положений в целях налогообложения, что непременно даст шанс отстоять свою позицию перед проверяющими налоговыми органами при сдаче годовой бухгалтерской отчетности.

В этой связи учетную политику без преувеличения можно назвать планом работы финансовых и бухгалтерских служб на текущий год. Именно она, по сути, определяет методы ведения бухгалтерского финансового учета, а, следовательно и формирование бухгалтерской отчетности.

Список литературы

1.     Налоговый кодекс РФ, части первая и вторая.

2.     Федеральный закон от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 30.06.2003)

3.     Приказ Минфина от 29 июля 1998 г. N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и  бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»  (ред. от 24.03.2000)

4.     Приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика  организации" ПБУ 1/98  (ред. от 30.12.99)

5.     Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»

6.     Алборов Р.А. Выбор учетной политики предприятия: Принципы и практические рекомендации. – М.: 2003. – 208 с.

7.     Бухгалтерский учет. Учебник./Под ред. А.Д. Ларионова. - М.: Проспект, 2003, - 397 с.

8.     Бухгалтерский учет: Учебник/ П.С. Безруких, Н.П. Кондаков, В.Ф. Палий и др.; под ред. П.С. Безруких.- М.: Бухгалтерский учет, 2002.- 528 с.

9.     Васильева Н.А. Учетная политика организации // Бухгалтерский учет. – 2003. – № 24. – С. 31-35.

10.                        Захарин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2004. – 303 с.

11.                        Камышанов П.И., Камышанов А.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник. – М.: ОМЕГА-Л, 2004. – 638 с.

12.                        Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003.- 635с.

13.                        Киселев Н.М. Учетная политика организации на 2003 год.// Финансовая газета, 2002 - № 51, 52.

14.                        Новикова Т.А. Учетная политика организаций, как инструмент оптимизации налогообложения // Финансы. – 2003. – № 5. – С. 29-33.

15.                        Пласкова Н. Бухгалтерская отчетность как информационная база финансового анализа // Финансовая газета. Региональный выпуск.-2002.- № 35 С.5-7.




[1] Камышанов П.И., Камышанов А.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник. – М.: ОМЕГА-Л, 2004. – с. 83

[2] Приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика  организации" ПБУ 1/98  (ред. от 30.12.99)

[3] Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»

[4] Федеральный закон от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 30.06.2003), п. 3 ст. 6

[5] Приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика  организации" ПБУ 1/98  (ред. от 30.12.99), п. 12

[6] Приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика  организации" ПБУ 1/98  (ред. от 30.12.99), п. 19

[7] Кондраков Н.П.Бухгалтерский учет. - М: ИНФРА-М,2003, с. 13

[8] Налоговый кодекс РФ. Ст. 120