Содержание
Введение. 3
1. Анализ экологической обстановки города Новосибирска и новосибирской области.. 4
1.1. Состояние атмосферного воздуха г. Новосибирска и новосибирской области 5
1.2. Загрязнение поверхностных вод г. Новосибирска и новосибирской области 7
1.3. Загрязнение земной поверхности г. Новосибирска и новосибирской области 9
2. Экономическое регулирование природопользования в г. Новосибирске и новосибирской области.. 11
3. Пути и методы решения экологических проблем г. Новосибирска и новосибирской области.. 14
Заключение. 16
Список литературы.. 17
Введение
Анализ экологической ситуации в Новосибирске и области свидетельствует о том, что кризисные тенденции, с полной отчетливостью проявившиеся в предшествующие 15 лет, не преодолены, а в отдельных аспектах даже углубляются, несмотря на принимаемые меры.
Актуальность темы работы заключается в том, что до сих пор проблема загрязнения окружающей природной среды города Новосибирска остается первостепенной.
Несмотря на производимые администрацией города природоохранные мероприятия, экологическая обстановка г. Новосибирска является неудовлетворительной и поэтому данная проблема требует детального исследования и принятия скорейших прогрессивных решений.
Необходимость исследования, по моему мнению, данной темы следует из неблагоприятной экологической обстановки в г. Новосибирске и области, т.к. загрязнение окружающей среды отрицательно влияет как на природу так и на различные стороны человеческой деятельности, чтобы предотвратить отрицательные последствия загрязнения завтра необходимо детально исследовать и попытаться улучшить экологическое состояние окружающей природной среды г. Новосибирска и области сегодня.
Цель представленной работы - систематизировать имеющиеся в наличии материалы разных источников, чтобы получить целостное представление об экологических проблемах города Новосибирска и новосибирской области.
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются: во-первых, охарактеризовать неблагоприятные процессы, происходящие в городе, во-вторых, рассмотреть экономическое регулирование природопользования, и, в-третьих, предложить пути решения экологических проблем города Новосибирска и новосибирской области.
1. Анализ экологической обстановки города Новосибирска и новосибирской области
Оценки специалистов говорят, что доля влияния загрязнения атмосферного воздуха на общую заболеваемость у детей составляет в среднем 17%, у взрослых - 10%. Загрязнение воздуха порождает 41% заболеваний органов дыхания, 16% - эндокринной системы, 2,5% - онкологических заболеваний у лиц в возрасте 30-34 года и 11% - у лиц 55-59 лет[1].
Данные статистики говорят, что экологическая ситуация в Новосибирской области изменилась к лучшему: еще десять лет назад загрязненность воздуха была выше примерно в два раза. Однако дело не в том, что городские власти и предприниматели взялись за охрану природы, а в том, что многие промышленные предприятия области продолжают бездействовать.
В Новосибирской области на сегодняшний день насчитывается более 5 тысяч различных промышленных производств и теплоэнергоцентралей, выбрасывающих в атмосферу каждый год более 400 различных вредных веществ. Объем этих выбросов составляет около 900 тысяч тонн. Другими словами, каждый день на жителей области «падает с неба» почти 2,5 тысячи тонн копоти и пыли. Несомненно, что самый большой вклад в создание этой неблаговидной ситуации делает транспорт (на долю транспортных средств приходится около 70 % от всего количества вредных выбросов). Конечно, есть попытки изменить страшную цифру в сторону понижения. Например, в области вышел закон о запрете на продажу и использование неэтилированного бензина (выхлопные газы от использования этого топлива вызывают умственную отсталость у детей). Новосибирские транспортники хоть и медленными темпами, но все же переводят свой автопарк на газ – более дешевое и чистое топливо. Единственный минус – скорость этого процесса. Каждый год переоборудование проходит всего тысяча машин. А их в области зарегистрировано 300 тысяч. Легко подсчитать, что при нынешних темпах перестройка будет идти как раз 300 лет.
Свои 30 % вносят в загрязнение окружающей среды и промышленные предприятия Новосибирска и области, в авангарде - ТЭЦ (№ 2, 3, 4, 5, Барабинская), НовЭЗ, «Искитимцемент», оловокомбинат, аэропорт «Толмачево», ЗАО «Кудряшовское», Евсинская птицефабрика и Бердский завод биологических препаратов.
Часто отмечается, что Новосибирск не входит в число 20 самых экологически неблагополучных городов России, напротив, говорится о стабильном улучшении экологической ситуации города и области. Однако эти оптимистические сообщения не должны усыплять бдительность – наблюдается постоянный рост количества заболеваний ЛОР-органов, особенно у детей (530 человек на каждые 10 тысяч жителей в области, в городе – 750 на десять тысяч). Кроме того, оздоровление российской экономики, оживление отечественного производства (без капиталовложений в экологические программы предприятий) будет, как это не пародоксально, только ухудшать статистику. В чем причины отсутствия радикальных изменений в экологической ситуации области? На первый план, как и везде, выходят финансовые проблемы[2].
1.1. Состояние атмосферного воздуха г. Новосибирска и новосибирской области
Уровень загрязнения атмосферного воздуха в г. Новосибирске на уровне или несколько выше среднего значения по странам СНГ. По данным Госкомгидромета, практически в любой день года хотя бы на одном пункте за один срок наблюдения регистрируется повышение ПДК хотя бы одной примеси.
В среднегодовых показателях наиболее загрязнена атмосфера следующих районов: пылью - Первомайский и Заельцовский, диоксидом серы - Центральный, оксидом азота - Центральный и Октябрьский, диоксидом азота - Первомайский, Ленинский, фенолом - Кировский, Дзержинский, Калининский, сажей - Первомайский, хлористым водородом - Октябрьский, аммиаком - Заельцовский, бензпиреном - Кировский, Заельцовский.
Наиболее мощные загрязнители атмосферы- теплоэлектростанции. Самые мощные выбросы вредных веществ в атмосферу дает ТЭЦ-2. Большинство загрязняющих веществ от электростанций составил 65 % от валового выброса загрязняющих веществ, поступивших в атмосферу города от стационарных источников.
За период с 1995-1999 г. в энергосистеме произошло понижение валового выброса загрязняющих веществ на 18,755 тыс. тонн, что обусловлено понижением выработки тепловой и электрической энергии. В связи с падением промышленного производства, а также за счет получения электроэнергии по межсистемным потокам. Частичное снижение выбросов произошло также за счет внедрения технологичных методов подавления оксида азота, повышения эффективности золоулавливающего оборудования, изменения в структуре используемого топлива в сторону увеличения доли жидкого и газообразного. По данным учета в Новосибирске насчитывается 266 ведомственных промышленных и отопительных котельных. Суммарный выброс загрязняющих веществ составляет свыше 24 тыс. т./год. В городе насчитывается более 44 тыс. частных домов, выбросы от которых не учитываются в форме статистической отчетности 2 тп-воздух. С учетом выбросов от частного сектора валовой годовой выброс загрязняющих веществ по городу составляет свыше 207 тыс. тонн/год. Следует отметить, что технологические выбросы городских предприятий в общей массе выбросов за год составляют не более 7%. Доля веществ - основных загрязнителей атмосферы в выбросах автотранспорта (по критерию опасности) - существенно повышает долю тех же веществ в выбросах стационарных источников. Кроме того, вследствие использования этилированных марок бензина опасным элементом в автомобильных выбросах является свинец и его соединения. Кроме того, говоря о влиянии автомобильного транспорта, нельзя не отметить такую примесь, как твердые вещества (пыль). Практически отсутствуя в выбросах собственно транспортных средств, они являются неизменным спутником автотранспорта как технологии перемещения пассажиров и грузов. В зимнее время в целях обеспечения противоскольжения на главных магистралях города рассыпается до 36 тыс. тонн песка, что вполне сравнимо с выбросами твердых веществ от объектов теплоэнергетики. Практически на всех оживленных автомагистралях зачастую имеет место повышение допустимых концентраций таких как: оксид углерода, формальдегид, оксид азота, фенол, пыль, сажа, бензпирен. Несовершенство системы удаления песка по окончании зимнего сезона, самовольные выезды транспортных средств за пределы проезжей части, где нет твердого покрытия, приводят к накоплению на проезжей части и в дальнейшем к подъему в воздух твердых веществ в количествах, существенно превышающих санитарно- гигиенические нормы. Такое положение на основных магистралях города обусловлено рядом факторов: высокой интенсивностью и плотностью транспортного потока, большим удельным весом грузового и общественного транспорта, зачастую неудовлетворительным состоянием транспортных средств, высокой плотностью улично-дорожной сети, равномерным распределением сети по территории города, использованием песка в целях противоскольжения в зимнее время и пр.
1.2. Загрязнение поверхностных вод г. Новосибирска и новосибирской области
По территории г. Новосибирска протекает река Обь с крупным притоком р. Иня и малыми реками (Ельцовка 1, Ельцовка 2, Нижняя Ельцовка, Каменка, Камышенка, Плющиха, Тула).
Реки Каменка и Ельцовка 1 в черте города на значительном протяжении русла забраны в коллектор, что нарушает естественный приток подземных вод, питающих реки, изменяет естественный приток подземных вод, подтопляя подвалы зданий. На качественное состояние городских водостоков отрицательное влияние оказывают как производственные и ливневые сточные воды, так и хозяйственная деятельность многочисленных гаражных кооперативов, данных обществ самовольное строительство и бесхозные свалки, расположенные в бассейнах водосборов и водоохранных зонах рек. Результаты наблюдений за качеством поверхностных вод показывают, что практически все водные объекты загрязнены существенно выше допустимых рыбохозяйственных нормативов, причем малые реки города загрязнены в большей степени, чем р. Обь. В 1998 г. вода рек Обь, Иня и Тула оставалась загрязненной (4 класс качества), индекс загрязнения воды (ИЗВ) соответственно 2,79-3,61, 3,31, 3,19. Вода рек Ельцовка 1, Каменка, Ельцовка 2 была грязной (5 класс качества), ИЗВ равен 5,42; 4,5; 865,54 соответственно. Наиболее характерными для пересекающих город водных объектов загрязняющими веществами являются нефтепродукты, азот аммония, нитриты, фенолы, хром (VI).
Особенно тяжелое положение складывается на реках Каменка и Плющиха, принимающие существенные объемы бактериально опасных хозбытовых сточных вод.
Хотя сосотяние р. Иня улучшилось за истекшие годы, но в целом она остается одной из самых загрязненных рек региона, однако характер ее загрязнения формируется на территории Кемеровской области и Новосибирск вносит незначительный вклад в уровень ее загрязнения.
Уровень загрязнений Новосибирского водохранилища остается в основном стабильным и содержание объема ингредиентов находится на уровне 1-5 ПДК.
1.3. Загрязнение земной поверхности г. Новосибирска и новосибирской области
Наиболее широко развито загрязнение почвы ядохимикатами, которые применяются для борьбы с сорняками, различными вредителями с целью повышения урожайности сельскохозяйственной продукции. Но их использование не остается без последствий. вредные химические вещества в конечном счете отравляют и людей, и животных, и растения.
Территория в г. Новосибирске и области него в течение длительного периода подвергалась интенсивному загрязнению (выбросы от автотранспорта, промышленных объектов, ТЭЦ, котельных).
Территория Кировского, Ленинского, Заельцовского районов значительно загрязнена сульфатами и нитратами, что связано с деятельностью промышленных предприятий. Наиболее загрязненные территории находятся в Кировском районе, рядом с Оловокомбинатом, где обнаружены максимальные концентрации кадмия, мышьяка, цинка, свинца. Отдельные районы с повышенным содержанием тяжелых металлов обнаружены вдоль транспортных магистралей (пятнами в Октябрьском, Дзержинском, Центральном, Калининском, Советском, Железнодорожном районах). Выявлены районы с повышенным содержанием в снежном покрове пыли (Ленинский, Октябрьский, Кировский районы). Вопросы, связанные с наличием на территории города и вокруг него свалок мусора и отходов. Полигон для утилизации промышленных отходов, который бы решили ряд важных городских проблем, так и не был построен. Поэтому вокруг города имеются локальные зоны, являющиеся потенциальными источниками загрязнения подземных вод.
Почвы и грунты городской территории Новосибирска характеризуются поликомпонентным загрязнением, более интенсивным для правобережной части города. Территориально характер загрязнения, как правило, отражает структуру и мощность источников выбросов. Так как почвы города не вовлечены в обширный сельскохозяйственный оборот, проблема загрязнения почв не является первоочередной.
Несмотря на снижение в последние годы объемов производства и потребления, проблема удаления, размещения и обезвреживания отходов остается одной из наиболее актуальных в области охраны окружающей среды города. Нерешенность вопросов размещения, переработки и утилизации приводит к ежегодному увеличению объемов накапливаемых отходов, размеров занимаемой ими территории, росту числа несанкционированных свалок, интенсивному загрязнению почвы, негативному воздействию на здоровье населения.
До настоящего времени не решена проблема утилизации мусора с использование современных технологий. Мусороперерабатывающий завод в г. Новосибирске и области отсутствует.
Источником комплексного негативного воздействия на объекты окружающей природной среды является автотранспорт, который в результате эксплуатации образует целый шлейф отходов (шины, аккумуляторы, кузовной лом, отработанные масла и т.д.). По данным Госкоэкологии НСО в год образует более 15 тыс. тонн нефтеотходов, около 14 тыс. тонн резиноотходов, более 3 тыс. тонн свинецсодержащих отходов, около 2 тыс. тонн отработанных электролитов и т.д. Специально проведенный анализ показывает, что большая часть отходов от автотранспорта не включена в область государственного и экономического регулирования.
Таким образом, проблема размещения и переработки отходов производства и потребления является приоритетной в охране окружающей среды НСО. Проблема формировалась и усложнялась в течение многих лет в результате несовершенства нормативно-правовой базы в области обращения с отходами, дефицита финансовых средств, и, что очень немаловажно, отсутствия экономических методов стимулирования и системности в проводимых мероприятиях[3].
2. Экономическое регулирование природопользования в г. Новосибирске и новосибирской области
Внедрение экономического механизма природопользования в НСО началось в 1990 г. с проведения эксперимента по совершенствованию хозяйственного механизма природопользования по решению областного Совета народных депутатов от 23.04.1990 № 132. На начальном этапе этой работы были созданы фонды охраны природы, уточнены методические подходы к определению размера и порядка взымания платы за загрязнение природной среды с учетом экономических возможностей предприятий, апробированы на практике методы нормирования и целевого использования экологических фондов.
Главной целью создания внебюджетных экологических фондов было формирование автономного, независимого от бюджетных ассигнований, источника гарантированной поддержки природоохранной деятельности. При этом средства экологических фондов не подменяют, а дополняют бюджетные средства и средства, выделяемые на эти цели предприятиями - природопользователями. В настоящее время внебюджетные экологические фонды Новосибирской области представляют собой обособленную часть областных и местных финансовых ресурсов, имеющих самостоятельные источники формирования и целевое направление использования. Основными источниками поступления средств в экофонды являются взносы за загрязнение окружающей среде, иски и штрафы за нарушение природоохранного законодательства.
В условиях экономической нестабильности, высокой инфляции и сокращения финансирования природоохранных мероприятий из средств бюджетов всех уровней роль экологических фондов очевидна. Только в 1998 г. на природоохранные мероприятия из средств внебюджетных экологических фондов затрачено 44,8 млн. рублей. Финансирование природоохранных мероприятий из разных источников, по данным основных показателей прогноза социально- экономического развития НСО только по объемам капиталовложений, распределилось следующим образом:
– Федеральный бюджет – 0,02 млн. рублей;
– Областной бюджет – 4,86 млн. рублей (в т.ч. внебюджетные экологические фонды – 44,8 млн. рублей);
– Средства природопользователей – 60,4 млн. рублей[4].
Неплатежеспособность большинства предприятий области, а также низкие нормативы платы за загрязнение окружающей среды, которые отстают от реальных темпов инфляции, не позволяют в должном объеме сформировать финансовые средства на выполнение природоохранных мероприятий. В связи с этим, Советом облэко-фонда было решено шире внедрять взаимозачетные схемы в счет выполнения природоохранных мероприятий. Это позволило, несмотря на тяжелое финансовое положение в области, продолжать работы по строительству биологических очистных сооружений в р.п. Ордынское, в Чистоозерном и Чановском районах, вести строительство сетей канализации в р.п. Колывань, а также осуществлять мероприятия по ликвидации возникающих негативных явлений. По взаимозачетным схемам приобретались строительные материалы и необходимое оборудование, погашалась задолженность предприятий, организаций, осуществляющих работы по строительству природоохранных объектов, за электроэнергию и т.д. При этом наибольшие трудности возникали при денежном погашении 10% отчислений в Федеральный экологический фонд.
Расходование средств областного внебюджетного экологического фонда осуществлялось по детализированной схеме, утвержденной Советом облэкофонда.
Несмотря на кризисную экономическую ситуацию на территории области сохраняется устойчивая тенденция увеличения числа малых хозяйствующих объектов акционерной и частной формы собственности. Значительную часть подобных предприятий нередко выпадает из сферы государственного регулирования. Контроль за деятельностью таких природопользователей приводит к резкому увеличению нагрузки на инспекторов (при недостаточном их количестве).
Как известно 10 % платы за загрязнение природоохранных средств в доход Федерального бюджета, а 90 % платы - на формирование внебюджетных экологических фондов разного уровня. Поступления 10 % платы в Федеральный бюджет контролируют территориальные органы. Министерство РФ по налогам и сборам. Контролю за полнотой и правильностью исчисления осуществляют комитеты по охране окружающей среды.
Совместная контролирующая работа Госналогинспекции по НСО и Госкомэкологии НСО в 1998 г. включала в себя следующие мероприятия: выявление уклоняющихся от платежей за загрязнение природы, проведение совместных документальных проверок предприятий - природопользователей по выполнению ими налогового и природоохранного законодательства. В первом полугодии 1998 г. были разработаны и утверждены «Методические рекомендации по проведению документальных проверок предприятий НСО по плате за загрязнение окружающих природоохранных средств», в которых подробно изложены методы и принципы проведения совместных проверок.
Наибольшее внимание в совместном контроле в 1998 г. было уделено проверке предприятий г. Новосибирска, т.к. на наш город приходится более половины всех поступлений в Федеральный бюджет и в экофонды. Проверками было выявлено, что практически все рынки и многие торговые предприятия г. Новосибирска не состоят в числе плательщиков[5].
3. Пути и методы решения экологических проблем г. Новосибирска и новосибирской области
Для улучшения экологического состояния г. Новосибирска предполагается реализация комплекса мероприятий, призванных решить следующие основные задачи:
В социальной сфере:
– Улучшить рекреационные условия (лесопарковое устройство городских лесов).
– Углублять подготовку персонала, обучение, воспитание, просвещение населения.
– Формировать экологическое сознание и природосберегающее поведение населения.
В экологической сфере:
В области охраны атмосферного воздуха
– Обеспечить соблюдение экологических требований автотранспортными средствами, эксплуатируемыми на территории города, в том числе за счет создания сети современных комплексных автосервисных станций.
– Ликвидировать парковки автотранспорта внутри жилых кварталов и вдоль дорог за счет строительства многоярусных автостоянок.
– Продолжить развитие городского электротранспорта, в первую очередь метро.
– Продолжить газификацию котельных и частного жилого сектора.
В области лесов и сохранения зеленых насаждений
– Осуществить реконструкцию парков и скверов города, повсеместно организовать газоны.
– Осуществить реконструкцию зеленых насаждений на территориях промплощадок предприятий и озеленение их санитарно- защитных зон.
В области радиологической безопасности населения
– Создать структуру по ликвидации чрезвычайных (аварийных) ситуаций радиоактивного химического характера.
– Создать систему учета источников ионизационного излучения.
– Районирование территории по степени опасности от возникнования техногенного радиационного загрязнения.
В области экологическом образования, воспитания и просвещения населения
– Продолжить развитие системы непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения.
– Обеспечить экологизацию школьных учебных программ с учетом регионального компонента.
– Продолжить развитие Новосибирского зоопарка как уникального эколого-воспитательного и рекреационного объекта.
В области защиты водной среды
– продолжить развитие и реконструкцию централизованных систем городской канализации и отвода сточных вод;
– продолжить строительство общеплощадочных и локальных очистных сооружений на промпредприятиях города;
– продолжить рекультивацию захламленных территорий, строительство набережных и культурно- оздоровительных объектов в прибрежных и водоохранных зонах рек города.
В области обращения с отходами производства и потребления
– реконструировать действующие объекты размещения отходов в соответствии с природоохранными нормами;
– обеспечить сбор отходов в районах частной жилой застройки;
– построить полигон для захоронения токсичных промышленных отходов, переработка которых невозможна или нецелесообразна.
Заключение
Основными направлениями улучшения экологической ситуации являются оздоровление среды обитания в городах и селах, повышение уровня экологической безопасности при развитии всех отраслей производства, борьба с загрязнением воздуха, почв и вод, рациональное использование восполняемых (леса, рыбные угодья, плодородие почвы) и невосполняемых (минеральное сырье) природных ресурсов, обеспечение населения качественной питьевой водой и продуктами питания, сохранение и развитие природных экосистем, биологического разнообразия. Кроме того, по мнению специалистов областной администрации, приоритетными должны также стать такие направления, как переработка, обезвреживание и надежное захоронение отходов, расширение использования вторичных ресурсов, предупреждение и уменьшение опасного воздействия природных явлений, техногенных аварий и катастроф, экологическое образование и воспитание населения[6].
В условиях интенсивного использования природных ресурсов человеком, вовлечение их в хозяйственную деятельность наносит все более ощутимый ущерб природе, а также здоровью людей. Во- первых, природа стала терять свою уникальную способность к самовосстановлению, как следствие, нарушаются естественные биологические циклы, тормозятся процессы развития. Во- вторых, такие изменения в природе не проходят бесследно для человека.
Итак, цель работы достигнута, т.к. мы стали более информированы о состоянии окружающей среды нашего города, о регулировании государством отрицательных побочных эффектов рыночной системы и проведении природоохранных мероприятий, заболеваниях, причиной которых является вредные вещества, выбрасываемые в атмосферу различными предприятиями.
Список литературы
1. Акумов А.И., Мингазов И.Ф. Состояние окружающей среды и заболеваемость населения в Новосибирске. Новосибирск: «Наука», 1999.
2. Даниленко А.А. Аналитический обзор состояния окружающей природной среды в г. Новосибирске в 1998-2003 гг. Новосибирск: «Наука», 2004.
3. Мартова И.М. Экологическая ситуация сегодня // Вечерний Новосибирск. 17 марта 2001 год.
4. Муравей Л.А. Экология и безопасность жизнедеятельности. М.: ИНФРА-М, 2000.
5. Невский Е.З. Проблемы экологии России // Проблемы региональной экологии. – 2002. - № 12.
[1] Муравей Л.А. Экология и безопасность жизнедеятельности. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 20-22.
[2] Невский Е.З. Проблемы экологии России // Проблемы региональной экологии. – 2002. - № 12. С. 15.
[3] Акумов А.И., Мингазов И.Ф. Состояние окружающей среды и заболеваемость населения в Новосибирске. Новосибирск: «Наука», 1999. С. 52-53.
[4] Даниленко А.А. Аналитический обзор состояния окружающей природной среды в г. Новосибирске в 1998-2003 гг. Новосибирск: «Наука», 2004. С. 107.
[5] Даниленко А.А. Аналитический обзор состояния окружающей природной среды в г. Новосибирске в 1998-2003 гг. Новосибирск: «Наука», 2004. С. 108-110.
[6] Мартова И.М. Экологическая ситуация сегодня // Вечерний Новосибирск. 17 марта 2001 год.