ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

СЕРПУХОВСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО



                                                                    ФАКУЛЬТЕТ:  ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЙ

                          КАФЕДРА: ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА





КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине  «Ценообразование »

Тема № 9


 

                                                                         Исполнитель

                                                                          Специальность:          финансы и кредит

                                                                          Группа:                                                                                                  № зачетной книжки                                                                          Руководитель: к.э.н.  Л.Н. Петрова   

                                                                          





Г. Серпухов

2007 г.


Оглавление:

Введение……………………………………………………………….……....3

1. Место и роль цены в рыночном хозяйстве…………………………..........4   

2. Виды контроля за ценами и санкции за нарушение государственной

    дисциплины цен…………………………………………………………….6

3. Практическая часть..………………………………………………………12

Заключение……………………………………………………………………15

Список литературы…………………………………………………………...17
























Введение

Классическая политическая экономия рассматривала свободно складывающиеся на рынке цены как главный элемент механизма поддержания равновесия между спросом и предложением. Цена — сильная экономическая категория. Она может активно участвовать в решении многих экономических, социальных, политических задач, поэтому и государство, и различные субъекты рынка учитывают и используют все качества цены в своих действиях. Есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это, так называемые, общественные товары: товары и услуги, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.). Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.

 В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся основы ценовой политики. На основании этого положения прези­дент совместно с правительством РФ обеспечивает реализацию ценовой поли­тики и законодательства РФ о ценообразовании. Политика цен осуществляется через анализ практики формирования цен и их регулирования, контроля за соблюдением государственной дисциплины цен, через ограничения негативных последствий монополистической деятельнос­ти в порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством.






1.    Место и роль цены в рыночном хозяйстве.

Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности. Особенно велика их роль в рыночной экономике, где свободные цены выступают основным регулятором пропорций общественного воспроизводства, хозяйственных отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка.

Свободные рыночные цены, как ясно из их названия, освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения и носят название равновесных цен, то есть таких цен, при которых объем спроса равен объему предложения товаров на рынке. Теоретически, в идеале рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами. Однако реально не удается избежать воздействия на процесс установления рыночных цен ряда факторов не только экономической, но и психологической природы, связанных с поведением, интересами покупателей и продавцов. В этом смысле корректно определить свободные рыночные или равновесные цены как цену, равную, с одной стороны, ценности для потребителей дополнительной единицы приобретаемого блага и, с другой стороны, издержкам производства и продажи дополнительной единицы данного блага для продавца.

Цена является основным регулятором экономической системы, поскольку она влияет на распределение факторов производства. Цена на товары и услуги — главный показатель рыночного спроса; воздей­ствуя на конкурентное положение предприятия и его долю рынка, цена оказывает решающее влияние на доход и прибыль предприятия. Конкурентная среда, в которой цена контролируется рынком, характеризуется высокой степенью конкуренции, сходством товаров и услуг; при этом особое значение приобретает ценовая конкуренция. Но на смену ценовой конкуренции приходит конкуренция качества и дополнительных услуг для потребителя. Стабильность цен и рыночных условий оказывается для фирмы привлекательнее, чем предполагаемые выгоды от изменения цен. Покупатели, в свою очередь, заинтересованы в приобретении нужных им товаров и услуг с наибольшим качеством и наилучшими условиями, и по более привлекательной цене. Выравнивание интересов продавца и покупателя осуществляется как раз через цену, которая формируется в условиях рынка путём достижения компромисса между спросом и предложением. Таким образом, рынок – это экономический процесс, который путем столкновения интересов покупателя и продавца (спроса и предложения) приводит к образованию цены. Цена занимает центральное место в рыночных отношениях, сглаживая противоположные экономические интересы разных сторон, неся на себе роль балансира, стимулирующего увеличение предложения при нехватке товаров и понижающего спрос при избытке товаров.

 Цена есть объективная категория, ее величина обусловлена действием законов спроса и предложения и денежного обращения. При попытках в приказном порядке установить так называемые «правильные», «хорошие», «нужные», «справедливые» цены, нарушая объективные экономические законы, хозяйственная ситуация отреагирует на подобные действия углублением дефицита, инфляцией, спекуляцией, социальной несправедливостью, принудительным распределением. Регулирование цен является инструментом, который не может быть  признан в  полной  мере  адекватным  для  использования   в   эффективной   рыночной  экономике.


2.     Виды контроля за ценами и санкции за нарушение 

     государственной дисциплины цен.

Переход от фиксированных государственных цен к свободным, рыночным ценам называют либерализацией цен.  Этот переход не может и не должен быть мгновенным, поэтому нельзя полностью избежать регулятивного воздействия государства на цены, ценовой механизм, ценовую политику. Ценовая политика является частью экономической политики государства и в условиях переходного периода должна содействовать развитию рыночных отношений в экономике, служить средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствовать замедлению инфляции, смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.

Процесс ценообразования на современном этапе регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

- Конституцией РФ (ст. 71), в соответствии, с которой основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации;

- Гражданским кодексом РФ (ст. 424 "Цена", ст. 426 "Публичный договор", гл. 28 "Заключение договора" и др.), в котором отражены, отдельные вопросы ценообразования, касающиеся, например, вопросов установления и применения цен при исполнении договоров и др.;

- а также Указами Президента РФ, Федеральными Законами и Постановлениями Правительства РФ, Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденными Минэкономразвития РФ, которыми определены принципы ценообразования, порядок формирования и применения цен и тарифов на продукцию (товары, услуги).

Наиболее важными в названных документах являются два обстоятельства:

- Во-первых, последовательное проведение либерализации цен и тарифов, причем либерализация цен увязывается с развитием конкуренции на товарных рынках России как условием повышения эффективности рыночного ценообразования.

- Во-вторых - осуществление государственного регулирования цен и тарифов в отраслях, относящихся к естественным монополиям, в которых развитие конкуренции невозможно или неэффективно, с целью предупреждения завышения цен и тарифов субъектами естественных монополий на свою продукцию и недопущения сокращения объемов их производства.

На основе названных документов, определяющих правовое обеспечение регулирования цен, Правительство РФ принимает решения о введении государственного регулирования цен, осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации по регулированию цен, утверждает перечни продукции, товаров и услуг, цены на которые на внутреннем рынке подлежат регулированию, и пересматривает их по мере необходимости. Государство не только определяет перечень продукции и сферы применения такого регулирования, но и органы государственной власти, осуществляющие этот контроль.

К органам контроля цен относятся: на федеральном уровне – Минэкономразвития России, на уровне субъектов РФ – орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий контроль за ценами, в пределах своей компетенции, на местном уровне – орган местного самоуправления. Кроме того, финансовые и антимонопольные органы, органы регулирования естественных монополий и государственной налоговой службы, государственные торговые инспекции и др. имеют право осуществлять контроль за соблюдением  порядка применения цен и тарифов.

Полномочия органов контроля цен местного самоуправления распространяются только на субъекты предпринимательской деятельности, находящейся в муниципальной собственности. Государственный контроль за ценами  проводится  по  единому  годовому плану, который объединяет усилия  в  этой  области  органов  ценообразования всех  уровней   и   служит   инструментом   координации   ведомственного  и государственного контроля за ценами. Государственный контроль за соблюдением дисциплины цен ведется в  виде систематических проверок практики разработки проектов цен, их утверждения  и применения. Основными  формами  проверок  являются:  комплексные,  массовые, тематические и выборочные.

·         Комплексные проверки, чаще всего, являются сплошными. При  комплексной проверке контролируется не только  практика  применения  действующих  цен  и тарифов, но  одновременно проверяется и практика разработки  проектов  цен. Комплексные проверки, проводимые местным органами  ценообразования,  состоят в проверке  всех  предприятий  розничной  торговли,  общественного  питания, бытового и коммунального хозяйства, а также всех предприятий  и  организаций производственной сферы, которые расположены  на  территории  данного  района или города. Комплексный контроль позволяет более глубоко и  правильно  представить состояние государственной дисциплины цен в данном городе, районе.

·         Массовые  проверки  отличаются  особой  широтой  охвата   одновременно проверяемых  предприятий  и  организаций.  Они  проводятся  по  более  узкой программе и в  более  сжатые  сроки,  чем  комплексные  проверки  соблюдения дисциплины цен.

·         Массовые проверки  обычно  бывают  тематическими,  т.е.  они проводятся  по  ограниченному  кругу  вопросов.   Так,   возможны   массовые тематические   проверки   практики   установления    цен    на    продукцию, вырабатываемую по разовым заказам, практики применения цен на  новые  товары народного потребления. Цель таких проверок состоит в  получении  оперативной информации, которая используется   для  срочного  дополнения  или  изменения отдельных  положений  действующих  методик  и   инструкций,   для   принятия неотложных  мер  по  укреплению  дисциплины  цен.

·         Эта  же  цель  стоит  при проведении выборочных проверок.

      Важнейшим требованием к  организации  всех  видов  проверок  состояния дисциплины  цен  является  их  действенность.  Мероприятия   по   устранению недостатков в практике разработки проектов цен, их утверждения и  применения не сводятся только к изъятию в бюджет незаконно  полученной  прибыли  или  к наказанию виновных. На основе анализа выявленных в ходе проверок  различного рода нарушений  разрабатываются  конкретные  мероприятия  и  предложения  по устранению выявленных недостатков и недопущению  их  в  будущем.  Результаты проверок  состояния  дисциплины   цен   являются   важным   материалом   для совершенствования   методологической   и   методической    работы    органов ценообразования всех уровней.

Нарушением порядка ценообразования признается  противоправное, виновное действие (бездействие) субъекта ценообразования, выражающееся в несоответствии порядка формирования  цен  (надбавок,  скидок)  и  их применения    обязательным    правилам,    установленным   федеральным законодательством и законодательством РФ.

     2. К нарушениям порядка ценообразования относятся:

     а) завышение или занижение регулируемых цен;

     б) завышение или занижение предельных цен;

     в) завышение или занижение установленных надбавок;

     г) завышение  предельного  уровня рентабельности,  в том числе за счет  включения  в  расходы  на  производство  (реализацию)  продукции отчислений, не предусмотренных федеральным законодательством;

     д) не предоставление  или  предоставление  в  уменьшенном  размере, установленных  скидок,  в  том  числе  не предоставление  установленных льгот;

     е) нарушение порядка декларирования или регистрации цен;

     ж) установление субъектами ценообразования,  по  характеру  своей деятельности   обязанными   в   соответствии  с  Гражданским  кодексом Российской Федерации заключать публичный договор,  разного уровня  цен на  однородную  продукцию  (за исключением случаев,  когда федеральным законодательством   допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей);

     з) взимание  платы  за  продукцию,  которая  в   соответствии   с федеральным законодательством должна быть предоставлена бесплатно;

     и) завышение    цен   на   продукцию,   поставляемую   субъектами ценообразования по государственным контрактам на поставку товаров  для государственных нужд;

     к) иные нарушения установленного порядка ценообразования.

Ответственность за нарушение порядка ценообразования

     1. В   случае   нарушения   порядка   ценообразования    субъекты ценообразования    обязаны    в    соответствии    с    представлением уполномоченного органа контроля прекратить  нарушение,  отменить  цены (надбавки,     скидки),    установленные    с    нарушением    порядка ценообразования,  устранить  причины  данного  нарушения  и   условия, способствовавшие    его    совершению,    выполнить   иные   действия, предусмотренные представлением.

     2. Субъекты   ценообразования,   получившие  излишнюю  выручку  в результате нарушения порядка ценообразования, обязаны:

     а) перечислить   в   бюджет  в  соответствии  с федеральным законодательством сумму излишне  полученной  в  результате нарушения порядка ценообразования выручки;

     б) уплатить административный  штраф  в  соответствии  с  Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

     3. Сумма  излишне  полученной  в  результате  нарушения   порядка ценообразования  выручки  определяется  как  разница между фактической выручкой от реализации продукции по завышенным ценам (с учетом доплат, надбавок,  скидок  к  ним  и  тому  подобного)  и  стоимостью  этой же продукции по ценам (с учетом доплат,  надбавок,  скидок к ним  и  тому подобного),    сформированным    в    соответствии    с    федеральным законодательством.

     4. Субъекты   ценообразования,   допустившие   нарушение  порядка ценообразования и выявившие это нарушение самостоятельно, осуществляют возврат  излишне полученных сумм потребителям (перерасчет с ними) либо в случае невозможности такого возврата (перерасчета) вносят  в  бюджет всю  сумму  излишне  полученной в результате нарушения порядка ценообразования выручки без уплаты административного штрафа.

По итогам проверок составляются акты, которые в свою очередь являются основанием для принятия решений о применении финансовых санкций и взыскании сумм штрафа. Взыскание осуществляют налоговые органы. Решения органов контроля цен могут быть обжалованы предприятиями в суде или арбитражном суде.

Контроль за ценами с применением экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен распространяется на все хозяйствующие субъекты, расположенные на территории России, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную, торговую и иную коммерческую деятельность.




3.  Практическая часть

Задача 1.

      Привести состав и структуру свободной рыночной цены

автомобиля (схематично, в абсолютных показателях и в процентах),

исходя из следующих данных:

Себестоимость автомобиля: 22000 руб.,

Рентабельность производства автомобиля - 25% себестоимости,

Ставка акциза на автомобиль - 30% отпускной цены производителя,

Ставка НДС - 20%,

Оптовая надбавка - 10%,

Торговая надбавка -20%


Решение:

Прибыль = себестоимость* рентабельность / 100  

22000*25/100=5500

Отпускная цена = 22000+5500=27500

НДС на отпускную цену = 27500*20% =5500

Акциз = 27500*30% = 8250

Отпускная цена с акцизом = 8250+27500 =35750

Оптовая надбавка = 35750*10% =3575

НДС  = 3575*20% = 715

Цена оптовика без НДС = 35750+5500+3575 = 44825

Цена оптовика с НДС = 44825+715 = 45540

Торговая надбавка = 44825*20% = 8965

НДС = 8965*20% = 1793

Розничная цена = 45540+8965+1793 = 56298 руб.


Свободная рыночная цена


себестоимость

прибыль

акциз

НДС

Оптовая надбавка

Торговая надбавка

всего

Руб.

22000

5500

8250

8008

3575

8965

56298

%

39,08

9,77

14,65

14,22

6,36

15,92

100




Задача 2.

1.     Определите:

а) прибыль в свободной отпускной цене изделия,

б) свободную скидку в регулируемой розничной цене.

     2. Составить структуру регулируемой розничной цены.


Известны:

Затраты на сырье  и материалы - 1100 руб.

Затраты на обработку - 600 руб.

Внепроизводственные расходы - 2% от производственной

себестоимости

НДС - 16,67% к регулируемой розничной цене

Свободная отпускная цена - 3200 руб.

Регулируемая розничная цена - 4750 руб.

Решение.

Производственная себестоимость = 1100+600 =1700

Внепроизводственные расходы = 1700*2% =34

Полная себестоимость = 1734

Прибыль в свободной отпускной цене  = 3200 -1734 = 1466 руб.

НДС = 3200*16,67% =533

Скидка  = 4750 - 3200 – 533 = 1017 руб.

 Структура регулируемой розничной  цены


себестоимость

прибыль

НДС

Скидка

(надбавка)

Цена

Руб.

1734

1466

533

1017

4750

%

36,51

30,86

11,22

21,41

100

 













Заключение

В заключение можно отметить, что переход от централизованно планируемой экономики к рыночной вызвал коренную ломку представлений о формировании себестоимости продукции (работ и услуг) промышленных предприятий и соответственно об определении будущих финансовых результатов. В условиях рынка все предприятия, достойные продолжать свою деятельность, должны быть самоокупаемыми, приносить прибыль, в противном случае их ждёт банкротство. Поэтому основным моментом в ценообразовании при переходе к рынку стал отказ от навязывания покупателям нереальных цен, оторванных от действительных запросов рынка. Как сама продукция, так и цены на неё должны быть признаны рынком. Первое, с чем придётся в дальнейшем считаться российским предприятиям, – это развитие и усиление конкуренции на всех рынках (включая монополизированные, где будет усиливаться государственное ограничение роста цен). В таких условиях фирме-продавцу надо учитывать не только собственные финансовые интересы, но и интересы покупателя, чтобы удержать его и сохранить свою долю на рынке. А это может быть достигнуто только при соблюдении заранее разработанной ценовой политики, используя все современные наработки.

Разработку и реализацию единой государственной политики цен в Российской Федерации обеспечивает  Комитет цен при Министерстве экономического развития Российской Федерации. Государственный контроль за соблюдением дисциплины цен ведется в виде систематических проверок практики разработки проектов цен, их утверждения и применения. Важнейшим требованием к организации всех видов проверок состояния дисциплины цен является их действенность. Мероприятия по устранению недостатков в практике разработки проектов цен, их утверждения и применения не сводятся только к изъятию в бюджет незаконно полученной прибыли или к наказанию виновных. На основе анализа выявленных в ходе проверок различного рода нарушений разрабатываются конкретные мероприятия и предложения по устранению выявленных недостатков и недопущению их в будущем. Результаты проверок состояния дисциплины цен являются важным материалом для совершенствования методологической и методической работы органов ценообразования всех уровней.




















Литература:

1.     Гражданский кодекс РФ. 30.11.1994г. – М.:ИНФРА-М, 1996г.

2.     Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 134-ФЗ (с изм. и доп. от 26 июля 2006 г.). «Российская газета» от 27 июля 2006 г. N 4128

3.     Маркетинг. – Под ред. Васильева Г.А., М. :ЮНИТИ-ДИАНА, 2002г.

4.     Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия. – Чубаков Г.Н., М.:ИНФРА-М, 1996г.

5.     Краткий курс по ценам и ценообразованию. – Под ред. Шеховцевой В.А., М. :Окей-книга, 2007г.

6.     Цены и ценообразование. – Под ред. Салимжанова И.К., М. :ЗАО «Финстатинформ», 1999г.

7.     http://www.consultant.ru/popular

8.     http://www.akdi.ru/gd




12.10.07.