I.      ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ РАБОТЫ

1.1.    Общие требования

Первое наиболее общее требование, предъявляемое к дипломной работе, состоит в том, что она должна быть содержательной, самостоятельной и правильно оформленной.

Следующее важное требование заключается в чётком и логичном изложении основного содержания работы. Каждая глава или параграф должны преследовать достижение определённой цели.

Серьезным требованием является точность и научность понятий, используемых в тексте работы. Каждое предложение, сделанное в работе, должно быть обосновано с позиций научной логики и перспектив использования в практической деятельности или учебном процессе.

Одно из главных требований, предъявляемое к дипломной работе, состоит в том, что она должна носить исследовательско-аналитический характер.

В дипломном исследовании студент должен показать прочные теоретические знания по избранной теме; способность к проблемному изложению теоретического материала; умение изучить и проанализировать источники информации; решать практические задачи, делать выводы и вносить предложения; умение грамотно применять методы оценки экономической и социальной эффективности предлагаемых мероприятий. Желательно, чтобы дипломная работа помимо аналитической части имела конкретный предмет исследования (предприятие, банк и т.д.). Объём дипломной работы должен составлять не менее 70 стр. печатного текста (без приложений).



1.2.    Требования к структурным элементам работы

Структурными элементами дипломной работы является.

-Введение;   

-Основная часть;

-Заключение;

-Список использованной литературы (Библиографический список);

-Приложения.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, ставится цель и задачи исследования, определяется объект и предмет исследования, выбирается метод исследования.

Для  того, чтобы  обосновать актуальность  выбранной  темы  достаточно  в  пределах  одной   машинописной   страницы   показать   главное  - насущность анализируемой  в  работе  проблемной  ситуации.  Проблемная  ситуация чаще всего

возникает в результате обнаружения новых фактов, не укладывающихся в рамки прежних теоретических представлений. Для этих целей рекомендуется описать степень изученности рассматриваемых вопросов (теоретических представлений) в отечественной и зарубежной научной литературе.

От обоснования актуальности выбранной темы логично перейти к постановке цели исследования, а также определению конкретных задач, которые необходимо решить в соответствии с поставленной целью. Это обычно делается в порядке перечисления (изучить..., установить..., выяснить... и т.п.). Постановку задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку их решение составляет содержание глав дипломной работы. Таким образом, названия глав следует формулировать исходя именно из задач студенческого исследования.

Далее во введении определяются объект и предмет исследования. Объект -это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Предмет - это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Именно на него должно быть направлено основное внимание дипломника, именно предмет исследования определяет тему дипломной работы. Например, если объектом исследования являются денежные потоки предприятия, а предметом исследования управление денежными потоками, то тема научной работы может быть сформулирована как: «Моделирование денежных потоков предприятия».

После определения объекта и предмета исследования следует выбрать метод исследования, который служит инструментом для анализа фактического материала, являясь необходимым условием достижения цели работы.

Объём введения составляет около 3-4 стр. для дипломных работ.

Основная часть работы раскрывает её сущность. Эта часть дипломной работы, как правило, состоит из трёх глав с разделением их на параграфы.

Первая глава носит общетеоретический (методологический) характер. В ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к её решению, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции студента. Эта глава служит теоретическим обоснованием будущих разработок.

Вторая глава носит аналитический характер. В ней изучаемая проблема анализируется, с помощью различных методов, включая экономико-математические. При этом студент не ограничивается констатацией фактов, а выявляет тенденции развития, вскрывает причины их обусловившие, намечает пути устранения имеющихся недостатков. Эта глава должна служить технико-экономическим обоснованием последующих разработок. От полноты и качества её выполнения зависят глубина и обоснованность предлагаемых мероприятий. Содержание второй главы дипломной работы необходимо иллюстрировать таблицами, схемами, диаграммами, которые размещают в тексте работы или в приложениях.

Третья глава является проектной. В ней студент разрабатывает практические предложения. Все   предложения и рекомендации должны носить конкретный характер, быть  доведены   до   стадии   разработки,   обеспечивающей  их    фактическое

применение. Базой для разработки конкретных мероприятий и предложений служит

проведенный во 2-й главе анализ. 

Основная часть дипломной работы должна составлять не менее 60 стр.

Заключение представляет собой обобщение итогов исследования. В нём формулируются выводы и предложения, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведённой работы и которые, в случае дипломной работы, выносятся на защиту. Выводы должны быть краткими и чёткими, дающими полное представление о содержании, обоснованности и эффективности разработок. Выводы пишутся тезисно (по пунктам) и должны следовать из содержания основной части работы. Если выводы и рекомендации студента имеют прикладное значение, это следует указать в тексте заключения.

Объём заключения, как правило, составляет 4-5 стр.

Список использованной литературы отражает теоретическую базу работы. В списке литературы указываются все материалы прямо или косвенно используемые при написании дипломной работы. В списке обязательно должны присутствовать те источники, на которые студент делает ссылки в ходе работы.

Список использованных источников должен содержать не менее 50-60 источников. Список литературы печатается через один интервал.

Приложения содержат вспомогательный материал, который при помещении в основную часть работы загромождает текст. К вспомогательному материалу относятся промежуточные расчёты, объёмные таблицы, иллюстрации вспомогательного характера, копии учредительных документов и инструкции, а также другие документы.

11. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ


Выполнение дипломной работы включает следующие этапы:

-ознакомление с требованиями, предъявляемыми к работе;

-выбор темы работы;

-назначение научного руководителя;

-составление библиографии (подбор литературных источников, сбор и анализ практического материала);

-составление оглавления работы;

-работа с литературными источниками;

              -написание текста работы;

-подготовка к защите;

-защита работы.



2.1. Ознакомление с требованиями



Наиболее верный способ ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к дипломной работе - внимательно изучить данные методические указания.

Кроме того, с общими требованиями к содержанию, а также с правилами оформления студенческих научных работ можно ознакомиться в справочно-методической литературе (см. список литературы).



2.2. Выбор темы



Выбор темы научной работы имеет очень большое значение. Практика показывает, что правильно выбрать тему работы - это значит наполовину выполнить её". Тема отражает то главное, о чём говорится в работе. Это и материал, отобранный и организованный в соответствии с задачами исследования. Это и предмет исследования, отражённый под определённым углом зрения и ставший, поэтому содержанием работы.

Основной критерий выбора темы научной работы - научные и практические интересы студента. При выборе темы важно учитывать общий стаж работы в избранной области знаний. При выборе темы дипломной работы студенту целесообразно учесть свои научные и профессиональные интересы.

Примерный перечень тем дипломных работ определяется каждой кафедрой. Студент выбирает тему своей дипломной работы из этого перечня. В ряде случаев студент может самостоятельно определить тему, обосновав её

целесообразность. В любом случае тема должна быть согласована с научным руководителем и соответствовать профилю кафедры.

По одной теме дипломную работу могут выполнять несколько студентов, если объекты их изучения или круг изучаемых вопросов различны. Различие отражается в плане работы.

С целью усиления связи обучения с практикой кафедра может рекомендовать студентам выбор тем дипломных работ по заказам предприятий (организаций). Заказ на разработку конкретной темы в ходе выполнения дипломной работы руководство предприятия может оформить договором или письмом на имя заведующего кафедрой.



2.3. Назначение научного руководители



Руководителя дипломной работы, как правило, назначает заведующий кафедрой, из числа профессоров, доцентов, старших преподавателей и ассистентов кафедры. В то же время, студенту предоставляется право самостоятельного выбора научного руководителя. В таком случае, студент должен предварительно получить у преподавателя согласие на научное руководство его работой.

Научный руководитель дипломной работы:

-принимает участие в составлении рабочего плана работы;

-рекомендует    необходимую     литературу,     справочные, статистические и архивные материалы и другие источники по теме;

-оказывает студенту помощь в составлении календарного графика на весь период выполнения работы;

-проводит систематические, предусмотренные расписанием, беседы и консультации;

-проверяет выполнение работы (по частям или в целом), оценивает содержание выполненной работы.

Кроме того, руководитель дипломной работы консультирует студентов в процессе её написания. На консультациях научный руководитель оказывает научную и методическую помощь, контролирует выполнение работы, вносит определённые коррективы, даёт рекомендации о целесообразности принятия того или иного решения, а также заключение о готовности работы в целом и о допуске её к защите.

Однако студент должен знать, что научный руководитель лишь направляет его работу, помогая оценить возможные варианты решений, но выбор решений - это задача самого студента. Студент как автор выполняемой работы отвечает за принятые решения, за правильность полученных результатов и их фактическую ценность.

2.4. Составление библиографии



Определив тему, студент должен самостоятельно (или с научным руководителем) составить список литературы, посвящённой выбранной теме.

Подбор и изучение литературы для выполнения дипломной работы является одним из важнейших, и возможно, самым трудоёмким этапом работы студента. Необходимо просмотреть все источники, содержание которых связано с темой исследования; материалы, опубликованные в отечественных и зарубежных изданиях, непубликуемые документы (отчёты и материалы компаний, диссертации, депонированные рукописи и др.), официальные материалы.

Состояние изученности темы целесообразнее всего начинать со знакомства с информационными изданиями, цель выпуска которых - предоставление оперативной информации, как о самих публикациях, так и об их основном содержании.

Кроме того, можно выделить ещё три вида изданий, использование которых возможно при составлении библиографии: библиографические, реферативные и обзорные.

Библиографические издания содержат перечень библиографических описаний, информирующих о том, что издано по интересующему вас вопросу. Описания выполняет две функции: сигнальную и адресную.

Реферативные издания содержат публикации рефератов, кратко излагающих содержание первичных документов с основными фактическими сведениями и выводами. К реферативным изданиям относятся: реферативные журналы, реферативные сборники и др.

Обзорные издания содержат обзор одной проблемы или направления и сборники обзоров. Обзоры обобщают сведения, содержащиеся в первичных документах.

Существенную помощь в поиске литературных источников студенту могут оказать библиотечные каталоги: алфавитный каталог, предметный каталог, электронный каталог, а также библиографические указатели, выпускаемые различными библиотеками, справочная литература (энциклопедии, словари).

Кроме того, для составления библиографии следует использовать автоматизированные информационно-поисковые системы, базы и банки данных, тематические поисковые системы в Интернет. Полученная информация чаще всего помогает обнаружить первичные источники -монографии, сборники и т.д.

Возможно использование ретроспективной библиографии, т.е. тематических указателей и обзоров, внутрикнижных и пристатейных списков литературы.
















2.4.1. Подбор литературных источников



Для выполнения дипломной работы студенту рекомендуется использовать следующие литературные источники:

-законы РФ, указы Президента РФ, постановления исполнительных органов власти РФ, инструктивные и методические указания Министерства финансов и других ведомств по вопросам денежного обращения, финансов, банковской деятельности и другие;

-монографии, учебные пособия, учебники, справочники по исследуемой теме;

-научные    статьи,    публикуемые  в   таких  журналах  как «Банковское дело»,    «Вестник Московского  государственного университета.     Серия     6 «Экономика», «Вестник       Санкт-Петербургского        государственного университета.    Серия    5    -Экономика»,   «Вопросы экономики», «Деньги», «Деньги     и  кредит»,   «Мировая   экономика  и  международные  отношения», «Финансы», «Экономист», «Эксперт» и др.;

-статьи,       публикуемые      в      газетах      «Ведомости», «КоммерсантЪ», «Финансовая газета», «Экономика и жизнь» и др.;

-статистические и аналитические сборники, а также статистические материалы Интернет-компаний;

-материалы   электронных   изданий,   а   также   электронные   версии монографических      и      периодических      изданий, размещённые в Интернет;

-сборники научных трудов, сборники научных статей, а также материалы научных конференций.

Работу над литературными источниками следует начинать с изучения законов РФ, учебников и монографий. Затем изучаются статьи в периодической литературе и электронных изданиях, а также статистические сборники.



2.4.2. Сбор и анализ практического материала


На качество дипломной работы влияет обоснование конкретных рекомендаций на основе научных исследований и обобщения практического опыта. Такие рекомендации поможет сделать фактический материал, собранный во время преддипломной или производственной практики. Сбор фактических данных, их критическое осмысление и обработка составляют важнейший этап в подготовке дипломной работы.

Успешный подбор практического материала в значительной степени зависит от того, насколько чётко студент представляет себе направление работы.

Особое внимание следует обратить на конечные результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, выявлению резервов роста прибыльности и рентабельности, использованию прогрессивных технологий.

Следует отметить, что за правильность приведённых в работе данных отвечает её автор.

2.5. Составление оглавления работы

Оглавление (план) дипломной работы - это составленный в определённой логической последовательности перечень глав и тем, развёрнутый перечень вопросов, которые должны быть освещены в работе. Правильно построенный план работы служит организующим началом в работе студентов, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения.

Определив тему, подобрав список литературы, студент самостоятельно разрабатывает вариант плана работы, с учётом замысла и индивидуального подхода. В плане должен быть лаконично отражён весь круг вопросов (проблем) анализируемых в работе. Очерёдность глав и параграфов должна быть продиктована логикой научного исследования.

При всём многообразии индивидуальных подходов к плану работы традиционным является план, представленный в прил. 2. Как правило, дипломная работа состоит из трёх глав. В каждой главе содержится по 2-4 параграфа.

В процессе написания план дипломной работы может уточняться. Могут расширяться отдельные главы и параграфы, вводиться новые параграфы, за счёт собранного материала, представляющего интерес. Некоторые параграфы, наоборот, могут сокращаться. Окончательный вариант плана должен быть согласован с научным руководителем.



2.6. Работа с литературными источниками



Умение работать с литературным источником - это умение быстро разобраться в его структуре, использовать в удобной форме всё, что в нём оказалось ценным и нужным.

Навыками работы с литературой обладают далеко не все. Наиболее частые ошибки - отсутствие целенаправленности в чтении, недостаточное использование справочного материала, нерациональная форма записи прочитанного. Работу с источниками можно разделить на три основных части: чтение книги, тщательная проработка текста, ведение записей.

Предварительное ознакомление с книгой призвано дать чёткий ответ на вопрос о целесообразности её дальнейшего использования. Ценность каждого научного произведения колеблется в весьма широких пределах. Поэтому для начала следует принять во внимание те элементы книги, которые дают возможность оценить её должным образом: заглавие, автор, издательство, время издания, аннотация, оглавление, авторское или издательское предисловие, справочно-библиофафический аппарат.

Следующим этапом является чтение книги. Существует два подхода к чтению научно-литературного произведения: беглый просмотр его содержания и тщательная проработка произведения в целом и его отдельных частей.

Беглый просмотр содержания книги необходим в тех случаях, когда предварительное ознакомление с ней не даёт возможности определить насколько она интересна.

Тщательная проработка текста - это его усвоение в степени, необходимой по характеру выполняемой работы. Следует отметить, что прочесть текст - ещё не значит его усвоить. Запоминание содержания текста также не означает его усвоения. Усвоить прочитанное - значит понять всё так глубоко и продумать так серьёзно, чтобы мысли автора, объединённые с собственными мыслями, превратились бы в единую систему знаний по данному вопросу.

Поэтому рекомендуется следить за ходом мысли автора, логикой его доказательств, установить связи между отдельными положениями, выделить то главное, что приводится для их обоснования, отделить основные положения от иллюстраций и примеров.

Ведение записей при чтении - обязательный элемент работы над книгой, неотделимый от процесса чтения. Запись помогает лучше усвоить прочитанное, даёт возможность сохранить нужные материалы в удобном для использования виде, позволяет сократить время на поиск при повторном обращение к данному источнику.

Записи должны быть предельно полными, лаконичными и наглядными. Практическая рекомендация - при осуществлении записей следует оставлять поля, в которые записываются оригинальные мысли и идеи, появляющиеся в процессе чтения. Вести записи рекомендуется только на одной стороне листа. Так как при этом ускоряется их поиск и систематизация. Наиболее удобна, не «книжная», а «карточная» форма записей, поскольку она позволяет лучше систематизировать материал.

Однако не все записи должны быть одинаковыми по форме. Наиболее широко распространённой формой ведения записей являются выписки.

Выписывают обычно наиболее интересные данные. Выписки из текста, как правило, делают дословно, в виде цитаты. При этом выбирают наиболее важные высказывания, основные идеи, которые необходимо процитировать в работе. В тоже время, не все мысли следует выписывать дословно. Часто бывает, что ту или иную мысль без всякого ущерба, а часто, даже в более подходящей форме можно передать своими словами. Так как после каждой цитаты должна быть обязательно сделана ссылка на её источник, то при конспектировании следует сразу же отмечать автора произведения, его название, место и год издания, издательство, номер страницы.

Примерами, облегчающими работу с книгой являются использование закладок с надписями и использование пометок и выделений на полях книги или прямо в тексте. Часто рекомендуется вести более сложные формы записи -тезисы (основные положения книги) и конспект (краткое изложение прочитанного).

Имея в перспективе возможность копирования или сканирования прочитанного материала, следует сразу, по ходу чтения готовить перечень страниц, подлежащих копированию или сканированию.

При сложности современной специальной терминологии, отсутствии единства в ней, при частых изменениях, а также обилии сокращений рекомендуется вести словарь терминов и понятий, который затем можно будет включить в работу в виде приложения.

2.7. Написание текста работы



Собрав и изучив литературные источники и практический материал, студенту следует приступить к написанию дипломной работы.

Изложение вопросов темы должно быть последовательным и логичным. При написании работы не всегда целесообразно использовать весь законспектированный и собранный материал, лучше выбрать основные данные, позволяющие чётко и обоснованно раскрыть тему дипломной работы. Излагать материал рекомендуется своими словами, не допуская переписывания из литературных источников. Не допускается также произвольное сокращение слов. Приводимые в тексте цитаты, формулы, данные финансовой отчётности, статистические данные следует проверить и снабдить их постраничными ссылками на источники.

Как правило, написание дипломной работы начинается с основной части. Первая глава работы, обычно пишется до прохождения дипломной практики, остальные главы - после. Несмотря на то, что введение является одним из первых структурных элементов работы, обычно его пишут после написания основной части и заключения. На последней стадии написания работы составляются приложения.

Сначала работа пишется на черновике на одной стороне листа с полями слева, чтобы при необходимости можно было делать текстовые вставки на полях или на оборотной стороне листа. Написав черновую рукопись, нужно отредактировать весь текст. Редактировать работу лучше спустя некоторое время. Взглянув на написанный текст свежим взглядом, легче увидеть свои ошибки и пути улучшения содержания работы. Черновой вариант рукописи должен быть перепечатан на компьютере.



2.8. Рекомендации по порядку выполнения работы



Количество времени, которое понадобится для написания дипломной работы, зависит, конечно, от особенностей каждого и может составлять от одного месяца до нескольких месяцев. Как показывает практика, умение правильно распределить своё время является одним из необходимых условий успешного написания любой научной работы. Мы рекомендуем, следующую пропорцию 10/30/60. Около 10% времени уходит на обдумывание и выбор темы, а также составление плана работы. На непосредственное написание работы уходит не более 30-40% от общего времени. Больше всего времени - около 40-60% тратится на подбор, анализ, чтение литературы и осуществление выписок.

Опыт написания и руководства научными работами позволяет нам рекомендовать следующую последовательность выполнения дипломной работы:

-первоначальная формулировка темы работы;

-составление примерного оглавления (плана) работы;

-составление    примерного    перечня    использованной    литературы (библиографии);

-работа  с   материалами  (сбор   и  анализ   информации,  осуществление выписок);

-уточнение оглавления работы;

-написание основной части;

-написание заключения;

-написание введения;

-уточнение    перечня    использованной    литературы     и    составление приложений;

-уточнение темы работы и оформление листа оглавления и титульного листа работы.

Данный порядок выполнения работы является рекомендуемым, но не обязательным. Каждый студент может самостоятельно найти подходящий для него алгоритм выполнения работы. Однако, с нашей точки зрения, именно такая последовательность позволяет наиболее рационально использовать своё рабочее время.

111. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ РАБОТЫ

3.1. Общие правила оформления



Дипломная работа должна быть грамотно написана и правильно оформлена.

Работа должна быть представлена в машинописной форме без грамматических и стилистических ошибок на одной стороне стандартного листа бумаги формата А4 (210 * 297 мм.) через 1,5 интервала. Шрифт - 14 (Times New Roman). Напечатанный текст необходимо тщательно проверить.

Вокруг текста следует оставлять поля. ГОСТ 7.32-91 предусматривает размер левого поля не менее 30 мм., правого -10 мм., верхнего -15, нижнего - 20 мм. Поля слева оставляют для переплёта. Поля справа - во избежание того, чтобы в строках не было неправильных переносов из-за не уместившихся строк.

Все позаимствованные цитаты, формулы, справочные материалы должны иметь ссылки на источник. Работа без ссылок не принимается к рассмотрению. Опечатки и графические неточности, обнаруженные при оформлении работы, должны быть исправлены чернилами соответствующего цвета или тушью после закрашивания штрихом.

Работа должна быть аккуратно сброшюрована и подшита в твёрдую папку для дипломных работ или переплетена.



3.2. Титульный лист и оглавление


Первой страницей любой научной работы является титульный лист. На титульном листе указывают наименование ВУЗа, выпускающей кафедры, специальность, Ф.И.О. студента, тема дипломной работы, Ф.И.О., учёная степень и звание научного руководителя. Порядок оформления титульного листа дипломной работы приведён в прил. I.

На следующей странице размещается оглавление. В оглавлении приводится перечень глав и параграфов работы с указанием номеров страниц, с которых начинаются соответствующие главы и параграфы. Точка после наименования глав и параграфов не ставится. Порядок оформления оглавления дипломной работы приведён в прил. 2.



3.3. Нумерация страниц и глав



Страницы работы нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы на титульном листе не ставится. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят посредине верхнего поля страницы или в верхнем правом углу. Отступ от края листа не должен быть менее 0,5 см.

Титульный лист не нумеруется, но включается в общую нумерацию страниц. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, также включаются в общую нумерацию.

Главы, параграфы и пункты (кроме введения, заключения, списка использованной литературы и приложений) нумеруются арабскими цифрами. Например: Глава 1, и т.д.

Главы и подразделы должны иметь заголовки. Слово «глава» или «параграф» не пишется.

Каждая глава, а также введение и заключение начинаются с новой страницы и с нового абзаца. Заголовки глав, а также слова «Введение», «Заключение», «Оглавление», «Список использованной литературы» следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчёркивая. Не допускается перенос части слова в заголовке.

Расстояние между названием главы и текстом должно быть равно трём интервалам (1,5+1,5=3 , т.е. нажать на Еntег два раза). Такое же расстояние делают между названием главы и параграфа.

Абзацы начинают с новой, красной строки и печатают с отступом, равным пяти интервалам.



3.4. Оформление иллюстраций


Иллюстрировать работу необходимо исходя из определённого замысла, по тщательно продуманному тематическому плану, который помогает избавиться от случайных иллюстраций, связанных с второстепенными деталями текста и предупредить неоправданный пропуск иллюстраций к важнейшим темам.

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, рисунки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые или, если они не помещаются, на следующей странице.

Все иллюстрации в тексте должны быть пронумерованы. Нумерация может быть как сквозной, так и по главам. Если иллюстрация в работе единственная, то она не нумеруется.

В работе должны быть даны ссылки на все иллюстрации. Ссылки должны содержать порядковые номера иллюстраций. Там, где речь идёт о теме связанной с иллюстрацией или необходима ссылка на неё, помещают ссылку либо в качестве заключённого в круглые скобки выражения «(рис. 2)», либо в виде оборота типа: «... как показано на рис. 2».

Иллюстрации следует снабжать подрисуночной надписью, соответствующей основному тексту и самой иллюстрации. Подпись под иллюстрацией обычно имеет четыре основных элемента:

-наименование     графического     сюжета,     обозначаемого сокращённым словом «Рис.»;

-порядковый номер иллюстрации, который указывается без знака номера арабскими цифрами;

-тематический заголовок иллюстрации, содержащий текст с характеристикой изображаемого в наиболее краткой форме;

- экспликацию (поясняющая надпись), она строится так: детали сюжета обозначают цифрами, затем эти цифры выносят в подпись, сопровождая их текстом. Экспликация не заменяет общего наименования рисунка, а лишь поясняет его.

Кроме того, все иллюстрации должны быть снабжены соответствующими ссылками на источники, из которых они взяты или на основании которых они были составлены, с указанием автора, названия работы, места и года издания, номера страниц цитируемых источников.



3.5. Оформление таблиц



Цифровой материал, когда его много или когда имеется необходимость в сопоставлении и выводе определённых закономерностей, оформляют в научной работе в виде таблицы. При наличии в тексте небольшого по объёму цифрового материала нецелесообразно оформлять его таблицей, а следует давать в виде вывода (текста), располагая цифровые данные в колонки.

Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

Таблица состоит из следующих элементов: порядкового номера и тематического заголовка; боковика; заголовка вертикальных глав (головки); горизонтальных и вертикальных граф (основной части). Таблицы слева, справа и внизу ограничивают линиями.

Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами. Номер следует размешать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таблица...», без значка № перед цифрой и точки после неё. Если в работе одна таблица, её не нумеруют и слово «Таблица» не пишут. Нумерация может быть как сквозной, так и по главам.

Например:                                                                                                          Таблица 5

                                                                                                                       Таблица 1.3.2

В первом примере показана сквозная нумерация. Во втором примере приводится нумерация таблиц по главам: первая цифра означает номер главы, вторая - номер параграфа, а третья -номер таблицы в этом параграфе.

Тематический заголовок таблицы располагают посредине страницы между надписью «Таблица» и самой структурой таблицы. Слово «Таблица» и заголовок начинаются с прописной буквы, подзаголовки - со строчной, если последние подчиняются заголовку. Точка в конце заголовка не ставится.

Таблицу размешают так, чтобы читать её без поворота работы; если такое размещение невозможно, таблицу располагают так, чтобы её можно было прочесть, поворачивая работу но часовой стрелке или выносят в приложение.

При переносе таблицы на другой лист головку таблицы следует повторить, а в правом верхнем углу разместить слова «Продолжение таблицы ...» с указанием её номера. Если головка таблицы велика, можно не дублировать её. В этом случае следует пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице. Таблицы, которые не умещаются на одной странице, лучше выносить в приложение, сделав ссылку в тексте.

На все таблицы должны быть ссылки в тексте, которые делают либо в качестве заключённого в круглые скобки выражения «(таблица 2)», либо в виде оборота типа: «... по данным таблицы 2».

Приведённые в таблице данные должны быть достоверны, однородны, сопоставимы, сгруппированы . по существенным признакам. При отсутствии данных в какой-либо строке таблицы ставится прочерк. Если данные, приведённые в таблице, выражены в одной и той же единице, то её обозначение помещается над таблицей.



3.6. Оформление формул и уравнений


Уравнения и формулы следует выделять из. текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободой строки. Если уравнение не помещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака плюс (+), или после других математических знаков с их обязательным повторением в новой строке.

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, как и в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки, первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия. Формулы и уравнения в работе следует нумеровать по порядку арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении напротив формулы без точки от формулы к её номеру. Допускается нумерация формул в пределах главы.

Например:                                                                                                                     (10)

                                                                                                                                     (2.5.1)

В первом примере показана сквозная нумерация. Во втором -нумерация формул в пределах главы: первая цифра означает номер главы, вторая - номер параграфа, третья - номер формулы в данном параграфе.

Сквозная нумерация применяется, когда важных формул и уравнений немного и в одних главах содержится мало ссылок на формулы или уравнения из других глав. Нумерация по главам применяется в том случае, когда в тексте используется много важных формул и уравнений и содержится много перекрёстных ссылок на формулы и уравнения из других глав.

Нумеровать следует только наиболее важные формулы и уравнения. Не рекомендуется нумеровать формулы и уравнения, на которые нет ссылок в тексте. Если в работе только одна формула или уравнение, их не нумеруют.

Формулы, следующие из приведённой ранее основной формулы допускается нумеровать арабской цифрой и прямой строчной буквой русского алфавита, которая пишется слитно с цифрой. Например: (10а), (106).

Ссылка на формулу или уравнение может быть сделана либо в качестве заключённого в круглые скобки выражения «(формула 1)», либо в виде оборота типа: «... как видно из формулы 1».



3.7. Порядок цитирования


Источником цитаты должно быть цитируемое издание (произведение), а не издание (произведение) другого автора, где цитируемый текст приведён в качестве выдержки. Цитирование по цитате допустимо только в том случае, если: первоисточник не доступен или его поиск затруднен; цитируемый текст стал известен по записям слов автора или воспоминаниям другого лица.

Разрешается цитирование только логически законченного фрагмента текста, то есть цитирование с полнотой, гарантирующей неизменность передачи смысла в источнике и цитате. Следует также обратить внимание на точное указание источников цитат. Цитата заключается в кавычки. Работы других авторов рекомендуется цитировать по последнему изданию.

На каждый цитируемый или упоминаемый в работе источник делается сноска. Сноске присваивается номер. Существуют различные способы указания источников цитат в зависимости от характера работы:

-постраничная     нумерация     сносок    (в      подстрочных примечаниях);

-сквозная нумерация сносок (отсылка к списку литературы, помещаемому в конце работы или главы).

Пример постраничной нумерации сносок: «Объём золотого запаса отражает валютные позиции страны и служит одним из показателей её кредитоспособности»1.

Пример сквозной нумерации сносок: «Деньги для экономической науки -это то же, что квадратура круга в геометрии» [5, С.1]. После упоминания о произведении в тексте работы проставляют в квадратных скобках номер, под которым он значится в библиографическом списке. В необходимых случаях (обычно при использовании цифровых данных или цитаты) указывается и номер страницы, на которой помещается используемый источник.

В дипломных работах рекомендуется применять сквозную нумерацию сносок.







____________________

1 Международные валютно-крсдитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред.          Л. Н. Красавиной. -М.: Финансы и статистика, 1994.—С-21.

3.8. Правила оформления списка использованной литературы


Список использованной литературы составляется в соответствии с требованиями ГОСТ [4, 5].

Существуют различные способы группировки литературы в библиографическом списке (алфавитная, в порядке упоминания литературы в тексте, систематическая, хронологическая и другие). Выбор варианта группировки зависит от характера самой работы, ее" назначения и темы. Для большей части дипломных работ рекомендуется использовать алфавитный или хронологический способ группировки литературы.

При алфавитной группировке источники располагаются в списке по алфавиту фамилии авторов или заглавия книг и статей (если автор не указан). На первом месте указывают законы Российской Федерации, затем подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств и положения ЦБ). Затем следуют монографии, учебники и учебные пособия. Далее перечисляются журнальные и газетные статьи, затем перечисляются статистические сборники и отчёты. Последними в списке литературы указываются Интернет-источники. Если были использованы источники на иностранных языках, то их указывают в алфавитном порядке вслед за источниками на русском языке (прил. 3).

Когда объём использованных литературных источников довольно большой (сто и более), то рекомендуется производить группировку источников по разделам. . Например: Монографические источники, Периодические источники и т.д. (прил. 4). При этом используется сквозная нумерация, разделы располагаются по принципу от Монографических источников к Интернет-источникам, а источники внутри раздела располагаются по алфавиту.

Алфавитный способ группировки подходит для большинства дипломных работ. В то же время, допускается использовать хронологическую группировку. Хронологический способ группировки следует применять, когда в работе важно показать историю развития и изучения вопроса. В соответствии с ним, источники располагают в хронологическом порядке публикации.



3.9. Оформление приложений



Приложения следует оформлять как продолжение дипломной работы после списка литературы. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок. Над заголовком посредине страницы пишут слово «Приложение» с прописной буквы без точки в конце. Если приложений более одного, то их следует нумеровать, применяя сквозную нумерацию. Страницы на приложениях не указываются.

IV. ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ И ЗАЩИТА РАБОТЫ

4.1.Подготовка к за щите



Закончив написание и оформление дипломной работы, её основные положения необходимо обсудить с научным руководителем. После этого студент представляет её научному руководителю на проверку.

Выполненная дипломная работа проверяется в срок до 10 дней (до ее защиты) научным руководителем, который даёт письменное заключение по работе - отзыв. В отзыве руководитель должен охарактеризовать работу по всем разделам и выставить ей общую оценку. Затем дипломная работа представляется заведующему кафедрой.

Заведующий кафедрой решает вопрос о допуске студента к защите, делая об этом соответствующую запись на титульном листе дипломной работы.

Дипломная работа, допущенная выпускающей кафедрой к защите, может быть направлена на рецензию. Рецензентами могут быть преподаватели Института управления и экономики или преподаватели других вузов. Работа с допуском выпускающей кафедры, отзывом научного руководителя и рецензией направляются в Государственную аттестационную комиссию (ГАК) для защиты.

По желанию студента в ГАК могут быть представлены материалы, характеризующие научную и практическую ценность выполненной дипломной работы, например, отзывы, указывающие на практическое использование предложений, печатные статьи по теме работы и другие материалы.

Подготовив дипломную работу к защите, студент готовит выступление (доклад) - 3-4 стр. печатного текста, в котором должны быть отражены основные направления исследования и сформулированы его результаты (выводы и предложения). Кроме того, рекомендуется подготовить наглядную информацию (раздаточный материал) - схемы, таблицы, графики и другой иллюстративный материал для использования во время защиты (для раздачи членам ГАК). Раздаточный материал скрепить, сделать титульный лист.

Перед защитой студенту рекомендуется ещё раз внимательно прочесть работу с целью подготовки к ответам на вопросы членов комиссии.



4.2. Защита работы



В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в РФ [4], а также в соответствии с учебным планом итоговая аттестация выпускника предусматривает защиту дипломной работы.

В соответствии с этим Положением к защите дипломной работы допускаются лица, завершившие полный курс обучения и успешно прошедшие

все аттестационные испытания (экзамены и зачёты), предусмотренные учебным планом.

Дипломная работа допускается к защите при условии правильного оформления, при наличии отзыва научного руководителя, рецензии и допуска к защите, подписанного заведующим выпускающей кафедры, а также своевременного предоставления работы в ГАК (за 7-10 дней).

Для доклада основных положений дипломной работы, обоснования выводов и предложений студенту предоставляется около 7-8 минут. Слово для доклада предоставляет студенту председатель ГАК. После доклада студент должен ответить на замечания руководителя и рецензента, а также на заданные вопросы по теме дипломной работы.

Результаты защиты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Оценка дипломной работы даётся членами ГАК на её закрытом заседании. Комиссией принимается во внимание содержание работы, качество расчётов, обоснованность выводов и предложений, содержание доклада студента-дипломника, отзывы на дипломную работу, уровень теоретической и практической подготовки студента, а также соблюдение требований по порядку оформления работы. Оценки работ объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протокола заседания ГАК.

После защиты дипломная работа остаётся на выпускающей кафедре. Графические материалы, используемые в ходе защиты (таблицы, схемы и др.) остаются на кафедре и могут затем использоваться в качестве наглядных пособий.

Если защита дипломной работы признаётся неудовлетворительной, тогда ГАК устанавливает, может ли студент представить к повторной защите ту же работу с соответствующей доработкой или ему необходимо разработать новую тему, определённую выпускающей кафедрой после неудачной защиты.



4.3. Критерии оценки работы


Можно изложить следующие критерии рценки дипломных работ: Оценка «отлично» выставляется за дипломную работу, которая носит исследовательский характер, имеет грамотно изложенную теоретическую главу, глубокий финансовый анализ, критический разбор финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации), логичное, последовательное изложение материала с соответствующими выводами и обоснованными предложениями. Такая работа должна иметь положительные отзывы научного руководителя и рецензента. При её защите студент показывает глубокие знания вопросов темы, свободно оперирует данными исследования, вносит обоснованные предложения по улучшению финансового положения предприятия, а во время доклада использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики и т.п.) или раздаточный материал, четко отвечает на поставленные вопросы.

Оценка «хорошо» выставляется за дипломную работу, которая носит исследовательский характер, имеет грамотно изложенную теоретическую главу, в ней представлены достаточно подробный финансовый анализ и критический

разбор финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации), последовательное изложение материала с соответствующими выводами, однако с не вполне обоснованными положениями. Работа имеет в целом положительный отзыв научного руководителя и рецензента, но содержит ряд незначительных замечаний. При её защите студент показывает знание вопросов темы, оперирует данными исследования, вносит предложения по улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации), без особых затруднений отвечает на поставленные вопросы.

Оценка «удовлетворительно» выставляется за работу, которая носит исследовательский характер, имеет теоретическую главу, базируется на практическом материале, но имеет поверхностный анализ и недостаточно критический разбор финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации), в ней прослеживается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные предложения. В отзывах руководителя и рецензента имеются серьёзные замечания по содержанию работы и методике анализа. При её защите студент проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы, не даёт полного аргументированного ответа на заданные вопросы.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется за работу, которая не носит исследовательского характера, не имеет анализа и практического разбора финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации), не отвечает требованиям, изложенным в методических указаниях кафедры. В работе нет выводов, либо они носят декларативный характер. В отзывах научного руководителя и рецензента имеются критические замечания. При защите дипломной работы студент затрудняется отвечать на поставленные вопросы по теме, не знает теории вопроса, при ответе допускает существенные ошибки. К защите не подготовлены наглядные пособия и раздаточные материалы.

Кроме того, оценка «неудовлетворительно» может быть выставлена студенту, представившему на защиту чужую дипломную работу, написанную и уже защищенную в другом вузе или на другой кафедре. Подобные работы вообще не принимаются к рассмотрению ГАК, а студент в установленные ГАК сроки обязан разработать новую тему, которая определяется выпускающей кафедрой.



4.4. Наиболее типичные недостатки дипломных работ



1. В      содержание    работы    включается    слишком    много вопросов, многие из которых выходят за рамки темы, другие повторяют друг друга. Такое содержание   не   помогает  логично   изложить      материал,   выявить   основные проблемы, сконцентрировать внимание на главных положениях темы.

2. Подобрав большой объём литературных источников по теме   работы, делается   попытка   включить   всю   найденную информацию в текст работы. В результате теряется главная мысль работы, значительно возрастает её объём, а решение большинства     затрагиваемых     вопросов     носит     поверхностно- описательный характер.

3.     Иногда слово в слово переписываются отдельные части или даже главы монографий, учебников, журнальных статей. Таким       образом,       дипломная работа   становится   своего   рода монтажом  выдержек из разных литературных источников. В результате приходится бороться как с разными стилями авторов, так и согласовывать, порой, противоположные точки зрения.

4.     К типичным недостаткам структуры дипломной  работы  следует отнести отсутствие какой-либо её части: содержания, введения,     заключения, списка        использованной        литературы.   Иногда,  лист   «Оглавление»   не соответствует действительному содержанию работы или нет подразделения текста   работы   на   разделы   (параграфы)   в   соответствии   с   пунктами оглавления.

 

 

Список литературы



1.     Федеральный  закон   «О   внесении   изменений   в   Закон Российской Федерации   «Об   образовании»   от   13   января    1996   г.   №    12-ФЗ   (принят Государственной Думой 12 июля 1995 г.).

2.     Федеральный        закон        «О        высшем        и        послевузовском профессиональном образовании» от 2 августа 1996 г. № 125-ФЗ.

3. Государственный         образовательный          стандарт высшего профессионального     образования      (утверждён      постановлением Госкомвуза России от 12 августа 1994 г. № 940.

4. ГОСТ   7.1-84   «Библиографическое   описание   документа.   Общие требования и правила составления». - М., 1984.


5.ГОСТ 7.1-76 «Библиографическое описание произведений печати». -М., 1984.

6. Положение   об   итоговой   государственной   аттестации выпускников высших       учебных       заведений       в       Российской Федерации (утверждено постановлением Госкомвуза России от 25 мая 1994 г. №3).


7. Вахрин П. И. Методика подготовки и процедура защиты дипломных работ    по    специальности    «Финансы    и    кредит»: Учебное   пособие. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999. - 44 с.

8. Кузин    Ф.    А.    Магистерская    диссертация.    Методика написания, правила оформления и порядок защиты. - М,: «Ось-89». 1997.

9.     Научные работы: Методика подготовки и оформления. / Авт-сост. И. Н. Кузнецов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Амклфея, 2000. - 544 с. Приложение 2

Приложение 1


ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ



Институт управления и экономики

Факультет менеджмента

Кафедра    государственное и муниципальное управление

Допустить к защите

Зав.кафедрой_________________

« ___»_________________________




ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

На тему: «Управление занятостью населения города Коркино Челябинской области»

Выполнил:

Студент 6 курса, заочного отделения, группа №18-123 82/6-3

 Кафедры Государственное и муниципальное управление

Денисов Андрей Андреевич



Руководитель:

Кандидат физико-математических наук, доцент

 Набережнева Елена Павловна














Екатеринбург

2004

Приложение 2



ОГЛАВЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Оглавление

                                                                                                                                        Стр.

Введение       ……………………………………………………………………………………..3


Глава 1. Название главы      ……………………………………………………………..............6

1.1.Название раздела         ……………………………………………………………..6

1.2.Название раздела         ……………………………………………………………..14

1.3.Название раздела         ……………………………………………………………..24


Глава 11. Название главы     ……………………………………………………………………..33

2.1.Название раздела         ……………………………………………………………..33

2.2.Название раздела         ……………………………………………………………..42

2.3.Название раздела         ……………………………………………………………..51


Глава III. Название главы     ……………………………………………………………………..60

3.1.Название раздела         ……………………………………………………………..60

3.2.Название раздела         ……………………………………………………………..64

3.2.1.Название подраздела  ……………………………………………………………..67

3.2.2.Название подраздела……………………………………………………………..73

3.3.Название раздела         ……………………………………………………………..80


Заключение    ……………………………………………………………………………………..88

Список использованной литературы ……………………………………………………..93

Приложения

Приложение 3



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(традиционная алфавитная группировка)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. - М.: Финстатинформ, 1995.

2. Общая теория денег и кредита: Учебник для вузов / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1988. - 359 с.

3. Финансы    /    В.М.    Родионова,    Ю.Я.    Вавилов,    Л.И. Гончаренко и др.; Под ред. В.М. Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 1993. - 400 с,

4. Финансы:   Учебное   пособие.   / Под   ред.   Проф.   А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 336 с.

5. W.S. Jevons.  Мопеу аnd Месhаnism of Ехсhаngе. -London,   1875.-Р.342.

Приложение 3



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(алфавитная группировка с введением разделов)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативная литература

1 . Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 . ст. 1 40; Ч. 2. ст. 86 1 , 862.

2.     Федеральный    закон     «О     банках     и    банковской деятельности» от 02.12.90 № 395 - 1 (в ред. Федерального закона от 08.07.99 № 136 - ФЗ).


Монографическая литература

3.     Банковское   дело /  Под   ред.   Лаврушина О.   И.    -   М.: «Финансы и статистика», 1999 . - 568 с.

4. Международные     валютно- кредитные     и     финансовые отношения / Под ред. Л. Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 1994.-С.588,

5. W.S. Jevons.  Мопеу аnd Месhаnism of Ехсhаngе. -London,   1875.-Р.342.


Периодическая литература

6. Морозов    С.    Пути    преодоления    кризиса    платёжной системы в России // Рынок ценных бумаг. -1995 - №24.- С. 52-54.

7. Усоскин    В.    М.    Банковские    пластиковые   карточки   // Деньги и кредит. - 1995. -№>9, - С. 74-80.


Статистическая литература

8. American Bankers Associatical Information on the Financial Services Industry, 7th ed., Washington, D.C.: ABA and Furash & Company estimates.-1996.

       

Интернет-источники

9.Internet Surrveys,http://www.nua.ie/survеуs[08/09/99]