Содержание





Введение. 2

Глава I. Семья и семейная социализация. 4

1.1 Семья как главный агент семейной социализации. 4

2.1 Семейная социализация. 12

Глава II. Социальные аномалии (девиация) как негативный результат семейной социализации. 20

Заключение. 29

Список литературы.. 31


Введение

Семья всегда была институтом первичной социализации. Происходящие с семьей и в семье процессы безусловно отражаются на процессе становления личности. Возникающие в семье конфликты между родителями и детьми, младшими и старшими, конфликты между «старым» поколением и «новым» усложняют процесс воспитания и социализации подрастающего поколения.

Социализация – это процесс приобщения к принятым в обществе и его подсистемах ценностям и нормам. В широком смысле слова социализация длится всю жизнь. В узком смысле – ограничивается периодом взросления личности до совершеннолетия. Семейная социализация понимается двояко: как, с одной стороны, подготовка к будущим семейным ролям и, с другой стороны – как влияние, оказываемое семьей на формирование социально-компетентной, зрелой личности. Семья оказывает социализирующее воздействие на личность посредством нормативного и информационного влияния. Именно семья является первичным источником социализации, и именно семья, в первую очередь, дает возможность сформироваться индивиду, как социально-компетентной личности.

С моей точки зрения данная тема представляет большой интерес. С распадом старой политической, духовной, экономической системы и противоречивыми преобразованиями происходящими в России сегодня, проблема семейной социализации актуализировалась. Появились новые явления, как в жизни общества, так и в жизни семьи. Нельзя отрицать, что развитие молодого поколения идёт по новому пути. Появилось множество социальных проблем, которые именуются девиантным поведением. Преодоление этих проблем является одной из важнейших задач общества. Главным средством искоренения подобных явлений является укрепление института семьи.

Таким образом, главной проблемой, изучаемой в данной работе, является девиантное поведение в обществе.

Предметом исследования в данной работе является институт семьи.

Целью написания данной работы является попытка рассмотреть семейную социализацию как процесс формирования социально компетентной личности, выявить его проблемы и противоречия, а также показать, что нарастающая тенденция девиантного поведения в обществе является прямым следствием искажения понятия семьи.

Задачи написания работы:

-       Рассмотреть семью как главного агента социализации;

-       Дать понятие семейной социализации;

-       Показать социальные аномалии, являющиеся результатом разрушения института семьи;

-       Рассмотреть роль социальной педагогики в укреплении института семьи и снижения социальных аномалий в обществе.

Гипотеза: через укрепление роли семьи в обществе, как основного института воспитания и взращивания личности возможно преодолеть проблемы социальных аномалий.

Методологической основой для написания работы послужили теории личности и социализации, принадлежащие западным выдающимся исследователям З.Фрейду, Ж.Пиаже, Д.Смелзеру, которые не утратили актуальности и сегодня, и позволяют рассматривать процесс семейной социализации и его результаты, как позитивные, так и негативные.

Данная проблема вызывала и вызывает интерес исследователей в разных областях общественного знания. По данным вопросам написано большое количество книг и статей.

При работе над данной темой были изучены монографии Гаспаряна Ю.А. «Семья на пороге XXI века», Голода С.И. «Семья и брак: историко-социологический анализ», Иванненкова С.П. «Проблемы социализации современной молодежи», сборники «Молодежь России на рубеже веков», «Культура семейных отношений», Ярыгина Т. «Молодежь России», а так же журнальные и газетные публикации.

Глава I. Семья и семейная социализация.

1.1 Семья как главный агент семейной социализации.

Сущность структура и функции семьи. В современной социологии семья понимается в двух значениях — как социальный институт и как малая социальная группа. За каждым из них стоит своя реальность и совокупность понятий, отображающих эту реальность. Рассмотрение семьи как малой социальной группы является отдельной темой для исследования

Семья — это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.

Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.

Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов.

Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная (семейная социализация) и восстановительная.

Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населения, состоящего из 2-детных семей, через 25-30 лет теряют треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей[1]. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом, может оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей, создании им определенных льгот. Но смотря на это иначе, в частности с позиций тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения неработающего населения и других факторов, можно предположить, что на данном этапе увеличение рождаемости и многодетных семей не  есть позитивная сторона.

Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблема женского труда...

Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.

Лучший пример - это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.

Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее.

Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека. Часто досуг происходит у каждого по-своему. Кто-то смотрит ТВ, слушает музыку и т.д. это является пассивным отдыхом. Человек нуждается в активном отдыхе – путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья для семьи в целом и каждого её членов.

Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Выделяют авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому – деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах.

Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее число женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи, принимают равное участие в общественных решениях. С одной стороны это способствовало развитию женщины как личности, равности супругов, но с другой – привело к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов.

Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений.

Общение в семье. Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения между мужем и женой, между родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовный контакт. Спектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, здоровье, жизни друзей и знакомых оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой, и так далее.

Удовлетворённость супругов общением зависит от степени совместимости их взглядов, ценностей. Не вызывает сомнения тот факт, что нервозность, неуравновешенность, замкнутость и другие отрицательные черты характера являются плохими спутниками семейного общения.

Социологические исследования показывают, что при нормальных взаимоотношениях в семье супруги обычно всегда делятся между собой своими огорчениями и получают при этом морально психологическую поддержку, чего не скажешь про неблагополучные семьи.

Однако не бывает идеального общения в семье, т.е. общения, состоящего только из согласия. Супружеские отношения неизбежно проходят через противоречия: ссоры, конфликты, и так далее. В этих случаях очень важно понять супругам позицию друг друга, поставить себя на его место. Я считаю, что в процессе спора следует говорить только о предмете спора и не следует напоминать о прошлых промахах другого, не делать выпадов: “А ты сам...”.[2]

В семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является - уважение другого, его “я”. Нередко, после трудного трудового дня супруги стремятся сорвать своё плохое настроение на близких, дать выход накопившейся озлобленности. Они начинают ворчать, упрекать, делать замечания, кричать. В результате такой разрядки человек может получить временное облегчение, хотя последствия могут оказаться тяжёлыми. Одних начинают мучить угрызения совести за собственную неправоту и несдержанность. Других - обида за несправедливые обвинения и упрёки. В результате это способствует разрушению семьи.

Иногда полезно делать компромиссы, т.е. идти на уступки друг другу. Также очень важно уметь признавать свои ошибки, как право других ошибаться.

Очень важно почаще делиться своими мыслями, не скупиться на похвалу, добрые слова.

Несложившиеся отношения между мужем и женой ведут к плохим последствиям. Психологами установлено, что существует связь между супружескими конфликтами и нервно психическими расстройствами. Отсутствие взаимопонимания в семье приводит к подавленности, отчуждённости, к ухудшению психологического и физического состояния, значительному понижению работоспособности человека. Неумение общаться способно разрушить семью. Основными компонентами культуры общения являются сопереживание, терпимость, уступчивость, доброжелательность. Особая способность к общению - умение признать ценность другого, даже при несовпадении позиций. Только таким образом можно достичь гармонии в семейной жизни.

В семье, кроме взрослых, в неполноценном общении нуждаются также и дети. Общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка. Потребность в общении появляется у младенца с самого рождения. Уже в возрасте 2-х месяцев при виде матери его лицо озаряется улыбкой.

Общение родителей с детьми имеет огромное значение для их полноценного развития. Доказано, что дети, лишённые возможности общаться с родителями, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью к обращению к ним взрослого, испытывают трудности в общении со сверстниками.

Во многих семьях в большинстве своём дети чаще общаются с матерью, чем с отцом. Беседы же с отцом имеют кратковременный характер. У некоторых детей вообще отсутствуют доверительные отношения как с отцом, так и с матерью. Чаще всего это бывает в семьях, где не установились близкие духовные контакты как между супругами, так и между родителями и детьми. В таких семьях главной является воля одного из супругов, а взаимоотношения с другими членами семьи основывается на приказах, подчинении, оскорблениях. Это оказывает отрицательное влияние на формирование у детей способности к полноценному общению.

Таким образом, на родителях лежит ответственность за воспитание у детей способности к человеческому общению, т.к. именно в семье дети усваивают характер общения. Кроме того, от умения супругов общаться во многом зависит и нравственно-психологическое благополучие всех членов семьи.

Развод. В нашей стране наряду со свободой брака существует и право супругов на развод. По статистике на 1990 год ещё в бывшем СССР ежегодно расторгалось примерно 930 тысяч браков (это приблизительно 1,5 % от их общего количества) и образовывалось 2788 тысяч новых семей. Таким образом, соотношение между браками и разводами составляет примерно 3:1. Но этот показатель различен в зависимости от места жительства и возраста людей. Так в больших городах разводов приходится больше чем в сельской местности. Наименьшее количество разводов приходится на регионы, где ещё сильны патриархально-религиозные традиции. Это среднеазиатские и кавказские республики[3].

По мере роста числа разводов возможность того, что они будут компенсированы повторным браком, становится всё меньшей. Лишь 10-15 % женщин с детьми повторно выходят замуж. В результате увеличивается количество неполных семей.

Так что же такое развод? Одни говорят - зло, другие - избавление от зла. Для того чтобы узнать это, надо проанализировать большой круг вопросов: как живётся разведённому человеку? Доволен ли он разводом? Как изменились квартирные условия, здоровье? Как сложились отношения с детьми? Думает ли он вступать в повторный брак? Очень важно выяснить судьбу разведённой женщины или мужчины, а также ребёнка из распавшейся семьи. Не зря говорят, что развод, как айсберг в море: на поверхности видна лишь небольшая часть причин, основная же их масса скрыта в глубинах душ разведённых.

По статистике дело о разводе возбуждается в основном по просьбе женщины, т.к. женщина в наше время стала независимой, она работает, сама может содержать семью и не желает мириться с недостатками мужа. Супруга порой говорит: “Почему я должна ему подсказывать?” или “Почему он сам не может догадаться?”. При этом женщина не задумывается, что она сама не идеальна и достойна совершенного мужчины. Воображение рисует ей такой совершенный идеал, который в реальной жизни и не встречается.

Слов нет, что пьяница муж - несчастье для семьи, жены и детей. Особенно, когда он устраивает побои жене и детям, уносит деньги из семьи, не занимается воспитанием детей, и т.д. Развод в этих случаях чаще всего необходим, чтобы оградить семью от морального и материального опустошения.

Но ведь не всегда пьяница-муж был пьяницей. Ведь были же сначала встречи и ухаживания, друзья, праздники и гости, радости и горести - была жизнь. И какова была вначале позиция жены по отношению к выпивкам мужа? Была ли она достаточно требовательной, могла ли умно и тонко сочетать ограничительные и запретные меры, чтобы уберечь семью от порока. Может причины пьянства следует искать во взаимоотношениях между супругами.

Кроме пьянства причинами, по которым жёны подают на развод, могут быть - измена мужа, мужской эгоизм. Порой мужчина просто вынуждает своим поведением подать жену на развод. Он пренебрежительно к ней относится, не терпит её слабостей, не помогает в домашних делах, и т.д.

Из причин, по которым мужья подают на развод можно выделить: измена жены или его любовь к другой женщине.

Но основной причиной разводов, на мой взгляд, является неподготовленность супругов к семейной жизни. На молодых супругов наваливаются бытовые, финансовые проблемы. В первые годы супружеской жизни молодые больше узнают друг друга, раскрываются недостатки, которые старались скрывать до свадьбы, происходит адаптация супругов друг к другу.

Молодые супруги нередко излишне поспешно прибегают к разводу, как к способу разрешения любых конфликтов, в том числе и вначале преодолимых. Подобное “лёгкое” отношение к распаду семьи складывается благодаря тому, что развод уже стал обыденным явлением. В момент заключения брака существует чёткая установка на развод, в случае если хоть один из супругов не будет удовлетворён совместной жизнью. Ясно, что такая установка стимулирует развод.

Причина развода может послужить нежелание одного из супругов иметь ребёнка. Эти случаи встречаются редко, но они бывают.

Я считаю, что люди разводятся не для того, чтобы всю жизнь жить в одиночестве. Они хотят заменить неудачный брак счастливым, но это не всегда удаётся. При социологических опросах больше половины мужчин и женщин хотели бы вступить в повторный брак. Лишь незначительная часть предпочли одиночество. А какова его цена? Американские социологи Картер и Глик сообщают, что в больницу попадают в 10 раз больше неженатых мужчин, чем женатых, смертность у неженатых мужчин в 3 раза больше, а у незамужних женщин в 2 раза больше, чем у замужних. Таким образом, можно сказать, что разводы отрицательно сказываются на здоровье разведённых людей.

Многие мужчины, как и многие женщины, легко идут на развод, но потом очень тяжело переживают его последствия.

В разводах, кроме супругов есть ещё заинтересованные лица - дети. Чем больше разводов - тем меньше детей. В этом социальный вред разводов. Развод сокращает воспитательские возможности семьи по отношению к детям. Детям наносится большая психологическая травма, о которой часто не думают родители. Многие знают, что они причиняют своим детям страдания, но не многие понимают к чему они могут привести, как это отразится на ребёнке в его дальнейшей жизни. При разводе властно вступает в силу эгоизм родителей. Они мало при этом думают о судьбе своих детей.

Дети из распавшихся семей - это как бы сироты при живых отцах или матерях. В том, что дети остаются без отца чаще вина обоих родителей.

Кроме моральных минусов у развода есть ещё и материальные отрицательные стороны. При уходе мужа из семьи, у жены с ребёнком возникают трудности денежного характера, особенно, если заработная плата у жены маленькая, а детей больше одного. Уход из семьи также бьёт по карману мужчине, ведь теперь ему приходится платить алименты. Также возникают проблемы с жильём, приходится разменивать квартиру, делить вместе нажитое имущество.

Таким образом, развод во многих случаях зло, чем добро. Но возможность воссоединения семьи вполне реальна для многих, сгоряча распавшихся пар. В жизни часто случается, когда “блудный муж” возвращается к своей жене и детям, а разведённые женщины говорили  о своих мужьях, что мол если он изменит своё поведение к лучшему, то приму. В глубине души каждый из супругов хочет иметь свою хорошую семью. А для этого, прежде всего самим людям, вступившим в брак, надо учиться взаимопониманию, преодолевать мелочный эгоизм, совершенствовать культуру отношений в семье. На государственном же уровне с целью предотвращения разводов надо создавать и расширять систему подготовки молодёжи к браку, а также социально-психологическую службу помощи семье и одиноким людям.

Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция (семейная социализация) семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости.


2.1 Семейная социализация.

Отсутствие сплоченности, дезорганизация семьи открывают двери для внесемейных влияний.

Нормативные влияния вообще и семейные в частности действуют с помощью норм-образцов, моделей поведения, знание которых позволяет каждый раз не искать заново решений в стандартных ситуациях, а вести себя как бы автоматически, в соответствии с принятыми в данной социокультурной среде и усвоенными личностью шаблонами. Семейные ритуалы в наибольшей степени связаны с нормами- образцами, поскольку степень стандартизованности, повторяемости ситуаций повседневной семейной жизни чрезвычайно высока.

Процесс возникновения личности выступает как процесс преобразования биологически заданного материала силами социальной действительности, существующей до, вне и совершенно независимо от этого материала.

Иногда этот процесс называют "социализацией личности". На наш взгляд, это название неудачно, потому что уже предполагает, будто личность как-то существует и до ее социализации". На деле же "социализируется не личность, а естественно-природное тело новорожденного, которому еще лишь предстоит превратиться в личность в процессе этой "социализации", т.е. личность еще должна возникнуть. И акт ее рождения не совпадает ни по времени, ни по существу с актом рождения человеческого тела, с днем физического появления человека на свет.

Поскольку тело младенца с первых минут включено в совокупность человеческих отношений, потенциально он уже личность. Потенциально, но не актуально.

Личностью – социальной единицей, субъектом, носителем социально-человеческой деятельности – ребенок станет лишь там и тогда, когда сам начнет совершать деятельность. На первых порах с помощью взрослого, а затем и без него.

Напротив, нестандартные ситуации регулируются с помощью норм- принципов, определяющих ценностную направленность действий.

Нормативное воздействие в семье принимается индивидом, чтобы сохранить свой межличностный статус и получить одобрение от других. Это, однако, не означает, что индивид обязательно разделяет принимаемые, им мнения.

При информационном воздействии семьи индивид разделяет семейную картину мира, принимает ее как истинную, но не ищет обязательного одобрения со стороны других.

Семьи "традиционные" и "современные" различаются между собой не как носители нормативного или информационного влияния, а по соотношению их участия в социализационном процессе.

Ослабление сплоченности семьи уменьшает как силу ее нормативного воздействия, так и ее надежность и устойчивость как источника информации для индивида.

Чем сплоченнее семья, тем сильнее семейное МЫ, тем отчетливее признаки и атрибуты того, что "мы свои".

Оппозиция своего и чужого распространяется и на общезначимые ценности. Так, было бы дико, если бы дома, в семье близкие люди вели себя как начальники и подчиненные и т.п. Такая тенденция характерна для учреждений общественного воспитания, для детских домов и приютов, воспитатели которых стремятся к тому, чтобы дети, находясь у себя дома, вели себя как "на людях" по "полным" нормам социального поведения.

Однако общечеловеческая норма "своего" поведения в стенах своего дома отменяет служебную субординацию и требует, чтобы, например, гость, даже если он генерал и вообще начальник, вел себя именно как гость и чтобы хозяева не вытягивались перед ним во фронт, даже будучи в действительности вне домашней жизни его подчиненными.

Как известно, в разного рода неформальных группах и кликах (например, подростковых) эта тенденция "свойскости", временной отмены общезначимого абсолютизируется. Поэтому семья противостоит гипертрофии "чужести", навязываемых детям в приютах, и свирепости "мы свои", обнаруживаемой в шайках и кликах (своеобразным проявлением этого является присущее диким племенам людоедов убеждение, что они никаким людоедством не занимаются: "Мы нас не ели, мы их ели, потому что они – не мы", т.е. не люди).

Именно в семье закладываются основы умения быстро переключаться со "своего" на "чужое" и обратно. Не принадлежность детей к "плохим" или "хорошим" семьям делает их самих "плохими" или "хорошими", а неспособность семьи (благополучной или неблагополучной) привить детям умение отменять там, где надо, общечеловеческое или ущемлять исконно свое. Именно поэтому важно изучать роль социальной структуры в этом процессе, социальные факторы подобного влияния семьи на социализацию личности, характеризующейся гибкостью или ригидностью механизма самоконтроля.

Нуклеарная семья является той изначальной социальной матрицей, внутрь которой уходят корни личности и откуда берутся ее истоки Я. Семья ориентирует ребенка, прежде всего, на членов семьи и других родственников и лишь затем – на социальное окружение и общество в целом. Для социолога важно знать, как именно в семье индивид (в момент рождения – еще только предпосылка и предусловие человека) делается личностью.

Недостаточно сказать только о конечном результате, надо раскрыть и механизмы социализации. Это заставляет взглянуть на поэтапное формирование личности с точки зрения вклада семьи в становление механизма, управляющего поведением, т.е. в формирование структуры диспозиционной регуляции индивидуального поведения.

Поскольку человек существует в истории и изменяется не за счет анатомических трансформаций или только наследственности, а благодаря изменениям своего поведения и культуры, постольку результаты действий зависят не просто от сочетания внутренних и внешних предпосылок, а от личностного определения возникающих жизненных ситуаций, т.е., говоря другими словами, от их индивидуальной оценки.

Индивид рождается с генетически заданным набором физиологических потребностей. Но это рождение происходит в разных по социально-экономическим условиям семьях (семейных ситуациях). Поэтому, анализируя процесс социализации, следует выделять типические ситуации в семьях разного типа, различным образом воздействующие на удовлетворение тех или иных потребностей.

Иными словами, надо знать, какие именно семейные ситуации по фазам семейного цикла и каким образом влияют на те или иные конкретные потребности социализируемого ребенка.

В разных теориях социализации подчеркиваются и разные аспекты семейной социализации, что, собственно, и отличает одну теорию от другой.

В психоанализе внимание фокусируется на инстинктивных влечениях и на роли бессознательного. Семейные ситуации типологизируются по взаимоотношениям матери – сына, отца – дочери. Среди потребностей выделяется либидо (половое влечение). Изначальная социокультурная конфликтность ролей родителей и детей обнаруживается, в самых ранних детских возрастах. И если она не находит своего разрешения в семье, то активизирует влечения взрослого все его оставшуюся жизнь. Психоанализ интересен структурированием личности как взаимодействия противоречащих друг другу «сверх Я» и «ОНО», достигающих уравновешивания в «Я».

Среди диспозиций центральное место принадлежит Я как главной ценности личности. Поэтому фрейдовская трактовка Я как регулятора между половым влечением к родителю противоположного пола и социальным ограничением этого влечения интересна не содержательным конфликтом между сексуальным и социальным, а моделированием конфликта между обществом и личностью в самой структуре человеческого Я. Важно, что подобная амбивалентность Я обнаруживается с первых дней социализации и что в психоанализе показан механизм самоограничения Я, формирования совести или социальной ответственности личности, умения подчинять индивидуальное общему. Любовь или ненависть к родителям порождают чувство вины и разные формы сублимации этих чувств.

В когнитивных теориях, акцентирующих рациональность человеческого поведения, роль семьи обнаруживается в моральном развитии ребенка. Например, теория перехода от эгоцентризма к релятивизму Ж. Пиаже рассматривает эгоцентризм как когнитивную незрелость, как веру в то, что и другие определяют ситуации и события точно так же, как и ребенок, т.е. помещая его в центр Вселенной. Любовь и забота родителей, согласно этой точке зрения, укрепляют этот "реализм", когда мир искривляется под себя и когда оказывается невозможной подлинная кооперация с другими.

В этот же период (до 6-7 лет) зависимость ребенка как младшего от старших связана с его эмоциональной односторонностью по отношению к родителям, чувствами "слепой" привязанности и любви. Именно это, кстати, больше всего нравится в малышах малодетным родителям (бэби-комплекс).

В полноценной семье после 7 – 8 лет освобождение ребенка от пут эгоцентризма, "реализма" и зависимого почитания родителей идет быстрее. Но процесс формирования более релятивистской картины мира может задерживаться. И тогда в среде сверстников могут разгораться бои за навязывание своей Я-центристской концепции другим. Причем обычно все успехи приписываются себе, своим способностям, а неудачи – обстоятельствам, "помехам" со стороны других. "Хорошая" социализация в семье позволяет избежать этой тенденции, формирует социально компетентную личность, способную брать ответственность на себя, а не списывать все на неблагоприятные условия.

В теории Дж. Мида процесс формирования Я рассматривается как своего рода отход от центристской тенденции, как включение в свой мир других людей, как, с другой стороны, умение войти в их роль. Подражая родителям, ребенок учится входить в роль и выходить из нее, но, главное, он научается видеть себя со стороны. "Я-образ" - это представление о себе, увиденное глазами других. Чем значимее эти другие для ребенка, тем больше вероятность, что Я-образ будет формироваться под влиянием оценок этих "значимых других".

При общении ребенка с отдельными "другими" начинает формироваться обобщенный образ своего Я, причем лучше всего это происходит не при парном взаимодействии, а в групповых интеракциях.

"Генерализованный другой" – это обобщенный образ других, который легче конструируется в группах, а не в диадных (парных) контактах. В сплоченных семьях "генерализованный другой" идентифицируется с семейным МЫ и Я-образ складывается не как простая сумма образов других людей, а как концепция Я, присущая "генерализованному другому". Чем интегрированнее семья, тем непротиворечивей Я-концепция ребенка.

Различия Я-образов в разных группах – проводниках (агентах) социализации – будет заставлять человека подбирать таких "значимых других", которые будут подтверждать сложившуюся Я-концепцию.

Таким образом, умение входить в роль другого и видеть себя его глазами формирует ценность своего Я посредством переключения с одних ролей на другие. В теории Дж. Мида также подчеркивается та особенность ранней социализации, которая связана с неизбежностью уравновешивания противоположных тенденций, а, следовательно, с важной ролью семейного Мы в становлении Я.

Социализация в семье может трактоваться и как формирование базовой иерархии индивидуальных потребностей. Если выделить три основных уровня потребностей – потребности в физическом, психологическом и социальном самосохранении, то в принципе каждый из них может быть высшим и соответственно определять ту или иную направленность личности. Вместе с тем указанная последовательность этих потребностей раскрывает их изначальную иерархию – прежде чем ломать голову над смыслом бытия и стремиться оберегать свое Я в общении с другими, надо быть хотя бы относительно сытым и одетым. В повседневности все взаимосвязано и та или иная направленность личности обнаруживается лишь как тенденция в массе повторяющихся ситуаций.

Среди потребностей социального уровня – в образовании, труде, творчестве – выделим и потребности в браке и семье. Важно выяснить их значимость для социального самосохранения личности, то, какую роль они играют для сохранения и повышения социального статуса индивида, а также для творческого самосовершенствования личности, для ее полноценной самореализации.

Процесс социализации на протяжении всего жизненного цикла индивида предлагает две основные, не равные по времени и интенсивности стадии. Первая стадия – период активного становления индивида как общественного существа – занимает около трети жизни. На этой стадии осуществляется[4]:

-       элементарная или первичная социализация ребенка;

-       нормативно-фрагментарная, маргинальная социализация подростка;

-       концептуально-целостная, результирующая социализация молодежи периода перехода от юности к зрелости.

Вторая стадия – период развития сложившейся личности в ходе ее дальнейшего функционирования в обществе:

-       в качестве трудоспособного члена общества;

-       в связи с выходом на пенсию.

Семейная социализация ребенка имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Этот климат в значительной мере неблагоприятен ныне для адекватной потребности в семье и семейных ролях – отсутствие совместной деятельности родителей и детей, которая непосредственно цементирует семейное единение, ведет к атмосфере потребительства и бытового самообслуживания, к редукции семейных ролей до уровня бытовщины. Профессиональная занятость членов семьи вне дома превращает эти редуцированные семейные роли и потребности в "бремя". И, к сожалению, социальная проблема соотношения семейных и внесемейных (прежде всего профессиональных) ролей все чаще трактуется через перераспределение семейных ролей через разделение семейного бремени между мужем и женой.


Глава II. Социальные аномалии (девиация) как негативный результат семейной социализации


Разводы, брошенные дети, одинокие старики – эти проблемы семьи очевидны. Низкий уровень взаимоотношений в семье, падение авторитета родителей – всё это факторы отклоняющегося поведения молодёжи. Неформальные объединения, наркомания и токсикомания, алкоголизм, проституция – корни этих явлений нужно искать в жизнедеятельности семьи.  На современном этапе, когда в условиях экономического кризиса особенно обострились социальные противоречия в обществе, особенно остро встает проблема отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Социальные детерминанты отклоняющегося поведения многочисленны, имеют разную степень воздействия и специфически группируются в каждом конкретном случае. Однако исследования С. А. Беличевой, В. П. Кащенко, А. И. Захаровой и др. показывают, что причины отклонения кроются чаще всего в семье.

В данной главе будет изучена проблема девиантного поведения, которая является прямым следствием деградации института семьи в современном обществе.

Гипотеза, которая ставится во главу исследования следующая: за счет укрепления института семьи, как главного института воспитания и социализации индивида возможно преодолеть проблемы социальных аномалий.

Для доказательства этой гипотезы воспользуемся методом опроса. Опрашивать следует 3 категории людей ученики, учителя и родители. Основной вопрос: «Что определяет жизненную позицию ученика»? Количество опрашиваемых 139 человек в каждой группе.

Вообще, молодёжь – особая социально-демографическая часть общества. У неё свои психологические особенности, характерные для неё проблемы: освоение политических и моральных ценностей, выбор профессии, создание семьи. Возрастные границы молодёжи определяются в пределах от 14 до 28 лет[5]. Наиболее сложным является юношеский возраст (14-18 лет). В это время происходит открытие своего «Я», резко расширяется сфера общения и деятельности. Родители отходят на второй план. Появляются новые друзья и новые компании.

Нарушается связь между поколениями. Ослабевает положительное воздействие старшего поколения на молодое. «Молодые» получают свободу и непременно хотят воспользоваться ею. Отсюда пьянство, наркомания, проституция и другие виды девиантного поведения.

Важным условием преодоления девиантного поведения в молодёжной среде выступает эффективная профилактическая работа. Её цель – создание условий, препятствующих возникновению различных форм социальных отклонений, а так же их распространению. В семье эта работа должна осуществляться родителями. Она предполагает разъяснение детям степени опасности для их здоровья и здоровья окружающих вредных привычек и склонностей, ознакомление их с возможными последствиями, связанными с нарушением нравственных и правовых норм. Средством профилактики служит и личный пример родителей. Их образ жизни, взгляды на различные проблемы, взаимоотношения перенимают и копируют дети. Самой эффективной профилактикой девиантного поведения в условиях семьи является родительское воспитание – ежедневная и кропотливая работа.

Отклоняющееся поведение присутствует в нашем обществе, и этого нельзя отрицать. С переходом к капиталистическому развитию страны она стала ещё более актуальной. Появились новые явления как в жизни общества, так и в жизни семьи. Нельзя отрицать, что развитие молодого поколения идёт по новому пути. 

На мой взгляд, основными видами девиантного поведения являются: алкоголизм, наркомания и токсикомания, сексуальные отклонения, самоубийства. По мере написания работы мы более подробно рассмотрим все эти виды. Если же говорить о профилактике то, прежде всего, она заключается в правильном и последовательном воспитании молодого поколения, в трудовой деятельности молодёжи, а также в работе педагогов и учителей.

В дальнейшем мы попытаемся рассмотреть основные виды отклоняющегося поведения молодёжи, а также о роли профилактической работы для предотвращения этих отклонений.

Таким образом, острота и актуальность проблемы отклоняющегося поведения молодых людей  требует от всех лиц понимания сущности этого явления, владения основными методами его диагностики и организации профилактической работы.

По всей видимости, начинать  профилактические работы нужно с воспитания. Именно оно является основным профилактическим средством. Причём воспитание должно осуществляться с самого раннего возраста, и в первую очередь родителями.

Родители оказывают большое влияние на молодое поколение. Поэтому именно они в большей степени несут ответственность за воспитание подрастающего поколения.

Есть несколько принципов воспитания[6]:

1.     У родителей должны быть дружеские отношения со своим чадом. С самого раннего возраста они должны смотреть на своего ребёнка, как на  самостоятельную личность. Должны знать, что он умеет чувствовать так же как взрослый. Он должен постоянно чувствовать себя членом семейного коллектива. Для этого с ним нужно говорить о некоторых планах, касающихся домашнего хозяйства. Причём в этом маленьком коллективе на него должны возлагаться какие-нибудь обязанность. Но также нельзя забывать про его личные взгляды и планы.

2.     Родители не имеют право обращаться с ребёнком не честно. Должно быть честное отношение к ребёнку. Это основывается на личном примере. Родители постоянно должны доказывать своим поседением, что умеют держать слово. Они на деле должны доказывать, что он от них всегда получит правдивый ответ.

3.     Справедливое отношение к ребёнку. Его нужно учить во всём достигать наилучших результатов и хвалить за достигнутые результаты.[7]

Родители не должны забывать, что в возрасте 14-20 лет молодой человек хочет почувствовать себя полноценным членом общества. Нельзя обращаться с ним, как с маленьким ребёнком. Конечно, родителям это доставляет удовольствие, но в тоже время тормозит полноценное развитие личности ребёнка. Не нужно делать за него то, что он мог бы сделать и сам. Ему нужно дать свободу, но в тоже время и ограничивать её. Чем раньше чадо научится быть самостоятельным, тем легче ему будет в жизни.

Проведенные исследования показывают, что отклоняющееся поведение подростков тесно связано с направленностью и способами их социализации в семье. Семья является одним из важнейших институтов ранней социализации. В семье ребенок усваивает наиболее фундаментальные, базисные ценности, нормы, поведенческие стереотипы, формируется эмоциональная интимная сфера его психики. Дефекты раннего семейного воспитания трудно исправимы. Однако, негативные последствия неправильного воспитания, в том числе и формирование навыков агрессивного поведения, корыстных установок, могут быть предотвращены своевременным вмешательством специалистов, в частности, практического психолога, социального работника.

Созданные сегодня психологические службы семьи проводят диагностику, психокоррекционную работу с теми, кто желал бы иметь полноценные отношения в семье, но не владеет нужным опытом, не знает, как это сделать и сам ищет помощи у специалистов. Семьи же с асоциальной и антисоциальной направленностью, то есть те, для которых нелады с моралью и законом — норма жизни, нередко остаются за пределами семейных психологических служб, так как представители таких семей редко самостоятельно обращаются за помощью. Хотя именно они чаще всего формируют детей с глубокими отклонениями в поведении. Не ищут помощи у психологов и педагогов те, кто считает свою семью сегодня вполне благополучной. Часто для них правонарушение, совершенное их «ребенком» — полная неожиданность, некое «беспричинное» событие. Такие «благополучные» родители склонны видеть причину случившегося в неблагополучном стечении обстоятельств, влиянии улицы, школы, и очень редко в собственных воспитательных огрехах.

В результате исследований мы выявили, что проявления таких социально-нравственных отклонений в поведении, как насилие в разрешении межличностных конфликтов, корыстолюбие, нетерпимость и негативизм связаны со стилем семейной социализации. Полученные результаты позволяют дифференцировать стиль семейного воспитания подростков, совершивших жестокие насильственные преступления (убийства, нанесение тяжких телесных повреждений, квалифицированные изнасилования в сочетании со злостным хулиганством) и совершивших корыстные преступления (кражи личного, государственного и общественного имущества).

Было установлено, что несовершеннолетние, совершившие насильственные посягательства, в отличие от ненасильственных корыстных преступников, большое значение придают правилам, регламентирующим ситуации применения физического насилия, т.е. «точно знают», в какой ситуации и как они должны применять физическую силу. Насильственной группе посягателей свойственны идеализация и ритуализация насильственных форм поведения, что, по нашему мнению, указывает на большую роль подобных стереотипов в поведенческой практике этой группы преступников.

Изучение обстоятельств, обусловивших насильственные способы решения конфликтных ситуаций, побудило сопоставить условия семейной социализации представителей двух групп несовершеннолетних преступников: насильственной и корыстной. Исследование показало, что представители обеих групп воспитывались в неблагоприятной семейной обстановке: родители, один или оба, злоупотребляли спиртным, часто ссорились между собой, ссоры нередко переходили в драку, ребенка с детских лет подвергали жестоким физическим наказаниям.

Эти дети чаще воспитывались в условиях разделения семьи на две враждующие группы: ребенок и мать — с одной стороны, отец — с другой. В условиях существования внутри семьи двух враждующих группировок, подростки легко усваивали навыки агрессивного насильственного поведения, так как наблюдение и испытание насилия на себе сочеталось с высокой мотивационной готовностью использовать эти образцы в собственной поведенческой практике, чему способствовали одобрения со стороны матери, прививавшей ребенку ложное представление о социальной справедливости. При этом дети из таких семей не были лишены материнской опеки, не испытывали депривации эмоционального общения с матерью, что облегчило раннее формирование высокой самооценки, самостоятельности, умения постоять за себя. Эти дети не имели трудностей в освоении сферы «Я» — «Другие люди». Более того, часто они впоследствии становились лидерами подростковых групп, носителями агрессивной субкультуры.

Дети, совершившие впоследствии корыстные посягательства, чаще воспитывались в эмоционально-отчужденных семьях, что вело к задержке в формировании устойчивости самооценки, личностной определенности, адаптированности.

Изучение семей, которые вызывают или могли бы вызвать отклоняющееся поведение детей, позволило обобщенно разделить их на три группы. К первой группе относятся такие семьи, члены которых имеют психические или другие тяжелые заболевания; пристрастие к наркомании, алкоголю и т. п. или асоциальное поведение. Ко второй группе относятся семьи, в которых во взаимоотношениях между родителями существует непонимание, дефицит любви, враждебность доминирующее влияние одного из родителей, проявление насилия во взаимоотношениях. Для третьей группы характерны деформации в сфере воспитания: острая ролевая дихотомия, когда отец является авторитетным представителем общественных норм и в то же время не интересуется личностным развитием ребенка, а мать отвечает за воспитание ребенка; дефицит заботы и любви у одного или двух родителей к ребенку; преобладание штрафного воздействия на детское поведение; ограничивающий характер требований к ребенку, которые высказываются часто в форме запретов («не делай этого!»), что приводит к дефициту конструктивных элементов в детском поведении; воспитательное воздействие направлено преимущественно на формирование послушания и дисциплины у ребенка. В подобных семьях распространено также либеральное воспитательное воздействие, в результате которого затрудняется формирование последовательной системы ценностей и норм у ребенка; чрезмерная опека над ребенком со стороны одного или двух родителей; воспитание ребенка в духе неуважения к общественным нормам социального контроля.

Необходимо отметить, однако, что каждая семья является уникальной системой и проявление вышеперечисленных признаков может быть различным и многовариантным. В системе анализа взаимодействий семьи, школы и среды важными представляются факторы, определяющие жизненную позицию старшеклассников. В этой связи ученикам, родителям и учителям некоторых школ г. Новосибирска был предложен вопрос: «Что определяет жизненную позицию подростка?». Всего было опрошено 139 представителей каждой стороны. Результаты представлены в табл. 1.

Как видно из таблицы, все категории опрошенных считают семью основой формирования жизненной позиции подростка. При этом, правда, учителя и родители одним из главных влияющих факторов считают наследственные задатки. Обращает на себя также внимание низкая оценка возможностей школы в определении жизненной позиции, особенно учеников и родителей.

Мнение учеников разнопланово. Они отмечают воздействие средств массовой информации, молодежной среды. Эти их суждения вполне согласуются с системой жизненных ценностей подростков, которые подтверждаются многими исследованиями.

Таблица 1. Факторы, определяющие жизненную позицию подростка

Факторы

Наследственные задатки

Семейная среда

Школа

Самовоспитание

СМИ

Труд

Молодежная среда

Ученики

8,4

35,0

9,9

19,7

10,1

0,9

9,4

Учителя

41,9

84,9

22,6

18,6

15,1

9,0

36,2

Родители

12,6

54,1

4,7

9,9

2,1

2,7

6,6


Семья располагает не просто большими, а уникальными возможностями для интенсивного общения детей и родителей, передаче детям социальной программы общества — целей и ценностей общества, средств, которыми эти цели и ценности достигаются и сохраняются.

Формирование тонких психологических механизмов, удерживающих личность от отклонения представляет сферу взаимодействия семьи и школы. Однако семья как социальный институт в настоящее время значительно изменилась. Она находится в сфере многочисленных воздействий, одновременно экономических, социальных, правовых и пр. Семья испытывает трудности в приспособлении к динамичному развитию современного общества, к новой экономической ситуации, вызванной вступлением в рыночную систему хозяйствования. Следует помнить, что отдельные сферы жизнедеятельности общества развиваются неравномерно.

Глубокие преобразования, повлиявшие на облик современной семьи, произошли в обществе не одновременно. В литературе встречаются попытки ответить на вопрос «куда направлен процесс изменения семьи?». Ответить точно, наверно, невозможно, но можно согласиться с мнением видного американского социолога Э. Берджесса, который утверждает, что процесс городской индустриализации и сопровождающее его дробление и обезличивание жизни должны усилить потребность в устойчивых личностных отношениях. Семья не исчезает, но изменяется и ее форма, и ее основы.,

Проведенные нами обследования ценностных ориентаций 16-летних подростков показали, что при значительных общих изменениях в шкале ценностей ценность семьи остается у них незыблемой. Это залог того, что после родительской семьи они будут создавать собственные семьи. Соглашаясь с оптимистическими прогнозами, одновременно следует реально смотреть на те серьезные изменения, которые рождают не только позитивные, но и негативные последствия, создают новые проблемы в воспитании молодежи.

Семья утрачивает некоторые ценности и меняет приоритет в их реализации, испытывает ослабление общественного контроля за поведением людей, что связано с ростом урбанизации, и ослабление экономической взаимосвязи членов семьи, падение авторитета ее главы — мужчины, что связано с ростом экономической и юридической самостоятельности женщин и т.д. Без укрепления нравственно-психологической основы семьи будет продолжаться падение ее стабильности со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.

Семья чрезвычайно чувствительна ко всем процессам, которые происходят в обществе, она отзывается тем или иным образом на них. Сложности и противоречия исторического развития нашего общества наложили отпечаток на жизнь семьи и на ее воспитательные возможности.

Сохранение семьи как воспитательного института особенно значимо сейчас, когда идет коренная ломка традиционной структуры воспитания. Важность семейного воспитания заключается в том, что в семье формируются не только социально значимые функции личности, но и свойственные ей оценочные критерии, эмоциональная инфраструктура, первооснова личностных функций индивида.

Заключение.

В результате проделанной работы были изучены особенности семейной социализации в обществе. Главной проблема, которая ставилась в данной работе, является девиантное поведение в обществе.

Была достигнута цель работы: рассмотрен процесс семейной социализации как, т.е. формирование социально компетентной личности, выявлены его проблемы и противоречия, а также показано, что нарастающая тенденция девиантного поведения в обществе является прямым следствием искажения понятия семьи.

Были достигнуты следующие задачи:

-       Рассмотрено понятие семья, как главный агент социализации;

-       Дано понятие семейной социализации;

-       Показано, что социальные аномалии, являются результатом разрушения института семьи;

-       Рассмотрена роль социальной педагогики в укреплении института семьи и снижения социальных аномалий в обществе.

Была подтверждена гипотеза, что через укрепление роли семьи в обществе, как основного института воспитания и взращивания личности возможно преодолеть проблемы социальных аномалий.

Таким образом, Семья — агент первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, социальные роли, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют их действия.

Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Главную роль в процессе социализации играет семья.

Семья является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция (семейная социализация) семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости. И только через духовно-нравственное совершенствование семьи возможен духовный рост общества.

Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение – это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед.

Список литературы

1.     Антонов А.И. Микросоциология семьи. Методология исследования структур и процессов. - М. Социология, 1998.

2.     Булатов М.А.  Философия образования. Учебное пособие для студентов  ВУЗов. - Киев, "Фита", 2001.

3.     Волков А.Г. Семья – объект демографии. - М.: Наука, 1996.

4.     Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века (Социологические проблемы) – СПб.: Гардарика, 1999.

5.     Голод С.И. Семья и брак: истрико-социологический анализ. – СПб.: Гардарика 1998.

6.     Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. Пособ. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

7.     Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи. - Оренбург.: Издательство ОПУГ, 1999.

8.     Лукашевич Н.П. и др.  Социология воспитания. Краткий курс  лекций. - Киев, МАУП, 1999.

9.     Лукашевич Н.П. и др.  Социология образования. Конспект  лекций. - Киев, МАУП, 2003.

10.           Тараданов А.А. Семейный круг: результаты социологических исследований проблем семьи в Уральском регионе. - Челябинск, 2000.

11.           Харчев  А.Г.   Социология воспитания. - М.: Политиздат, 2000.

12.           Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. -  М.: Инфра-М, 1998.




[1] Антонов А.И. Микросоциология семьи. Методология исследования структур и процессов. - М. Социология, 1998. – с. 57.

[2] Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века (Социологические проблемы) – СПб.: Гардарика, 1999. – с. 171.

[3] Волков А.Г. Семья – объект демографии. - М.: Наука, 1996. – с. 154.

[4] Тараданов А.А. Семейный круг: результаты социологических исследований проблем семьи в Уральском регионе. - Челябинск, 2000. – с. 89.

[5] Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. -  М.: Инфра-М, 1998. – с. 154.

[6] Булатов М.А.  Философия образования. Учебное пособие для студентов  ВУЗов. - Киев, "Фита", 2001. – с. 41.

[7] Климова-Фюгнерова М. Наш ребенок. Прага, 1978