Министерства образования Российской Федерации

Всероссийский Заочный Финансово-Экономический Институт














Курсовая работа

по дисциплине «Ценообразование»

(ВАРИАНТ  №9)







                                          Исполнитель:

                                                                   Факультет  финансово -  кредитный     

                                                                Специальность финансы и кредит

                                                                 № зачетной книжки 03 ффд 12629

                                                   









Пенза 2007 год

ВВЕДЕНИЕ


Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена - сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода.

Определение цены является одной из труднейших задач, стоящих перед любым предприятием. И именно цена предопределяет успехи предприятия - объемы продаж, доходы, получаемую прибыль.

Поэтому сегодня успех любого предприятия во многом зависит от выбора стратегии и способов ценообразования, методики установления цены, правильной постановки целей. Поэтому разработке ценовой стратегии и способа ценообразования должно уделяться самое пристальное внимание со стороны руководства предприятия, желающего наиболее эффективно и долговременно развивать свою деятельность на рынке.

Поэтому тема контрольной работы актуальна на сегодняшний день.

Объектом исследования данной работы являются определение роли цены в рыночном хозяйстве

Целью работы являются исследование способов ценообразования в современной экономике, и видов государственного контроля за ценами.

Цель работы позволила решить следующие задачи:

* Рассмотреть понятия цены и ценообразования

* Сущность цены, ее функции и виды

* Цена как экономическая категория в переходный период рыночного хозяйства

Работа состоит из двух частей:

1 Место и роль цены в рыночном хозяйстве..

2. Виды контроля за ценами и санкции за нарушение государственной дисциплины цен.











  1. Место и роль цены  в рыночном хозяйстве.

Цена есть экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходится наблюдать, или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и в жизни других людей.

Высокая цена означает, что вещь дорогая и её покупка требует больших денежных затрат, низкая цена означает дешевизну и меньшую нагрузку на карман покупателя. Однако такое простейшее определение не даёт в руки ключ к пониманию, какой должна быть цена, как она зарождается, как действует ценовой механизм.

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – сложная экономическая категория. В ней пересекается практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом [1стр.6].Существуют две основные теории цены. По мнению сторонников одной теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности. Получается, что цена – это денежное выражение стоимости товара. В свою очередь стоимость – это воплощенные в товаре общественно полезные затраты труда, соответствующие средним условиям, умелости и интенсивности труда. А поскольку всякий товар есть результат труда, то это делает все товары качественно однородными, а следовательно, сопоставимыми и соизмеримыми [1 стр. 7].  

 Исторически цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение до сих пор справедливо в бедных странах среди неимущих групп населения применительно к продуктам типа товаров широкого потребления.

Однако в последние десятилетия на покупательском выборе относительно сильнее стали сказываться ценовые факторы, такие, как стимулирование сбыта, организация распределения товара и услуг для клиентов.

Как же устанавливаются цены? Рыночная цена – это реальная цена,

которая установилась на рынке в определённый момент времени. На рынке продаются и покупаются два основных вида товаров: потребительские (хлеб, одежда, мясо и т.п.) и капитальные (машины, оборудование, энергоносители, различные материалы, транспортные средства и т.д.).  Равновесная   цена  устанавливается на рынке в результате конкурентной борьбы между производителями и взаимодействия спроса и предложения. Если спрос превышает предложение, то цена растёт, если предложение превышает спрос, то цена падает. На рынке величина предложения непосредственно зависит от затрат на производство товара: больше затрат – выше цена [ www.refbank.ru/cenoobr/9/cenoobr9.html ]                                                                                                                                    

           Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями встает задача назначения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка ценообразование является весьма сложным процессом, подвержено воздействию многих факторов. Но выбор общего направления в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия и услуги для увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения производства и укрепления рыночных позиций предприятия является функцией маркетинга. Цены и ценовая политика - одна из главных составляющих маркетинговой деятельности, роль которой все более возрастает. От цен во многом зависят достигнутые коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное (положительное или отрицательное) воздействие на всю деятельность фирмы. Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на товары фирмы такие цены и так варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобы овладеть его определенной долей, обеспечить намеченный объем прибыли и решать другие стратегические и оперативные задачи. При определении общей ценовой политики отдельные решения (взаимосвязь цен на товары в рамках ассортимента, использование специальных скидок и изменений цен, соотношение своих цен и цен конкурентов, метод формирования цен на новые товары) увязываются в интегрированную систему.

   Исторически сложилось, что цены устанавливали продавцы и покупатели в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели - ниже той, что рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они, в конце концов, сходились на взаимоприемлемой цене. Единые цены получили распространение только в конце XIX в. с возникновением крупных предприятий розничной торговли, которые рекламировали "строгую политику единых цен", потому что предлагали большое разнообразие товаров и держали большое количество наемных работников.

   Исторически цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение до сих пор справедливо в бедных странах среди неимущих групп населения применительно к продуктам типа товаров широкого потребления. Однако в последние десятилетия на покупательском выборе относительно сильнее стали сказываться ценовые факторы, такие, как стимулирование сбыта, организация распределения товара и услуг для клиентов.

   Фирмы подходят к проблемам ценообразования по-разному. В мелких фирмах цены часто устанавливаются высшим руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования обычно занимаются управляющие отделений и управляющие по товарным ассортиментам. Но и здесь высшее руководство определяет общие установки и цели политики цен и нередко утверждает цены, предложенные руководителями низших эшелонов. В отраслях деятельности, где факторы ценообразования играет решающую роль (аэрокосмическая промышленность, железные дороги, нефтяные компании), фирмы часто учреждают у себя отделы цен, которые либо сами разрабатывают цены, либо помогают делать это другим подразделениям.

Построение рыночного хозяйства требует решительного преодоления многих теоретических противоречий, которые все еще  имеются в экономической науке и практике хозяйствования. Исходя из определения, рынок – это устойчивые, постоянно воспроизводимые, повторяющиеся связи (производственные, торговые, экономические, технологические) между субъектами рыночных отношений, но обязательно опосредованные через механизмы стоимости, товарно-денежных отношений механизмы ценообразования, спроса, предложения и всех других составляющих сферы обращения товаров [1 стр. 9].

Рынок выступает основной формой реализации товарно-денежных отношений и стоимостных категорий: финансов, кредита, заработной платы, себестоимости, прибыли, цены. Эта система стоимостных категорий активно стимулирует весь процесс воспроизводства.

Рыночные отношения могут возникать где угодно, если спросу противостоит предложение. Когда на рынке устанавливается равновесие между спросом и предложением, то результатом этого экономического процесса является цена.

В итоге получается, что рынок, это экономический процесс, в результате которого путем столкновения продавцов и покупателей (спроса и предложения) образуется цена.

 







       Максимизация                                                      максимизация

            прибыли                                                                  полезности


Рис.1. Схема рынка.


Из этой схемы можно сделать такой принципиальный вывод:  цена занимает центральное место в рыночных отношениях, сглаживая противоположные экономические интересы продавца и покупателя, приводя в соответствие спрос и предложение. Ценообразование, являясь одним из основных звеньев рыночной экономики, выступает не только гибким инструментом, но и важным  рычагом управления.

В рыночном хозяйстве важную роль играет закон стоимости, который реализуется через механизмы ценообразования, сбалансированности спроса и предложения. Он является одним из регуляторов общественного производства, способствуя переливу ресурсов из одного сектора экономики в другой и внутри  отдельных секторов. Этот процесс осуществляется предприятиями самостоятельно под воздействием товарно-денежных отношений. В связи с этим в переходный период возникает и усиливается функция цены как категория рационального размещения производства.

Закон стоимости действует в обстановке конкурентной борьбы, в которой побеждают товаропроизводители, применяющие новую технику и технологию, наиболее эффективные приемы организаций производства. Таким образом, под воздействием закона стоимости осуществляется тех­нический прогресс и происходит расслоение товаропроизводителей: одни в результате конкурентной борьбы разоряются, другие обогащаются.

Закон стоимости является регулятором процесса производства и об­ращения товаров и действует через механизм цен, способствуя установ­лению определенного равновесия в соотношении цен на разные виды товаров и создавая основу для определения границы между экономически выгодным и невыгодным. Существует несколько теорий стоимости: теория трудовой стоимос­ти; теория спроса и предложения; теория предельной полезности.

Цена должна отражать интересы как производителей, так и потребителей товаров: производителю — возмещение затрат с определенной прибыльностью, а потребителю — экономическую выгоду от эксплуатации данного товара.

Цена выполняет различные экономические функции: учетную, распре­делительную, стимулирующую, регулирующую и функцию цены как критерия рационального размещения производства. Функция цены является внешним проявлением ее внутреннего содержания. К функциям цены может быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без исключения.

·              Учетная функция – функция учета и измерения затрат общественного труда, определяется самой сущностью цены, т.е., являясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. В конечном счете, цена показывает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли [1 стр. 21].

Но, в условиях рыночных отношений эту функцию цены нельзя сводить только к измерению издержек  или цены, которая предлагается изготовителем товара при выходе на рынок.  Признание правильности произведенных затрат, их общественной значимости происходит только на рынке, при непосредственном контакте изготовителя и покупателя товара в результате столкновения их интересов. Интерес изготовителя состоит в том, чтобы получить большую выручку  от продажи своего товара, а покупатель заинтересован в минимальной цене покупки. Поэтому окончательная цена может существенно отличаться цены, которую хотел бы получить изготовитель товара.

В этой функции цена выступает одним из главных показателей эффективности производства, служит ориентиром для принятия хозяйственных решений, особенно в условиях рыночных  отношений. 

В общем, учетная функция, обеспечивает эквивалентность обмена, т. е. выручка от реализации продукции (работ, услуг) при прочих равных условиях обеспечивает возмещение затрат на производство и реализацию, а также образование прибыли в размере, позволяющем совершенствовать и раз­вивать производство, повышать жизненный уровень работников. Эту функцию цены выполняют всегда. Зная, во что обходится та или иная продукция, можно с помощью цен соизмерять различные ее виды, а так­же выражать в денежном измерении любое количество продукции и услуг [web-local.rudn.ru/web-local/disc/disc_4459/load/up.doc  ].

·  Распределительная (или перераспределительная) функция состо­ит в распределении дохода между производителями и потребителями. Если цена товара выше его стоимости, то производитель возмещает свои затраты и получает прибыль. Если же цена ниже стоимости, то производитель работает себе в убыток. Потребитель, используя продукцию, также имеет разную экономическую выгоду.

Следовательно, распределительная функция цены выражает направление распределения — в пользу изготовителя или потребителя. Другими словами, в результате отклонения цен от стоимости национальный доход перераспределяется между:

·                          Отраслями экономики;

·                          Различными формами собственности;

·                          Регионами страны;

·                          Фондом накопления и фондом потребления;

·                          Различными социальными группами населения.


Задачи перераспределения национального дохода в определенных экономических, социальных или политических целях может успешно решать налоговая система. Поэтому необходимо постепенно освобождать цены от этой функции и передавать ее выполнение налоговой системе.

  Распределительная функция цены  предусматривает также учет в цене акциза на отдельные группы товаров, налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, который поступает в бюджеты разных уровней на общегосударственные нужды. Благодаря этой функции цены решаются также социальные задачи общества.

  С помощью цены осуществляется перераспределение создаваемой стоимости между производителем и потребителем, между отдельными категориями населения. Особенно наглядно эта функция выражается в ценах, которые регулируются государством. При установлении цены на товар выше его стоимости часть ее перераспределяется в пользу продавца, и потребитель при покупке данного товара несет повышенные расходы, а продавец соответственно получит увеличенный доход.

       В качестве средства перераспределения чаще всего используются регулируемые цены.  Но и они не единственный инструмент распределения и пререраспределения. Особую роль здесь играют финансы и кредитная система. При решении задачи повышения жизненного уровня определенной категории населения эффективнее всего использовать финансы, оперируя денежными доходами населения (заработная плата, пенсии, пособия), или ставки налоговых платежей. Использование цен непосредственно в данном случае дает меньший эффект, поскольку от снижения цен обычно выигрывает все население [ 1 стр. 24].

·             Стимулирующая функция. Суть ее состоит в том, что повышенные цены стимулируют предприятия к выпуску прогрессивных и дефицитных видов продукции, а пониженные — к снятию с производства устаревшей продукции.

Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя через величину заключенной в ней прибыли. В хозяйственной жизни цены могут способствовать или препятствовать увеличению или сокращению выпуска и потребления тех или иных товаров. Для производителей особенно важны цены, по которым они сами непосредственно продают свою продукцию [www.aup.ru/books/m21/7.htm  ].

С помощью цены можно стимулировать:

·                    Научно – технический прогресс;

·                    Экономию затрат ресурсов;

·                    Изменение качества продукции;

·                    Изменение структуры производства и потребления.


Стимулирование осуществляется путем повышенного уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к основной цене. Стимулирующая функция характерна для рыночной цены, которая позволяет производителю выгодно реализовать свою продукцию. В такой функции наиболее эффективны цены, которые обеспечивают высокую прибыль по сравнению с другими товарами. Возможности стимулированию процессов воспроизводства с помощью действующего в России механизма ценообразования довольно эффективны.

Важное значение имеет стимулирование ценами  научно-технического прогресса.  Это выражается в разработке и внедрении новой передовой техники, более современной технологии, в организации производства и  труда, повышении качества товаров, освоении новых изделий, что позволяет в свою очередь значительно повысить производительность труда, осуществлять экономию материальных ресурсов.

В настоящее время в условиях переходного для России периода задачей первостепенной важности является стимулирование производства конкурентоспособных товаров как для внутреннего, так и для внешнего рынков [1 стр. 22]

·                   Регулирующая функция  выражается в балансировании спроса и предложения. Если нет возможности достичь соответствия спроса и предложения изменением объема производства или это нецелесообразно, используется инструмент цены. Цена сигнализирует о появлении диспропорций в сферах производства и обращения и требует принятие необходимых мер по их преодолению. Цена служит гибким инструментом для достижения соответствия между спросом и предложением. При появлении диспропорций в развитии хозяйства, несоответствии между предложением и спросом равновесие между ними достигается либо увеличением/сокращением производства товаров, либо путем роста/снижения цены, либо и тем, и другим методами одновременно.

Цена должна заинтересовать производителя в повышении качества и расширении ассортимента, необходимых рынку товаров, пользующихся спросом. В условиях рыночных отношений цена в этой функции выполняет роль стихийного регулятора общественного производства: сокращается производство товаров, не пользующихся спросом, а материальные и денежные ресурсы направляются на увеличение выпуска товаров, необходимых для рынка и пользующихся спросом.

     Получается, что регулирующую функцию между спросом и предложением выполняет цена, стимулирующая увеличение предложения при нехватке товаров и понижающая спрос при избытке товаров. С развитием рыночных отношений, свободного предпринимательства и конкуренции эта функция цены будет все более усиливаться и со временем станет доминирующей при формировании цен на товары в рыночном хозяйстве [www.referatoria.ru/tsenoobrazovanie/].

·        Функция цены как критерия рационального размещения производства

Она проявляется в том, что с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов туда, где норма прибыли более высокая. Такой переток капиталов производится фирмами самостоятельно под воздействием законов конкуренции и спроса. Только предприятие решает, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или сферу экономики ему вкладывать свой капитал. В настоящее время капиталы вкладываются преимущественно в торгово-посредническую деятельность, где их оборот и норма прибыли существенно выше, чем в других отраслях. Вложение же капиталов в производственные виды деятельности при достаточно длительном цикле производства и в условиях инфляции приводит к обесценению средств, вкладываемых в эту сферу.

 Все вышеперечисленные функции цен взаимосвязаны и образуют единую систему, хотя их действие во многом взаимно перекрывается, чем объясняются трудности практического ценообразования.

2.    Виды контроля за ценами и санкции за нарушение государственной дисциплины цен.

     Экономика страны тесно связана с государственной политикой. Как вне экономики не может вершиться политика, так и политические факторы ак­тивно влияют на экономические решения.

Сделав свой окончательный выбор движения по пути демократии, Россия должна выработать и новую экономическую политику. Стремление продол­жить рыночные реформы необходимо подкрепить пониманием долговремен­ных и текущих задач государственного регулирования хозяйственной дея­тельности, особенно на этапе перехода от централизованной экономики к рыночной.

Нигде в мире не существовала и не существует рыночная или централизо­ванная экономика в чистом виде. Реальная экономика - смешанная, ибо в ней сочетаются черты и рыночной и централизованной, действуют и рыночные отношения и государственное регулирование.

   Государство не может устраниться от регулирования экономической жиз­ни, которое предполагает установление самых общих правил поведения уча­стников рынка, чаще всего в виде "мягких" ограничений, касающихся вида товаров, объема продаж, цен. Его вмешательство в деятельность предприятий и предпринимателей в странах с ярко выраженной рыночной экономикой но­сит преимущественно косвенный характер. Оно воздействует на хозяйствен­ные субъекты посредством законодательных ограничений и запретов, нало­говой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инве­стиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления социальных и эконо­мических программ.

Государственное регулирование может использоваться как в целях огра­ничения или даже подавления нежелательных для общества видов экономиче­ской деятельности (например, производство и торговля наркотиками), так и в целях развития некоторых форм предпринимательства (содействие фермер­ским хозяйствам, поддержка малых форм экономической деятельности, осво­бождение от налогов отдельных видов доходов, направляемых, скажем, на инвестиции или благотворительность).

Основная цель государственного регулирования экономики - соблюдение интересов общества в целом и прежде всего социально незащищенных слоев населения, защита интересов будущих поколений, охрана окружающей среды.

  Одним из главных видов государственного воздействия на экономику яв­ляется ценовое регулирование. Цены как основной инструмент уравновеши­вания спроса и предложения увязывают возможности потребителя (покупателя) с денежным запросом производителя (продавца), выполняя в то же время и очень важную социальную функцию: влияют на структуру и объем потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. И особенно чувствительной бывает реакция людей на уровень цен и его изменения.

Государство должно отслеживать изменения цен на все виды товаров, анализировать причины таких изменений и прямо или косвенно воздейство­вать на процессы внутреннего ценообразования. При этом уровень и динами­ка цен рассматриваются как одни из важнейших характеристик состояния экономики в целом, а влияние на цены - как составная часть воздействия на развитие всей экономической ситуации.

Прямое государственное регулирование предполагает необходимость корректировки рынка  и дополнения рыночного механизма централизованной политикой государства путем контроля за важнейшими параметрами рынка.

Государство осуществляло косвенное регулирование на ценообразование путем воздействия рядом косвенных мер, направленных на изменение конъюнктуры рынка, на создание определенного положения в области финансирования валютных и налоговых операций. К методам косвенного регулирования относятся государственные закупки, налоговая система, регулирование денежного обращения...

Регулирование цен государственными органами носит ограниченный ха­рактер, охватывая преимущественно цены на товары и услуги, имеющие жиз­ненное значение для общества (топливо, энергия, стратегическое сырье, про­дукция оборонного назначения, общественный транспорт, потребительские товары первой необходимости, жилищно-коммунальные услуги и др.).

Весьма велика власть монополистов над рынком своих товаров, особенно если это предметы первой необходимости. Поэтому государство старается не допустить возникновения и существования абсолютно монопольных рынков, за исключением естественной монополии, обусловленной природой реализуе­мого продукта или особыми правами его собственника.

Как же осуществляется государственное регулирование цен?

В Российской Федерации основы ценовой политики, согласно Конститу­ции РФ, находятся в ведении государства и должны, естественно, быть закре­плены законодательным путем. В настоящее время такой федеральный закон не разработан. Поэтому в его отсутствие важнейшие направления государст­венной ценовой политики определяются другими законодательными и правовыми нормативными актами, в том числе указами Президента и постановле­ниями Правительства Российской Федерации. Они предусматривают даль­нейшую либерализацию цен и развитие конкуренции на товарных рынках в сочетании с государственным регулированием цен, в первую очередь естест­венных монополий.

       С марта 1991 г. действует Закон РФ "О конкуренции и ограничении мо­нополистической деятельности на товарных рынках" с внесенными в него из­менениями и дополнениями, главная цель которого - воспрепятствовать ог­раничению конкуренции на региональных и местных товарных рынках.

  Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 220 введено государственное регулирование естественных монополий, а Феде­ральный закон "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г. М° 147-ФЗ определил правовые основы федеральной политики в отношении естествен­ных монополий в Российской Федерации и сферы деятельности субъектов ес­тественных монополий, в том числе правовые основы государственного регу­лирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, закрепленные Фе­деральным законом "О государственном регулировании тарифов на электри­ческую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ.

  Указом от 28 февраля 1995 г. № 221 Президент предоставил Правительст­ву РФ право определять и пересматривать перечни продукции, товаров и ус­луг, цены (тарифы), которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством РФ, федераль­ными органами исполнительной власти субъектов РФ, а также устанавливать порядок их регулирования. Такие перечни утверждены постановлениями Правительства РФ от 7 августа 1995 г. № 793 и 8 февраля 1996 г. № 131 [3 стр.21].

    На Министерство экономики РФ, как один из главных экономических федеральных органов государственной власти, возложены формирование предложений по вопросам ценовой политики и их реализация, разработка порядка регулирования цен (тарифов) на продукцию, товары и услуги в соот­ветствии с утвержденными перечнями, методологии ценообразования, обес­печивающей единую политику ценового регулирования на всей территории, осуществление государственного контроля за соблюдением порядка примене­ния регулируемых цен (тарифов) и координация деятельности органов кон­троля цен субъектов Федерации.

Исходя из сложившейся практики в различных регионах страны, в основ­ном применяются следующие методы ценового регулирования: введение фик­сированных цен (тарифов), установление предельных уровней рентабельно­сти, коэффициентов изменения цен (тарифов), предельных уровней торговых и снабженческо-сбытовых надбавок, декларирование цен (тарифов). -

у Какова же роль контроля в проведении государственной политики регу­лирования цен? Некоторые экономисты полагают, что в условиях рынка во­обще нет нужды в контроле. Долгое время насаждавшееся негативное отно­шение к нему привело к тому, что многие хозяйственные руководители и спе­циалисты слабо увязывают процессы, происходящие в экономической жизни, с необходимостью контроля.

Довольно распространенным является мнение, будто в условиях свобод­ного предпринимательства все будет вершить рынок и потому надобность в каких-либо формах государственного и общественного контроля за произ­водственно-экономической деятельностью предприятий и организаций, за исключением налоговой инспекции, сама собой отпадет.

С точки зрения профилактики нарушений, очень важно выявить их на возможно более ранней стадии, с тем чтобы иметь возможность принять кор­ректирующие меры, а в отдельных случаях - привлечь виновных к ответствен­ности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить меро­приятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.

В чем же заключаются функции контроля в условиях рынка? Естественно, что предприятия при рыночной экономике контролируют себя сами. Пред­приятие жизнеспособно, когда приносит прибыль, если ее нет, то индикато­ром низкой эффективности деятельности являются понесенные им убытки, и оно должно изменить свою хозяйственную политику, снизить себестоимость, сократить количество работающих, приступить к выпуску новой продукции или принять другие меры по своему оздоровлению. Иначе оно обанкротится и исчезнет с рынка. С этой точки зрения, нет необходимости в государствен­ном контроле за частными предприятиями. Однако, необходим контроль в государственной и коммунальной сферах за правильностью и эффективно­стью расходования государственных средств, с тем чтобы они использовались по назначению.

В то же время сплошь и рядом встречаются факты, когда не только от­дельные граждане, мелкие предприниматели, но и крупные, пользующиеся солидной репутацией фирмы ради получения сверхприбыли идут на умыш­ленный обман, встают на путь хозяйственных злоупотреблений, совершают незаконные финансовые махинации. Не случайно во всех цивилизованных странах издавна сложились и успешно функционируют системы бюджетно-финансового государственного контроля за предпринимательской деятельно­стью, имеется разветвленная сеть контрольно-ревизионных органов, органи­зация и деятельность которых, несмотря на различие форм государственного устройства и правления, национальных традиций, базируются на общих принципах, выработанных многолетним международным опытом.

С уверенностью можно сказать, что и государственная ценовая политика Российской Федерации не может быть реализована без эффективного кон­троля за соблюдением порядка применения регулируемых цен и тарифов. Та­кой контроль помогает осуществлять обратную связь с регионами, позволяет судить о фактическом положении дел в области ценообразования на местах, о том, как выполняются и насколько действенны нормативные акты, прини­маемые Президентом и Правительством РФ по этим вопросам. На основе по­лученной в ходе проверок информации можно оперативно устранять недос­татки в нормотворческой деятельности и вносить изменения и дополнения в государственную ценовую политику.

Органы ценообразования и контроля цен существуют в Российской Феде­рации с 1967 г. В середине 1989 г. в автономных республиках, краях, областях и городах республиканского подчинения были образованы государственные инспекции цен, а в городах и районах введены должности инспекторов по контролю за ценами.

Органы ценообразования и контроля цен бывших автономных республик, краев, областей и городов республиканского подчи­нения были переформированы и, фигурируя под разными названиями в структуре органов исполнительной власти субъектов Федерации, стали вы­полнять функции государственного контроля за соблюдением порядка при­менения регулируемых цен и тарифов в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами Президента и Правительства РФ, а также органов государственной власти субъектов Федерации.

В настоящее время органы ценообразования и контроля цен России на­считывают почти 3000 чел., в том числе около 1700 специалистов, занимаю­щихся непосредственно контролем за соблюдением порядка применения регу­лируемых цен и тарифов.

Несмотря на принятие органами государственной власти ряда норматив­ных актов, в которых указывается на необходимость контроля со стороны государства за соблюдением порядка применения регулируемых цен и тари­фов (Указ Президента от 28 февраля 1995 г. № 239 и др.), контроль за ценами (тарифами) не имеет законодательной базы. Отсутствие правового статуса органов контроля цен, закрепленного законом, приводит к тому, что арбит­ражные суды нередко признают недействительными решения органов испол­нительной власти субъектов Федерации о взыскании финансовых санкций за нарушение субъектами предпринимательской деятельности порядка примене­ния регулируемых цен и тарифов. Решения о взыскании в доход бюджета та­ких сумм принимаются только органами ценообразования и контроля цен согласно действующему порядку применения экономических санкций за на­рушение государственной дисциплины цен, утвержденному Роскомцен, Мин­фином и Госналогослужбой России от 1 декабря 1992 г. № 01-17/030-23, № ВЗ-6-05/410 и зарегистрированному Минюстом России 15 декабря 1992 г. за № 101, а исполняются - органами государственной налоговой службы.

Кроме того, органы контроля цен субъектов Федерации в соответствии со статьями 1466 и 2248 Кодекса РСФСР об административных правонарушени­ях вправе накладывать на руководителей предприятий, нарушивших государ­ственную дисциплину цен, штраф в размере от пятидесяти до ста минималь­ных размеров оплаты труда.

В отсутствие федерального закона о государственном контроле за соблю­дением порядка применения регулируемых цен и тарифов и впредь до его вве­дения в действие контроль осуществляется в соответствии с нормативными актами Президента и Правительства Российской Федерации, изданными до введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федера­ции. Поэтому возникла настоятельная необходимость разработать проект Федерального закона "О государственном контроле за соблюдением порядка применения регулируемых цен и тарифов", целью которого является защита прав потребителей, повышение социальной защищенности граждан.

         Закон должен регулировать отношения между органами контроля цен и субъектами предпринимательской деятельности, производящими (реализую­щими) продукцию (товары, услуги), цены и тарифы на которую подлежат государственному регулированию. Эти перечни, а также сферы применения такого регулирования определяются Президентом или Правительством РФ с учетом норм, установленных законодательством России.

Закон определяет перечень органов контроля цен. Так, на федеральном уровне это - Министерство экономики РФ, на уровне субъектов Российской Федерации - органы исполнительной власти субъекта, осуществляющие кон­троль за ценами в пределах своей компетенции; на местном уровне - органы местного самоуправления.

Кроме того, право контролировать соблюдение порядка применения цен и тарифов в соответствии с действующим законодательством имеют и другие органы государственной власти: финансовые и антимонопольные органы, органы регулирования естественных монополий и государственной налого­вой службы, государственные торговые инспекции и др.

       Отличие между ними состоит в том, что органы контроля цен имеют пра­во принимать решения о применении финансовых санкций и взыскании сумм штрафа и реализовывать их через налоговые органы в бесспорном порядке, а другие органы, выявившие нарушения, должны передавать материалы и акты проверок органам контроля цен для принятия решений.

       Все контролирующие органы получают право беспрепятственно прове­рять все субъекты предпринимательской деятельности Российской Федерации в отношении соблюдения ими порядка применения цен и тарифов и давать им в ходе проверки или после нее обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений, а также привлекать к административной ответствен­ности в виде предупреждения или штрафа руководителей (должностных лиц) субъектов предпринимательской деятельности, виновных в подобных нару­шениях.

В течение 1995 г. органы контроля цен провели 87726 проверок, в том числе 5072 - на предприятиях промышленности, 52698 - на предприятиях и в организациях торговли, 5941 - на предприятиях общественного питания, 2773 - бытового обслуживания, 6428 - коммунального хозяйства, 1424 - транспор­та, 1829 - в агропромышленном комплексе. Почти каждое третье предприятие из числа проверенных оказалось нарушителем порядка применения цен и та­рифов. Ос­новным нарушением порядка применения цен и тарифов явилось завышение снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, предельного уровня рента­бельности.

Оценивая эффективность работы органов контроля цен, можно конста­тировать, что несмотря на все многочисленные трудности (отсутствие закреп­ленных законом полномочий, зависимость от местных органов власти и за­труднения в доступе на объекты, подлежащие проверке, в получении необхо­димой информации) ими в 1995 г. взыскана с нарушителей в доход бюджета сумма, многократно превышающая расходы на содержание контролирующих органов.

Из всего изложенного выше следует вывод: проведение государственной политики цен в условиях становления рынка требует укрепления органов це­нообразования и контроля цен и принятия законов, регулирующих их дея­тельность и определяющих государственную ценовую политику.


Задача №1

Провести состав и структуру свободной розничной цены автомобиля (схематично, в абсолютных показателях и процентах), исходя из следующих данных:

Себестоимость автомобиля – 22000.,

Рентабельность производства автомобиля -25% себестоимости

Ставка акциза на автомобиль – 30% отпускной цены производителя,

Ставка НДС – 20%,

Оптовая надбавка – 10%,

Торговая надбавка – 20%.

Нам даны следующие данные:

С/сть – 22000       Цотп = С/сть + П + А + НДС

Р – 25%                Прибыль будет равна:

А – 30%                П = 0,25*22000 = 5500 (руб.)

НДС – 20%          тогда цена изготовителя будет равна:

Нотп – 10%            Цизг = 22000 + 5500 = 27500 (руб.)

Нторг                                      А = 27500*30 /100 = 8250 (руб.)

                             НДС = (22000 + 5500 + 8250)*20/100 = 7150 (руб.)

Состав  и структуру       Отсюда следует, что отпускная цена равна:

РЦ                                          Цотп=С/сть + П+ А + НДС=22000+5500+8250+7150=42900(руб.)

                              РЦ = Цотп  + Нт + Нотп = 42900 + 0,10*42900 + 0,2*42900 =

                              = 42900 + 4290 + 8580 = 55770 (руб.)

Ответ: структуру розничной цены составляют: себестоимость автомобиля – 22000 (руб.), прибыль предприятия от выпуска автомобилей (1 шт.)- 5500 (руб.), ставка акциза – 8250 (руб.), НДС – 7150 (руб.),торговых надбавок (отпускная надбавка – 4290 (руб.) и торговая – 8850 (руб.)). В итоге получилось, что розничная цена автомобиля на рынке будет 55770 рублей.

Задача № 2

1)    Определите:

А) прибыль в свободной отпускной цене изделия;

Б) свободную скидку в регулируемой розничной цене;

2) Составьте структуру регулируемой розничной цены.

Известны:

Затраты на сырье и материалы – 1100 руб.

Затраты на обработку – 600 руб.

Внепроизводственные расходы – 2% производственной себестоимости,

НДС – 16,67% к регулируемой розничной цене,

Свободная отпускная цена – 3200 руб.,

Регулируемая розничная цена – 4750 руб.


Решение: к производственной себестоимости относятся затраты на сырье и материалы и на обработку  - 1700 руб.

 внепроизводственные расходы тогда = 34 руб.

Цотп = П + С/сть + НДС,

НДС вычисляем к регулируемой розничной цене = 4750*16,67/100 = 792 руб.

Прибыль можно выразить из формулы отпускной цены:

П = Цотп – с/сть(производственная с/сть + затраты) – НДС = 3200 – 1734 – 792 =

= 674 руб.

Разница между отпускной ценой и розничной составляет 1550 руб. в эту сумму входят торговые надбавки. Это и может быть свободной скидкой в этой цене так, как даже работая только по отпускной цене предприятие останется с прибылью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В первой части курсовой работы мною были подробно рассмотрены виды и функции цен. В частности даны понятия цены, сущности цены, проанализированы ее функции и виды.

Цена - денежное выражение стоимости товара. В рамках рыночного подхода цена - это форма выражения ценности благ, проявляющихся в процессе их обмена. Прослеживается связь цены товара с ценностью, полезностью как объекта потребления. Цена товара проявляется только в условиях его обмена на деньги или на другой товар. Потому что вне рынка, без купли-продажи нет цены.

Функции цены отражают ее сущность, роль в экономике, место среди других экономических категорий и взаимосвязь с этими категориями.

В экономической литературе традиционно выделяют следующие функции цен:

* учетно-измерительная;

* регулирующая (сбалансирования спроса и предложения);

* стимулирующая;

* перераспределительная.

Здесь же были рассмотрены две основные теории цены.

По мнению сторонников одной теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности.

Отсюда цена - денежное выражение стоимости товара.

В заключении рассмотрены место и роль цены в рыночном хозяйстве, с раскрытием понятия рынка.

Цена занимает центральное место в рыночных отношениях, сглаживая противоположные экономические интересы продавца и покупателя, приводя в соответствие спрос и предложение. Ценообразование, являясь одним из основных звеньев рыночной экономики, выступает не только гибким инструментом, но и важным рычагом управления.

В условиях рыночной экономики любая фирма стремится достичь максимального уровня устойчивой рентабельности. Поэтому ценообразование для неё должно стать неотъемлемой частью стратегии. Ведь именно от выбранной стратегии зависит успех фирмы в будущем.

Сегодня успех любого предприятия во многом зависит от выбора стратегии ценообразования, методики установления цены, правильной постановки целей. Поэтому разработке ценовой стратегии и цен должно уделяться самое пристальное внимание со стороны руководства предприятия, желающего наиболее эффективно и долговременно развивать свою деятельность на рынке [www.wiseowl.ru].



Список использованной литературы:


1) Цены и ценообразование. Учебник, под ред. И.К. Салимжанова. Москва. ЗАО «Финстатинформ» - ЗАО «КноРус» 1999

2) Интернет.

3) Главбух – 1998г. №19

        4) Нормативно-правовые акты

5)Налоговый Кодекс Российской Федерации ч.1.2.- М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2004.- 554с.