1. Основные показатели анализа операций с ценными бумагами
Анализ операций с ценными бумагами призван выявить наиболее доходные и перспективные вложения в ценные бумаги и улучшить качество и структуру фондового портфеля кредитной организации.
При проведении анализа портфель разделяется на следующие части[1]:
· по виду ценных бумаг (портфели акций, облигаций, депозитных сертификатов и векселей);
· по форме собственности эмитента (портфель государственных и корпоративных ценных бумаг).
Методика анализа зависит:
· от вида ценной бумаги (акция, облигация, депозитный сертификат, вексель);
· от цели проведения операций (для длительного хранения, для перепродажи и т.д.);
· от формы собственности эмитента (государственные или корпоративные);
· от формы выплаты дохода (купонные или бескупонные);
· от вида выплачиваемого дохода (процентные или дисконтные бумаги);
· по признаку доходности (с фиксированным и переменным доходом).
Анализ инвестиционного портфеля. Цель анализа состоит в оценке текущей и реальной доходности портфеля за год, поскольку кредитная организация, вкладывая деньги в формирование такого портфеля, надеется получить стабильный доход в виде дивидендов в течение длительного периода времени.
Анализ текущей доходности определяется
,
где
I- текущая доходность портфеля за год;
D– дивиденды, полученные за период времени t;
P– покупная (номинальная) стоимость акций;
t – количество дней, за которые начислены дивиденды.
Чтобы определить реальный уровень текущей доходности портфеля, необходимо скорректировать этот показатель с учетом процента инфляции:
,
где
- реальная текущая доходность портфеля за год;
i – годовой темп инфляции.
Если инвестиционный период, по которому оценивается доходность акции, включает получение дивидендов и заканчивается реализацией, то в этом случае следует определить полную доходность акций за период, которая рассчитывается как отношение величины полного дохода за период к покупной стоимости акций. В свою очередь, полный доход за год будет складываться из текущего годового дохода и прироста стоимости акций за минусом расходов на покупку и продажу ценных бумаг:
,
где
– полный доход за год;
S - продажная стоимость акций;
P – покупная стоимость акций;
С - расходы на покупку и продажу;
Анализ торгового портфеля. На доходность торгового портфеля оказывает влияние ряд различных факторов, таких как: изменение рыночных цен, влияющих на прирост курсовой стоимости акций, ускорение оборачиваемости портфеля.
,
где
Im – маржинальная доходность акции, приведенная к годовой ставке;
А анализ оборачиваемости торгового портфеля акций проводится путем определения показателя в днях:
,
где
– оборачиваемость портфеля в днях;
– среднее значение по счету 50802 (50902);
– кредитовый оборот счета 50802 (50902) за t период времени.
Показатель оборачиваемости портфеля в днях показывает, сколько дней в среднем находится ценная бумага в торговом портфеле. Чем выше скорость обращения ценных бумаг, тем выше ликвидность портфеля в целом. Целесообразно проводить сравнительный анализ оборачиваемости акций различных эмитентов, а также факторный анализ скорости обращения торгового портфеля в динамике. Все это позволит улучшить качественный состав торгового портфеля и его количественные характеристики.
Анализ портфеля негосударственных дисконтных облигаций. Цель формирования такого портфеля – получение дохода в виде разницы между номинальной стоимостью и ценой их приобретения (балансовой стоимостью) облигаций при погашении.
Цель анализа такого портфеля состоит в оценке его доходности к погашению:
,
где
I– доходность к погашению;
N– номинальная стоимость облигации;
Pпог – покупная стоимость облигации;
C – расходы на покупку и продажу;
t – период от момента покупки до погашения облигации.
При этом текущий инвестиционный риск (R) характеризуется отношением величины снижения покупной стоимости облигации в сравнении с рыночной ценой и ее покупной стоимости:
,
где
Pрын – рыночная цена облигации.
Далее проверяется достаточность величины созданного резерва под обесценение вложений в облигации (Q):
,
где
V– величина созданного резерва.
Анализ операций с корпоративными купонными ценными бумагами. Получение купонного дохода может осуществляться либо при погашении облигации, либо в течение всего срока обращения. В первом случае цель анализа состоит в оценке их доходности к погашению, во втором - в оценке текущей и полной их доходности.
Процентный доход определяется:
,
Pном – номинальная стоимость облигации;
s – годовая процентная ставка;
n – количество лет, за которое начислены проценты.
Если облигация приобретена по цене, отличающейся от номинальной стоимости, то ее доходность определяется по формуле:
,
где
I– доходность облигации к погашению;
С– расходы.
Если облигация приобретена на вторичном рынке и в договоре купли-продажи отдельно от цены покупки указан накопленный процентный доход, причитающийся прежнему держателю облигации, то доходность облигации определяется следующим образом:
,
где
Iр – процентный доход, уплаченный при покупке облигации.
Учет этой суммы ведется на активном балансовом счете 61405, после погашения списывается в дебет счета 61305.
Оценка текущей и полной доходности определяется следующим образом:
Если облигации с фиксированным купоном
,
где
s– фиксированная годовая ставка купона;
I – текущая доходность.
Если облигации с плавающим или переменным купоном, то сначала определяется среднегодовая ставка купона:
,
где
t– продолжительность купонных периодов в днях;
s1,s2,…sn– ставка купона за периоды t.
Полная доходность определяется:
Порядок определения доходности торгового портфеля купонных облигаций зависит также от типа облигаций: облигации с выплатой процентов в конце срока, либо с периодической выплатой процентов.
,
где
- купонный доход, полученный при погашении купонов за период ;
- количество дней нахождения облигации на балансе.
Доходность операций с портфелем РЕПО корпоративных облигаций зависит от ряда факторов: от цены покупки, цены продажи, величины купонного дохода, уплаченного по первой части сделки и полученного по второй, срока проведения сделки.
Анализ операций с депозитными сертификатами. Портфель депозитных сертификатов формируется для получения процентного (купонного) дохода при погашении сертификата в установленный срок по указанной на бланке процентной ставке. Величина процентного дохода, полученного при погашении сертификата, определяется:
,
где
- процентный доход;
- номинальная стоимость сертификата;
- годовая процентная ставка.
Годовая доходность к погашению
.
Если депозитный сертификат предъявлен к оплате до наступления срока погашения, то кредитная организация выплачивает держателю сумму вклада и проценты по ставке «до востребования».
,
где
- ставка по вкладам «до востребования»;
- период с момента выпуска до погашения;
- общая сумма выплат.
Если сертификат продан между датами выпуска и погашения, то величина накопленного процентного дохода распределяется между покупателем и продавцом: покупатель выплачивает продавцу кроме номинальной стоимости сертификата и сумму дохода, причитающуюся за период с момента выпуска до момента продажи сертификата.
.
Анализ доходности операции с векселями. Информационной базой анализа доходности операций с векселями являются остатки по балансовым счетам по учету срочных векселей и данные о суммах, поступивших при погашении (продаже) векселя.
Если вексель дисконтный, то его покупная стоимость определяется как разница между номиналом векселя и величиной дисконта:
,
где
- покупная стоимость;
- номинал векселя;
- количество дней от момента покупки векселя до его погашения;
- дисконтная ставка.
Если вексель продан до наступления срока платежа (погашения), то доход по нему будет поделен между продавцом и покупателем с учетом дисконтной ставки и количества дней до погашения векселя. Доходность этой операции определяется следующим образом:
,
где
- количество дней до погашения в момент покупки;
- количество дней до погашения в момент продажи.
Анализ операций с процентными векселями. Известно, что величина дохода при погашении векселя равна сумме номинала и начисленных процентов:
.
Если процентный вексель приобретен по цене выше номинала (с премией), то доход по векселю определяется как разница между величиной процентного дохода, полученного при погашении векселя, и величиной процентного дохода, уплаченного прежнему владельцу векселя. А доходность при погашении имеет вид:
,
где
- количество дней от момента выписки до момента погашения;
- количество дней от момента выписки до момента покупки.
Если процентный вексель приобретен по цене ниже номинала (с дисконтом), то полный доход при погашении векселя складывается из двух составляющих: процентного и дисконтного дохода. Покупную стоимость такого векселя при его учете определяем так:
,
где
- дисконтная (учетная) ставка;
- процентная ставка;
- число дней от момента выписки векселя до погашения.
Полный доход при погашении этого векселя можно определить, используя следующую формулу:
.
Поскольку в практике известны многочисленные случаи злоупотреблений вексельной формой, например, выдача фиктивных векселей, то важным условием анализа является проверка надежности векселей.
Таким образом определяется доходность основных видов банковской деятельности и выполняемых операций кредитных организаций.
В процессе анализа прибыли дается оценка не только системы формирования прибыли, но и ее использования.
Прибыль, полученная в отчетном периоде (и частично накопленная в предшествующем), используется на:
· уплату налогов;
· выплату дивидендов акционерам от участия в акционерном капитале;
· отчислений в резервный фонд;
· отчислений в фонды специального назначения и на другие цели;
· содержание объектов непроизводственной сферы;
· отчисления в негосударственные пенсионные фонды;
· на различные виды добровольного страхования;
· на покрытие расходов, связанных с открытием банком представительств
· и другие.
В процессе анализа необходимо определить их сумму и удельный вес в общем объеме расходов, осуществляемых за счет чистой прибыли; изучить их динамику, проверить документально обоснованность осуществления этих расходов, установить причины их возникновения.
2. Планирование развития новых операций, оценка затрат
В последнее время коммерческие банки столкнулись с резким обострением конкуренции со стороны многочисленных специализированных кредитных учреждений, а также крупнейших промышленных корпораций, создавших собственные финансовые компании. Обострению конкуренции способствовало смягчение прямых правительственных ограничений ("дерегулирование") в кредитной сфере, предпринятое в 80-90-е гг. в США, Англии, Японии и других развитых странах. Конкуренция приводит к планированию новых операций, стимулирует поиск банками новых областей деятельности, привлечение ими дополнительных клиентов, которым предлагаются новые виды услуг. Так, широко используются сделки на срок (фьючерсы) с валютами, биржевыми индексами, торговля валютными опционами.
Особое распространение при планировании получили операции "своп" (от англ. swop – менять), то есть сочетание наличной купли (продажи) с одновременным заключением контр. сделки на определенный срок. Существует несколько видов операций "своп": процентные, валютные и другие[2].
Процентные "свопы" представляют собой соглашения между двумя владельцами долговых обязательств, условия которых предполагают взаимный обмен процентными платежами. "Свопы" могут включать также обмен различными видами плавающих ставок процента. Во всех этих случаях обмен правами на присвоение процентных доходов не предполагает обмена капитальными суммами, которые представлены соответствующими долговыми обязательствами.
Валютные "свопы" - соглашения взаимном обмене различными валютами. Валютная операция "своп" заключается в покупке иностранной валюты на условиях наличной сделки в обмен на отечественную с последующим выкупом.
Операции "своп" с валютами и процентными ставками иногда объединены: одна сторона выплачивает, например, проценты по плавающей процентной ставке в обмен на получение процентных платежей по фиксированной ставке. Все более активно используется схема "многоцелевых услуг", представляющая собой специфическую форму кредитования, базирующуюся на гибком сочетании программ выпуска коммерческих бумаг, акцептов, ссуд наличными и т.д. По существу, банки предоставляют заемщику доступ к среднесрочному кредиту, причем на период действия соглашения он сохраняет возможность свободного использования рынков краткосрочных финансовых ресурсов.
Весьма быстро расширялись в последнее время потребительские ссуды, связанные с предоставлением банковских кредитных карточек.
Сочетание платежных и кредитных операций способствовало популярности этих ссуд.
Процентные платежи по ним сравнительно высоки – обычно на 4-5 процентных пунктов выше доходов по краткосрочным коммерческим бумагам. Примерно в половине штатов США приняты законы, устанавливающие верхний предел для процентных платежей по этим кредитам ( в некоторых штатах – до 15% ).
Широкое распространение кредитных карточек побуждает коммерческие банки предоставлять заемщикам дополнительные возможности овердрафта. По ссудам в форме овердрафта многие банки начисляют повышенные процентные платежи.
Крупнейшие банки продают свои услуги в сфере обслуживания ссуд и платежей с помощью кредитных карточек более мелким банкам, избавляя их тем самым от крупных затрат на организацию компьютерных информационных систем.
К числу важных услуг, оказываемых в настоящее время кредитными учреждениями, относится лизинг – сдача банками в аренду дорогостоящего оборудования, машин, транспортных средств. Для осуществления этих операций банки создают собственные лизинговые отделы (дочерние фирмы), обеспечивающие прокат производственного оборудования.
Широко на практике планирования новых операций выделился лизинг, который за последнее время способствовал существенному увеличению компаний - клиентов коммерческих банков. После завершения срока лизингового соглашения многие банки предоставляют кредит для приобретения (по остаточной стоимости) арендованного оборудования. В США Федеральная резервная система (центральный банк) стремиться обеспечить определенное соответствие между лизинговыми операциями и ссудами на приобретение оборудования. Поэтому холдинговым компаниям разрешается брать на себя организацию и финансирование такой аренды, которая предусматривает почти полное списание стоимости арендуемого имущества – его остаточная стоимость не должна превышать 10% затрат на приобретение этого оборудования.
В последние десятилетия увеличивается роль банков в реализации международных инвестиционных проектов, в так называемом проектном финансировании. При осуществлении крупномасштабных проектов в капиталоемких отраслях (добывающая промышленность, энергетика, транспорт) все чаще требуется комплексное финансовое обеспечение.
Получил также распространение комплекс услуг, известный в банковской практике под названием "факторинг", то есть (в узком смысле слова) покупка банком или его дочерней специализированной компанией платежных требований клиента. Тем самым банк практически берет на себя посредническую и предоставляет дополнительные (по сравнению с простым коммерческим кредитованием) услуги, взимая за них комиссионные.
В современных условиях сфера факторинговых операций значительно расширилась, включив в себя ведение бухгалтерских счетов компании-клиента, организацию транспортировки продукции и ее сбыта, страхование и т.д. Банк, осуществляющий факторинговое обслуживание, информирует покупателя о возможностях перехода к более выгодным формам расчетов, помогает клиентам наиболее полно использовать при заполнении своих деклараций существующие налоговые льготы, предоставляет доверительные услуги и т.д. Крупнейшие банки предлагают крупным транснациональным компаниям комплексное обслуживание их текущих расчетов по международным операциям: сбор платежей, погашение требований, выплата зарплаты и т.д. Денежные поступления и расходы по всем этим операциям могут сводиться в едином балансе (в пересчете на выбранную клиентом валюту).
Банки играют важную роль в разработке и последующем распространении научно-технических нововведений, обеспечивая механизм финансирования рискового (венчурного) бизнеса в наукоемких отраслях. Для этого многие коммерческие банки США выделили из своего состава дочерние венчурные финансовые компании, а западноевропейские банки создают особые фонды венчурного капитала. Материальная заинтересованность банков в финансировании рискового бизнеса основана на перспективе получения крупной учредительной прибыли при выходе акций венчурной компании на фондовую биржу или включении этих акций в сферу организованного оборота.
Задача оценки затрат возникает, когда банк собирается предложить клиентам новые услуги. Если в банке накоплена статистика по доходам и затратам от продажи продуктов, то, вообще говоря, оценку выгодности нового продукта можно сделать, опираясь на данные для однотипных продуктов. Однако при выводе на рынок совершенно нового для банка продукта эта информация не поможет. Кроме того, в нестабильных условиях, в которых вынуждены существовать отечественные банки, статистическая достоверность накапливаемой ими информации невысока.
Представляется, что оценить выгодность при планировании развития новых операций можно на базе понятия, нетрадиционного для существующих АБС. (Мы обозначили его как "технологическая единица продукта". Подобное понятие с названием "единичное изделие в серии" успешно работает в производственных системах, и на его базе формируются такие экономические характеристики, как длительность периода обработки единицы продукта, хозяйственные затраты на ее производство) Это понятие позволяет подсчитать распределение затрат по времени работы по новым операциям[3].
Например, чтобы оценить новый вид кредитования клиентов, нужно разработать типовую ссуду для одного гипотетического клиента, рассчитать период ведения этой ссуды персоналом банка, оценить количество работников в процессе и уже на этой базе получить хозяйственные затраты на ведение. Тогда можно получить график, отражающий нормативное распределение затрат по времени работы с новым продуктом. Говорить о выгодности можно, сравнивая доходы от продажи продукта клиенту с распределением затрат по времени.
Однако все продукты, характерные для привлеченных средств, не создают прямых доходов (только расходы), поэтому их выгодность можно оценить, только совмещая по времени распределение затрат на них с продажей продуктов по размещению средств. Мы предлагаем это совмещение делать именно для понятия "технологической единицы продукта".
В этом случае, чтобы решить задачу оценки выгодности, нужно получить величину периода обработки единицы продукта, ориентировочную сумму затрат на период, распределение затрат по периодам (куда включить расходы и хозяйственные затраты на привлеченные средства) и, наконец, как результат, рассчитать доход от продажи единицы продукта. Построенный график разницы между доходом и затратами во времени для единицы продукта даст осмысленный ответ на вопрос о выгодности применения продукта.
Как конкретно рассчитать единицу банковского продукта при планировании новых операций? Для этого нужно: во-первых, расчетное число клиентов, которым предполагается продать продукт, а во-вторых, расчетная сумма активов, которую можно использовать для продажи. Тогда единица продукта в денежном выражении получается как приведенная сумма активов на одного клиента. Далее, с помощью временного коэффициента, характерного для данного типа операций, можно определить расчетный период обработки единицы продукта. Например, ссуда под определенный набор условий проектируется на конкретный период, который можно скорректировать по известным из опыта коэффициентам на задержки возврата кредита, на время рассмотрения заявки кредитным комитетом. Таким образом получается расчетный период обработки единичной ссуды, по которому можно получить хозяйственные затраты, используя данные из АСУ банка.
Пока эти хозяйственные затраты подсчитываются только для расчетного периода единицы оцениваемого продукта. На самом деле для оценки нужно получить распределение всех затрат банка по проектируемому количеству расчетных периодов, которые вместе дают совокупное время работы с продуктом. Чтобы рассчитать все затраты банка на продукт, нужно ко всем хозяйственным затратам на этот продукт по совокупному времени работы прибавить затраты банка на привлечение средств.
Строго говоря, размещать средства с целью извлечения прибыли можно, если есть свободные активы. А чтобы они были в наличии, банк должен затратить усилия на привлечение средств. Затраты на привлечение средств можно рассчитать аналогично: формируется расчетный период для единицы продукта, рассчитываются хозяйственные затраты на единицу продукта. Но в качестве совокупного времени здесь выступает проектируемое совокупное время не для "привлеченного", а для "размещенного" продукта как доходного актива. Тем самым распределение хозяйственных затрат для привлеченных продуктов накладывается на такое же распределение для размещенных продуктов
Это совмещение затрат может быть интересно еще и с той точки зрения, что само по себе безадресное привлечение средств приносит банку только убытки. Поэтому в приведенной схеме расчета реализуются некоторые элементы управления объемом и сроками привлечения средств для планируемого размещенного продукта.
К полученному совмещенному распределению хозяйственных затрат нужно добавить учетные расходы банка на выплату процентов по привлеченным средствам. Вот теперь можно получить сравнение планируемых доходов от оцениваемого продукта с общими затратами банка, причем в распределении по времени всей планируемой работы с продуктом. Это сравнение и должно дать ответ на вопрос о выгодности применения нового продукта в банковской деятельности.
Если механизм расчетов, описанный выше, встроить в операционную АБС банка, то та же информация, которая позволила рассчитать выгодность, послужит и для формирования прогнозной позиции по новому продукту. Тогда прогнозируемый (планируемый) денежный поток, основанный на механизме позиций, учтет и гипотетические сделки с новым продуктом, и аналитик банка сможет моделировать ситуации типа "что-если" прежде, чем новые типы межбанковских кредитов, инвестиционных и валютообменных сделок и т.п. появятся в практике банка.
Задача
Рассчитайте план доходов на III квартал 1999 г. и дайте оценку его выполнения на основе следующих данных:
a) средний объем кредитных вложений (с учетом выдач и возвратов) на III квартал – 15149 тыс. руб. , в том числе просроченных – 1219 тыс. руб.;
b) средняя процентная ставка по договорам – 42%, по просроченным ссудам – 84%;
c) планируемый объем выдачи – 7100 тыс. руб.;
d) комиссия за ведение ссудного счета – 0,5% от суммы выданных кредитов;
e) фактически получено:
- по срочным ссудам – 1382 тыс. руб. в виде процентов;
31 тыс. руб. в виде комиссии за ведение ссудного счета;
- по просроченным ссудам – 304 тыс. руб. в виде процентов.
Результаты анализа выполнения плана представьте в табличной форме.
Виды доходов |
Сумма доходов, тыс. руб. |
Отклонение от плана |
Удельный вес, % |
|||
План |
Факт |
Тыс. руб. |
% |
План |
Факт |
|
1. процентные 2. непроцентные |
23743 7135,5 |
5338 6231 |
18405 904,5 |
77,5 12,7 |
77 23 |
46 54 |
Всего |
30878,5 |
11569 |
|
|
100 |
100 |
План
1. Процентные доходы:
15140 тыс. руб. * 1,42 + 1219 тыс. руб.* 1,84 = 23743 тыс. руб.
2. Непроцентные доходы:
7100 тыс. руб. * 1, 005 + 7135,5 тыс. руб.
Факт
1. Процентные доходы:
(1382 тыс. руб. * 100/42 + 1382 тыс. руб.) +(304 * 100/84+304) = 4672+665= 5338 тыс. руб.
2. Непроцентные доходы:
31 тыс. руб. * 100/0,5 + 31 тыс. руб. = 6231 тыс. руб.
Там образом, видим, что план доходов на III квартал будет исполнен не полностью: с отклонением по процентным доходам в 77,5 %, а по непроцентным – 12,7%.
Список литературы
1. Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина.- М.: Экономика, 2003.
2. Банковские операции / Под ред. В.А. Челнокова – М.; Высшая школа, 2002.
3. Денежное обращение и кредит капиталистических стран: Учебник для вузов;
Под редакцией Л.Н. Красовской.- М.: Финансы и статистика, 1999.
4. Кредиты и инвестиции; Под ред. А.Г. Куликова.- М.: Приор, 2000.
5. Ценные бумаги и фондовые рынки. / Под ред. Жукова Е.Ф.- М.: ЮНИТИ, 1998.
[1] Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина.- М.: Экономика, 2003. – с 49.
[2] .Банковские операции / Под ред. В.А. Челнокова – М.; Высшая школа, 2002. – с 78
[3] Кредиты и инвестиции; Под ред. А.Г. Куликова.- М.: Приор, 2000. – с 35..