Новосибирский Государственный Педагогический Университет


Кафедра психологии и педагогики естественно – географического факультета












Маслова Елена Викторовна


Половая идентификация подростков и юношей


Курсовая работа




Студентки ОЗО,                                                                   Научный руководитель:

4 курса, группы 2                                                                                                   Т.Л. Чепель






















                                                                   Новосибирск 2003 г.                                  

Содержание.

 

Содержание. 2



Введение. 3



Глава 1. Теоретические основы. 4


1.1.      Подростковая и юношеская сексуальность. 4


1.2.      Сексуальные отношения. 4


1.3. Половые роли. 4


1.4. Сексуальная ориентация. 5



Глава 2. Явление гомосексуализма. 7


2.1. История возникновения вопроса. 7


2.2. Определение гомосексуальности. 8


2.3. Формирование гомосексуальной ориентации. 8


2.4. Некоторые точки зрения на происхождение гомосексуальности. 8


Биологические теории. 8


Психологические теории. 9



Глава 3. Психология пола. 11


3.1. Закономерности половой дифференциации в онтогенезе. 11


3.2. Формирование пола. 12



Глава 4. Исследование формирование гомогендерной идентификации подростков и юношей. 14


4.1. Стадии формирования гомогендерной идентифиуации. 14


4.2. Результаты исследования. 16


4.3. Вывод. 18



Список литературы. 19

 


Введение.

Тема: Полоролевая идентификация подростков и юношей. Исследование формирования гомогендерной идентификации подростков и юношей.

Цель исследования: выявление особенности формирования гомогендерной идентификации.

Задачи:

1.                    Выявить причины развития процесса формирования гомогендерной сексуальной идентификации.

2.                    Выявить отношение к своей сексуальной ориентации.

3.                    Адаптация подростков и юношей гомогендерной ориентации в обществе.

Работа проводилась с разными возрастными группами: 18 – 24 лет и 30 – 38 лет, в количестве 18 человек, из них две женщины.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

-         неструктурированного интервью

-         наблюдение

-         ретроспективный анализ

В ходе работы обозначились две проблемы:

-         одиночество подростков гомогендерной ориентации

-         проблема гомофобии, которая присутствует у окружающих по отношению к молодым людям нетрадиционной сексуальной ориентации.

Гипотеза: одиночество подростков как результат гомофобии и навязывания стереотипов гетерогендерного общества.

Глава 1. Теоретические основы.

1.1.  Подростковая и юношеская сексуальность.

Подростковый и юношеский период – это переходный этап социального, эмоционального и когнитивного развития между детством и зрелостью. Подросток вступает в период полового созревания, обретает чувство независимости, личной автономии и идентичности.  Возрастает способность к абстрактному мышлению, а планы на будущее сообразуются с потенциальными возможностями и необходимыми действиями. У юношей и девушек формируется половая идентификация. Молодые люди начинают испытывать эротические чувства, свойственные зрелым людям и экспериментировать с сексуальным поведением, проявляя индивидуальные предпочтения и ориентацию.

В процессе своего сексуального и не только сексуального развития подростки по вине заблуждений нередко испытывают смущение и обеспокоенность в связи с физиологическим созреванием. В это время молодые люди часто испытывают неловкость, поскольку новые отношения между полами только начинаются.

1.2.  Сексуальные отношения.

Большинство молодых людей вовлекаются в социальные отношения со сверстниками противоположного пола. Основным фактором, определяющим уровень комфортности в ощущениях подростка, принимающего участие в таких отношениях в период личной идентификации, является самоощущение. Кроме того, важное значение имеет развитие навыка эмоциональной близости, так как потенциальные последствия такой близости столь же велики, что и последствия сексуальной близости. Подростки по-разному воспринимают цели идентичности и близости и с этим связана вероятность вовлечения подростков в те или иные  формы сексуального поведения. Благодаря этим ранним отношениям подростки приобретают необходимый опыт, учатся поддерживать отношения с партнером и начинают понимать, какие обязательства связаны с близкими отношениями.

Важное значение для определения ролей в отношениях подростка играет степень сексуальной близости. С одной стороны, сексуальная близость объединяет людей, с другой – делает их более уязвимыми друг для друга. Эти переживания, а так же эмоциональная реакция на физическую близость часто приводят к взаимной зависимости. Если подростки этого желают и к этому стремятся, то отношения сохраняются. Однако, если подобная зависимость оказывается неприятной неожиданностью, то могут развиться конфликты. Вне зависимости от результатов первого сексуального опыта, молодые люди начинают яснее представлять, какое место может занят секс в их зрелых отношениях.

1.3. Половые роли.

На начальном этапе подросткового возраста мальчики и девочки предпочитают тесное общение со сверстниками своего пола. Кроме того, в этом возрасте у подростков еще не складываются конкретные сексуальные предпочтения. Поэтому неудивительно, что в период полового созревания, когда молодые люди замечают изменения, происходящие с их телом и половыми органами и начинают осознавать свои сексуальные чувства, они совершают сексуальные эксперименты со сверстниками того же пола. Согласно результатам исследования, 5% подростков 13 – 18 лет участвовали в разного рода сексуальных контактах со сверстниками своего пола. По результатам другого исследования, в таких контактах участвовали 11 – 14 % юношей и 6 – 11 % девушек.

Некоторые подростки начинают догадываться о своей половой ориентации довольно рано. Взрослые геи говорят, что первый сексуальный опыт такого рода большинство из них получило в 14 летнем возрасте, тогда как лесбиянки говорят о том, что свой первый сексуальный опыт такого рода они получили в более старшем возрасте.

Сексуальное развитие подростков, которые отдают себе отчет в своей гомогенной сексуальной ориентации, наталкивается на ряд вполне объективных препятствий. Общество приветствует гетеросексуальное поведение, не одобряя гомогенную сексуальную ориентацию и не располагая широким спектром позитивных людей, на основании которых геи и лесбиянки могли бы выбрать для себя подходящую половую роль. Поэтому подростки не решаются заявить о своей сексуальной ориентации и скрывают ее. У подростков могут возникать конфликты с социальным окружением, в особенности в школе. Подростки могут проявлять эмоциональное влечение к сверстникам своего же пола, если социальная среда этому не препятствует. Подобное давление может весьма пагубно повлиять на развитие молодого человека, поскольку люди нетрадиционной ориентации больше подвержены стрессам, у них чаще возникают желания скрыться от окружающих, бросить школу, покончить жизнь самоубийством. Однако в последние годы отношение общества к различным сексуальным ориентациям изменилось. Постоянно растет объем соответствующей информации и люди с гомогендерной ориентацией могут рассчитывать на определенную поддержку. Некоторые молодые люди нетрадиционной сексуальной ориентации способны преодолевать серьезные социальные препятствия, сохраняя силы и чувство собственного достоинства, тогда как иные даже в зрелом возрасте стараются преодолеть скорее собственную половую ориентацию.

1.4. Сексуальная ориентация.

Существенным шагом на пути развития подростков являются гетеросексуальные эксперименты, хотя, как правило, они связаны с чувством неловкости и неуверенности в себе. Молодые люди нередко полагают, что их друзья обладают бОльшим сексуальным опытом и, когда дело доходит до секса, опасаются, что неловкость выдаст недостаток опыта. Кроме того, молодые люди испытывают чувство вины в связи с появляющимися у них сексуальными чувствами и желаниями. Как правило, юноши и девушки находят себе партнера, с которым пытаются получить опыт того или иного гетеросексуального контакта. Первый сексуальный опыт не обязательно влечет за собой повторение, поэтому некоторые молодые люди продолжают заниматься сексом от случая к случаю или на какое-то время вообще прекращают заниматься сексом.

Несмотря на то, что у подавляющего большинства юношей и девушек половые контакты происходят нерегулярно и случайно, эти отношения играют важную роль в процессе приобретения знаний о том, что представляет собой секс с партнером и насколько важна сексуальная взаимность для человека.

Биологические изменения, с которыми сталкивается подросток, имеют непосредственное отношение к теме зрелой половой идентификации. Она включает в себя выражение сексуальных потребностей и чувств и принятие или отвержение сексуальных ролей.

Половые роли и стереотипы начинают складываться задолго до наступления юности, причем одним из критических периодов для этого является дошкольный возраст. Вплоть до конца среднего детства дети поддерживают отношения в основном с группой сверстников своего пола, причем эти отношения сексуально нейтральны. С достижением пубертата вызванные созреванием морфо – функциональные изменения в организме подростков пробуждают в них новый интерес к представителям противоположного пола и вызывают потребность в интеграции сексуальности в другие аспекты личности.

В юности молодые люди начинают вступать в отношения, в которых секс играет центральную роль.

Развитие половой идентификации подростков связано с изменением их установок, поведения и отношений. В некоторых случаях на отношение подростков к своему телу оказывает сексуальное насилие. В других случаях подростки могут себя считать не такими, как все из-за своих гомосексуальных чувств или опыта гомосексуальных отношений.

Глава 2. Явление гомосексуализма.

2.1. История возникновения вопроса.

Во все времена большинство людей считали нормой гетеросексуальное поведение. Тем не менее, гомосексуальность существовала на всем протяжении истории человечества, во многих обществах некоторые ее формы допускались и даже не воспринимались как нечто необычное.

Древние иудейские традиции резко осуждали гомосексуальность. Как сказано в Библии: «Если кто ляжет с мужчиной как с женщиной, то оба они сделают мерзость, да будут преданы смерти, кровь их на них» (Левит 20:13).

Между тем в Древней Греции некоторые формы гомо- и бисексуальных отношений считались вполне естественными. Платон в своем «Симпозиуме» восхвалял достоинства мужской гомосексуальности и утверждал, что гомосексуалы – любовники лучшие солдаты. Многие герои греческой мифологии – Зевс, Геркулес, Посейдон, Ахилл – были не чужды гомосексуальному поведению. Хотя в произведениях греческой литературы, посвященных этой теме, в качестве героев обычно фигурируют  две взрослые женщины или два взрослых мужчины, в действительности в гомосексуальную связь чаще вступают мужчины и юноши. Конечно, большинство мужчин в Древней Греции имели нормальные семьи, однако гомосексуальная любовь не считалась постыдной или греховной.

На заре существования Римской империи гомосексуальные отношения, очевидно, не преследовались законом; более того, гомосексуальное поведение было достаточно обычным явлением. Браки между двумя мужчинами или женщинами считались нормальными и признавались высшим обществом. По имеющимся данным, несколько императоров, в том числе и Нейрон, состояли в браке с мужчинами.

Принято считать, что христианская религия с самого начала осуждала гомосексуализм, однако не все историки придерживаются такой точки зрения. В своей книге « Христианство, общественная терпимость и гомосексуальность» Джон Босуэл утверждает, что на протяжении многих веков католическая Европа не проявляла враждебности к гомосексуалистам.

Главное оружие против гомосексуалистов католической церкви дали труды Св. Августина и Св. Фомы Аквинского: оба они писали, что любые половые акты, исключающие возможность зачатия, противоестественны и поэтому греховны. Согласившись с подобным ходом рассуждений, церковь превратилась в мощную силу, регулирующую половое поведение. Гомосексуалистов стали осуждать за их наклонности и заставляли замаливать свой грех.

Негативное отношение к гомосексуалистам, проистекавшее из религиозных убеждений, преобладало в западном мире до тех пор, пока в XVIII – XIX вв. этой проблемой не заинтересовались медики. Однако, по существу, ничего не изменилось: медики просто заменили слово «грех» на слово «болезнь». Так Крафт – Эббинг в своей книге «Phychopathia Sexualis» связывает гомосексуальность с генетическими дефектами и аномалиями нервной системы. К началу XX в. представление о гомосексуальности как о врожденном заболевании стало общепринятым.

Научные споры по поводу причин гомосексуальности не утихали весь XX век, но отношение к этому явлению становилось все более терпимым.

2.2. Определение гомосексуальности.

Слово гомосексуал происходит от греческого «гомо» - такой же, однако как термин оно стало употребляться лишь в конце XIX в.

Гомосексуалами называют мужчин и женщин, которых на протяжении значительного периода времени привлекают в сексуальном плане преимущественно лица одного с ними пола.

В отличие от этого бисексуалами называют мужчин и женщин, которые испытывают сексуальное влечение к лицам обоего пола. Обычно, но не всегда, бисексуалы не считают нужным скрывать, что среди их половых партнеров есть и мужчины, и женщины.

2.3. Формирование гомосексуальной ориентации.

Почему некоторые люди становятся гомосексуалистами? Является ли это состояние пожизненным и неподвластным контролю сознания? Или это добровольный выбор, сделанный осознанно в определенный период жизни? А может это результат воспитания, то есть той ролевой модели, которая была навязана ребенку в школе или дома?

Каждая из перечисленных гипотез влечет за собой важные следствия при политических, правовых или религиозных истолкованиях феномена гомосексуальности.

К сожалению, главная проблема в том, что никто на самом деле не знает не только того, в чем причина гомосексуальности, но и того, почему большинство людей гетеросексуальны.

2.4. Некоторые точки зрения на происхождение гомосексуальности.

Биологические теории.

1. Генетические факторы.

В 1952 г. Каллман опубликовал данные, подтверждающие генетическую природу сексуальности. Он изучал группы однояйцовых близнецов, один из которых был гомосексуалистом. Суть рассуждений Каллмана сводилась к следующему: поскольку близнецы как до, так и после рождения находятся в совершенно одинаковых условиях, роль генетического фактора в гомосексуальности должна проявляться в том, что случаи, когда оба однояйцовых близнеца гомосексуалы, должна встречаться гораздо раньше, чем случаи, когда они имеют различную ориентацию. Среди двуяйцовых близнецов частота соответствия должна быть ниже, так как они имеют разный набор генов. По данным Каллама, однояйцовые близнецы демонстрируют по признаку мужской гомосексуальности 100 % соответствия, для двуяйцовых  близнецов этот показатель значительно ниже и составляет 12 %.  Дальнейшие исследования не подтвердили результаты Каллмана, в настоящее время генетическая теория гомосексуальности не столь популярна.

2. Гормональные факторы.

Гипотеза о том, что в формировании гомосексуальности участвуют гормональные факторы высказывалась многими учеными. Существуют несколько групп данных, косвенно указывающих на это.

Во-первых, известно, что разного рода пренатальные гормональные воздействия вызывают у животных некоторых видов гомосексуальное поведение мужского или женского типа.

Во-вторых, предварительные исследования женщин с адреногенитальным синдромом показали, что такие женщины более склонны к развитию гомосексуальной ориентации.

В-третьих, при сравнении уровня половых гормонов у взрослых гомо и гетеросексуалов было обнаружено, что для мужчин с гомосексуальной ориентацией характерно либо более низкое содержание тестостерона, либо более высокое содержание эстрогена; в одной работе был выявлен более высокий уровень тестостерона в крови лесбиянок по сравнению с гетеросексуальными женщинами. Но последующими исследованиями эти результаты не подтвердились.

Аргументы в пользу гормональной природы гомосексуализма, приведенные выше, вызывают серьезную критику у многих исследователей и в какой-то мере опровергаются имеющимися данными. Например, введение взрослым гомосексуалам половых гормонов никак не влияет на их сексуальную ориентацию.

Следует отметить, что даже те, кто всецело разделяет концепцию гормонального происхождения гомосексуальности, не считают, что здесь существует какая-то простая причинно-следственная связь. Скорее рассматривается возможность влияния на развитие головного мозга в направлении, предрасполагающем индивидуума к тем или иным типам сексуального поведения в зрелом возрасте.

Психологические теории.

3. Концепция Фрейда.

Фрейд полагал, что гомосексуальность представляет собой результат врожденной предрасположенности всех людей к бисексуальности. В обычных условиях психосексуальное развитие ребенка идет по гетеросексуальному пути. Однако в некоторых случаях, например при неправильном разрешении эдипова комплекса, нормальное развитие может остаться на «незрелой» стадии, что в конечном итоге приведет к гомосексуальности. Кроме того, поскольку, по мнению Фрейда, у всех людей имеется скрытая склонность к гомосексуальности, при определенных обстоятельствах гомосексуальное поведение может впервые появиться и в зрелом возрасте.

4. Модель Бивера.

Поскольку Фрейд высказывал мнение, что неправильные отношения между родителями и детьми могут привести к гомосексуальности, психоаналитик И. Бивер и его коллеги изучили семейную жизнь своих пациентов, из которых 106 были гомосексуалами, а 100 – гетеросексуалами. Оказалось, что у многих гомосексуалов были через чур властные матери и слабовольные отцы; у гетеросексуалов подобное соотношение родителей встречалось редко. Бивер высказал мнение, что гомосексуальность порождается страхом перед отношениями с лицами противоположного пола.

Дальнейшие исследования этой кажущейся «причины» мужской гомосексуальности привели к разноречивым результатам. По данным Бене, у мужчин – гомосексуалов были относительно менее близкие отношения со своими отцами, чем у гетеросексуалов; они чаще отзывались о своих отцах как о пустых людях, «неудачниках»; однако никаких жалоб на чрезмерную властность матерей не было. В отличие от этого Гринблат сообщает, что по его данным отцы гомосексуалов – мужчин хорошие, добрые и заботливые люди, а матери не отличаются ни чрезмерной заботливостью, ни властностью. Зигельман указывает на отсутствие каких – либо существенных различий между группами психологически хорошо адаптированных гетеросексуалов и гомосексуалов в смысле отношений в их семьях.

В своем обзоре, посвященном этой теме, Мармор (1980 г.) пишет так:

«Гомосексуалы встречаются и в семьях, где матери очень неприветливы и неласковы, а отцы очень близки к детям; и в семьях, где отношения со старшими братьями были «двойственными», и в семьях, в которых мать или отец постоянно отсутствовали, и в семьях, где идеализировали отцов, а мать отводилась роль прислуги. Тем не менее, несмотря на высокую вероятность для мальчиков из неблагополучных семей стать гомосексуалами, это случается далеко не со всеми.

Продолжая подобного рода исследования, Вольф (Wolf, 1971 г.) пришла к выводу, что для изученных ею 100 лесбиянок наиболее типичны отвергающая ребенка или равнодушная к нему мать и отстраненный или постоянно отсутствующий отец. Она была убеждена, что лесбиянками становятся девочки, которым матери уделяют недостаточно внимания и любви, вынуждая их искать все это у других женщин; а отсутствие близости с отцом лишает этих девочек возможности научиться общению с мужчинами. К этим наблюдениям следует добавить, что многие геи происходят из вполне благополучных семей (Tripp, 1975 г., Gagnon, 1977 г., Masters, Johnson, 1979 г.). Многие родители считают себя виновными в том, что их ребенок стал гомосексуалистом и мучительно ищут ответ на вопрос: « Что мы сделали не так». Однако современные данные не позволяют однозначно утверждать, что гомосексуальность всегда или обычно возникает в результате неправильного воспитания.

6. Бихевиористские теории.

В социально – психологических теориях подчеркивается, что гомосексуалистами люди становятся в результате научения (MgGuire, Carlisle, Young, 1965, Gagnon, Simon, 1973, Masters, Johnson, 1979). Ранние сексуальные опыты людей могут направить их в сторону гомосексуального поведения в результате приятных, доставляющих удовлетворение сексуальных контактов с представителями своего пола или неприятных, разочаровывающих и даже вызывающих страх гетеросексуальных опытов.

В последнее время все большее внимание привлекают дети с нетипичным для своего пола поведением (изнеженные мальчики и девочки – «сорванцы»); высказывается мнение, что из таких детей чаще всего получаются гомосексуалисты (Gren, 1974, 1987, Hockenberry, Billinham, 1987, Zuger, 1984, 1989).

7. Теория Стормза.

По его мнению, существует некая связь между ранним половым созреванием и последующим предпочтение эротической активности с представителями своего пола.

Стормз исходит из того, что раннее половое созревание наступает в возрасте примерно 12 – 13 лет, когда гомосексуальное экспериментирование достаточно обычно, а сильная установка еще не приобретена. Подростки, рано достигшие половой зрелости, обладают определенным сексуальным превосходством над теми своими ровесниками, у кого процесс полового развития происходит медленнее. Понятно, что более сильное половое влечение усиливает воздействие любого сексуального опыта, доставляющего удовольствие, однако в этом возрасте гомосексуальные контакты гораздо более доступны, чем гетеросексуальные. Взаимодействие между биологическими и психологическими факторами делает весьма возможным (хотя и не абсолютным) сохранение предпочтения к гомосексуальным контактам во взрослом возрасте (Storms, 1981 г.). Однако результаты длительного изучения подростков, рано достигших половой зрелости, не подтверждают теорию Стормза.

Таким образом, общего мнения о причинах гомо – или гетеросексуальности не существует.

Глава 3. Психология пола.

3.1. Закономерности половой дифференциации в онтогенезе.

Существует три категории половых органов: гонады – репродуктивные органы (яички и яичники), внутренние половые органы и внешние – гениталии. Гонады несут две функции: в них вырабатываются половые гормоны и половые клетки.

Различают дифференциацию пола (фенотипический пол), то есть появление внешних гениталий и вторичных половых признаков, и первичное определение пола. Последнее связано с появлением гонады. Кроме этого, выявлена дифференциация мозга по мужскому и женскому типу.

Итак, формирование пола обуславливает возникновение многочисленных дифференциаций, обнаруживаемых позднее в строении, физиологических и психологических особенностях индивида.  В соответствии с этими особенностям выделяют следующие понятия:

1.     генетический пол, определяемый хромосомным набором клеток организма.

2.     акушерский или паспортный пол, констатируемый акушеркой при рождении и фиксированный в паспорте на основании внешних половых органов.

3.     половая идентификация, проявляющаяся у человека во внутреннем ощущении себя в качестве мужчины или женщины (вне зависимости от двух предыдущих составляющих понятия «пол»). В основе половой идентификации лежит фиксация мозга в пренатальном периоде по женскому или мужскому типу.

4.     сексуальная ориентация, обнаруживающаяся в предпочтениях человеком того или иного пола при сексуальных взаимодействиях.

Д. Мани (Money, 1977 г.) сформулировал три принципа половой дифференциации органов в онтогенезе. Принцип дифференциации и развития означает, что развитие организма есть одновременно и процесс его дифференциации. В результате этого процесса бипотенциальный зародыш превращается в самку или самца, имеющих свойственные его полу признаки.

Принцип стадиальной дифференциации фиксирует тот факт, что каждая последующая дифференциация основывается на предыдущей и закономерно ее сменяет: так, генетический диморфизм половых хромосом предшествует дифференциации гонад, а она определяет гормональный пол зародыша и так далее.

Принцип критических периодов предполагает, что каждый этап половой дифференциации происходит только в определенный, критический момент, когда организм наиболее чувствителен именно к данным воздействиям. Если критический период пропущен, то есть в отведенное для него время запускающие его сигналы отсутствовали, то последствия для развития обычно необратимы.

Критический период в формировании пола связан с выработкой специфических веществ – сигналов, предопределяющих дальнейший ход дифференциации ткани. Их отсутствие автоматически направляет эту дифференциацию по женскому типу (Money, Ekrhard, 1972 г.). Поскольку для формирования мужского организма нужны дополнительные сигналы, оно в большей степени подвержено ошибочным изменениям по сравнению с развитием женского организма.

Различные ткани организма образуются в несовпадающие критические периоды. Например, дифференциация гонад у человека происходит приблизительно на шестой неделе развития, когда у зародыша, имеющего в геноме X и Y половые хромосомы, образуются, а у зародыша, располагающего двумя хромосомами X, - яичники.

Половая дифференциация нервных тканей осуществляется значительно позднее – между четвертым и шестым месяцами внутриутробного развития, но ее результаты становятся заметны только после рождения, а некоторые – лишь в период полового созревания. Различные этапы дифференцирования запускаются неодинаковыми пусковыми механизмами, что создает возможность для многочисленных вариантов изменений сексуальных особенностей организма при определенных сочетаниях внешних и внутренних условий его развития.

3.2. Формирование пола.

КПП 1 месяц. Морфологический пол.

Первый подпериод связан с 1 месяцем внутриутробного развития человека. Зародыш до 2 месяцев, далее – плод.

Первый месяц:

X X X           яйцеклетка имеет X хромосомы

Х Y              сперматозоид

У зародыша развиваются две половые системы: мужская – Вольфова, женская – Мюллерова. Особенность женской системы: для ее развития не надо никаких внешних факторов, тогда как для мужской необходимы специфические вещества, которые активизируют развитие.

В организме девочки Вольфова система гибнет, так как она не получает никаких факторов.

Мальчик развивается в море женских гормонов. У мальчика антимюллеровский фактор уничтожает систему и развивается Вольфова система. Это женщина, но по внутреннему миру – мужчина.

На 20000 мальчиков – 1 девочка (морфологически), на 10000 девочек – 1 морфологический мальчик.

КПП 4 – 6 месяц внутриутробного развития.

Половая идентификация.

На протяжении этого периода происходит дифференциация мозга по мужскому или женскому типу (то есть кем в будущем будет себя ощущать человек). К 4 месяцу созревают семенники и яички у зародыша и готовы вырабатывать половые гормоны, с током крови попадающие в мозг. Попадая в преоптическую область гипоталамуса, они вызывают спецификацию мозга соответственно по мужскому или женскому типу, проявляющемуся во взрослом возрасте на морфологическом уровне: преоптическое ядро гипоталамуса у мужчин несколько больше по величине, чем у женщин (Gorski, 1978 г.). В 1991 году были опубликованы данные С. Левэя о том, сто у геев величина интерстициального ядра гипоталамуса меньше, чем у геторосексуалов (Кимура, 1992 г.).

Сексуальная ориентация.

Гипоталамус выделяет нейромедиатор, который поступает непосредственно в кровь. Гормоны, которые вырабатывают семенники – тестостерон – попадают в кровь и непосредственно переносятся в медиальное преоптическое ядро. Внутри клетки преоптического ядра превращается в эстроген (который не может проникнуть тута извне).

Получается, что у мальчиков накапливается большое количество  эстрогена. Определенный уровень эстрогенов включает в действие мужскую программу полового поведения. За женское половое поведение отвечают другие структуры гипоталамуса.

Стресс всегда приводит к снижению уровня тестостерона.

Например: мама на 4 месяце беременности попадает в жесткую стрессовую ситуацию. Тогда вырабатываемый гормон кортизол (в надпочечниках) может проникнуть в организм мальчика и понизить уровень тестостерона. В итоге получается человек с нарушенной половой идентификацией. И поэтому среди мужчин таких людей больше, чем среди женщин. Тело одного пола, а мозг – противоположного.

30% детей 7 летнего возраста имеют проблемы с определением своего пола.

Мозг формируется на 4 месяце. Если мужская программа не включена, к 6 месяцам начинает включаться женская программа.

Внутриутробное воспаление надпочечников приводит к большому количеству тестостерона, что фиксирует развитие мозга девочки по мужскому типу.

Действие контрацептивов хотя и слабое, но так же может сдвинуть идентификацию девочки.


Глава 4. Исследование формирование гомогендерной идентификации подростков и юношей.

4.1. Стадии формирования гомогендерной идентификации.

Из опрошенных 11 человек из полных семей, 7 живут с мамой, двое – с отчимом, двое – неизвестно. Ранние половые выявлены у 9 человек, гетеросексуальный опыт был у 5 человек.

Таким образом, исходя из теории Стормза можно сказать, что большинство из опрошенных имели гомосексуальные контакты в результате раннего полового созревания. Видимо, это и послужило последующему предпочтению эротической активности с представителями одного пола. Из двух опрошенных лесбиянок у обеих наблюдалась отстраненность и матери, и отца, о чем говорила в своих наблюдениях Волф. Как верно и то, что многие гомосексуалисты происходят из вполне благополучных семей.

В целом поддерживаю теорию Фрейда о гомосексуальности, как результат врожденной бисексуальности.

Согласна с его высказыванием об этой сексуальной ориентации:

«Разумеется, гомосексуальность нельзя считать достоинством, однако в ней нет ничего, чего бы следовало стыдиться, - это не порок, не признак деградации, ее нельзя назвать болезнью; мы рассматриваем ее как некий вариант полового развития».

Многие весьма уважаемые люди прошлых лет и современности являются гомосексуалистами, причем среди них есть несколько великих мужей (Платон, Микеланджело, Леонардо да Винчи и другие). Преследовать гомосексуалистов не только крайне несправедливо, это преступно и жестоко (Historical notes, F letter from freuol, 1951 Г.).

Среди опрошенных лишь 2 – 3 человека принимают на себя женскую роль, что так же было отмечено в ходе наблюдения. Эта особенность проявлялась с раннего детства.

Согласно теории Касс, побудительным мотивом развития процесса формирования гомогендерной сексуальной идентификации является сексуальный интерес или влечение к лицу того же пола. Касс подразделяет процесс формирования сексуальной идентификации на шесть стадий.

I стадия – сомнения. Человек начинает осознавать, что информация о гомогендерной сексуальной ориентации в каком-то смысле имеет отношение к его собственным реакциям. Когда человек понимает, что не может продолжать игнорировать эти совпадения, у него возникают сомнения в правильности сексуального само восприятия. Когда у человека возникает вопрос: «Я гей (лесбиянка, бисексуал)?», может возникнуть потребность в информации о гомогендерной сексуальной ориентации. Спустя какое-то время индивид переходит на вторую стадию формирования сексуальной идентификации.

II стадия – сравнения. На этой стадии формирования сексуальной идентификации человек начинает ощущать свое отличие от других членов семьи и сверстников. Таким образом индивид составляет более полное представление о том, что значит быть гомосексуалистом. В процессе развития гомогендерной идентификации человеку приходится отказываться от гетеросексуальных принципов поведения, в результате чего может возникнуть ощущение неприкаянности и потерянности. Люди могут по-разному отреагировать на чувство социального отчуждения. Вслед за позитивным осознанием своего отличия от других значение гетеросексуального поведения начинает снижаться. Однако даже в этой ситуации некоторые люди продолжают притворяться гетеросексуалами, стараясь избежать проблем, которые сулит им открытое признание своей сексуальной ориентации. На этом этапе многие индивиды склонны отрекаться от гомогендерной идентификации, хотя и осознают свои сексуальные предпочтения (Johnson, 1996 г.). В этом случае люди нередко считают свое гомогендерное сексуальное поведение следствием определенных отношений, сиюминутным соблазном или переходящим явлением. Негативная реакция вызвана страхом отчуждения со стороны окружающих и влечет за собой снижение оценки гомогендерной сексуальной идентификации. На этом этапе многие люди превращают собственную неуверенность во «внутреннюю гомофобию». В результате формируется негативная установка по отношению к собственной идентификации, а так же по отношению к гомосексуалистам вообще. В таких случая люди нередко стараются всем своим видом показывать свою принадлежность к гетеросексуальным принципам, хотя, на деле, могут втайне предаваться гомоэротическим фантазиям и даже сексуальной активности (Isay, 1996 г.).

III стадия – терпимости. Смирившись со своей гомогендерной сексуальной ориентацией и осознавая сексуальные, социальные и эмоциональные потребности, связанные с данной ориентацией, индивид начинает более терпимо относиться к своим предпочтениям и привыкает к ним. Как правило, на этом этапе человек знакомится с другими гомосексуалистами, благодаря которым получает возможность завязать партнерские отношения, наблюдать позитивные ролевые модели и спокойнее воспринимать свою идентификацию. На этой стадии проблемы возникают у людей стеснительных, некоммуникабельных и не обладающих навыками общения, а так же у тех индивидов, которые опасаются, что об их склонностях станет известно окружающим. Если переживания человека на этой стадии в целом являются негативными, то развитие процесса формирования гомогендерной сексуальной идентификации может прекратиться. Если же человек чувствует себя достаточно уверенно и в целом положительно оценивает свои переживания, то, в конечном счете, он настолько привыкает к своей идентификации, что обретает способность спокойно констатировать факт своей ориентации (Isay, 1996 г.).

Некоторые люди считают нужным поставить в известность родственников и близких друзей, иные полагают, что сексуальные предпочтения – их личное дело и другие люди к этому совершенно непричастны. Решение о выходе следует принимать осторожно, учитывая все негативные последствия такого поступка. Однако довольно часто гомосексуалисты и бисексуалисты убеждаются, что окружающие спокойно воспринимают их сексуальную ориентацию (Khaools, 1995 г.).

IV стадия – внутреннее принятие своей ориентации.

На этом этапе терпимое отношение к своей ориентации сменяется положительным само восприятием.

Связь с обществом геев или лесбиянок крепнет. Установки и образ жизни других людей с такой же ориентацией могут во многом определять степень комфортности самочувствия индивида. Если человек поддерживает отношения с людьми, которые полагают, что в гомосексуальной ориентации нет ничего постыдного, то у него может сформироваться такая же установка.

V стадия – гордости. Человек перестает считать гетеросексуальность нормой на основании которой можно оценивать собственное сексуальное поведение и поведение других людей. Человек испытывает гордость в связи с принадлежностью к обществу геев или лесбиянок. Желание скрывать свою ориентацию уменьшается и некоторые члены семьи и коллеги узнают о его сексуальных склонностях. Многие родители в конце концов начинают спокойно относиться к сексуальной ориентации своего ребенка.

VI стадия – синтез. На заключительно стадии формирования гомогендерной ориентации человек перестает разделять окружающих на «наших» и «других», перестает воспринимать людей в зависимости от их сексуальной ориентации.

Исходя из этой схемы формирования гомогендерной ориентации могу сказать, опираясь на данные исследования, что действительно процесс формирования происходит именно так. Но у современной молодежи II стадия не так ярко выражена, как, например, у предыдущего поколения. В этом большую роль играют средства массовой информации. В последние годы благодаря изысканиям ученых увеличился объем информации и научных данных о человеческой сексуальности. Новые знания помогли людям понять, что их сексуальные переживания, предпочтения, индивидуальные особенности поведения и проблемы, которые они прежде старались игнорировать или скрыть, присущи не только им, но и многим другим людям. В результате отношение к индивидуальным сексуальным особенностям стало более терпимым.

Благодаря тому, что в России и непосредственно в Новосибирске существуют клубы, где представители нетрадиционной ориентации могут общаться между собой, подростки и юноши проходят формирование гомогендерной ориентации психологически безболезненно, а так же общение с себе подобными и осознание тог, что ты не один в этом мире позволяет лучше адаптироваться в обществе.

4.2. Результаты исследования.

В результате проведенной работы можно сказать, что явление гомосексуальности не такое уж редкое. Однократное или временное влечение к лицам своего пола и сексуальные контакты встречаются особенно часто в подростковом возрасте, начиная примерно с 12 лет. Как правило, подростки уже осознают свою непохожесть на других сверстников. Успеваемость в учебном заведении «голубых» мальчиков значительно выше, при этом превалируют художественно-гуманитарные интересы. Как правило, это творческие натуры, занятиям спортом предпочитающие музыку, танцы и так далее. Большое значение уделяют своему внешнему виду и здоровью.

Несмотря на то, что примерно половина опрошенных живет только с мамой, в полных семьях та же наблюдается большее влияние матери и вообще женщин на присвоение образцов поведения.

Не оправдано мнение, что большинство подростков «совращается» взрослыми. Чаще всего первый гомосексуальный контакт подростки приобретают со сверстниками. Так же подростки психологически безболезненно адаптируются в обществе. И этому во многом способствует наличие достаточной информации, а так же существование тематических клубов, где подростки и юноши могут выбрать себе партнеров, а так же просто провести время среди себе подобных людей. Хотелось бы, чтобы такие клубы были и именно для подростков. Также, чтобы существовала служба психологической помощи, что необходимо для некоммуникабельных подростков, чтобы проводилось информационно-воспитательная работа с родителями таких подростков и преподавателями учебных заведений.

Гомосексуальность – не грех, не порок, не уродство. Мы не вправе их судить, навязывать свое мировосприятие. Надо принимать их такими, какие они есть.

4.3. Вывод.

В результате проведенного исследования на основании выборки 18 человек и литературы по данной теме, были выявлены следующие тенденции в развитии проблемы гомосексуальности подростков и юношей:

-         гомофобия и дискриминация людей по признаку их сексуальной ориентации. Это явление во всем мире остается серьезной социально-политической проблемой. Многие испытывают страх и враждебность к гомосексуалам, в результате возникают такие крайние проявления гомофобии как жестокое избиение и убийство гомосексуалов. Такое восприятие геев может привести молодых людей к самоубийству. Почему-то нам свойственно относиться с бОльшим пониманием к тем, кто на нас похож и с меньшим к тем, кто отличается от нас. Но, чтобы быть культурным и морально и духовно развитым человеком , необходимо научиться примерять на себя без неприязни позицию другого человека, входить в его положение и соответственно проявлять к нему терпимость. Не стоит забывать о том, что если кто-то отличается от нас, то и мы отличаемся от него. Проявление дискриминации в любом случае безнравственно.

-         формирование гомогендерной сексуальной ориентации в неполных семьях. Если семья неполная, то модели поведения усваиваются в искаженном виде. Если у девочки нет отца (в период фаллической стадии от 3 до 6-7 лет, когда идет идентификация по полу мальчик – папа, дочь – мама), то сложно в будущем устанавливать отношение с мужчинами. Если мальчик воспитывается в такой семье, то женское общество ему ближе и модель поведения он соответственно приобретает от матери. В таких семьях можно разрешать различные бытовые моменты определенным образом, например: если мама (или бабушка) чинит кран в ванной или вбивает гвоздь, она одевается соответственно этому случаю, то есть в мужскую одежду, и при этом объясняет, что такую работу обычно в семьях выполняет мужчина – папа (делаю как папа). Если же готовит или шьет, то объясняет, что это женская обязанность и так далее.

Рекомендации для родителей.

-         Следует знать о существовании различных вариантах сексуальной ориентации и сходить из этого при оценке конкретных особенностей поведения своего ребенка.

-         Если гомосексуальная направленность подростка однозначна, следует принимать его таким, какой он есть, не пытаясь сломать его психологически.

-         Каждый подросток нуждается в сексологической помощи родителей и выигрывает от их сексологической грамотности, при этом сексуально неустойчивые – в особенности.

Список литературы.


1.                     И. Кон: «Любовь небесного цвета», 2001 г., «Лунный свет на заре: лики и маски однополой любви», 1998 г.


2.                     Д.В. Колесов: «Проблемы сексуальной ориентации (Мы другие – ну и что?)», Москва – Воронеж, 2000 г.


3.                     Гэри Ф. Келли: «Основы современной сексологии», СПб, Питер, 2000 г.


4.                     Френсис Мондимор: «Гомосексуальность – естественная история».


5.                     У. Мастерс, В. Джонсон, Р. Колодин: «Основы сексологии», М., Мир, 1998 г.


6.                     В.В. Розанов: «Люди лунного света – метафизика христианства», М., Дружба народов, 1990 г.