Проблемы нормирования труда в современных условиях и пути их решения.
Нормирование – это установление меры затрат труда на качественное изготовление продукции или выполнения заданного объема работ, при данной организации труда и его технической оснащенности.[1]
Время пребывания рабочего на производстве складывается из времени работы и перерывов. Время работы состоит из основного, вспомогательного, подготовительно-заключительного, а также времени обслуживания рабочего места.
Таким образом, задачей руководителя любого производства является уменьшение времени перерывов, однако это время является необходимым для соблюдения нормального режима труда и отдыха работников предприятия, а так же на личные надобности работников.
Основным называется время, в течение которого достигается непосредственная цель технологического процесса, т. е. происходит качественное изменение предмета труда, а вспомогательным - время, затрачиваемое рабочим на действия, связанные с обеспечением выполнения основной работы. Основное и вспомогательное время в сумме составляют оперативное время. [2]
Следовательно, возникает необходимость нормировать и этот процесс, однако найти решение оптимального расположения оборудования для уменьшения вспомогательного времени не так-то просто. Фотография рабочего времени и т.д. не дает ответов о наилучшем использовании времени работы персонала организации.
Время обслуживания рабочего места необходимо для поддержания рабочего места в надлежащем состоянии. Оно состоит из времени организационного обслуживания и времени технического обслуживания рабочего места. При ручных и машинно-ручных процессах труда время обслуживания рабочего места на организационное и техническое не подразделяется.
Подготовительно-заключительное время требуется для подготовки рабочего и средств производства к выполнению заданной работы и ее завершения. Его продолжительность в отличие от основного и вспомогательного времени не зависит от числа обрабатываемых изделий. Время перерывов включает в себя время перерывов, зависящих от рабочего, и время перерывов, связанных с неполадками на производстве.
Перерывы, зависящие от рабочего, подразделяются на два вида: перерывы для отдыха и личных надобностей рабочего и перерывы, вызываемые нарушением трудовой дисциплины (опоздание к началу смены и после обеденного перерыва, преждевременный уход с работы перед обеденным перерывом и в конце смены), а также самоотвлечением исполнителей от выполняемой ими работы. Все потери рабочего времени по организационным и техническим причинам объединяются в одну группу перерывов, связанных с неполадками на производстве.[3]
Поскольку на предприятии время – это деньги ,то руководители предприятия стараются минимизировать время простоя по организационным и техническим причинам, а так же вызванных нарушением трудовой дисциплины.
Все виды затрат рабочего времени подразделяются на: необходимые, или нормируемые, и лишние, или ненормируемые. В норму времени включаются только необходимые его затраты в размере, обусловленном наиболее производительным способом выполнения данной работы.
Теоретическое разделение труда на нормируемые и ненормируемые на практике осуществить довольно сложно, так как нет четких критериев, что относится к необходимому времени на производство, а что излишнее. При этом даже самое жесткое нормирование труда далеко не всегда осуществимо на практике, за частую вмешательство человеческого фактора определяет соблюдение нормативов, поэтому заинтересованность работников является наиболее мощным фактором, чем нормирование труда.[4]
Уровень технологического развития оказывает также не последнюю роль в расчетах нормативов времени, чем старее оборудование, тем меньшую выработку оно дает, и тем больше времени затрачивается на изготовление изделия, а также увеличивается время ремонта, так как из-за ветхости многие детали приходят в негодность.
Недостатки, присущие нормированию труда, во многом обусловлены несовершенством хозяйственного механизма, излишней зарегламентированностью прав предприятий. Внедрение рыночных отношений и повышение самостоятельности предприятий дало возможность применять им только те виды нормативов, которые действительно способствуют росту и развитию производства.[5]
Нормы, которые объективно отражают и закрепляют организационные и технические условия производства, и в дальнейшем, будут применяться в планировании, ценообразовании, организации производства и управления. Однако с переходом на рыночные отношения работа по организации и нормированию труда в народном хозяйстве коренным образом меняется.
Предоставляя предприятиям полную самостоятельность в вопросах организации и нормирования труда, государство, в свою очередь, должно создавать благоприятные условия для ее проведения посредством правового, научно-методического и нормативного обеспечения, подготовкой кадров.
Список литературы
1. И.А Поляков, К.С.Ремизов. Справочник экономиста по труду. Москва, Экономика, 1988
2. К.С.Ремизов. Основы экономики труда. Москва, Издательство МГУ, 1990
3. В.Б.Бычин, С.В.Малинин. Нормирование труда в условиях перехода к рыночной экономики. Москва, Издательство РЭА имени Г.В.Плеханова, 1995
[1] В.Б.Бычин, С.В.Малинин. Нормирование труда в условиях перехода к рыночной экономики. Москва, Издательство РЭА имени Г.В.Плеханова, 1995. с.-4.
[2] И.А Поляков, К.С.Ремизов. Справочник экономиста по труду. Москва, Экономика, 1988г. с.-35.
[3] В.Б.Бычин, С.В.Малинин. Нормирование труда в условиях перехода к рыночной экономики. Москва, Издательство РЭА имени Г.В.Плеханова, 1995с с.-103
[4] И.А Поляков, К.С.Ремизов. Справочник экономиста по труду. Москва, Экономика, 1988г. с.-39.
[5] В.Б.Бычин, С.В.Малинин. Нормирование труда в условиях перехода к рыночной экономики. Москва, Издательство РЭА имени Г.В.Плеханова, 1995. с- 122.