Проблемы финансовых взаимоотношений предприятий с бюджетом, внебюджетными фондами, пути их решения.


1. Формирование и использование финансовых ресурсов на предприятиях, их превращенные формы. 2

2. Экономическая сущность и состав отчислений и налогов предприятий в бюджетные и внебюджетные фонды. 10

3. Проблемы и пути решения финансовых взаимоотношений предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами. 21

Список литературы.. 28


1.     Формирование и использование финансовых ресурсов на предприятиях, их превращенные формы.

Финансы, кредит, деньги выступают основными регуляторами, как эко­номики, так и общественных отношений в целом. Эти регуляторы и обеспе­чивают постоянное развитие общества. Непосредственные условия для воз­никновения финансовых отношений создают денежные отношения. Но появле­ние денег не означало появление финансов - финансы есть определенная часть денежных отношений. Наличие финансов предполагает обязательное существование денег. Выполняя функцию средства обращения, деньги за определенный период становятся капиталом, то есть той самовозрастающей стоимостью, обеспечивающей получение дополнительного приращения в ходе реализации продукта - прибавочной стоимости.[1]

Денежные отношения превратились в финансы, когда движение денег приобрело известную самостоятельность. В результате производства това­ров и их реализации формируются денежные доходы, формируются финансо­вые ресурсы предприятия в виде разнообразных фондов. Появляется самос­тоятельная сфера деятельности каждого предприятия, выходящая за рамки его производственных функций, но представляющая собой часть производ­ственных отношений, суть которой заключается в определенной системе организации денежных потоков. Эта часть и есть финансы.

Финансы пред­приятия представляют собой систему денежных отноше­ний, выражающих формирование и использование денежных фондов в процес­се кругооборота ресурсов предприятия, формирование его денежных дохо­дов и накоплений.[2]

Финансы предприятий обеспечивают кругооборот основного и оборот­ного капитала, взаимоотношения с государственными органами, налоговой системой, бюджетами, банками и другими кредитными учреждениями, стра­ховыми компаниями и так далее. В каждом государстве любая государ­ственная система включает финансовую систему. Она состоит из двух под­систем:

-     общегосударственные финансы;

-     финансы хозяйствующих субъектов.

Формы проявления финансов предприятий:

Отношения с другими хозяйствующими субъектами в процессе формиро­вания и распределения выручки (нематериальные отноше­ния):[3]

-     штрафы, пени, неустойки;

-     отношения аренды;

-     выпуск и реализация ценных бумаг;

-     совместная деятельность;

-     коммерческое кредитование;

-     отношения с работниками по выплате заработной платы. В на­стоящее время целесообразно выделять самостоятельную группу финансовых отношений, которые складываются у предприятия со своими работниками по поводу распределе­ния прибыли: выплаты дивидендов, выплаты за паи в уставном капитале.

Финансовые отношения с собственными структурными подразделе­ниями. Сюда же относятся отношения внутри производственных объединений и от­ношения предприятия со своими дочерними структурами.

Отношения с налоговой службой.

Значительная часть отношений - отношения с банковской системой. Это не просто система расчетов и кредитования, ведь появились новые формы отношений: факторинг, траст, залоги и так далее.

Отношения с различными страховыми компаниями по всем видам стра­хования. Отношения с органами государственного управления (таможня, Минис­терство внешних отношений, различные бюджеты, внебюджетные фонды и так далее).

Одним из наиболее удачных определений финансовых ресурсов является следующее: финансовые ресурсы предприятия — это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществлению затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию работающих. Формирование финансовых ресурсов осуществляется за счет собственных и приравненных к ним средств, мобилизации ресурсов на финансовом рынке и поступления денежных средств от финансово банковской системы в порядке перераспределения.

Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный фонд. Его источниками в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования выступают: акционерный капитал, паевые взносы членов кооперативов, отраслевые финансовые ресурсы (при сохранении отраслевых структур), долгосрочный кредит, бюджетные средства. Величина уставного фонда показывает размер тех денежных средств — основных и оборотных — которые инвестированы в процесс производства.

Основным источником финансовых ресурсов на действующих предприятиях выступает стоимость реализованной продукции (оказанных услуг), различные части которой в процессе распределения выручки принимают форму денежных доходов и накоплений. Финансовые ресурсы формируются главным образом за счет прибыли (от основной и других видов деятельности) и амортизационных отчислений. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов также выступают:[4]

— выручка от реализации выбывшего имущества,

— устойчивые пассивы,

— различные целевые поступления (плата за содержание детей в дошкольных учреждениях и т. д.),

— мобилизация внутренних ресурсов в строительстве и др.

Разворачивающиеся повсеместно процессы приватизации государственной собственности приводят к тому, что появляются, и будут играть важную роль еще один источник финансовых ресурсов — паевые и иные взносы членов трудового коллектива.

Значительные финансовые ресурсы, особенно по вновь создаваемым и реконструируемым предприятиям, могут быть мобилизованы на финансовом рынке. Формами их мобилизации являются: продажа акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпускаемых данным предприятием, кредитные инвестиции.

До перехода на рыночные условия хозяйствования значительные финансовые ресурсы предприятия получали на основе внутриотраслевого перераспределения денежных средств и бюджетного финансирования. Однако принципы рыночного хозяйствования, внедрение коммерческих начал в деятельность предприятий, естественно, потребовали принципиально иных подходов к формированию финансовых ресурсов.

Ориентация на инициативу и предприимчивость, полная материальная ответственность обусловили два важнейших изменения в области финансовых взаимосвязей предприятий с другими структурами: во-первых, развитие страховых операций, и, во-вторых, существенное сокращение сферы безвозмездно получаемых ассигнований. В этой связи при переходе на рыночные основы хозяйствования в составе финансовых ресурсов, формируемых в порядке перераспределения, все большую роль постепенно будут играть выплаты страхового возмещения, поступающие от страховых компаний, и все меньшую — бюджетные и отраслевые финансовые источники.[5]

Предприятия смогут получать финансовые ресурсы: от ассоциаций и концернов, в которые они входят (лишь в том случае, если это предусмотрено механизмом использования соответствующих денежных фондов); от вышестоящих организаций — при сохранении отраслевых структур; от органов государственного управления — в виде бюджетных субсидий на строго ограниченный перечень затрат. Зато в условиях функционирования рынка ценных бумаг появятся такие виды финансовых ресурсов, как дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов, а также прибыль от проведения финансовых операций.

Использование финансовых ресурсов осуществляется предприятием по многим направлениям, главными из которых являются:[6]

— платежи органам финансово-банковской системы, обусловленные выполнением финансовых обязательств. Сюда относятся; налоговые платежи в бюджет, уплата процентов банкам за пользование кредитами, погашение ранее взятых ссуд, страховые платежи и т. д.;

— инвестирование собственных средств в капитальные затраты (реинвестирование), связанное с расширением производства и техническим его обновлением, переходом на новые прогрессивные технологии, использование "ноу-хау" и т. д.;

— инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги, приобретаемые на рынке: акции и облигации других фирм, обычно тесно связанных кооперативными поставками с данным предприятием, в государственные займы и т. п.;

— направление финансовых ресурсов на образование денежных фондов поощрительного и социального характера;

— использование финансовых ресурсов на благотворительные цели, спонсорство и т. п.

С переходом на рыночные основы хозяйствования необычайно возрастает не только роль руководителей предприятий, членов правлений акционерных компаний, но и финансовых служб, игравших второстепенную роль в условиях административно-командных методов управления. Изыскание финансовых источников развития предприятия, направлений наиболее эффективного инвестирования финансовых ресурсов, операции с ценными бумагами и другие вопросы финансового менеджмента становятся основными для финансовых служб предприятий в условиях рыночной экономики.

Суть финансового менеджмента заключается в такой организации управления финансами  со стороны соответствующих служб, которая позволяет привлекать дополнительные финансовые ресурсы на самых выгодных условиях, инвестировать их с наибольшим эффектом, осуществлять прибыльные операции на финансовом рынке, покупая и перепродавая ценные бумаги. Достижение успеха в области финансового менеджмента во многом зависит от такого поведения работников финансовых служб, при котором главными становятся инициатива, поиск нетрадиционных решений, масштабность операций и оправданный риск, деловая хватка.

Мобилизуя денежные средства других собственников на покрытие затрат своего предприятия, работники финансовой службы прежде всего должны иметь ясное представление о целях инвестирования ресурсов и уже в соответствии с ними давать рекомендации о формах привлечения средств. Для покрытия краткосрочной и среднесрочной потребности в средствах целесообразно использовать ссуды кредитных учреждений. При осуществлении крупных капитальных вложений в реконструкцию и расширение предприятия можно воспользоваться выпуском ценных бумаг; однако, подобная рекомендация может быть дана лишь в том случае, если финансисты основательно изучили финансовый рынок, проанализировали спрос на разные виды ценных бумаг, учли возможное изменение конъюнктуры и, взвесив все это, тем не менее уверены в сравнительно быстрой и выгодной реализации ценных бумаг своего предприятия.

Кардинально финансирование предприятия делится на внешнее - за счет заимствований и эмиссии акций и внутреннее - за счет нераспределенной прибыли.

На сегодняшний день существуют следующие способы решения финансирования проекта:[7]

1.     уставный капитал

2.     эмиссия акций

3.     коммерческий (товарный) кредит

4.     лизинг

5.     эмиссия облигаций

6.     заем в банке

7.     самофинансирование (внутренний рост)

8.     привлечение государственных льготных кредитов

9.     привлечение иностранных инвестиций

В современных условиях от объема и уровня прибыли во многом зависят возможности самофинансирования предприятий. Оно применялось и ранее, но распространялось не на все предприятия и к тому же часто дополнялось бюджетным финансированием. С переходом на рыночные условия хозяйствования, распространением принципов коммерческого расчета самофинансирование будет осуществляться полнее и последовательнее, причем основным источником покрытия затрат, связанных с расширением производства, станет именно прибыль.

При распределении прибыли, определении основных направлений ее использования прежде всего учитывается рыночная конъюнктура, которая может диктовать необходимость существенного расширения и обновления производственного потенциала предприятия. В соответствии с этим определяются масштабы отчислений от прибыли в фонды производственного развития, ресурсы которых предназначаются для финансирования капитальных вложений, увеличения оборотных средств, обеспечения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, внедрения новых технологий, перехода на прогрессивные методы труда и т. п. Часть прибыли используется также на уплату процентов по кредитным инвестициям.


2. Экономическая сущность и состав отчислений и налогов предприятий в бюджетные и внебюджетные фонды.

В условиях, когда прибыль удовлетворяет разнообразные потребности, важной задачей становится разработка экономически обоснованной системы ее распределения. Главное требование сводится к тому, чтобы в системе распределения прибыли органически сочетались интересы субъектов хозяйствования, общества в целом и конкретных работников. Реализация этого требования обуславливает основные принципы распределения прибыли, которые заключаются в следующем:[8]

— первоочередное выполнение финансовых обязательств перед обществом в целом (в лице государства);

— максимальное обеспечение за счет прибыли потребностей расширенного воспроизводства;

— использование прибыли на материальное стимулирование работающих;

— направление прибыли на социально-культурные нужды.

Конкретные формы претворения в жизнь этих принципов связаны с переводом экономики страны на основы рыночного хозяйствования. С переходом к рынку предприятие по идеи получает финансовую независимость: оно само должно определять, куда, в каких размерах и в какие сроки направлять полученную прибыль. Законом Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности" установлено, что каждый субъект хозяйствования имеет право самостоятельно распоряжаться прибылью в соответствии с законодательством России, заключенными договорами и уставом предприятия. Единственное, чем государство регламентирует действия предприятия, — это налоги с сопутствующими им льготами и санкциями.

Налог — обязательный взнос плательщиком денежных средств в бюджетную систему в определенных законом размерах и в установленные сроки. Российские предприятия уплачивают разные виды налогов, причем один из них — за счет валового дохода, другие — непосредственно из прибыли. Существует установленная законодательством очередность платежей: сначала из доходов уплачиваются косвенные налоги (НДС, акцизы); затем — все имущественные налоги (на имущество предприятия, земельный, транспортный и др.) и пошлины, и наконец, — остальные налоги, главным среди которых является налог на прибыль.

За основу исчисления этого налога с 1 января 1992 года берется валовая прибыль, состоящая из:

— прибыли от реализации продукции (работ, услуг), исчисляемой в виде разницы между выручкой от реализации без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включенными в себестоимость продукции (работ, услуг);

— прибыли от реализации основных фондов и иного имущества, определяемой для целей налогообложения как разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенный на индекс инфляции, определяемый в порядке, устанавливаемом Государственной Думой России;

— доходов (расходов) от внереализационных операций, куда включаются: доходы от долевого участия в деятельности других предприятий; финансовый результат от сдачи имущества в аренду; дивиденды и проценты по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию; суммы, полученные и уплаченные в виде санкций (исключая бюджетные, которые уплачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов); другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг).

Для получения облагаемой налогом прибыли валовая прибыль корректируются следующим образом:

— во-первых, увеличивается на сумму превышения (по сравнению с нормируемой величиной) расходов на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции для целей налогообложения, а также на величину средств, перечисляемых покупателями продукции (работ, услуг) в специальные фонды предприятий;

— во-вторых, уменьшается на сумму рентных платежей, доходов от долевого участия в деятельности других предприятий, а также дивидендов и процентов, полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим данному предприятию;

— в-третьих, уменьшается на величину прибыли, полученной предприятием от специфических видов деятельности: проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий на открытых площадках, осуществления посреднических и торгово-посреднических услуг, страховой деятельности и т. п.;

— в-четвертых, уменьшается на сумму отчислений в резервный фонд и аналогичные ему фонды до достижения ими размеров, установленных учредительными документами (но не более 25% уставного фонда); при этом сумма отчислений в фонды не может превышать 50% налогооблагаемой прибыли.

Облагаемая прибыль затем уменьшается на сумму налоговых льгот, предоставляемых плательщикам. Льготы призваны стимулировать предпринимательскую деятельность, расширение и обновление на новой технической основе производственного потенциала предприятий, повышение уровня социальной защищенности работающих и т. п.[9]

Налог на прибыль уплачивается предприятиями по единой ставке, которая не варьируется ни в зависимости от организационно-правовой нормы, ни в зависимости от того, под чьей юрисдикцией находится субъект хозяйствования. Исключение составляет прибыль (доход), полученная предприятием от специфических видов деятельности, по которым налог взимается отдельно от общего финансового результата. Автор не счел разумным перечислить ставки налогов, так как вероятность их изменения в ближайшем будущем очень высока.

После уплаты налога на прибыль и других обязательных платежей, поступающих в бюджетные и внебюджетные фонды, отраслевая прибыль остается в полном распоряжении предприятия и используется им самостоятельно. Вмешательство государства и его органов в процесс дальнейшего распределения прибыли, происходящий за пределами уплачиваемых налогов, не допускается. Прибыль направляется на выплату дивидендов и процентов, если уставной фонд предприятия был сформирован с участием других инвесторов, и отчисляется на нужды производственного, потребительского и социального характера. При этом состав затрат и порядок их финансирования за счет прибыли довольно разнообразны, что и отражается в учредительных документах предприятий различных организационно-правовых форм.

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

[10]Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика  сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

1.       с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;

2.       с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора;

3.       со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством РФ (задолженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества).

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога – основание для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика.

Обязанность по уплате налога также считается исполненной  налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами – с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Государственного комитета РФ по связи и информатизации.[11]

Обязанность по уплате налога также считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов.

Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с НК РФ на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.

Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также, если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством РФ исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.

Обязанность по уплате налога исполняется в валюте РФ. Иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.

Любая бухгалтерия, как сердце предприятия, особенно чувствительна к изменениям в налогах. От четкости или не четкости налоговой системы непосредственно зависит планирование и прогнозирование в организации, зависят взаиморасчеты с бюджетом, в правильности, быстроте и своевременности которых последний, на мой взгляд, заинтересован не меньше первого.[12]

Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных видах налогов. За двенадцать с половиной прошедших лет было много, видимо даже слишком много, от­дельных частных изменений, но основные принципы учета расчетов с бюджетом  сохраня­ются.

В соответствии с законодательством Российской Федерации налогообложение предприя­тий предполагает:

ü  определение размера объекта налогообложения;

ü  расчет суммы причитающего­ся с предприятия налога на основе сформировавшегося в учете пока­зателя базы налогообложения и установленной налоговой ставки (как правило, процентной);

ü  осуществление расчетов с бюджетом по начисленным нало­говым платежам;

ü  составление и представление в налоговые органы налоговых де­клараций.

Подавляющее число показате­лей, составляющих базу налогооб­ложения, в том числе главные из них - объем реализации продук­ции (товаров, услуг) и сумма по­лученной прибыли, отражаются в системном бухгалтерском учете предприятия.

В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (п. 64) отражаемые в отчетности суммы расчетов с налоговыми органа­ми и внебюджетными государственными фондами должны быть согласованными с ними и тождест­венными. Оставление на балансе не отрегулирован­ных сумм по этим расчетам не допускается.

В системе расчетных взаимоотношений пред­приятий денежные расчетные отношения с госу­дарственным бюджетом и государственными, вне­бюджетными фондами (социальными, дорожными, экологическими и др.) занимают особое место.

Организация их аналитического учета долж­на строиться таким образом, чтобы получить необходимую информацию по каждому виду налогов в бюджет и платежей во внебюджет­ные государственные фонды. Поэтому каждое предприятие открывает по соответствующим синтетическим счетам субсчета в их развитие.

Для учета этих операций используется счет 68 "Расчеты с бюджетом", к которому открыва­ются субсчета по видам налоговых платежей. Счет 68 на конец отчетного месяца может иметь развернутое сальдо (дебетовое и кредитовое) по налоговым платежам. При составлении баланса дебетовый остаток по счету 68 отражается в активе баланса, а кредитовый — в пассиве .

Не допускается свертывать сальдо. Так, ес­ли, в Главной книге по дебету (кредиту) счета 68  отражено  сальдо 5000 тыс. руб. (85000 тыс. руб.), то в активе баланса должно быть отражено 5000 тыс. руб., а в пассиве — 85000 тыс. руб. Грубейшей ошибкой будет отра­жение в пассиве баланса свернутого сальдо по счету 68 - 80000 тыс. руб. (85000- 5000). При этом следует помнить, что в балансе задолжен­ности по счету 68 должны быть отражены в суммах, согласованных с налоговым органом, для чего необходимо выверить взаимные расчеты.

Общие требования к расчетам с бюджетом по налогам и сборам. В зависимости от источников, за счет которых предприятия уплачивают налоги (дебет счета 68, кредит счетов 51, 52), различают нало­ги и сборы:[13]

ü  уплачиваемые потребителями продукции, ра­бот, услуг (дебет счета 90, кредит счета 68) — НДС и акцизы.

ü  включаемые в себестоимость продукции, ра­бот, услуг (дебет счетов 08, 20. 23, 25, 26, 29, 44, кредит счета 68) — транспортный налог, земель­ная пошлина, таможенная пошлина, арендная пла­та за землю, налог на воду;

ü  уплачиваемые за счет балансовой прибыли (дебет счета 99, кредит счета 68) до ее нало­гообложения — налог на имущество, на содержа­ние жилищного фонда и объектов социально-куль­турной сферы, сбор на нужды образовательных учреждений, налог на рекламу, сбор за парковку автомашин;

ü  уплачиваемые из балансовой прибыли — налог на прибыль;

ü  уплачиваемые за счет чистой прибыли—   сбор за право торговли, за право винно-водочной торговли, сбор со сделок купли-продажи иностранной валюты, за использование наименований ('Россия', "Россий­ская федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний, сбор за использование местной символики, налог на перепродажу авто­мобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров, целевые сборы на содержание ми­лиции, благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели.

      Государство, выражая интересы общества в различных сферах его жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику (экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие). При этом, в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта используется финансово-кредитный и ценовой механизмы.

   Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства, которые накапливаются и формируются в бюджете и во внебюджетных фондах. Она призвана обеспечить эффективную реализацию социальных, экономических, оборонных и других функций государства.

    Изъятие государством в пользу общества определенной части Валового Внутреннего Продукта (ВВП) в виде обязательных взносов составляет сущность налогов.

       Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:

  - работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход.

- хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере    предпринимательства.

Принципы налогообложения:[14]

- всеобщность;       

- справедливость;

- определенность;

- удобность;    

- сроки платежа;

- способность к взиманию и удобства для плательщика;

- обеспечение достаточности и подвижности налогов.

Эти принципы учитывались при формировании новой налоговой политики России. В конце 1991 года был принят закон “Об основах налоговой системы России”. Налоговая система России представляет собой совокупность налогов (пошлин, сборов) и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков.

Доходная часть государственных внебюджетных фондов формируется за счет целевых отчислений. Источник отчислений - ВВП, тарифы, страховые взносы, зависящие от оплаты труда и включаемых в себестоимость:

  - в пенсионный фонд и для АПК;

  - в фонд социального страхования;

  - в фонд медицинского страхования;

  - в фонд занятости.

В отличие от бюджетной системы государственные внебюджетные фонды социального назначения профицитны, т.е. доходы превышают расходы.

Доходная часть внебюджетных фондов социального назначения формируется главным образом за счет социальных отчислений, включаемых в издержки производства и обращения (всего 38% к начисленной оплате труда в 1992 году и 38,5% в последующие годы (кроме того, работники уплачивают 1% начисленной оплаты труда в Пенсионный Фонд РФ)). На долю социальных фондов приходилось 11,9% ВВП в 1992г., 9,6 - в 1993 и 8,6% - в 1994 году.

Практика показала, что все внебюджетные фонды были бездефицитными, а по фонду занятости населения остатки средств доходили до одной трети суммы израсходованных средств.

Отчисления хозяйствующих субъектов в фонды обязательного медицинского страхования распределяются непосредственно в федеральный фонд в размере 0,2% ставки страхового взноса работодателей, а 3,4% в региональные фонды субъектов РФ. Обязательные страховые взносы в Государственный фонд занятости населения РФ  аккумулируется в региональных фондах, откуда в соответствии с ежегодным решением Правительства РФ незначительная часть средств (1992г. - 10%, 1993г. - 15%, 1994г. - 20%) перечисляется в федеральную часть для решения межрегиональных задач в сфере регулирования занятости населения.

3. Проблемы и пути решения финансовых взаимоотношений предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами.


Как известно,  налогообложение является важнейшей  составной частью финансовой политики.  В течение многих столетий в циви­лизованных странах основной формой мобилизации денежных средс­тв для доходной части бюджета выступают налоги, то есть обяза­тельные денежные сборы, взимаемые органами власти с физических и юридических лиц.[15]

В экономической жизни государств с развитыми рыночными отно­шениями  система  налогов  выполняет регулирующую (формирование доходной части бюджетов), стимулирующую (распределительную, перераспределительную)  и  фискальную функции.  Налоговые систе­мы "работают" тогда,  когда они соответствуют  уровню  развития производства.

Сегодняшняя налоговая политика формируется в кризисной  обс­тановке,  нестабильность экономической и политической ситуации ослабляет налоговую дисциплину, снижает ее эффективность.

В процессе работы предприятию приходится сталкиваться с массой сложностей учета и налогообложения, в связи, с чем возникают определенные трудности при исчислении налогов, которые в свою очередь могут повлечь за собой правонарушения и, соответственно ответственность за их совершение.

Применение мер ответственности в сфере налогообложения всегда вызывает повышенное внимание налогоплательщиков, так как оно весьма серьезно затрагивает их права и интересы.

Наверное, каждый налогоплательщик хотя бы раз решал для себя вопросы, являются те или иные действия нарушением налогового законодательства, не приведут ли они к взысканию штрафов, а если да, то в каком размере. И не будет преувеличением сказать, что подавляющее большинство организаций и предпринимателей не понаслышке знакомы с формулировкой "на основании материалов налоговой проверки привлечь к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной статьей ... НК РФ, в виде штрафа в размере ...".

Ответственность за налоговые правонарушения - разновидность юридической ответственности. И она подчиняется тем же требованиям, которые предъявляются в праве ко всем другим видам ответственности, в частности уголовной, гражданской, дисциплинарной. При этом ответственность в сфере налогообложения не исчерпывается только статьями Налогового кодекса РФ. Нарушения нормативных правовых актов о налогах и сборах при определенных условиях влекут применение мер ответственности, предусмотренных уголовным или административным законодательством.

Как показывает практика налоговых органов, понимание сущности юридической ответственности, знание ее основных принципов позволяет налогоплательщикам, в том числе и не являющимся профессиональными юристами, успешно разрешать сложные конфликтные ситуации и избегать неоправданных финансовых потерь.[16]

Приведем пример. Налоговый орган обратился в суд с исковым заявлением о взыскании штрафов по п. 3 ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов, расходов или объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы, и по ст. 122 НК РФ за неуплату сумм налога в результате занижения налоговой базы. Налогоплательщик возражал против привлечения его к ответственности по обеим этим статьям одновременно. Он указывал, что занижение налоговой базы и последующая неуплата налога в данном случае произошли в результате нарушения установленного порядка ведения учета. Поэтому неуплата налога не образовала самостоятельного правонарушения. Взыскание двух штрафов за одни и те же действия, как за разные правонарушения, противоречит общему принципу справедливости ответственности, закрепленному в п. 2 ст. 108 НК РФ, согласно которому никто не может быть дважды подвергнут ответственности за одно и то же правонарушение.

Арбитражный суд поддержал позицию налогоплательщика и решил, что основания для удовлетворения иска в части взыскания штрафа по ст. 122 НК РФ за неуплату налога, произошедшую вследствие ведения учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, отсутствуют.

Как видим, основанные на знании закона аргументы помогли налогоплательщику убедить суд в своей правоте и существенно сократить размер штрафа. Обратим внимание, что сам факт совершения налогового правонарушения - неуплата налога - налогоплательщиком не оспаривался. В данном случае он защищал свое право на справедливое взыскание, опираясь на один из принципов юридической ответственности, известный еще в Древнем Риме, - никто не может быть наказан дважды за одно и то же правонарушение.

Более того, знание оснований и порядка применения юридической ответственности часто помогает налогоплательщику избрать из всех существующих именно правомерный вариант поведения, тем самым, исключая саму возможность привлечения к ней.

С момента  основания  действующей  в  нашей стране налоговой системы основные ее черты определились,  и те изменения и  до­полнения,  которые периодически вносятся,  не меняют принципи­альных основ системы,  хотя изменения и дополнения, вносимые  в налоговую  систему, регулируют механизм налогообложения юриди­ческих лиц.  Так, например, по налогу на прибыль и налогу на до­бавленную стоимость насчитывается достаточное количество изменений, посредством которых  государство  осуществляет  механизм регулирования налогообложения юридических лиц,  то есть налоги выполняют свою фискальную  функцию,  а  государство  реализует свою налоговую политику.

Изменения по исчислению  налогооблагаемой  базы,  расширении круга плательщиков, предоставление или отмена льгот, повышение ставок или их понижение, одним словом элементы налога позволя­ют  государству  регулировать размеры поступления в бюджет до­полнительных средств.

На примере двух основных налогов,  которые,  как уже отмеча­лось, занимают наибольший удельный вес  в  налоговых  платежах предприятий оптовой торговли.

Несовершенство налогового законодательства, нормативно-правовой базы создает  предпосылки  к  увеличению  числа  экономических преступлений и правонарушений, оказывает  существенное влияние на состояние борьбы с налоговой преступностью и на полноту со­бираемости налогов. Трудности, вызванные сложным состоянием эко­номики и кризисом неплатежей, дополняются  большим  количеством недостатков при налогообложении. В результате, предприятия совершают большое количество ошибок при определе­нии налогооблагаемой базы, исчислении сумм налогов.

Ошибки, возникающие при налогообложении выявляются налоговыми органами при документальных проверках. На основании результатов проверок выясняется, что в основном предприятия налогооблагаемую базу, неправильно применяют систему льгот и скидок, а так же путаются в применении  ставок по налогу на добавленную стоимость, размер которых зависит от перечня товаров и услуг.[17]

Рассмотрим два конкретных налога: налог на прибыль и налог на добавленную стоимость, именно они у предприятий оптовой торгов­ли вызывают массу трудностей при их исчислении.

Так по налогу на прибыль в основном допускаются  ошибки  при отнесении затрат на себестоимость реализованной продукции, при применении перечня льгот и скидок, при определении внереализационных доходов и расходов.

Например, в себестоимость реализованной продукции в нарушении гл.25 НК РФ часто включают в затраты проценты по  просроченным кредитам или при оплате процентов банков принимают учетную ставку Центрального Банка Российской Федерации увеличенную на три пункта та, которая действует в момент оплаты, хотя в договоре не предусмотрено изменение процентной ставки.

При применении  льгот встречаются ошибки следующего характера: например предприятия сделало перечисление средств  детскому дому в сумме 0.5 мил. рублей  при налогооблагаемой прибыли 5 мил. рублей. Согласно гл. 25 НК РФ "Налог на прибыль"  данный вид расходов  предприятия  рассматривается как расходы на бла­готворительные цели, но льгота предоставляется  в  размерах  не более 5%  на  налогооблагаемой прибыли. То есть, в  данном  случае, сумма, перечисленная на благотворительные цели должна  быть не более 250 тыс. рублей. [18]

В основном, выше  перечисленные  ошибки, возникают  в  связи с ем, то разъяснение по применению тех или иных налоговых платежей поступают несвоевременно, допускает двойное  толкование. например, обратимся к гл. 25 НК РФ.

Данный документ очень сложный в прочтении. Так же ситуация и при переоценке  основных  средств, производимых в результате Постановлений Правительства РФ практически одна  за  другой. На крупных предприятиях, в которых не было доста­точной компьютерной  оснащенности  (то есть основная масса предприятий), это вызвало  массу трудностей в реализации данных постановлений. И в результате предприятия допускали занижение налогооблагаемой базы  по налогу на имущество и при реализации основных средств, по налогу на прибыль.

Что касается налога на добавленную стоимость, то здесь также возникает масса недостатков при налогообложении.

Рассмотрим основные ошибки, допускаемые при исчислении  этого достаточно сложного налога. Например, в нарушении гл. 21 НК РФ несвоевременно включаются в налоговый расчет сумм НДС с авансовых  платежей, поступивших  в счет предстоящих  поставок  товаров. В нарушение  НК РФ приобретении материальных ценностей  НДС предъявляется  к  зачету, в то время, как приходно-кассовых ордерах сумма НДС не  выделена. Это нарушение наиболее часто встречающееся.

Кроме того предприятия оптовой торговли нередко включают в возмещение суммы, которые не  выделены  в  первичных документах. Некоторые предприятия оптовой торговли представля­ют к возмещению суммы налога с товаров, которые освобождены  от уплаты НДС. То есть отметим, что основные ошибки по исчислению НДС связано с его возмещением из  бюджета.  Такая  взаимосвязь вполне обоснованна. Так как механизм  возмещения сумм НДС из бюджета неоднократно менялся. В результате предприятия не успевали уследить за меняющимся, так стремительно, механизмом исчисления.

Ситуация же с выделением НДС в  первичных  документах  почти парадоксальна. Изменения от 14.03.96г.об обязательном выделении НДС отдельной строкой прошли  задним  числом. Результат  непра­вильно оформленные  первичные  документы. А что бы переоформить их опять же возникает масса трудностей и проблем. А если к это­му еще  прибавить большой оборот этих документов, то ситуация практически не исправима. Многие предприятия  оптовой  торговли просто не смогли представить к возмещению эти суммы НДС.[19]

Кроме того, у предприятий торговли, которые производят не только оптовую реализацию товара, но и розничную возникают проблемы определения розничного и оптового товарооборота, а так же исчисление суммами НДС. Такого рода трудности  вызваны тем, что при оприходовании на склад партии товара бухгалтер за­частую не  знает, как эта партия будет в дальнейшем реализована оптом или в розницу. И так сделаем вывод, что предприятия оп­товой торговли  допускают достаточное количество ошибок и свя­зано это,  в первую очередь,  недостатком и  несовершенством законодательной базы.  Отсутствием  конкретных  разъяснений по предприятиям оптовой торговли.

Данную проблему следует детально рассмотреть законодательным и исполнительным органам, чтобы ее решить. Предприятия же оптовой торговли, в свою очередь, должны изучать все нормативные и законодательные акты, чтобы, в конечном результате,  не до­пускать ошибок при исчислении сумм налогов.

Список литературы


1.     Перов А. В. Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – издат, 2003 - 635с.

2.     Налоговый кодекс РФ (по состоянию на 15.10.2003г.)

3.     Кузнецов О. В. конспективный сборник налогов РФ. – М.: ИНФРА-М, 2001-120с.

4.     Закон «Об основах налоговой системы РФ» от 27.12.1991г. №2118-1.

5.     Камышанов П.И. «Основы налогообложения в России» -- М.: Элиста : АПП «Джангар» 2000 – 600с.

6.     В.П.Грузинов. Экономика предприятия и предпринимательство- М.:Финстатинформ,1994, 620с.

7.     А. И. Руденко. Экономика предприятия в условиях рынка. - М.: УРСС,1993г, 480с.

8.     Экономика предприятия / Под ред. А. И. Руденко - Мн.:ФБК-Пресс,1995г, 400с.

9.     З. И. Петрова. Системный анализ себестоимости - М.:Юнити, 1996г, 448с.

10.                                      Микроэкономика. / Под ред. Яковлевой,  М.: Инфра-М, 1997г., 583с.

11.                                      Экономика. /  Под ред. Булатова, М.:Высш.шк., 1997г., 618с.

12.              Лисовицкий Н.В. Микроэкономика,- М.: Финансы и статистика, 1997г., 640с.


[1] Экономика. /  Под ред. Булатова, М.:Высш.шк., 1997г., 224с.


[2] Микроэкономика. / Под ред. Яковлевой,  М.: Инфра-М, 1997г., 103с.


[3] Микроэкономика. / Под ред. Яковлевой,  М.: Инфра-М, 1997г., 104с.


[4] Экономика. /  Под ред. Булатова, М.:Высш.шк., 1997г., 227с.


[5] А. И. Руденко. Экономика предприятия в условиях рынка. - М.: УРСС,1993г, 98 - 101с.


[6] А. И. Руденко. Экономика предприятия в условиях рынка. - М.: УРСС,1993г, 101с.


[7] В.П.Грузинов. Экономика предприятия и предпринимательство- М.:Финстатинформ,1994, 322с.


[8] Камышанов П.И. «Основы налогообложения в России» -- М.: Элиста : АПП «Джангар» 2000 – 8с.


[9] Кузнецов О. В. конспективный сборник налогов РФ. – М.: ИНФРА-М, 200-10с.


[10] Перов А.В. Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – Издат., 2003 – 173-175с.


[11] Камышанов П.И. «Основы налогообложения в России» -- М.: Элиста : АПП «Джангар» 2000 – 11с.


[12] Кузнецов О. В. конспективный сборник налогов РФ. – М.: ИНФРА-М, 2001-3с.


[13] Перов А. В. Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – издат, 2003 - 203с.


[14] Камышанов П.И. «Основы налогообложения в России» -- М.: Элиста : АПП «Джангар» 2000 – 39с.


[15] Кузнецов О. В. конспективный сборник налогов РФ. – М.: ИНФРА-М, 2001-6с.


[16] Перов А. В. Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – издат, 2003 - 106с.

[17] Камышанов П.И. «Основы налогообложения в России» -- М.: Элиста : АПП «Джангар» 2000 – 67с.


[18] Перов А. В. Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – издат, 2003 - 219с.


[19] Перов А. В. Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – издат, 2003 - 243с.