Уважаемый председатель, уважаемые члены государственной аттестационной комиссии!
Вашему вниманию представляется доклад на тему: Бюджетный процесс в России: история и современность
В последние годы активно идет дискуссия о реформировании и совершенствовании бюджетного процесса.
В связи с этим важным моментом является рассмотрение теоретических и методологических основ бюджетного процесса в России.
Объект исследования – бюджетный процесс РФ.
Предмет исследования – становление, формирование и совершенствование бюджетного процесса в России.
Цель работы: провести анализ развития бюджетного процесса РФ в истории и в современности.
Данная цель раскрывалась с помощью раскрытия следующих основных задач:
– дать общую характеристику бюджетного законодательства и альтернативные подходы к его построению;
– описать полномочия участников бюджетного процесса федерального уровня;
– раскрыть порядок составления проекта федерального бюджета и внесения его в Государственную Думу;
– описать процесс рассмотрения и утверждения законодательства о бюджете на очередной финансовый год в Государственной Думе;
– описать исполнение федерального бюджета;
– раскрыть порядок составления, рассмотрения и утверждения территориальных и местных бюджетов;
– выделить основные направления реформирования бюджетного процесса;
– описать эффективность реформирования бюджетного процесса.
Обозначенные задачи были раскрыты в дипломной работе.
В работе были сделаны следующие выводы.
Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджеты, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Этапы бюджетного процесса – это формирование, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета.
Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности: составление проектов бюджетов, рассмотрение и утверждение бюджетов, исполнение бюджетов, составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.
Стадии бюджетного процесса представлены на плакате 1.
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование – перераспределение финансовых ресурсов меду бюджетами разного уровня.
До принятия Бюджетного кодекса РФ основным правовым актом, регламентирующим бюджетный процесс России, являлся Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР» от 10.10.91 № 1734-1. В настоящее время нормы, касающиеся осуществления бюджетного процесса, помимо БК РФ содержатся в ряде других законов РФ, законов (решений представительных органов) субъектов Федерации, нормативно-правовых актов, издаваемых исполнительной властью (например, в Правилах о порядке составления и исполнения бюджетов, разрабатываемых Министерствами финансов РФ и субъектов РФ).
В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, БК РФ включает: финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования (Банк России), органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы региональных и местных представительных органов).
Участниками бюджетного процесса являются: Президент Российской Федерации, органы законодательной (представительной) власти, органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы), органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного и муниципального финансового контроля, государственные внебюджетные фонды, главные распорядители и распорядители бюджетных средств, иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия, бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.
Основные задачи бюджетного процесса: выявление материальных и финансовых резервов государства, максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов, максимально точный расчет расходов бюджетов, обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов, согласование бюджетов с реализуемой экономической программой, осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.
В дипломной работе проведен анализ бюджета за 2003 год и проект федерального бюджета на 2004 г. Основные положения престалены на плакатах 2-6.
На плакате 2 представлена экономическая структура расходов проекта федерального бюджета на 2004 года по сравнению с 2003 годом. В нем зафиксированы суммы по экономическим статьям утвержденным в бюджете 2003 и 2004 гг., а также доли в расходах, рассчитан темп роста в 2004 г.
На плакате 3 представлено относительное снижение уровня налоговых доходов федерального бюджета в 2004 году. Данные представлены в абсолютных показателях и произведен расчет в %% от ВВП.
На плакате 4 представлена структура доходов в федеральном бюджете на 2004 год. Большую часть составляют налоговые доходы – 91,5%, неналоговые доходы – 7,99%, доходы целевых бюджетных фондов – 0,51.
На плакате 5 представлена структура налоговых доходов в федеральном бюджете на 2004 год в процентном отношении.
На плакате 5 представлена структура расходов в федеральном бюджете на 2004 год.
В России созрела необходимость создать новую систему формирования бюджетного процесса, которая бы повышала эффективность управления государственными финансами в соответствии с приоритетами госполитики.
Сложившийся ранее традиционный бюджетный процесс не стимулировал увеличение эффективности управления государственными финансами. Новый бюджетный процесс, который должен вступить в силу с 2005 года, повысит самостоятельность и ответственность бюджетополучателей.
При этом, бюджетные ассигнования будут "привязаны к функциям (ведомств) и обоснованы конечными результатами (работы ведомств), повысится самостоятельность и ответственность бюджетополучателей". Одним словом, будет разработана программа целевого планирования с переходом на среднесрочное планирование бюджетного процесса.
Реформирование бюджетного процесса назрело в связи с проведением административной реформы.
Сущностью реформы является смещение акцентов бюджетного процесса от управления бюджетными ресурсами к управлению результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.
Основные направления реформирования бюджетного процесса Минфин видит в реформировании бюджетной классификации и бюджетного учета; выделении бюджета "действующих" и "принимаемых" обязательств; совершенствовании среднесрочного финансового планирования; развитии и расширении сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования; упорядочении процедур составления и рассмотрения бюджета.
Для реализации основных направлений концепции реформирования бюджетного процесса Минфин считает необходимым принятие законопроекта "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса".
Предполагается, что этот законопроект вступит в силу с 1 января 2006 года, создав правовую основу новой системы организации бюджетного процесса в РФ начиная с формирования бюджетов на 2007 год.
Главная идея бюджетной перестройки: бюджет должен формироваться не по нынешнему сметному принципу (от достигнутого), а ориентирован на конкретные результаты, которые ведомства хотят получить за счет налогоплательщиков.
Бюджет будет разрабатываться на 3 года, но это не означает отказ от формирования ежегодного бюджета. Однако, показатели среднесрочного бюджетного плана на три года будут более четче привязаны к бюджету. При этом каждый год среднесрочный бюджетный план будет обновляться. При этом за базу будут браться показатели, запланированные в бюджетном плане ранее, и к этим показателям будет добавляться еще один прогнозный год. Бюджет план будет более расширенным по сравнению с тем видом, в котором он существует сейчас.
При подготовке проекта федерального бюджета на 2005 г уже будет использовано много элементов нового бюджетного планирования.
В настоящее время реформа бюджетного процесса в России уже идет полным ходом. А ее первые результаты будут известны уже в июле 2004 г.
Доклад окончен, спасибо за внимание