Содержание
1. Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства. 2
2. Отчисления в государственные внебюджетные фонды.. 7
3. Ведение бухгалтерского учета и отчетности субъектов малого предпринимательства. 11
4. Задача. 17
Список литературы.. 18
1. Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства
При любом учреждении бизнеса (фирмы, предприятия) требуется вложение капитала, который не всегда имеется в распоряжении учредителя. Финансирование представляет собой процесс получения капитала, целевым предназначением которого является инвестирование в бизнес. Для обеспечения платежеспособности капитал для ведения бизнеса может поступать из внешних источников (внешнее финансирование) или из внутренних в результате предпринимательской деятельности (внутреннее финансирование).
Внешнее финансирование. В этом случае различаются самофинансирование и финансирование из заемных средств. В случае финансирования из заемных средств речь идет о привлечении средств путем получения банковских кредитов или кредитов, предоставляемых поставщиками. Что же касается последних, то здесь не имеется в виду кредит в его классическом понимании. Он возникает вследствие уточнения сроков платежа партнером по сделке. Сроки платежей многократно могут меняться без заключения при этом каких-либо соглашений. Такое поведение, конечно, отрицательно сказывается на реноме и рейтинге надежности соответствующего предпринимателя (фирмы, предприятия).
В большинстве случаев кредиты для поддержания платежеспособности носят краткосрочный характер. Если же они служат для инвестиций в основные средства, то вложения являются долгосрочными. Краткосрочные и среднесрочные кредиты[1]:
- контокоррентный, или по текущему счету – оборотного капитала, сезонный и промежуточный (заем);
- ссуда под залог движимого имущества и прав собственности (под залог);
- учетный (под учтенные векселя, при котором банк начисляет проценты на сумму векселя, подлежащую выплате до истечения его срока);
- авальный (на покрытие гарантируемого обязательства клиента, при котором банк предоставляет свою репутацию в рамках поручительства или гарантии).
Инвестиционные кредиты:
- на приобретение основных средств;
- на приобретение оборудования;
- на покупку или строительство недвижимости.
Специальные кредиты (ссуды в рамках федеральных и региональных программ предоставления кредитов начинающим предпринимателям).
По мнению большинства российских предпринимателей, дефицит финансовых ресурсов является одной из самых острых проблем для малого бизнеса. Для начинающих предпринимателей эта проблема преломляется прежде всего в поиск стартового капитала. Говоря о составе источников финансирования для малого бизнеса, надо иметь в виду, что в России он ориентирован прежде всего на внутренние источники (собственные средства; реинвестирование доходов малого предприятия; дополнительные вложения средств владельцев).
Наиболее естественный для рыночной экономики источник средств – банковский кредит – широкого применения в России еще не получил. Как показывает опыт, гораздо чаще в этой сфере используется так называемый частный кредит – средства частных лиц, фирм, организаций, предоставляемые как полуофициальными, так и нелегальными путями.
Малые предприятия ограниченно прибегают к банковским кредитам из-за высоких процентов, ограниченности сроков кредитования и предвзятого отношения банков к малому бизнесу.
Платежеспособность малого предприятия в огромной степени зависит от платежеспособности обслуживающего его банка. Банковский кризис усугубил финансовое положение малых предприятий. Обострилась проблема неплатежей, приведшая к росту дефицита оборотных средств. Недоверие к банкам вызвало увеличение наличного оборота. Еще одной проблемой стали задержки налоговых платежей, связанные с несвоевременным перечислением банками платежей в бюджет по поручению клиентов. Как следствие, возникают претензии со стороны налоговых органов, которые считают непоступление средств в бюджет виной конкретного предприятия независимо от того, способен ли банк осуществить платеж. Поэтому надежность банка должна быть более важным критерием его выбора, нежели возможность получения кредита.
Одной из причин отказа банков в предоставлении кредитов малому бизнесу является недостаточная обеспеченность этих кредитов. При рассмотрении заявки банки заранее «закладываются» на невозврат кредитов и стремятся гарантировать отдачу средств от реализации залога.
Наиболее распространенными видами залогов при получении банковского кредита для малого бизнеса являются[2]:
- залог имущества (более половины всех видов обеспечения);
- гарантии поручительства и депозиты третьих лиц (более четверти случаев);
- залог ценных бумаг (государственных и корпоративных).
Для преодоления упомянутых трудностей широко разработаны специальные программы кредитования малого бизнеса.
Подобные программы применяются особенно часто в отношении таких фирм, для которых пороговые барьеры слишком высоки уже в силу характера их деятельности. К ним обычно относятся стартовый бизнес, инновационное малое предпринимательство и микрофирмы. Специальные программы кредитования малого бизнеса, в том числе и действующие в настоящее время в России, имеют следующие особенности:
- во-первых, их источником являются, как правило, внешние по отношению к малому бизнесу финансовые ресурсы (бюджетные средства, средства, получаемые по линии международных финансовых организаций, реже капитал коммерческих банков);
- во-вторых, обязательным условием участия в указанных программах является возвратность и платность предоставляемых кредитных ресурсов (в отличие от программ некоммерческого характера);
- в-третьих, эти программы носят целевой характер – например, расширение оборотного капитала микрофирм или пополнение основного капитала;
- в-четвертых, крупные программы, как правило, имеют стандартный организационный механизм.
В России действует несколько таких программ, осуществляемых в основном зарубежными кредитными институтами. Наиболее крупными являются две программы Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) – микрокредитования и кредитования малых предприятий.
Первая нацелена на снижение лимитов финансирования, устанавливаемых коммерческими банками для заемщиков. Микрофирмы обычно не в состоянии предоставить залог требуемой величины либо запрашивают слишком «маленький» кредит – ниже той суммы, начиная с которой использование традиционных кредитных технологий делает предоставление кредита рентабельным для банка.
Вторая в основном успешно преодолевает эти лимиты, так как нижнего предела по размерам кредита практически нет, а верхний составляет 25-35 тыс.долл., залогом служит любое ликвидное имущество на сумму, эквивалентную размеру кредита плюс процент по сделке. В рамках данной программы кредиты выдаются главным образом торговым предприятиям с численностью занятых до 20 человек.
Помимо указанных в России действует еще несколько специальных программ кредитования малых предприятий, осуществляемых в рамках международного содействия реформам:
- Финансовая поддержка малого бизнеса федеральными и региональными органами;
- Особый канал доступа к финансовым ресурсам предоставляют государственные и иные структуры, в частности один из основных – участие в госзаказе.
Федеральные и региональные власти при формировании и размещении заказов на поставку продукции для государственных нужд должны предусматривать квотирование не менее 15% объема госзаказа для размещения среди субъектов малого предпринимательства.
Порядок и правила проведения конкурсов на размещение государственных заказов обычно предусматривают:
- разработку условий конкурса, оформление их в виде конкурсной документации;
- публикацию в печатных средствах массовой информации извещения о проведении конкурса;
- подготовку поставщиками предложений на поставку продукции в соответствии с требованиями и условиями, установленными в конкурсной документации;
- оценку конкурсных заявок и присуждение государственного (муниципального) контракта тому поставщику, который предложил наилучшие условия;
- заключение государственного контракта.
Каждый этап проведения конкурсов строго регламентирован вплоть до содержания отдельных документов и порядка их разработки. Конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В закрытых конкурсах могут участвовать только те поставщики, которых пригласил государственный заказчик. Среди основных проблем участия в государственном заказе можно выделить следующие:
- низкая доступность информации о размещении заказа или условиях его размещения (конкурсной документации);
- высокие требования к квалификации поставщика;
- отсутствие ценовых преференций для поставщиков – субъектов малого предпринимательства или неясные механизмы реализации этих преференций;
- большой объем заказа или его частей, превышающий возможности малого предпринимательства по его поставке (выполнению);
- сложность (комплексность) объекта закупки, не позволяющая субъектам малого бизнеса выполнить заказ в полном объеме.
2. Отчисления в государственные внебюджетные фонды
Государственный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, медицинскую помощь и имеют строгое целевой назначение. Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.
Ранее (до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь самостоятельным элементом российской финансовой системы (общегосударственные финансы). С принятием БК РФ федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, фонды субъектов Федерации - во второй. В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.
Бюджетный Кодекс РФ включает в число государственных внебюджетных фондов РФ[3]:
- Пенсионный фонд Российской Федерации;
- Фонд социального страхования Российской Федерации;
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
Источником дохода государственных внебюджетных фондов является единый социальный налог. Единый социальный налог – федеральный налог, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды для финансирования расходов на обязательное социальное страхование. Из статьи 234 НК следует, что после вступления в действие части 2 НК ЕСН заменяет собой отчисления в государственные внебюджетные фонды. С 01.01.01 отчисления в Государственный фонд занятости населения прекращены. До 2001 года внебюджетные фонды финансировались за счет платежей налогового характера, индивидуальных для каждого фонда, и самостоятельно осуществляли контроль уплаты налогов и меры взыскания недоимки. Несмотря на чрезвычайные санкции (пени до1% в день), фонды не могли выполнять функции налоговых органов, недоимка по платежам в фонды росла быстрее, чем по другим налогам. Поэтому функции налогового органа по платежам в фонды были переданы Министерству по налогам и сборам РФ. Федеральным законом от 05.08.2000 №118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ" с 01.01.01 контроль правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты ЕСН осуществляют налоговые органы[4].
Для удобства налогоплательщиков платежи были заменены одним налогом с одинаковыми элементами.
Налогоплательщиками являются работодатели, производящие выплаты наемным работникам, индивидуальные предприниматели, главы крестьянских хозяйств и др.
Объект налогообложения – выплаты денежного и натурального характера работникам (по трудовому договору или гражданско-правовому договору выполнения работ, оказания услуг), доходы от предпринимательской деятельности (за вычетом расходов на его получение).
Налоговая база – сумма указанных выплат и доходов, за исключением налоговых льгот и сумм, не подлежащих налогообложению. Налоговый период – календарный год. Отчетный период – календарный месяц.
Для стимулирования уплаты налога гражданами с высокими доходами введена регрессивная ставка единого социального налога в зависимости от налоговой базы за год на каждого отдельного работника: от 35,6% (при базе до 100000 рублей) до 2% + 105600 рублей (при базе более 600000 рублей). Пониженные ставки введены для сельских производителей, общин крайнего севера, индивидуальных предпринимателей, адвокатов. Для каждого фонда установлена своя ставка в пределах ставки налога. Налог уплачивается авансовыми платежами ежемесячно, до 15 числа месяца, отдельно в отношении каждого фонда.
Введение ЕСН не меняет порядка формирования бюджетов социальных фондов (Фонды), поскольку не касается процесса планирования и распределения средств. Хотя законы о бюджетах Фондов будут ежегодно приниматься, как и прежде, - они уже не будут иметь отношения к налогообложению. Все письма, изданные органами управления государственными социальными внебюджетными фондами по вопросам контроля порядка уплаты страховых взносов в эти фонды, с 01.01.01 утрачивают силу с введением в действие части 2 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 02.11.2000 №04-04-07).
Однако, согласно ст. 11 Закона от 05.08.2000 №118-ФЗ взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав ЕСН. Эти взносы надо уплачивать в соответствии с федеральными законами о данном виде социального страхования.
ЕСН уплачивается организациями и индивидуальными предпринимателями за счет тех же источников, из каких производятся выплаты и вознаграждения работникам[5]. Начисленные суммы ЕСН относятся на затраты в соответствии с такими нормативными документами, как:
1) Налоговый Кодекс РФ. Часть II
2) Постановление Правительства РФ от 16.05.94 №490 "Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями";
3) Постановление Правительства РФ от 16.05.1994 №491 "Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками", утвержденное в редакции от 07.07;
4) Приказ Министерства финансов РФ и Министерства РФ по налогам и сборам от 21.03.01 №24н/БГ-3-08/419 "Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей".
5) Письмо МНС РФ от 08.02.2001 №02-05-11/60-5709 и Письмо Управления МНС РФ по Санкт-Петербургу от 22.02.01 №02-05/3579.
Однако, в соответствии с п. 4 ст. 236 НК, не признаются объектами налогообложения ЕСН выплаты, начисляемые работодателем своим работникам за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль.
Вместе с тем, как указано в п. 82 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2000 №166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК", вознаграждения, выплачиваемые индивидуальным предпринимателям по договорам гражданско-правового характера (на выполнение работ или оказание услуг) - не являются объектом обложения ЕСН для налогоплательщиков работодателей. Но эти вознаграждения включаются в налоговую базу (доход самого индивидуального предпринимателя) и подлежат обложению ЕСН в том же порядке, который определен для индивидуальных предпринимателей, не являющихся работодателями (Письмо Минфина РФ от 17.01.01 №04-04-06/20).
3. Ведение бухгалтерского учета и отчетности субъектов малого предпринимательства
С 1 января 2003 года применение упрощенной системы налогообложения регулируется главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ. В соответствии с ним, переход на упрощенную систему налогообложения или возврат к общей системе (общему режиму) налогообложения осуществляется юридическими лицами (организациями) и физическими лицами (индивидуальными предпринимателями) добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ[6].
Применять упрощенную систему налогообложения могут лица, соответствующие понятиям «организация» и «индивидуальный предприниматель». Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
Бухгалтерский учет при применении упрощенной системы налогообложения. С 2003 года организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, могут не вести бухгалтерский учет. Правда, полностью освободиться от этой обязанности не удастся. Дело в том, что учет основных средств и нематериальных активов должен по-прежнему осуществляться в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете.
По мнению представителей Минфина России, высказанном в письме от 29 января 2003 г. № 04-02-05/3/1, нет необходимости в ведении учета основных средств на синтетических счетах с применением Плана счетов и метода двойной записи. Достаточно оформление первичных документов и регистров бухгалтерского учета для систематизации и накопления информации, содержащейся в первичных документах, по стоимости основных средств и нематериальных активов.
Для учета основных средств и нематериальных активов организацией должны применяться первичные документы, имеющие установленную унифицированную форму. Кстати, Постановлением Госкомстата от 21 января 2003 г. № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» Утверждены новые формы по учету основных средств.
Но для того, чтобы правильно вести учет данных объектов организация должна определить для себя, какой способ начисления амортизации ей использовать - линейный; способ уменьшаемого остатка или какой-либо другой.
Также предприятие даже не для целей налогового учета, а для целей контроля за хозяйственной деятельностью и выведения результатов по осуществляемой финансово-хозяйственной деятельности должно определить, каким методом производить списание материалов - ФИФО, ЛИФО, средней стоимости либо по стоимости единицы запасов.
Немаловажно определиться и с другими моментами учета хозяйственных операций, имеющими многовариантные способы отражения.
Все это подталкивает к необходимости выпуска внутреннего документа, например приказа, в котором будут оговорены все вопросы, связанные с установлением единого и последовательного ведения учета хозяйственной деятельности.
Субъекты упрощенной системы налогообложения не являются плательщиками налога на прибыль и поэтому представлять декларацию по налогу на прибыль не должны.
Арбитражная практика также указывает то, что представление налоговой декларации обязательно лишь при наличии у организации объекта налогообложения.
Итак, предприятию, применяющему упрощенную систему налогообложения, не надо вести бухгалтерский учет как таковой. С одной стороны, это снимает с него массу проблем и позволяет сэкономить определенные средства, но, к сожалению, порождает другие проблемы.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут воспользоваться следующими возможностями, которые предоставляет законодательство[7]:
- вести бухгалтерский учет по общеустановленным правилам и пользоваться Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства;
- вести учет по общеустановленной форме бухгалтерского учета;
- вести учет в книге учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, Плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.
Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности[8].
Упрощенная форма первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов устанавливается Министерством финансов Российской Федерации и является единой на всей территории Российской Федерации.
Отметим, что в любом случае для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и представления необходимой статистической отчетности.
С 1 января 2003 года организациям и индивидуальным предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения, рекомендовано руководствоваться формой Книги учета доходов и расходов и Порядком ее заполнения, утвержденными приказом МНС России от 28 октября 2002 г. № БГ-3-22/606.
Формы бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.
Малое предприятие, осуществляющее производство продукции (работ, услуг), может применять для учета финансово-хозяйственных операций регистры бухгалтерского учета, представляющие собой ведомости, каждая из которых применяется, как правило, для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.
Правила заполнения данных ведомостей заключаются в следующем.
Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях: в одной - по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе «Корреспондирующий счет»), в другой - по кредиту корреспондирующего счета с аналогичной записью номера дебетуемого счета. В обеих ведомостях в графах «Содержание операции» на основании форм первичной учетной документации делается запись, отражающая суть совершенной операции, либо даются пояснения, приводятся шифры и т.п.
Как и в общепринятой форме бухгалтерского учета, остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (например, кассовые отчеты, выписки банков и др.).
Затем производится обобщение месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия, отраженных в ведомостях.
При заполнении ведомостей необходимо помнить о единых правилах, применяемых в отношении всех ведомостей. Обычно в них указывается месяц, в котором они заполняются, а в необходимых случаях - наименование синтетических счетов. В конце месяца после подсчета итога оборотов ведомости подписываются лицами, производившими записи.
4. Задача
Определить сумму налога, подлежащую внесению в бюджет за первое полугодие, в ООО «Калинка».
Годовая стоимость патента 3340 руб., уплачена сумма налога 130 руб. валовая выручка за полугодие составила 20 тыс. руб. сумму налога, подлежащую внесению в бюджет, определите по формуле: ЕНдопл = ЕНисч – ЕНупл – СПупл , где ЕНдопл – сумма единого налога, подлежащая внесению в бюджет; ЕНисч – сумма налога, исчисленная за отчетный период нарастающим итогом с начала года; ЕНупл – Сумма налога внесенная в бюджет; СПупл – сумма патента, оплаченная за отчетный период.
Решение:
1. Сумма налога, исчисленная за пол года (6 месяцев) – СН[9]6
рублей
Сумма налога, внесенная в бюджет 130 рублей.
2. Сумма патента, оплаченная за пол года (СП6)
рублей
3. Сумма налога подлежащая внесению в бюджет за первое полугодие
рублей
Ответ: 4200 рублей.
Список литературы
1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. – Справочная система гарант, 2003.
2. Налоговый кодекс РФ, часть I, II – Справочная система Гарант, 2003.
3. Федеральный закон об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. – Справочная система Гарант, 2004.
4. Бурлак Г.Н., Кузнецова О.И. Техника финансовых операций: Учебное пособие для вузов. - М.: Финстатинформ, 1998.
5. Жуков Е.Ф. Государственные и муниципальные финансы. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.
6. Жуков Е.Ф. Финансы и кредит. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.
7. И.И.Каракос, В.И.Самборский Теория финансов производственных организаций – М.: Высшая школа , 1999.
8. Колесникова В.И., Кроливец Л.П. Финансы предприятий. – М.: Финансы и статистика, 1995.
9. Папело В.Н. Государственные и муниципальные финансы: УМК. – Новосибирск: СибАГС, 2002.
10. Финансы. Деньги. Кредит. Банки. /Под ред. О. И. Лаврушина, - М.: Финансы и статистика, 2003.
11. Экономика малого предпринимательства: Программа, методические указания и задания / Сост. Профессор З.А.Капелюк. – Новосибирск: СибУПК, 1998.
[1] Жуков Е.Ф. Государственные и муниципальные финансы. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. – с. 174.
[2] Финансы. Деньги. Кредит. Банки. /Под ред. О. И. Лаврушина, - М.: Финансы и статистика, 2003. – с. 97.
[3] Бюджетный Кодекс Российской Федерации. – Справочная система гарант, 2003.
[4] Папело В.Н. Государственные и муниципальные финансы: УМК. – Новосибирск: СибАГС, 2002. – с. 172.
[5] Налоговый кодекс РФ, часть II – Справочная система Гарант, 2003. – ст. 235.
[6] Налоговый кодекс РФ, часть II – Справочная система Гарант, 2003. – п.1 ст. 346.11
[7] Жуков Е.Ф. Финансы и кредит. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. – с. 115.
[8] Федеральный закон об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. – Справочная система Гарант, 2004. – ст. 1.
[9] Экономика малого предпринимательства: Программа, методические указания и задания / Сост. Профессор З.А.Капелюк. – Новосибирск: СибУПК, 1998. – с. 23.