Содержание


Урок 1 Интернет как глобальная сеть. Основные понятия. 3

Урок 2 Среда браузера Internet Explorer. Поиск информации в сети Интернет. 9

Урок 3 Современные компьютерные технологии. 13

Урок 1


Тема: Интернет как глобальная сеть. Основные понятия

Тип урока: лекция

Цели и задачи урока:

1.                                  Создать представление о сети Интернет как об едином информационном пространстве, знакомство учащихся с основными понятиями сетей и всемирной сети Интернет.

2.                                  Подготовить учащихся к последующей профессиональной деятельности.

3.                                  Развить алгоритмическое мышление, память, внимание.

Подготовительный этап:

При  проведении урока-лекции необходимо подготовить презентацию, иллюстрирующую необходимые понятия веб-сайт (этапы развития сети Интернет).

План урока:

1.     Организационный момент

2.     Изложение нового материала

3.     Подведение итогов урока

4.     Домашнее задание

Ход урока:

1.     Организационный момент

Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми понятиями – компьютерная сеть, узнаем как, зачем и где появился Интернет (история Интернет), узнаем о его возможностях и сервисе, который он представляет. Для Вас сегодня приоткроются двери в новый виртуальный мир, мир, в котором нет границ – если знать как по нему перемещаться. Мир, где есть все (в виртуальном смысле), нужно только правильно искать. Всему этому мы и должны научиться.

2.     Изложение нового материала

В начале изложения нового материала учащимся предлагается веб-сайт «Этапы развития сети Интернет».

Рассказ-лекция сопровождается презентацией по основным понятиям Интернет.

При использовании компьютеров часто возникает проблема передачи данных с одного компьютера на другой.

Передать данные можно при помощи внешних носителей - дискет, компакт-дисков, переносимых жестких дисков и других носителей. Однако этот способ хорош, если мы обмениваемся данными между двумя компьютерами, да и еще расположенными недалеко друг от друга, например, в одной комнате, и обмениваться информацией надо редко. А если компьютеров много, и расположены они в разных комнатах двадцатиэтажного здания или в разных концах города, а обмен данными между компьютерами должен быть частым? Тогда компьютеры надо соединить между собой, например, кабелем.

Если соединить два компьютера, то получится простейшая компьютерная сеть.

Около 20 лет назад Министерство Обороны США создало сеть, которая явилась предтечей Интернет, – она называлась ARPAnet. ARPAnet была экспериментальной сетью, – она создавалась для поддержки научных исследований в военно-промышленной сфере, – в частности, для исследования методов построения сетей, устойчивых к частичным повреждениям, получаемым, например, при бомбардировке авиацией и способных в таких условиях продолжать нормальное функционирование. Это требование дает ключ к пониманию принципов построения и структуры Интернет. В модели ARPAnet всегда была связь между компьютером-источником и компьютером-приемником (станцией назначения). Сеть предполагалась ненадежной: любая часть сети может исчезнуть в любой момент.

На связывающиеся компьютеры – не только на саму сеть – также возложена ответственность обеспечивать налаживание и поддержание связи. Основной принцип состоял в том, что любой компьютер мог связаться как равный с равным с любым другим компьютером.

Интернет - мировая компьютерная сеть. Она составлена из разнообразных компьютерных сетей, объединенных стандартными соглашениями о способах обмена информацией и единой системой адресации. Интернет использует протоколы семейства TCP/IP. Они хороши тем, что обеспечивают относительно дешевую возможность надежно и быстро передавать информацию даже по не слишком надежным линиям связи, а также строить программное обеспечение, пригодное для работы на любой аппаратуре. Система адресации (URL-адреса) обеспечивает уникальными координатами каждый компьютер (точнее, практически каждый ресурс компьютера) и каждого пользователя Интернета, создавая возможность взять именно то, что нужно, и передать именно туда, куда нужно.

Передача данных в сети была организована на основе протокола Интернет – IP. Протокол IP – это правила и описание работы сети. Этот свод включает правила налаживания и поддержания связи в сети, правила обращения с IP-пакетами и их обработки, описания сетевых пакетов семейства IP (их структура и т.п.). Сеть задумывалась и проектировалась так, чтобы от пользователей не требовалось никакой информации о конкретной структуре сети. Для того, чтобы послать сообщение по сети, компьютер должен поместить данные в некий «конверт», называемый, например, IP, указать на этом «конверте» конкретный адрес в сети и передать получившиеся в результате этих процедур пакеты в сеть.

Эти решения могут показаться странными, как и предположение о «ненадежной» сети, но уже имеющийся опыт показал, что большинство этих решений вполне разумно и верно.

Процесс совершенствования сети идет непрерывно. Однако, большинство этих перестроек происходит незаметно для пользователей. Включив компьютер, вы не увидите объявления о том, что ближайшие полгода Интернет не будет доступна из-за модернизации. Возможно, даже более важно то, что перегрузка сети и ее усовершенствование создали зрелую и практичную технологию. Проблемы были решены, а идеи развития проверены в деле.

В настоящее время интерес к сетям в мире очень велик, началось резкое разрастание сетей и в России. В современном мире существует множество компьютерных сетей. Сначала появились локальные сети – это системы компьютеров, которые находятся недалеко друг от друга и соединены между собой специальным кабелем. Соединяя компьютеры, находящиеся на большом расстоянии друг от друга в пределах корпорации, при помощи уже существующих каналов связи, например, телефонной линии, получают корпоративные сети. Региональные сети объединяют компьютеры в пределах района, региона.

В каждой локальной, корпоративной или региональной сети существует собственная адресация (способ присвоения имен компьютерам) и свои протоколы (правила передачи сообщений). Для того, чтобы существующие сети представляли собой систему, необходимо соединить их между собой. Одной из характеристик компьютерной сети является сетевой протокол – это программа, содержащая набор правил, устанавливающих тип используемых данных, стандарты данных, способы исправления ошибок. Существует множество сетевых протоколов – SLIP, PPP, TCP/IP, ISO, OSI. Все правила кодирования и пересылки файлов записываются в сетевом протоколе. Для этого создан протокол IP, позволяющий делить файлы на проекты и передавать пакеты от узла к узлу. Для объединения сетей, работающих по протоколу IP и сетей, работающих по другим протоколам, необходимо было создать специальный межсетевой протокол. Этот протокол был создан в 1974 году и назван ТСP. После объединения в 1982 году двух протоколов ТСР и IP в один, протокол ТСР/IP стал стандартным протоколом объединенной сети – Интернет.

Интернет – это объединение глобальных сетей, поддерживающих протокол ТСР/IP.

Компромиссным решением является использование протоколов SLIP (Serial Line Internet Protocol) или PPP (Point to Point Protocol). Далее термин SLIP/PPP будет употребляться для обозначения SLIP и/или PPP – во многих аспектах они схожи.

SLIP/PPP обеспечивает передачу пакетов TCP/IP по последовательным каналам, в частности, телефонным линиям, между двумя компьютерами. На обоих компьютерах работают программы, использующие протоколы TCP/IP. Таким образом, индивидуальные пользователи получают возможность устанавливать прямое соединение с Internet со своего компьютера, имея всего лишь модем и телефонную линию. Подключаясь посредством SLIP/PPP, Вы можете запускать программы-клиенты WWW, электронной почты и т.п. непосредственно на своем компьютере.

SLIP/PPP действительно способ прямого соединения с Интернет, поскольку:

·       компьютер подсоединен к Интернет.

·       компьютер использует сетевое программное обеспечение для общения с другими компьютерами по протоколу TCP/IP.

·       компьютер имеет уникальный IP-адрес.

В чем же различие между SLIP/PPP-соединением и режимом удаленного терминала? Для установления как SLIP/PPP-соединения, так и режима удаленного терминала необходимо дозвониться к другому компьютеру, непосредственно соединенному с Интернет (провайдеру) и зарегистрироваться на нем. Ключевое отличие состоит в том, что при SLIP/PPP-соединении компьютер получает уникальный IP-адрес и напрямую общается с другими компьютерами по протоколу TCP/IP. В режиме же удаленного терминала компьютер является всего лишь устройством отображения результатов работы программы, запущенной на компьютере провайдера.

В зависимости от способа организации, сети могут быть одноранговыми и с выделенным сервером. В одноранговой сети все компьютеры равноправны. С каждого компьютера есть доступ на каждый компьютер сети.

Сеть с выделенным сервером имеет центральный компьютер – сервер, с которого происходит управление работой сети. Остальные компьютеры называются рабочими станциями.

Сервер – это компьютер, который предоставляет услуги другим компьютерам сети.

Локальные компьютерные сети можно объединить друг с другом, даже если между ними большие расстояния. При соединении двух или более сетей между собой возникает межсетевое соединение и образуется глобальная сеть.

Для обеспечения стыка компьютера с сетью предназначены устройства сопряжения, например, модем.

Модем служит для преобразования цифровых сигналов компьютера в аналоговые сигналы телефонной сети и обратно.

Для подключения к Интернет требуется куча денег: нужен компьютер, модем, нужно оплатить услуги провайдера.

Интернет предоставляет людям огромные информационные ресурсы по различным областям знания, жизни человека и общества. Тексты, базы данных, графические изображения, музыкальные и видеофрагменты, которые хранятся на серверах Интернет, могут удовлетворить интерес и потребности большинства пользователей сети, и ведь объем информации в Интернет растет с каждым часом.

3. Вопросы на закрепление:

1) О каких видах сетей вы сегодня узнали? Охарактеризуйте их.

2) Что такое сетевой протокол, для чего он предназначен?

3) Что такое глобальная сеть?

4) Что нужно для подключения к Интернет?

5) Что такое Интернет?

 4. Домашнее задание

Учебник 10-11 класс. Информатика. Гейн. гл. 13, вопросы.


Урок 2


Тема: Среда браузера Internet Explorer. Поиск информации в сети Интернет

Цели и задачи урока:

1.                           Познакомить учащихся с приемами работы с программой Microsoft Explorer.

2.                           Познакомить с особенностями, методами и приемами поиска информации в сети Интернет.

3.                           Научить сохранять информацию различными способами.

План урока:

1.     Организационный момент.

2.     Изложение нового материала.

3.     Практическая работа в Интернет.

4.     Итог урока, домашнее задание.

Ход урока:

1.     Организационный момент

Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с приемами поиска информации в сети Интернет, с приемами работы с программой Microsoft Explorer, а также научимся сохранять информацию различными способами

2.     Изложение нового материала

Сеть Интернет представляет собой систему компьютеров, на которых установлены специальные программы – Web-серверы. Совокупность всех различных на Web-серверах Web-страниц и составляет информационную систему World Wide Web (WWW).

Сервис WWW – всемирная паутина, обеспечивает представление и взаимосвязи огромного количества гипертекстовых документов, включающих текст, графику, звук и видео, расположенных на различных серверах по всему миру и связанных между собой посредством ссылок в документах. Появление этого сервиса значительно упростило доступ к информации и стало одной из основных причин взрывообразного роста Internet с 1990 года. Сервис WWW функционирует с использованием протокола HTTP.

Для использования этого сервиса применяются программы-броузеры, наиболее популярными из которых в настоящий момент являются Netscape Navigator и Internet Explorer.

«Web browsers» – не что иное, как средства просмотра; они выполнены по аналогии с бесплатной коммуникационной программой под названием Mosaic, созданной в 1993 г. в лаборатории Национального центра суперкомпьютеров (National Center for Supercomputing Applications) при Университете шт. Иллинойс для облегчения доступа к WWW. Что же можно получить с помощью WWW? Почти все, что ассоциируется с понятием «работа в системе Internet», – от самых последних финансовых новостей до информации о медицине и здравоохранении, музыке и литературе, домашних животных и комнатных растениях, кулинарии и автомобильном деле. Можно заказывать авиабилеты в любую часть мира (реальные, а не виртуальные), туристические проспекты, находить необходимое программное и техническое обеспечение для своего ПК, играть в игры с далекими (и неизвестными) партнерами и следить за спортивными и политическими событиями в мире. Наконец, с помощью большинства программ со средствами доступа к WWW можно получить доступ и к телеконференциям (всего их около 10 000), куда помещаются сообщения на любые темы – от астрологии до языкознания, а также обмениваться сообщениями по электронной почте.

Благодаря средствам просмотра WWW хаотические джунгли информации в Internet приобретают форму привычных аккуратно оформленных страниц с текстом и фотографиями, а в некоторых случаях даже с видеосюжетами и звуком. Привлекательные титульные страницы (home pages) сразу же помогают понять, какая информация последует дальше. Здесь есть все необходимые заголовки и подзаголовки, выбирать которые можно с помощью линеек прокрутки как на обычном экране Windows или Macintosh. Каждое ключевое слово соединяется с соответствующими информационными файлами посредством гипертекстовых связей. И пусть термин «гипертекст» вас не пугает: гипертекстовые связи – это примерно то же самое, что сноска в статье энциклопедии, начинающаяся со слов «смотри также...». Вместо того, чтобы листать страницы книги, Вам достаточно щелкнуть мышью на нужном ключевом слове (для удобства оно выделяется на экране цветом или шрифтом), и перед вами появится требуемый материал. Очень удобно, что программа позволяет возвращаться к ранее просмотренным материалам или, щелкнув мышью, двигаться дальше.

В Windows запустите приложение Internet Explorer. Рассмотрите главное окно браузера и изучите содержание основных полей.

Последовательность символов, используемых в адресе, часто называют URL – универсальный указатель ресурсов. Он представляет собой точное описание предоставляемого сервиса, включающее его местонахождение в Интернете и имеет структуру.

servise://host:port/path/file.ext

(вид сервиса://имя узла.номер порта/путь/имя файла.расширение)

Например:

http://www.edu.nsu.ru/...

3.     Практическая работа

Для поиска интересующей вас информации необходимо указать браузеру адрес Web-страницы, на которой она находится или адрес Web-сервера, где размещена эта страница.

Если вы не знаете адресов серверов, то для поиска информации в сети Интернет существуют поисковые серверы. Каждая поисковая система – это большая база ключевых слов, связанных с Web-страницами, на которых они встретились. Ключевыми являются слова, которые объявляются основными.

Адреса основных поисковых систем:

www.yandex.ru

www.rambler.ru

www.aport.ru

Итак, откройте учебники на стр. 76, лабораторная работа № 11. выполните ее.

Выполнено подключение к Интернет. Учащиеся работают, выполняют задания. Тем, кто справился, предлагаются дополнительные задания:

1)                            Запустите приложение Internet Explorer, в адресную строку ввести адрес поисковой системы.

2)                            Научитесь искать информацию по ключевым словам. Делайте закладки понравившихся вам страниц. Формулируйте запросы.

3. Итог урока

Итак, сегодня на уроке вы познакомились с приложением Internet Explorer, научились работать с помощью него в Интернете, находить нужную информацию в поисковых системах, формулировать запросы, сохранять тексты и картинки. Это у нас не последнее занятие. К работе в Интернете мы еще вернемся.

Домашнее задание: гл. 15, к следующему уроку подумать над темой вашего сайта, продумать его структуру.


Урок 3


Тема: Современные компьютерные технологии

Тип урока: практическое задание

Подготовительный этап: программа MS Front Page демонстрационный сайт по созданию Web-страниц в Front Page.

Цели и задачи урока:

1.                                Познакомить учащихся с программой создания Web-сайтов, определить алгоритм построения страниц.

2.                                Формирование общенаучных и общекультурных навыков работы с информацией.

3.                                Развивать познавательный интерес учащихся, внимание и логическое мышление.

План урока:

1.     Организационный момент

2.     Постановка задачи

3.     Работа в программе Front Page

4.     Итог урока

Ход урока:

1.     Организационный момент

Здравствуйте ребята! Сегодня с вами поработаем дизайнерами. Web-сайт – это маленькая модель мира. Если раньше кирпичики мира творили авторы, а обжигал эти кирпичики и укладывал их в кадку один человек – web-мастер, то сейчас промышленный подход к миростроению привел к тому, что web-дизайнер задает стиль, бригада программистов – функциональность, системный администратор и бизнес-консультант – общую концепцию. Web-сайты готовят с помощью программного обеспечения. При этом одни программы будут проверять грамматические ошибки, другие проследят за наличием художественного стиля. Неизменно важным считается содержание сайта. Наша задача будет сегодня продумать тему сайта и начать его оформлять с помощью программы Front Page.

2.     Постановка задачи:

1)    Определить цель создания сайта

2)    Определить предлагаемый контингент посетителей сайта

3)    Продумать содержание сайта

4)    Определить возможные формы представления информации на сайте

5)    Сформулировать названия основных рубрик (страниц) сайта.

Пояснение к выполнению задания:

1)                          Сайт должен быть создан с различными целями в связи с этим будет разным и его содержание. Это может быть организационный сайт школы, сайт о самих учащихся и их увлечениях и т.д.

2)                          Определив цель содержания сайта, продумайте телем, т.е. кого может заинтересовать информация, размещенная на сайте.

3)                          Продумайте содержание.

4)                          В соответствие с отобранным материалом, продумайте название страниц (ссылок, пунктов меню) сайта.

С чего нужно начать? С определения тематики вашего сайта. О чем он должен быть?

Неважно, о чем будет ваш сайт. Самое главное, чтобы его тематика была вам интересна. Посвятите свой сайт самому себе, своим увлечениям, своему любимому делу. Потому что вы должны быть готовы еженедельно или даже ежедневно пополнять свой сайт интересной информацией. 

Регулярное пополнение сайта новой информацией - очень важно для раскрутки сайта.

Во-первых, каждая вновь созданная страница вашего сайта достаточно быстро проиндексируется поисковой системой и начнет приносит вашему сайту новых посетителей через поисковые системы (вновь создаваемые страницы индексируются поисковыми системами быстрее, чем переиндексируются старые страницы). Другими словами, чем больше новых страниц будет на вашем сайте - тем больше новых посетителей будут приходить на ваш сайт каждый день.

Во-вторых, однажды попавшие на ваш сайт посетители, увидев, что ваш сайт регулярно пополняется новой информацией, зайдут к вам на сайт еще не раз - за новой информацией. Чем чаще будет пополняться новой информацией ваш сайт, тем чаще будут заходить на ваш сайт постоянные его посетители. Размещайте на вашем сайте новую информацию каждый день - и постоянные посетители будут заходить к вам каждый день.

Если вы будете равнодушны к своему сайту, и однажды открыв его Интернету, забросите его, не будете ежедневно, еженедельно вдыхать в него жизнь: свои знания, энергию - вы не сможете обеспечить ему достойное существование. Жизнь - это движение. Ваш сайт должен быть живым. Он должен меняться, пополняться, становиться интерактивным (об интерактивности - в последующих статьях).

И ваш сайт должен быть, прежде всего, авторским. Он должен чем-то отличаться от других сайтов, должен содержать свою «изюминку». Если вы просто нахватаете информации с других сайтов, ваш сайт не сможет показать вашу индивидуальность, и вызовет мало интереса со стороны его посетителей.

Походите по популярным сайтам, посмотрите, какая структура вам нравится. Не нужно, конечно, копировать ее (структуру) в чистом виде. Но самые интересные идеи по структуре вы вполне можете позаимствовать. И я считаю, лучше иметь простенький, но раскрученный сайт, чем красивую, но малофункциональную конфетку, которой можно любоваться, но нельзя потрогать и развернуть. 

3. Работа в программе Front Page

Учащиеся смотрят подготовленную Web-страницу, затем открывают программу Front Page, определив цели и задачи начинают оформлять свои страницы.

Работа рассчитана на несколько уроков.

В процессе работы, если кому необходимо открыть доступ к Интернет, учащиеся находят необходимый для сайта материал.

4. Итог урока

 Если вы еще не уверены в структуре вашего сайта, сделайте для начала одну страницу. Одна страница - это тоже сайт. Затем, когда вы начнете пополнять ваш сайт новой информацией, у вас появятся возможные варианты структуры вашего сайта. Вы поймете, какие разделы понадобятся вашему сайту, где разместить главное меню, какие цвета подойдут для оформления вашего сайта.

Самое главное - сделать первый шаг. Сделайте первый шаг - и вы поймете, в каком направлении следует делать второй шаг, третий и так далее.

Домашнее задание. Дома подумать над структурой сайта для дальнейшей работы.