Предпринимательское право


1.Формы, порядок кредитования субъектов предпринимательства

2.Чем отличается «монополистическая деятельность» от «недобросовестной конкуренции»?

1.Формы, порядок кредитования субъектов предпринимательства

Кредитование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. При этом кредитные организации, осуществляющие кредитование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях, пользуются льготами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

 Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях.

Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между кредитной организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства.

Кредитование осуществляется на следующих условиях, целевое использование полученного займа, возвратность, платность, срочность, создание рабочих мест. Величину процентной ставки за пользование займом определяет Правление Фонда. Средства, полученные Фондом в виде процентов за пользование займом, направляются на осуществление текущей деятельности Фонда, а также на пополнение средств, направленных Фондом на кредитование.


 Кредитование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. При этом кредитные организации, осуществляющие кредитование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях, пользуются льготами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

 Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях.

Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между кредитной организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства.

 Общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства

 Общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства создаются для аккумулирования временно свободных денежных средств участников указанных обществ в целях оказания им финансовой помощи.

 Общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства:

вправе не размещать обязательные резервы в Центральном банке Российской Федерации;

могут поручать управление собственными ресурсами банку депозитарию или иной кредитной организации;

определяют размер, периодичность и порядок внесения вкладов (взносов) участниками указанных обществ, а также предельные размеры, сроки и условия оказания им финансовой помощи;

не вправе предоставлять денежные средства физическим и юридическим лицам, которые не являются участниками указанных

обществ.


2.Чем отличается «монополистическая деятельность» от «недобросовестной конкуренции»?


В условиях рыночной экономики конкуренция обеспечивает рост более эффективных компаний за счет менее эффективных. В России самые производительные компании часто не имеют стимулов и возможностей для инвестиций. Причины подобного положения в том, что неэффективные компании нередко пользуются льготами и скрытыми субсидиями, которых лишены эффективные компании, а также осуществляют монополистическую деятельность, используют методы недобросовестной конкуренции. Это является в настоящее время одним из наиболее значимых факторов, препятствующих экономическому росту.

Преступления, связанные с монополистической деятельностью:

в соответствии со ст. 178 УК РФ преступлением признаются следующие деяния:

а) Монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких цен или монопольно низких цен.

Под монопольно высокой ценой понимается цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара.

Монопольно низкая цена - это цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, с целью ограничения конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка.

Доминирующее положение на рынке - это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам .

Определение доминирующего положения и злоупотребления им на рынке финансовых услуг имеет свои особенности.

б) Ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен.

Ограничение конкуренции осуществляется путем принятия нарушающих права участников рынка актов и иных действий федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также соглашений хозяйствующих субъектов между собой.

Действия хозяйствующего субъекта, формально образующие монополистическую деятельность, могут быть признаны в исключительных случаях правомерными, если он докажет, что положительный эффект от его действий, в том числе в социально - экономической сфере, превысит негативные последствия для товарного рынка.

Ограничение конкуренции осуществляется в следующих формах:

-ограничение конкуренции путем раздела рынка

-соглашения и согласованные действия, направленные на раздел рынка

-ограничение доступа на рынок

-устранение с рынка других субъектов экономической деятельности -установление еденных цен

-поддержание единых цен.

В условиях перехода к конкурентной рыночной экономике, основанной на негосударственных формах собственности, возникают нетрадиционные схемы монополистической деятельности юридических и физических лиц, выступающих прямо или косвенно в качестве субъектов рыночных отношений. При этом в качестве основы подобных схем применяется такой распространенный прием, как создание контролируемых, "родственных" структур. Однако его использование для целей достижения доминирующего положения на рынке имеет свои особенности.

Рассмотрим одну из распространенных типов такого поведения: руководителя и другие должностные лица хозяйствующего субъекта с государственным или акционерным капиталом, который в данной схеме именуется как компания-донор, создают как частные лица на праве собственности другой хозяйствующий субъект (компания-рецепиент). Компания-реципиент действует на том же товарном рынке, что и компания-донор. В дальнейшем руководители компании-донора, используя свое служебное положение в компании-реципиенте, осуществляют распределение и сбыт продукции компании-донора с минимальной нормой прибыли через компанию-реципиент. Последняя, в свою очередь, не несет практически никаких затрат и получает сверхприбыль.

Создание и управление компанией-реципиентом осуществляется через подставных лиц, часто через родственников руководителей компании-донора.

Если при этом компания-донор занимает доминирующее положение на рынке, то деятельность компании-реципиента является монопсонистической.

Если компания-реципиент создана руководителями нескольких компании-доноров, занимающих в совокупности доминирующее положение, то деятельность компании-реципиента является как монопсонистической, так и монополистической, а учредительные документы компании-реципиента являются фиксацией антиконкурентного соглашения (сговора) руководителей компании-донора.

В такой ситуации руководители создают компании-реципиенту исключительно благоприятные условия на том же товарном рынке, где действуют руководимые ими компании-доноры. Компания-реципиент имеет мощные, практически неограниченные возможности осуществлять распределительные функции по закупкам и продажам продукции компании-донора, навязывать им невыгодные условия сделок.

Конкуренция - это благо для экономики любой страны. Однако не всякая конкуренция поддерживается и защищается государством, а лишь такая, которая осуществляется в рамках действующего законодательства в соответствии с обычаями делового оборота и с соблюдением этических норм ведения предпринимательской деятельности. В тех случаях, когда конкуренция ведется незаконными, нечестными, недобросовестными методами, антимонопольные органы обязаны ее пресекать. Недобросовестная конкуренция является непременной спутницей рыночных отношений. Это явление известно во всех странах, независимо от того, как давно в них существует "рыночная система".

Российская экономика, как только в ней появилась конкурентная среда, стала испытывать те же проблемы. Практика свидетельствует о том, что в настоящее время отечественные предприниматели и их зарубежные контрагенты, работающие в России, все больше сталкиваются с проявлениями недобросовестной конкуренции.

Формы, в которых может проявляться недобросовестная конкуренция, могут быть различными. Некоторые из них перечислены в статье 10 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Все большее значение в борьбе за долю рынка приобретают разработки в сфере дизайна. В связи с этим все большее распространение приобретают формы недобросовестной конкуренции, связанные с использованием результатов чужой интеллектуальной деятельности, а также с использованием торговой марки конкурента, которые являются объектами исключительных прав.

Достаточно распространена практика регистрации на собственное имя чужого товарного знака. Сейчас повсеместно можно встретить товар, на любом товарном рынке, с этикеткой которая очень напоминает известную и зарекомендовавшую себя марку. Причем не только - зарубежную.

В 2002 году были внесены поправки в Закон о конкуренции. Теперь антимонопольные органы могут выносить решение о признании действий по приобретению прав на товарный знак недобросовестной конкуренцией и направлять дело в Роспатент, который будет вынужден признать регистрацию недействительной.

Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации продукции может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателей.

Защита торговых марок осуществляется преимущественно на основе норм Закона "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров". Однако в некоторых случаях Закон о конкуренции предоставляет дополнительные возможности при защите нарушенных прав владельцев товарных знаков.

Особо остро в настоящее время стоит проблема, связанная с правомерным использованием товарных знаков и знаков обслуживания в рекламе. Федеральный закон "О рекламе", обеспечивая правовую защиту от незаконного использования в рекламе товарного знака, является одной из составляющих российского законодательства об охране интеллектуальной собственности.

          Недобросовестная конкуренция - по законодательству РФ не допускается. Формы недобросовестной конкуренции: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качеств товара.


Некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых и реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование, формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта; получение, использование, разглашения научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

В нынешних специфических условиях российского рынка случаи недобросовестной конкуренции приобрели характер повседневной практики.

В одних случаях потерпевшей стороной оказываются владельцы торговой марки, которые несут значительные коммерческие потери, в других - коммерческие структуры превращаются в невольных потребителей контрафактной продукции и подвергают себя серьезному коммерческому риску в процессе её реализации.

В качестве мер по борьбе с недобросовестной конкуренцией некоторые фирмы предлагают следующий комплекс специализированных услуг:

  сбор и предоставление информации клиентам о фактах незаконного использования их товарных знаков или знаков тех фирм, которыми интересуются наши клиенты;

  установление места нахождения компаний или предприятий, незаконно использующих в своей деятельности товарные знаки других компаний;

  выяснение источников происхождения, распространения и сертификации нелегально произведенной или ввезенной контрафактной продукции, а также получателей таковой на территории Российской Федерации;

  проведение акций по пресечению продажи или распространения контрафактной продукции в рамках действующего законодательства РФ.

Одним из методов, который используют при недобросовестной конкуренции, является излюбленный метод "чёрного пиара" - "столкновение интересов". Наиболее часто используемая схема при таком методе - это столкновение интересов двух наиболее сильных или прямых конкурентов в интересах третьей стороны. Например, это может выглядеть так: в статье приводится материал, который, с одной стороны, в очень негативном свете представляет продукцию одной компании (очень часто создаётся впечатление, что такой продукции просто не место на рынке!), а, с другой стороны, очень лестно (зачастую излишне) отзывается о продукции другой компании. При этом в статье фигурирует продукция ещё как минимум одного производителя, которая сильно не хвалится, но и не ругается - хорошая надёжная продукция, эдакий середнячок, приемлемое качество по невысокой цене. Что происходит в такой ситуации? С точки зрения потребителя выбор может быть остановлен либо на продукции, которая была очень расхвалена, либо на "середнячке", но, скорее всего, на последнем, т.к. излишняя самореклама всегда вызывает подозрение, а действительно ли продукт имеет такое высокое качество или это излишняя самореклама производителя? С точки зрения же производителя, чья продукция была незаслуженно недооценена, обидчик очевиден - это компания, чья продукция была представлена в благоприятном виде, и реакция последует незамедлительно - ответный удар в таком же виде. Таким образом, отношения между двумя производителями портятся, для них уже не существует никаких других конкурентов, они нацелены только на моральное или фактическое уничтожение противника. И если победа всё же будет достигнута, то она дастся победителю очень большой ценой - сам он после борьбы будет истощён в финансовом плане, а также репутация на рынке будет изрядно подпорчена. А в выигрыше останется лишь третья сторона - тот самый "середнячок".

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О рекламе» недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении:

— товаров (например, стоимости (цены) товара на момент распространения рекламы и дополнительных условий оплаты, потребительских свойств товаров, наличия товаров на рынке и условий их приобретения и т.д.);

— самого рекламодателя;

— правомочий рекламодателя (например, наличия прав на использование в рекламе Государственных символов, исключительных прав на использование ре­зультатов интеллектуальной деятельности и прирав­ненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг);

обязательств рекламодателя (например, о ка­ких-либо гарантиях потребителям рекламируемых то­варов).

Очевидно, что понятие недостоверной рекламы ог­раничивается ложными утверждениями, которые мо­гут создать неверное представление у потребителей относительно рекламируемого товара или услуги. Это, в свою очередь, может привести к серьезным по­следствиям и нанести вред как здоровью, так и иму­ществу граждан или юридических лиц.

Совершение действий, являющихся актами недоб­росовестной конкуренции в рекламе, влечет разные правовые последствия. Так, в соответствии со статьей 31 Федерального закона «О рекламе» юридические лица или граждане (рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители) за нарушение за­конодательства Российской Федерации о рекламе не­сут гражданско-правовую, административную и уго­ловную ответственность».

Исходя из вышеизложенного, монополистическую деятельность можно определить как действия, противоречащие антимонопольному законодательству. В РФ Закон о конкуренции устанавливает запрет  на осуществление монополистической деятельности в следующих формах: злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке;  соглашения хозяйствующих субъектов ограничивающие конкуренцию; издание правовых актов и совершение иных действий федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции.

Недобросовестная конкуренция – методы конкурентной борьбы, связанные с нарушением общепринятых норм и правил в сфере предпринимательства. Закон о конкуренции РФ выделяет следующие формы: распространение ложных  или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту или нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств и качеств товаров; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации продукции, выполнения работ и услуг; получение, использование и разглашение научно – технической, производственной или торговой информации, в т.ч. коммерческой тайны, без согласия владельца.


Литература:

1. Долгополов Ю.Б.,“Предпринимательство и безопасность”, “Универсум”, М., 1991 г.

2. Казакевич О.Ю. и др. “Предприниматель в опасности: способы защиты (практическое руководство для предпринимателей и бизнесменов)”, Объединение УППИКС, М, 1992 г.

3. Кавеладзе И.Т., “Практика защиты коммерческой тайны в США (руководство по защите вашей деловой информации)”, “ЭКО- консалтинг”, М., 1992г.

4. Раевский Г. “Угрозы экономической безопасности предприятия и задачи службы безопасности по их нейтрализации”, журнал “Частный сыск” №4, “Ось-89”, М., 1994

5. “Гражданский кодекс Российской Федерации”, часть первая (действует с 1 января 1995 г.), “ИНФРА-М”, М, 1995г