1. Почему немецкая классическая философия второй половины XVIII –первой половины XIX в. получила название «классической»?
Немецкую классическую философию принято считать вершиной в развитии европейской философской мысли Нового времени. В ней оказались наиболее полно представленными важнейшие типы философствования — материализм и идеализм; получили всестороннее развитие все области философского знания; учение о бытии, теория познания, диалектика, антропология, социальная философия и культурология, этика. Немецкая классика дала миру философии не только гигантов мысли, но и активно повлияла на последующее развитие мировой философской мысли. Развитие философии на немецкой почве обрело ряд существенных признаков науки — четкое определение предмета своего исследования, строгость метода, обращение к конкретным фактам, логичность и точность рассуждений, разветвленность понятийного аппарата.
Классическая философия Германии возникла в конце XVIII века под непосредственным влиянием Великой французской революции, а ее расцвет пришелся на первую треть следующего столетия. Она зародилась тогда, когда феодализм на немецкой земле экономически был уже надломлен, а политически еще не был побежден. Германия того времени оставалась слабой страной, раздробленной почти на 300 небольших государств. Поэтому революции политической и социальной здесь предшествовала революция духовная, прежде всего в сфере литературы и философии. Германия на разломе двух веков была, по определению Ф.Энгельса, «страной поэтов и мыслителей». Философские учения в Германии имели возможность опираться на передовые идеи французских просветителей и других прогрессивных мыслителей Нового времени. Характер общества того времени придал немецкой классике специфический характер, что проявилось в основном в следующих ее чертах.
Во-первых, немецкая классическая философия явно тяготеет не к исследованию «земли» (природы), а к познанию «неба», т.е. сферы Духа в различных его проявлениях. Она явилась (за исключением творчества Л.Фейербаха) расцветом философского идеализма, как объективного (Ф.Шеллинг, Г.Гегель), так и субъективного (И.Кант, И.Фихте). Немецкие философы искусно владели, по выражению их соотечественника, поэта XIX в. Г.Гейне, «воздушным царством мечты».
Во-вторых, в ней систематически обоснована философская идея развития, которая была применена к исследованию духа, общества и процесса познания. Принцип историзма стал одним из ведущих в творчестве немецких мыслителей этого периода.
В-третьих, сама философия в эту эпоху стала рассматриваться как строгая и доказательная система знания, имеющая свой метод и понятийный аппарат, т.е. как наука. Философское знание воспринималось в качестве «критической совести» духовной культуры эпохи, ее теоретического ядра.
В-четвертых, в немецкой классике подчеркивалось (учения И.Канта, Л.Фейербаха) особое значение знаний о человеке в структуре философии. Антропология здесь выделяется в особую область философского знания, определяется ее предметное поле. Было отмечено, что человек — это высший предмет философии, особого рода ценность и цель общества.
В-пятых, немецкая классическая философия разрабатывала и подчеркивала принцип деятельности и свободы, характеризующий природу человека как существа активного и творящего. Человек — это созидатель мира культуры, продукт собственной деятельности. Ему присущи высокие духовные качества и способности.
На формирование классической философии непосредственно повлияло творчество ряда немецких просветителей, великих мыслителей и пророков своего времени.
2. Что такое агностицизм Канта?
Агностицизм Канта заключается в следующем. Кант сделал вывод о слабости человеческого разума и всегда противоречивом его состоянии, за которым наступают неизвестность, хаос и неустойчивость. Следовательно, «вещи в себе» можно познать лишь в рамках чувственности и рассудка, а за пределами этих ступеней познания они остаются для человека «вещами в себе». Такой результат порожден непомерными притязаниями «самоуверенного» разума. Полагая такое, Кант тем самым делал уступку агностицизму. По его собственному признанию, он ограничил знание, чтобы уступить место вере. С другой стороны, немецкий философ обратил внимание на противоречивость рационального познания мира, которое упорно стремится «схватить» противоречивость самого мира и выразить этот факт в системе логических понятий и суждений. В этом смысле слабость разума является как бы обратной стороной его силы и неисчерпаемой энергии.
3. В чем суть диалектической философии Гегеля?
Диалектика в творчестве Гегеля выступает как теория развития всего сущего и метод философского мышления и познания объективной действительности.
Основным во всей системе Гегеля является понятие абсолютной идеи как некий целостный мировой разум, сущность и внутреннее содержание всех вещей. В своем развитии абсолютная идея проходит три этапа.
Что касается метода философии Гегеля, то таковым является диалектика, в соответствии с которой мир рассматривается как единое, противоречивое и динамичное целое. Диалектические идеи пронизывают практически все творчество немецкого философа. Им было детально раскрыто «шествие» абсолютной идеи в мире, проанализированы все важнейшие законы и категории, которые выражают этот процесс. Диалектика является наиболее рациональным зерном философии Гегеля, но она носит Идеалистический характер, мистифицируя и искажая реальные связи мира. Образно говоря, Гегель поставил мир на голову и создал искаженный образ действительности.
Теоретическая система Гегеля представляет собой учение об абсолютной идее и формах ее проявления. Эта система носит характер всеохватывающего учения, которое опирается на данные широкого комплекса наук. Гегель не только продолжил «линию Платона» в истории философии (идеализм), но и придал ей характер самостоятельного и своеобразного типа философского миросозерцания и миропонимания.
Между методом и системой Гегеля существует очевидное противоречие. Диалектический, по сути своей антидогматический метод никак не соответствует стремлению философа придать своей системе характер абсолютного, законченного и потому догматичного знания. Гегель считал свое учение последней ступенью развития мирового духа, и это придавало его философии консервативный характер с претензией на роль абсолютной истины. Очевидным проявлением этого противоречия является, например, убежденность философа в том, что природа не развивается во времени, а всего лишь разнообразит свои формы в пространстве. Имеется и немало других моментов, указывающих на противоречивость и непоследовательность взглядов немецкого философа.
4. В чем непоследовательность критики религии Фейербаха?
Фейербах относил религию к числу важнейших проявлений сущности человека, воспринимая ее как «сон человеческого разума». Он видел в ней не какой-то обман или же простое заблуждение, а проявление слабости и уязвимости человека перед природными и социальными силами. По убеждению философа, основой религиозного сознания являются чувства зависимости и слабости человека. Религия — это выражение всех трудностей и страданий человека, его стремлений и надежд. Иначе говоря, она имееч вполне естественное («земное») происхождение. Религия зарождается, подчеркивал Фейербах, в самом человеке, в его сердце как воплощении всей чувственности. «Человек, — писал философ, — верит в богов не только потому, что у него есть фантазия и чувство, но также и потому, что у него есть стремление быть счастливым. ...Он верит в совершенное существо потому, что сам хочет быть совершенным, он верит в бессмертное существо потому, что он сам не желает умереть».
Религиозное чувство неискоренимо еще и потому, что оно имеет под собой прежде всего глубокие психологические корни: неудовлетворенные желания человека и переживания в связи с этим. «Обрат Бога рождается с помощью силы воображения и фантазии на почве слабости человека» — подчеркивал Фейербах. Стремление к Богу есть выражение желания преодолеть свои слабости и несовершенства. Религия является важным фрагментом духовной жизни человека, и она требует большой работы всех душевных сил — чувств и эмоций, фантазий, деятельности ума. Бог является идеалом и духовной опорой человека. Бог — это то, чем человек хочет быть, а место его рождения — страдания и фантазии, надежды человека, ситуация его отчуждения от природы и общества. По убеждению Фейербаха, религия представляет собой продукт чуждости (бесчеловечности) мира человеку. Такой подход философа вскрывал преимущественно психологические истоки религии, но, к сожалению, останавливался перед глубоким анализом социальных и культурных ее причин и предпосылок.