Реформа налоговой системы



Содержание


Введение.................................................................................................................................................................................... 3

1. Налоговая система и ее функционирование в плановой экономике СССР........... 4

2. Реформирование налоговой системы в переходный период: основные этапы, результаты............................................................................................................................................................................. 7

3. Современная налоговая система и ее оценка.................................................................................. 9

4. Опыт зарубежных стран в реформировании налоговой системы.............................. 14

Заключение......................................................................................................................................................................... 16

Список использованной литературы......................................................................................................... 18



Введение


Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

В современных условиях развития экономики России важное место занимает реформирование налоговой системы.

Обеспечение наиболее полного соответствия налоговой системы принятым в обществе социально-экономическим приоритетам благоприятно отразится на общей ситуации в экономике.

Цель работы: определить основные направления реформирования налоговой системы России.

Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:

1. раскрыть содержание налоговой системы и ее функционирование в плановой экономике СССР;

2. обозначить направления в реформировании налоговой реформы;

3. описать структуру современной налоговой системы и дать ей оценку;

4. раскрыть опыт зарубежных стран в реформировании налоговой системы.

Данная тема исследовалась разными учеными экономистами, среди них такие как Аронов А.В., Баскин А.И., Саакян Р.А., Бобоев М.Р., Наумчев Р.В., Бородей О.Е., Иванова Т., Мастеренко В., Яшин А., Миляков Н.В., Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов Р.П. и др.

1. Налоговая система и ее функционирование в плановой экономике СССР


В действующем законодательстве понятие налоговой системы отсутствует, ранее же в Законе от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы» налоговая система определялась как совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке. Подобное определение, представляется, слишком узким, так как в нем все сведено к простой совокупности налогов, взимаемых на территории Российской Федерации. В широком же смысле налоговая система может быть определена, как основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов. Элементами этой системы являются не только налоги и сборы, но и налогооблагающие субъекты, действующие от их имени налоговые (финансовые, таможенные) органы, органы государственных внебюджетных фондов, сборщики налогов, органы налоговой полиции, налогоплательщики и налоговые агенты, их права и обязанности. Кроме того, налоговая система включает в себя принципы ее организации и функционирования, а также нормы налогового права. Все эти элементы неразрывно взаимосвязаны.

Основы действующей в настоящее время налоговой системы России были заложены на рубеже 90-х гг. Принятые в 1991 г. законы были подготовлены в течение короткого времени. Это обстоятельство, а также неопределенность будущих структурных преобразований в экономике, быстро меняющееся правовое пространство, отсутствие собственного опыта и знании о международном опыте построения налоговых систем, приспособленных к функционированию рыночной экономики, явились главной причиной того, что вновь созданной российской налоговой системе были присущи серьезные недостатки. Тем не менее в первые годы своего существования российская налоговая система в целом неплохо выполняла свою роль, обеспечивая в условиях высокой инфляции и глубоких изменений в экономике поступление в бюджеты всех уровней необходимых финансовых ресурсов.

Однако по мере дальнейшего углубления рыночных преобразований все более явно ощущалось несоответствие налогообложения бизнеса происходящим в обществе изменениям. Количество и частота поправок, которые вносились в законы о налогах, привели к тому, что до последнего времени налоговая система характеризовалась не иначе, как нестабильная и непредсказуемая. В конечном итоге, она стала препятствовать экономическому росту и укреплению государственности. Все это потребовало неотложного проведения налоговой реформы с целью снижения уровня налоговых изъятий, преобразования российской налоговой системы в более справедливую по отношению к налогоплательщикам, повышению уровня ее нейтральности по отношению к экономическим решениям фирм и потребителей.

Важным шагом явилось принятие в 1998 г. и вступление в действие с 1 января 1999 г. первой (общей) части Налогового Кодекса, который четко определил права и обязанности участников налоговых правоотношений, регламентировал процесс исполнения обязанности по уплате налогов, правила в отношении налогового контроля, установил ответственность за налоговые правонарушения. Он же установил закрытые перечни федеральных, региональных и местных налогов, ввел важные дефиниции и новые инструменты, необходимые для функционирования качественно новой налоговой системы. Более серьезные изменения в налоговую систему и экономическую жизнь вошли с введением в 2001 г. в действие второй части Налогового Кодекса Российской Федерации, в которой на первом этапе были охвачены четыре важнейших, налога – налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц и единый социальный налог. На втором этапе был подключен налог на прибыль.

Прогрессивность налоговой системы растет за счет перехода к взиманию налога на доходы физических лиц по фиксированной ставке, одновременного снижения налоговой нагрузки за счет налога на прибыль организаций. Это является дополнительным импульсом для развития предпринимательской активности и расширения платежеспособного спроса населения, повышения ставок акцизов на бензин и дорогие автомобили, роста фискального значения налогов, связанных с использованием природных ресурсов, и имущественных налогов, которые должны стать основой формирования региональных и местных бюджетов, а также для сближения с налоговыми системами других стран.

Однако налоговая реформа не ставит целью кардинальное изменение действующей налоговой системы. Продолжают функционировать налоговые законы, созданные в начале 90-х гг. (с учетом дополнений и изменений). Эволюционное преобразование налогообложения позволяет и налоговым органам, и налогоплательщикам достаточно спокойно освоить новые главы (законы) Кодекса и продолжать функционировать в среде ранее действовавших налоговых законов и инструкций.

Такая двойственность не могла не сказаться на изложении материала дипломной работы, где рассмотрение новых глав ПК РФ тесно переплетается с изучением многочисленных действующих налогов.


2. Реформирование налоговой системы в переходный период: основные этапы, результаты


В качестве приоритетных направлений реформирования налоговой системы можно предложить поэтапное решение следующих наиболее волнующих бизнес вопросов: отмена «оборотных» налогов, уплачиваемых с выручки; снижение суммарного налогообложения фонда оплаты труда; пересмотр правил формирования базы налога на прибыль и других налогов; изменение принципов налогообложения пользования природными ресурсами, прежде всего в нефтяном секторе.

Введенные в 1991 г. со сравнительно щадящими ставками (например, налог на пользователей автодорог был 0,3%), сегодня они берутся по ставкам не менее 4% (2,5% - в дорожные фонды и 1,5% - на нужды ЖКХ). Такие налоги способны выдержать только высокорентабельные предприятия.

В налоге на прибыль необходимо снять ограничения, которые в настоящее время не позволяют в полном объеме вычитать при определении налоговой базы все обоснованные и необходимые для ведения бизнеса расходов. Это относится, например, к затратам на рекламу, выплаты процентов, страхование, обучение персонала. Следует пересмотреть правила в отношении амортизации, затрат на НИОКР и на разработку природных ресурсов, отказаться от дифференцирования ставок в различных видах деятельности.

Значительных реформ требует и налогообложение природопользования. В частности, в нефтедобыче давно обсуждается налог на дополнительные доходы от добычи углеводородов (НДД), который должен заменить акцизы и, возможно, часть «оборотных» налогов, характерны для этой деятельности.

Наряду с мерами, направленными на снижение налоговой нагрузки, необходима поэтапная отмена многочисленных льгот, ежегодный объем которых только по федеральному бюджету превосходит 200 млрд. рублей.[1]

Принятие второй части Налогового кодекса. Итак, вторая часть Налогового кодекса вступила в силу 1 января 2001 года.

Пожалуй, самым принципиальным нововведением является единая ставка подоходного налога, установленная в размере 13 процентов.

Следующее по значимости – введение социального налога, объединившего в себе взносы трех государственных внебюджетных фондов (пенсионного, социального страхования и обязательного медицинского страхования).

Все говорят о снижении отчислений с фонда оплаты труда, но снижение на 2,9 процента – это такой «прогресс» при средней заработной плате в России в 2000 руб., что просто нет слов для благодарности. Для тех, у кого возникают вопросы по поводу включения взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве в отчисления государственных внебюджетных фондов. НК РФ однозначно ответил: в состав единого социального налога они не включаются. А ведь платятся они с ФОТ.

В настоящее время мы не можем отбросить мировой опыт, а российские налоги базируются именно на нем. Адекватность налогов России и налогов других развитых стран создает необходимые предпосылки для интеграции нашей экономики в мировую, для избежания двойного налогообложения при взаимных инвестициях капитала, для создания совместных предприятий и осуществления совместных проектов. Учет специфических особенностей и традиций России совершенно необходим, но он отнюдь не подразумевает особого пути экономического развития страны.

3. Современная налоговая система и ее оценка


В структуре налоговой системы выделяются отдельные подсистемы (составы). К их числу относятся: система принципов налогообложения; налогооблагающий состав; система налогов и сборов (налоговый состав); состав налогоплательщиков (податный состав); система налогового контроля; система налоговой безопасности; система налогового права; состав правки обязанностей субъектов налогового права.

Важнейшими параметрами, позволяющими охарактеризовать налоговую систему, в первую очередь являются: налоговый потенциал государства и его территорий; доля налогов и сборов в доходах бюджетов; общее количество налогов и сборов; стабильность налогового состава; соотношение прямых и косвенных налогов; уровень налогообложения (налоговое бремя); собираемость налогов и сборов; налоговая способность физических лиц и организаций; уровень налоговой культуры населения; состояние налоговой дисциплины.

Организация и функционирование налоговой системы подчинено определенным принципам. В частности, выделяются следующие организационные и функциональные принципы: единство налоговой системы; разграничение полномочий налогооблагающих субъектов; справедливость налогообложения; достаточность налогообложения; подвижность (эластичность) налогообложения; стабильность налоговой системы; удобность налогообложения.

Единство налоговой системы, прежде всего, означает единство: правовой базы налогообложения; порядка ведения бухгалтерского (налогового) учета; валюты, в которой должны уплачиваться налоги и сборы; органов, осуществляющих налоговый контроль и обеспечивающих налоговую безопасность; санкций за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Принцип разграничения полномочий налогооблагающих субъектов предполагает четкое определение пределов их компетенции по установлению и введению налогов (сборов) на своих территориях.

Справедливость означает, что при установлении налогов должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;,

Достаточность налогообложения означает, что сумма средств, получаемых в результате взимания налогов и сборов, должна обеспечивать необходимое финансирование публичной власти.

Подвижность (эластичность) налогообложения означает, что налоговая система должна гибко учитывать перемены социально-экономического характера в жизни общества. При определении условий налогообложения обязательно должны приниматься во внимание изменения в составе налогоплательщиков, их налоговая способность, отношение к своим налоговым обязанностям и т.д.

Стабильность налоговой системы противопоставляется предыдущему принципу  подвижности  налогообложения.  В  соответствии  с  ним реформирование налоговой системы должно чередоваться с периодами относительной неизменности условий налогообложения.

Удобность налогообложения означает, что процедура уплаты налогов и сборов должна сопровождаться минимальными издержками для налогоплательщика, т.е., доставлять ему как можно меньше неудобств.

В настоящее время система налогов и сборов в Российской Федерации отражает федеративное устройство государства. Все налоги и сборы распределены между тремя уровнями системы налогов и сборов. С учетом этого, в частности, выделяются: федеральные налоги и сборы; налоги и сборы республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов (региональные налоги и сборы); местные налоги и сборы.

Принадлежность налогов и сборов к тому или иному уровню отнюдь не означает, что они являются источниками доходов только соответственно федерального бюджета, бюджетов субъектов российской Федерации или местных бюджетов. В данном случае необходимо учитывать, что действующее законодательство предусматривает полное или частичное закрепление отдельных федеральных налогов в качестве источников доходов бюджетов нижестоящих уровней. Часть же средств, получаемых в результате взимания региональных налогов, может направляться в местные бюджеты. На самом деле, налоги и сборы различаются на основе иных признаков.

Так, федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональными являются налоги и сборы, которые также устанавливаются и вводятся в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Однако такие налоги обязательны к уплате лишь на территориях республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, но только в том случае, если их законодательными (представительными) органами приняты соответствующие законы. При этом субъектам Российской Федерации предоставлено право определять налоговые ставки (в пределах, установленных федеральным законодательством о налогах и сборах), порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности. Кроме того, они могут также предусматривать налоговые льготы и основания их использования.

Аналогичными полномочиями по установлению и введению в действие местных налогов наделены также представительные органы местного самоуправления. Исключение составляют лишь местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, которые устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации. Местные налоги и сборы действуют лишь на территории соответствующего муниципального образования.

Установление региональных и (или) местных налогов и сборов, не предусмотренных Налоговым кодексом РФ, запрещено (ст. 12 НК РФ). Нарушение порядка установления и введения налогов и сборов должно расцениваться как налоговый произвол.

Налоговый состав Российской Федерации характеризуется нестабильностью. Начиная с 1991 г., в частности, отменены, налог на доходы банков; налог на доходы от страховой деятельности; налог с биржевой деятельности (биржевой налог); специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей; транспортный налог. К числу налогов, которые за это же время были дополнительно введены, относятся: налог на игорный бизнес; налог на отдельные виды транспортных средств; плата за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; налог с продаж. В перспективе предполагается установление таких налогов, как налог на доходы от капитала, налог на дополнительный доход от добычи углеводородов и экологический налог и др. Отмена одних налогов и установление других именуется ротацией налогового состава.

К числу важнейших показателей системы налогов и сборов относится соотношение прямых и косвенных налогов. Российская Федерация относится к числу государств, в которых преобладает косвенное налогообложение.

Другим показателем, характеризующим систему налогов и сборов, является уровень налогообложения (налоговое бремя или налоговый гнет). Под ним понимается мера (уровень) экономических ограничений, создаваемых отчислением денежных средств на уплату налогов или сборов. Оценка налогового бремени, как правило, основывается на соотношении суммы уплачиваемых налогов и сборов к той или иной части экономических ресурсов государства, например, к валовому национальному продукту (ВНП), валовому внутреннему продукту (ВВП) или национальному доходу.

Более точным - критерием, характеризующим общее налоговое бремя, может служить эффективная ставка налогов, которая представляет собой отношение общей суммы налогов и иных обязательных платежей, внесенных предприятием, работниками и акционерами, к добавленной стоимости в процессе производства и реализации товаров и услуг. Он показывает, какая часть добавленной стоимости изымается в госбюджет и внебюджетные фонды.

На эффективность налоговой системы в значительной степени указывает собираемость налогов и сборов. В настоящее время собираемость налогов и сборов в Российской Федерации является одной из самых низких, в 2003 г. она составила лишь 80 процентов. Этот показатель напрямую зависит от налоговой способности населения и организаций, а также от уровня их налоговой культуры.

4. Опыт зарубежных стран в реформировании налоговой системы


Как показывает мировой опыт, достижение определенного уровня экономического развития и стабильности позволяет государству усиливать централизацию финансовых средств для решения социальных и других проблем общегосударственного значения. В зависимости от степени социальной ориентированности общества налоговая нагрузка на экономику развитых стран колеблется от 30 (США) до 55 процентов (Швеция). Что касается стран с переходной экономикой, то уровень налоговой нагрузки, характерный для них в период рыночных реформ, достигает, как правило, 26—28 процентов.

Общеизвестно, что главной отличительной особенностью систем налогообложения всех развитых стран является их тесная взаимосвязь со структурой экономики, реально складывающимися экономическими пропорциями, а также ориентация на цели экономического развития. Такой подход лежит в основе выработки экономической политики, в том числе и в области налогообложения.

Существует макроэкономическая закономерность, подтвержденная статистикой разных стран: чем выше уровень налоговых изъятий, тем ниже темпы экономического роста. И соответственно, чем ниже налоговая нагрузка, тем больше возможности экономического роста как на микро-, так и на макроуровне. Та же закономерность наблюдается и в Российской Федерации.

Поэтому при разработке налоговой политики необходимо ясно сознавать ее целевую направленность. Либо мы ставим во главу угла увеличение притоке денег в казну посредством усиления налогового давления, замедляя процессы экономического роста, либо ориентируемся на налогообложение, стимулирующее экономический рост и привлечение инвестиций.

Следует также отметить, что оценка уровня налоговой нагрузки невозможна без ее сравнения с аналогичными показателями по странам, осуществляющим рыночные преобразования (26–28 процентов). Высокий уровень налоговой нагрузки обусловлен значительно большой социальной ориентированностью проводимой государственной политики.

Максимальная ставка налога на доходы физических лиц представлена в таблице 1.

Таблица 1

Максимальная ставка налога на доходы физических лиц

Страны

Размер ставок в %

Россия

13

Австралия

47

Австрия

50

Германия

53

Израиль

50

Испания

48

Кипр

40

США

39,6

Франция

54

Япония

5




Заключение


В ходе теоретических и методологических исследований были сделаны следующие выводы.

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

Проблем в сфере налогообложения накопилось слишком много, чтобы их можно было решить в том порядке, в котором они решались, отдельными указами и поправками. Лишь незначительная их часть будет так или иначе решена в  недалеком будущем. Но большая их часть вновь будет отложена до лучших времен, по-видимому, до принятия Налогового кодекса. А до этого времени наша налоговая система будет, практически, не способна выполнять те функции, которые на неё возложены, что, в свою очередь, будет препятствовать экономическому развитию страны.

Налоговая реформа, следуя общему ходу всей экономической реформы, является неотъемлемым ее звеном. К тому же финансовая ситуация в стране продолжает оставаться сложной. Стабилизация экономики пока проявляется лишь как тенденция в условиях продолжающегося спада производства и инфляции. Налоговая система призвана противостоять экономическому и финансовому кризису. Все это обусловило необходимость введения ряда изменений, дополнений, поправок в налоговое законодательство.

Проведена определенная работа по объединению платежей, исчисляемых от одной базы (в частности введение единого социального налога, единой ставки подоходного налога), а также по упрощению механизма исчисления и взимания налогов. Но даже с учетом проделанной работы существующий механизм налогообложения является достаточно сложной системой.

Поэтому продолжается работа по упрощению механизма налогообложения, в том числе и в отношении платежей, устанавливаемых региональными (субъектами Российской Федерации) и местными органами. При простом и ясном налоговом законодательстве будет проще работать не только плательщикам, но и налоговым инспекторам.

Совершенствование налоговой системы происходит в направлении последовательного снижения налогового бремени с переориентацией налоговой нагрузки на конечного потребителя. Это благотворно влияет на улучшение финансового состояния предприятий и, как следствие, на их налоговую дисциплину.

Налоговые органы накопили за годы реформ большой положительный опыт использования институциональных принципов при выстраивании взаимоотношений с налогоплательщиками. В период экономической и политической стабилизации, в который вступила страна, совершенствование институциональной составляющей налоговой системы создает хорошие предпосылки для повышения эффективности налоговой системы в целом.

Налоговые органы провели в 2003 году большую работу по всеобщему декларированию доходов граждан и присвоению ИНН. При этом почти все инспекции действовали организованно и слаженно, доказав на практике, что правильно поставленная разъяснительная работа дает положительные результаты. Наиболее значимым результатом всеобщего декларирования следует признать формирование нового отношения налогоплательщиков к осознанному выполнению своего гражданского долга по уплате налогов.



Список использованной литературы


1.     Аронов А.В. Налоговая система: реформы и эффективность //Налоговый вестник, N 5, май 2001 г.

2.     Астапов К. Приоритеты налоговой реформы в Российской Федерации. //Экономист. – 2003. – № 2. – С. 54-59.

3.     Баскин А.И., Саакян Р.А. О программировании развития налоговой системы //Налоговый вестник – №6, июль, 2001 г.

4.     Бобоев М. Важнейшие вопросы налоговой реформы России //Финансист. – 2002. – № 7-8. – С. 28-33.

5.     Бобоев М. Налоговая политика России на современном этапе //Вопросы экономики. – 2002. – № 7. – С. 54-69.

6.     Бобоев М.Р., Наумчев Р.В. О проблемах и перспективах развития налоговой системы РФ //Налоговый вестник №9 – сентябрь 2001

7.     Васильева А. Экономический анализ налоговой реформы //Вопросы экономики. – 2003. – № 6. – С. 38- 60.

8.     Виссарионов А., Еланчук О. Использование налогов в государственном регулировании экономики России (вопросы методологии). //Проблемы теории и практики управления. –2000. – № 5. – С. 40-45.

9.     Горский К.В. Некоторые параметры налоговой реформы/К. В. Горский. //Финансы. – 2004. – № 2. – С. 22-26.

10.            Караваева И.В. Оценка основных современных преобразований в налоговой системе России //Финансы и кредит. – 2002. – № 23. – С. 54-63.

11.            Кашин В. А. Налоговая политика России на современном этапе //Финансы. – 2002. – № 9. – С. 38-42.

12.            Колесник М. Текущее состояние и перспективы рентного налогообложения в России //Вопросы экономики. – 2003. – № 6. – С. 78- 87.

13.            Лобанов Г. Налоговая система должна быть справедливой. // Экономика и жизнь. – февраль 2000. - №5.

14.            Налоговая реформа в России: проблемы и решения: [В 2 т.]. – М.: ИЭПП, 2003. – 633 с.

15.            Налоговая реформа оказалась замороженной. // Экономика и жизнь. – февраль 2000. - №5.

16.            Наумова Н.Н. Реформа налоговой системы. Налоговый кодекс: часть вторая //Бухгалтерский учет №18 сентябрь 2000.

17.            Проблемы налоговой реформы в современной России. //Финансовый бизнес. – 1999. – № 3. – С. 2-6.

18.            Проблемы налоговой системы России: теория, опыт, реформа  – М.: ИЭПП, 2000. – 502 с.

19.            Реформирование налоговой системы продолжается. //Все о налогах. – 2003. – № 9. – С. 3-7.

20.            Сидорова Н.И. Влияние налоговой реформы России на динамику основных отраслей экономики и развитие предпринимательства // Экономическая наука современной России. – 2002. – № 4. – С. 98-111.



[1]  «Налоговая реформа оказалась замороженной». // Экономика и жизнь. - февраль 2000. - №5