Содержание

1.Понятие , значение и виды бухгалтерской отчетности                                      3

2.Налогооблажение транспортных предприятий                                                   13

3. Учет прибыли на транспортных предприятиях                                                  17   

Список использованной литературы                                                                        32   

























1. Понятие , значение и виды бухгалтерской отчетности

Под бухгалтерской отчетностью предприятия понимают единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Отчетность включает в себя бухгалтерский баланс, несколько отчетов о наиболее важных сторонах хозяйственной деятельности предприятия, ряд налоговых деклараций, пояснительную записку и (в ряде случаев) аудиторское заключение о достоверности представляемых данных.

В первую очередь, здесь следует отметить, что бухгалтерская отчетность предприятия, с которой мы имеем дело на практике, есть прежде всего предмет законодательного (нормативного) регулирования.

Регулирование государством состава и содержания бухгалтерской отчетности, безусловно, сковывает инициативу счетных работников. Но что есть, то есть, и бухгалтер обязан заполнять те формы, которые предписывает власть.

Согласно п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ все юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Бухгалтерская отчетность организаций для внешних по отношению к ней лиц (инвесторов, кредиторов, контрагентов по сделкам, налоговых органов и т.д.) - это источник информации об их имущественном и финансовом положении, отсюда особую важность приобретает проблема достоверности информации о предприятии, имеющей определенное юридическое значение. Достоверность бухгалтерской отчетности и единообразие ее форм обеспечивается законодательным регулированием порядка составления и представления бухгалтерской отчетности организаций. Согласно п. 1 ст. 13 Закона РФ "О бухгалтерском учете" все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность. Эта норма Закона носит декларативный характер, обязывая все организации независимо от организационно-правовой формы составлять отчетность на основе данных бухгалтерского учета.

Бухгалтерская отчетность определяется Законом как "единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам".

Пунктом 2 ст. 13 Закона РФ "О бухгалтерском учете" устанавливается обязательный состав бухгалтерской отчетности организаций. Согласно Закону бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из:

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

д) пояснительной записки.

Состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций определяется Министерством финансов Российской Федерации.

Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.

Согласно ст. 14 Закона отчетным годом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года.

Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года.

Согласно п. 5 ст. 13 Закона РФ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации. Бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет ведется централизованной бухгалтерией, специализированной организацией, аудиторской фирмой или бухгалтером-специалистом, подписывается руководителем организации, централизованной бухгалтерии или специализированной организации либо бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

Пунктом 1 ст. 15 Закона "О бухгалтерском учете" устанавливается, что все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом,

Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Норма, содержащаяся в п. 1 ст. 15 Закона, представляет собой один из самых спорных его моментов, так как в сущности здесь прямо указаны только два адреса, в которые в обязательном порядке представляется бухгалтерская отчетность:

а) собственники организации, которые естественно имеют право получать бухгалтерскую отчетность, хотя (как хорошо доказывает сегодняшняя практика) обладать правом - это еще не значит этим правом пользоваться. Поскольку собственники организации названы первыми получателями отчетности, постольку именно собственники, в конечном счете, нанимая руководителя и главного бухгалтера, формируют, согласно п. 4 ст. 13 настоящего Закона, методологию бухгалтерского учета. Таким образом, собственник - это уникальная фигура среди пользователей финансовой отчетности, именно его интересы защищают руководитель, главный бухгалтер, аудитор и Закон о бухгалтерском учете;

б) органы государственной статистики - это второй прямой получатель бухгалтерской отчетности.

В качестве прямого получателя бухгалтерской отчетности, но только для государственных и муниципальных унитарных предприятий, Закон называет органы, уполномоченные управлять государственным имуществом: Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом, его территориальные комитеты либо органы, уполномоченные управлять государственным имуществом в лице министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, и соответствующие органы исполнительной власти регионов Российской Федерации.

Таким образом, как отмечает А.С. Бакаев, по смыслу Закона адреса представления бухгалтерской отчетности можно подразделить на обязательные и дополнительные (см.: Бакаев А. С. Закон "О бухгалтерском учете". М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1997, с. 69). При этом как дополнительные Закон выделяет: другие органы исполнительной власти; банки; иных пользователей бухгалтерской отчетности. А. С. Бакаев, указывает, что к "другим органам исполнительной власти" относятся финансовые органы (министерства финансов республик в составе Российской Федерации, финансовые управления (главные управления, комитеты, департаменты, отделы) администраций краев, областей, автономных образований, городов и районов), таможенные органы, правоохранительные органы и др. Годовая бухгалтерская отчетность представляется таким органам в случаях возникновения надобности для осуществления возложенных на них законодательством Российской Федерации функций (см, там же).

Бухгалтерская отчетность представляется банкам в соответствии с заключенными с ними организациями - субъектами учета хозяйственными договорами.

В числе иных пользователей, которым "бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации", прежде всего следует выделить налоговые органы.

Статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации в числе обязанностей налогоплательщиков, связанных с ведением учета, называет обязанности:

вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете";

представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

в течение трех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги. Таким образом, в Налоговом кодексе речь идет как о ведении хозяйствующими субъектами так называемого налогового учета, т.е. данных, позволяющих исчислить налогооблагаемые величины и заполнить налоговые декларации, так и бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций в соответствии с Законом РФ "О бухгалтерском учете". И в качестве документов, подлежащих обязательному представлению в налоговые органы, кодекс называет не только налоговые декларации, но и бухгалтерскую отчетность организаций. Следовательно, в настоящее время согласно действующему законодательству налоговые органы являются обязательным адресатом представления бухгалтерской отчетности организаций. На практике налоговая инспекция является чуть ли не единственным реальным пользователем бухгалтерской отчетности большинства организаций в России.

Согласно п. 2 ст. 15 Закона РФ "О бухгалтерском учете" организации, за исключением бюджетных, обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.

День представления организацией бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.

Потребность в бухгалтерской информации не только внутренних, но и внешних пользователей объясняет существование важнейшего принципа нормативного регулирования бухгалтерской практики - принципа публичности бухгалтерской отчетности, закрепленного в ст. 16 Закона РФ "О бухгалтерском учете". Данная статья Закона устанавливает перечень хозяйствующих субъектов, чья годовая и квартальная бухгалтерская отчетность подлежит обязательной публикации и определяет понятие публичности бухгалтерской отчетности.

Обязанность публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, вменяется: акционерным обществам открытого типа, банкам и другим кредитным организациям, страховым организациям, биржам, инвестиционным и иным фондам, создающимся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов).

Методологические аспекты норм Закона РФ "О бухгалтерском учете", касающиеся вопросов формирования и представления бухгалтерской отчетности, содержит специальное Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 43н. Согласно тексту данного нормативного документа ПБУ 4/99 устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных и бюджетных организаций (п. 1 ПБУ 4/99). ПБУ 4/99 определяет бухгалтерскую отчетность как единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемую на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам (п. 4 ПБУ 4/99).

Рассматриваемый нормативный документ, раскрывая методологический смысл п. 4 ст. 13 Закона РФ "О бухгалтерском учете", вводит термин, очень важный с точки зрения понимания сути данных бухгалтерского учета (бухгалтерской информации) - "достоверность бухгалтерской отчетности".

Согласно п. 6 ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Если при составлении бухгалтерской отчетности, исходя из правил настоящего Положения, организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

Если при составлении бухгалтерской отчетности применение правил настоящего Положения не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то организация в исключительных случаях (например национализация имущества) может допустить отступление от этих правил,

При этом понятие достоверности бухгалтерской отчетности следует отличать от понятия реальности бухгалтерской информации.

Реальной, т. е - объективно и полностью отражающей финансовое положение фирмы, бухгалтерская отчетность не может быть по определению. И вот почему.

Бухгалтерский учет очень часто сравнивают с языком бизнеса. И вовсе не потому, что бизнесмены общаются между собой исключительно с помощью бухгалтерии. Вовсе нет. Дело в том, что бухгалтерский учет использует инструментарий, аналогичный любому языку как набору условных символов, согласно договоренности лиц, их использующих, призванных отображать явления реального мира. Об одних и тех же явлениях можно рассказать на разных языках. Возможно специально придумать новый язык - эсперанто. Аналогично один и тот же F может быть совершенно по-разному (путем использования различных учетных методик) отражен в бухгалтерском учете. Однако, исходя из принципа дополнительности, ни один из этих методов не может реально (т. е. полностью адекватно) отобразить F. Методика учета, принятая в нормативных актах (стандартах), есть один из бесконечного множества теоретически возможных ее вариантов.

Однако, зная ограничения информативности конкретного варианта, мы можем при условии его последовательного применения с большей, в сравнении с ситуацией непоследовательности методики, объективностью оценить финансовое состояние хозяйствующего субъекта.

И именно последовательность применения выбранных через утверждение законодательства или общепринятых стандартов методов учета, содержание которых доступно пользователю, т. е - достоверность отчетности, и является залогом ее понимания.

При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т. е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).

Организация должна при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним придерживаться принятых ею их содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому.

Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускается в исключительных случаях, например при изменении вида деятельности. Организацией должно быть обеспечено подтверждение обоснованности каждого такого изменения. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших это изменение.

По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному, Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку.

Статьи бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и других отдельных форм бухгалтерской отчетности, которые в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету подлежат раскрытию и по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств, доходов, расходов и иных показателей, прочеркиваются (в типовых формах) или не приводятся (в формах, разработанных самостоятельно, и в пояснительной записке).

Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Показатели об отдельных видах активов, обязательств, доходов, расходов и хозяйственных операций могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчете о прибылях и убытках общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.










2.Налогооблажение транспортных предприятий

Транспортные организации облагаются налогом на прибыль , налогом на имущество, НДС, ЕСН и транспортным налогом.

Транспортный налог введен в действие в составе главы 28 НК РФ Федеральным законом от 24.07.2002 г. N 110-ФЗ. Его налогоплательщиками являются организации и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.

Объектами налогообложения считаются зарегистрированные в установленном порядке:

автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;

снегоходы и мотосани;

самолеты, вертолеты и другие воздушные суда;

теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы и несамоходные (буксируемые) суда.

Не относятся к объектам налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил (л.с.);

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт - киловатт), полученные или приобретенные через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, являющиеся собственностью организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, или используемые ими на правах хозяйственного ведения или оперативного управления;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и применяемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

Налоговая база определяется следующим образом.

Для транспортных средств, имеющих двигатели, в качестве налоговой базы принимается мощность двигателя в лошадиных силах (л.с.). Для водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, у которых существует понятие валовой вместимости, за налоговую базу выбирается занесенная в регистр (список) валовая вместимость в тоннах. Для других водных и воздушных транспортных средств налоговой базой служит единица транспортного средства.

У транспортных средств, имеющих двигатели, и у водных несамоходных транспортных средств налоговая база фиксируется отдельно по каждому транспортному средству. У других водных транспортных средств и воздушных судов налоговая база определяется отдельно.

Налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год.

Налог с владельцев транспортных средств исчислялся по годовым ставкам, приходящимся на единицу (одну лошадиную силу) мощности двигателя транспортного средства или одну регистровую тонну или его счетную единицу.


Таблица 16.23. Ставки транспортного налога


 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|           Наименование объектов обложения              |Размер годово-|

|                                                        |го     налога,|

|                                                        |руб.          |

|————————————————————————————————————————————————————————|——————————————|

|Автомобили легковые с мощностью двигателя:              |С каждой л.с. |

|до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно;                |      5       |

|свыше 100 до 150 л.с. (свыше 73,55 до 110,33 кВт);      |      7       |

|свыше 150 до 200 л.с. (свыше 110,33 до 147,1 кВт);      |      10      |

|свыше 200 до 250 л.с. (свыше 147,1 до 183,9 кВт);       |      15      |

|свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)                        |      30      |

|————————————————————————————————————————————————————————|——————————————|

|Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя:          |С каждой л.с. |

|до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно;                  |      2       |

|свыше 20 до 35 л.с. (свыше 14,7 до 25,74 кВт);          |      4       |

|свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)                         |      10      |

|————————————————————————————————————————————————————————|——————————————|

|Автобусы с мощностью двигателя:                         |С каждой л.с. |

|до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно;                |      10      |

|свыше 200 л.с. (свыше 147,1кВт)                         |      20      |

|————————————————————————————————————————————————————————|——————————————|

|Грузовые автомобили с мощностью двигателя:              |С каждой л.с. |

|до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно;                |      5       |

|свыше 100 до 150 л.с. (свыше 73,55 до 110,33 кВт);      |      8       |

|свыше 150 до 200 л.с. (свыше 110,33 до 147,1 кВт);      |      10      |

|свыше 200 до 250 л.с. (свыше 147,1 до 183,9 кВт);       |      13      |

|свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)                        |      17      |

|————————————————————————————————————————————————————————|——————————————|

|Другие  самоходные  транспортные  средства,   машины   и|С каждой л.с. |

|механизмы на пневматическом и гусеничном ходу           |      5       |

|————————————————————————————————————————————————————————|——————————————|

|Снегоходы и мотосани с мощностью двигателя:             |С каждой л.с. |

|до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно;                 |      5       |

|свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)                         |      10      |

|————————————————————————————————————————————————————————|——————————————|

|Катера, моторные  лодки  и  другие  водные  транспортные|С каждой л.с. |

|средства с мощностью двигателя:                         |              |

|до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно;                |      10      |

|свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)                        |      20      |

|————————————————————————————————————————————————————————|——————————————|

|Яхты  и  другие  парусно-моторные   суда   с   мощностью|С каждой л.с. |

|двигателя:                                              |              |

|до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно;                |      20      |

|свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)                        |      40      |

|————————————————————————————————————————————————————————|——————————————|

|Гидроциклы с мощностью двигателя:                       |С каждой л.с. |

|до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно;                |      25      |

|свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)                        |      50      |

|————————————————————————————————————————————————————————|——————————————|

|Несамоходные    (буксируемые)    суда,    для    которых|С каждой тонны|

|определяется валовая вместимость                        |20            |

|————————————————————————————————————————————————————————|——————————————|

|Самолеты, вертолеты и воздушные  транспортные  средства,|С  каждой л.с.|

|имеющие двигатели                                       |25            |

|————————————————————————————————————————————————————————|——————————————|

|Другие водные  и  воздушные  транспортные  средства,  не|С каждой  еди-|

|имеющие двигатели                                       |ницы 200      |

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————



Порядок исчисления налога изложен в статье 362 Налогового кодекса.

В общем случае сумма налога исчисляется так:


  —————————————        ——————————            ————————————

 |      Н      |  =   |   НБ     |   х      |     НС     |   , где

  —————————————        ——————————            ————————————


Н - сумма налога в рублях по одному транспортному средству;

НБ - налоговая база - мощность двигателя одного транспортного средства в лошадиных силах;

НС - налоговая ставка в рублях.

Если транспортное средство регистрируют или снимают с учета в течение календарного года (налогового периода), то сумму налога определяют так:


  ———————————        ————————————        —————————           ——————

 |     Н     |  =   |     НБ     |   х  |    НС   |     х   |  К   |    ,

  ———————————        ————————————        —————————           ——————


где К - расчетный коэффициент, определяемый по формуле:


К = П/12,


где П - число полных месяцев, в течение которых в налоговом периоде транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика.

Обратите внимание на то, что месяц регистрации и месяц снятия с учета принимаются за полный месяц. Если регистрация и снятие с учета транспортного средства состоялись в одном календарном месяце, то он принимается как один полный месяц.

Уплата налога производится по месту нахождения транспортного средства.


Пример 73

По состоянию на 1 января 2003 года организация имеет на своем балансе автомобили:

легковой, мощность двигателя 200 л.с.;

грузовой, мощность двигателя 140 л.с.;

грузовой, мощность двигателя 100 л.с.

5 марта 2003 года грузовой автомобиль с двигателем 100 л.с. был снят с учета в связи с продажей. 25 июля 2003 года был приобретен и зарегистрирован в ГИБДД грузовой автомобиль с двигателем 160 л.с.

Законом субъекта РФ, в котором зарегистрированы транспортные средства, установлены ставки налога в соответствии с пунктом 1 статьи 361 НК РФ.

Рассчитаем транспортный налог, который организация должна уплатить за 2003 год. Представим этот расчет в виде таблицы:


 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|Мощность двигателя, л.с.|Налоговая ставка|Расчетный  коэф-|Сумма налога|

|(налоговая база НБ)     |(НС) в рублях   |фициент (К)     |(Н) в рублях|

|————————————————————————|————————————————|————————————————|————————————|

|          200           |       10       |       X        |    2000    |

|————————————————————————|————————————————|————————————————|————————————|

|          140           |       8        |       X        |    1120    |

|————————————————————————|————————————————|————————————————|————————————|

|          100           |       5        |      3/12      |     125    |

|————————————————————————|————————————————|————————————————|————————————|

|          160           |       10       |      6/12      |     800    |

|————————————————————————|————————————————|————————————————|————————————|

|         Итого          |       X        |        X       |    4045    |

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————


Итого за 2003 год организация должна уплатить транспортный налог в размере 4045 руб.






3. Учет прибыли на транспортных предприятиях

Финансовый результат - это конечный экономический итог деятельности предприятия, который выражается в виде прибыли или убытка. Бухгалтерский учет действий по определению финансового результата проводится с использованием счета 99 "Прибыли и убытки". Согласно "Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" и другим российским стандартам, о которых речь пойдет в главе 22, прибыли и убытки от хозяйственных операций выявляются путем соотнесения доходов и расходов по этим операциям за один и тот же период.

Доходы и расходы предприятия определяются в соответствии с Положениями по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 и "Расходы организации" ПБУ 10/99. Доходами считаются увеличения экономических выгод предприятия в результате поступления различного вида активов (материальных и денежных ценностей) и/или погашения обязательств перед другими субъектами, приводящие к увеличению капитала (за исключением вкладов в уставный капитал). Расходами соответственно считаются уменьшения экономических выгод в результате выбытия активов и/или увеличения обязательств предприятия перед другими субъектами рыночных отношений, приводящие к уменьшению капитала (за исключением изъятий из уставного капитала).

Для облегчения сопоставления доходов и расходов стандарты бухгалтерского учета рекомендуют выделять четыре вида деятельности и состояния предприятия:

обычная деятельность;

операционная деятельность;

внереализационная деятельность;

чрезвычайные ситуации.

Сравнение совпадающих по времени доходов и расходов по всем упомянутым категориям деятельности (состояния) позволяет судить об их прибыльности или убыточности. Суммирование всех частных результатов определяет конечный результат функционирования предприятия за тот или иной период.

В учредительных документах предприятия указывается, какие виды деятельности (в соответствии с Общероссийским Классификатором Видов Экономической Деятельности - ОКВЭД) входят в обобщенное понятие предмета его деятельности. Совокупность хозяйственных операций и действий, относящихся к ним, считается обычной деятельностью данного предприятия. Иные выполняемые функции, не входящие в нее, называются прочими видами деятельности.

Доход от обычной деятельности называется выручкой. Сопоставление доходов и расходов по обычной деятельности предприятия для выявления прибыли или убытка производится с применением счета 90 "Продажи". Процесс сравнения рассмотрен в главе 9.

Продемонстрируем его на примере работы мастерской, оказывающей услуги населению:

Д 90-2 - К 20 1000 - списана на реализацию производственная себестоимость оказанных услуг;

Д 50 - К 90-1 1800 - получена в кассу наличная выручка;

Д 90-2 - К 26 200 - списаны на реализацию административно-хозяйственные расходы;

Д 90-5 - К 68-1 86 - начислен налог с продаж;

Д 90-3 - К 68-2 286 - начислен НДС;

Д 90-9 - К 99 228 - определена прибыль от реализации услуг,

где: счет 20 "Основное производство", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 50 "Касса", субсчет 68-1 "Расчеты с бюджетом по налогу с продаж", субсчет 68-2 "Расчеты с бюджетом по НДС", субсчет 90-1 "Выручка", субсчет 90-2 "Себестоимость продаж", субсчет 90-3 "Налог на добавленную стоимость", субсчет 90-5 "Налог с продаж", субсчет 90-9 "Прибыль/убыток от продаж", счет 99 "Прибыли и убытки".

В комплексе представленных проводок все затраты собраны по дебету счета 90 (себестоимость, коммерческие расходы, НДС, налог с продаж), а доход представлен по кредиту этого счета (наличная выручка). Выручка больше суммы расходов, поэтому счет 90 закрылся проводкой, определяющей величину прибыли.

Хотя синтетический счет закрылся (сальдо на нем равно нулю), отдельные его составляющие (в данном случае субсчета 90-1, 90-2, 90-3, 90-5 и 90-9) остаются незакрытыми до конца года. Накапливающиеся в них суммы позволяют получить полное представление об экономических компонентах деятельности и одновременно облегчают составление отчета о прибылях и убытках. Более того, субсчет 90-2 можно разбить на три субсчета второго порядка: 90-21 "Производственная себестоимость"; 90-22 "Управленческие расходы"; 90-23 "Коммерческие расходы", что полностью соответствует отдельным строкам данного отчета.

В конце года при осуществлении реформации баланса, под которой понимают подведение окончательного итога деятельности предприятия и определение размера нераспределенной (чистой) прибыли или непокрытого убытка, все субсчета закрываются проводками:

Д 90-9 - К 90-2, 3, 5 - списаны расходные компоненты обычной деятельности;

Д 90-1 - К 90-9 - погашен доходный компонент обычной деятельности.

Операционная деятельность - это функционирование предприятия в сфере, непосредственно не связанной с производством и реализацией основной продукции (работ и услуг). Она имеет периодический или разовый характер. Некоторые ее виды (например: предоставление имущества или имущественных прав в аренду, участие в уставных капиталах других организаций) могут включаться в состав обычных видов деятельности, если это записано в учредительных документах организации.

Операционными видами деятельности являются:

работы, связанные с предоставление другим предприятиям в аренду своих активов (в том числе прав), если они не составляют предмет деятельности организации;

участие в совместной деятельности;

инвестирование капитала в виде вкладов в уставные капиталы других предприятий, если оно не составляет предмет деятельности организации;

продажа своих основных средств и других активов;

получение процентов с денежных сумм, предоставляемых во временное пользование другим организациям (в том числе процентов с остатков средств на расчетных счетах в банках).

Сравнение доходов и расходов по операционным видам деятельности осуществляется на счете 91 "Прочие доходы и расходы".

В качестве примера N 1 приведем проводки по получению из обслуживающего банка дохода в виде процентов на остаток средств на расчетном счете:

Д 51 - К 91 - отражена сумма полученных от банка процентов;

Д 91 - К 99 - в конце месяца включена в прибыль сумма полученных от банка процентов,

где: счет 51 "Расчетные счета", счет 91 "Прочие доходы и расходы", счет 99 "Прибыли и убытки".

Суть и смысл данной хозяйственной операции заключаются в следующем. На расчетном счете предприятия, который открыт в обслуживающем банке, всегда есть какой-то денежный остаток. Банк пользуется этими средствами, включая их в свой коммерческий оборот. Извлекая выгоду, он ее часть переводит на счет своего клиента в виде процентов на средний расчетный денежный остаток.

В качестве примера N 2 рассмотрим предоставление нематериального актива в уставный капитал другой организации:

Д 05 - К 04 - погашена сумма амортизации нематериального актива;

Д 58 - К 04 - списана остаточная стоимость нематериального актива;

Д 58 - К 98 - отражена сумма дооценки нематериального актива;

Д 76 - К 91 - начислены доходы от участия в уставном капитале другой организации;

Д 51 - К 76 - получены доходы от участия в уставном капитале другой организации;

Д 98 - К 91 - включена в состав внереализационных доходов часть суммы дооценки нематериального актива;

Д 91 - К 99 - в конце месяца переведены в состав прибыли доходы, обусловленные участием в уставном капитале другой организации и дооценкой нематериального актива,

где: счет 04 "Нематериальные активы", счет 05 "Амортизация нематериальных активов", счет 51 "Расчетные счета", счет 58 "Финансовые вложения", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", счет 91 "Прочие доходы и расходы", счет 98 "Доходы будущих периодов", счет 99 "Прибыли и убытки".

Смысл приведенных проводок заключается в следующем. Предприятие передает в уставный капитал другой организации свой нематериальный актив, осуществляя, таким образом, финансовые вложения, которые будут приносить ему доходы в будущем. В момент передачи нематериальный актив списывается с баланса по остаточной стоимости, а величина финансовых вложений, по договоренности с учредителями, была оценена выше этой остаточной стоимости. Поэтому при списании актива с учета была отражена также сумма дооценки в виде доходов будущих периодов: именно будущих периодов, поскольку при передаче актива еще совершенно не ясно, будут ли поступать доходы. Через некоторое время поступило извещение о том, что предприятию начислены операционные доходы в виде дивидендов от участия в уставном капитале. Когда доходы поступили, доля дооценки, пропорциональная времени использования нематериального актива, переведена во внереализационные доходы. (Возможен вариант уценки передаваемого актива, тогда появляются внереализационные расходы.)

К категории внереализационных операций относятся действия, связанные с получением или выбытием определенных денежных сумм и/или других материальных или нематериальных ценностей:

штрафы, пени, неустойки за нарушение договорных условий;

безвозмездное получение или передача активов;

возмещения или поступление возмещений убытков;

списание кредиторских и дебиторских задолженностей по истечении сроков исковой давности;

отражение курсовых разниц по операциям в иностранной валюте;

формирование сумм дооценки или уценки активов.

Сопоставление доходов и расходов по таким операциям также осуществляется на счете 91 "Прочие доходы и расходы". На этом счете для удобства подведения финансового итога рекомендуется ввести субсчета: 91-1 "Прочие доходы", 91-2 "Прочие расходы", 91-3 "НДС" и 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов"

Рассмотрим в качестве примера N 3 списание кредиторской задолженности. Допустим, что предприятие получило аванс от смежной организации. Обязательства, связанные с авансом, им не были выполнены. По истечении срока исковой давности кредиторская задолженность была переведена в прибыль предприятия. При этом были понесены некоторые расходы, связанные с юридическими тонкостями и нотариальным оформлением. Система бухгалтерских проводок в этом случае будет выглядеть следующим образом:

Д 51 - К 62 1200 - получен аванс;

Д 62 - К 68 200 - начислен НДС с полученного аванса;

Д 68 - К 51 200 - перечислена в бюджет сумма НДС с полученного аванса;

Д 62 - К 91-1 1000 - отражен доход от списанной кредиторской задолженности;

Д 76 - К 51 60 - оплачены услуги нотариальной конторы;

Д 91-2 - К 76 50 - учтена в расходах стоимость нотариальных услуг без НДС;

Д 19 - К 76 10 - отражена сумма НДС по нотариальным услугам;

Д 68 - К 19 10 - предъявлен к зачету с бюджетом НДС по нотариальным услугам;

Д 91-9 - К 99 950 - определена прибыль от списания кредиторской задолженности,

где: счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", счет 51 "Расчетные счета", счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", счет 91 "Прочие доходы и расходы", счет 99 "Прибыли и убытки".

В конце года при реформации баланса и выявлении общей суммы нераспределенной (чистой) прибыли или непокрытого убытка сальдо на субсчетах счета 91 "Прочие доходы и расходы" обнуляются при помощи проводок:

Д 91-9 - К 91-2 - списан расходный компонент прочей деятельности;

Д 91-1 - К 91-9 - погашен доходный компонент прочей деятельности.

Особое место среди операций и действий предприятия занимают чрезвычайные события, которые чаще всего связаны со стихийными бедствиями, пожарами, авариями, национализацией и т.п. обстоятельствами. Чрезвычайные ситуации всегда сопровождаются расходами, а иногда - доходами (страховые возмещения, возвратные поступления материальных ценностей). Их сопоставление производится непосредственно на счете 99 "Прибыли и убытки".

В качестве примера N 4 покажем, как оформить в бухгалтерском учете операцию по списанию частично амортизированного основного средства, разрушенного стихийным бедствием. При его разборке были оприходованы материалы, годные к употреблению в виде топлива. Балансовая стоимость основного средства на счете 01 "Основные средства" - 3000 условных денежных единиц (у.д.е.), сумма накопленной амортизации на счете 02 "Амортизация основных средств" - 2000 у.д.е., стоимость извлеченных материалов на счете 10 "Материалы" - 400 у.д.е. Бухгалтерские проводки будут выглядеть следующим образом:

Д 02 - К 01 2 000 - определена остаточная стоимость основного средства;

Д 99 - К 01 1 000 - списана остаточная стоимость основного средства (убыток);

Д 10 - К 99 400 - отражен возврат пригодных материалов (доход).

Общий убыток от утраты основного средства будет равен 600 у.д.е., т.е. меньше его остаточной стоимости за счет оприходованных материалов, годных к употреблению в качестве топлива.

Как известно, прибыль - это превышение доходов над расходами, а убыток - это превышение расходов над доходами. Сравнение сумм доходов с суммами расходов может быть корректным только в том случае, если установлены определенные правила и условия их признания и непризнания.

Для признания дохода (или выручки) необходимо наличие совокупности пяти следующих условий:

право предприятия на получение дохода закреплено договором или другим аналогичным способом;

имеется четкая определенность суммы поступления;

существует гарантированная уверенность в том, что при исполнении хозяйственного действия произойдет увеличение экономической выгоды;

право собственности (владения, пользования или распоряжения) на товар (работу, услугу), являющийся предметом договора, перешло к покупателю;

расходы по произведенной операции установлены или могут быть установлены.

Для признания расходов необходимо наличие совокупности трех следующих условий:

затраты осуществляются в соответствии с конкретным договором или нормативным актом;

суммы расходов могут быть четко определены;

существует обоснованная уверенность в том, что при проведении хозяйственной операции произойдет уменьшение экономической выгоды.

Из представленного перечня условий признания доходов и расходов видно, что приоритет отдается признанию расходов (меньше условий). С экономической точки зрения это оправдано, ибо прибыльная работа предприятия предполагает только повышенную ответственность по его обязательствам перед налоговыми органами. Убыточная же работа требует более быстрого осознания ситуации и принятия оперативных решений по ее исправлению, поскольку она может закончиться банкротством предприятия.

В конце каждого месяца предприятие подводит итоги функционирования, главным из которых является размер прибыли (или убытка). Финансовый результат формируется в виде сальдо (остатка) на счете 99 "Прибыли и убытки". Он должен быть скорректирован путем прибавления к нему расходов, которые, согласно налоговому законодательству, не учитываются при расчете базы по налогу на прибыль (см. п.8.6.7). Увеличенный таким образом финансовый результат следует принять в качестве базы по налогу на прибыль. Ставка налога - 24%. Подробности о нем изложены в главе 16 (см. п.16.10).

В бухгалтерском учете начисление налога на прибыль отражается следующей проводкой:

Д 99 - К 68 - начислен налог на прибыль,

где: счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 99 "Прибыли и убытки".

Кроме налога на прибыль, такой же проводкой описываются операции по начислению штрафов и пени за неполное или несвоевременное исполнение предприятием своих обязательств перед бюджетом. Аналогичными записями отражаются суммы штрафов и пени, которые предъявляют фонды социального страхования и обеспечения:

Д 99 - К 69 - начислены штрафы и пени в социальные фонды,

где: счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению".

При подведении годового итога хозяйственной деятельности после выверки всех промежуточных финансовых результатов и уточнения суммы налога на прибыль сальдо со счета 99 "Прибыли и убытки" переводится на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)":

а) Д 99 - К 84 - определена сумма нераспределенной прибыли;

б) Д 84 - К 99 - отражена сумма непокрытого убытка.

Следует обратить внимание на то, что современному бухгалтеру приходится иметь дело с двумя величинами прибыли:

бухгалтерской - полученной по материалам бухгалтерского учета;

налоговой - рассчитанной с помощью корректировок бухгалтерской прибыли или определенной по данным отдельного налогового учета.

Несколько лет тому назад проблема расхождения величин бухгалтерской и налогооблагаемой прибыли решалась достаточно просто и изящно: расходы, которые не учитывались в целях налогообложения, сразу относились на чистую (нераспределенную) прибыль. В результате по бухгалтерскому учету легко устанавливались обе суммы. Затем было принято решение о включении данных расходов в себестоимость продукции (работ и услуг) и внесении корректировок в финансовый результат. В настоящее время масштаб корректировок настолько значителен, что вопрос о выделении налогового учета в самостоятельный вид можно считать решенным.

Для предприятий внедрение дополнительного учета на базе, не совпадающей с базой бухгалтерского учета, экономически крайне невыгодно, а значит разорительно и для государства в целом. К сожалению, в последние годы стратегические и тактические неудачи в сфере управления экономикой аппарат чиновников пытается компенсировать дополнительным давлением на коммерческие фирмы. Поэтому бухгалтеру, кроме глубоких профессиональных знаний, необходимы такие личные качества, как крепкое здоровье, твердость характера, принципиальность и настойчивость в отстаивании интересов своей организации.

В условиях нестабильной экономической ситуации российские предприятия, заключающие между собой различные сделки, часто предпочитают при оформлении договоров устанавливать цены в иностранной валюте или условных единицах. В результате, как правило, рублевый эквивалент суммы договора в момент возникновения обязательств по платежам и во время их погашения бывает разным. Возникает суммовая разница. Согласно Положениям по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 и "Расходы организации" ПБУ 10/99 суммовые разницы относятся к внереализационным доходам или расходам, в зависимости от того, увеличивают или уменьшают они экономическую выгоду предприятия. Их учет осуществляется на счете 91 "Прочие доходы и расходы". При этом положительные суммовые разницы увеличивают налогооблагаемую прибыль, а отрицательные - уменьшают. Кроме того, в соответствии с налоговым законодательством, поскольку суммовые разницы возникают при осуществлении операций по реализации продукции, они являются объектом обложения НДС.

С точки зрения бухгалтерского учета целесообразно процесс реализации условно представлять в виде двух составных элементов: реализация продукции и реализация суммовой разницы.

Рассмотрим пример возникновения положительных и отрицательных суммовых разниц. Предположим, что между двумя предприятиями заключен договор купли-продажи, по которому продавец (промышленное предприятие) обязуется отгрузить покупателю (промышленному предприятию) свою продукцию на сумму, эквивалентную 1200 долларов США, которую тот использует в качестве сырья для изготовления собственной продукции. Себестоимость продукции эквивалентна 900 долларов США. Курс доллара при возникновении обязательства был 31 руб., а при погашении стал: в одном случае - 32 руб. (положительная суммовая разница для продавца), в другом - 30 руб. (отрицательная суммовая разница для продавца).

Д 62 - К 90 ($ 1200 по 31 руб.) 37 200 - предъявлен счет покупателю;

Д 90 - К 68 ($ 200 по 31 руб.) 6 200 - начислена сумма НДС;

Д 90 - К 43 ($ 900 по 31 руб.) 27 900 - списана себестоимость продукции;

Д 90 - К 99 ($ 100 по 31 руб.) 3 100 - определена прибыль от реализации;

Д 51 - К 62 ($ 1200 по 32 руб.) 38 400 - получена выручка от реализации;

Д 62 - К 68 ($ 200 (32 - 31 руб.)) 200 - начислен НДС по суммовой разнице;

Д 62 - К 91 ($ 1000 (32 - 31 руб.)) 1 000 - отражен доход от суммовой разницы.


Д 10 - К 60 ($ 1000 по 31 руб.) 31 000 - отражена учетная стоимость без НДС;

Д 19 - К 60 ($ 200 по 31 руб.) 6 200 - учтена сумма НДС;

Д 60 - К 51 ($ 1200 по 32 руб.) 38 400 - оплачено поставщику;

Д 10 - К 60 ($ 1000 (32 - 31 руб.)) 1 000 - проведена дооценка закупки (без НДС);

Д 19 - К 60 ($ 200 (32 - 31 руб.)) 200 - учтена дооценка НДС;

Д 68 - К 19 6 400 - осуществлен зачет с бюджетом по НДС,

где: счет 10 "Материалы", счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", счет 43 "Готовая продукция", счет 90 "Продажи", счет 51 "Расчетные счета", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 90 "Продажи", счет 91 "Прочие доходы и расходы", счет 99 "Прибыли и убытки".

Д 62 - К 90 ($ 1200 по 31 руб.) 37 200 - предъявлен счет покупателю;

Д 90 - К 68 ($ 200 по 31 руб.) 6 200 - начислен НДС;

Д 90 - К 43 ($ 900 по 31 руб.) 27 900 - списана себестоимость продукции;

Д 90 - К 99 ($ 100 по 31 руб.) 3 100 - определена прибыль от реализации;

Д 51 - К 62 ($ 1200 по 30 руб.) 36 000 - получена выручка от реализации;

 ———————————

62 - К 68| ($ 1000 (31 - 30 руб.)) - 200 - сторнирован НДС по суммовой

 ———————————

разнице;

Д 91 - К 62 ($ 1000 (31 - 30 руб.)) 1 000 - отражен расход от суммовой разницы.


Д 10 - К 60 ($ 1000 по 31 руб.) 31 000 - отражена учетная стоимость без НДС;

Д 19 - К 60 ($ 200 по 31 руб.) 6 200 - учтена сумма НДС;

Д 60 - К 51 ($ 1200 по 30 руб.) 36 000 - оплачено поставщику;

 ———————————

10 - К 60| ($ 1000 (31 - 30 руб.)) - 1 000 - проведена уценка  закупки

 ———————————

(без НДС);

 ———————————

19 - К 60| ($ 200 (31 - 30 руб.)) - 200 - осуществлена уценка НДС;

 ———————————

Д 68 - К 19 6 000 - НДС предъявлен к зачету с бюджетом.




















Список использованной литературы


1. Алборов Р.А., Концевая С.М. Бухгалтерский учет в крестьянских (фермерских) хозяйствах и сельхозкооперативах. - М.: АО "ДИС", 2004.

2. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник / Л.А. Богдановская, Г.Г. Виноградов, О.Ф. Мигун и др.; Под общ. ред. В.И. Стражева. - Мн.: Выш. шк., 2004.

3. Андреев В.К., Степанюк Л.Н., Остроухова В.И. Правовое регулирование предпринимательской деятельности: Учебное пособие. - М.: Бухгалтерский учет, 2004.

4. Андросов А.М. Бухгалтерский учет и отчетность в России: практическое руководство с документами и комментариями. - М.: МЕНАТЕП - ИНФОРМ, 2004.

5. Арустамов Э.А. Оборудование предприятий (торговля): Учебное пособие. - М.: ИД "Дашков и К", 2004.

6. Астахов В.П. Ценные бумаги. Выпуск, обращение, погашение, бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность. - М.: Ось-89, 2004.

7. Бакшинскас В.Ю., Николаева С.А., Скапенкер М.Ю. Нематериальные активы. Правовое регулирование, учет, налогообложение. - М.: Аналитика-Пресс, 2004.

8. Барр Р. Политическая экономия в 2-х тт. - Т.1: Пер. с фр. - М.: Международные отношения, 2004.

9. Барр Р. Политическая экономия в 2-х тт. - Т.2: Пер. с фр. - М.: Международные отношения, 2004.

10. Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. - М.: Филинъ, 2004.

11. Басистов А.Г. Доверенность: субъективный состав, полномочия, оформление, некоторые особенности/Под ред. М.Ю. Барщевского. - М.: Белые альвы, 2004.

12. Белов А.Н. Бухгалтерский учет в учреждениях непроизводственной сферы. - М.: Финансы и статистика, 2004.

13. Белова Т.А. Текущие валютные счета. Открытие. Ведение. Использование. - М.: Консалтингбанкир, 2004

14. Белуха Н.Т. Судебно-бухгалтерская экспертиза. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004.

15. Беляшов В.А. Таможенный энциклопедический справочник. В 2-х томах / Под ред. И.Ю. Краснянского. - Мн.: Интердайджест, 2004.

16. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация: Пер с англ./Научн. ред. чл.-корр. РАН И.И. Елисеева. - М.: Финансы и статистика, 2004.

17. Бетге Й. Балансоведение: Пер. с нем. / Научный редактор В.Д. Новодворский. - М.: Бухгалтерский учет, 2004.

18. Богомолов А.М., Голощапов Н.А. От теории к практике бухгалтерского учета. - М.: Хронограф, 2004.

19. Большой бухгалтерский словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 2004.

20. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Правовая культура, 2004.

21. Боченков Г.Я., Проценко П.В., Терстепанов Г.А. Экономика капитального строительства Министерства обороны. - Л.: Изд-во ВВИТКУ, 2004.

22. Букина Г.Н., Мищенко Н.Ю., Палий Е.В. Бухгалтерский учет. Экспресс - курс. - М.: ИНФРА-М, ЭКОР, 2004.

23. Бургонова Г.Н., Каморджанова Н.А. Гостиничный и туристский бизнес: особенности бухгалтерского учета и налогообложения: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2004.

24. Бухгалтерский анализ: пер. с англ. - К.: Торгово-издательское бюро BHV, 2003

25. Бухгалтерский словарь (настольная книга) / Под ред. Нетесина Н.И. - М.: Баян, Литера, 2004

28. Бухгалтерский учет и анализ в США: Пер. с англ. - М.: Финансовые известия, 2004

29. Бухгалтерский учет и аудит в строительстве: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Лукинова. - М.: Юрайт, 2004

30. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. П.С. Безруких. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Бухгалтерский учет, 2004

31. Бухгалтерский учет: Учебник / И.Е. Тишков, А.И. Балдинова, Т.Н. Дементей и др.: Под общ. ред. И.Е. Тишкова. - Мн.: Выш. шк., 2004.

32. Бухгалтерско-аудиторский портфель (Книга предпринимателя. Книга бухгалтера. Книга аудитора) / Отв. ред. Рубин Ю.Б., Солдаткин В.И. - М.: СОМИНТЭК, 2004

33. Бычкова С.М., Газарян А.В. Планирование в аудите. - М.: Финансы и статистика, 2003.