Содержание



Введение. 3

1. Сущность ценных бумаг. 4

2. Выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг. 7

3. Обращение ценных бумаг. 9

4.   Проблемы развития рынка ценных бумаг в России. 10

5. Тенденции развития современного рынка ценных бумаг. 14

Заключение. 16

Список литературы.. 18

 

Введение


В настоящее время одним из наиболее гибких финансовых инструментов являются ценные бумаги.

Ценные бумаги - это неизбежный атрибут любого товарооборота. Будучи товаром, они в состоянии служить, как средством кредита, так и средством платежа заменяя тем самым наличные деньги.

Ранее в условиях плановой экономики некоторые виды ценных бумаг использовались в имущественных отношениях (облигации и лотерейные билеты в отношениях с участием граждан, векселя во внешнеторговом обороте). В настоящее время переход к рыночной организации экономики и формирование рынка ценных бумаг потребовали возрождения и использования всего многообразия ценных бумаг. В свою очередь появилась настоятельная потребность в изучении всего комплекса возможностей, предоставляемого этим рынком, а также в четком правовом оформлении ценных бумаг и их оборота, при отсутствии которого их использование просто невозможно.

После перехода от командной экономики к рыночной, возникла потребность в создании полноценно функционирующего рынка ценных бумаг. В данный момент современный российский рынок ценных бумаг (РЦБ в дальнейшем) все еще формируется, так как насчитывает  не более 11 лет своего существования в современной России. Сейчас перед РЦБ стоят очень много серьезных проблем, тормозящих его развитие.

1. Сущность ценных бумаг


Ценная бумага представляет собой денежный документ, свидетельствующий о праве собственности его владельца на определенную сумму денег или конкретные имущественные ценности.

Возникновение ценных бумаг как особого объекта имущественного оборота связывают с тем историческим периодом, когда люди, получив необходимость перемещать большие количества товаров и денег, столкнулись с отсутствием экономически оправдавшего себя способа такого перемещения.

Выход нашли юристы, уже в VI - V вв. до н.э. догадавшиеся превратить сами документы, удостоверяющие конкретные сделки, в особого рода товар, особую систему ценностей, не совпадающих ни с товарами в собственном смысле слова, ни с деньгами. До тех пор пока документы о сделках выполнялись на глиняных и восковых табличках, папирусе или пергаменте, они не получали широкого распространения.

В VI веке нашей эры в Китае изобретается бумага, а в IX - X вв. рецепт ее производства заносится в Западную Европу. Именно там, в условиях натурального хозяйствования и феодальной раздробленности, чрезвычайно далеких от рыночного хозяйствования, выполненные на бумаге документы по конкретным сделкам получили всеобщее признание и распространение как особые объекты экономического оборота.

Ценные бумаги (ЦБ) - это акции, облигации, векселя и другие (в том числе производные от них)  удостоверения имущественных прав (прав на ресурсы), обособившиеся от своей основы, признанные в таком качестве законодательством.

Каждому виду имущества (ресурсов) могут соответствовать свои ценные бумаги, которые в свою очередь могут являться предметом собственности, покупаться и продаваться, отдаваться в залог и т.д.



Виды ресурсов

 
Соответствующие ценные бумаги

Земля

Закладная (ипотечное свидетельство), земельный приватизационный чек (предлагается для введения в России с целью обслуживания приватизационной земли).

Недвижимость

Акция, закладная, приватизационный чек, жилищный сертификат.

Продукция

Коносамент, обращающееся складское свидетельство, обращающийся товарный фьючерсный контракт, товарный опцион

Деньги

Акция, облигация, нота, вексель, депозитный или сберегательный сертификат, чек, банковский акцепт и т.п.


При известных обстоятельствах ценные бумаги могут возникать и в виде удостоверений прав на использование рабочей силы, на нематериальные активы (типа разрешений на экспорт импорт продукции, право взимания налогов, право издания и т.п.). Основой для появления ценной бумаги может стать даже вероятность наступления какого - либо события (например, повышение или понижения фондового индекса).1

Однако нет оснований считать ценными бумагами контракт на покупку - продажу дома, поставку партии сырья, договор аренды оборудования и т.д., если передача прав, возникающих из них, может быть обеспечена только составлением нового договора, а не продажей уже заключенного контракта.

Иначе говоря, в качестве ЦБ признаются только такие удостоверения прав на ресурсы, которые отвечают следующим фундаментальным требованиям:

·     обращаемость на рынке

·     доступность для гражданского оборота

·     стандартность и серийность

·     документальность

·     регулируемость и признание государством

·     ликвидность

·     рискованность

·     обязательность исполнения.

Обращаемость - это способность ЦБ покупаться и продаваться на рынке, а также во многих случаях выступать в качестве самостоятельного платежного инструмента, облегчающего обращение других товаров.

Обращаемость указывает на то, что ЦБ существует только как особый товар, который, следовательно, должен иметь свой рынок с присущей ему организацией, правилами работы на нем и т.д. Должны в основной массе принадлежать рынку, быть товарами и те ресурсы, отражением прав на которые являются ЦБ.

Доступность для гражданского оборота - способность ЦБ не только покупаться, но и быть объектом других гражданских отношений, включая все виды сделок (займа, дарения, хранения и т.п.)

Стандартность - ЦБ должна иметь стандартное содержание (стандартность прав, Которые предоставляет ЦБ, стандартность участников, сроков, мест торговли, правил учета и других условий доступа к указанным правам, стандартных сделок, связанных с передачей ЦБ из рук в руки, стандартность формы самой бумаги и т.п.). Именно это делает ЦБ товаром способным обращаться.

Серийность - возможность выпуска ЦБ однородными сериями, классами, составляющая элемент та кого их качества, как стандартность.

Документальность ЦБ  - это всегда определенный документ, содержащий предусмотренные законодательством реквизиты. Отсутствие хотя бы одного из них влечет недействительность ЦБ или ее перевод в разряд иных обязательственных документов.

Регулируемость и признание государством.

Документы, претендующие на статус ЦБ, должны быть признаны государством в качестве таковых, что обеспечивает их хорошую регулируемость и доверие публики к ним. Плохо регулируемые и не признанные государством бумаги не могут претендовать на статус ценных, как бы беспредельна ни была фантазия финансистов, предлагающих публике все новые и новые финансовые продукты и услуги.

Ликвидность - это способность ЦБ быть быстро проданной, превратиться в денежные средства (в наличной или безналичной форме) без существенных потерь для держателя. Если рынок отказывается признать ее ликвидность, реальность выраженных ее прав, то ЦБ превращается из товара в ничего не стоящий клочок бумаги.

Необходимо отличать ликвидность конкретной ЦБ от:

·     ликвидности фондового рынка в целом (способность рынка поглощать значительные количества ЦБ при незначительных колебаниях курсовой стоимости и низких издержках на реализацию).

·     ликвидности предприятия, банка, инвестиционного института (степень ликвидности, готовности превращения в денежные средства активов предприятия с целью выполнения обязательств по привлеченным ресурсам).

Рискованность - возможность потерь, связанных с инвестициями в ЦБ и неизбежно им присущая.

Обязательность исполнения.

 Законодательство не допускает отказ от исполнения обязательства, выраженного ЦБ, если только не будет доказано, что ЦБ попала к держателю неправомерным путем.

2. Выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг

Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг может осуществляться отдельными выпусками.

       В рамках выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг могут устанавливаться серии, разряды, номера ценных бумаг.

       Решением о выпуске государственных или муниципальных ценных бумаг может быть установлено деление выпуска на транши.

     Транш - часть ценных бумаг данного выпуска, размещаемая в рамках объема данного выпуска в любую дату в течение периода обращения ценных бумаг данного выпуска, не совпадающую с датой первого размещения. Размещение траншей одного выпуска осуществляется на основании документов, регламентирующих размещение данного выпуска в соответствии с настоящим Федеральным законом.

     Отдельный выпуск государственных или муниципальных ценных бумаг, отличающихся от одного из существующих выпусков указанных ценных бумаг только датой выпуска (датой размещения), признается частью существующего выпуска, и ему присваивается государственный регистрационный номер существующего выпуска (дополнительный выпуск). Решение о размещении дополнительного выпуска осуществляется на основании документов, регламентирующих порядок размещения выпусков государственных и муниципальных ценных бумаг в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона, в которых должно содержаться указание на то, что данный выпуск ценных бумаг является дополнительным. Ценные бумаги дополнительного выпуска предоставляют их владельцам тот же объем прав, что и ценные бумаги выпуска, регистрационный номер которого присваивается дополнительному выпуску.

      Решение о выпусках, осуществляемых в соответствии с Генеральными условиями эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг и условиями эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг данного вида, принимается эмитентом указанных ценных бумаг.

3. Обращение ценных бумаг


         Наряду с первичным размещением ценных бумаг при их выпуске (эмиссии) юридические лица вправе совершать сделки с любыми ценными бумагами, включая свои собственные, при их последующем обращении на вторичном рынке ценных бумаг. Под обращением ценных бумаг понимается их купля-продажа инвесторами, в том числе при посредничестве профессиональных участников рынка ценных бумаг.2

         Сделки с ценными бумагами производятся после их оформления в установленном порядке и, как правило, с оценкой по рыночным ценам.

         Цена (курс) акций и производных ценных бумаг определяется в рублях за одну ценную бумагу; цена (курс) облигаций  и государственных долговых обязательств - в процентах к их нарицательной стоимости (номиналу).

         Вторичный рынок ценных бумаг может быть организованным - через фондовые биржи, и неорганизованным - внебиржевым.

         Биржевой и внебиржевой рынки обязаны действовать по четко установленным правилам, обеспечивающим регистрацию перехода прав собственности на объект сделок - ценные бумаги. Право собственности на ценные бумаги переходит к приобретателю:

         - в момент получения им сертификата на ценные бумаги;

         - в момент осуществления записи по счету “депо” приобретателя в случае хранения сертификатов в депозитарии.

         Сделка по купле-продаже ценных бумаг оформляется договором, который может быть заключен непосредственно между держателями ценных бумаг и инвестором, то есть лицами, не являющимися профессиональными участниками рынка ценных бумаг. В основном сделки по купле-продаже ценных бумаг производятся брокерами и дилерами - профессиональными участниками рынка ценных бумаг, которые дйствуют на основании договора поручения.

Котировка ценных бумаг - это рыночная цена ценной бумаги на фондовой бирже, определяемая соотношением спроса и предложения ценных бумаг различных компаний и зависящая от многих факторов, в первую очередь от размеров дивидендов, устойчивости репутации фирмы, конъюктуры на соответствующим товарном рынке и т.д.

4.   Проблемы развития рынка ценных бумаг в России

Формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг.

В первую очередь, это конечно проблемы государственного регулирования Р.Ц.Б.

В данном теме, возможно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения.

1. Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности. Политические кризисы в стране в первую очередь приводят к падению индекс РТС и котировок ценных бумаг.3

Решение этой проблемы не просто найти, потому что разнообразие политических партий вступает в противоречия с желанием власти установить четкую вертикаль правящей власти.

Хозяйственный кризис тоже до сих пор отражается на рынке ценных бумаг. К тому же,  как отмечалось выше, большую часть современного Р.Ц.Б. составляют долговые обязательства, что не может не отразиться на общем состоянии рынка. Выплаты государства по долгам уменьшают его влияние на рынке ценных бумаг.

2. Целевая переориентация рынка ценных бумаг с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции - направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России.

В России большая часть ценных бумаг идет на нужды правительства, не выполняя своей основной функции. А именно вложения ценных бумаг в развитие производства способны вывести российскую экономику на качественно новый уровень.

3. Улучшение качественных характеристик рынка:

·    наращивание объемов и переход в категорию классифицируемых рынков ценных бумаг (для того, чтобы российский рынок был отнесен к разряду развивающихся, размер капитализации рынка акций в процентах к номинальной стоимости ВВП должен достигнуть 30-40%, т.е. увеличиться в 10-15 раз), что невозможно без укрупнения и рекапитализации фондового рынка;

·    пресечение обращения на рынке суррогатов ценных бумаг и незаконной, профессиональной деятельности (контроль за данным процессом должны взять на себя как государственные, так и саморегулируемые организации). Россия по пиратству и мошенничеству прочно занимает место в десятке стран мира. Объем пиратской продукции, например, достигает 85%. Примерно такая же ситуация складывается и на рынке ценных бумаг, с той разницей, что ценные бумаги имеют большую степень защиты, чем, скажем, та же видео продукция.4 Но даже несмотря на это, общая доля поддельных бумаг на  российском рынке никак не меньше 40%. Контроль за этим должны взять фирмы, как государственные, так и частные. Причем, для вовлечения новых фирм в это дело должны использоваться средства поощрения, а все эти фирмы должны объединиться под эгидой комиссии по стандартам.

4. Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо:

1) создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (окончательный выбор модели фондового рынка (в настоящее время преобладает ориентация на фондовый рынок США).

 А также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг); У правительства не существует четкой политики по отношению к рынку ценных бумаг. А это большой промах, ведь рынок ценных бумаг - это фактически обязательный атрибут полноценно функционирующего государства.

2)формирование согласованной системы государственного регулирования фондового рынка для преодоления раздробленности и пересечения функций многих государственных органов;

В настоящее время большую часть рынка ценных бумаг контролирует РТС (Российская Торговая Система). Но нет единой системы государственного регулирования по отношению к РТС. Многие государственные органы, как например разнообразные комиссии стандартов, налоговые службы и. т. д.

Очень часто пересекаются своими функциями по отношению к РЦБ, в связи с несовершенством системы законов в отношении ценных бумаг. Единого органа, который ведал бы этими делами, в России нет.

3) формирование сильной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, которая сможет объединить ресурсы государства и частного сектора на цели создания рынка ценных бумаг;

4) ускоренное создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовой базы для ограничения рисков инвесторов;

5)создание системы отчетности и публикации макро- и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг;

Также, нет единой системы выставления отчетов по рынку ценных бумаг. Этим занимаются или интернет - сайты, или журналы,  но ни первые, ни последние не охватывают всю ширь поставленных вопросов.5

Так, например, в интернете можно найти прогнозы аналитиков и графики курса акций, но не причины, которые к этому привели. В журнале можно найти причины, но нет всех графиков, и очень мало аналитики.

6)формирование активно действующей системы контроля за небанковскими инвестиционными институтами;

7) государственная поддержка образования в области фондового рынка;

8) преодоление опережающего развития рынка государственных ценных бумаг, которое переключает большую часть денежных ресурсов на обслуживание непроизводительных расходов государства, сокращая поступление средств в производство.  Рынок государственных ценных бумаг, как бы оттягивает на себя ресурсы, мешая развиваться производству. Эту проблему тоже необходимо устранить, но в основном, за счет уменьшения роли этого сегмента рынка и переносе капитала на производственный сектор.

5. Проблема защиты инвесторов, которая может быть решена созданием государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов в ценные бумаги от потерь.

6. Опережающее создание депозитарной и клиринговой сети, агентской сети для регистрации движения ценных бумаг в интересах эмитентов.

7. Как отмечалось выше, в России нет обще принятых стандартов оценки стоимости ценной бумаги. В данный момент существуют лишь определенные подходы к оценке ликвидности ценной бумаги,  к тому же эти методы зачастую трудоемки. В процессе создания своей системы показателей для РЦБ Россия должна будет руководствоваться, скорее всего, принципами стран Запада, вероятнее всего США.

8. Реализация принципа представительства и консолидации регионов посредством:

1)    создания консультативного органа, объединяющего представителей государственных органов, банков, небанковских инвестиционных институтов, регионов и публики;

2)    передачи части прав по регулированию рынка регионам;

3)    введения представителей публики в состав директоратов регулятивных органов государства, саморегулируемых организаций, фондовых бирж;

4)    государственной поддержки саморегулируемых организаций;

5)    создания системы экспертной поддержки и научного обслуживания рынка (экспертные советы ученых и т.п.).

9.Среди крупнейших эмитентов фигурируют в основном нефтедобывающие компании, так например  капитал того же ЛУКойл НК составляет

$8 828 772 354 на начало 2000 года. Это показывает, что в России прежде всего развита именно добывающая промышленность.

10. Вовлечение в промышленный оборот  все большего числа акций российских акционерных обществ. В связи с деятельностью таких компаний как МММ, Русский Дом Селенга и.т.д., кредит доверия у частных лиц и у некоторых акционерных компаний к фондовому рынку был потерян, и вероятно на долгое время.

5. Тенденции развития современного рынка ценных бумаг


Основными тенденциями развития современного рынка ценных бумаг в России на нынешнем этапе являются:

1)    концентрация и централизация капиталов;

2)    интернационализация и глобализация рынка;

3)    повышение уровня организованности и усиление государственного контроля;

4)    компьютеризация РЦБ.;

5)    нововведения на рынке;

6)    взаимопроникновение с другими рынками капиталов;

7)    Дальнейшая интеграция с фондовыми рынками других стран;

Создание полной законодательной и другой нормативной базы функционирования фондового рынка.


Заключение


Итак, рассмотрев все вышеуказанные проблемы, возникшие у меня в процессе работы, я могу сделать ряд выводов.

Ценная бумага по ГК РФ – это документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

Выводы, сделанные по ходу работы таковы:

Во-первых, причиной возникновения ценных бумаг стали развитие производительных сил и активной международной торговли, а для России, совсем недавно вступившей на путь рыночного развития  сам рынок ценных бумаг появился несколько позже, чем объекты операций на нем.

Во-вторых, на современном этапе развития общества нецелесообразно называть ценные бумаги фиктивным капиталом (во всяком случае, это можно сказать об акциях и облигациях частных компаний), потому что они заменяют собой реальный денежный капитал.

В-третьих, сегодня можно выделить множество видов и разновидностей ценных бумаг, таких как акции, облигации, векселя, депозитные сертификаты, государственные обязательства и другие.

В четвертых, обращение ценных бумаг выполняет ряд функций, среди которых важнейшими являются функция перераспределения капиталов и функция страхования риска вложения капитала.

В-пятых, на обращение ценных бумаг действует экономические законы, такие как: закон спроса и предложения, закон денежного обращения и закон конкуренции, которые, хоть и с некоторыми особенностями, но выполняют свои функции.

В-шестых, обращение ценных бумаг подвержено регулированию, как со стороны государства, так и со стороны самостоятельных организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг. В-седьмых, биржа является источником реализации рынка ценных бумаг на практике, где сталкиваются продавцы (эмитенты) и (инвесторы), которые совершают взаимовыгодные сделки при помощи профессиональных участников рынка и оперируя различными специфическими функциями рынка, например хеджирование. Надо отметить, что проблемы, с которыми сталкивается российский РЦБ в данное время, в большей части проистекают из несовершенства законодательной системы, различных экономических и политических потрясений которым была подвержена наша страна в последнее время. Шаткий курс правительства, только в последний год начал упорядочиваться и направляться к выходу из многочисленных кризисов.

Крупнейшими эмитентами РТС в настоящее время являются  ЛУКойл НК, Сургутнефтегаз, Единая энергетическая система, РАО СИБНЕФТЬ, то есть в основном нефте- и газо- добывающие компании. Среди крупнейших эмитентов нет даже Сбербанка РФ, так как его капитал составляет около 643 млн долларов, что в 10 с лишни раз меньше капитала того же ЛУКойл НК ($8 828 772 354 на начало 2000 года). Это показывает, что в России прежде всего развита именно добывающая промышленность.

И, наконец, несмотря на многие проблемы, с которыми столкнулся в настоящее время российский фондовый рынок, следует отметить, что это молодой, динамичный и перспективный рынок. Рынок, который развивается на основе позитивных процессов, происходящих в нашей экономике: массового выпуска ценных бумаг в связи с приватизацией государственных предприятий, быстрого создания новых коммерческих образований и холдинговых структур, привлекающих средства на акционерной основе и т.п. Кроме того, рынок ценных бумаг играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства, а также, необходим для нормального функционирования рыночной экономики. Поэтому восстановление и регулирование развития фондового рынка является одной из первоочередных задач, стоящих перед правительством.


Список литературы


  1. Баринов Э.А., Хмыз О.В., «Рынки: валютные и ценные бумаги»,  М., «Экзамен», 2001.
  2. Беляев В. Г, «Торговля ценными бумагами в сети Интернет», // Рынок ценных бумаг, №10, М., 1999.
  3. Белов В.А., «Ценные бумаги», М., «Высшая школа»,  2001.
  4. Бердникова Т.Б., «Рынок ценных бумаг и биржевое дело»,  М., инфра-М, 2000.
  5. Галанов В.А., Басов А.И., «Рынок ценных бумаг», М., «Финансы и статистика», 2000.





1 Баринов Э.А., Хмыз О.В., «Рынки: валютные и ценные бумаги»,  М., «Экзамен», 2001., с.78

2 Бердникова Т.Б., «Рынок ценных бумаг и биржевое дело»,  М., инфра-М, 2000., с.67

3 Беляев В. Г, «Торговля ценными бумагами в сети Интернет», // Рынок ценных бумаг, №10, М., 1999., с.33


4 Белов В.А., «Ценные бумаги», М., «Высшая школа»,  2001., с.44

5 Баринов Э.А., Хмыз О.В., «Рынки: валютные и ценные бумаги»,  М., «Экзамен», 2001., с.34