Содержание


Введение. 3

1. Сущность учетной политики. 4

1.1 Основные аспекты содержания учетной политики. 4

1.2 Основные принципы учетной политики. 6

1.3 Учетная политика для налогообложения. 7

2. Сущность налоговой политики. 9

2.1 Основные аспекты содержания налоговой политики. 9

1.2 Налоговая оптимизация. 11

1.3 Методы оптимизации налогов в системе налогового менеджмента организации  13

Заключение. 15

Список литературы.. 17



Введение

 

Тенденция экономить на налоговых отчислениях прослеживается среди деловых кругов всех стран. Можно это делать, попросту скрывая доходы, как это происходит в «теневой экономике», тем самым, уходя от налогов, а можно это делать цивилизовано с помощью налогового законодательства и учетной политики организации.

Определение оптимальных объемов налоговых платежей - сугубо личная проблема предприятия. В науке эти действия называют системой корпоративного налогового менеджмента. На практике этим обычно занимаются специалисты - аудиторы и налоговые менеджеры.

Организация эффективной системы налогового планирования на российских предприятиях помимо всего прочего способна выступить связующим звеном между различными стадиями и комплексами общеэкономического планирования предприятия, как тактического, так и стратегического, ибо экономической конструкции под названием «налоговое планирование» как никакому другому виду экономического планирования имманентно присущ комплексный характер, выражающийся, прежде всего, в многообразии взаимосвязей с различными проявлениями управленческого воздействия во внутренней структуре организации.

Цель данной работы – выявить сущность учетной и налоговой политики в системе налогового менеджмента организации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

§  определить сущность учетной и налоговой политики организации;

§  выявить методы снижения налогового бремени.

1. Сущность учетной политики

1.1 Основные аспекты содержания учетной политики


В правовых актах РФ по бухгалтерскому учету содержание учетной политики традиционно рассматривается в двух аспектах — организационном и методическом. В рамках каждого аспекта можно выделить несколько основных направлений учетной политики (см. рис. 1).[1]


Содержание учетной политики

Рис. 1. Содержание учетной политики


Учетная политика - это совокупность приемов и способов ведения бухгалтерского учета, принятого в организации. За формирование учетной политики отвечает главный бухгалтер. Утверждается учетная политика приказом или распоряжением руководителя предприятия.

На сегодняшний день единой методики составления учетной политики нет. Каждое предприятие вправе самостоятельно разрабатывать ее положения. Основываться же надо на рекомендациях ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н, а также на других нормативных документах по бухгалтерскому учету.

В рамках организационного аспекта учетной политики рассматриваются следующие направления:

§  организация учетной работы;

§  технология обработки учетной информации;

§  регламенты системы документооборота;

§  инвентаризация активов и обязательств;

§  регламенты материальной ответственности.

Проведенный многовариантный анализ направлений и элементов учетной политики позволяет сформулировать рекомендации по ее формированию, в которых учтены следующие моменты:

§  целесообразность выбора того или иного варианта учетной политики рассматривается с позиции налогового менеджмента;

§  разделение налогового и управленческого учета, элементы учетной политики, оптимальные с точки зрения внутрифирменного управления, рассматриваются в других организационно-распорядительных документах;

§  во избежание затратных способов ведения налогового учета, при прочих равных условиях, учитывается трудоемкость практической реализации отдельных элементов учетной политики, а также минимизация налоговых рисков, учет будущих прибылей и обусловленных ими налоговых обязательств.

1.2 Основные принципы учетной политики


Каждое предприятие, как уже говорилось выше, вправе самостоятельно разрабатывать учетную политику, в основе которой могут лежать любые варианты, разрешенные законодательством РФ (Приложение 1).

При этом необходимо соблюдать:

1)    принцип допущения имущественной обособленности. Он состоит в том, что активы и обязательства предприятия должны учитываться отдельно от активов и обязательств собственников этого предприятия, а также активов и обязательств других предприятий;

2)    принцип допущения непрерывности деятельности. Это значит, что предприятие планирует продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у него нет намерений и необходимости существенного сокращения деятельности или ее полной ликвидации;

3)    принцип последовательности применения учетной политики. То есть учетная политика, принятая предприятием, должна применяться из года в год. Менять учетную политику ежегодно не обязательно;

4)    принцип допущения временной определенности факторов хозяйственной деятельности, а именно: факты хозяйственной деятельности предприятия нужно отражать в том отчетном периоде, в котором они имели место. И это не должно зависеть от времени фактического поступления или выплаты денег.

Способы отражения операций в бухгалтерском учете всегда принимаются во внимание при управлении предприятием. Вот почему значение учетной политики так велико. А значит, руководителю и главному бухгалтеру следует серьезно отнестись к формированию и утверждению учетной политики.

Таким образом, учетная политика имеет первостепенное значение при осуществлении бухгалтерского учета и отчетности. В узком смысле, учетная политика согласно действующему законодательству представляет собой совокупность способов бухгалтерского учета.

Если же ставить проблему шире, с точки зрения реальной практики и тенденций развития хозяйственной деятельности, то учетную политику организации вполне можно рассматривать в качестве одного из инструментов управления организацией.


1.3 Учетная политика для налогообложения


Налоговый учет можно организовать, используя знакомые всем методы бухгалтерского учета. Общие положения организации налогового учета устанавливает статья 313 НК РФ.

Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.[2]

В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями указанной главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Соотношение норм бухгалтерского и налогового учета устанавливаются исходя из следующих принципов:[3]

1) Бухгалтерский учет первичен по отношению к налоговому учету. Необходимость применения налогового учета возникает только тогда, когда нормы отражения хозяйственных операций или учета объектов для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль отличаются от правил бухгалтерского учета.

2) Налоговый учет ведется на основании первичных бухгалтерских документов. Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

3) Отличие налогового учета от бухгалтерского состоит в различном признании доходов и расходов и в различной группировке доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете.

4) Правила налогового учета не исключают возможность использования метода двойной записи и метод баланса. Задачей организации налогового учета с использованием методов бухгалтерского учета является получение налогового баланса, в котором на налоговом счете 99 «Прибыли и убытки» получаются все необходимые составляющие налоговой базы.


2. Сущность налоговой политики

2.1 Основные аспекты содержания налоговой политики


Изменения, происходящие в области бухгалтерского учета и налогов, прямым образом влияют на финансовую политику конкретного предприятия, и, в частности, на его учетную и налоговую политики.

Глава 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль» выделяет отдельно от бухгалтерского учета налоговый учет, целью которого является формирование полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Основным отличием налогового учета является то, что система его ведения на предприятии организуется налогоплательщиком самостоятельно. Налоговый кодекс закрепляет только основные моменты, касающиеся ведения налогового учета, определяет его цели и устанавливает перечень документов, являющихся подтверждение данных налогового учета.

Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком  в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Первое упоминание об учетной политике для целей налогообложения связано с  главой 21 «Налог на добавленную стоимость», а именно со статьей 167 НК РФ.

Налоговый менеджмент — новая для России теоретическая и практическая область знаний, возникшая в практической действительности. Сегодня можно говорить о том, что налоговый менеджмент — управление налогами предприятия — выполняет специфическую функцию в системе управления хозяйствующего субъекта и является одной из подсистем внутрифирменного (корпоративного) менеджмента.

Предметом налогового менеджмента являются налоговая политика, определяющая уровень налогообложения, и ее практическая реализация. Информационная база налогового менеджмента формируется в системе финансового, налогового и управленческого учета. Общеизвестны три возможных варианта налоговой политики предприятия:

Уклонение от уплаты налогов — нелегальный путь уменьшения своих обязательств по налоговым платежам, намеренное искажение бухгалтерской и налоговой отчетности.

Легальная политика — основанная на использовании возможностей, предоставленных налоговым законодательством, путем корректировки своей хозяйственной деятельности и методов ведения бухгалтерского учета.

Полулегальная — это использование коллизий и недоработок нормативных законодательных актов. Позволяет довольно успешно оспаривать в арбитражном суде претензии налоговых органов к выбранной предприятием налоговой политике.

Наиболее цивилизованным способом налогового менеджмента следует признать второй вариант. Легальная налоговая политика предприятия предполагает учет внешних и внутренних факторов оптимизации налоговых обязательств.

Внешние факторы включают в себя:

§  выбор места регистрации (территории и юрисдикции);

§  выбор организационно-правовой формы;

§  определение состава учредителей и долей акционерного капитала;

§  выбор порядка формирования уставного капитала;

§  выбор основных направлений деятельности;

§  разработка стратегии развития компании, подразумевающая возможную организацию филиалов;

§  выбор оптимального количества сотрудников и их социального статуса;

§  выбор системы налогообложения.

Внутренние факторы — это, в первую очередь, выбор учетной политики организации, разработка контрактных схем при осуществлении конкретной сделки, определение структуры активов, подлежащих налогообложению, и порядка использования оборотного капитала, например, применение механизма ускоренной амортизации.

Цели налогового менеджмента необходимо соотносить со стратегическими (коммерческими) приоритетами и интересами предприятия, а эффективность — с затратами на его проведение.

1.2 Налоговая оптимизация


Существование специальных государственных органов и предусмотренных в законодательстве карательных мер не позволяют среднему налогоплательщику безнаказанно и по собственному желанию изменять объем выплачиваемых налогов, поэтому налогоплательщикам приходится предпринимать специальную активность, именуемую налоговой оптимизацией.

Налоговая оптимизация — обычно под этим термином понимается деятельность, реализуемая налогоплательщиком с целью снижения налоговых выплат.

Определение оптимальных объемов налоговых платежей — проблема каждого конкретного предприятия или физического лица. Действия компании по определению оптимальных объемов называют системой корпоративного налогового менеджмента. При этом на практике минимальные выплаты оказываются не всегда оптимальными. Например, предприятие, выделяющееся из общей массы слишком маленькими выплатами, рискует навлечь на себя дополнительные проверки, что чревато дополнительными издержками. Налоговый менеджмент предполагает оптимизацию бремени и структуры налогов со всех точек зрения.

Оптимизация налогообложения предполагает: минимизацию налоговых выплат (в долгосрочном и краткосрочном периоде при любом выпуске) и недопущение штрафных санкций со стороны фискальных органов, что достигается правильностью начисления и своевременностью уплаты налогов.

«Минимизация налогов» — термин, который вводит в заблуждение. В действительности, конечно, целью должна быть не минимизация (снижение) налогов, а увеличение прибыли предприятия после налогообложения.

Цель минимизации налоговне уменьшение какого-нибудь налога как такового, а увеличение всех финансовых ресурсов предприятия. Оптимизация налоговой политики предприятия позволяет избежать переплаты налогов в каждый данный момент времени, пусть не намного, но, как известно, сегодняшние деньги гораздо дороже завтрашних. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. Ситуация, когда предприятие платит налоги следуя букве закона формально, без привязки к особенностям собственного бизнеса, встречается все реже и свидетельствует о том, что над налогами на предприятии никто не работал.

Сокращение налоговых выплат лишь на первый взгляд ведет к увеличению размера прибыли предприятия. Эта зависимость не всегда бывает такой прямой и непосредственной. Вполне возможно, что сокращение одних налогов приведет к увеличению других, а также к финансовым санкциям со стороны контролирующих органов. Поэтому наиболее эффективным способом увеличения прибыльности является не механическое сокращение налогов, а построение эффективной системы управления предприятием. Как показывает практика, такой подход обеспечивает значительное и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу.

Государство предоставляет множество возможностей для снижения налоговых выплат. Это обусловлено и предусмотренными в законодательстве налоговыми льготами, и наличием различных ставок налогообложения и существованием пробелов или неясностей в законодательстве, не только из-за низкой юридической квалификации законодателей, но и ввиду невозможности учета всех обстоятельств, возникающих при исчислении и уплате того или иного налога.


1.3 Методы оптимизации налогов в системе налогового менеджмента организации


Основными методами оптимизации налогов являются:

1. Выбор организационно-правовой формы деятельности и отрасли деятельности. Они во многом определяют содержание и объем налоговых обязанностей.

2. Выбор учетной политики. Например, при определении выручки от реализации продукции для целей налогообложения кассовым методом у предпринимателей больше возможностей сохранить оборотные средства от изъятий в виде налогов, в то время как при методе начислений налоговая обязанность возникает до завершения оборота средств предприятия. Иными словами, возникает ситуация, когда реально объект налогообложения не появился, а налоги нужно платить.

3. Применение различных способов списания для каждого вида (группы) производственных запасов. Возможны следующие варианты: - по себестоимости каждой единицы;

- по средней себестоимости;

- по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО);

- по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО).

В целях оптимизации налогообложения наиболее выгодно использование метода ЛИФО. При применении этого метода оценка материальных ресурсов, находящихся на складе на конец отчетного периода, производится по фактической себестоимости ранних по времени закупок, что приводит к уменьшению налога на имущество, а в себестоимости реализованной продукции учитывается стоимость поздних по времени закупок, что приводит к уменьшению налога на прибыль.

4. Правильный выбор способов использования капитала. Например, дивиденды, полученные российскими организациями от участия в российских организациях облагаются налогом на их прибыль по пониженной ставке - 6% (ст.284 НК РФ).

5. Выбор места совершения деятельности. Например, в оффорных зонах, ЗАТО и т.п. местах с льготным режимом налогообложения.

6. Использование пробелов и противоречий в законодательстве и ошибок налоговых органов при осуществлении налогового контроля.

7. Грамотная договорная работа требует глубоких специфических познаний, но дает хороший результат.

8. Выбор оптимальным вариантом защиты своих имущественных интересов в правовых спорах.

9. Грамотное и безупречное ведение бухгалтерского и налогового учетов.

10. Использование льгот.

11. Прямое уменьшение объекта налога. Например, можно выделить несколько способов сокращения имущества и налога на него:

§  сокращение излишних объемов материальных запасов (что (излишки) приводит так же к замораживанию оборотных средств предприятия);

§  ускорение процессов реализации (отгрузки) готовой продукции; сокращение технологического цикла производства и уменьшение объемов незавершенного производства;

§  переоценка имущества и уменьшение его стоимости и др.

12. Избежание двойного налогообложения.

13. Использование зарубежных офшоров и опыта минимизации налогов.

Заключение


Таким образом, налоговый менеджмент, вплотную взаимодействуя с такими управленческими функциями, как маркетинг, финансы, учет, кадровая политика, снабжение, в то же время является одним из базовых инструментов генерирования показателей эффективности функционирования предприятия, так как расчет последних без учета налоговых последствий представляется весьма неразумным и иррациональным. Следовательно, налоговое планирование должно стать обязательным инструментарием в комплекте менеджмента российского предприятия при принятии того или иного управленческого решения. Основополагающие моменты налогового учета отображаются в учетной политике предприятия.

Содержание и направление учетных политик предприятия должны способствовать такой организации бухгалтерского и налогового учетов, при которых  они оптимально воздействуют на финансовые результаты деятельности предприятия, повышают его ликвидность, и как следствие привлекательность для инвесторов. Позволяют избегать различного рода разногласий с Инспекцией Министерства по Налогам и Сборам при  проверках, оградив себя от финансовых и других санкций.

Учетная политика предприятия – это выбранная им совокупность способов ведения бухгалтерского учета:

§  первичного наблюдения;

§  стоимостного измерения;

§  текущей группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности.

В заключение рассмотрения темы можно сделать вывод, что сокращать налоги можно и нужно, но не банальными схемами ухода от налогов, а точным и скрупулезным планированием, расчетами и оптимизацией деятельности всего предприятия.

Налоговое планирование— легальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на использовании возможностей, предоставленных налоговым законодательством, путем корректировки своей хозяйственной деятельности и методов ведения бухгалтерского учета, которые должны быть закреплены в учетной политике организации.

Список литературы


1.     Налоговый кодекс РФ. Часть 2 (с изм. на 23.12.2003 г.)

2.     Приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика  организации" ПБУ 1/98

3.     Гуккаев В.Б. Учетная политика организации. 2-е изд. – М.: Бератор-Пресс, 2002 г.

4.     Карп М.В. Налоговый мененджмент. – М.: ЮНИТИ, 2001 г.

5.     Кушубакова Б.К. Макеева Е.Ю. Учетная политика как инструмент оптимизации налоговых платежей предприятий. // Налоговый вестник №10. 2000. с.158

6.     Морозов О. Методические рекомендации по учетной и налоговой политике на 2003 год.- Новосибирск: 2002 г.

7.     Поршнев А.Г. Налоговый менеджмент: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2003.

8.     Хотинская Г.И. Налоговый менеджмент и его эффективность // Финансовый менеджмент, №3 / 2002




[1] Хотинская Г.И. Налоговый менеджмент и его эффективность // Финансовый менеджмент, №3 / 2002

[2] Налоговый кодекс РФ, ст. 313

[3] Морозов О. Методические рекомендации по учетной и налоговой политике на 2003 год.- Новосибирск: 2002 г.- с. Б1-Б4.