Содержание



Введение__________________________________________2

1.Понятие и виды мотивов. Теория мотивации

Мотивы экономического поведения  собственников,

 менеджеров, рабочих и специалистов организации______3

2.Понятие потребностей и их классификация___________14

3.Понятие и формы стимулов. Выбор эффективных

форм стимулирования работников различных

социальных групп  организации______________________28

Заключение_______________________________________31

Список литературы________________________________32
























Введение


Понятие мотивации тесно связано с проблемой управления персоналом. Новые экономические отношения, порожденные переходным периодом, выдвигают и новые требования к персоналу. Это не только подбор, обучение и расстановка кадров, но и формирование нового сознания, менталитета, а следовательно, и мотивов мотивации.

В настоящее время основным мотивирующим фактором работников является желание иметь гарантированную заработную плату. При этом ни интенсивность, ни качество труда в расчет не берутся, преобладает желание иметь спокойную работу с небольшим, но гарантированным заработком, нежели интересную работу с высокой оплатой.   

Вместе с тем, на рынке труда появляются работники, обладающие достаточным профессионализмом и новым трудовым сознанием, т.е. люди с хорошей основой и пониманием труда. Однако шансов найти хорошую работу  у них не много из-за возрастного барьера или отсутствия рекомендаций. Этим объясняется актуальность выбранной темы.

Цель данной курсовой работы является  исследование мотивов, потребностей, стимулов в управлении  организацией.

Для достижения этой цели в работе необходимо решить следующие задачи:

·        Ввести основополагающее для данной работы понятие мотивов, теории мотивации, экономического поведения собственников, менеджеров и рабочих.

·        Описать понятие потребностей и их классификации.

·        Выявить проблемы стимулирования работников, различных социальных групп.





1. Понятие и виды мотивов. Теория мотивации. Мотивы экономического поведения собственников, менеджеров, рабочих и специалистов организации


В самом общем виде мотивация человека в деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознано или же неосознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека определена очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.

Принимая во внимание сказанное, можно попытаться дать более детализированное определение мотивации. Мотивация- это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.

Для того, чтобы раскрыть понятие мотивации, необходимо рассмотреть три аспекта этого явления:

·        что в деятельности человека находится от мотивационного воздействия;

·        каково соотношение внутренних и внешних сил;

·        как мотивация соотносится с результатами деятельности человека.

Мотив – это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится «внутри» человека, имеет «персональный» характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие. В частности, если мотив вызывает действия по устранению потребности, то у различных людей эти действия могут быть совершенно отличны, даже если они испытывают одинаковую потребность. Мотивы поддаются сознанию. Человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя их из своей мотивационной совокупности.

  Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека. Поэтому мотивационная структура человека обладает определенной стабильностью. Однако она может меняться, в частности, сознательно в процессе воспитания человека, его образования.

Мотивирование – это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям  путем побуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.

В зависимости от того, что преследует мотивирование, какие задачи оно решает, можно выделить два основных типа мотивирования. Первый-  состоит в том, что путем внешних воздействий на человека вызываются к действию определенные мотивы, которые побуждают человека осуществлять определенные действия, приводящие к желаемому для мотивирующего субъекта  результату. При данном типе мотивирования надо хорошо знать то, какие мотивы могут побуждать человека к желательным действиям, и то, как вызывать эти мотивы. Этот тип мотивирования во многом напоминает вариант торговой сделки: «Я даю тебе, что ты хочешь, а ты даешь мне, что я хочу». Если у двух сторон не оказывается точек взаимодействия, то процесс мотивирования не сможет состояться.

Второй тип мотивирования своей основной задачей имеет формирование определенной мотивационной структуры человека. В этом случае основное внимание обращается на то, чтобы развить и усилить желательные для субъекта мотивирования мотивы действий человека, и наоборот, ослабить те мотивы, которые мешают эффективному управлению человеком. Этот тип мотивирования носит характер воспитательной работы и часто не связан с каким-то конкретным действием и результатом, которые ожидаются получить от человека в виде итого его деятельности. Второй тип мотивирования требует больших усилий, знаний и способностей для осуществления. Однако и его результаты в целом существенно превосходят результаты первого типа мотивирования. Организации, освоившие его и использующие в своей практике, могут гораздо успешнее и результативнее управлять своими менеджерами, рабочими, специалистами.

Первый и второй типы мотивирования не следует противопоставлять, так как в современной практике управления прогрессивно управляемые организации стремятся сочетать оба эти типа мотивирования.

Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей «раздражения», вызывающих действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предоставляемые возможности  и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы получить в результате определенных действий. Человек реагирует на многие стимулы не обязательно сознательно. На отдельные стимулы его реакция даже может не поддаваться сознательному контролю.

Реакция на конкретные стимулы не одинакова у различных людей. Поэтому сами по себе стимулы не имеют абсолютного значения или смысла, если люди не реагируют на них. Например, в условиях развала денежной системы, когда практически ничего невозможно купать за деньги, заработная плата и денежные знаки в целом теряют свою роль стимулов и могут быть очень ограниченно использованы в управлении людьми.

Теории содержания мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере фокус этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка дать ответ на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности. Наиболее известными теориями этой группы являются:

·        теория иерархии потребностей, разработанная Маслоу;

·        теория ERG, разработанная Альдерфером;

·        теория приобретенных потребностей МакКлелланда;

·        теория двух факторов Герцберга.

Содержания теории мотивации основываются на идентификации внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать иначе. Современные процессуальные теории мотивации основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Основные процессуальные теории, которые мы будем рассматривать,- это теория ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера-Лоулера.

С развитием экономических отношений и совершенствованием управления значительная роль в теории мотивации  отводится потребностям более высоких уровней. Представителем этой теории является Дэвид Мак Клелланд. Согласно его утверждению структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, к признанию. При таком утверждении успех расценивается не как похвала или признание со стороны  коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных решений и нести на них персональную ответственность. Стремление к власти должно не только говорить о честолюбии, но и показывать умение человека успешно работать на разных уровнях управления в организациях, а стремление к признанию- его способность быть неформальным лидером, иметь свое собственное мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности.

Согласно теории Мак Клелланда люди, стремящиеся к власти, должны удовлетворять эту потребность и могут это сделать при занятии определенных должностей в организации.

Управлять такими потребностями можно, подготавливая работников к переходу по иерархии на новые должности с помощью их аттестации, направление на курсы   повышения квалификации и т.д.. Такие люди имеют широкий круг общения и стремятся его расширить.

Теория мотивации Фредерика Герцберга появилась в связи с ратущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека. Ф.Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает факторы, вызывающие удовлетворенность работой(табл 1)


Таблица 1. Факторы, влияющие на удовлетворенность в работе.

 

 Гигиенические факторы

Мотивация

Политика фирмы и администрации

Условия работы

Заработок

Межличностные отношения

Степень непосредственного контроля за работой


Успех

Продвижение по службе

Признание и одобрение результата

Высокая степень ответственности

Возможность творческого и делового роста


Первая группа факторов (гигиенические факторы) связана с самовыражением личности, ее внутренними потребностями, а также с окружающей средой, в которой осуществляется сама работа. Вторая группа факторов мотивации связана с характером и сущностью самой работы. Руководитель здесь должен помнить о необходимости обобщения содержательной части работы.

Гигиенические факторы  соответствуют физиологическим потребностям, потребности в безопасности и уверенности в будущем.

Разница в рассмотренных теориях следующая: по мнению А.Маслоу, после мотивации рабочий обязательно начнет лучше работать, как решит, что мотивация адекватна.

Таким образом, содержательные теории мотивации базируются на исследовании потребностей и выявлении факторов, определяющих поведение людей.

Второй подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. Здесь говориться о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К таким теориям относится теория ожиданий, или модель мотивации по В.Вруму, теория справедливости и теория, или модель, Портера-Лоулера.[1]   


Таблица  2. Мотивация или удовлетворение? Как сами работники оценивают различные характеристики своей работы

Факторы повышения производительности

Заставляют работать интенсивнее, %,

Делают работу более привлекательной %

И то и другое, %

Хорошие шансы продвижения по службе

Хороший заработок

Оплата, связанная с результатами труда

Признание и одобрение хорошо выполненной работы

Работа, которая заставляет развивать свои способности

Сложная и трудная работа

Работа, позволяющая думать самостоятельно

Высокая степень ответственности

Работа, требующая творческого подхода

48


45

43


41


40


38

37


36


35

22


27

31


34


27


30

33


35


31

19


22

16


17


20


15

17


18


20



Факторы, которые делают работу более привлекательной

Делают работу более привлекательной, %

Заставляют работать интенсивнее, %

И то и другое,%

Работа без больших напряжений и стрессов

Удобное расположение

На рабочем месте нет шума и каких- либо загрязнений окружающей среды

Работа с людьми, которые нравятся

Хорошие отношения с непосредственным начальником

Достаточная информация о том, что вообще происходит на фирме

Гибкий темп работы

Значительные дополнительные льготы

61


56

56



54


52



49



49


45

15


12

12



17


19



20



20


27


13


12

12



13


12



19



12


18



                                                                     

                     Рис.1 Механизм вознаграждения                                    


Вход – задача и возможное вознаграждение, оценка- сравнение входа с потребностями, мотивами и возможностями, решение- выборка расположения и определение поведения, выход- осуществление действий и получение результата.

Данная схема очень общая, так как она не раскрывает механизма вознаграждения, ни собственно содержания вознаграждения, сущности и содержания вознаграждения, сущности и содержания оценки, ни превращения оценки в решение. Процесс мотивации описывают четыре теории: теория ожидания, теория постановки целей, теория равенства и теория партисипативного управления.

Теория ожидания – учение, описывающее зависимость мотивации от двух моментов: как много человек хотел бы получить и насколько возможно для него получить то, что он хотел бы получить, в частности, как много усилий он готов затрачивать для этого. Результат в теории  ожидания рассматривается на двух уровнях. Результаты первого уровня- это собственно результаты выполнения работы, осуществления действий. Результаты второго уровня- это те последствия для человека, которые из результатов первого уровня. Валентность отражает, то в какой степени для человека желателен каждый конкретный результат, насколько он для него привлекателен. Ожидание – отражает представление человека о том, в какой мере его действия приведут к определенным результатам. Оценка ожидания варьируется от 0 до 1.  выделяются две группы ожиданий. Ожидания, связывающие усилия и исполнения работы, и ожидания, связывающие работы и результаты, наступающие за этим. По теории  ожидания, человек ведет себя в соответствии с тем, что по его мнению, произойдет в бедующем,  если он произведет определенные затраты усилий.

Теория постановки цели- исходит из того, что поведение человека определяется теми целями, которые он ставит перед собой, так как именно ради достижения поставленных перед собой целей он осуществляет определенные действия. Человек с учетом эмоциональной реакции осознает и оценивает события, происходящие в окружении. На основе этого он определяет для себя цели, к достижению которых он стремится, и, исходя из поставленной цели, осуществляет определенные действия, выполняет определенную работу. Схема модели процесса мотивации посредством постановки целей  представлена ниже. Говоря об истории становления теории постановки целей, необходимо отметить, что до Локка в 50-е гг. ряд положений управления с помощью целей был выдвинут в трудах Дракера и МакГрегора в рамках теории управления с помощью целей.


Удовлетворенность результатом

 


  

                            Рис.2 Схема модели процесса

                      мотивации посредством постановки цели    

Сложность цели - отражает степень профессиональности и уровень исполнения, необходимый для ее достижения.

 Специфичность цели – отражает количественную ясность цели, ее точность и определенность. Экспериментальным путем было установлено,  что более конкретные и определенные цели ведут к лучшим результатам, к лешему исполнению работы.

Приемлемость цели – отражает степень, до которой человек воспринимает цель как  свою собственную.

Приверженность цели – отражает готовность затрачивать усилия определенного уровня для достижения цели. Это очень важная для уровня и качества исполнения характеристика цели.

Теория равенства- одним из постоянных стремлений людей является желание получать справедливую оценку своим действиям.  Теория равенства исходит из того, что в процессе сравнения, хотя и используется объективная информация, например, величина заработной платы, сравнение осуществляется человеком и своих действий, и действий людей, с которыми он проводит сравнение.

 Индивид- человек, который рассматривает оценку организаций его действий с позиции справедливости и несправедливости.

 Сравнимые лица- отдельные люди и группы людей, по отношению к которым индивид проводит сравнение оценки своих действий.

 Воспринятое вознаграждение индивида- объединенная сумма вознаграждения, полученная индивидом за отдельные результаты.

Воспринятые затраты индивида- восприятие  человеком того, что он внес со своей стороны для осуществления действий и получения результата.

Восприятие равенства и справедливости носит сильно выраженный субъективный характер. Для успешного управления людьми менеджер должен не только стремиться быть справедливым, создавать атмосферу равенства, но и хорошо знать, считают ли работники, что вознаграждение строится на равной и справедливой основе.

 

    




 

2.Понятие потребностей и их классификация

Потребности- это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Наконец, это то, от чего человек стремится освободится, так как, пока потребность существует, она дает о себе знать и «требует» своего устранения. Люди по разному могут пытаться устранять потребности, удовлетворять их, подавлять или не реагировать на них. Потребности могут возникать как осознано, так и неосознанно. При этом все потребности осознаются  и осознано убираются. Если потребность не устранена, то это не предполагает, что она устранена навсегда. Большинство потребностей периодически возобновляются, хотя при этом они могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния человека.

Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадий. Естественно такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер, так как в реальной жизни нет столь четкого разграничения стадий и нет обособленных процессов мотивации. Однако для уяснения того, как разворачивается  процесс мотивации, какова его логика и составные части, может быть приемлема и полезна ниже приводимая модель.

Первая стадия- возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает «требовать» от человека, чтобы он нашел возможность и принял какие-то шаги для ее устранения. Потребности могут быть самыми различными. Условно их можно разбить на три группы:

·        физиологические;

·        психологические;

·        социальные.

Вторая стадия – поиск путей устранения потребностей. Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности ее устранить: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.

Третья стадия -  определение целей действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность. На данной стадии происходит увязка четырех моментов:

·        что я должен получить, чтобы устранить потребность;

·        что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;

·        в какой мере я могу добиться того, чего желаю;

·        насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.

Четвертая стадия – осуществление действия. На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые в конечном счете должны представить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этой стадии может происходить корректировка целей.

Пятая стадия- получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к  действию.

Шестая стадия- устранение потребности. В зависимости степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает устранение потребностей ослабление или усиление мотивации к деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.

Знание логика процесса мотивации не дает существенных преимуществ в управлении этим процессом. Можно указать на несколько факторов, которые усложняют и делают неясным процесс практического развертывания мотивации. Важным фактором является неочевидность мотивов. Можно предполагать, догадываться по поводу того, какие мотивы действуют, но в явном виде их «Вычленить» невозможно. Требуется длительные и скрупулезные наблюдения для того,  чтобы попытаться с достаточной степенью достоверности сказать о том, какие мотивы являются ведущими, движущими в мотивационном процессе человека.

    Следующим важным фактором является изменчивость мотивационного процесса,  характер мотивационного процесса зависит от того, какие потребности инициирует его. Однако сами потребности находятся между собой в сложном динамическом воздействии, зачастую противореча друг другу либо же, наоборот, усиливая действия отдельных потребностей. При этом составляющие этого взаимодействия могут меняться во времени, изменяя направленность и характер действия мотивов. Поэтому даже при самом глубоком знании мотивационной структуры человека, мотивов его действия могут возникать непредвиденные изменения в поведении человека и непредвиденная реакция с его стороны на мотивирующие воздействия.

Еще одним фактором, делающим мотивационный процесс каждого конкретного человека уникальным и не на сто процентов предсказуемым, является различие мотивационных структур отдельных людей, разная степень влияния одинаковых мотивов на различных людей, различная степень зависимости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других же оно может быть относительно слабым. В этом случае данный мотив будет по- разному действовать на поведение людей. Возможна и другая ситуация:

Два человека имеют одинаково сильный мотив на достижение результата. Но у одного этот мотив доминирует над всеми другими, и он будет добиваться результата любыми способами. У другого же этот мотив соизмерим по силе действия с мотивом на соучастие в совместных действиях. В этом случае данный человек будет вести себя по-другому.

Как видно, процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Существует достаточно большое   количество различных теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению. Во второй части данной главы будут рассмотрены основные теории мотивации, которые могут быть разбиты на две большие группы. Первую группу составляют теории, концентрирующиеся на выявлении и анализе содержания факторов мотивации, вторую –теории мотивации, точкой концентрации внимания которых являются динамика взаимодействия различных мотивов, т.е. то, как инициируется и направляется поведение человека. Первая группа теорий обычно называется группой теории содержания мотивации, вторая группа- теорий процесса мотивации.

Широко известная и широко признаваемая концепция иерархии потребностей, разработанная Маслоу, включает в себя следующие основные идеи и предпосылки.

·        Люди постоянно ощущают какие-то потребности.

·        Люди испытывают определенный набор сильно выраженных потребностей, которые могут быть объединены в отдельные группы.

·        Группы потребностей находятся в иерархическом расположении по отношению друг к другу.

·        Потребности, если они не удовлетворены, побуждают человека к действиям. Удовлетворенные потребности не мотивируют людей.

·        Если одна потребность удовлетворяется, то на ее место выходит другая неудовлетворенная потребность.

·        Обычно человек ощущает одновременно несколько различных потребностей, находящихся между собой в комплексном взаимодействии.

·        Потребности, находящиеся ближе к основанию «пирамиды», требуют первостепенного удовлетворения.

·        Потребности более высокого уровня начинают активно действовать на человека после того, как в общем удовлетворены потребности более низкого уровня.  

·        Потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим числом способов, нежели потребности нижнего уровня.

В соответствии с теорией Маслоу существует пять групп потребностей.

Физиологические потребности. К данной группе потребностей относятся потребности в пище, воде, убежище и т.п., т.е. те потребности, которые человек должен удовлетворять, чтобы выживать, чтобы поддерживать организм в жизнедеятельном состоянии. Данные потребности в значительной мере связаны с поддержанием физиологических процессов и порождены физиологией человека. Люди, которые работают в основном по причине необходимости удовлетворения потребностей этой группы, мало интересуются содержание работы, они концентрируют свое внимание на оплате, а также на условиях труда, удобстве на рабочем месте,  возможности избегать усталости и т.п. Для управления такими людьми необходимо, чтобы минимум зарплаты обеспечивал выживание и рабочие условия не слишком отягощали существование.

Потребности безопасности. Потребности этой группы связаны со стремлением и желанием людей находится в стабильном и безопасном состоянии, защищающим от страха, боли, болезней и других страданий, которые может принести жизнь человеку. Люди, испытывающие потребности этого рода, стремятся  избегать  волнительных ситуаций, любят порядок, четкие правила, ясные структуры. Они оценивают свою работу, в первую очередь, с точки зрения обеспечения им стабильного существования в будущем. Для человека, находящегося под влиянием этих потребностей, важны гарантии работы, пенсионное обеспечение, гарантия медицинского обслуживания. Люди, испытывающие данные потребности, стремятся застраховаться в прямом и переносном смысле от возможности неблагоприятных событий и изменений, создавая страховой потенциал, в частности за счет обучения и образования. Люди с обостренной потребностью безопасности стремятся избегать риска, внутренне противятся изменениям и преобразованиям. Для управления такого рода людьми следует создавать ясную и надежную систему социального страхования, применять ясные и справедливые правила регулирования их   деятельности, оплачивать труд выше прожиточного уровня, не привлекать их к принятию рискованных решений и осуществлению действий, связанных с риском и изменениями.

Потребности принадлежности и причастности. Человек стремится к участию в совместных действиях,  он хочет дружбы, любви, быть членом каких-то объединений людей, учувствовать в общественных  мероприятиях и т.п. Все эти стремления составляют группу потребностей принадлежности и причастности. Если для человека данная потребность является ведущей, он смотрит на свою работу, во –первых, как на принадлежность  к коллективу и, во-вторых, как на возможность установить хорошие и дружеские отношения со своими коллегами. По отношению к таким работникам руководство должно носить форму дружеского партнерства, для таких людей надо создавать условия общения на работе. Хороший результата дают групповая форма организации труда, групповые мероприятия, выходящие за рамки работы, а также напоминание работникам о том , что их коллеги ценят.

Потребности признания и самоутверждения.   Данная   группа потребностей отражает желание людей быть компетентными, сильными, уверенными в себе, а также желание людей, чтобы окружающие признавали их таковыми и уважали их за это. Люди с сильно влияющей на них данной потребностью стремятся к лидерскому положению признанного авторитета при решении задач. При управлении данными людьми  надо использовать различные формы выражения признания их заслуг. Для этого полезными могут быть присвоение титулов и званий, освещение в прессе их действий, упоминание руководителем в публичных выступлениях их заслуг, вручение различного рода почетных званий, наград и т.п.

Потребности самовыражения.   Данная группа объединяет потребности, выражающиеся в стремлении человека к наиболее полному использованию своих знаний, способностей, умений и навыков. Данные потребности в гораздо большей степени, чем потребности других групп, носят индивидуальный характер. Это потребности человека в творчестве в широком смысле этого слова. Люди с данной потребностью открыты к восприятию себя и окружения, созидательны и независимы. При управлении людьми данного рода надо стремиться давать им оригинальные задания, позволяющие претворять в жизнь способности, предоставлять большую свободу в выборе средств решения задач и привлекать к работе, требующей изобретательности и созидательности.

Теория иерархического построения Маслоу не дает ответа на вопрос, какова природа тех или иных потребностей. Основная задача этой теории, похоже, состоит в стремлении показать, как те или иные потребности могут воздействовать на мотивацию человека к деятельности как, зная об определенной динамике действия потребностей на мотивацию человека, воздействовать на человека, предоставляя ему возможности удовлетворять свои потребности определенным образом.

Концепция Маслоу оказала большое влияние на развитие теории и практики современного управления. Однако жизнь показала, что в концепции есть ряд очень уязвимых моментов.

Во-первых, потребности по –разному проявляются в зависимости  от многих ситуационных факторов.

Во-вторых, не обязательно наблюдается жесткое следование одной группы потребностей за другой, как это представлено в «пирамиде» Маслоу.

В третьих, удовлетворение верхней группы потребностей не обязательно приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию. Маслоу считал, что исключением из этого правила являются потребность самовыражения, которая может не ослабевать, а даже усиливать свое действие на мотивацию по мере ее удовлетворения. Практика показывает, что и потребность признания и самовыражения также может оказывать усиливающее воздействие на мотивацию в процессе ее удовлетворения.

На основе систематизации и объединения в определенную совокупность потребностей, форм их проявления в поведении человека и возможных средств удовлетворения потребностей может быть составлена таблица, показывающая связь отдельных средств мотивирования с пирамидой Маслоу:


Таблица 3.Пример связи потребностей, их проявления

и средств удовлетворения

Группы потребностей

Форма проявления потребностей

Средства удовлетворения потребностей

Самовыражение

Стремление к достижению результатов

Предоставление творческой работы

Признание и самоутверждение

Желание занимать определенное положение в коллективе

Присвоение рангов или званий

Принадлежность и причастность


Стремление к установлению дружеских отношений

Поощрение создания неформальных групп

Безопасность

Стремление к предотвращению опасных изменений

Создание системы страхования

Физиологические потребности

Желание регулярно и качественно питаться

Создание легко доступных систем питания


Так же, как и Маслоу, Клейтон Альфред исходит в своей теории из того, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы. Однако в отличие от теории иерархии потребностей Маслоу, он считает, что таких групп потребностей существует три:

·        потребности существования;

·        потребности связи;

·        потребности роста.

Группы потребностей данной теории достаточно наглядно соотносятся с группами потребностей теории Маслоу.

Потребности существования как бы включают в себя две группы потребностей пирамиды Маслоу: потребности безопасности,  за исключением групповой безопасности, и физиологические потребности. Группа потребностей связи наглядно корреспондирует с группой потребностей принадлежности и причастности. Потребность связи, по Альдерферу, отражает социальную природу человека, стремление человека быть членом семьи, иметь коллег, друзей, врагов, начальников и подчиненных.  Поэтому к данной группе можно отнести также часть потребностей и самоутверждения из пирамиды Маслоу, которые связаны со стремлением человека занимать определенное положение в окружающем мире, а также ту часть потребностей безопасности пирамиды Маслоу, которые связаны с групповой безопасностью. Потребности роста аналогичны потребностям самовыражения пирамиды Маслоу и включает в себя также те потребности группы признания и самоутверждения, которые связаны со стремлением к развитию уверенности, к самосовершенствованию и т.п.

Эти группы потребностей, так же, как и в теории Маслоу, расположены иерархически. Однако между теориями Маслоу и Альдерфера есть одно принципиальное различие, состоящее в том, что по Маслоу, происходит движение  от потребности к потребности только снизу вверх. Удовлетворил потребность нижнего уровня, перешел к следующей и т.д. Альдерфер же считает, что движение идет в обе стороны. Наверх, если неудовлетровена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется    потребность более высокого уровня. При этом Альдерфер считает, что в случае неудовлетворенности потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека на этот уровень. Например, если человек никак не смог удовлетворить потребность роста, у него опять «включается» потребности связи, и это вызывает процесс с верхнего уровня потребностей на нижний. В соответствии с теорией Альдельфера иерархия потребностей отражает восхождение от более конкретных потребностей к менее конкретным. Он считает, что каждый раз, когда потребность не удовлетворяется, происходит переключение на более конкретную потребность. И этот процесс определяет наличие обратного хода сверху вниз.

Процесс движения вверх по уровням потребностей Альдерфер называет процессом удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз- процессом фрустрации, т.е. поражения в стремлении удовлетворять потребность.

Наличие двух направлений движения в удовлетворении потребностей открывает дополнительные возможности в мотивировании людей в организации. Например: если у организации нет достаточных возможностей для удовлетворения потребностей человека в росте, то, разочаровавшись, он может с повышенным интересом переключится на потребность связи. И в данном случае организация сможет предоставлять ему возможности для удовлетворения данной потребности, увеличивая тем самым свой потенциал мотивирования данного человека. [2]

   Он считает, что каждый раз, когда потребность не удовлетворяется, происходит переключение на более конкретную потребность. И этот процесс определяет наличие обратного хода сверху в низ.

Процесс движения вверх по уровням потребностей Альдерфер называет процессом удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз- процессом фрустрации, т.е. поражения в стремлении удовлетворить потребность. Наличие двух направлений в удовлетворении потребностей открывает дополнительные возможности в мотивировании людей в организации. Например, если у если у организации нет достаточных возможностей для удовлетворения потребности человека в росте, то, разочаровавшись он может с повышенным интересом переключится на обратные связи. И в данном случае организация сможет предоставлять ему возможности для удовлетворения данной потребности, увеличивая тем самым свой потенциал мотивирования данного человека.

Теория Альдерфера, являясь относительно молодой, имеет достаточно небольшое количество эмпирических подтверждений ее правильности. Однако тем не менее знание этой теории является полезным для практики управления, так как она открывает для менеджеров перспективы поиска эффективных форм мотивирования, соотносящихся с более низким уровнем потребностей, если нет возможности создать условия для удовлетворения потребностей более высокого уровня.

Широко распространенной концепцией потребностей, определяющих мотивацию человека у деятельности, является концепция Мак-Клеланда, связанная с изучением и описанием влияния соучастия и потребности властвования. В соответствии с идеями Мак Клеланда, эти потребности, если они достаточно сильно присутствуют у человека, оказывают заметное воздействие на поведение человека, заставляя его предпринимать усилия и осуществлять действия, которые должны привести к удовлетворению этих потребностей. При этом МакКлеланд рассматривает эти потребности как приобретенные под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения.

Потребность движения проявляется в стремлении человека достигать стоящих перед ним целей более эффективно, чем он это делал ранее. Люди с высоким уровнем потребности достижения предпочитают самостоятельно ставить свои цели. При этом они     обычно выбирают умеренно сложные задачи и цели, исходя их того, чего они могут достичь и что они могут сделать. Люди с выраженной потребностью достижения склонны делать умеренно рискованные решения и ожидают немедленной обратной связи от осуществленных ими действий и принятых решений. Им нравится принимать решения и отвечать за решение задачи, они одержимы теми задачами , которые они решают, и легко берут на себя персональную ответственность.

Исходя из вышеперечисленных характеристик, можно сказать, что члены организации, имеющие высокую работоспособность достижения, готовы браться за работу, несущую в себе элементы вызова, что позволяет им самостоятельно ставить цели. Однако при этом им очень трудно заниматься той работой, у которой нет ясного и ощутимого результата, наступающего достаточно быстро. Они могут с энтузиазмом и все время заниматься решением задачи, но при этом им постоянно нужно получать результат. Важно отменить, что качество результата, а также качество их работы не обязательно являются наивысшими.

Потребность соучастия проявляется в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими. Люди с высокой потребностью соучастия стараются установить и придерживать хорошие отношения, стремятся получить одобрения со стороны окружающих, обеспокоены тем, как о них думают другие. Для них очень важным является факт, что они нужны кому-то, что их друзья и коллеги не безразличны к ним и их действиям.

Руководство организации должно регулярно оценивать уровень данной потребности у подчиненных им сотрудников, чтобы правильно и своевременно вносить корректировки в организацию их работы с учетом возможного изменения у отдельных сотрудников уровня потребности участия.

Потребность властвовать является третьей крупной потребностью, влияние на поведение человека которой было изучено и описано МакКлелландом. Данная потребность так же, как и две предыдущие, является приобретенной, развивается на основе обучения, жизненного опыта и состоит в том, что человек стремится контролировать  ресурсы и процессы, протекающие в его окружении.

Основной направленностью данной потребности является стремление контролировать действия людей, оказывать влияние на их поведение, брать на себя ответственность за действия и поведение других людей. Потребность властвования имеет два плюса: стремление иметь как можно больше власти, контролировать все и всех, в противоположность этому, стремление полностью отказаться от каких-либо притязаний на власть, желание полностью избегать ситуаций и действий, которые связаны с  необходимостью,    выполнять властные функции.

Лица с высокой мотивацией властвования могут быть подразделены на две, в принципе взаимоисключающие друг друга, группы. Первую группу составляют те, кто стремится к власти ради властвования. В первую очередь их привлекает сама возможность командовать. Интересы организации часто отходят на второй план.

Ко второй группе относятся те лица, которые стремятся к получению власти ради того, чтобы добиваться решения групповых задач.[3]  Эти люди удовлетворяют свою потребность властвования тем, что определяют цели, ставят задачи перед коллективом и учувствуют в процессе достижения целей. При этом очень важно, что они ищут возможность мотивирования людей на достижения этих целей, так и над их достижением.

МакКлелланд считает, что из трех рассмотренных в его концепции потребностей для успеха менеджера наибольшее значение имеет развитая потребность властвования второго типа. Поэтому исключительно важно, чтобы работа руководителя, с одной стороны, давала возможность менеджерам удовлетворять эту потребность, а с другой – способствовала развитию этой потребности.

Концепция партисипативного управления исходит из того, что если человек в организации заинтересованно принимает участие в различной внутриорганизационной деятельности, то он тем самым, получая от этого удовлетворение, работает с большой отдачей, лучше , более качественно и производительно работает. Во-первых, считается, что партисипативное управление, открывая  работнику, доступ к принятию по поводу вопросов, связанных с его функционированием в организации, мотивирует человека к лучшему выполнению своей работы. Во-вторых, партисипативное управление не только способствует тому, что работник лучше справляется со своей работой, но и приводит к большей отдаче, большему вкладу отдельного работника в жизнь организации.              

     

   


 

       

 











3.Понятие и формы стимулов. Выбор эффективных форм стимулирования работников различных социальных групп организации.


Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования. Стимулирование имеет различные формы. В практике управления одной из самых распространенных его форм является материальное стимулирование. Роль данного процесса стимулирования исключительно велика. Однако очень важно учитывать ситуацию, в которой материальное стимулирование осуществляется, и стараться избегать преувеличения его возможностей, так как человек имеет очень сложную и не однозначную систему потребностей, интересов, приоритетов и целей.

Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия в том, что стимулирование – это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование. При этом чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование. Это связано с тем, что воспитание и обучение как один из методов мотивирования людей приводят к тому, что члены организации сами проявляют заинтересованное участие в делах организации, осуществляя необходимые действия, не дожидаясь или вообще не получая соответствующего стимулирующего действия.

Если посмотреть, на что в деятельности человека оказывает воздействие мотивация, то выясняется, что это следующие характеристики деятельности:

·        усиление;

·        старание;

·        настойчивость;

·        добросовестность;

·        направленность.

Одну и ту же работу человек может делать, затрачивая различные усилия. Он может работать в полную силу, а может работать в полсилы.  Также он может стремится брать работу полегче, а может браться за сложную и тяжелую работу, выбирать решение попроще, а может искать и браться за сложные решения. Все это отражает то, что какие усилия готов затрачивать человек. И зависит это от того, насколько он смонтирован на затрату больших усилий при выполнении своей работы.

Человек может по-разному стараться, выполняя свою роль в организации. Одному может быть безразлично качество его труда, другой может стремится делать все наилучшим образом, работать с полной отдачей, не отлынивая от работы, стремясь к повышению квалификации, совершенствованию своих способностей работать и взаимодействовать с организационным оружием.

Третья характеристика деятельности, на которую влияет мотивация, состоит в настойчивости продолжать и развивать начатое дело. Это очень важная характеристика деятельности, так как часто встречаются люди, которые быстро теряют интерес к начатому делу. И даже если они имеют очень хорошие результаты деятельности в начале, потеря интереса и отсутствие настойчивости может привести к тому, что они сократят усилия и станут меньше стараться, выполняя свою роль на существенно низком уровне по сравнению с их возможностями. Отсутствие настойчивости сказывается также негативно на доведении дела до конца.

Направленность как характеристика деятельности человека указывает на то, к чему он стремится, осуществляя определенные действия. Человек может выполнять работу потому, что она приносит ему определенное удовлетворение(моральное или материальное), а может делать ее потому, что он стремится помочь своей организации добиться ее цели. Для управления очень важно знать направленность действий человека, однако не менее важно также уметь, если надо, с помощью мотивирования ориентировать эти действия в направлении определенных целей.

Сказанное позволяет уточнить понятие мотивация как совокупность сил, побуждающих человека осуществлять деятельность с затратой определенных усилий, на определенном уровне старания и добросовестности, с определенной степенью настойчивости, в  направлении достижения определенных целей.

Разрыв между мотивацией и результатами труда порождает серьезную управленческую проблему: как оценить результаты работы отдельного работника и как его вознаграждать. Если вознаграждение только по результатам труда, то тогда можно демотивировать работника, получившего низкий результат, но старавшегося и затратившего большие усилия. С другой стороны, если вознаграждать работника в зависимости от мотивации, без учета реальных результатов работы менее видимо мотивированных, но производительных работников.  По – видимому, решение данной проблемы носит ситуационный характер. И менеджеры должны знать и помнить о том, что руководимом ими коллективе данная проблема может возникать, и ее решение не является столь очевидным и легким.

  










Заключение


В результате проделанных исследований выявлено, что  необходимым и важнейшим условием эффективной работы сотрудника в организации является его мотивация.  Мотивация  реализуется через систему потребностей.

Необходимость учета тех или иных потребностей зафиксирована в содержательных и процессуальных теориях, представителями которых являются А.Маслоу, Ф. Герцберг, В.арум, Л.Портер, Э.Лоулер, Л.С. Выгодский. Наиболее прогрессивна теория Л.С. Выгодского, утверждающая существование одновременно двух групп потребностей.

Обобщенная теория мотивации должна быть построена с учетом реализации потребностей на уровне регулирования (первичные потребности),  адаптации (более высокие потребности), самоорганизации.

Процесс мотивации раскрывается в теориях, пытающихся объяснить, почему люди готовы осуществить определенные действия, затрачивая больше или меньше усилия. Теория ожидания, теория постановки целей, теория равенства и теория партисипативного управления, объясняя то, как следует воздействовать на людей, чтобы побуждать их к результативной работе, дают менеджерам ключ к построению действенной системы мотивирования людьми.











Список литературы

 

1. О.С. Виханский , А.И.Наумов «Менеджмент», учебник, 3-е издание .- М.: Гардприки, 1999г.-528с

2. Багиев ГЛ. Маркетинг взаимодействия: философия организации, ин­струментарий. СПб, 1998.

3. Бажин И.И. Информационные системы менеджмента. М.: ГУВШЭ, 2000.

4. Вернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации. Интегри­рованный подход: Пер. с англ. / Под ред. С.Г. Божук. СПб.; Харьков: Питер, 2001.

5. Годин В.В. Корнеев И.К. Управление информационными ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организа­ции», Модуль 17. М.: «ИНФРА-М», 1999.

6. Информационные системы в экономике / Под. ред. В.В. Дика. М., 1996.

7. Карминский А.М., Нестеров П.В. Информатизация бизнеса. М., 1997.

8. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, наука и культура: Пер. с англ. М.: ГУВШЭ, 2000.

9. Концепция ФЦП «Развитие информатизации в России на период до 2010 года» — Электронная Россия. М., 2001.

10. Урсул АД. Природа информации. М., 1991.


[1] М.М.Максимов, А.В.Игнатьева, М.А.Комаров , Под редакцией Максимовой, А.В. игнатьевай «Учебник для вузов», -М.: банки и биржи, ЮНИТИ 1998г.-343с

[2] О.С. Виханский, А.И.Наумов «Менеджмент» : Учебник.- 3-е издание .- М.: Гардарики, 1999.- 528с

[3] О.С. Виханский, А.И.Наумов «Менеджмент» : Учебник.- 3-е издание .- М.: Гардарики, 1999.- 528с