ВАРИАНТ 1.
Задача 1.
В таблице приведены данные, характеризующие среднедневные затраты рабочего времени, и поэтому они не отражают последовательности выполнения отдельных видов работ и перерывов в работе.
В работе применяется следующая индексация отдельных видов затрат рабочего времени:
ВР – время работы или производительное время;
ПЗ – подготовительно-заключительное время;
О – время основной работы;
ОРМ – время обслуживания рабочего места;
А – время организационно-административной работы;
Т – время творческой работы;
ФЛ – время формально-логической работы;
И – время технической (исполнительской) работы;
ОТЛ – время на отдых и личные надобности;
ПНД – время перерывов, вызванных нарушением трудовой дисциплины;
ПНР – время перерывов, вызванных нарушением режима работы или недостатками в организации производства.
1. Индексация затрат рабочего времени по видам, по содержанию труда и по характеру деятельности:
Таблица 1 - Данные о затратах рабочего времени по элементам у старшего специалиста отдела
№ |
Элементы затрат рабочего времени |
Затраты времени, мин. |
Индекс |
Затраты времени в % |
1 |
Получение задания от руководителя |
15 |
ПЗ |
3,125 |
2 |
Получение в техническом архиве документации |
20 |
ПЗ |
4,167 |
3 |
Консультация с начальником отдела, руководителем бюро по выполнению работы |
10 |
ПЗ |
2,083 |
4 |
Ознакомление с методикой расчета, анализа, рекомендациями |
10 |
ПЗ |
2,083 |
5 |
Расчерчивание форм для анализа (вручную) |
30 |
И |
6,25 |
6 |
Запись в формы данных из журнала учета |
20 |
И |
4,167 |
7 |
Проведение стандартных расчетов, пользуясь инструкцией |
20 |
ФЛ |
4,167 |
8 |
Ожидание приема у зам.директора для подписи отчета, плана |
30 |
ПНР |
6,25 |
9 |
Внесение данных расчетов в заготовленную форму |
15 |
И |
3,125 |
10 |
Проведение анализа показателей, подготовка выводов и рекомендаций |
120 |
Т |
25 |
11 |
Обсуждение полученных вариантов решения, выводов и рекомендаций с руководителем |
15 |
Т |
3,125 |
12 |
Выдача заданий цеховым специалистам на подготовку дополнительной информации |
20 |
И |
4,167 |
13 |
Разговор по телефону (личный) |
10 |
ПНД |
2,083 |
14 |
Ожидание получения информации от смежного отдела |
25 |
ПНР |
5,208 |
15 |
Отдых |
8 |
ОТЛ |
1,667 |
16 |
Производственная гимнастика |
15 |
ОТЛ |
3,125 |
17 |
Посторонние разговоры |
20 |
ПНД |
4,167 |
18 |
Получение информации от цехов по ранее выданному заданию и запись данных в журнал |
20 |
И |
4,167 |
19 |
Участие в совещании по организации обследования рабочего времени |
50 |
А |
10,416 |
20 |
Уборка рабочего места |
7 |
ОРМ |
1,458 |
ИТОГО |
480 |
|
100 |
Анализ затрат рабочего времени:
1. Степень экстенсивного использования рабочего времени:
Кэ = (Ф – П) / Ф
Ф – фонд рабочего времени;
П – регламентированные и нерегламентированные перерывы в работе.
Кэ = (480 – 20 – 15 – 15) / 480 = 0,896
2. Коэффициент потерь времени, зависящих от работника:
Кпнд = ПНД / Трв
Кпнд = 30 / 480 = 0,06
3. Коэффициент потерь времени, вызванных нарушением режимов работы:
Кпнр = ПНР / Трв
Кпнр = 55 / 480 = 0,11
4. Удельный вес регламентируемых перерывов
Котл = ОТЛ / Трв
Котл = 23 / 480 = 0,05
2. Определяем структуру затрат рабочего времени по содержанию труда:
Под содержанием труда будем понимать все виды деятельности, осуществляемые работником на рабочем месте; такие как: подготовительно-заключительная деятельность; обслуживание рабочего места; организационно-административная работа; формально-логическая работа; техническая (исполнительская) работа; отдых и личные надобности; перерывы, вызванные нарушением трудовой дисциплины, режима работы или недостатками в организации производства; творческая работа.
Ниже представим графически и проанализируем структуру рабочего времени по содержанию труда.
На этом рисунке:
ПЗ – подготовительно-заключительное время;
ОРМ – время обслуживания рабочего места;
А – время организационно-административной работы;
ФЛ – время формально-логической работы;
И – время технической (исполнительской) работы;
ОТЛ – время на отдых и личные надобности;
ПНД – время перерывов, вызванных нарушением трудовой дисциплины;
ПНР – время перерывов, вызванных нарушением режима работы или недостатками в организации производства;
Т – время творческой работы.
Из графического представления видно, что наибольшую долю времени на рабочем месте занимает творческая работа (29%) и техническая (исполнительская) работа (18%); а также организационно-административная работа (15%). Эти цифры не могут вызвать настороженности, поскольку, по всей видимости, отражают нормальную структуру содержания труда. Настороженность (сигналом к принятию организационных мер со стороны управленцев) должны стать данные о том, что очень много времени уходит на подготовительно-заключительную работу (11%) и перерывы, вызванные нарушением трудовой дисциплины (11%): если проблема уменьшения времени подготовительно-заключительных работ решается путем перепланирования рабочего места или повышения квалификации сотрудника, тогда как проблема нарушения трудовой дисциплины должна решаться путем повышении мотивации трудовой деятельности – либо вознаграждениями за более производительный труд либо административно-дисциплинарными взысканиями по службе.
3. Определяем структуру затрат рабочего времени по характеру деятельности:
Под характером трудовой деятельности понимаем разбиение времени трудовой деятельности на подготовительно-заключительные работы, обслуживание рабочего места, основное время работы и различные перерывы в работе. При анализе структуры затрат рабочего времени по характеру деятельности не имеет принципиального значения причины, вызывающие перерывы в работе – эти причины важны при анализе структуры затрат рабочего времени по содержанию труда – поэтому здесь рассматриваются перерывы без указания их причин.
На этом рисунке:
ПЗ – подготовительно-заключительное время;
О – время основной работы;
ОРМ – время обслуживания рабочего места;
ПЕР – совокупное время всех перерывов, т.е. ПЕР=ОТЛ+ПНД+ПНР (ОТЛ – время на отдых и личные надобности; ПНД – время перерывов, вызванных нарушением трудовой дисциплины; ПНР – время перерывов, вызванных нарушением режима работы или недостатками в организации производства).
Как и при анализе затрат времени по структуре труда, из диаграммы видно, что треть рабочего времени – 34% – тратится на подготовительно-завершительные работы и различные перерывы. Фактически, только 66% рабочего времени можно считать затраченными эффективно по показателю «характер трудовой деятельности». Аналогично, если проблема уменьшения времени подготовительно-заключительных работ решается путем перепланирования рабочего места или повышения квалификации сотрудника, тогда как проблема уменьшения времени перерывов должна решаться путем повышении мотивации трудовой деятельности – либо вознаграждениями за более производительный труд либо административно-дисциплинарными взысканиями по службе.
Выводы:
Следует снизить уровень нарушения трудовой дисциплины. Этого можно добиться путем введения определенных санкций (например, штрафов).
Интенсивность труда должна быть повышена, так как она, согласно рекомендуемым значениям, не достаточна.
Время ожидания вышестоящих лиц и подачи информации должно быть сокращено до минимума. Этого можно добиться путем согласования между соответствующими лицами.
Задача 2.
1. Расчет комплексного проектного баланса затрат рабочего времени отдела по отдельным должностным группам:
Определим фонд рабочего времени по каждой рабочей группе:
Инженеры: 173*6=1038 час.
Техники: 173*1=173 час.
Служащие: 173*1=173час.
Рассчитаем распределение времени между группами затрат на основе удельного веса каждого вида затрат и занесем их в таблицу.
Проектируемые затраты времени на работы, свойственные инженерам:
570,9 - 60=510,9 час.
Потери рабочего времени при составлении проектного баланса не учитываются. Время на отдых и личные надобности определяется в размере 6% от времени работы.
ОТЛ=510,9*0,06=30,65 час.
Общие проектируемые затраты рабочего времени составят:
510,9+30,65=541,55 час.
Проектируемые затраты, свойственные технику:
(259,5+147,05+43,25) – 20 =429,8 час.
ОТЛ=429,8*0,06=25,8 час.
Итого: 429,8+25,8=455,6 час.
Проектируемые затраты, свойственные служащему:
(155,7+17,3+112,45) – 30 =255,45 час.
ОТЛ=255,45*0,06=15,3 час.
Итого: 255,45+15,3=270,75 час.
Таблица 4 - Баланс затрат рабочего времени отдела по отдельным должностным группам:
Виды работ и затрат времени |
Квалификационно-должностные группы работников |
||||||||
Инженеры |
Техники |
Служащие |
|||||||
Факт. |
Проект. |
Факт. |
Проект. |
Факт. |
Проект. |
||||
% |
час. |
час. |
% |
час. |
час. |
% |
час. |
час. |
|
А. Работы, свойственные инженеру |
55 |
570,9 |
510,9 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Б. Работы, свойственные технику |
25 |
259,5 |
|
85 |
147,05 |
429,8 |
25 |
43,25 |
|
В. Работы, свойственные служащим |
15 |
155,7 |
|
10 |
17,3 |
|
65 |
112,5 |
255,45 |
Потери времени |
3,7 |
38,4 |
|
3 |
5,19 |
|
4,3 |
7,44 |
|
Время на отдых |
1,3 |
13,5 |
30,65 |
2 |
3,46 |
25,8 |
5,7 |
9,86 |
15,3 |
Итого |
100 |
1038 |
541,55 |
100 |
173 |
455,6 |
100 |
173 |
270,75 |
Определим необходимую численность работников.
Чн = Тпр / ФРВ
Тпр – трудоемкость работ по проекту;
ФРВ – фонд рабочего времени в расчете на одного человека.
Инженеры: Чн = 541,55/173=3,1 чел.
Техники: Чн = 455,6/173=2,6 чел.
Служащие: Чн = 270,75/173=1,6 чел.
Рассмотрим несколько возможных вариантов должностно-квалификационного состава близких к расчетному.
Использование работников по квалификации представлен в таблицах.
Исходя из среднемесячной заработной платы, затраты на исходном варианте равны:
6*920+1*640+1*450=6610 (тыс.руб.)
ВАРИАНТ 1.
Инженеры: 4 чел.
Техники: 2 чел.
Служащие: 2 чел.
Виды работ и затрат времени |
Квалификационно-должностные группы работников |
|||||
Инженеры |
Техники |
Служащие |
||||
% |
час. |
% |
час. |
% |
час. |
|
А. Работы, свойственные инженеру |
74 |
510,9 |
|
|
|
|
Б. Работы, свойственные технику |
16 |
109,6 |
93 |
320,2 |
|
|
В. Работы, свойственные служащим |
|
|
|
|
74 |
255,45 |
Лишнее время |
6 |
40,85 |
|
|
22 |
75,25 |
Время на отдых |
4 |
30,65 |
7 |
25,8 |
4 |
15,3 |
Итого |
100 |
692 |
100 |
346 |
100 |
346 |
Затраты равны: 4*920+2*640+2*450=5860 (тыс.руб.)
Экономический эффект составит: 6610 – 5860 = 750(тыс.руб.)
ВАРИАНТ 2.
Инженеры: 4чел.
Техники: 2 чел.
Служащие: 3 чел.
Виды работ и затрат времени |
Квалификационно-должностные группы работников |
|||||
Инженеры |
Техники |
Служащие |
||||
% |
час. |
% |
час. |
% |
час. |
|
А. Работы, свойственные инженеру |
74 |
510,9 |
|
|
|
|
Б. Работы, свойственные технику |
|
|
93 |
320,2 |
21 |
109,6 |
В. Работы, свойственные служащим |
|
|
|
|
49 |
255,45 |
Лишнее время |
22 |
150,45 |
|
|
26 |
138,65 |
Время на отдых |
4 |
30,65 |
7 |
25,8 |
4 |
15,3 |
Итого |
100 |
692 |
100 |
346 |
100 |
519 |
Затраты равны: 4*920+2*640+3*450=6310 (тыс.руб.)
Экономический эффект составит: 6610 – 6310 = 300(тыс.руб.)
ВАРИАНТ 3.
Инженеры: 4 чел.
Техники: 3 чел.
Служащие: 2 чел.
Виды работ и затрат времени |
Квалификационно-должностные группы работников |
|||||
Инженеры |
Техники |
Служащие |
||||
% |
час. |
% |
час. |
% |
час. |
|
А. Работы, свойственные инженеру |
74 |
510,9 |
|
|
|
|
Б. Работы, свойственные технику |
|
|
83 |
429,8 |
|
|
В. Работы, свойственные служащим |
|
|
|
|
74 |
255,45 |
Лишнее время |
22 |
150,45 |
12 |
63,4 |
22 |
75,25 |
Время на отдых |
4 |
30,65 |
5 |
25,8 |
4 |
15,3 |
Итого |
100 |
692 |
100 |
519 |
100 |
346 |
Затраты равны: 4*920+3*640+2*450=6500 (тыс.руб.)
Экономический эффект составит: 6610 – 6500 = 110(тыс.руб.)
Экономический эффект наибольший, а использование работников по квалификации наиболее оптимально в ВАРИАНТЕ 1. Таким образом, выгоднее применять третий вариант.
Задача 3.
В коллективе отдела маркетинга производственной фирмы проведена аттестация сотрудников. Ее результаты по качественным характеристикам по 5-балльной системе в табл.3
Показатели |
Фамилии сотрудников (заменены номерами по порядку) |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
1.Должность |
нач. отдела |
зам. нач. отдела |
руковод. группы |
руковод. группы |
ст. спе циа лист |
ст. спе циа лист |
спе циа лист |
специалист |
тех ник |
тех ник |
2.Возраст, лет |
44 |
53 |
39 |
42 |
34 |
40 |
28 |
29 |
30 |
26 |
3.Общий стаж работы, лет |
26 |
30 |
22 |
20 |
15 |
22 |
11 |
12 |
12 |
8 |
4.Стаж работы в данной должности, лет |
12 |
14 |
10 |
5 |
7 |
9 |
8 |
9 |
4 |
8 |
5.Образование и его соответствие выполняемой работе |
высшее экон. |
высшее пед. |
высшее инж. технолог |
высшее экон |
высшее спец |
ср. спец |
высшее экон |
высшее пед. |
ср. спец |
среднее |
6.Профессиональное мастерство |
4,8 |
4,7 |
4,5 |
4,9 |
4,6 |
4,7 |
4,4 |
4,2 |
3,8 |
3,7 |
7.Проявление творчества в работе |
4,7 |
4,2 |
4,1 |
4,6 |
4,2 |
3,8 |
4,2 |
4,0 |
3,8 |
3,7 |
8.Самостоятельность в работе |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
4,7 |
4,6 |
4,7 |
4,2 |
4,1 |
- |
- |
9.Своевременность выполнения задания |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
4,2 |
4,3 |
4,4 |
4,0 |
3,0 |
3,7 |
4,0 |
10.Качество выполнения работы |
4,6 |
4,5 |
4,7 |
4,6 |
4,6 |
4,5 |
4,4 |
4,3 |
3,7 |
4,0 |
11.Дисциплина |
5,0 |
5,0 |
4,7 |
4,6 |
4,6 |
4,7 |
4,2 |
4,1 |
3,9 |
4,0 |
12.Авторитет в фирме |
4,6 |
4,6 |
3,9 |
5,0 |
4,5 |
4,6 |
4,5 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
13.Умение руководить людьми |
4,6 |
4,6 |
3,9 |
5,0 |
4,9 |
4,6 |
- |
- |
- |
- |
Произведем оценку соответствия сотрудников отдела маркетинга занимаемым должностям:
1)Начальник отдела.
Данный сотрудник полностью самостоятелен в работе; своевременно выполняет возложенные на него поручения; имеет значительный стаж работы, в том числе и на занимаемой должности – 12лет; образование подходит по требованиям – высшее экономическое; дисциплинирован, чем показывает хороший пример своим работникам; профессиональное мастерство находится на допустимом уровне.
Авторитет и умение управлять людьми не достаточны для данной должности; недостаточным является проявление творчества в работе; качество выполняемых работ находится на среднем уровне.
Таким образом, данный сотрудник соответствует занимаемой должности.
2)Зам. начальника отдела
Недостатками являются невысокий уровень проявления творчества в работе; качество выполняемых работ находится на среднем уровне. Образование имеет не подходящее для занимаемой должности.
Следовательно, данный работник не совсем соответствует занимаемой должности. Возраст не позволяет провести повышение квалификации. Сотрудник является кандидатом на замену.
3)Руководитель группы
Проявление творчества для работника данного уровня является недостаточным; образование так же не соответствует занимаемой должности, (в то же время стаж работы значителен); низкий авторитет как руководителя не позволяет эффективно руководить людьми
Таким образом, данный работник слабо соответствует занимаемой должности – возникают предпосылки либо для понижения данного работника в должности, либо ему необходимо пройти курсы по переподготовке и повышению квалификации для повышения эффективности работы отдела.
4)Руководитель группы
Образование максимально соответствует должности; имеет непререкаемый авторитет в группе; умеет руководить людьми; высокое профессиональное мастерство. Единственный недостаток – невысокая своевременность выполнения заданий, что тормозит работу отдела.
Данный работник соответствует занимаемой должности.
5)Ст. специалист
Имеет недостаточный уровень проявления творчества в работе и невысокую своевременность выполнения заданий.
Наличие у данного сотрудника высшего специального образования и наработанного стажа работы в занимаемой должности, позволяет сделать выводы о возможности для устранения этих недостатков.
Ст. специалист находится на своем месте и вполне соответствует занимаемой должности.
6)Ст. специалист
Проявляет недостаточное творчество в работе. Показатели находятся на среднем уровне, их следует улучшать.
Данный работник является кандидатом на замену.
Ст. специалист слабо соответствует своей должности.
7)Специалист
Соответствует всем требованиям к занимаемой должности, хотя имеет невысокую своевременность выполнения заданий.
Имеет соответствующее образование. Оценивается как работник имеющий большие перспективы в будущем.
8)Специалист
Работник имеет высшее образование не соответствующее его профилю работы; низкое проявление творчества в работе; чрезвычайно низкий уровень своевременности выполнения производственных заданий.
Работник не может, или не хочет справляться со своими обязанностями –проводить переквалификацию и дополнительное обучение не имеет смысла.
Данный сотрудник не соответствует должности, которую занимает.
9)Техник
Имеет удовлетворительные показатели профессионального мастерства, творчества в работе и плохие показатели своевременности выполнения заданий и качества работ.
В целом мало соответствует занимаемой должности.
10)Техник
Недостатком является нехватка образования. Данного работника следует направить на обучение по выполняемой работе для повышения профессиональных навыков Показатели работы являются вполне удовлетворительными.
Данный работник соответствует занимаемой должности.
Следует провести следующие кадровые изменения в отделе:
1) зам. начальника отдела отправить на пенсию;
2) переместить на его должность руководителя группы №4;
3) пройти курсы по переподготовке и повышению квалификации работнику №3;
4) уволить специалиста отдела №8, как не соответствующего занимаемой должности;
5) переместить на должность специалиста, после дополнительного обучения техника №10;
6) пройти курсы по переподготовке и повышению квалификации работнику №9.
Задача 4.
Рациональность проведения совещания.
Достоинствами данного являлось то, что во-первых, регламент совещания являлся достаточно разработанным; во-вторых, проведение совещания было необходимым и актуальным; и в-третьих, много участников желали выступить со своими предложениями и замечаниями, что свидетельствует об активном участии всех присутствующих в совещании.
Недостатков намного больше. Директор завода уведомил о совещании всех его участников и докладчиков за слишком короткий срок – 3 дня. Каждое выступление длилось дольше положенного срока и не имело реальной информации, председатель не прервал такие выступления, чем еще больше затянул время совещания, поэтому вместо запланированных 2-2,5 часов, совещание длилось 4часа. Выступления были смазанные и не выдерживали регламента, в них не были конкретизированы основные моменты.
Вывод: совещание было проведено нерационально, вследствие плохой его организации.
Необходимо было оповестить всех выступающих за неделю. Тезисы и вопросы, которые должны прозвучать в докладе и выступлениях. Это бы дало значительное время на подготовку и проведение серьезных изысканий. Строго регламентировать время выступлений, что позволило бы всем участникам совещания обозначить для себя основные моменты, без лишних слов. Каждому из участников совещания должны быть выданы основные тезисы выступлений и выводы. Провести пару технических перерывов.
Задача 5.
Таблица 4 – Нормативная численность работников по группам функций и функциям управления на предприятии
Группы функций и функции управления |
Нормативная численность работников, чел. |
Бухгалтерская и финансовая деятельность |
53,5 |
Финансовое обеспечение деятельности предприятия |
7,2 |
Бухгалтерский учет и отчетность |
47,6 |
Управление трудом и заработной платой |
31,3 |
Организация труда и заработной платы |
28,2 |
Совершенствование организации труда и управления |
5,1 |
Материально-техническое снабжение и сбыт |
27,9 |
Организация снабжения сырьем, материалами и оборудованием |
18,5 |
Организация сбыта продукции |
5,9 |
Группы функций:
1. Бухгалтерская и финансовая деятельность, в которой коэффициент различия по группе функций равен:
53,5 / (7,2+47,6) = 0,976
После корректировки численности работников по отдельным функциям управления будет равна:
- финансовое обеспечение деятельности предприятия – 7,03человек.
- бухгалтерский учет и отчетность – 46,47 человек.
2. Управление трудом и заработной платой, в которой коэффициент различия по группе функций равен:
31,3 / (28,2+5,1) = 0,946
После корректировки численности работников по отдельным функциям управления будет равна:
- организация труда и заработной платы – 26,51 человек.
- совершенствование организации труда и управления – 4,79 человека.
3. Материально техническое снабжение и сбыт, в которой коэффициент различия по группе функций равен:
27,9 / (18,5+5,9) = 1,143
После корректировки численности работников по отдельным функциям управления их плановая численность будет равна:
- организация снабжения сырьем, материалами и оборудованием – 21,15 человека.
- организация сбыта продукции – 6,75 человека.
В целом плановая численность работников будет равна 114 человек.
Список литературы:
1. Уткин Э.А. Менеджмент. Учебное пособие. – М.: 1999
2. Зудина Л.Н. Организация управленческого труда. Новосибирск, НГАЭиУ, 1995.