Содержание

Введение                                                                                                                      3


  1.  Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России                         4  

      1.1.   Система  нормативного  регулирования  бухгалтерского   учета            4

            и отчетности в России                                       

      1.2.   Закон о бухгалтерском учете                                                                       5                                  

      1.3.   Положение по ведению  бухгалтерского учета  и  бухгалтерской           6

            отчетности в Российской Федерации                           

      1.4.   Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ)                                              8


 2.  Основные положения бухгалтерского учета                                                     10                 

       2.1.   Предмет и метод бухгалтерского учета                                                   10                           

       2.2.   Принципы бухгалтерского учета                                                              20                              

2.3.         Счета и двойная запись                                                                            23

 3. Международные принципы и сравнительная характеристика российских и      международных принципов бухгалтерского учета.                                                26

Заключение                                                                                                                 35

Список использованной литературы                                                                        37

                  



 








Введение


Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:

звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;

специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.

В целом, бухгалтерский учет выполняет функции особой информационно-технической системы, обеспечивающей непрерывность и устойчивость работы коммерческого предприятия, а также предсказуемость ее финансового результата. С этой точки зрения его нельзя заменить никаким другим равнозначным экономическим элементом или однотипной финансовой структурой.

Бухгалтерский учет как система регистрации, контроля и анализа хозяйственной деятельности людей зародился много тысячелетий тому назад. Он развивался и совершенствовался одновременно с развитием человеческого общества. Понятия и принципы бухгалтерского учета отбирались, шлифовались и дополнялись все новыми и новыми поколениями. Все страны, эпохи, общества и государства внесли свой вклад в эту научно-практическую деятельность людей. Российские мастера всегда занимали в ней передовые позиции.

Профессия бухгалтера в условиях рыночной экономики является одной из самых важных, трудных и престижных. Классные специалисты в этой области получают за свой труд высокую заработную плату.



1.Нормативное     регулирование           бухгалтерского учета в России


    1.1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета

и отчетности в России


Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон "О бухгалтерском учете", положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:

1 уровень - законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;

2 уровень - стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;

3 уровень - методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Министерства финансов РФ и других ведомств;

4 уровень - рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации.

Основным актом первого уровня является Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ. Этот закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.

К первому уровню системы также следует отнести Гражданский кодекс РФ, федеральные законы "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ, "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ, "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ, постановление Правительства РФ "О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности" от 6 марта 1998 г. N 283 и др.


1.2. Закон о бухгалтерском учете


21 ноября 1996 г. впервые в истории России был принят специальный Федеральный закон "О бухгалтерском учете", который занял важное место в системе остальных законов, разработанных применительно к специфике рыночных отношений.

Указанный закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку:

а) повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций;

б) закрепляет обязанность юридических лицах вести бухгалтерский учет;

в) повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства.

Закон "О бухгалтерском учете" состоит из трех разделов и 19 статей.

В первом разделе "Общие положения" дано определение сущности бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический учет, План счетов, бухгалтерская отчетность и т.п.).

Во втором разделе "Основные правила ведения бухгалтерского учета" изложены требования к ведению бухгалтерского учета (обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществление учета на русском языке, в валюте Российской Федерации, обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного учета текущих затрат и капитальных и финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.

В третьем разделе "Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности" изложены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета.


1.3. Положение по ведению бухгалтерского учета

и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации


Данный нормативный документ ввиду его значимости подвергается постоянной переработке и с учетом вносимых в него изменений трижды утверждался Министерством финансов Российской Федерации: 20 марта 1992 г. приказом N 10, 26 декабря 1994 г. приказом N 170 и 29 июля 1998 г. приказом N 34н.

В дальнейшем в Положение внесены изменения и дополнения приказами Министерства финансов от 30 декабря 1999 г. N 107 и от 24 марта 2000 г. N 31н.

Положение следует отнести к нормативным документам второго уровня. Оно призвано конкретизировать закон о бухгалтерском учете.

Положение включает шесть разделов.

В разделе I "Общие положения" определены порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами, а также взаимоотношения организации с внешними пользователями бухгалтерской информации. Указывается, в частности, на обязанности Министерства финансов РФ по разработке нормативных документов по бухгалтерскому учету, на ответственность руководителя за организацию учета в организации, его права на создание бухгалтерской службы, введение в штат должности бухгалтера, на осуществление бухгалтерского учета сторонними организациями или на осуществление учета самим руководителем. В этом же разделе определены сущность бухгалтерского учета и его задачи, указываются основные элементы приказа (распоряжения) по учетной политике.

В разделе II "Основные правила ведения бухгалтерского учета" изложены требования к ведению бухгалтерского учета (использование двойной записи на основе рабочего плана счетов, учет должен вестись в рублях и на русском языке, обязательность формирования учетной политики на основе установленных допущений и требований, раздельного учета текущих затрат на производство и капитальных и финансовых вложений). Кроме того, в разделе рассмотрен порядок документирования хозяйственных операций, ведения регистров бухгалтерского учета (содержание которых объявляется коммерческой тайной), оценки имущества и обязательств, порядок инвентаризации имущества и обязательств, с указанием случаев обязательного проведения инвентаризаций и бухгалтерских записей по выявленным при инвентаризации отклонениям.

В разделе III "Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности" указаны состав бухгалтерской отчетности, порядок ее формирования, правила оценки статей бухгалтерской отчетности (по незавершенным капитальным вложениям, финансовым вложениям, основным средствам, нематериальным активам, сырью, материалам, готовой продукции и товарам, незавершенному производству и расходам будущих периодов, капиталу и резервам, расчетам с дебиторами и кредиторами, прибыли (убытку) организации).

В разделе IV "Порядок представления бухгалтерской отчетности" указывается, в какие сроки, по каким адресам и в каком порядке представляются бухгалтерские отчеты организациями различных правовых форм.

В разделе V "Основные правила составления сводной отчетности" излагается понятие сводной отчетности и определен порядок и сроки ее представления организациями и предприятиями различных правовых форм.

В разделе VI "Хранение документов" определены сроки хранения основных документов по бухгалтерскому учету, порядок их изъятия, возлагается ответственность за хранение первичных документов и учетных регистров на руководителей организаций.


1.4. Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ)


В системе нормативного регулирования положения по бухгалтерскому учету являются документами второго уровня. Они призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете по каждому объекту учета.

К настоящему времени разработано и введено в учетную практику 16 положений по бухгалтерскому учету:

"Учетная политика организаций". ПБУ 1/98 (утверждено Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н);

"Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство". (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 20 декабря 1994 г. N 167);

"Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте". ПБУ 3/2000 (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 10 января 2000 г. N 2н);

"Бухгалтерская отчетность организации". ПБУ 4/99 (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 6 июля 1999 г. N 43н);

"Учет материально-производственных запасов". ПБУ 5/01 (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 9 июня 2001 г. N 44н);

"Учет основных средств". ПБУ 6/01 (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 30 марта 2001 г. N 26н);

"События после отчетной даты". ПБУ 7/98 (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 25 ноября 1998 г. N 56н);

"Условные факты хозяйственной деятельности". ПБУ 8/01 (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 28 ноября 2001 г. N 96н);

"Доходы организации". ПБУ 9/99 (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. N 32н);

"Расходы организаций". ПБУ 10/99 (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. N 33н);

"Информация об аффилированных лицах". ПБУ 11/2000 (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 13 января 2000 г. N 5н);

"Информация по сегментам". ПБУ 12/2000 (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 27 января 2000 г. N 11н);

"Учет государственной помощи". ПБУ 13/2000 (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 16 октября 2000 г. N 92н);

"Учет нематериальных активов". ПБУ 14/2000 (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 16 октября 2000 г. N 91н);

"Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию". ПБУ 15/01 (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 2 августа 2001 г. N 60н);

"Информация по прекращаемой деятельности". ПБУ 16/02 (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 2 июля 2002 г. N 66н).


2. Основные положения бухгалтерского учета


2.1. Предмет и метод бухгалтерского учета


В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ (в редакции от 23.07.1998 г.) бухгалтерский учет представляет собой систему сбора, накопления, обработки и анализа финансово-экономической информации о деятельности предприятия или физического лица.

Он проводится исходя из непрерывного, сплошного и документированного отражения хозяйственных операций.

Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность предприятия или физического лица. (В дальнейшем речь будет вестись только применительно к предприятиям.) Высокую и длительную плодотворность этой деятельности обеспечивают следующие хозяйственные средства:

основные средства;

нематериальные активы;

оборотные средства;

денежные средства;

средства в расчетах;

отвлеченные средства.

Основные средства - это средства, которые участвуют в хозяйственной деятельности продолжительное время, исчерпывая срок своего полезного использования и изнашиваясь постепенно. Их стоимость включается в себестоимость производимой с их участием продукции (выполняемых работ и оказываемых услуг) частями, путем начисления амортизации по установленным способам и нормам. Основные средства обладают существенным признаком, отличающим их от остальных хозяйственных элементов и факторов: они значительно увеличивают производственные возможности человека. К ним относятся: здания и сооружения, машины и механизмы, оборудование и инвентарь, транспортные средства, скот (рабочий, продуктивный и племенной), библиотечные фонды, многолетние насаждения, произведения живописи и скульптуры и т.п.

Кроме того, в настоящее время в состав основных средств переведены также следующие активы, которые ранее относились к малоценным и быстроизнашивающимся предметам (при условии, что срок их полезного использования превышает 12 месяцев):

1) инструменты и приспособления общего назначения, имеющие универсальное применение;

2) специальные инструменты и приспособления, используемые для индивидуальных заказов;

3) сменное оборудование, многократно используемое в производстве;

4) технологическая тара, т.е. тара, применяемая многократно;

5) производственный инвентарь, для осуществления и облегчения технологических операций;

6) хозяйственный инвентарь;

7) специальная одежда и специальная обувь, а также предохранительные приспособления;

8) постельные принадлежности;

9) временные (нетитульные) сооружения, приспособления и устройства, затраты по возведению которых включаются в себестоимость строительно-монтажных работ в составе накладных расходов;

10) прочие аналогичные предметы.

Если малоценные предметы в составе основных средств имеют стоимость до 10 тыс. руб., то при передаче в эксплуатацию их стоимость одномоментно включается в себестоимость продукции (работ и услуг). Но так как они продолжают эксплуатироваться еще достаточно длительное время, то в бухгалтерском учете должен быть налажен четкий контроль их сохранности, использования и последующего списания.

Нематериальные активы - это объекты прав и интеллектуальной собственности длительного пользования, не являющиеся материальными, но имеющие стоимостную оценку, обусловленную спросом на них и расходами, понесенными при их создании. Они, подобно основным средствам, участвуют в хозяйственной деятельности длительное время и переносят свою стоимость на себестоимость выпускаемой продукции (работ, услуг) постепенно. Этот процесс тоже носит название амортизации.

К нематериальным активам относятся исключительные (единственные) права:

патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель или селекционное достижение;

автора на программу для ЭВМ, базу данных или топологию интегральных микросхем;

владельца на товарный знак, знак обслуживания или наименование места происхождения товара.

Кроме того, в состав нематериальных активов включаются: деловая репутация фирмы, завоеванная в процессе деятельности, и организационные расходы, которые понесли ее участники при создании и регистрации.

Оборотные средства - это средства, которые используются в одном цикле производства и всю свою стоимость одновременно (или в течение производственного цикла) переносят на себестоимость изготовленной продукции. К ним относятся: сырье и материалы, комплектующие изделия и запасные части, тара и топливо, незавершенное производство и готовая продукция и т.п. К оборотным средствам принадлежат и малоценные предметы (перечень которых приведен в составе основных средств) при условии, если они имеют срок полезного использования менее 12-ти месяцев. Так как эти предметы относятся к категории инвентаря многократного использования, то в течение срока их эксплуатации должен осуществляться действенный контроль их сохранности, использования и выбытия.

Примечание. Малоценные предметы в составе основных и оборотных средств занимают значительную долю. Например, у строительно-монтажных организаций они составляют до 40% объема материально-производственных запасов и до 15% стоимости готовой продукции (или выполненных работ). Поэтому их учет требует особого внимания.

Денежные средства - это деньги и ценные бумаги в кассе, средства на расчетных, валютных и специальных счетах в банках, а также находящихся в пути.

Средства в расчетах - это средства, которые еще не получены предприятием, и числятся в качестве обязательств других организаций и физических лиц. К ним относятся: дебиторские задолженности предприятию за поставленные товары и услуги (в том числе по полученным в счет оплаты векселям), задолженности поставщиков по выданным им авансам, а также задолженности подотчетных лиц.

Отвлеченные средства - это суммы, которые предприятие зарезервировало для выполнения определенных обязательств или целей, но еще не использовало по назначению. К ним относятся средства, подлежащие уплате в виде различных кредиторских задолженностей, в том числе по налогам и сборам, а также сосредоточенные в различных резервах.

Основные средства, нематериальные активы и оборотные средства приобретаются предприятием за счет собственных или заемных источников.

Собственные источники включают в себя: уставный капитал, текущую прибыль, прибыль прошлых лет и отчисления в резервный капитал от прибыли прошлых лет.

Уставный капитал - это сумма вкладов учредителей предприятия в денежном выражении.

Прибыль - это превышение доходов предприятия над расходами. Она может быть получена в результате реализации продукции, работ и услуг, продажи основных средств, нематериальных и прочих активов, а также в результате проведения других хозяйственных операций, не связанных с продажами.

Так как целью деятельности любого коммерческого предприятия является прибыль, скрупулезный учет доходов и расходов имеет принципиальное значение. В настоящее время действуют следующие нормативные документы, определяющие виды доходов и расходов предприятия и условия их признания:

Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. N 32н (в редакции от 30.03.2001 г.);

Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. N 33н (в редакции от 30.03.2001 г.).

Согласно данным нормативным документам доходы и расходы предприятий и организаций подразделяются на:

1) доходы и расходы от обычных видов деятельности;

2) операционные доходы и расходы;

3) внереализационные доходы и расходы;

4) доходы и расходы, обусловленные чрезвычайными обстоятельствами.

Доходами от обычных видов деятельности считается выручка, полученная от реализации продукции, работ и услуг, для производства и исполнения которых создавалась организация. Операционными доходами считаются средства, поступающие от арендных и лизинговых операций, от передачи прав на нематериальные активы, от участия в совместной деятельности и вкладов в уставные капиталы других предприятий, от операций с ценными бумагами. А также поступления в виде выручки от продажи основных средств и других активов предприятия.

Внереализационными доходами считаются пени и штрафы, полученные предприятием от других организаций за нарушенные теми условия договоров. К ним относятся также суммы безвозмездно полученных активов, прибыль прошлых лет, выявленная в текущем году, и положительные курсовые разницы. Кроме того, в состав внереализационных доходов включаются суммы увеличения стоимости основных средств при их переоценке, суммы депонентских и других кредиторских задолженностей, по которым истекли сроки исковой давности.

Доходами, связанными с чрезвычайными ситуациями, считаются средства, поступившие в качестве помощи для ликвидации последствий стихийных бедствий, суммы страховых возмещений, полученные от страховых компаний, или стоимость активов, которые удалось извлечь из пострадавших или разрушенных объектов.

Расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, связанные с выпуском и реализацией продукции, выполнением работ и оказанием услуг. Операционными расходами являются расходы, связанные с арендными и лизинговыми операциями и передачей прав на нематериальные активы. К ним относятся также затраты, обусловленные участием в уставных капиталах других предприятий, реализацией основных средств и других активов предприятия, необходимостью оплаты процентов и услуг кредитных организаций.

Внереализационными расходами считаются расходы, связанные с уплатой предприятием пеней и штрафов по нарушенным условиям хозяйственных договоров, возмещением причиненных другим организациям убытков, и убытки прошлых лет, выявленные в текущем году. К ним относятся также отрицательные курсовые разницы, суммы уценок основных средств, суммы дебиторских задолженностей, по которым истекли сроки исковой давности.

Чрезвычайными расходами являются затраты, обусловленные потерями в результате стихийных бедствий, пожаров и других непредвиденных обстоятельств, предугадать и предотвратить которые практически невозможно, а также затраты по ликвидации последствий, возникших в результате упомянутых воздействий. (Подробнее о доходах и расходах см. главы 8, 13 и 22.)

Резервный капитал - это средства, отчисляемые за счет прибыли прошлых лет, и предназначенные для погашения убытков и задолженностей по кредитам и займам.

До 01.01.2002 г. в российском бухгалтерском учете в составе резервных средств существовали фонды, имеющие социальную направленность. Перевод учета на международные стандарты потребовал их ликвидации. В экономиках зарубежных стран, развивавшихся на основе жесткой рыночной конкуренции, не было и нет условий и традиций формирования социальной сферы за счет государственных резервов и средств частных предприятий. Ее создают сами наемные работники и отдельные предприниматели-меценаты. Поэтому потенциальные инвесторы не спешат вкладывать средства в те российские организации, на балансе которых находятся мощные социальные структуры. К тому же в России в настоящее время еще много организаций, имеющих статус градообразующих предприятий, единолично решающих все экономические, финансовые и социальные вопросы своих территорий.

В международных стандартах ведения бухгалтерского учета приоритет отдается заботе об административно-хозяйственном аппарате, как более продуктивном звене фирмы. Так, например, материальную помощь, предоставляемую членам руководства предприятия, разрешено включать в себестоимость продукции (работ и услуг), т.е. списывать за счет потребителей, а помощь рядовым сотрудникам можно начислять только за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль, т.е. погашать за счет собственников.

Заемные источники включают в себя: кредиты банков, займы предприятий и физических лиц, отсрочки платежей (коммерческие кредиты) и кредиторские задолженности.

Кредиты банков - это краткосрочные и долгосрочные ссуды банков.

Кредиторская задолженность - это общая сумма долгов предприятия. В ее состав включаются: задолженности поставщикам за полученные от них материальные ценности, долги по выданным векселям и по полученным от покупателей авансам, задолженности государственным органам по налогам и сборам, а также задолженности перед своими сотрудниками по оплате труда.

Следует уточнить различие между дебиторскими и кредиторскими задолженностями. Дебиторы - это должники предприятия, которым оно перечислило аванс за поставку материальных ценностей или оказание услуг, отправило продукцию или предоставило услуги без предварительной оплаты с их стороны. Кредиторы - это поставщики товаров и услуг предприятию или покупатели, выдавшие авансы. Этим субъектам предприятие должно заплатить за поставки и предоставленные услуги или направить готовую продукцию (оказать услуги) в счет полученного аванса. Дебиторская задолженность - это актив: неполученные в настоящий момент деньги или материальные ценности. Кредиторская задолженность - это пассив: источники полученных и неоплаченных в настоящий момент материальных ценностей, денежных средств и услуг. (Понятия актива и пассива даны ниже.)

Хозяйственная деятельность предприятия, изготовляющего продукцию, выполняющего работы и оказывающего услуги, условно делится на 3 процесса: заготовление, производство и реализация. Заготовление - это приобретение материальных ценностей для производства и его обслуживания. Производство - это изготовление продукции (товаров), выполнение работ и оказание услуг. Реализация - это их продажа.

Набор приемов, с помощью которых ведется бухгалтерский учет, называется методом. В составе метода бухгалтерского учета присутствуют следующие основные элементы:

документация;

счета;

двойная запись;

инвентаризация;

оценка и калькуляция;

баланс;

отчетность.

Документация - это комплект документов, обеспечивающий сплошное и непрерывное отражение хозяйственной деятельности предприятия. Каждый отдельный документ является письменным свидетельством факта совершения хозяйственной операции. Юридическую силу ему придают следующие обязательные реквизиты, без которых он не является действительным:

1) наименование документа;

2) дата составления;

3) наименование организации, от имени которой составлен документ;

4) содержание хозяйственной операции;

5) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

6) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

7) личные подписи указанных лиц.

Счета - это специальный бухгалтерский инструмент кодирования, учета и группировки однородных хозяйственных средств и операций.

По форме каждый счет представляет двухстороннюю таблицу. Левая сторона счета называется дебетом ("он должен"), правая - кредитом ("он верит"). В зависимости от отношения к стороне баланса дебет или кредит означает либо "приход", либо "расход" соответственно. (Подробнее об этом см. ниже.)

Двойная запись - это запись хозяйственной операции по дебету одного и по кредиту другого счета 272. Она обеспечивает взаимосвязанное и контролируемое отражение операции. Кодирование хозяйственной операции с помощью двойной записи носит название бухгалтерской проводки.

Например, сдача наличной выручки предприятия из кассы на расчетный счет оформляется следующей проводкой:

Д 51 - К 50,

где: счет 51 "Расчетные счета", счет 50 "Касса", Д - дебет счета, а К - кредит счета.

Инвентаризация - это проверка наличия товарно-материальных ценностей, денежных средств и финансовых обязательств.

Оценка и калькуляция - это способы определения стоимости хозяйственных средств, затрат на их приобретение и сооружение, издержек производства, затрат на реализацию продукции, работ и услуг и т.п.

Баланс ("двухчашечные весы") - это способ обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия и их источников на определенную дату. Он представляет собой двухстороннюю таблицу, включающую в себя отдельные разделы и статьи. Левая сторона таблицы, называемая "активом", содержит сведения о составе и размещении хозяйственных средств. Правая сторона, называемая "пассивом", содержит сведения об источниках этих средств и их целевом назначении. Поскольку актив и пассив баланса описывают одни и те же хозяйственные средства (только с разных сторон), то сумма всех статей актива совпадает с суммой всех статей пассива. Эта сумма называется "валютой баланса".

Бухгалтерская отчетность - это общая картина имущественного и финансового состояния предприятия, а также отражение его хозяйственной деятельности за отчетный период.


2.2. Принципы бухгалтерского учета


Бухгалтерский учет ведется на основе правил, сформулированных и закрепленных на практике в ходе многовековой экономической деятельности. Они включают 5 основных принципов:

1) принцип сохранения информации;

2) принцип взаимосвязи событий и явлений;

3) принцип сопоставления ценностей и операций;

4) принцип остановки;

5) принцип минимальности.

1. Принцип сохранения информации гласит: если в документах была сделана определенная запись, то она обязательно окажет свое влияние на дальнейший ход событий и на баланс предприятия.

Например, одному из сотрудников была авансом выдана некая сумма денег на приобретение материальных ценностей для административно-хозяйственных нужд предприятия. (Забегая вперед, скажем, что выдача подобных сумм может осуществляться только лицам, включенным в соответствующий приказ руководителя предприятия и носящим название подотчетных лиц.) При выдаче денежных средств письменно указан срок приобретения ценности. По истечении 3-х дней после указанного срока сотрудник не представил отчета об использовании авансовой суммы.

Выдача денежной суммы была осуществлена по приказу руководителя и оформлена расходным кассовым ордером. На основании указанных документов бухгалтером сделана следующая проводка:

Д 71 - К 50,

где: по дебету - счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами", по кредиту - счет 50 "Касса".

Поскольку авансовый отчет от сотрудника не поступил, то в балансе появилась дебиторская задолженность этого сотрудника перед предприятием. В данной ситуации, согласно налоговому законодательству, указанная сумма денег должна быть представлена в бухгалтерском учете как доход сотрудника с обязательным начислением подоходного налога.

2. Принцип взаимосвязи событий и явлений гласит: бухгалтерская запись в виде проводки всегда затрагивает две статьи. Если какая-то сумма из одной статьи выбыла, то она обязательно появится в другой статье, записанной в этой проводке.

Например, оплачено поставщику за материальные ценности. Операция оформляется проводкой:

Д 60 - К 51.

Сумма со счета 51 "Расчетные счета" уходит поставщику и одновременно уменьшается кредиторская задолженность перед поставщиком, которая отражена ранее по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

3. Принцип сопоставления ценностей и явлений гласит: все записи производятся с использованием общепринятых единиц измерения: натуральных, трудовых, денежных.

Натуральные единицы: штуки, метры, килограммы, тонны, литры и т.п.

Трудовые единицы: часы, дни, сутки и т.п.

Денежные единицы: рубли, доллары, марки, фунты и т.п.

4. Принцип остановки гласит: в определенные моменты времени предприятию необходимо подвести итоги деятельности в виде баланса и отчетности, которые бухгалтерия обязана предоставить руководству, а также контролирующим органам. Отчетные периоды делятся на внутренние и внешние. Внутренние определяются административно-хозяйственным аппаратом и собственниками предприятия, а внешние устанавливаются государством. Внутренние отчетные периоды могут быть произвольными. Внешние отчетные периоды строго регламентированы законодательством - это: 1-й квартал финансового года, 1-е полугодие, 9 месяцев года и год. Финансовый год в России устанавливается в соответствии с календарным годом. Внешняя отчетность предоставляется следующим контролирующим органам:

налоговой инспекции;

органам статистики;

внебюджетным фондам;

банкам и другим кредитным организациям;

налоговой полиции (по требованию).

5. Принцип минимальности гласит: предприятие в лице главного бухгалтера имеет право применять минимальное количество показателей и измерителей при учете, например количество счетов, регистров, типовых бланков, единиц измерения и т.п. Единственное условие при этом заключается в том, чтобы по этим показателям можно было бы провести проверку финансовой деятельности предприятия.







2.3. Счета и двойная запись


Счета - это важный инструмент бухгалтерского учета. Они являются элементами азбуки специфического языка бухгалтерского учета, предназначенного для кодирования близких по виду хозяйственных средств и отражения смысла хозяйственных типовых операций и действий с ними. В этой азбуке каждому счету присвоен индивидуальный номер, которому поставлено в соответствие название определенных финансово-экономических понятий в виде имущества, денежных средств, обязательств и т.п. Для удобства составления бухгалтерских фраз (проводок) и определения результатов экономических действий каждый счет исполнен в виде таблицы, левая сторона которой называется "дебетом", а правая - "кредитом".

Счета бывают активными, пассивными и активно-пассивными. Их тип определяется предназначением. Активные счета используются для описания хозяйственных средств по составу и размещению. У них дебет означает приход, а кредит - расход. Пассивные счета применяются для описания источников и целевого назначения хозяйственных средств. У них дебет означает расход, а кредит - приход. Активно-пассивные счета выступают в одних случаях как активные, в других - как пассивные. Они предназначены в основном для расчетов и показывают либо долги поставщиков (подрядчиков), либо долги покупателей (заказчиков).

Активные счета подразделяются на следующие:

инвентарные, описывающие имущество предприятия;

денежные, учитывающие деньги в кассе, на расчетных, валютных и других счетах;

затратные (калькуляционные), отображающие затраты на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг;

собирательно-распределительные, регистрирующие накладные расходы;

отдельно регулирующие (контрарные), характеризующие использование собственных и заемных средств;

расчетные, фиксирующие расчеты, в том числе по авансам и претензиям.

Выявление вида счета (активного или пассивного) по его отношению к балансу во многом облегчает проведение бухгалтерского учета и потому является важным. Однако у опытных бухгалтеров это деление не считается существенным.

По степени обобщения счета делятся на синтетические счета, субсчета и аналитические. Синтетические счета предназначены для укрупненной группировки активов и пассивов, например: 01 "Основные средства", 10 "Материалы", 41 "Товары", 68 "Расчеты по налогам и сборам" и т.п.

Субсчета (счета второго порядка) предназначены для обобщения однотипных средств и обязательств. Например, у синтетического счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" имеются следующие субсчета:

69-1 "Расчеты по социальному страхованию";

69-2 "Расчеты по пенсионному обеспечению";

69-3 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию".

Аналитические счета (иногда называемые "субконто") предназначены для учета по единичным объектам и субъектам. Например: 71 "Иванов", 71 "Семенов", 71 "Гришин" и т.п. (счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами").

Следует обратить внимание на сальдо по активно-пассивному счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами". Начальное сальдо было пассивное, а конечное стало активным. Это означает, что на начало периода предприятие было должно подотчетным лицам за полученные от них материальные ценности 300 руб. Т.е. при приобретении ценностей подотчетным лицам пришлось доплатить из собственных средств. В конце периода остался долг за подотчетными лицами в размере 200 руб. Они должны будут внести эту сумму в кассу.

Примечание. Ситуация по расчетам с подотчетными лицами, приведенная выше, условна. В настоящее время нормативные бухгалтерские акты требуют полного расчета с подотчетными лицами на конец расчетного периода.

Очевидно, что по наименованию каждого счета, развернутого в виде таблицы, и по его количественному изменению можно в конце отчетного периода получить определенное представление об осуществленной деятельности и ее финансовом результате.

Двойная запись - это запись хозяйственной операции по дебету одного и по кредиту другого счета. Она обеспечивает взаимосвязанное и контролируемое отражение операции. Кодирование хозяйственной операции с помощью счетов носит название бухгалтерской проводки, например:

Д 70 - К 50 - выдана заработная плата,

где: по кредиту - счет 50 "Касса", по дебету - счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".













3. Международные принципы и сравнительная характеристика рсоссийских и международных принципов бухгалтерского учета.

Для того чтобы бухгалтерская информация могла быть использована не только на внутреннем российском рынке, но была бы пригодна и на международном уровне, она должна отвечать следующим основным требованиям:

понятности;

      уместности;

      достоверности;

      сопоставимости.

Понятность. Информация должна быть понятной пользователям. В ней должны содержаться сведения о хозяйственной деятельности предприятия, о его экономическом состоянии и о принятой системе бухгалтерского учета.

Информация по сложным, но важным вопросам не должна исключаться на основании того, что она может оказаться слишком сложной для восприятия и понимания некоторыми пользователями.

Уместность. Информация считается уместной, если она оказывает помощь пользователям в оценке прошлых, настоящих и будущих событий, если она подтверждает и вносит коррективы в предыдущие оценки, а также влияет на принятие экономических решений.

Информация о финансовом положении предприятия часто используется в качестве основы для прогнозирования будущих результатов, поэтому необычные и отклоняющиеся от нормы, а также нечасто встречающиеся статьи доходов и расходов целесообразно отражать отдельно.

Достоверность. Чтобы быть пригодной, информация должна быть достоверной. В ней не должно быть материальных ошибок, способных повлиять на экономические решения пользователей.

Сопоставимость. Пользователи должны быть в состоянии сравнивать финансовую отчетность предприятия через определенные промежутки времени, чтобы иметь возможность выявить тенденцию его экономического положения и развития. Поэтому следует строго придерживаться выбранной учетной политики.

Однако оставлять неизменной учетную политику не следует в тех случаях, если существуют более уместные и более достоверные подходы и решения. При этом совершенно необходимо сообщать пользователям о причинах и целях проводимых изменений.

В международной практике принято разделять финансово-экономическую отчетность на два вида: статическую и динамическую.

Под статической отчетностью понимают бухгалтерский баланс (или, как его еще называют, отчет о финансовом положении предприятия). Он характеризует финансово-экономическое состояние предприятия на определенный момент времени.

Под динамической отчетностью понимают отчет о прибылях и убытках. Он отражает результаты проведения совокупности хозяйственных операций за определенный период времени.

Бухгалтерский баланс (отчет о финансовом положении предприятия) формируется, исходя из следующих основных принципов:

хозяйствующей единицы;

действующего предприятия;

денежного измерения;

учета по стоимости;

двойной записи.

Принцип хозяйствующей единицы. Он заключается в том, что имущество хозяйствующего субъекта (юридического лица) должно быть обособлено от его учредителей и что хозяйствующей единицей является любая организация, имеющая самостоятельный бухгалтерский баланс. При этом предприятие может быть частью другой более крупной организации. Бухгалтерская отчетность для такой более крупной организации (предприятия более высокого уровня) составляется путем консолидирования (объединения и стыковки) финансовых информационных данных о предприятиях более низкого уровня.

Принцип действующего предприятия. Он заключается в том, что хозяйствующий субъект предполагается функционирующим в течение неопределенно большого промежутка времени. Поэтому нет необходимости производить переоценку активов предприятия.

Материальные ресурсы, которые были использованы при изготовлении продукции, производстве работ и оказании услуг, реализуются в их составе по продажным ценам. Основные средства, вследствие отсутствия необходимости их продажи, переоцениваются лишь в исключительных случаях, а именно: в условиях инфляции или при закрытии предприятия.

Принцип денежного измерения. Он заключается в том, что вся бухгалтерская информация, в конечном счете, должна быть представлена в денежном выражении. Это позволяет сопоставлять, складывать и вычитать неоднородные факторы хозяйственной деятельности предприятия.

Однако следует помнить, что денежное выражение ряда элементов экономического состояния фирмы не может быть осуществлено. Это накладывает определенные ограничения на такие важные факторы бизнеса, как время, политика и др. Кроме того, покупательная сила денег также подвержена изменениям.

Принцип учета по стоимости. Он заключается в том, что в бухгалтерском учете активы регистрируются по первоначальной стоимости и затем, как правило, не переоцениваются.

Этот принцип вовсе не означает, что в бухгалтерском учете все без исключения активы отражаются по первоначальной покупной стоимости. Например, основные средства и нематериальные активы представлены по остаточной стоимости, которая регулярно изменяется за счет накапливаемой амортизации (износа).

Принцип двойной записи. Он заключается в том, что в бухгалтерском балансе экономические ресурсы предприятия отражаются в соответствующем разделе, называемом "активом" баланса. В другом разделе баланса, называемом "пассивом" баланса, отражаются требования различных лиц по отношению к данному предприятию. При этом пассивы подразделяются на два вида: требования кредиторов (любых лиц кроме учредителей предприятия) и требования учредителей, являющихся владельцами капитала предприятия. Так как все активы могут быть востребованы либо кредиторами, либо владельцами капитала, то сумма всех активов должна быть равна сумме пассивов. Данное обстоятельство предопределяет следующее основное уравнение бухгалтерского баланса.


Активы = Обязательства + Капитал.


Кроме того, данный принцип означает, что все хозяйственные операции записываются по дебету одного и по кредиту другого счета.

Следует напомнить, что представленное уравнение бухгалтерского баланса в международной практике трактуется с двух точек зрения:

как равенство сумм хозяйственных средств и их источников;

как соответствие сумм ресурсов предприятия и требований кредиторов или учредителей по отношению к этим ресурсам.

Первая точка зрения расшифровывается таким образом: каждый рубль, вложенный в активы предприятия, предоставляется либо кредиторами, либо учредителями предприятия, и что каждый полученный рубль вкладывается в определенный актив.

Вторая точка зрения расшифровывается таким образом: активы предприятия - это его экономические ресурсы на дату составления баланса, а обязательства и капитал - это требования кредиторов предприятия или учредителей. Данная точка зрения имеет прямой смысл при ликвидации организации в связи с ее банкротством.

Динамическая бухгалтерская отчетность включает в себя, главным образом, отчет о прибылях и убытках за определенный период времени. Он состоит из двух частей. Первая часть отражает приток (увеличение) активов и относится к категории доходов. Вторая часть отражает отток (уменьшение) активов, которые были использованы для получения доходов, и относится к категории расходов. Прибыль - это та сумма, на которую доходы превышают расходы.

Динамическая бухгалтерская отчетность составляется на основе следующих принципов:

учетного периода;

консерватизма;

начислений;

увязки доходов с расходами;

последовательности;

взаимосвязи бухгалтерского и налогового учетов.

Принцип учетного периода (принцип периодичности). Он заключается в том, что руководству предприятия и его учредителям, а также различным контролирующим и заинтересованным органам необходима периодическая информация о состоянии дел. Показатель прибыли (или чистой прибыли), полученной за учетный период, является основополагающим критерием для оценки работы организации за данный период.

Принцип консерватизма. Он заключается в следующем. Для предприятия, которое предположительно будет существовать неопределенно долго в будущем, не существует достаточной определенности в том, какая информация относится к прошлым или будущим отчетным периодам. Кроме того, неопределенной является и оценка степени прибыльности предприятия. Поэтому признание факта получения прибыли должно осуществляться с известной долей осторожности. В отношении же факта получения убытков такая осторожность может не соблюдаться. Таким образом, принцип консерватизма содержит в себе два следующих аспекта:

доход признается только тогда, когда на это есть обоснованная уверенность;

расход признается сразу же, как только возникает обоснованная возможность.

Этот принцип базируется на том, что последствия, связанные с убытками и банкротством значительно более серьезны, нежели последствия получения прибыли. А, значит, оценивать и отражать прибыли и убытки следует по разным правилам.

Принцип начислений. Он заключается в том, что при определении величины прибыли объем реализованной продукции должен сопоставляться с ее себестоимостью независимо от того, когда произошла оплата.

Данный принцип предполагает хорошую кредиторскую репутацию покупателя, которая дает обоснованную уверенность в получении в будущем суммы платежа. Однако, поскольку практический опыт свидетельствует о том, что не все клиенты оплачивают свои счета, то при определении величины прибыли за учетный период сумму продаж целесообразно уменьшить на величину возможных непоступлений.

Принцип увязки доходов с расходами. Он заключается в том, что для определения прибыли методом начислений необходимо, чтобы из всех производственных затрат были выделены только те, которые относятся к деятельности текущего периода и не относятся к доходам будущих периодов.

В соответствии с этим принципом целесообразно все затраты классифицировать либо как расходы, либо как активы. И подразумевать под расходами затраты текущего периода, а под активами затраты будущих периодов.

Принцип последовательности. Он заключается в том, что выбранная учетная политика предприятия должна последовательно применяться из года в год, если не появятся достаточно веские причины для ее изменения. Так как изменения в учетной политике затрудняют анализ финансовой отчетности предприятия разных периодов.

Принцип взаимосвязи бухгалтерского и налогового учетов. Он заключается в том, что налоговое законодательство предъявляет дополнительные требования к ведению бухгалтерского учета. Это приводит к необходимости корректировок прибыли для целей налогообложения по величине и по времени ее получения.

Сравнение принципов ведения бухгалтерского учета, заложенных в международных стандартах, с принципами, используемыми в российской практике, показывает, что они во многом совпадают. Однако есть и определенные значительные отличия. При переходе на международные стандарты целесообразно, во-первых, обогатить их достижениями отечественной бухгалтерской теории и практики, а, во-вторых, максимально полно учесть все особенности реальной экономической жизни в России.

Анализ международных стандартов позволяет отметить целый ряд отличий российской системы бухгалтерского учета и отчетности от обобщенной международной системы.

Основное различие заключается в том, что российское государство ставит управление административно-политической сферой выше управления в области экономики. Это выражается в том, что в современной России юридические принципы имеют приоритет по отношению к экономическим правилам.

Если следовать взглядам французского экономиста Р. Барра о роли государства, то объяснить данное обстоятельство можно тем, что управление страной предоставило возможность достаточно узкому кругу физических лиц получить в частную собственность главные природные и рукотворные национальные богатства. Форма приемки-передачи была и остается в определенном противоречии с социальными целями России и международно-правовыми нормами. Одновременно страна встраивается в единую мировую систему хозяйствования. Поэтому субъекты, участвующие (и участвовавшие) в распределении и перераспределении собственности, опираются, и долгое время вынуждены будут опираться, не на экономическую систему государства, а на его правовые институты (режим собственности и наследства).

Отсюда различия в целях стандартов. В системе МСФО провозглашены следующие основные принципы составления отчетности:

максимальное соблюдение интересов инвесторов;

объективное отражение информации о финансовом состоянии предприятия;

обеспечение контроля активов с позиций возможного извлечения выгод;

осмотрительность (консерватизм) при признании доходов и расходов.

В России они трансформируются в такие правила ведения бухгалтерского учета и составления отчетности:

максимально полное соблюдение интересов контролирующих органов;

соответствие информации о финансовом состоянии действующим нормативным актам;

обеспечение контроля активов на основе вещного и обязательственного права;

признание доходов и расходов на основе осмотрительности, но только при наличии оправдательных документов.

Кроме принципиальных отличий есть заметные несходства в таких элементах, как:

1) план счетов и кодирование хозяйственных операций;

2) способы оценки активов;

3) использование вероятностных характеристик;

4) возможность капитализации некоторых расходов;

5) порядок составления отчетности;

6) способы определения бухгалтерской и налогооблагаемой прибыли;

7) порядок и способы внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность;

8) методы анализа результатов хозяйственной деятельности.























Заключение


Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии - существенное звено формирования экономической политики, инструмент бизнеса, один из главных механизмов управления производством и сбытом продукции. Он способствует совершенствованию организации производства, оперативного и долгосрочного планирования, прогнозирования и анализа хозяйственной деятельности.

На основе бухгалтерского анализа может быть определена тенденция развития предприятия.

Бухгалтерский учет позволяет представить полную картину имущественного и финансового состояния предприятия. В нем содержится всеобъемлющая синтетическая и аналитическая информация по основным средствам, материальным, трудовым и денежным ресурсам, что позволяет управлять процессом хозяйственной деятельности и контролировать выполнение плана по прибыли.

Важнейшие функции бухгалтерского учета как информационно-аналитической подсистемы контура управления коммерческим предприятием:

1) контроль процесса производства и реализации продукции (работ, услуг);

2) обеспечение сохранности ценностей;

3) снабжение руководства и менеджеров различных уровней необходимой информацией;

4) поддержание обратной связи между производством и административно-хозяйственным аппаратом;

5) анализ хозяйственной деятельности.

1. Функция контроля процесса производства и реализации продукции осуществляется в трех видах.

Предварительный контроль производится до начала хозяйственной операции, чтобы прогнозировать ее конечный результат.

Текущий контроль осуществляется во время совершения хозяйственной операции и обеспечивает ее выполнение с наибольшим эффектом.

Последующий контроль проводится после завершения хозяйственной операции и позволяет корректировать полученный результат и предвидеть дальнейший ход событий.

2. Функция обеспечения сохранности ценностей достигается использованием развернутого плана счетов и системы бухгалтерских проводок, охватывающих все аспекты движения и хранения материальных ценностей и денежных средств. Эта функция усиливается развитым механизмом учета и инвентаризации.

3. Информационная функция достигается непрерывностью и документированностью бухгалтерского учета, в котором в любой момент может быть представлена полная информация о состоянии дел на предприятии.

4. Функция обратной связи реализуется налаженным сбором и анализом сведений о хозяйственных средствах и хозяйственных процессах. Результаты этого анализа оперативно передаются в необходимые инстанции для принятия ответственных решений.

5. Аналитическая функция проявляется через профессионализм кадров, хорошее программное обеспечение и большой практический опыт руководства бухгалтерии. Она позволяет оценить рациональность использования материальных, трудовых и денежных ресурсов предприятия, эффективность инвестиций и кредитной политики. С ее помощью выявляются основные рычаги рентабельности предприятия, находятся узкие места в хозяйственной деятельности, обобщается материал для прогноза и принятия решений в области долгосрочной финансовой политики предприятия.

 

 

                                Список использованной литературы

1. Алборов Р.А., Концевая С.М. Бухгалтерский учет в крестьянских (фермерских) хозяйствах и сельхозкооперативах. - М.: АО "ДИС", 2004.

2. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник / Л.А. Богдановская, Г.Г. Виноградов, О.Ф. Мигун и др.; Под общ. ред. В.И. Стражева. - Мн.: Выш. шк., 2004.

3. Андреев В.К., Степанюк Л.Н., Остроухова В.И. Правовое регулирование предпринимательской деятельности: Учебное пособие. - М.: Бухгалтерский учет, 2004.

4. Андросов А.М. Бухгалтерский учет и отчетность в России: практическое руководство с документами и комментариями. - М.: МЕНАТЕП - ИНФОРМ, 2003.

5. Арустамов Э.А. Оборудование предприятий (торговля): Учебное пособие. - М.: ИД "Дашков и К", 2004.

6. Астахов В.П. Ценные бумаги. Выпуск, обращение, погашение, бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность. - М.: Ось-89, 2003.

7. Бакшинскас В.Ю., Николаева С.А., Скапенкер М.Ю. Нематериальные активы. Правовое регулирование, учет, налогообложение. - М.: Аналитика-Пресс, 2004.

8. Барр Р. Политическая экономия в 2-х тт. - Т.1: Пер. с фр. - М.: Международные отношения, 2004.

9. Барр Р. Политическая экономия в 2-х тт. - Т.2: Пер. с фр. - М.: Международные отношения, 2004.

10. Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. - М.: Филинъ, 2004.

11. Басистов А.Г. Доверенность: субъективный состав, полномочия, оформление, некоторые особенности/Под ред. М.Ю. Барщевского. - М.: Белые альвы, 2004.

12. Белов А.Н. Бухгалтерский учет в учреждениях непроизводственной сферы. - М.: Финансы и статистика, 2004.

13. Белова Т.А. Текущие валютные счета. Открытие. Ведение. Использование. - М.: Консалтингбанкир, 2004.

14. Белуха Н.Т. Судебно-бухгалтерская экспертиза. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003.

15. Беляшов В.А. Таможенный энциклопедический справочник. В 2-х томах / Под ред. И.Ю. Краснянского. - Мн.: Интердайджест, 2003.

16. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация: Пер с англ./Научн. ред. чл.-корр. РАН И.И. Елисеева. - М.: Финансы и статистика, 2004.

17. Бетге Й. Балансоведение: Пер. с нем. / Научный редактор В.Д. Новодворский. - М.: Бухгалтерский учет, 2003.

18. Богомолов А.М., Голощапов Н.А. От теории к практике бухгалтерского учета. - М.: Хронограф, 2004.

19. Большой бухгалтерский словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 2004.

20. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Правовая культура, 2004.

21. Боченков Г.Я., Проценко П.В., Терстепанов Г.А. Экономика капитального строительства Министерства обороны. - Л.: Изд-во ВВИТКУ, 2004.

22. Букина Г.Н., Мищенко Н.Ю., Палий Е.В. Бухгалтерский учет. Экспресс - курс. - М.: ИНФРА-М, ЭКОР, 1994.

23. Бургонова Г.Н., Каморджанова Н.А. Гостиничный и туристский бизнес: особенности бухгалтерского учета и налогообложения: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003.

24. Бухгалтерский анализ: пер. с англ. - К.: Торгово-издательское бюро BHV, 2004.

25. Бухгалтерский словарь (настольная книга) / Под ред. Нетесина Н.И. - М.: Баян, Литера, 2004.

26. Бухгалтерский учет в торговле / Под ред. В.В. Кожарского. - Мн.: Экоперспектива, 2004.

27. Бухгалтерский учет в торговле: Учебное пособие / Под ред. М.И. Баканова. - М.: Финансы и статистика, 2002.

28. Бухгалтерский учет и анализ в США: Пер. с англ. - М.: Финансовые известия, 2004.

29. Бухгалтерский учет и аудит в строительстве: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Лукинова. - М.: Юрайт, 2003.

30. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. П.С. Безруких. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Бухгалтерский учет, 2004.

31. Бухгалтерский учет: Учебник / И.Е. Тишков, А.И. Балдинова, Т.Н. Дементей и др.: Под общ. ред. И.Е. Тишкова. - Мн.: Выш. шк., 2003

32. Бухгалтерско-аудиторский портфель (Книга предпринимателя. Книга бухгалтера. Книга аудитора) / Отв. ред. Рубин Ю.Б., Солдаткин В.И. - М.: СОМИНТЭК, 2004.

33. Бычкова С.М., Газарян А.В. Планирование в аудите. - М.: Финансы и статистика, 2003

34. Бюджетные организации. Учет и налоги. Сост. Денисов А.Ю., Соломович В.Г. - М.: ИКЦ "ДИС", 2004

35. Валютный портфель. (Книга финансиста. Книга коммерсанта. Книга банкира) / Отв. ред. Платонова Е.Д., Рубин Ю.Ю. - М.: СОМИНТЭК, 2004.

36. Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами: Пер. с англ. / Гл. редактор серии Я.В. Соколов. - М.: Финансы и статистика, 2003.

37. Васильева Н.Э., Козлова Л.И. Формирование цены в рыночных условиях. - М.: Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2003

38. Венедиктова В.И. Ревизия и контроль в акционерных обществах и товариществах (практическое руководство). - М.: Институт новой экономики, 2004.

39. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании: Практическое пособие. - М.: МАГИС, 2004

40. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет на предприятиях различных форм собственности: Практическое пособие. - М.: МАГИС, 2004