Выступление

Школа является одним из важнейших социальных институтов общества. Ее принципиальное отличие от других социальных институтов состоит в том, что если другие обеспечивают настоящую, сегодняшнюю жизнь общества, то школа по своему назначению должна обеспечивать будущее общества, его развитие, прогресс.

Успех гуманизации образовательной системы зависит от знаний, психологического мастерства, профессиональной компетентности педагога, его умения конструктивно разрешать конфликтные ситуации, которые «вплетены» в ткань образовательного процесса.

Интерес к теоретическому и практическому изучению конфликтов в настоящее время объясняется усилением конфликтности и напряженности в различных сферах жизни. Возникло определенное противоречие между запросами практики по управлению конфликтами и теоретическими и практическими возможностями современной психологии по осмыслению происходящих явлений и разработке практических подходов и рекомендаций по работе с конфликтами.

Особенно ощутимо это в школьном социуме, который в силу своей специфики является конфликтогенным. Происходящие в школе конфликты имеют устойчивый, инерционный характер. Взаимоотношения – «учитель – ученик», связанные с постоянным оцениванием и контролем, отличаются стрессонасыщенностью.

Цель дипломной работы: теоретический анализ проблемы конфликтов, практический анализ поведения субъектов в конфликтной ситуации, а также разработка методов решения конфликтных ситуаций в коллективе (как взрослом, так и в детском).

Для достижения цели были решены следующие задачи:

1.     Изучена психолого-педагогическая литература по проблеме разрешения межличностных конфликтов;

2.     Выявлены основные причины возникновения конфликтов между подростками;

3.     Рассмотрены основные методы диагностики конфликтов;

4.     Описаны основные способы разрешения конфликтных ситуаций;

Изучены объект исследования: конфликты в школьном коллективе и предмет исследования: особенности протекания конфликтов между     учащимися подросткового возраста.

Использовались такие методы исследования как анализ теоретического материала по проблеме,  опросы и тестирование учащихся, тренинг, наблюдение и беседы с педагогами.

В ходе теоретического изучения проблемы межличностных конфликтов нами была выдвинута следующая гипотеза:  применение методов ранней диагностики межличностных конфликтов в образовательном процессе и владение инструментарием гибкого реагирования в конфликте способствует оптимальному разрешению конфликтных ситуаций между подростками.

Понятие конфликта используется философией, социологией, психологией, педагогикой и другими научными дисциплинами.

Конфликт в  психологии рассматривается как столкновение  противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, противоположные цели или средства их достижения, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.д.

 Чтобы конфликт начал разрастаться, необходим инцидент (повод), когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя (пусть даже неумышленно) интересы другой стороны.

Итак, формулу конфликта можно представить следующим образом:

Конфликт = конфликтная ситуация + проблема + участники конфликта + инцидент

     Условия признания конфликта начавшимся:

·        Первый участник сознательно и активно действует в ущерб другому (т.е. своему оппоненту), при этом под действием понимается как передача информации (устное слово, печать и т. д.), так и физическое действие;

·        Второй участник осознает, что указанные действия направлены против его интересов;

·        В связи с этим второй участник предпринимает ответные действия, направленные против первого участника. Только с этого момента можно считать, что конфликт начался.

Само слово «conflictus» в переводе с латинского означает «столкновение». Вопрос, что именно сталкивается, решается совершенно по-разному у разных авторов и зависит, прежде всего, от общей методологической ориентации исследователя.

В зависимости от носителей противоречий в психологии выделяются три разновидности конфликта, которые являются предметом изучения отдельных направлений, психологических школ и ее представителей: социальный (Е. М. Бабосов, Р. Дарендорф); социально-психологический (Л. Козер, В. Н. Ковалев, К. Левин, О. В. Лунева, Е. А. Хорошилова, Р. Х. Шакуров, И. Ф. Федоренко); психологический (З. Фрейд, К. Хорни, В.С. Шерлин).

Анализ основных и направлений  изучения конфликтов в отечественной психологии показал, что интерес к проблемам конфликтов, в основном, фокусируется на двух вопросах. Это, во-первых, конфликт в группе/коллективе и реакция группы/коллектива на конфликт, а во-вторых личность в конфликте и реакция личности на конфликт. Существует представление о том, что человек сам должен учиться структурировать и организовывать свой деятельностный способ существования в мире, самостоятельно создавать психологические приемы оптимальной регуляции деятельности и поведения (Л.И. Анциферова, Б.А. Вяткин,  Е.А. Климов, М.Р. Щукин), общения (А.Г. Исмагилова, А.А. Коротаев, Т.С. Тамбовцева). С этой точки зрения можно говорить и об индивидуальном стиле поведения в конфликтной ситуации, который формируется в течение жизни и может поддаваться коррекции.

Выделяется и особая группа конфликтов – педагогические.

Н.В. Самоукина делит педагогические конфликты на три большие группы:

1.                Мотивационные конфликты, возникающие по причине слабой мотивации учебной деятельности школьников.

2.                Конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе.

3.                Конфликты взаимодействия учащихся между собой, учителей и школьников, учителей и администрации.

М.М. Рыбакова связывает  конфликты с различными педагогическими ситуациями: конфликты деятельности, конфликты поведения (поступков), конфликты отношений.

Динамика конфликта складывается из трех основных фаз: 1фаза конфронтации или нарастания, 2 фаза реализации или пик конфликта и 3 фаза примирения или затухания (см. рис. 1).

Возможности разрешения конфликта различны на разных этапах развития конфликта (по мнению Анцупова А.Я. и Шипилова А.И.) и представлены в таблице.

Таким образом, наиболее успешно «блокировать» развитие конфликтной ситуации возможно на стадии ее возникновения (конфронтации). Один из эффективных способов «блокировки» конфликта – переведение его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельностную. Например, в тот момент, когда вы заметили нарастание напряженности между двумя учениками, дайте им обоим какое-либо поручение. Причем, если это задание будет связано с физическим трудом, то «отрицательная энергия» ребят будет израсходована в деятельности и не выплеснется в их взаимодействии и не вызовет конфликт между ними.

Если же конфликт все же разгорелся (вторая стадия), то подавить его уже не удается: страсти бушуют, участники возбуждены и всячески демонстрируют «силовые приемы».

Конфликтная ситуация  реализовалась, конфликтующие исчерпали свои силы и энергию, наступает стадия затухания (примирения). «помните, что воспитательная коррекция эффективна именно на этой стадии, когда произошла разрядка напряжения и участники «выплеснули» свои эмоции. У них возникают чувства виноватости, сожаления и даже раскаяния. На этой стадии можно проводить воспитательную беседу, выявлять и устранять причины конфликта. В этот период участники, как правило, готовы к позитивным изменениям и хотят стать лучше.

Поскольку развитие конфликта может быть как деструктивным, так и конструктивным, то целесообразно было рассмотреть, что мы и сделали, факторы управляемости конфликтом.

В педагогической практике не выработан универсальный рецепт по разрешению любого конфликта на все случаи жизни. Нет и определенной тактики поведения в конфликтных ситуациях.

Разрешение конфликта – это творческий процесс, поэтому можно лишь говорить об определенной последовательности шагов в конфликте.

Первый шаг связан с обнаружением конфликта. Педагогу необходимо убедиться в том,  что между субъектами, одним из которых может быть он сам, существуют противоречия, имеющие для них личностный смысл, создается конфликтная ситуация, назревает или уже возник инцидент.

Второй шаг – это анализ особенностей протекания и развития конфликта. Здесь важно выяснить насколько серьезно обострены отношения между субъектами.

Третий шаг связан с непосредственным разрешением конфликта.

Для эффективного разрешения конфликтов между подростками необходимо соблюдать определенные правила (вот некоторые из них):

1.                Необходимо внимательное отношение к обеим конфликтующим сторонам – «инициатору» и «обвиняемому». Надо выяснить, чего добивается инициатор конфликта – его цели: самоутверждение, власть, амбиции, стремление унизить другого и т.д.

2.         Не расширять предмет конфликта, сокращать число претензий, особенно эмоционального характера. Нельзя сразу разобраться во всех проблемах отношений – надо выяснить главную, которая является стержнем конфликта: взаимная неприязнь, соперничество или просто зависть.

3.                Нельзя переоценивать заслуги одних и недооценивать заслуги других. Нельзя одних все время поощрять, других наказывать, а третьих просто не замечать. Особое внимание надо проявлять к конфликтным личностям.

4.                В социальной группе необходимо следить за прохождением информации по возможности без искажения. Рождение слухов всегда будоражит людей и вызывает ненужные столкновения. Если к подростку есть претензии, лучше всего  наедине спокойно с ним поговорить и все выяснить, прежде чем выносить на общее собрание.

5.         Надо очень внимательно следить за тоном и формой разговора с подростком, стараться избегать категоричного тона и резкой формы, предварительно установить с ним контакт.

Для проверки гипотезы было проведено практическое исследование. Место проведения исследования общеобразовательная школа № 162 Советского района г. Новосибирска. Участники эксперимента: учащиеся 10 Б класса. Работа проводилась в несколько этапов:

I.                   Определение диагностического инструментария для выявления уровня конфликтности учащихся в классе.

II.                Проведение и анализ результатов диагностического исследования.

III.             Разработка и реализация программы тренинга конструктивного общения с подростками.

IV.            Анализ результатов проделанной работы.

Содержательное описание этапов

I этап.  Существуют различные методики для изучения социально-психологического климата в коллективе, для определения конфликтности личности. Нами были выбраны следующие методики для диагностического исследования на предмет конфликтности учащихся:

-         тест К. Томаса с целью определения стиля поведения, изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению;

-         методика Т. Лири изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также для исследования представлений испытуемого о себе, своем идеальном «Я», отношения к самому себе. Методика позволяет выявить зоны конфликтов испытуемого

-         Тест оценки привлекательности группы.

II этап. Анализ полученных диагностических данных (таблица 1), а также наблюдение за учащимися во время учебных занятий и проведения досуговых мероприятий, беседы с отдельными учащимися позволили выявить наличие в классе межличностных конфликтов.

Характеристика класса: класс вновь созданный в этом году на конкурсной основе. Большая часть ребят была набрана из 9-х классов своей школы, остальные – учащиеся других образовательных учреждений. Основные условия конкурса – высокая успеваемость по всем предметам. Адаптация более или менее прошла достаточно успешно, однако, часть проблем в межличностных отношениях не была  решена.

Наличие межличностных конфликтов в классе вызвано как объективными обстоятельствами (вновь созданный класс, активные групповые процессы, распределение лидерских позиций, определение статуса каждого члена группы), так и индивидуально-личностными особенностями учащихся (тенденции к доминированию, решению проблем с «позиции силы», предпочтение такого способа разрешения конфликтов как соперничество).

III этап. Исходя из анализа полученных диагностических данных, для разрешения существующих противоречий между учащимися 10 Б класса, а также для профилактики конфликтного взаимодействия ребятам было предложено принять участие в тренинге конструктивного общения.

Цель тренинга: формирование эффективных взаимоотношений в группе.

Задачи: 1. Оценка реального уровня развития коммуникативных способностей.

2. Знакомство с понятием «конфликт», основными способами выхода из конфликтной ситуации.

3. Отработка навыков конструктивного взаимодействия. Сплочение группы.

Продолжительность: 18 часов (6 занятий по 3 часа).

Программа тренинга включала в себя практический и теоретический блоки. В течение 1,5 месяцев один раз в неделю ребята посещали тренинговые занятия. После чего было проведено повторное диагностирование учащихся для изучения динамики поведения в конфликте.

IV этап. Анализ проделанной работы. По оценкам самих участников тренинга занятия в группе позволили изменить существующие отношения между ними, сделали группу более сплоченной, способной к сотрудничеству, поддержке друг друга.

Повторное диагностическое исследование подтвердило эффективность проведенного тренинга, в задачи которого входило обучение навыкам конструктивного общения (Таблица 2). Сравнительный анализ полученных данных позволяет отметить, что в динамике произошло расширение диапазона предпочитаемых способов реагирования в конфликте, а также смещение акцентов на кооперативные  способы разрешения конфликтов – сотрудничество и компромисс. В то время как до проведения тренинга наиболее предпочитаемые способы были соперничество и компромисс.

В технологии разрешения конфликта можно применять такой метод как Картография конфликта. Этот метод предполагает составление карты конфликта, которая четко дает  отображение потребностей и опасений сторон, вовлеченных в конфликт. Карта конфликта состоит из трех основных частей:

-  проблемы, определенные предложением общего характера – В чем проблема? На данном этапе нет необходимости глубоко вдаваться в проблему или пытаться найти из нее выход;

  -  конкретных участников (главных) – Кто вовлечен? Решите, кто является главными сторонами конфликта, это могут быть отдельные лица или целые команды;

  -  потребностей, нужд и опасений каждого из участников. Каковы их подлинные потребности? В чем их опасения? Необходимо выяснить мотивацию, стоящую за позициями участников в данном вопросе. Графически отображая потребности и опасения, мы расширяем кругозор и создаем условия для более широкого круга потенциальных решений, доступных после окончания этого процесса. Следующий логический шаг – выработка новых альтернатив для принятия конструктивных решений.

Использование карты конфликта возможно и при его анализе, и в работе с конфликтом с помощью посредника.

 

Министерство Образования Российской Федерации

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ








ТЕМА: Технология оптимального разрешения межличностных конфликтов в образовательном процессе.


Дипломная работа







Научный руководитель:

к.п.н., доцент

Винникова Галина Васильевна








Новосибирск 2004

Динамика развития конфликта.


«Прежде, чем ожидать разрешения конфликта и достижения согласия необходимо вступить в конфронтацию».



Соотношение фаз и этапов конфликта.

Фаза конфликта

Этап конфликта

Возможности разрешения

конфликта (%)

Начальная фаза

Возникновение и развитие конфликтной ситуации; осознание конфликтной ситуации

92%

Фаза подъема

Начало открытого конфликтного взаимодействия

46%

Пик конфликта

Развитие открытого конфликта

Менее 5%

Фаза спада

-

Около 20%







Таблица 1.

Имя

учащегося

соперничество

сотрудничество

компромисс

приспособление

избегание

Привлекательность группы

Межличностные отношения

(тест Т. Лири)

I октант

II октант

III октант

IV октант

V октант

VI октант

VII октант

VIII октант

Саша Б.

9

4

9

3

5

8

13

12

11

9

8

9

8

6

Олеся Б.

6

6

6

3

9

22

6

4

3

3

3

6

6

8

Анна В.

5

6

8

7

4

21

7

5

6

9

5

5

8

9

Алина Г.

8

4

8

3

7

15

11

7

8

10

6

4

6

7

Артем Ж.

10

3

8

3

6

19

10

11

10

9

8

7

4

6

Полина З.

5

6

7

8

4

21

8

4

5

4

6

6

12

12

Света М.

6

5

7

7

5

20

5

4

4

3

6

7

8

8

Ольга М.

5

7

8

5

5

22

6

3

3

4

7

7

9

11

Руслан П.

9

3

10

2

6

17

10

9

7

7

4

1

6

5

Сергей С.

8

4

9

3

6

18

9

10

11

9

4

5

6

4

Алексей С

7

4

8

4

7

19

8

9

9

6

4

4

3

5

Даша Т.

3

5

8

7

7

22

4

4

5

3

8

9

10

10

Марина Т.

6

7

8

4

5

20

6

8

6

5

8

9

9

9

Анна У.

4

4

9

4

9

18

3

2

3

3

8

9

10

9

Вова У.

10

3

9

3

5

17

10

11

13

9

6

4

5

3

Роман Ф.

6

5

8

4

7

14

4

5

3

3

7

8

9

9

Дима Х.

8

3

9

5

5

17

9

9

8

10

5

4

3

5

Сергей Ч.

8

4

9

3

6

19

8

10

9

7

5

5

4

4

Татьяна Я.

3

6

8

8

5

20

3

3

4

4

6

7

8

9




                      

Таблица 2.

Поведение в конфликте в динамике

Имя

учащегося

Соперни

чество

Сотрудни

чество

Компромисс

Приспособ

ление

Избегание

до

после

до

после

до

после

до

после

до

после

Саша Б.

9

7

4

6

9

8

3

4

5

5

Олеся Б.

6

6

6

8

6

6

3

3

9

7

Анна В.

5

5

6

8

8

8

7

5

4

4

Алина Г.

8

6

4

6

8

7

3

4

7

7

Артем Ж.

10

8

3

5

8

7

3

5

6

5

Полина З.

5

5

6

7

7

7

8

7

4

4

Света М.

6

5

5

7

7

7

7

6

5

5

Ольга М.

5

5

7

8

8

6

5

5

5

6

Руслан П.

9

7

3

6

10

8

2

3

6

6

Сергей С.

8

7

4

5

9

8

3

5

6

5

Алексей С

7

5

4

7

8

8

4

5

7

5

Даша Т.

3

3

5

7

8

8

7

6

7

6

Марина Т.

6

5

7

7

8

7

4

5

5

6

Анна У.

4

4

4

6

9

7

4

5

9

8

Вова У.

10

8

3

5

9

9

3

3

5

5

Роман Ф.

6

6

5

7

8

7

4

4

7

6

Дима Х.

8

6

3

6

9

7

5

5

5

6

Сергей Ч.

8

7

4

6

9

8

3

4

6

5

Татьяна Я.

3

3

6

7

8

7

8

8

5

5

6,6

5.7

4,7

6,5

8,2

7,3

4,5

4,8

5,9

5,6