Министерство образования Российской Федерации

НОВОСИБИРСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКИ  И  УПРАВЛЕНИЯ



Кафедра Современного естествознания и наукоемких технологий






Контрольная работа по концепции современного естествознания



Вариант №7




Выполнил: Покорский И.О.



Проверил: Дубнищева Т.Я.





Новосибирск 2004

Содержание

 

 

1. Как определили возрасты Солнца, звезд, вселенной? Каков диапазон временных интервалов во Вселенной?. 3

2. Дайте представление о научной методологии и формировании критерия истины в разное время. Чем отличается современная научная картина мира от классической? Как осуществляется преемственность идей и концепций?. 4

3. В чем состоит эффект Доплера и какова его роль в исследовании звезд, Вселенной?. 5

4. Дайте понятие внутренней энергии. Какие виды внутренней энергии вы знаете? Как изменяется внутренняя энергия? В чем сущность первого начала термодинамики?. 5

5. Приведите уравнение состояния идеального газа. Какая величина является мерой средней кинетической энергии молекул? Можно ли передать телу некоторое количество теплоты без изменения его температуры?. 7

6. Дайте понятия об обратимых и необратимых процессах. Приведите примеры. Как строится термодинамика открытых систем? Дайте представление о прямой и обратной связи в сложных системах. 8

7. Когда возникает металлическая связь? Дайте представление о теории металлов, полупроводниках, диэлектриках и изоляторах. 9

8. Поясните, как распределяется на земле солнечная энергия. Дайте понятие о негэнтропии солнечного излучения. 9

9. Поясните смысл гипотезы Планка о дискретном характере испускания света. Насколько были решены при этом противоречия в теории теплового излучения?. 10

10. Каково строение Солнца и его атмосферы? Каковы проявления и закономерности солнечной активности? В каком состоянии находится солнечное вещество? Каков состав солнечного излучения? Что такое солнечный ветер? Как он проявляется на Земле?. 12

Список литературы.. 14

 

 

1. Как определили возрасты Солнца, звезд, вселенной? Каков диапазон временных интервалов во Вселенной?

 История человечества — от появления первобытного человека до наших дней — кажется (весьма и весьма условно) точкой на фоне мировой эволюции.

Для сравнения приведем следующие временные интервалы (исхо­дя из 1 с, соответствующей частоте биения сердца)[1].

Сутки - 8,64 * 104

Год      -   3*107

Средняя жизнь человека - 2 • 109

Средний возраст египетских пирамид - 1-1012

Зарождение жизни на Земле -        7,5 • 1016

Время появления:

первобытного человека - 5 • 1013

млекопитающих -  5 • 1015

земноводных  - 7,5 • 1015

Время существования человечества -  1 • 1014

Возраст Земли - 1,5 • 1017

Возраст Вселенной  -   5 • 1017

Возраст Вселенной всего лишь в 2,5 раза превышает возраст Сол­нца. Как можно измерить такие огромные времена, не сопоставимые с жизнью не только человечества, но и всего живого на Земле?

Важнейшим методом определения больших временных диапазонов стал в последние полвека метод радиоактивного распада. Из­вестно, что все живое получает двуокись углерода из воздуха.

Некоторая часть углерода является радиоактивной, и любой обра­зец вещества, приготовленный из живого, содержит эту же долю радиоактивного углерода. В детекторе "свежее" вещество даст 16 от счетов/мин на каждый грамм угле­рода, а за 5 600 лет оно даст толь­ко 8 отсчетов/мин на 1 г и т. д. Из­меряя скорость отсчетов для како­го-то образца, можно вычислить, сколько лет прошло с того време­ни, когда данный кусок доски был живым деревом. Многие археологи­ческие находки "датированы" оп­ределенным количеством оставше­гося в их веществе радиоактивного углерода. По углероду можно опре­делить возраст до 25 000 лет.

Можно заглянуть в прошлое на­шей планеты по периоду полурас­пада элементов: за время полурас­пада половина любого вещества превращается в другой элемент, за следующий период полураспада — еще половина и т. д. Поскольку в природе нет радиоактивных эле­ментов с периодом полураспада в 106"8 лет, то возраст Солнечной си­стемы должен быть около 108 лет. Из сравнения соотношения других изотопов U-235 и U-238 возраст Солнечной системы был уточнен и составил 5 • 109 лет. Оценка возрас­та Вселенной, связанная с моделя­ми эволюции Вселенной, позволя­ет заключить, что наша Солнечная система образована в результате взрыва звезды, по меньшей мере, второго поколения. Пыль после взрыва скручивалась в вихри, группировалась под действием гравитационного притяжения. Нашему Солнцу подобный взрыв не грозит — примерно через 5 биллионов лет оно расширится, поглотив планеты, потом сожмется вновь и превратится в остывающего кар­лика. Существующая ныне Вселенная образовалась примерно 15 бил­лионов лет назад и с тех пор расширяется.


2. Дайте представление о научной методологии и формировании критерия истины в разное время. Чем отличается современная научная картина мира от классической? Как осуществляется преемственность идей и концепций?

Метод в самом широком смысле слова – «путь к чему либо», способ социальной деятельности в любой форме, а не только в познавательной.

Научная методология – система определенных способов, приемов и операций, применяемых в той или иной сфере научной деятельности. Любой метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой. Эффективность, сила каждого метода обусловлена содержательностью, глубиной, фундаментальностью теории, которая «сжимается в метод». В свою очередь, метод расширяется в систему, т.е. используется для дальнейшего углубления и развертывания знания, его материализация в практике. Многообразие человеческой деятельности обеспечивает многообразный спектр методов.

В современной науке проявлена многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на 5 основных групп[2]:

-     Философские методы, среди которых наиболее общими являются диалектический и метафизический.

-     Общенаучные подходы и методы исследования – информация, модель, изоморфизм, структура, функция, система, элемент, оптимальность и др.

-     Частнонаучные методы – методы механики, физики, химии, биологии, и гуманитарных наук.

-     Дисциплинарные методы.

-     Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов, нацеленных главным образом, на стыки научных дисциплин.

Классической картине мира, основанной на достижениях Галилея и Ньютона, соответствует  графический образ прогрессивно-направленного линейного развития с жестко однозначной детерминацией. Прошлое определяет настоящее так же изначально, как и настоящее определяет будущее. Все состояние мира от бесконечно отдаленного былого до весьма далекого грядущего могут быть просчитаны и предсказаны. Классическая картина мира классическая картина мира осуществляла описание объектов, как если бы они существовали сами по себе в строго заданной системе координат.

Образ современной постнеклассической картины мира – древовидная ветвящаяся графика – разработан с учетом достижений бельгийской школы И. Пригожина. С самого начала и к любому данному моменту времени будущее остается неопределенным. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что чаще всего определяется каким-нибудь незначительным фактором.

Преемственность научных знаний осуществляется за счет построения новой научной парадигмы на основе старой картины мира, которая становится частью нового мировоззрения. Переход от одной парадигмы к другой осуществляется через научную революцию.

Так предпосылками современной науки явились 4 научных революции:

XVII – XVIII века – становление классической науки;

Конец XVIII – начало XIX века – переход к немеханистической картине мира, переход к дисциплинарным наукам;

Конец XIX – начало XX века постнеклассическая наука;

С начала XX века – постнеклассическая наука.

Так, например, открытия Эйнштейна, поставили Законы Ньютона в частный случай движения в пространстве со скоростями значительно ниже скорости света, так была отвергнута классическая парадигма, но знания остались частным приложением к определенным условиям.


3. В чем состоит эффект Доплера и какова его роль в исследовании звезд, Вселенной?

Эффект Доплера - изменение воспринимаемой частоты колебаний, обусловленное движением источника или приемника волн либо и того и другого; впервые теоретически обоснован в 1842 К.Доплером (1803–1853). Данный эффект особенно заметен в случае звуковых волн, примером чему может служить изменение воспринимаемой высоты тона гудка проходящего мимо поезда. Возникновение эффекта поясняется рисунком, на котором источник волн движется влево со скоростью v относительно неподвижного наблюдателя («приемника»). За время t = t1 - t0 источник проходит расстояние vt. Если l – длина волны испускаемого звука, то число волн, укладывающихся в промежутке между источником и приемником, увеличивается на vt/l. Если частота звука fe, то за время t испускается fet волн. Но число frt волн, достигших приемника, меньше, чем испущено источником, на величину vt/l. Отсюда следует, что[3]

Это соотношение справедливо и в том случае, когда приемник движется, а источник неподвижен. Если скорость v значительно меньше скорости звука c, то величину l можно заменить величиной c/fe, не совершив большой ошибки. Принимаемая частота оказывается ниже излучаемой, если источник и приемник удаляются друг от друга, и выше излучаемой, если они сближаются. Движение среды, в которой распространяются звуковые волны, например, ветер, дующий в направлении приемника или от него, также приводит к изменению регистрируемой приемником частоты.

Эффект Доплера имеет важное значение в астрономии, гидролокации и радиолокации. В астрономии по доплеровскому сдвигу определенной частоты испускаемого света можно судить о скорости движения звезды вдоль линии ее наблюдения. Наиболее удивительный результат дает наблюдение доплеровского сдвига частот света удаленных галактик: так называемое красное смещение свидетельствует о том, что все галактики удаляются от нас со скоростями примерно до половины скорости света, возрастающими с расстоянием. Вопрос о том, расширяется ли Вселенная подобным образом или красное смещение обусловлено чем-то иным, а не «разбеганием» галактик, остается открытым.

Радиолокация – это определение местоположения объекта, обычно самолета или ракеты, путем облучения его высокочастотными радиоволнами и последующей регистрации отраженного сигнала. Если объект движется с большой скоростью в направлении радиолокатора или от него, то сигнал будет принят со значительным доплеровским сдвигом частоты, и по этому сдвигу можно вычислить скорость объекта. Точно так же доплеровский сдвиг частоты ультразвукового сигнала используется для определения скорости движения подводных лодок.


4. Дайте понятие внутренней энергии. Какие виды внутренней энергии вы знаете? Как изменяется внутренняя энергия? В чем сущность первого начала термодинамики?

Внутренняя энергия - энергия физической системы, зависящая от ее внутреннего состояния. Внутренняя энергия включает энергию хаотического (теплового) движения всех микрочастиц системы (молекул, атомов, ионов и т.д.) и энергию взаимодействия этих частиц. Кинетическая энергия движения системы как целого и ее потенциальная энергия во внешних силовых полях во внутреннюю энергию не входят. В термодинамике и ее приложениях представляет интерес не само значение внутренней энергии, а ее изменение при изменении состояния системы.

Понятие внутренней энергии ввел в 1851 г. английский ученый У. Томпсон (лорд Кельвин) определив изменение внутренней энергии (DU) физической системы в каком-либо процессе как алгебраическую сумму количеств теплоты Q, которыми система обменивается в ходе процесса с окружающей средой, и работы А, совершенной системой или над ней:  DU = Q + A.

Первое начало термодинамики утверждает, что изменение внутренней энергии термодинамической системы (тела) может быть осуществлено двумя путями: путём совершения механической работы и путём теплопередачи. Энергия, переданная системе путём теплопередачи, называется количеством теплоты Q.

   Таким образом, количество теплоты может быть определено как разность изменения внутренней энергии системе и механической работы, совершённой над системой. Математически это может быть записано как

     (1.3), где Q - количество теплоты, переданной системе, dU - изменения внутренней энергии системы, A` - работа, совершённая над системой.

Необходимо отметить принципиальную разницу между внутренней энергией, являющейся функцией состояния, и теплотой и работой, которые не являются функциями состояния, а зависят от того, каким образом система переведена из одного состояния в другое. Интегрирование выражения дает

Q12 = U2 - U1 + A12     (1.9)

Эта формула представляет собой запись первого начала термодинамики применительно к случаю перехода термодинамической системы из некоторого первого состояния во второе.

По своему физическому смыслу первое начало термодинамики представляет собой закон сохранения (изменения) энергии в термодинамике. Если согласно закону сохранения энергии в механике, работа неконсервативных сил равна приращению механической энергии системы (в частности, работа диссипативных сил равна уменьшению механической энергии системы), то согласно первому началу термодинамики, приращение внутренней энергии термодинамической системы равно сумме работы всех сил и энергии, переданной системе путём теплопередачи. Причём, эти силы (как и в механике) могут быть как внешними, так и внутренними. Например, в опыте Джоуля, работа внешних сил приводит к увеличению внутренней механической энергии воды в неравновесном состоянии (возникновению в ней потоков), а работа внутренних сил трения переводит эту механическую энергию во внутреннюю тепловую энергию воды в равновесном состоянии (кинетическую энергию микроскопического движения молекул воды).

В опыте Джоуля пренебрегалось изменением объёма воды (хотя именно изменения объёма воды характеризуют при неизменном внешнем давлении изменение состояния воды) и считалось, что механическая работа совершается без изменения объёма системы. При этом работа диссипативных сил (вязкого трения) приводила к росту внутренней энергии системы.

Аналогичная ситуация имеет место, когда тело скользит по шероховатой поверхности. Силы трения, действующие на тело со стороны поверхности, приводят к увеличению внутренней энергии тела, и силы трения, действующие на поверхность, приводят к увеличению внутренней энергии поверхности, причём суммарное увеличение внутренней энергии тела и поверхности равно механической работе сил трения.

Если бы в опыте Джоуля силы вязкого трения отсутствовали (например, вместо воды был не имеющий вязкости сверхтекучий гелий), то вся потенциальная энергия опускающихся грузов переходила бы в их кинетическую энергию и кинетическую энергию шкивов без изменения термодинамического состояния жидкости.

Другая ситуация имеет место в случае, если учитывать изменение объёма тела, но пренебрегать внутренними силами трения в нём. Примером такой системы является идеальный газ. Тогда механическая работа, совершаемая телом, будет определяться механическим движением границы тела (все внутренние движения из-за отсутствия трения не приведут к совершению работы). Без учета изменения потенциальной энергии тела вследствие наличия гравитационных или электромагнитных полей, работа, совершенная телом, определяется двумя параметрами - давлением и объёмом.

В случае, если термодинамические процессы в системе - квазиравновесные, то термодинамическое потоки в ней отсутствуют, и можно пренебречь вязким трением, считая, что изменения объёма и давления определяют изменение состояния системы. Связь между объёмом и давлением может быть задана с помощью температуры.


5. Приведите уравнение состояния идеального газа. Какая величина является мерой средней кинетической энергии молекул? Можно ли передать телу некоторое количество теплоты без изменения его температуры?

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа  с учетом определения абсолютной температуры  принимает вид:

p = nkT или pV = NkT.

Пусть масса рассматриваемого газа в объеме V равна m, а масса отдельной молекулы m0. Тогда

pV = (m/m0)kT = (m/M)(M/m0)kT,

где M — молярная масса (см. Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ)). По определению m/M = n, а M/m0 = NA. Поэтому

pV = nNAkT = nRT,

где введена универсальная газовая постоянная

R = kNA = 8,31 Дж/(моль·К).

Итак, справедливо уравнение состояния, связывающее давление, объем и температуру идеального газа:

pV = (m/M)RT = nRT  (уравнение Менделеева-Клапейрона).

Из этого уравнения следует, что параметры двух произвольных состояний 1 и 2 идеального газа связаны между собой:

p1V1/T1 = p2V2/T2.

Если переход между состояниями системы с разными значениями p, V, T (для определенности можно все время иметь в виду состояние идеального газа) происходит так медленно, что в каждый данный момент времени систему можно считать находящейся в равновесии с окружающей средой, то такой переход называется квазистатическим. Удобно изображать квазистатические процессы на pV-диаграмме. Каждой точке этой диаграммы отвечает определенное состояние системы с данными значениями p, V, T. Квазистатический процесс перехода из одного состояния в другое изображается непрерывной линией на pV-диаграмме.


 

Диаграммы состояния

Рисунок1


6. Дайте понятия об обратимых и необратимых процессах. Приведите примеры. Как строится термодинамика открытых систем? Дайте представление о прямой и обратной связи в сложных системах.

 

Процесс перехода системы из состояния 1 в 2 называется  обратимым, если возвращением этой системы в исходное состояние из 2 в 1 можно осуществить без каких бы то ни было изменений окружающих внешних телах.

Процесс же перехода системы из состояния 1 в 2 называется  необратимым, если обратный переход системы из 2 в 1 нельзя осуществить без изменения в окружающих телах .

Мерой необратимости процесса в замкнутой системе является изменением новой функции состояния - энтропии, существование которой у равновесной системы устанавливает первое положение второго начала о невозможности вечного двигателя второго рода. Однозначность этой функции состояния приводит к тому , что всякий необратимый процесс является неравновесным.    Из второго начала следует, что  S  является однозначной функцией состояния.

Это означает, что  dQ/T  для любого кругового равновесного процесса равен нулю. Если бы это не выполнялось, т.е. если бы энтропия была неоднозначной функцией состояния то, можно было бы осуществить вечный двигатель второго рода. Положение о существовании у всякой термодинамической системы новой однозначной функцией состояния энтропии  S, которая при адиабатных равновесных процессах не изменяется и составляет содержание второго начала термодинамики для равновесных процессов.


Математически второе начало термодинамики для равновесных процессов записывается уравнением:

                   dQ/T = dS     или      dQ = TdS          

Интегральным уравнением второго начала для равновесных круговых процессов является равенство Клаузиуса :

                                               dQ/T = 0           

Для неравновесного кругового процесса неравенство Клаузиуса имеет следующий вид:                                              dQ/T  <  0            

  Теперь можно записать основное уравнение термодинамики для простейшей системы находящейся под всесторонним давлением :

                                 TdS = dU + pdV           

Открытые системы - это термодинамические системы, которые обмениваются с окружающими телами (средой), веществом, энергией и импульсом. Если отклонение открытой системы от состояния равновесия невелико, то неравновесное состояние можно описать теми же параметрами (температура, химический потенциал и другие), что и равновесное[4]. Однако отклонение параметров от равновесных значений вызывают потоки вещества и энергии в системе. Такие процессы переноса приводят к производству энтропии. Примерами открытых систем являются: биологические системы, включая клетку, системы обработки информации в кибернетике, системы энергоснабжения и другие. Для поддержания жизни в системах от клетки до человека необходим постоянный обмен энергией и веществом с окружающей средой. Следовательно, живые организмы являются системами открытыми, аналогично и с другими приведенными параметрами.


7. Когда возникает металлическая связь? Дайте представление о теории металлов, полупроводниках, диэлектриках и изоляторах.

Металлы объединяют свойства, имеющие общий характер и отличающиеся от свойств других веществ. Такими свойствами являются сравнительно высокие температуры плавления, способность к отражению света, высокая тепло- и электропроводность. Эти особенности обязаны существованию в металлах особого вида связи — металлической связи.

Металлическая связь - связь между положительными ионами в кристаллах металлов, осуществляемая за счет притяжения электронов, свободно перемещающихся по кристаллу. В соответствии с положением в периодической системе атомы металлов имеют небольшое число валентных электронов. Эти электроны достаточно слабо связаны со своими ядрами и могут легко отрываться от них. В результате в кристаллической решетке металла появляются положительно заряженные ионы и свободные электроны. Поэтому в кристаллической решетке металлов существует большая свобода перемещения электронов: одни из атомов будут терять свои электроны, а образующиеся ионы могут принимать эти электроны из «электронного газа». Как следствие, металл представляет собой ряд положительных ионов, локализованных в определенных положениях кристаллической решетки, и большое количество электронов, сравнительно свободно перемещающихся в поле положительных центров. В этом состоит важное отличие металлических связей от ковалентных, которые имеют строгую направленность в пространстве.

Металлическая связь отличается от ковалентной также и по прочности: ее энергия в 3-4 раза меньше энергии ковалентной связи.

Энергия связи — энергия, необходимая для разрыва химической связи во всех молекулах, составляющих один моль вещества. Энергии ковалентных и ионных связей обычно велики и составляют величины порядка 100-800 кДж/моль.


8. Поясните, как распределяется на земле солнечная энергия. Дайте понятие о негэнтропии солнечного излучения.

Наибольшее значение для биосферы Земли имеет солнечная энергия, которая возбуждает движение атмосферы и океанических течений, поддерживает все жизненные процессы. Каменный уголь и нефть есть не что иное, как солнечная ископаемая энергия. Поток речной воды, сбегающий вниз к морю, рожден солнечным теплом, которое испарило воду с океана. Солнечная энергия воспринимается автотрофными организмами и обуславливает возможность тpансфоpмации ими неорганической субстанции: горных пород, минералов, элементов, входящих в состав воды и воздуха в органическое живое вещество. Солнечная энергия имеет решающее значение в жизни экосистем.

Каждую секунду Солнце излучает примерно 4*1026 Дж, причем вся энергия приходится на длины волн между 0,2 и 4 мкм. Около 40 % энергии попадает на видимую часть спектра (0,4-0,67 мкм). При этом на долю Земли приходится весьма ничтожная, примерно одна двухмиллиардная часть энергии Солнца. Средний поток энергии Солнца на расстоянии среднего радиуса орбиты Земли называется солнечной постоянной, имеющий величину 1,376 кВт/м2. Этого достаточно, чтобы с диска диаметром в 1 м в космосе собрать солнечную энергию, которая обеспечит работу электронагревателя в 1 кВт!

Рассматривая влияние космоса на развитие биосферы Земли и ее экологических систем, пpавомеpно вычленить следующие наиболее значимые факторы: гравитацию, приход на Землю космического вещества и солнечное излучение. В конечном счете, основной движущей силой закономерной смены динамических процессов в атмосфере и океане является тепловая машина, которая приводится в движение Солнцем. А все типы зональности обусловлены неравномерным распределением притока солнечной энергии на поверхность Земли, в том числе и океана, что вызывает перенос и перераспределение масс в атмосфере, гидросфере и литосфере.

Распределение тепла как на всем земном шаре, так и в Мировом океане весьма неравномерно учеными подсчитано, что к верхней границе атмосферы Земли приходит в среднем около 2 кал/см2/мин. Из них 30% рассеивается и лишь 70% достигает поверхности воды или суши, что составляет примерно 140 ккал/см2/год. Поверхностью океана поглощается примерно 90 ккал, а суши еще меньше всего - 50 ккал. Однако эти величины отличаются в разных местах и зависят от широты, облачности и других факторов, включая все увеличивающуюся запыленность атмосферы.

Сильные различия в распределении количества тепла на разных широтах между экватором и полюсами обуславливают на поверхности Земли хорошо выраженную широтную климатическую зональность. Дальневосточные моря, как и Балтийское, расположены в пределах северной умеренной или бореальной зоны. Для этой зоны характерны значительные сезонные колебания температуры воздуха и воды при преобладании положительных ее значений, а также резко выраженная сезонная цикличность всех биологических процессов.


9. Поясните смысл гипотезы Планка о дискретном характере испускания света. Насколько были решены при этом противоречия в теории теплового излучения?

В конце прошлого столетия у естествоиспытателей начало складываться впечатление, что изучение фундаментальных закономерностей, лежащих в основе научной картины мира, близко к завершению. Это мнение основывалось на несомненных успехах классического естествознания, "подправленного" релятивистской теорией. Учет последней хотя и приводил к несколько неожиданным результатам, но не затрагивал укоренившегося представления о том любая реально существующая система может быть в принципе рассчитана с любой точностью и ее развитие во времени может быть исчерпывающим образом прогнозировано. Вне всякого сомнения, представители точных наук конца 19 века были далеки от попыток рассчитать поведение кошки на основе классической механики и электродинамики, но склонялись к мысли, что трудности подобного расчета носят чисто технический характер.

Как "рождается" свет? Ответ на это вопрос казался физиками 19-го века достаточно простым:

Свет - электромагнитная волна, которая излучается колеблющимся в атоме электроном. По теории получалось, что излучать атом должен на всех частотах, но больше всего энергии излучается на высоких частотах (в "ультрафиолетовом диапазоне"). Расчеты показывали, что из-за этого свойства атом должен был излучать ультрафиолет и за очень короткое время излучить всю свою энергию, а излучающее тело при этом должно было резко остыть.

Конечно, ничего подобного на опыте не наблюдалось: тела хорошо излучают на определенной частоте и плохо излучают на низких и высоких частотах, никакого остывания тел не наблюдается. Это расхождение теории и практики было красиво названо "ультрафиолетовая катастрофа".

Для решения проблемы немецкий физик Макс Планк в 1900 г. высказал предположение (гипотезу) о том, что свет должен излучаться порциями (квантами). Энергии порции прямо пропорциональна частоте световой волны E=h, где h - постоянная Планка,  - частота света.

Энергия порции (кванта) очень мала, например для видимого излучения она примерно равна 10-19Дж. Поэтому для измерения таких энергий удобно использовать другую единицу энергии, которая называется электрон-вольт (1эВ). 1эВ - энергия, которую приобретает электрон прошедший ускоряющую разность потенциалов в 1В. 1эВ=1,6*10-19Дж[5].

Постоянная Планка - фундаментальная константа, которая характеризует микромир, h=6,62*10-34Дж*с. При этом Планк считал, что свет только рождается неделимыми порциями, а "живет" (распространяется), как обычная электромагнитная волна.

М. Планк выдвинул гипотезу, что при тепловом излучении энергия испускается и поглощается не непрерывно, а отдельными квантами (порциями).

Квант электромагнитного излучения, относящийся к оптическому диапазону спектра, называют Фотоном. Масса покоя фотона равна нулю. Фотон существует только, распространяясь со скоростью Света. Если его остановить каким–либо способом, то он исчезнет. Но фотон, обладающий достаточной энергией, может при этом порождать частицы, имеющие массу покоя, например пару электрон–позитрон (позитрон – это положительно заряженный электрон).

Проследим цепочку фотона – движется – масса есть – остановился – массы нет, и исчез в неизвестном направлении – не имея массы, родил детей с массой. Читаешь и диву даешься, как такое могло быть возведено в ранг великой науки и просуществовать столетие? "… На характер протекания фотоэффекта оказывает влияние разная энергия фотонов…" Фотоны с разной энергией не могут достигнуть скорости Света, то есть не могут существовать в свете вышесказанного утверждения.

Мы уже знаем, что Свет – это веревки из нейтронов имеющие свои магнитные поля. Свет имеет различную скорость. Нейтрон в заторможенном состоянии носитель тепла. Нейтрон в структуре ежика – составляющая химического элемента. Скорость Света определяет цвет материала, среды и т.д. Теперь вспомним главное – это то, что Свет разгоняется нейтронной (ядерной) силой пятерок направленных в одну сторону. Это возможно только при формировании веревок с магнитными полями. Для формирования веревок нужно иметь поток нейтронов из зоны высокой плотности в зону с низкой плотностью – это обычно окружающая среда.

Излучение твердых тел при помощи нагрева – это формирование веревок Света из нейтронов, полученных в результате частичного разрушения ежей кристаллической решетки тела, при направленном потоке последних из зоны высокой плотности носителей в низкую с включением нейтронного (ядерного) разгонного механизма. Мощность разгонного механизма определяется закруткой нейтронов. Чем выше температура – тем больше закрутка нейтронов – тем больше скорость Света и сдвиг цвета от красного в сторону фиолетового для данного тела. Спирали и другие тела, излучающие Свет в результате нагрева платят за это разрушением своей кристаллической решетки. Никакое электромагнитное излучение на основе нейтрино не может перейти в видимый Свет, который формируется на основе нейтронов.

Все теории о квантово оптических явлениях оказались не более чем версиями.


10. Каково строение Солнца и его атмосферы? Каковы проявления и закономерности солнечной активности? В каком состоянии находится солнечное вещество? Каков состав солнечного излучения? Что такое солнечный ветер? Как он проявляется на Земле?

Внутреннее строение Солнца определено в предположении, что оно является сферически симметричным телом и находится в равновесии. Уравнение переноса энергии, закон сохранения энергии, уравнение состояния идеального газа, закон Стефана-Больцмана и условия гидростатического, лучистого и конвекционного равновесия вместе с определяемыми из наблюдений значениями полной светимости, полной массы и радиуса Солнца и данным о его химическом составе дают возможность построить модель внутреннего строения Солнца. Полагают, что содержание водорода в Солнце по массе около 70%, гелия около 27%, содержание всех остальных элементов около 2,5%. На основании этих предположений вычислено, что температура в центре Солнца составляет 10-15*1056 К, плотность около 1,5*1055 кг/м. Считается, что источником энергии, пополняющим потери на излучение и поддерживающим высокую температуру Солнца, являются ядерные реакции, происходящие в недрах Солнца. Среднее количество энергии, вырабатываемое внутри Солнца, составляет 1,92 эрг/г/сек. Выделение энергии определяется ядерными реакциями, при которых водород превращается в гелий. На Солнце возможны две группы термоядерных реакций: так называемый протон-протонный (водородный) цикл и углеродный цикл (цикл Бете). Наиболее вероятно, что на Солнце преобладает протон-протонный цикл, состоящий из трёх реакций, в первой из которых из ядер водорода образуются ядра дейтерия (тяжёлый изотоп водорода, атомная масса; во второй из ядер водорода образуются ядра изотопа гелия с атомной массой 3 и, наконец, в третьей из них образуются ядра устойчивого изотопа гелия с атомной массой 4.

Перенос энергии из внутренних слоёв Солнца в основном происходит путём поглощения электромагнитного излучения, приходящего снизу, и последующего переизлучения. В результате понижения температуры при удалении от Солнца постепенно увеличивается длина волны излучения, переносящего большую часть энергии в верхние слои. Перенос энергии движением горячего вещества из внутренних слоёв, а охлаждённого внутрь (конвекция) играет существенную роль в сравнительно более высоких слоях, образующих конвективную зону Солнца, которая начинается на глубине порядка 0,2 солнечных радиуса и имеет толщину около 1058 м. Скорость конвективных движений растёт с удалением от центра Солнца и во внешней части конвективной зоны достигает (2-2,5)х1053 м/сек. В ещё более высоких слоях (в атмосфере Солнца) перенос энергии опять осуществляется излучением. В верхних слоях атмосферы Солнца (в хромосфере и короне) часть энергии доставляется механическими и магнитогидродинамическими волнами, которые генерируются в конвективной зоне, но поглощаются только в этих слоях. Плотность в верхней атмосфере очень мала, и необходимый отвод энергии за счёт излучения и теплопроводности возможен только, если кинетическая энергия этих слоёв достаточно велика. Наконец, в верхней части солнечной короны большую часть энергии уносят потоки вещества, движущиеся от Солнца, так называемый солнечный ветер. Температура в каждом слое устанавливается на таком уровне, что автоматически осуществляется баланс энергии: количество приносимой энергии за счёт поглощения всех видов излучения, теплопроводностью или движением вещества равно сумме всех энергетических потерь слоя. Полное излучение Солнца определяется по освещённости, создаваемой им на поверхности Земли, - около 100 тыс. лк, когда Солнце находится в зените. Вне атмосферы на среднем расстоянии Земли от Солнца освещённость равна 127 тысяч лк. Сила света Солнца составляет 2,84*10527 свечей. Количество энергии, приходящее в одну минуту на площадку в 1 см, поставленную перпендикулярно солнечным лучам за пределами атмосферы на среднем расстоянии Земли от Солнца, называют солнечной постоянной. Мощность общего излучения Солнца - 3,83o10526 ватт, из которых на Землю попадает около 2*10517 ватт, средняя яркость поверхности Солнца (при наблюдении вне атмосферы Земли) составляет 1,98*1059 нт, яркость центра диска Солнца - 2,48*1059 нт. Яркость диска Солнца уменьшается от центра к краю, причём это уменьшение зависит от длины волны, так что яркость на краю диска Солнца для света с длиной волна 3600А составляет 0,2 яркости его центра, а для 5000А - около 0,3 яркости центра диска Солнца. На самом краю диска Солнца яркость падает в 100 раз на протяжении менее одной секунды дуги, поэтому граница диска Солнца выглядит очень резкой.

Спектральный состав света, излучаемого Солнцем, то есть распределение энергии в центре Солнца, в общих чертах соответствует распределению энергии в излучении абсолютно чёрного тела с температурой около 6000 К. Однако в отдельных участках спектра имеются заметные отклонения. Максимум энергии в спектре Солнца соответствует длине волны 4600 А. Спектр Солнца - это непрерывный спектр, ни который наложено более 20 тысяч линий поглощения. Более 60% из них отождествлено со спектральными линиями известных химических элементов путём сравнения длин волн и относительной интенсивности линии поглощения в солнечном спектре с лабораторными спектрами. Изучение линий поглощения даёт сведения не только о химическом составе атмосферы Солнца, но и о физических условиях в тех слоях, в которых образуются те или иные поглощения. Преобладающим элементом на Солнце является водород. Количество атомов гелия в 4-5 раз меньше, чем водорода. Число атомов всех других элементов вместе взятых, по крайней мере, в 1000 раз меньше числа атомов водорода. Среди них наиболее обильны кислород, углерод, азот, магний, железо и другие. В спектре Солнца можно отождествить также линии, принадлежащие некоторым молекулам и свободным радикалам: OH, NH, CH, CO и другим.

Магнитные поля на Солнце измеряются главным образом по зеемановскому расщеплению линий поглощения в спектре Солнца. Различают несколько типов магнитных полей на Солнце. Общее магнитное поле Солнца невелико и достигает напряжённости в 1 этой или иной полярности и меняется со временем. Это поле тесно связано с межпланетным магнитным полем и его секторной структурой. Магнитные поля, связанные с солнечной активностью, могут достигать в солнечных пятнах напряжённости в несколько тысяч. Структура магнитных полей в активных областях очень запутана, чередуются магнитные полюсы различной полярности. Встречаются также локальные магнитные области с напряжённостью поля в сотни вне солнечных пятен. Магнитные поля проникают и в хромосферу, и в солнечную корону.

Большую роль на Солнце играют магнитогазодинамические и плазменные процессы. При температуре 5000 - 10000 К газ достаточно ионизирован, проводимость его велика и благодаря огромным масштабам солнечных явлений значение электромеханических и магнитомеханических взаимодействий весьма велико.

Список литературы



1.      Дубнищева Т.Я. Концепции Современного естествознания. Основной курс в вопросах и ответах – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2003.

2.      Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник. – Новосибирск: ЮКЭА, 1997.

3.      Пахустов Б.К. Концепции современного естествознания: УМК. – Новосибирск: СибАГС, 2001.



[1] Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник. – Новосибирск: ЮКЭА, 1997. – с. 63.

[2] Пахустов Б.К. Концепции современного естествознания: УМК. – Новосибирск: СибАГС, 2001. – с. 45.

[3] Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник. – Новосибирск: ЮКЭА, 1997. – 162.

[4] Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник. – Новосибирск: ЮКЭА, 1997. – с. 683.

[5] Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник. – Новосибирск: ЮКЭА, 1997. – с. 383  - 384.