Содержание
Введение 3
1. Понятие и задачи стратегического менеджмента 5
2. Общая характеристика организации 7
3.Миссия, цели и задачи организации 8
4.Внешняя среда организации 9
5.Внутренняя среда организации 13
6.Оценка угроз, возможностей, сильных и слабых сторон организации
на основе матрицы SWOT 16
7.Формирование корпоративной стратегии Матрица Портера 19
Заключение 23
Список литературы 25
Введение
Стратегическое управление - это одна из важнейших функций менеджмента, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.
Стратегическое управление обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.
Процесс стратегического менеджмента обеспечивает основу для управления членами организации.
Стратегическое управление представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Можно выделить четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования: распределение ресурсов; адаптация к внешней среде; внутренняя координация; организационное стратегическое предвидение.
Термин «стратегическое управление» был введен еще в 60-70-е гг. ХХ века для того, чтобы провести разграничение между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Разработкой вопросов стратегического управления занимались многие авторы, среди них – И. Ансофф, М. Старр, К. Хаттен и др.
Стратегическое управление – это управление, которое ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе[1].
Итак, определение и реализация стратегий, в настоящее время относятся к числу сложных и трудоемких работ.
Проецируя все выше написанное на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое управление становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями.
Выживание современных организаций, не говоря уже об их процветании, зависит, прежде всего, от того, имеют ли они собственную стратегию, а также от того, смогут ли организации последовательно реализовать эту стратегию на практике при помощи конкретных мероприятий[2].
Неуверенность перед будущим, неустойчивость на рынке и возрастающая сложность управления приводят организации к необходимости внимательно изучить и пытаться внедрить различные варианты стратегического развития своих фирм.
1. Понятие и задачи стратегического менеджмента
Стратегическое управление – это управление, которое ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.
В теории управления существуют различные определения термину «стратегическое управление», которые рассматривают данное понятие с разных точек зрения так, например[3]:
-стратегическое управление – это вид, сфера деятельности по управлению, состоящий в реализации выбранных перспективных целей через осуществление изменений в организации;
-стратегическое управление – это процесс, посредством которого осуществляется взаимодействие организации с ее окружением;
-стратегическое управление – это область научных знаний, изучающая приемы и инструменты, методологию принятия стратегических решений и способы практической реализации этих знаний.
Появление стратегического управления вызвано объективными причинами (главным образом усложнением условий производства и реализации продукта) и явилось результатом эволюционного развития подходов в управлении развитием организаций.
Задачи стратегического управления состоят:
-в обеспечении нововведений и изменений в организации;
-в содержательном и формальном описании объекта стратегического исследования, выявлении особенностей, закономерностей и тенденций его развития, определении способов управления этим объектом;
-в эффективном распределении ресурсов;
-в адаптации к внешней среде;
-в внутренней координации стратегической деятельности;
-в достижении целей предприятия в долгосрочном периоде и т.п.
Главной задачей разработки стратегии организации является достижение конкурентных преимуществ и рентабельности предприятия.
Процесс стратегического управления обеспечивает основу для управления всей организации. Он является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений.
Для того, чтобы конкурировать в сложной и быстроизменяющейся сегодняшней обстановке, фирма должна определиться с теми, кто управляет разработкой стратегии - стратегическими менеджерами. Их задача - обеспечение деятельности всей организации по определенному направлению (часто их называют комплексными менеджерами). Они отличаются от функциональных менеджеров, которые обеспечивают реализацию отдельных функций бизнеса (кадры, снабжение, производство, продажа, обслуживание клиентов, учет) и занимают уникальное положение в компании, управляя всей организацией в стратегическом смысле.
По мнению Э. Враппа (университет Чикаго) наиболее удачливые стратегические менеджеры должны обладать следующими качествами: - быть хорошо информированы,
- уметь управлять своими временем и энергией,
- быть хорошими политиками (создателями консенсуса),
- они не должны быть, как эксперты, "зациклены",
- способностью продвигать программу в частных направлениях.
Они должны уметь распределять свое время и энергию среди различных дел, решений или проблем. Они должны знать, когда надо делегировать ответственность, а когда надо включаться в частное решение.
2. Общая характеристика организации
ООО «Автотранс» является обществом с ограниченной ответственностью. Организация является юридическим лицом и действует на основании Устава и законодательства РФ. ООО является правопреемником Хабаровской автоколонны № 167, имущество которой, равно как и контракты, условия, обязательства, поступают в распоряжение ООО на законном основании.
Место нахождения: Российская Федерация, г. Хабаровск, ул. Ремесленная, 5.
Анализируемое предприятие осуществляет свою деятельность на территории Хабаровского края.
Основные виды деятельности:
- обработка транспортных средств, выполнение погрузочно-разгрузочных работ;
- перевозка грузов и пассажиров собственным и арендованным автотранспортом;
- организация и осуществление складских и транспортно-экспедиторских операций.
Таким образом, рынок на который распространяется деятельность фирмы – территория Хабаровского края.
Организационная структура управления предприятия представлена на рис. 1.
Рис. 1.Организационная структура управления предприятия.
3. Миссия, цели и задачи организации
Любая организация создается для удовлетворения каких-либо потребностей. Эти потребности разнообразны, поскольку разнообразны интересы групп людей, работающих в организации.
Данные потребности объясняют причину функционирования и развития организации, ее предназначение.
Миссия организации – понятие, раскрывающее смысл существования и определяющее в общем сферу ее деятельности[4].
Миссия, осуществляемая организацией, определяет целесообразность самого возникновения или существования организации на рынке, то, что делает ее уникальной. Миссия показывает, что именно намерена фирма реализовать. Формой выражения миссии является устав или другой аналогичный документ, в котором руководство данной организации определяет цели деятельности фирмы и доводит эти идеи до всех работающих.
Цели, в отличии от миссии, выражают отдельные конкретные направления деятельности организации[5].
Цели должны быть конкретными и измеримыми (это позволяет создать четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы). Они должны быть ориентированными во времени.
Цели должны быть взаимно поддерживающие, то есть действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей.
Цели являются значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, эффективно институционализирует, проинформирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации.
Основная цель деятельности организации ООО «Автотранс»: извлечение прибыли.
Миссия фирмы – удовлетворение потребности предпринимателей в качественной и быстрой перевозке грузов, обеспечивающей улучшение торговли и получение на этой основе прибыли, с целью развития предприятий.
4. Внешняя среда организации
Внешняя среда организации неоднородна и дифференцирована по силе, периодичности, характера влияния на организацию. В ней выделяют макроокружение (среду косвенного воздействия) и среду непосредственного окружения (микроокружение).
Руководители оценивают внешнюю среду по трем параметрам[6]:
-Оценить изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей стратегии.
-Определить, какие факторы представляют угрозу для текущей стратегии фирмы.
-Определить, какие факторы представляют больше возможностей для достижения общефирменных целей путем корректировки плана.
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к предприятию факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана, контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы.
Для этого необходимо выяснить, где находится организация, где она должна находиться в будущем и что для этого должно сделать руководство.
1. Экономические факторы. Некоторые факторы в экономической окружающей среде должны постоянно диагностироваться и оцениваться, т.к. состояние экономики влияет на цели фирмы. Это темпы инфляции, международный платежный баланс, уровни занятости и т.д. Каждый из них может представлять угрозу либо новую возможность для предприятия.
2. Политические факторы. Активное участие предпринимательских фирм в политическом процессе является указанием на важность государственной политики для организации; следовательно, государство должно следить за нормативными документами местных органов, властей субъектов государства и федерального правительства.
3. Рыночные факторы. Рыночная среда представляет собой постоянную опасность для предприятия. К факторам, воздействующим на успехи и провалы организации, относятся распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли, изменяющиеся демографические условия, легкость проникновения на рынок.
4. Технологические факторы. Анализ технологической среды может по меньшей мере учитывать изменения в технологии производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении товаров и услуг или успехи в технологии средств связи. Руководитель любой фирмы должен следить за тем, чтобы не подвергнуться «шоку будущего», разрушающего организацию.
5. Факторы конкуренции. Любая организация должна исследовать действия своих конкурентов: анализ будущих целей и оценка текущей стратегии конкурентов, обзор предпосылок в отношении конкурентов и отрасли, в которой функционируют данные компании, углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов.
6. Факторы социального поведения. Эти факторы включают меняющиеся отношения, ожидания и нравы общества (Роль предпринимательства, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, движение в защиту интересов потребителей).
Т.е. анализ внешней среды позволяет организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде.
Макроокружение создает общие условия, в которых действует предприятие, определяя для него и других предприятий границы допустимого и недопустимого. (табл. 1)
Таблица 1.
Общий анализ внешней среды организации
Факторы внешней среды |
Стимулирующее воздействие |
Сдерживающее воздействие |
|
(1) |
(2) |
(3) |
|
1. Поставщики |
Поставщиками компании являются автомобили и запчасти к ним – автоцентр КАМАЗ г. Хабаровск. Топливо – Хабаровскнефтепродукт. Эксклюзивные договора позволяют экономить при обслуживании машин и приобретении топлива. |
Рост цен на топливо. |
|
2. Потребители |
Основными потребителями услуг компании являются юридические лица со средним и высшим уровнем дохода фирмы, осуществляющие торговую деятельность с регионами Дальнего Востока и КНР. Основной товар используемый в перевозке: продукты питания, мебель, бытовая техника. Основные направления перевозок Хабаровск – Владивосток, Хабаровск – Находка, Хабаровск – Совгавань, Хабаровск – Биробиджан и приграничные города КНР. Достаточный объем грузов и плечо перевозок обеспечивает получение хорошего результата в грузооборотах в т/км. |
Недостаточное развитие дорог не позволяет эффективно использовать в отдельные регионы Хабаровского и Приморского края. Высокая цена на грузоперевозки (стоимость бензина растет и т.п.) сдерживает деятельность фирмы, в следствии проблем с платежеспособностью населения. |
|
3. Конкуренты |
На рынке действует 6 компаний осуществляющие аналогичную деятельность, что стимулирует общий спрос на данную услугу. |
Достаточно жесткая конкуренция на рынке, вызванная практически аналогичными возможностями трех основных компаний – конкурентов, в том числе и ООО ООО «Автотранс». |
|
4. Рыночная инфраструктура |
Хабаровск является крупным транспортным узлом, который соединяет автомобильные трассы федерального и регионального значения. Это создает достаточно благоприятные условия для перевозки грузов, а также для расширения сферы деятельности фирмы. |
Инфраструктура находится в состоянии развития (строятся дороги, коммуникации, гостиницы и т.п.), что ведет к улучшению состояния отрасли и повышению ее привлекательности для конкурентов. |
|
Таблица 2.
Анализ внешней среды организации
Факторы внешней среды |
Стимулирующее воздействие |
Сдерживающее воздействие |
||
(1) |
(2) |
(3) |
||
1.Макросреда 1.1 Экономическая составляющая |
Имеет место определенная стабилизация общеэкономической ситуации в стране и тенденция определенного роста доходов населения, что обеспечивает повышение платежеспособности клиентов фирмы, но возможно ухудшение уровня инфляции |
Ремонт дорожных покрытий, проводящийся на территории Хабаровского края, а отсюда сложная возможность проезда по ним, ведут к сдерживанию грузопотока. |
||
1.2. Политико-правовая компонента |
Федеральный закон от 08.02.98 г. № 14 – ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» определяет правовое положение ООО, права и обязанности его участников, порядок ликвидации общества. |
Несмотря на заявление о поддержке малого бизнеса существующая политика – правовая ситуация порождает проблемы в его развитии. Это прежде всего, налоговая политика, отношения с различного рода контролирующими и проверяющими органами, проблемы аренды помещений и т.п. |
||
1.3. Социаль-но-культурная компонента |
Определенный рост компаний, стремящихся проникнуть в глубь региона и в другие регионы со своей продукцией. |
|
||
1.4. Физическая компонента (состояние трудовых ресурсов) |
Значительный рынок трудовых ресурсов обеспечивает возможность подбора персонала фирмы. |
Большая текучесть кадров, большое число на рынке работников без опыта работы. |
||
Таким образом, компания ООО «Автотранс» находится в числе лидеров на рынке услуг автоперевозок, стимулирующими воздействиями на развитие данного бизнеса для компании следует рассматривать: наличие определенной тенденции, роста спроса на услугу, географическое расположение г. Хабаровска, возможность обеспечения необходимыми ресурсами для решения задач. Сдерживающими факторами являются недостаточно развитая инфраструктура в области перевозок в Дальневосточном регионе, проблема платежеспособности потребителей, рост цен на топливо.
5. Внутренняя среда организации
К внутренней среде организации относится та часть среды, с которой предприятие имеет конкретное и непосредственное взаимодействие.
Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации. Состояние этих процессов в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация[7].
определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.
Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как:
- взаимодействие менеджеров и рабочих;
- найм, обучение и продвижение кадров;
- оценка результатов труда и стимулирование;
- создание и поддержание отношений между работниками и .т.п.
Организационный срез включает в себя:
- коммуникационные процессы;
- организационные структуры ;
- нормы, правила, процедуры;
- распределение прав и ответственности;
- иерархию подчинения.
В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок.
Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции.
Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.
Внутренняя среда как бы полностью пронизывается организационной культурой, которая также как, вышеперечисленные срезы должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды организации.
Задача анализа состоит в оценке состояния и развития ситуации на рынке и определения конкурентных позиций предприятия на нем.
Таблица 3.
Анализ внутренней среды организации
Внутрифирменные действия |
Стимулирующее воздействие |
Сдерживающее воздействие |
(1) |
(2) |
(3) |
1. Услуга |
Компания имеет парк из 12 автомобилей КАМАЗ и двух американских трейлеров, оборудованный для перевозки контейнеров, рефрижераторов, сыпучих грузов. Перевозка значительного объема груза практически в любое место региона, где имеются автомобильные дороги. Осуществление сервисного пакта, погрузочно – разгрузочные работы, хранение груза, сохранность в ходе транспортировки, выполнение заказ «от ворот до ворот». |
|
1. Цена услуги |
При установлении цены фирма использует следующие подходы: 1. Сопоставление с ценами конкурентов 2. Определение уровня оптимальной рентабельности Это позволяет получать максимальную прибыль в данных условиях |
Высокая цена отторгает ряд потребителей, прежде всего из числа небольших компаний и физических лиц. |
3. Продвижение услуги на рынке |
Фирма производит рассылку прайс-листа потенциальным клиентам, а также проводит рекламную компанию в СМИ |
Ряд конкурентов более активно рекламируют свои услуги |
4. Персонал фирмы |
В фирме работают опытные специалисты, с большим стажем работы в данной фирме. |
|
5. Финансы и рентабельность предприятия |
Предприятие ликвидно и рентабельно. |
Ретабельность за последние два года несколько снизилась. |
Таблица 4
Анализ рентабельности предприятия
Показатели |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
(1) |
(2) |
(3) |
(4) |
Объем реализации, тыс. руб. |
77258 |
44321 |
42927 |
Переменные издержки обращения, тыс. руб. |
25202 |
28280 |
30420 |
Постоянные издержки , тыс. руб. |
12408 |
24020 |
23840 |
Прибыль, тыс. руб. |
7216 |
11204 |
9586 |
Рентабельность, % |
21 |
17 |
12 |
6. Оценка угроз, возможностей, сильных и слабых сторон организации на основе матрицы SWOT
Следующей проблемой, с которой сталкивается руководство, будет определение того, обладает ли предприятие внутренними силами. Процесс, при помощи которого осуществляется диагноз внутренних проблем, называется управленческим обследованием.
Управленческое обследование представляет собой методичную оценку функциональных зон предприятия, предназначенную для выявления ее сильных и слабых сторон.[8]
С целью упрощения в обследование рекомендуется включить пять функций - маркетинг, финансы (бухгалтерский учет), операции (производство), человеческие ресурсы, а также культура и образ предприятия.
Проследить возможные сочетания характеристик рыночной ситуации с сильными и слабыми сторонами предприятия можно с помощью SWOT-анализа.
SWOT – анализ очень похож на составление стратегического баланса: сильные стороны – это активы фирмы в конкурентной борьбе, слабые стороны – это пассивы. Основой подобного анализа является оценка сильных и слабых сторон фирмы, ее возможностей и угроз ей, а также выводы о положении фирмы и необходимости стратегических изменений.
SWOT позволяет оценить сильные и слабые позиции компании, ее возможности и угрозы, исходящие из внешней среды, сделать выводы о положении компании и необходимость стратегических изменений.
Анализ сильных и слабых сторон организации показывает ее потенциал сравнения их с возможностями и угрозами, проистекающими из внешней среды, позволяет сделать вывод в целом о потенциальных возможностях компании. Сильные стороны компании – это основа формирования стратегии и конкурентного преимущества.
Таблица 5.
Сильные потенциальные внутренние стороны |
Внешние потенциальные возможности фирмы |
|
(1) |
(2) |
|
Эффективное ценообразование Гибкая система скидок Квалифицированный персонал Умение избежать в некоторой мере сильного давления конкурентов Проблемы повышения эффективности маркетинговой деятельности, не эффективная маркетинговая стратегия |
Способность фирмы удовлетворять специфические запросы потребителей Контроль качества со стороны клиентов Потребители – платежеспособные юридические и физические лица, осуществляющие грузоперевозки на территории Хабаровского края |
|
Слабые потенциальные внутренние стороны |
Потенциальные внешние угрозы |
|
Отрицательная динамика рентабельности. Проблемы повышения эффективности маркетинговой деятельности, не эффективная маркетинговая стратегия. |
Потеря доли рынка по причине активизации конкурентов. Рост издержек по причине повышения цен на топливо и ремонт автомобилей. |
В целях выявления потенциальных возможностей компании, необходим анализ конкурентной силы и конкурентных возможностей компании.
Одним из способов определения того, насколько крепко удерживает компания конкурентную позицию – это количественная оценка ключевых факторов конкуренции.
Оценим отрицательное влияние внешней среды на предприятие по следующей форме:
Таблица 6.
Факторы внешней среды, влияющие на предприятие |
Значимость факторов |
Влияние факторов |
Суммарное воздействие (гр.2*гр.3) |
(1) |
(2) |
(3) |
(4) |
Низкие издержки конкурентов |
5 |
-50 |
-250 |
Минимальная доля потребительского рынка |
3 |
-20 |
-60 |
Высокие цены постащиков |
5 |
-50 |
-250 |
Медленный рост целевого сегмента |
2 |
-10 |
-20 |
Зависимость от потребностей потребителей |
2 |
-10 |
-20 |
Значимость факторов оценивается в баллах от 0 до 5. Влияние факторов определяется в баллах в промежутке от – 50 (наиболее сильное отрицательное влияние), до 0 (не оказывает отрицательного влияния).
Оценим теперь отрицательное влияние факторов внутренней среды.
Таблица 7.
Факторы внутренней среды, влияющие на предприятие |
Значимость факторов |
Влияние факторов |
Суммарное воздействие (гр.2*гр.3) |
(1) |
(2) |
(3) |
(4) |
Нет четкого стратегического направления развития |
5 |
-40 |
-200 |
Высокие цены на услуги |
5 |
-25 |
-125 |
Возможности сбыта |
5 |
-10 |
-50 |
Организация маркетинговой деятельности |
5 |
-40 |
-200 |
Высокие издержки обращения |
5 |
-30 |
-150 |
Оценим теперь отрицательное влияние факторов внутренней среды.
В настоящее время фирма использует стратегию удержания доли рынка, основанную на использовании системы стимулирования потребителей сосредотачивая усилия на рыночный сегмент – юридические лица, относящиеся к среднему бизнесу.
Данная стратегия при существующей ситуации на рынке и месте фирмы среди конкурентов обладающих более мощным потенциалом и возможностями мало эффективна о чем свидетельствует и динамика основных показателей. Несмотря на увеличения объема продаж общая доля рынка фирмы в 2001 г. снизилась на 7 % по сравнению с 2003 г. и составляет около 6 %. Потеря доли рынка может привести к потери бизнеса.
Анализ и оценка потенциальных угроз фирмы показывает объективную необходимость изменения конкурентной стратегии позволяющей достичь стратегических целей организации.
7. Формирование корпоративной стратегии. Матрица Портера
Определение стратегии для фирмы принципиально зависит от конкретной ситуации, в которой находится фирма. Однако существуют некоторые общие подходы к формулированию стратегии и некоторые общие рамки, в которые вписываются стратегии
В самом общем виде стратегия — это генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к цели[9].
Подход М. Портера к генерированию альтернативных стратегий основывается на следующем утверждении. Устойчивость позиций предприятия на рынке определяют: издержки, с которыми производится и сбывается продукция/услуга; незаменимость продукта/услуги; сфера конкуренции (то есть, объем обработки рынка).
Используя матрицу Портера возможно определить следующие конкурентные силы воздействующие на организацию:
1)Появление новых конкурентов затруднительно, так как рынок достаточно освоен, имеет два лидера - ОАО «Хабавторанс», ООО «Хабгрузоперевозки», ряд средних фирм и ряд небольших фирм. Основными барьерами являются: насыщенность рынка, невысокий платежеспособный спрос населения, устойчивые позиции лидера.
2)Потребители характеризуются желанием получить услуги фирмы, но зачастую, имеют ограниченные возможности в ее приобретении, из-за невысокой платежеспособности.
3)Конкуренция на рынке острая и жесткая.
Анализ матрица Портера и результаты оценки сильных и слабых сторон организации показали, что главной причиной невозможности развития фирмы в будущем, является: ограниченные возможности сбыта услуги (значительные издержки обращения, высокие цены на услуги, не значительная доля потребительского рынка, которую занимает фирма, не высокий уровень доходов потребителей, не эффективность рекламы).
Реальной возможностью развития организации является разработка новой стратегии, учитывающей действие всех выше перечисленных факторов рыночной среды.
Формирование корпоративной стратегии предполагает определение основных стратегических установок, формирующих предназначение фирмы, ее миссию.
Необходимость выбрать стратегию дифференциации, цель которой состоит в использовании торговой марки, позволяющей выделить данную услугу из услуг предлагаемых на рынке и формировать у потребителя особого восприятия данной марки и соответствующего покупательского поведения.
В то же время, дифференциацию торговой марки следует рассматривать в контексте позиционирования услуги и фирмы, то есть необходимо провести сегментирование рынка под данную марку и выбрать ряд целевых сегментов. Данный подход требует значительных усилий в профессиональном проведении маркетинговых исследований и использования в дальнейшем тщательно продуманной системы продвижения услуги.
Целевым сегментом целесообразно рассматривать потребителей (юридические и физические лица) со средним и высоким уровнем дохода.
Следуя данной стратегии, фирме целесообразно ориентироваться на решение следующих задач:
-оптимальное проведение маркетинговых исследований;
-четкое определение целевого сегмента (место жительства, доходы, способы получения информации, потребности в получении данного рода услуги);
-определение потребителей и воздействие, прежде всего, на них и на «колеблющихся»;
-поиск потребителей « кое-как справляющихся своими силами»;
-точечная раскрутка торговой марки с ориентацией, прежде всего, на целевой сегмент;
-проведение ассортиментной политики, обеспечивающей наличие услуг от недорогих, «простых», до дорогостоящих;
-обеспечить превосходство личностно-сервисного обслуживания в фирме по сравнению с конкурентами.
Осуществление указанной миссии достигается через следование определенной «цепочке» целей (см. рис. 2.)
Таким образом выбор конкурентной стратегии дифференциации позволит использовать корпоративную стратегию «увеличения доли рынка». Фирма имеет наибольший опыт работы на рынке Хабаровска, имела большую долю рынка, следовательно, использование потенциальных возможностей и эффективная маркетинговая деятельность позволит фирме реализовать корпоративную стратегию.
Рис. 2. «Дерево» целей организации.
Заключение
Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что стратегическое управление представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству средство создания плана на длительный срок.
Стратегический план придает предприятию определенность, индивидуальность, что позволяет ему привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для предприятия, которое направляет его сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.
Стратегическое управление дает также основу для принятия решения. Знание того, чего организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий. Формальное планирование способствует снижению риска при принятии решения.
Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях предприятия или о внешней ситуации.
Стратегическое управление, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации.
Сегодня стратегическое управление в России становится скорее правилом, чем исключением.
В настоящее время фирма ООО «Автотранс» использует стратегию «удержания рынка», основанную на широкой сегментации рынка, которая рассчитана на продвижение услуги массовому потребителю.
Фирма теряет долю рынка, так как данная стратегия и ситуация в фирме не позволяет, с одной стороны, бороться с конкурентами, основным преимуществом которых является ценовой фактор, с другой стороны – маркетинговые усилия не обеспечивают эффективную конкурентную борьбу с лидерами рынка.
Характерными чертами данной стратегии, является ориентация на удержание позиций, посредством аналогичных действий, которые проводят лидеры рынка (номенклатура услуги, способы продвижения, цена и т.п.).
Анализ и оценка возможностей, и потенциальных угроз фирмы, показали объективную необходимость определения стратегического направления развития организации, поскольку есть риск потерять конкурентные преимущества по причине роста конкурентов, ограниченного роста целевого сегмента рынка (потенциальных клиентов фирмы).
В данной ситуации наиболее целесообразно использовать конкурентную стратегию дифференциации в контексте позиционирования услуги и соответственно корпоративной стратегии рассматривает стратегию увеличения доли рынка. В основе данного выбора лежит:
-наличие целевого сегмента;
-отсутствие значительных финансовых резервов для проведения агрессивной политики продвижения услуги адекватной фирмам-лидерам.
Реализация данной стратегии обеспечивается, с одной стороны, выделением характерных преимуществ услуг фирмы перед аналогичными услугами конкурентов, с другой стороны, тщательный выбор и качественный анализ целевого сегмента (сегментов). Кроме того, система продвижения товара должна быть, прежде всего, ориентирована на удержание постоянных клиентов и привлечения «колеблющихся».
Таким образом, сочетание мероприятий по повышению качества оказываемых услуг и грамотная стратегия продвижения услуг обеспечат конкурентные преимущества фирмы и достижение ее целей.
Список литературы
1. Ансофф И. Стратегическое управление/ Пер. с анг. – М.: Прогресс, 1989.
2. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. – М.: Юрист, 1994.
3. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
4. Винокуров В.А., Азоев Г.Л. Организация службы перспективного развития предприятия. – М.: МИУ, 1990.
5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарика, 1998.
6. Виханский О.С. Стратегической управление. – М.: МГУ, 1995.
7. Драккер П.Ф. Управление нацелено на результат. М.: Дело, 1995
8. Карлоф Б. Деловая стратегия. / Пер. с англ. – М.: Экономика, 1991.
9. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1992.
10. Мескон М. и др. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1992.
11. Менеджмент организации. / Под ред. З.П. Румянцевой и др. – М.: ИНФРА-М, 1995.
12. Томпсон А.А. и др. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. / Под ред. Л.Г. Зайцева. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
13. Фатхутдинов Р. Система менеджмента. – М.: Интел-Синтез, 1996.
[1] Управление персоналом организации. / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 1999.
[2] Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
[3] Виханский О.С. Стратегической управление. – М.: МГУ, 1995.
[4] Ансофф И. Стратегическое управление/ Пер. с анг. – М.: Прогресс, 1989.
[5] Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1999.
[6] Виханский О.С. Стратегической управление. – М.: МГУ, 1995.
[7] Томпсон А.А. и др. Сьратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. / Под ред. Л.Г. Зайцева. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
[8] Виханский О.С. Стратегической управление. – М.: МГУ, 1995.
[9] Мескон М. и др. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1992.