Содержание
1. Возрастные закономерности……………………………………………….…….3
2. Принципы интерпретации………………………………………………………..6
3. Собственно эмпирическая часть……………………………………………..…..8
4. Учет возрастных особенностей…………………………………………………12
5.Выводы……………………………………………………………………………14
Список литературы…………………………………………………………..……..15
общая характеристика подхода
Маленькие дети обычно выражают себя более естественно через действие, чем с помощью слов. Таким образом, изображение фигур — превосходный метод изучения мира ребенка. Рисуночные тесты просты в управлении, не внушают опасений и могут использоваться там, где другие техники ограничены такими факторами как языковой и культурный барьеры и трудности общения.
1. ВОЗРАСТНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Предметный рисунок появляется у детей приблизительно в трехлетнем возрасте. В ходе последующего развития ребенка изменяется способ изображения на рисунках и увеличивается количество изображаемых деталей. Дошкольники в подавляющем большинстве случаев не задаются целью передать реальную форму изображаемого объекта, в частности, человеческой фигуры. Их рисунки воспроизводят определенные схемы или графические шаблоны.
Первая форма изображения человека (дяди, тети) — это так называемый головоног, представляющий собой округлую голову (по мнению некоторых специалистов, эта окружность символизирует голову вместе с телом) и отходящие от нее или расположенные рядом черточки — руки и ноги (количество которых может быть различным). Нередко на рисунках присутствуют также черты лица (глаза, рот, нос), иногда и волосы. Подобный рисунок вполне соответствует норме вплоть до четырехлетнего возраста.
Приблизительно к четырем годам ребенок переходит к рисованию примитивной схемы, содержащей кроме головы, рук и ног изображение туловища человека. Он составлен из отдельных частей; ноги располагаются по бокам туловища, руки обычно начинаются от его середины.
На шестом году жизни ребенок овладевает представлениями о вертикали и горизонтали; если раньше он часто рисовал человека в наклонном положении, словно падающего, то теперь он начинает рисовать его стоящим строго вертикально. Последующее развитие рисунка человека состоит в переходе к изображению толщины рук и ног. Пятилетний ребенок рисует конечности двойными линиями. Руки по-прежнему изображаются от середины туловища; второстепенные детали обычно отсутствуют или они немногочисленны.
К шести годам ребенок часто рисует руки человека от верхней части туловища. Появляются различные второстепенные детали: пальцы, волосы, брови, ресницы.
Для шестилетнего возраста нормальным является детализированное схематическое изображение, содержащее все основные и большинство из наиболее важных второстепенных деталей. К последним относятся шея, пальцы, ступни, волосы или шапка, брови, одежда.
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
В период младшего школьного возраста при нормальном развитии изобразительной функции ребенок овладевает реалистическим рисунком с правильным изображением строения человеческой фигуры. Это связано с принятым в нашей культуре традиционным подходом к обучению детей рисованию, с опытом рассматривания иллюстраций в детских книжках. Рисунок, на котором разные части тела не приклеены друг к другу, как на схеме, а органично переходят одна в другую без резкой границы, принято называть пластическим. Характер соединения деталей наиболее заметен на переходах от шеи к плечам, от плеч к рукам и от туловища — к ногам.
Для рисунков детей семилетнего возраста характерно сочетание элементов пластического и схематического изображения с преобладанием схематического. При этом одни части тела органично соединены между собой без резкой грани, а другие как бы приклеены.
Постепенно к восьми — девяти годам соотношение пластических и схематических элементов уравновешивается. Например, вся нижняя часть тела изображается пластически, а верхняя — схематически или наоборот.
Примерно с десяти лет пластические элементы начинают преобладать над схематическими. Рисунки детей предподросткового возраста в целом производят впечатление реалистических, но ребенок еще недостаточно владеет способами изображения тех или иных деталей. Эта стадия развития рисования обычно продолжается вплоть до начала подросткового возраста.
ОТ ПОДРОСТКОВОГО ДО ВЗРОСЛОГО ВОЗРАСТА
Для подросткового возраста типично пластическое изображение человеческой фигуры. В начале этого возрастного периода (12 --14 лет) в рисунках чаще всего отсутствуют или слабо выражены признаки, характеризующие пол персонажа. Нередко изображение женщины (девочки) отличается от изображения мужчины (мальчика) только одеждой и прической, да и то не всегда.
В старшем подростковом и раннем юношеском возрасте, напротив, признаки, характеризующие пол персонажа, часто особо подчеркиваются. Мужчина обычно изображается очень широкоплечим, мускулистым, женщина — с покатыми узкими плечами, с округлыми плавными формами; у нее нередко преувеличиваются размер груди, ширина бедер. Эти особенности часто присутствуют как в рисунках юношей, так и в рисунках девушек.
В рисунках взрослых мужчин и женщин подобное подчеркивание признаков пола встречается значительно реже и обычно свидетельствует о проблемах в сексуальной сфере. Если отсутствует специальное профессиональное образование, совершенствование рисунка человека в подростковом возрасте прекращается. Дальнейшие изменения относятся, скорее, к содержанию изображения, чем к его качеству, в частности, обследуемые склонны чаще рисовать людей приблизительно своего возраста
РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА
Этот тест — один из наиболее используемых диагностических методов. Его можно проводить с трехлетнего возраста. Выводы об уровне умственного развития по результатам тестирования наиболее надежны применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту. В качестве личностного теста методика успешно интерпретируется, начиная со старшего дошкольного возраста, и не имеет возрастных ограничений сверху.
Проведение тестирования. Лист бумаги кладут перед обследуемым вертикально. Для маленьких детей инструкцию целесообразно изменить: «Нарисуй дядю. Постарайся нарисовать получше».
2. ПРИНЦИПЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Понятия, лежащие в основе методики анализа рисунков, возникли сравнительно независимо в ходе изучения тысяч рисунков в клиническом контексте, однако их формулировка во многом определяется сложившимися проективными методами анализа личности, а также психоаналитической теорией. Хотя некоторые допущения недостаточно подтверждены экспериментально, их валидность доказана клинически. Принципы интерпретации базировались в основном на изучении клинических типов, у которых интересующие нас графические признаки особенно выражены.
Снова повторю основное положение, многократно проверенное в ходе клинических исследований: человеческая фигура, изображенная индивидом, получившим инструкцию "нарисовать человека", интимным образом соотносится с побуждениями, тревогами, конфликтами и компенсациями, характерными для этого индивида. В некотором смысле, нарисованная фигура есть сам этот человек, а окружающее его на бумаге поле соотносится с его реальным окружением. Возможно, это упрощенная формулировка, но она служит хорошей рабочей гипотезой. Для субъекта процесс рисования человеческой фигуры является, осознает он это или нет, проблемой не только (и не столько) графического навыка, но проблемой проекции себя во всех телесных смыслах и отношениях, которые актуализируются и репрезентируются в его образе тела. Следовательно, специалист, анализирующий рисунок, должен быть в состоянии вычленить из графической продукции то содержание, которое испытуемый вложил в нее. Рисунок — это своего рода представление рисующего индивида. Так, если испытуемый, нарисовав руки, стирает их и несколько раз изменяет их положение, это может быть интерпретировано как то, что в своем реальном поведении он не знает, куда деть руки. Если кулаки на рисунке сжаты, это может буквально выражать воинственность, агрессивность субъекта. Если глаза у нарисованной фигуры имеют мечтательное либо скрытное выражение, или выражение смущения, это часто характеризует самого проецирующегося индивида.
Размер фигуры, ее расположение на листе, скорость движений рисующей руки, нажим, твердость и изменчивость используемых линий, последовательность рисования отдельных частей, поза фигуры, использование фона или фоновых эффектов, изображение рук прижатыми к телу или вытянутыми, спонтанность или ригидность, нарисована ли фигура в профиль или анфас, — все это существенные аспекты самопрезентации субъекта. В ходе анализа придается значение пропорциям каждой части тела, тенденции к незавершенности, степени детализации, тому, где сконцентрированы детали, количеству и локализации усиленного нажима, стираний и изменений первоначальной линии, степени симметрии, соблюдению средней линии и, наконец, настроению, выраженному в лице и позе фигуры. Женские и мужские фигуры, изображенные испытуемым, сравниваются по всем этим характеристикам.
Содержание, включая детали тела и одежды, интерпретируется в терминах функциональной значимости, придаваемой этим деталям. Функциональная и субъективная ценность таких деталей была проверена на испытуемых, искушенных в интроспекции и ассоциировании на сознательном уровне, а также на психотических испытуемых, чьи бессознательные побуждения находились на поверхности и были доступны для анализа. Для дальнейшей валидизации базовых функциональных критериев интерпретации рисунков разрабатывается комплексный опросник, касающийся стереотипных значений, ассоциирующихся со специфическими типами тела, с отдельными деталями одежды, а также с такими частями тела, как большой нос, большие ступни, толстая шея, выступающий подбородок, широкие плечи, тонкие губы, большие руки, а также многие другие детали человеческой фигуры.
3. Практическая часть моей работы состоит в анализе рисунков детей разного возраста.
Девочка Ира в возрасте с 2 лет 11 месяцев до 3 лет 6 месяцев.
Интерпретация рисунков, каждый экземпляр отличается от предыдущего, следовательно описание деталей будет производиться по порядку появления
Голова — важнейший центр локализации "Я". Голова — средоточие интеллекта, социальности и контроля над телесными импульсами. Это единственная часть тела, которая постоянно открыта взгляду других людей и, таким образом, вовлечена в процесс социальных взаимоотношений.
Функциональный анализ роли головы в сознании маленького ребенка позволяет предположить, что, вследствие зависимого положения ребенка, в большей степени делается акцент на социальном (в аспекте межличностных отношений), нежели на активности "эго", отраженной в значении, придаваемом голове на рисунке более старшего ребенка или же взрослого. Неясно также, почему маленький ребенок 3-4 лет часто рисует большую голову с конечностями, вырастающими непосредственно из нее ("головоног"), как полную репрезентацию человека. Это может быть связано с тем, что, поскольку передвижение и мануальное исследование окружающего пространства (и собственного тела) являются важнейшими особенностями развития ребенка в раннем возрасте, то появление в рисунке рук и ног раньше, чем тела, функционально объяснимо. Поскольку развитие "эго" ребенка, его ощущения "Я" через интеллектуальную силу и контроль находится лишь в стадии зарождения. Ребенок предлагает изображение головы как законченный рисунок человека, но он никогда не представит человека в целом с помощью рисунка отдельно туловища, шеи, рук или ног. Имеет ли голова больший размер потому, что это — осознаваемый центр функций питания, сенсорной стимуляции и речевой активности, или же голова приобретает в сознании ребенка особую важность благодаря тому факту, что наиболее одухотворенная часть социального окружения — лицо взрослого человека? Именно голова несет на себе улыбку, одобрение, неодобрение или брань окружающих взрослых. Голова взрослого — наиболее важный орган, связанный с эмоциональным комфортом ребенка.
В функции социальной коммуникации, которая приписывается голове, существенная часть сконцентрирована в глазах индивида. К глазам относятся не только как к "зеркалу души", отражающему внутреннюю жизнь индивида. Это основной орган контакта с внешним миром. "Увидеть - значит поверить" — вот только одна из многочисленных поговорок, которые подчеркивают центральную роль глаз в функции принятия или отвержения мира человеком. Глаза — это главная точка концентрации чувства "Я" и одновременно точка максимальной уязвимости этого "Я". Общеизвестное выражение "заслонить животворящий свет от человека" подтверждает тот факт, что человек может погибнуть, если ограничить его способность пользоваться зрением. Глаза служат прежде всего для предупреждения индивида об угрожающих или опасных элементах окружающей его среды.
Глаз — сложный орган, позволяющий нам получать много удовольствия и много знаний.
Графические способы изображения глаз, вероятно, столь же разнообразны, как их функция.
Значение бровей не вполне выяснено. Интерес к бровям, вероятно, соответствует тому значению, которое придается другим волосистым деталям.
У детей, преждевременно развившихся социально или сексуально наблюдается акцент на рисунках в виде прорисовки волос.
Рот появляется на детских рисунках практически одновременно с головой. Это тесно связано с функциональными особенностями роста и развития ребенка. Подобно другим деталям лица, рот может отображать широкий спектр рисуночных проекций.
Независимо от умения рисовать, испытуемый будет бессознательно придавать своему рисунку определенное выражение — ненависти, страха, смущения, агрессии, вызова, умиротворения, кротости или даже неадекватной аффективности. Однако попытка испытуемого нарисовать в соответствии с инструкцией смущенного либо счастливого человека может оказаться неудачной.
Рот появляется на детских рисунках практически одновременно с головой. Это тесно связано с функциональными особенностями роста и развития ребенка. Подобно другим деталям лица, рот может отображать широкий спектр рисуночных проекций.
Если ноздри обозначены как-либо, то это возможно считать проявлением агрессии. В дальнейшем на рисунке №5 появляются зубы, чем подкрепляется вероятность агрессии.
В функциональном отношении руки и кисти соотносятся с психологическими смыслами, относящимися к развитию эго и социальной адаптации. Именно с помощью рук и кистей мы едим, одеваемся, демонстрируем различные навыки, изучаем наше тело и контактируем с людьми вокруг нас. Именно с помощью рук мы любим и заботимся, бьем и убиваем, разрушаем и приспосабливаем. Руки которые распростерты механически предполагают
в большей степени поверхностный и безэмоциональный контакт, нежели гибкое взаимодействие со средой.
Изображение туловища часто ограничивается простой продолговатой, квадратной или круглой формой.
Образ тела может быть расширен, изменен или продолжен с помощью одежды. Большая часть нашего тела обычно закрыта одеждой. Безотносительно к отдельным теориям, касающимся функции одежды, в целом принято считать, что одежда всегда имела некоторую либидозную значимость. Одежда является в некотором смысле компромиссом между скромностью и прямой демонстрацией тела во всех обстоятельствах, кроме тех случаев, когда она определенно имеет функции защиты.
Тот факт, что пуговица, часто в форме круглой пряжки, иногда помещается на месте пупка, а также тот факт, что выделение пуговиц происходит в основном в рисунках привязанных к матери индивидов, позволяют предположить, что психологическая значимость пуговиц может быть связана с пупком — символом зависимости от матери. Пупок является центром тела, и важные вещи берут свое начало в центре.
4. Учет возрастных особенностей
Хронологический возраст субъекта не меняет существенную интерпретацию специфических характеристик его графической экспрессии, поскольку последняя основана на проекции образа тела и основного функционального значения его частей. Однако особая значимость черты рисунка для конкретного индивида должна соотносится с появлением этой черты в его возрастной группе, с тем, чтобы оценить ту степень, до которой эта черта является "нормальным" выражением фазы развития. Тем не менее, до сих пор не установлены специфические нормы в понятиях личностной экспрессии в разном возрасте. Об общих способах графического выражения у детей разного возраста и о фазах развития личности известно достаточно, что - бы это послужило нам надежной основой. Изучая рисунки детей разного возраста, мы обнаруживаем, что особо подчеркиваются те аспекты рисунка, которые более тесно относятся к эмоциональным потребностям, значимому опыту и проблемам созревания ребенка.
В функциональном отношении для ребенка от трех до четырех лет естественно рисовать человека, который больше похож на паука, чем на человеческое существо — это голова с прикрепленными к ней руками и ногами. Социальные стимуляции, представляемые в голове, интерес к передвижению, выраженный в ногах, а также манипуляция и внедрение в среду, которые представлены руками, нормальны для ребенка этого возраста, ощущающего свой рост. Туловище, однако, еще не связано в сознании ребенка с дифференцированными и значимыми переживаниями. Оно появляется в рисунках значительно позже, чем голова и конечности. У взрослого такой тип рисунка свидетельствует о тяжелой регрессии или умственной отсталости. Что касается еще одного примера возрастной интерпретации, то в рисунке нормального ребенка может отсутствовать перспектива и иметь место многочисленные просвечивания, поскольку детское мышление специфично и конкретно. Ребенок обычно рисует то, что он знает, а не то, что он видит. Так, часто встречается просвечивающие платье, наложенное на тело, или даже волосы, видные сквозь шляпу. Похожие нарушения перспективы, а также просвечивания в рисунке взрослого считаются серьезными нарушениями, отражающими низкую критичность, слабую концентрацию и недостаточное различение существенных моментов. Персеверация, столь характерная для детских рисунков, может отражать обычную радость от повторения приятных моторных образцов, в то время как в рисунках взрослых персеверация может означать низкий IQ, ухудшение или невротический уход в безопасные, рутинные и ограниченные сферы деятельности. Мы также часто встречаем штриховку в детских рисунках. Хотя и сохраняется интерпретативное значение штриховки как признака тревоги, смысл детской штриховки может иметь отношение к общей неуверенности ребенка во взрослом мире, а не к индивидуальной патологии.
5. Выводы
Рисунок человеческой фигуры должен рассматриваться как выражение настроения и тенденций и как средство для проекции индивидом его проблем и его способа организации опыта, отраженных в его схеме тела. Подобно всем проективным методикам, которые стремятся охватить целое и анализируют комплексный паттерн личностной организации, методическое психологическое знание и клиническая проницательность аналитика необходимы для перевода языка метода на язык черт и поведенческой динамики, тенденций изучаемого индивида. Хотя от рисунка не ждут, что он точно выявит абсолютно все, он тем не менее выявляет кое-что, а порой и очень многое. Анализ рисунка может стать прекрасным методом исследования личности, если объединить исследовательские усилия, которых он заслуживает, возможности его психологического применения таковы, что опыт работы с методом должен стимулировать формулирование бесчисленных проблем и гипотез первостепенной важности в области личностной организации, экспрессии и проекции. Анализ рисунков предлагается как ценный дополнительный клинический метод. По затрачиваемому времени и используемым материалам метод весьма экономичен и не требует специальной подготовки. Рисунки могут быть выполнены в любом месте и в любое время, когда есть под рукой карандаш и бумага, и по этой причине метод с энтузиазмом воспринят многими клиницистами. При небольшой модификации процедуры метод вполне может быть приспособлен для группового применения.
Список литературы
1. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки / Пер. с англ. М.: 2000. – 146с.
2. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Изд –во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 160с.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. Очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
4. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространства мира взрослых. – СПб.: «Питер», 2002. – 288с.
5. Маховер К. Проективный рисунок человека/ Пер. с англ. 2-е изд., испр. М.: Смысл, 2002. – 154с.