Содержание

1. Возрастные закономерности……………………………………………….…….3

2. Принципы интерпретации………………………………………………………..6

3. Собственно эмпирическая часть……………………………………………..…..8

4. Учет возрастных особенностей…………………………………………………12

5.Выводы……………………………………………………………………………14

Список литературы…………………………………………………………..……..15

общая характеристика подхода

Маленькие дети обычно выражают себя более естествен­но через действие, чем с помощью слов. Таким образом, изображение фигур — превосходный метод изучения мира ребенка. Рисуночные тесты просты в управлении, не внуша­ют опасений и могут использоваться там, где другие техни­ки ограничены такими факторами как языковой и культур­ный барьеры и трудности общения.

1. ВОЗРАСТНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Предметный рисунок появляется у детей приблизительно в трехлет­нем возрасте. В ходе последующего развития ребенка изменяется способ изображения на рисунках и увели­чивается количество изображаемых деталей. Дошкольники в подавляю­щем большинстве случаев не задают­ся целью передать реальную форму изображаемого объекта, в частно­сти, человеческой фигуры. Их ри­сунки воспроизводят определенные схемы или графические шаблоны.

Первая форма изображения чело­века (дяди, тети) — это так называе­мый головоног, представляющий собой округлую голову (по мнению некоторых специалистов, эта ок­ружность символизирует голову вместе с телом) и отходящие от нее или расположенные рядом черточ­ки — руки и ноги (количество кото­рых может быть различным). Неред­ко на рисунках присутствуют также черты лица (глаза, рот, нос), иногда и волосы. Подобный рисунок вполне соответствует норме вплоть до четырехлетнего возраста.

Приблизительно к четырем годам ребенок переходит к рисованию при­митивной схемы, содержащей кроме головы, рук и ног изображение туло­вища человека. Он составлен из от­дельных частей; ноги располагаются по бокам туловища, руки обычно начинаются от его середины.

На шестом году жизни ребенок овладевает представлениями о вер­тикали и горизонтали; если раньше он часто рисовал человека в наклон­ном положении, словно падающего, то теперь он начинает рисовать его стоящим строго вертикально. После­дующее развитие рисунка человека состоит в переходе к изображению толщины рук и ног. Пятилетний ре­бенок рисует конечности двойными линиями. Руки по-прежнему изоб­ражаются от середины туловища; второстепенные детали обычно отсутствуют или они немногочис­ленны.

К шести годам ребенок часто ри­сует руки человека от верхней части туловища. Появляются различные второстепенные детали: пальцы, во­лосы, брови, ресницы.

Для шестилетнего возраста нормальным является детализиро­ванное схематическое изображение, содержащее все основные и боль­шинство из наиболее важных второ­степенных деталей. К последним относятся шея, пальцы, ступни, во­лосы или шапка, брови, одежда.


МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

В период младшего школьного возраста при нормальном развитии изобразительной функции ребенок овладевает реалистическим рисун­ком с правильным изображением строения человеческой фигуры. Это связано с принятым в нашей куль­туре традиционным подходом к обу­чению детей рисованию, с опытом рассматривания иллюстраций в детских книжках. Рисунок, на котором разные части тела не приклеены друг к другу, как на схеме, а орга­нично переходят одна в другую без резкой границы, принято называть пластическим. Характер соедине­ния деталей наиболее заметен на пе­реходах от шеи к плечам, от плеч к рукам и от туловища — к ногам.

Для рисунков детей семилетнего возраста характерно сочетание эле­ментов пластического и схематичес­кого изображения с преобладанием схематического. При этом одни час­ти тела органично соединены между собой без резкой грани, а другие как бы приклеены.

Постепенно к восьми — девяти годам соотношение пластических и схематических элементов уравно­вешивается. Например, вся нижняя часть тела изображается пласти­чески, а верхняя — схематически  или наоборот.

Примерно с десяти лет пластичес­кие элементы начинают преобладать над схематическими. Рисунки детей предподросткового возраста в целом производят впечатление реалистических, но ребенок еще недостаточно владеет способами изображения тех или иных деталей. Эта стадия развития рисования обычно продолжается вплоть до на­чала подросткового возраста.


ОТ ПОДРОСТКОВОГО ДО ВЗРОСЛОГО ВОЗРАСТА

Для подросткового возраста ти­пично пластическое изображение че­ловеческой фигуры. В начале этого возрастного периода (12 --14 лет) в рисунках чаще всего отсутствуют или слабо выражены признаки, ха­рактеризующие пол персонажа. Не­редко изображение женщины (де­вочки) отличается от изображения мужчины (мальчика) только одеж­дой и прической, да и то не всегда.

В старшем подростковом и ран­нем юношеском возрасте, напротив, признаки, характеризующие пол персонажа, часто особо подчеркива­ются. Мужчина обычно изображает­ся очень широкоплечим, мускулистым, женщина — с покатыми узки­ми плечами, с округлыми плавными формами; у нее нередко преувеличи­ваются размер груди, ширина бедер. Эти особенности часто присутствуют как в рисунках юношей, так и в ри­сунках девушек.

В рисунках взрослых мужчин и женщин подобное подчеркивание признаков пола встречается значи­тельно реже и обычно свидетель­ствует о проблемах в сексуальной сфере. Если отсутствует специаль­ное профессиональное образование, совершенствование рисунка челове­ка в подростковом возрасте прекра­щается. Дальнейшие изменения от­носятся, скорее, к содержанию изображения, чем к его качеству, в частности, обследуемые склонны чаще рисовать людей приблизи­тельно своего возраста

РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА

Этот тест — один из наиболее используемых диагностических методов. Его можно проводить с трехлетнего возраста. Выводы об уровне умственного развития по результатам тестирования наиболее надежны применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту. В качестве личностного теста методика успешно интерпретируется, начиная со старшего дошколь­ного возраста, и не имеет возрастных ограничений сверху.

Проведение тестирования. Лист бумаги кладут перед обследуемым вер­тикально. Для маленьких детей инструкцию целесообразно изменить: «Нарисуй дядю. Постарайся нарисо­вать получше».


2. ПРИНЦИПЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Понятия, лежащие в основе методики анализа рисун­ков, возникли сравнительно независимо в ходе изучения тысяч рисунков в клиническом контексте, однако их формулировка во многом определяется сложившимися про­ективными методами анализа личности, а также психоана­литической теорией. Хотя некоторые допущения недостаточно подтверждены экспериментально, их валидность доказана клинически. Принципы интерпретации базировались в ос­новном на изучении клинических типов, у которых интере­сующие нас графические признаки особенно выражены.

 Снова повторю основное положение, многократ­но проверенное в ходе клинических исследований: чело­веческая фигура, изображенная индивидом, получившим инструкцию "нарисовать человека", интимным образом соотносится с побуждениями, тревогами, конфликтами и компенсациями, характерными для этого индивида. В не­котором смысле, нарисованная фигура есть сам этот че­ловек, а окружающее его на бумаге поле соотносится с его реальным окружением. Возможно, это упрощенная формулировка, но она служит хорошей рабочей гипоте­зой. Для субъекта процесс рисования человеческой фигу­ры является, осознает он это или нет, проблемой не только (и не столько) графического навыка, но проблемой про­екции себя во всех телесных смыслах и отношениях, кото­рые актуализируются и репрезентируются в его образе тела. Следовательно, специалист, анализирующий рисунок, должен быть в состоянии вычленить из графической про­дукции то содержание, которое испытуемый вложил в нее. Рисунок — это своего рода представление рисующего индивида. Так, если испытуе­мый, нарисовав руки, стирает их и несколько раз изменя­ет их положение, это может быть интерпретировано как то, что в своем реальном поведении он не знает, куда деть руки. Если кулаки на рисунке сжаты, это может буквально выражать воинственность, агрессивность субъекта. Если гла­за у нарисованной фигуры имеют мечтательное либо скрыт­ное выражение, или выражение смущения, это часто характеризует самого проецирующегося инди­вида.

Размер фигуры, ее расположение на листе, скорость движений рисующей руки, нажим, твердость и изменчи­вость используемых линий, последовательность рисования отдельных частей, поза фигуры, использование фона или фоновых эффектов, изображение рук прижатыми к телу или вытянутыми, спонтанность или ригидность, нарисована ли фигура в профиль или анфас, — все это существенные ас­пекты самопрезентации субъекта. В ходе анализа придается значение пропорциям каждой части тела, тенденции к не­завершенности, степени детализации, тому, где сконцент­рированы детали, количеству и локализации усиленного нажима, стираний и изменений первоначальной линии, степени симметрии, соблюдению средней линии и, нако­нец, настроению, выраженному в лице и позе фигуры. Жен­ские и мужские фигуры, изображенные испытуемым, сравниваются по всем этим характеристикам.

Содержание, включая детали тела и одежды, интерпретируется в терминах функциональной значимос­ти, придаваемой этим деталям. Функциональная и субъек­тивная ценность таких деталей была проверена на испытуемых, искушенных в интроспекции и ассоцииро­вании на сознательном уровне, а также на психотических испытуемых, чьи бессознательные побуждения находились на поверхности и были доступны для анализа. Для даль­нейшей валидизации базовых функциональных критериев интерпретации рисунков разрабатывается комплексный оп­росник, касающийся стереотипных значений, ассоцииру­ющихся со специфическими типами тела, с отдельными деталями одежды, а также с такими частями тела, как большой нос, большие ступни, толстая шея, выступаю­щий подбородок, широкие плечи, тонкие губы, большие руки, а также многие другие детали человеческой фигуры.


3. Практическая часть моей работы состоит в анализе рисунков детей разного возраста.

Девочка Ира в возрасте с 2 лет  11 месяцев до 3 лет 6 месяцев.

Интерпретация рисунков, каждый экземпляр отличается от предыдущего, следовательно описание деталей будет производиться по порядку появления

Голова — важнейший центр локализации "Я". Голова — средоточие интеллекта, социальности и контроля над телесными импульсами. Это единственная часть тела, которая постоянно открыта взгляду других лю­дей и, таким образом, вовлечена в процесс социальных взаимоотношений.

Функциональный анализ роли головы в сознании маленького ребенка позволяет предположить, что, вследствие зависимого положения ребенка, в боль­шей степени делается акцент на социальном (в аспекте межличностных отношений), нежели на активности "эго", отраженной в значении, придаваемом голове на рисунке более старшего ребенка или же взрослого. Неясно также, почему маленький ребенок 3-4 лет часто рисует большую голову с конечностями, вырастающими непосредственно из нее ("головоног"), как полную репрезентацию человека. Это может быть связано с тем, что, поскольку передвиже­ние и мануальное исследование окружающего простран­ства (и собственного тела) являются важнейшими особенностями развития ребенка в раннем возрасте, то появление в рисунке рук и ног раньше, чем тела, функци­онально объяснимо. Поскольку развитие "эго" ребенка, его ощущения "Я" через интеллектуальную силу и конт­роль находится лишь в стадии зарождения. Ребенок предлагает изображение голо­вы как законченный рисунок человека, но он никогда не представит человека в целом с помощью рисунка отдель­но туловища, шеи, рук или ног. Имеет ли голова больший размер потому, что это — осознаваемый центр функций питания, сенсорной стимуляции и речевой активности, или же голова приобретает в сознании ребенка особую важ­ность благодаря тому факту, что наиболее одухотворенная часть социального окружения — лицо взрослого человека? Именно голова несет на себе улыбку, одобрение, не­одобрение или брань окружающих взрослых. Голова взросло­го — наиболее важный орган, связанный с эмоциональным комфортом ребенка.

В функции социальной коммуникации, которая при­писывается голове, существенная часть сконцентрирована в глазах индивида. К глазам относятся не только как к "зер­калу души", отражающему внутреннюю жизнь индивида. Это основной орган контакта с внешним миром. "Увидеть - значит поверить" — вот только одна из многочислен­ных поговорок, которые подчеркивают центральную роль глаз в функции принятия или отвержения мира челове­ком. Глаза — это главная точ­ка концентрации чувства "Я" и одновременно точка максимальной уязвимости этого "Я". Общеизвестное вы­ражение "заслонить животворящий свет от человека" под­тверждает тот факт, что человек может погибнуть, если ограничить его способность пользоваться зрением. Глаза служат прежде всего для предупреждения индивида об уг­рожающих или опасных элементах окружающей его среды.

Глаз — сложный орган, позволяющий нам получать много удовольствия и много знаний.

Графические способы изображения глаз, вероятно, столь же разнообразны, как их функция.

Значение бровей не вполне выяснено. Интерес к бровям, вероятно, соответствует тому зна­чению, которое придается другим волосистым деталям.

У детей, преж­девременно развившихся социально или сексуально наблюдается акцент на рисунках в виде прорисовки волос.

Рот появляется на детских рисунках практически одно­временно с головой. Это тесно связано с функциональными особенностями роста и развития ребенка. Подобно другим деталям лица, рот может отображать широкий спектр рису­ночных проекций.

Независимо от уме­ния рисовать, испытуемый будет бессознательно придавать своему рисунку определенное выражение — ненависти, стра­ха, смущения, агрессии, вызова, умиротворения, кротости или даже неадекватной аффективности. Однако попытка ис­пытуемого нарисовать в соответствии с инструкцией сму­щенного либо счастливого человека может оказаться неудачной.

Рот появляется на детских рисунках практически одно­временно с головой. Это тесно связано с функциональными особенностями роста и развития ребенка. Подобно другим деталям лица, рот может отображать широкий спектр рису­ночных проекций.

Если ноздри обозначены как-либо, то это возможно считать проявлени­ем агрессии. В дальнейшем на рисунке №5 появляются зубы, чем подкрепляется вероятность агрессии.

В функциональном отношении руки и кисти соот­носятся с психологическими смыслами, относящимися к развитию эго и социальной адаптации. Именно с по­мощью рук и кистей мы едим, одеваемся, демонстриру­ем различные навыки, изучаем наше тело и контактируем с людьми вокруг нас. Именно с помощью рук мы любим и заботимся, бьем и убиваем, разрушаем и приспосаб­ливаем. Руки которые распростерты механически предполагают

в большей степени поверхностный и безэмоциональный контакт, нежели гибкое взаимодействие со средой.

Изображение туловища часто ограничивается простой продолговатой, квадратной или круглой формой.

Образ тела может быть расширен, изменен или про­должен с помощью одежды. Большая часть нашего тела обычно закрыта одеждой. Безотносительно к отдельным теориям, касающимся функции одежды, в целом принято считать, что одежда всегда имела некоторую либидозную значимость. Одежда является в некотором смысле компро­миссом между скромностью и прямой демонстрацией тела во всех обстоятельствах, кроме тех случаев, когда она оп­ределенно имеет функции защиты.

Тот факт, что пуговица, часто в форме круглой пряжки, иногда помещается на ме­сте пупка, а также тот факт, что выделение пуговиц про­исходит в основном в рисунках привязанных к матери индивидов, позволяют предположить, что психологическая значимость пуговиц может быть связана с пупком — символом зависимости от матери. Пупок является центром тела, и важные вещи берут свое начало в центре.























4. Учет возрастных особенностей

Хронологический возраст субъекта не меняет суще­ственную интерпретацию специфических характеристик его графической экспрессии, поскольку последняя основана на проекции образа тела и основного функционального значения его частей. Однако особая значимость черты ри­сунка для конкретного индивида должна соотносится с появлением этой черты в его возрастной группе, с тем, чтобы оценить ту степень, до которой эта черта является "нормальным" выражением фазы развития. Тем не менее, до сих пор не установлены специфические нормы в поня­тиях личностной экспрессии в разном возрасте. Об общих способах графического выражения у детей разного возрас­та и о фазах развития личности известно достаточно, что - бы это послужило нам надежной основой. Изучая рисунки детей разного возраста, мы обнаруживаем, что особо под­черкиваются те аспекты рисунка, которые более тесно от­носятся к эмоциональным потребностям, значимому опыту и проблемам созревания ребенка.

В функциональном отношении для ребенка от трех до четырех лет естественно рисовать человека, который больше похож на паука, чем на человеческое существо — это голова с прикрепленными к ней руками и ногами. Социальные сти­муляции, представляемые в голове, интерес к передвиже­нию, выраженный в ногах, а также манипуляция и внедрение в среду, которые представлены руками, нормальны для ре­бенка этого возраста, ощущающего свой рост. Туловище, однако, еще не связано в сознании ребенка с дифференци­рованными и значимыми переживаниями. Оно появляется в рисунках значительно позже, чем голова и конечности. У взрослого такой тип рисунка свидетельствует о тяжелой рег­рессии или умственной отсталости. Что касается еще одного примера возрастной интерпретации, то в рисунке нормаль­ного ребенка может отсутствовать перспектива и иметь мес­то многочисленные просвечивания, поскольку детское мышление специфично и конкретно. Ребенок обычно рисует то, что он знает, а не то, что он видит. Так, часто встречает­ся просвечивающие платье, наложенное на тело, или даже волосы, видные сквозь шляпу. Похожие нарушения перспек­тивы, а также просвечивания в рисунке взрослого считаются серьезными нарушениями, отражающими низкую критич­ность, слабую концентрацию и недостаточное различение существенных моментов. Персеверация, столь характерная для детских рисунков, может отражать обычную радость от по­вторения приятных моторных образцов, в то время как в рисунках взрослых персеверация может означать низкий IQ, ухудшение или невротический уход в безопасные, рутинные и ограниченные сферы деятельности. Мы также часто встре­чаем штриховку в детских рисунках. Хотя и сохраняется интерпретативное значение штриховки как признака тревоги, смысл детской штриховки может иметь отношение к общей неуверенности ребенка во взрослом мире, а не к индивиду­альной патологии.



















5. Выводы

Рисунок человеческой фигуры должен рассмат­риваться как выражение настроения и тенденций и как средство для проекции индивидом его проблем и его спо­соба организации опыта, отраженных в его схеме тела. Подобно всем проективным методикам, которые стремятся охватить целое и анализируют комплексный паттерн личностной организации, методическое психологическое зна­ние и клиническая проницательность аналитика необхо­димы для перевода языка метода на язык черт и поведенческой динамики, тенденций изучаемого индиви­да.  Хотя от рисунка не ждут, что он точно вы­явит абсолютно все, он тем не менее выявляет кое-что, а порой и очень многое. Анализ рисунка может стать пре­красным методом исследования личности, если объеди­нить исследовательские усилия, которых он заслуживает, возможности его психологического применения таковы, что опыт работы с методом должен стимулировать форму­лирование бесчисленных проблем и гипотез первостепен­ной важности в области личностной организации, экспрессии и проекции. Анализ рисунков предлагается как ценный дополнительный клинический метод. По затрачи­ваемому времени и используемым материалам метод весь­ма экономичен и не требует специальной подготовки. Рисунки могут быть выполнены в любом месте и в любое время, когда есть под рукой карандаш и бумага, и по этой причине метод с энтузиазмом воспринят многими клини­цистами. При небольшой модификации процедуры метод вполне может быть приспособлен для группового приме­нения.








Список литературы

1.     Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки / Пер. с англ. М.: 2000. – 146с.

2.     Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Изд –во  ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 160с.

3.     Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. Очерк: Кн. для учителя. – 3-е  изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.

4.     Осорина М.В. Секретный мир детей в пространства мира взрослых. – СПб.: «Питер», 2002. – 288с.

5.     Маховер К. Проективный рисунок человека/ Пер. с англ. 2-е изд., испр. М.: Смысл, 2002. – 154с.