Содержание
Введение. 3
1. Анализ теории и практики обеспечения безопасности и жизнедеятельности. 4
1.1. Основные понятия и нормативно-правовое регулирование обеспечения безопасности жизнедеятельности и общественного порядка. 4
1.2. Практическая реализация системы обеспечения безопасности жизнедеятельности и общественного порядка (на примере Германии, Израиля, США) 14
1.3. Анализ системы управления в органах, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности и общественный порядок в России на примере Новосибирской области. 20
Заключение. 31
Список используемой литературы.. 32
2. Анализ динамики системы обеспечения безопасности и жизнедеятельности в Октябрьском районе г. Новосибирска
2.1. Общая характеристика динамики преступности за 2001-2004 годы
2.2. Анализ материальной базы органов, обеспечивающих безопасность и жизнедеятельность
2.3. Анализ работы с кадровым составом органов, обеспечивающих безопасность и жизнедеятельность
2.4. Анализ системы управления в органах, обеспечивающих безопасность и жизнедеятельность в связи с изменением динамики преступности
3. Предложения по совершенствованию системы обеспечения безопасности и жизнедеятельности
3.1. Предложения мер по профилактике преступности и правонарушений
3.2. Предложения мер по обеспечению безопасности и жизнедеятельности в условиях дефицита материальных и людских ресурсов
Введение
Конституция Российской Федерации исходит из того, что Россия будет развиваться эволюционным путём на базе согласия всех основных слоёв общества при полном и безусловном соблюдении прав и свобод граждан, которые названы в ней высшей ценностью, с возложением на государство обязанности их признания, соблюдения и защиты (ст. 2).
Таким образом, признание и защита прав и свобод граждан являются конституционной обязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций. В то же время, когда нарушение прав и свобод граждан другими лицами или государственными органами, учреждениями и организациями связано с нарушением конкретных норм об ответственности за преступления или иные правонарушения, когда возникает необходимость пресечения таких действий или восстановления нарушенных прав, - эта обязанность возлагается на правоохранительные органы.
Таким образом, можно определить, что правоохранительная деятельность – это деятельность #G0государственных#S органов, (основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью, а так же их предупреждение и профилактика – то есть правоохранительных), которая осуществляется только на основании закона и в соответствии с законом, лицами, состоящими на службе в правоохранительных органах и имеющих специальную профессиональную подготовку.
Цель данной работы – рассмотрение особенностей теории и практики обеспечения безопасности жизнедеятельности и общественного порядка
1. Анализ теории и практики обеспечения безопасности и жизнедеятельности
1.1. Основные понятия и нормативно-правовое регулирование обеспечения безопасности жизнедеятельности и общественного порядка
Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты территорий регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует устройство и назначение специальных органов управления в области защиты от ЧС, определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его жизненная позиция, повседневное поведение строго соответствовали правовым предписаниям.
Одним из важнейших принципов обеспечения безопасных условий жизнедеятельности является строгое соблюдение законности. Только опираясь на твердое и глубокое знание законов РФ, иных правовых актов, современный руководитель может добиться высокой организованности, создать и обеспечить безопасные условия жизнедеятельности для сотрудников и подчиненных.
Регулятором взаимоотношений между личностью и обществом, руководителем и коллективом в этом случае выступает право, т.е. государственная воля, выраженная в системе общеобязательных норм (правил поведения), установленных или санкционированных государственными органами и охраняемых от нарушений, при необходимости, государственным принуждением.
Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция - Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.
Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:
· Федеральные законы.
· Указы Президента РФ.
· Постановления Правительства РФ.
· Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций.
· Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления).
· Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.
Рассмотрим основные законодательные акты в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.
1. Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» 68 - ФЗ от 21.12. 1994 г.
Настоящий закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.
2. Закон РФ «О гражданской обороне» 28 - ФЗ от 12.02.1998 г.
Данный Федеральный закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.
3. Постановление Правительства РФ «О создании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» 1113 от 5.11.1995 г.
Органами законодательной и исполнительной власти принят еще ряд важных правовых актов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. На уровне субъектов РФ приняты правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона. На данный момент они приведены в соответствие с федеральным законодательством.
Основной проблемой в обосновании правового регулирования безопасности жизнедеятельности является унификация первых вышеуказанных законов.
Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности регламентирует обязанности и права государственных институтов власти и граждан, закрепляет и регулирует функциональное предназначение всех органов власти в области защиты от ЧС, определяет степень и меру ответственности.[1]
А теперь перейдём к правоохранительным органам, имеющим непосредственное отношение к теме.
Милиция общественной безопасности.
Милиция общественной безопасности является составной частью милиции Российской Федерации и входит в структуру Министерства внутренних дел Российской Федерации, министерств внутренних дел республик в составе Российской Федерации, управлений (главных управлений) внутренних дел краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Ленинградской обл., управлений внутренних дел на транспорте.[2]
«Основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, а также оказание в пределах компетенции милиции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям. Иные задачи на милицию общественной безопасности могут быть возложены только законом».
В своей административной деятельности подразделения милиции общественной безопасности руководствуются Законом РФ «О милиции», Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, а так же Указами президента, постановлениями и инструкциями правительства, другими законами и правовыми актами.
Деятельность милиции общественной безопасности, если судить по её задачам, в большей степени призвана решать вопросы местного уровня, в связи с чем она подчиняется и подконтрольна не только вышестоящему органу внутренних дел, но и местной администрации, то есть имеет двойное подчинение. Вместе с тем, исходя из требований закона, местная администрация не вправе вмешиваться в осуществляемое ей производство по делам об административных правонарушениях (ст. 9 Закона РФ «О милиции»).2
«#G0Подотчетность милиции общественной безопасности местным органам государственной власти и управления» так же не вызывает сомнения, так как, они имеют право знать, как отрабатываются полученные средства.
Что же касается двойного подчинения, то здесь у нас возникают некоторые сомнения, зачастую распоряжения глав местной администрации противоречат Законам МВД РФ, что усугубляется материальной зависимостью милиции общественной безопасности от местной администрации. В связи с чем, хотелось бы, что бы МОБ, имела возможность использовать часть материальных средств полученных в процессе административной деятельности, на свои нужды, скажем на материально-техническое оснащение. Двойное подчинение возможно, приемлемо в период постепенного перехода милиции общественной безопасности к муниципальной. Наше же мнение – МОБ должна подчиняться либо МВД, либо быть муниципальной и подчиняться органам власти местного самоуправления. К тому же, милиция общественной безопасности со своей разветвленной, экономически ёмкой инфраструктурой вряд ли будет по карману местной администрации, к тому же при полном переходе МОБ на муниципальную основу, неизбежно снизится взаимодействие служб, которое просто необходимо, допустим ППСМ и уголовный розыск, участковые инспектора милиции и следствие и т.д.
К полномочиям милиции общественной безопасности в процессе производства по делам об административных правонарушениях, относятся обеспечение общественного порядка и общественной безопасности на улицах, площадях, объектах транспорта и других общественных местах, контроль за соблюдением установленных правил, нормативов и стандартов, действующих в сфере безопасности дорожного движения; контроль за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию России и т.д.
Соответственно с Кодексом к ведению органов внутренних дел отнесено рассмотрение дел о незаконном обороте наркотических средств, нарушения правил, связанных с обеспечением безопасности и функционирования транспортных средств и объектов, нарушениях правил дорожного движения, нарушениях в сфере торговли, нарушениях общественного порядка и порядка управления и ряд других дел.
Протоколы об административной ответственности, чаще всего, составляют следующие подразделения милиции общественной безопасности: отдел ГИБДД, участковые инспектора милиции, отдел лицензионно-разрешительной системы (ЛРС), отдел паспортно-визовой службы (ПВС), инспекция по делам несовершеннолетних (ИДН) и сотрудники дежурной части.[3]
Правовое регулирование административной деятельности милиции общественной безопасности.
Содержание административной деятельности милиции составляет реализация ее функций, осуществляемых в установленных формах и соответствующими методами.
Административная деятельность милиции расчленяется на ряд функций, под которыми понимаются определенные направления этой деятельности. Каждая функция характеризуется обособленностью и однородностью, направленностью действия. Функции обусловлены, в конечном счете, объективными факторами, потребностями практики. Содержание каждой функции диктуется спецификой объекта административной деятельности. Вместе с тем количество и характер функций зависят и от субъективных факторов, т. е. от целей и задач, которые ставятся перед милицией государством. Наряду с этим содержание (структура) многих функций при любых условиях остается постоянной. В связи с этим функции административной деятельности милиции подразделяются на общие, специальные (основные) и обеспечивающие.[4]
К общим функциям административной деятельности милиции относятся: прогнозирование и планирование; организация; регулирование; учет; контроль.
Функция прогнозирования и планирования. Прогнозирование - научное предвидение изменений в развитии каких-либо процессов на основе полученных, данных и их анализа, а также достижений науки. Прогнозирование в административной деятельности милиции состоит в определении направлений и целей развития тех или иных процессов, происходящих в сфере общественного порядка, общественной безопасности и иных сферах, являющихся объектом административной, деятельности милиции, а также в выработке программы, с помощью которой должна быть достигнута цель.
Функция организации заключается в формировании управляющей и управляемой систем административной деятельности, в обеспечении упорядоченности этих систем посредством создания соответствующей структуры и регулирования происходящих в ней процессов. Организация означает образование, реорганизацию, упразднение служб, осуществляющих административную деятельность, определение их обязанностей и прав, порядка взаимоотношений, подбор и расстановку кадров и др.
В тесной связи с организацией находится функция регулирования, которая призвана сохранять необходимую для эффективного осуществления субъектами административной деятельности их упорядоченность. Через регулирование осуществляется непосредственное руководство, направление деятельности служб, подразделений, поведение работников милиции, осуществляющих административную деятельность. Без регулирования немыслимо целенаправленное осуществление этой деятельности в соответствии с заданной программой.
Функция учета заключается в обеспечении сбора, передачи, хранения и переработки данных, т. е. в количественном измерении, регистрации и группировке сведений о функционировании субъектов административной деятельности, о выполнении возложенных на них задач; о наличии и расходе/, ресурсов, о состоянии технических средств, а также о состоянии объекта, на который воздействует административная деятельность.
Учет составляет важную предпосылку контроля, суть которого как общей функции административной деятельности милиции состоит в установлении соответствия или несоответствия реального состояния объекта деятельности заданной программе. Контроль позволяет обнаружить, насколько сделанное соответствует выдвинутым целям и задачам.[5]
Специальные (основные) функции административной деятельности милиции. Цели и задачи административной деятельности направлены на поддержание условий и порядка, благоприятных для реализации гражданами и другими субъектами права их прав, свобод и выполнения обязанностей, раз решения многочисленных вопросов, возникающих в жизненных ситуациях при правомерном поведении, при совершении правонарушений. Содержание административной деятельности милиции, связанной с внешней по отношению к милиции сферой, составляют специальные (основные) функции административной деятель нести. Такими функциями являются:
- обеспечение, личной безопасности граждан и общественной безопасности, защита жизни, чести и достоинства личности, ее прав, свобод и законных интересов, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств;
- предупреждение преступлений и других правонарушений: выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений и других правонарушений, принятие мер к их устранению; осуществление индивидуальной профилактической работы с правонарушителями- участие в правовом воспитании граждан;
- охрана общественного порядка на улицах, площадях, в парках, на транспорте и иных общественных местах, в том числе при. проведении общественно-политических, культурных, спортивных и иных мероприятий; в местностях и населенных пунктах, где объявлено, чрезвычайное положение и введена особая. форма управления;
- осуществление разрешительной системы;
- обеспечение контроля за соблюдением правил паспортной системы;
- обеспечение контроля за соблюдением правил пребывания в России иностранных граждан и лиц без гражданства и правил транзитного проезда через территорию России;
- обеспечение безопасности дорожного движения;
- охрана собственности по договорам;
- оказание социальной помощи населению; принятия мер к оказанию неотложной помощи лицам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев, находящимся в беспомощном состоянии; [принятие неотложных мер по ликвидации последствий аварий, пожаров, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных событий, спасению людей и оказанию им помощи, Охране имущества, оставшегося без присмотра; обеспечение сохранности найденных и сданных в милицию документов, вещей, ценностей и другого имущества, принятие мер к возврату их законным владельцам;
- осуществление контроля и надзора в пределах своей компетенции за исполнением гражданами и должностными лицами актов органов государственной власти и управления по вопросам охраны общественного порядка и борьбы с преступностью;
- осуществление производства по делам об административных правонарушениях;
- исполнение в пределах своей компетенции административных взысканий;[6]
Обеспечивающие функции. К ним относятся: кадровое, финансовое, материально-техническое и иное обеспечение административной деятельности милиции.
Общие, специальные (основные) обеспечивающие функции находятся во взаимосвязи и взаимозависимости. В совокупности они составляют сферу (объем, содержание) административной деятельности милиции.
Для административной деятельности милиции характерно то, что она преимущественно связана с внешней по отношению к милиции сферой. Эта деятельность - наиболее обширное, емкое направление в работе милиции. В связи с этим большая часть работников милиции осуществляет административные функции. Субъектами этой деятельности являются специальные службы (патрульно-постовой, ГАИ и др.), их подразделения, группы, работники милиции (постовые, патрульные и др.).
Рассматриваемая деятельность милиции регулируется нормами административного права. В процессе осуществления этой деятельности ее субъекты вступают в административно-правовые отношения с гражданами, неподчиненными в служебном отношении милиции государственными органами, общественными организациями, предприятиями, учреждениями, государственными - служащими, служащими (представителями) общественных организаций, иностранными гражданами и лицами без гражданства.
Формы административной деятельности милиции.
Функции административной деятельности милиции реализуются в конкретных действиях субъектов, осуществляющих эту деятельность. Действия находят внешнее выражение в определенных формах деятельности. Следовательно, под формой понимается объективированное выражение сущности действий субъектов. Поскольку посредством форм практически реализуются функции административной деятельности, то от использования тех или иных форм в определенной мере зависит эффективность деятельности. Формы призваны обеспечивать целесообразное выполнение административных функции.
Правовые формы характеризуются тем, что в них наиболее отчетливо проявляется государственно-властный, управленческо-исполнительный, подзаконный характер полномочий субъектов административной деятельности. Правовые формы рассматриваемой деятельности отличаются от других направлений деятельности милиции (оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной) тем, что посредством этих форм практически организуется и реализуется выполнение задач и функций милиции административно-правовыми средствами.
Регулятивная форма используется в административной деятельности для разрешения конкретных дел организационного, управленческо-распорядительного характера (например, назначение на должность, дача поручений работнику милиции и т.д.), для реализации прав и законных интересов граждан, государственных органов, общественных организаций, предприятий, учреждений и иных субъектов права, например, выдача гражданину разрешения на приобретение охотничьего ружья, аннулирование выданного разрешения, регистрация автомототранспортных средств, выдача предприятиям, учреждениям и организациям разрешений на приобретение и хранение предметов, подпадающих пол разрешительную систему, и др.
Посредством правоохранительной формы осуществляется охрана урегулированных юридическими нормами общественных отношений в сфере административной деятельности милиции, обеспечивается их неприкосновенность. Осуществляется охрана личности, ее прав и свобод, защита законных интересов граждан государственных органов, общественных организаций, предприятий, учреждений. Применяются меры государственного принуждения к лицам, не выполняющим административно-правовое и иные юридические обязанности.
К неправовым формам административной деятельности милиции относятся формы выражения организационных и материально-технических действий. Неправовые формы, как и правовые, связаны с компетенцией субъектов административной деятельности, они также должны соответствовать целям и задачам этой деятельности.[7]
1.2. Практическая реализация системы обеспечения безопасности жизнедеятельности и общественного порядка (на примере Германии, Израиля, США)
Германия.
Безопасность и борьба с преступностью сегодня - важнейший вопрос на выборах. Это стало ясно два года назад, когда на выборах в Гамбурге, давнишней вотчине социал-демократов, вдруг победил непартийный кандидат Шиль по кличке Судья Беспощадный (Richter Gnadenlos). Если социал-демократы призывали бороться с преступностью бесплатным лечением от наркотиков и прочими добрыми делами, то Шиль предложил, во-первых, беспощадно судить всех правонарушителей, а во-вторых, дать зеленый свет всем гражданским инициативам по обеспечению безопасности жителей.
Нужно сказать, что пионером в деле обеспечения гражданской самообороны Шиля не назовешь. Первую такую программу МВД Германии предложило еще в 1984 году. Называлась она "Соседи защищают соседей". Полицейские и активисты из числа простых граждан стали распространять брошюры, в которых подробно и грамотно объяснялось, на что должен обращать внимание "идеальный" сосед, а также - куда и как он должен донести собранную им информацию. Идея не получила массового распространения, так как разработчики чересчур много места отвели техническим деталям, что оттолкнуло от брошюр массового читателя.
Рост преступности, однако, вскоре вновь подстегнул общественную инициативу. В 1996 году, уже в объединенной Германии, ученые-общественники предложили новый проект под немного пугающим названием "Внимание! Бдительный сосед". Теперь рядом с табличками "Осторожно, злая собака!" появились цветные плакаты, информирующие о не более либеральном соседе. Предполагалось, что грабитель трижды подумает, лезть ли ему в дом с такой табличкой.
Разработчики проекта предложили вместо упора на технические средства объединить соседей общей идеей совместной безопасности. Программа была настолько популярной, что ее поддержали Совет немецких городов, Союз городских общин, полиция и страховые конторы.
Гражданам внушались, например, следующие постулаты и правила поведения: защищайте свой дом от чужаков, проверяйте их, записывайте номера их машин или спрашивайте их о целях и причинах пребывания на вашей территории.
В 1993 году в городке Бергиш-Гладбахе жители создали общество с неприятно ностальгическим для советского человека названием "Светлый путь". На практике это означало патрулирование местности членами местной добровольной дружины - группами по два-три человека. Эти группы выходили по вечерам на улицы и осматривали окрестности, записывая номера незнакомых машин. Основной принцип "Светлого пути" - никакого оружия. Только мобильный телефон и карманный фонарь. Если учесть, что у полицейских в Германии есть свой профсоюз и многие участки закрываются в семь часов вечера, звонить иногда приходится в отделение полиции в соседнем городке.[8]
Израиль.
Израиль традиционно считается государством, где самооборона граждан от террористов доведена до совершенства. (Хотя и это, как оказалось, не гарантирует безопасности.) Именно на израильский опыт традиционно ссылаются наши силовики, да и некоторые идеологи "перманентного конфликта" с Чечней. Недавнее заявление главного пропагандиста по чеченскому вопросу Сергея Ястржембского насчет "палестинизации" чеченского конфликта обозначает вектор начальственной мысли.
Однако доктор Зеев Ханин, исследователь на кафедре политических наук Бар-Иланского университета и эксперт Иерусалимского центра общественно-политических проблем, с которым побеседовал корреспондент "МН", рекомендует россиянам избавиться от некоторых мифов насчет спасительности "гражданской самообороны".
Во-первых, чтобы достигнуть израильского уровня, российским властям придется изрядно попотеть. Сам г-н Ханин выделил три элемента подготовки общества к противодействию терроризму. Первое - пропаганда. На всех уровнях радио, телевидение и печатные СМИ внедряют в массовое сознание понимание того, что терроризм - это каждодневная опасность. Второй элемент - воспитательные программы. Начиная со школы израильтянам на специальных занятиях рассказывают о том, какие предметы и что в поведении людей можно считать подозрительными. К подозрительным предметам относятся любые бесхозные вещи - от листа бумаги до автомобиля. К подозрительному поведению относится то, что, пожалуй, 90 процентов россиян спишут на усталость или наркотическое опьянение - нервозность, стеклянный взгляд, капли пота, выступившие от волнения.
Третий элемент, позволяющий успешно противостоять террору, - адресность обращения граждан и технология приема таких заявок. Во всех израильских отделениях полиции, как только ты произносишь слова, что звонишь по поводу теракта, тебя немедленно переключают на специальную линию, где сидят специалисты-психологи, умеющие отличить реальное предупреждение от "шутки" психопата.
Идеальный гражданин не ограничивается информированием полиции или обыском подозрительных лиц (шофер автобуса, к примеру, обязан обыскать любого вошедшего в салон араба). В его задачу входит и непосредственное задержание - желательно, без риска для окружающих. Оружие израильтяне (примерно 40 процентов населения имеет разрешение на ношение и хранение личного оружия) могут применять только в случае, если иным способом предотвратить теракт невозможно.
Технология гражданской самообороны начала формироваться с 1955 года, когда был принят Закон о страховании жертв террора, в котором были прописаны основные обязанности граждан по предупреждению терактов.
Однако, как подчеркнул д-р Ханин, участие граждан в задержании террористов и предупреждении терактов - это уже последний уровень обороны: "Это значит, что не сработали разведка, спецслужбы, полиция, охрана объектов массового посещения". По его мнению, общество не должно снижать своих требований к спецслужбам и руководству страны. Все-таки защита гражданского населения от терроризма - это, прежде всего прямая обязанность властей и спецслужб.
Несмотря на то, что в настоящее время израильтянам удается предотвратить более 90 процентов готовящихся терактов, помощь граждан в этом общем деле занимает 4 - 5-е место. Примерно столько же терактов удается предотвратить благодаря частным охранникам. На первом месте по количеству предотвращенных терактов стоит военная разведка и саейерет (различные спецназы), второе место занимает Общая служба безопасности (ШАБАК), третье - армейские блокпосты. Поэтому российским властям не стоит надеяться, что даже при самых бдительных гражданах им удастся остановить террор без существенного реформирования спецслужб.
США.
Это страна с давними традициями законопослушания, взаимного уважения и нормальным правовым полем. Поэтому, если говорить о техническом оснащении, – оно на высоте. К примеру, в городе Спринфилде с населением 130 тысяч человек работают 270 полицейских. За ними закреплено около 300 единиц автотранспорта. Бюджет полицейского управления – 17 миллионов долларов.
Сотрудники полиции проходят очень жесткий отбор. При этом надо учитывать, что в Соединенных Штатах есть три вида полиции: Федеральная полиция (более знакомая нам по фильмам как ФБР – особое подразделение с ограниченной численностью, которое занимается обеспечением федеральной безопасности, преступлениями, связанными с угрозой стране, политическим лидерам и т.п.), городская полиция и сельская полиция или шерифы, назначаемые на сходе граждан из числа достойных людей. Система подготовки кадров возложена на полицейские академии. Там можно встретить как молодежь, так и людей в возрасте, скажем, тех же пожилых шерифов, которые проходят необходимую подготовку. При этом физические нормативы у них достаточно серьезные. Например: обязательный пробег пяти миль (около восьми наших километров), подтягивание на перекладине порядка 12 раз, жим от груди штанги тяжестью, равной 85 процентам веса собственного тела и т.д. Работать полицейским в Америке – это престижно. Его роль и значимость в обществе формируется в сознании граждан еще со школьной скамьи. Они защищены, их работа хорошо оплачивается. Только на первом этапе полицейский зарабатывает около 4 тысяч долларов в месяц.
У рядового демократического американца появилось много поводов рассуждать не "против полиции", а вместе с ней. А именно: благодаря разумно спланированному информационному потоку, тонкой мотивации, люди поставлены перед необходимостью решать какие-то задачи вместе с правоохранительными органами.
Например, всем известна теперешняя, так называемая, "программа защиты свидетелей" в Америке. Человек, давший показания, благодаря которым уличены преступники, чтобы не опасаться мести, может изменить свою фамилию, место жительства, работу, получить новую документально подтвержденную биографию-легенду, в некоторых случаях - изменить внешность. Все это финансируется из госбюджета.[9]
А какая дискуссия предшествовала принятию закона об этой программе! Пресса приводила самые разнообразные факты, юристы состязались в толковании законов и терминов, были сняты фильмы, в ток-шоу выступали десятки живых людей, столкнувшихся с проблемой свидетельских показаний. Американцы, как никогда, ощутили проблему, которая фактически в них самих. Ведь любой человек в демократической стране имеет право не давать показания, даже если они - единственное средство уличить преступника. Конечно, основной мотив молчания - опасность мести сообщников. Но преступник на свободе - это тоже опасность, размноженная на целое общество. И любой член общества понимает, что решить эту задачу можно только при его участии.
Так рождается программа защиты свидетелей и ее "всенародное одобрение". Теперь американец может исполнить гражданский долг без оглядки на личную безопасность. Главное же следствие - тот, кто внес кусочек своего дела в общий процесс, уже не станет его ругать целиком.
1.3. Анализ системы управления в органах, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности и общественный порядок в России на примере Новосибирской области
В этом разделе мы хотим представить справочные данные об организации работы отдела общественной безопасности мэрии Новосибирска в 2003 году.
Финансирование деятельности по обеспечению общественной безопасности.
В 2003 году финансирование деятельности по обеспечению общественной безопасности в городе осуществлялось в установленном порядке по представленным финансовым заявкам УВД города, ГУВД Новосибирской области по статьям, финансирование которых осуществляется из средств городского бюджета. Это расходы по выплате заработной платы и оплата текущих расходов. Контроль за своевременным перечислением средств осуществлялся еженедельно и докладывался справками директору департамента.
В то же время имели место факты несвоевременного перечисления средств, предусмотренных Программой по обеспечению общественной безопасности и борьбе с преступностью в городе Новосибирске на 2002-2004 годы на целевые мероприятия. Это стало предметом обсуждения как на совещании у директора департамента организации управления, контроля и информатизации мэрии, так и постоянно действующей комиссии городского Совета по вопросам местного самоуправления, общественной безопасности и взаимодействию со средствами массовой информации. В результате этой работы были перечислены все необходимые средства и проведены запланированные мероприятия.
В целом в 2003 году по распоряжениям мэра (без учета текущего финансирования) УВД города и его территориальным подразделениям было выделено финансовых средств на сумму 2 миллиона 310 тысяч рублей.
Отделом подготовлены предложения в бюджет города на 2004 год, согласованы с УВД города и направлены в департамент экономики и финансов мэрии.
Расходы УВД города на 2004 год, с учетом средств, предусмотренных Программой по обеспечению общественной безопасности и борьбе с преступностью в городе Новосибирске на 2002-2004 год утверждены в размере 4 млн. 800 тыс. рублей.
Организационные меры по обеспечению общественной безопасности.
Приоритетным направлением в деятельности отдела по обеспечению общественной безопасности в городе Новосибирске в 2003 году явилось укрепление взаимодействия с правоохранительными органами в вопросах реализации Программы по обеспечению общественной безопасности и борьбе с преступностью, выработка управленческих решений мэрии с целью повышения эффективности этой работы.
Подготовлена информация о работе органов внутренних дел и муниципальных структур по организации борьбы с преступностью, для включения в доклад мэра на городском собрании.
В 2003 году на совещании у мэра были рассмотрены следующие вопросы обеспечения общественной безопасности:
- «О причинах совершения дорожно-транспортных происшествий на территории города» (май);
- «Об организации работы правоохранительных структур г. Новосибирска по борьбе с организованными преступными группировками и раскрытию умышленных убийств» (июнь);
- «О плане социально-экономического развития города Новосибирска на 2004 год» (в части формирования бюджета УВД города и районных управлений, отделов внутренних дел, декабрь);
- «О городской целевой программе «Дети и город» на 2004-2006 годы» (в части взаимодействия с инспекцией по делам несовершеннолетних).
На совещании у заместителя мэра – директора департамента организации управления, контроля и информатизации:
- «Об организации мероприятий. Посвященных 110-й годовщине г. Новосибирска» (май);
- «О результатах деятельности администраций районов города и органов внутренних дел по обмену паспортов граждан Российской Федерации» (ноябрь);
- «О выполнении распоряжения мэра от 10.02.2003 № 203-р «О дополнительных мерах по улучшению профилактической деятельности участковых уполномоченных милиции на административных участках» декабрь);
- «О принимаемых мерах по защите от преступных посягательств бюджетных средств, выделяемых на социальную сферу» (декабрь);
На совещании у заместителя мэра, директора департамента потребительского рынка, услуг и поддержки предпринимательства:
- «О подготовке пляжа «Центральный» и спасательной службы к летнему сезону» (ноябрь);
- Заседание постоянно действующей комиссии по рассмотрению вопросов организации торговли, иной коммерческой деятельности в районе авторынка на ул. Петухова (еженедельно по средам);
- Заседание постоянно действующей комиссии по координации деятельности рынков в районе Гусино-Бродского шоссе (еженедельно по четвергам);
На совещании у заместителя мэра – директора департамента транспорта и дорожно-устроительного комплекса:
- «О ликвидации «островка безопасности» по бердскому шоссе, установке барьера ограждения и опорного освещения» (май);
- «О реконструкции остановки общественного транспорта метро «Речной вокзал» (июнь);
- «О результатах проведения комплексного обследования улично-дорожной сети Новосибирска» (июль);
- «О реконструкции ул. Большевистской в районе остановки общественного транспорта «Речной вокзал» (июль).
В целях выработки мер по предупреждению и профилактике проявлений экстремизма при организации государственных праздников в городе Новосибирске в апреле 2003 года под председательством заместителя мэра – директора департамента организации управления и контроля мэрии проведено совещание с участием руководства УВД города, УФСБ по Новосибирской области, областной прокуратуры и прокурора Центрального района города Новосибирска, управления юстиции. Принятые решения на практике отработаны при проведении государственного праздника Дня Весны и Труда, а также при праздновании Дня Победы над фашистской Германией.
Отделом в прошедшем году принято участие в работе депутатской комиссии по проверке деятельности медицинских вытрезвителей города, а так же в заседаниях рабочей группы по проблемам обеспечения прав граждан и материально-технического оснащения медицинских вытрезвителей. Подготовлены распорядительные документы по улучшению их оснащения и о выделении автомашины медвытрезвителю №2 Советского РУВД.
Состоялось 2 заседания Совета общественной безопасности и 11 заседаний рабочих групп Совета. Основное внимание на заседаниях рабочих групп уделялось вопросам обеспечения безопасности в образовательных учреждениях, координации деятельности негосударственных охранных предприятий и служб безопасности, работы участковых уполномоченных милиции на общественных пунктах охраны порядка, методике преподавания курса основ безопасной жизнедеятельности и т.д.
В январе текущего года по инициативе отдела общественной безопасности был организован и проведен круглый стол. В ходе дискуссии участники обменялись опытом организации деятельности по охране собственности предприятий, обеспечению коммерческой безопасности, организации взаимодействия в этих вопросах с правоохранительными органами.
В мае и сентябре 2003 года на Малом Совете общественной безопасности мэрии обсуждены вопросы противодействия экстремистским проявлениям.
В декабре на заседании СОБ рассмотрены вопросы подготовки целевой комплексной программы «Обеспечение общественной безопасности и правопорядка в городе Новосибирске», разрабатываемой в рамках стратегического плана устойчивого развития Новосибирска до 2020 года, а также вопросы взаимодействия спасательной службы «Спас 001» со структурами муниципалитета и правоохранительными органами. Организован смотр подразделения «Спас 001», его технической оснащенности и служебной подготовки с участием руководства мэрии. Мероприятия были приурочены к празднованию 15-летнего юбилея спасательных служб России. Лучшие работники спасательной службы награждены Почетными грамотами мэрии за личный вклад в обеспечение безопасности населения Новосибирска, предупреждение и ликвидацию последствий несчастных случаев и происшествий.
В целях подготовки составной части стратегического плана устойчивого развития Новосибирска до 2020 года – целевой комплексной программы «Обеспечение общественной безопасности и правопорядка» отделом проведена организационная работа по формированию рабочей группы под руководством декана юридического факультета профессора Курчеева В. С., контролю за своевременным предоставлением необходимой статистической и аналитической информации экспертами и специалистами правоохранительных структур города, области, округа и техническим вопросам.
Ход подготовки еженедельно рассматривался на рабочей группе с участием директора департамента организации управления, контроля и информатизации мэрии, либо начальника отдела общественной безопасности мэрии.
Готовились аналитические материалы для участия руководителей мэрии в коллегии ГУВД Новосибирской области, а также в итоговых совещаниях в УВД города, районных управлениях и отделах внутренних дел Новосибирска.
В октябре отдел принял участие в работе попечительского света, на котором, в частности, обсуждались вопросы профилактики детской беспризорности и детской преступности.
30 октября в городском центре образования и здоровья «Магистр» отдел общественной безопасности принял участие в работе коллегии, на которой детально прорабатывались вопросы безопасности в образовательных учреждениях города. Участникам были представлены тематические и видеоматериалы, которые в дальнейшем нашли широкое распространение в профилактической работе школьных инспекторов, педагогов, инспекторов по делам несовершеннолетних.
В период с 23.01.2003 по 20.02.2003 года Новосибирской торговой палатой, Межрегиональной ассоциацией руководителей предприятий, при участии департамента промышленности, науки и технологий мэрии города Новосибирска проведен конкурс за право присвоения продукции официального статуса «Новосибирская марка» в области индустрии безопасности. Конкурс преследовал задачи формирования цивилизованного рынка услуг в сфере безопасности, повышение престижа предприятий безопасности, повышение престижа профессии охранника, частного детектива, внедрение новых охранных технологий и т.д. Победители конкурса отмечены дипломами, мероприятия освещались в средствах массовой информации.
Подготовлены и представлены графики и диаграммы, характеризующие состояние преступности в Новосибирске, результаты работы органов внутренних дел по основным направлениям деятельности для размещения на стендах мэрии при проведении «Городского собрания» и «Дня города».
Проведено социологическое исследование по вопросу взаимодействия муниципальных структур и правоохранительных органов в условиях чрезвычайной ситуации. Материалы исследования обсуждены на совещании по ГО и ЧС в мэрии, использованы при подготовке специального буклета для населения города.
Произведена работа по сбору, обобщению, анализу и систематизации сведений, характеризующих динамику преступности в городе Новосибирске и других опасностей, угрожающих городскому сообществу за последние годы, материалы переданы в рабочую группу по подготовке комплексной целевой программы «Обеспечение общественной безопасности и правопорядка в городе Новосибирске до 2020 года».
Совместно с управлением связи, телекоммуникаций и информатики проведено совещание с представителями управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города, ГУВД Новосибирской области и УВД г. Новосибирска по вопросу развития систем обмена информацией.
В октябре организовано проведение единого информационного дня мэрии в органах внутренних дел, Новосибирской специальной средней школе милиции, ФСБ.
В целях повышения уровня информированности населения и руководителей всех уровней по вопросам безопасности издано за прошедший период 6 номеров журнала «Безопасность от А до Я», в том числе юбилейный номер, посвященный 110-летней годовщине Новосибирска. Еженедельно в комитет по связям со средствами массовой информации – пресс-центр мэрии отделом представляется подробная информация о состоянии общественной безопасности и эпидемиологической обстановки в городе для информирования населения через средства массовой информации. Подготовлено 12 материалов для ответов мэра радиослушателям «Микрофорума» по правоохранительной тематике.
Приоритетное значение в организации взаимодействия с органами внутренних дел по укреплению правопорядка в городе придавалось практической реализации постановления мэрии от 28.04.2001 года № 860 «О мерах по улучшению организации работы участковых инспекторов милиции на административных участках». На плановой основе был организован контроль за его выполнением на местах. Итоги работы органов внутренних дел во взаимодействии с муниципальными структурами и общественными формированиями были обсуждены 23.01.2003 в администрации Центрального района. В совещании под председательством мэра Новосибирска Городецкого Владимира Филипповича приняли участие руководители муниципальных структур, главы администраций и их заместители, курирующие деятельность милиции, руководители УВД города, районных управлений и отделов внутренних дел, милиции общественной безопасности, службы участковых уполномоченных милиции и инспекции по делам несовершеннолетних, актив территориальных органов самоуправления, представители педагогических коллективов. По итогам обсуждения принято распоряжение мэра от 10.02.2003 №203-р «О дополнительных мерах по улучшению профилактической работы участковых уполномоченных милиции на административных участках». Его выполнение находится на постоянном контроле отдела общественной безопасности мэрии. Еженедельно проводится анализ выхода на службу участковых уполномоченных милиции и нарядов патрульно-постовой службы.
В целях повышения престижа службы участковых уполномоченных милиции и комплектования кадров этой службы установлены дополнительные надбавки к заработной плате участковых и их помощников в размере 70% к должностному окладу за сложность, напряженность и особые условия, а также в размере от 20 до 100% к должностному окладу за стаж работы в должности от 5 до 10 лет.
В соответствии с Программой по борьбе с преступностью организован смотр-конкурс «Лучший по профессии в органах внутренних дел». По результатам смотра-конкурса «Лучший участковый уполномоченный милиции 2003 года» и «Лучший участковый пункт милиции 2003 года» на торжественном собрании коллективов УУМ во Дворце культуры железнодорожников мэром города Новосибирска Городецким В. Ф. победителям вручены Почетные грамоты и денежные премии.
На 1000 рублей повышена зарплата сотрудников наружных служб милиции, содержание которых осуществляется из средств городского бюджета.
Совместно с департаментом потребительского рынка, услуг и поддержки предпринимательства мэрии организованы рабочие совещания управления вневедомственной охраны ГУВД НСО с руководством торговых отделов администраций районов города и владельцами торговых киосков и павильонов на которых обсуждались вопросы установки кнопок тревожной сигнализации и световых табло «Вызов милиции» с целью противодействия уличным грабежам и иным преступлениям. Более 300 киосков города в настоящее время оснащены сигнальными устройствами, стоящими на контроле подразделений вневедомственной охраны.
Совместно с РУ/РОВД и жилищными отделами администраций районов города проведены проверки муниципальных общежитий с целью контроля за их использованием и изыскания возможности улучшить жилищные условия сотрудников милиции в общежитиях.
Подготовлены материалы по правоохранительной тематике в энциклопедию «Новосибирск», всего было опубликовано 67 статей.
Подготовлена статистика по линии отдела в паспорт города.
Подготовлены статистические материалы, характеризующие количество автотранспорта у жителей города для формирования материалов на очередное собрание общественности города.
Подготовлена памятка по действиям граждан при возникновении землетрясения.
Подготовлен и представлен руководству мэрии список сотрудников и ветеранов правоохранительных органов, негосударственных предприятий безопасности, спасательной службы для награждения памятными знаками в честь 110 летнего юбилея города, организовано их вручение в торжественной обстановке.
На системной основе проводилась работа с фондами поддержки общественной безопасности города и правопорядка, содействия воспитанию детей из неблагополучных семей, наркозависимых подростков и молодежи.
Своевременно готовилась справочная информация о кадровых и структурных изменениях в правоохранительных органах для организации работы с ними заинтересованных структурных подразделений мэрии.
Принималось участие в подготовке и проведении массовых мероприятий, организовывалось взаимодействие с правоохранительными органами по обеспечению безопасности их прохождения, таких как:
· «День города»,
· «День победы»,
· праздники спорта, марафоны, встречи делегаций, митинги пр.
Всего таких мероприятий, включая районного масштаба было проведено в текущем году 246, в том числе такие масштабные, как фестиваль казахско-российской дружбы в Новосибирске «Космодром», пребывание в городе делегаций Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, руководителей парламентских фракций, крестного хода, дней славянской письменности и многих других.
Организованы встречи мэра и его заместителей с коллективами правоохранительных органов в связи с юбилейными и праздничными датами. Обращения и просьбы руководителей и сотрудников внимательно рассматривались и отделом готовились распорядительные документы по решению возникающих проблем, контролировалось исполнение утвержденных мер.
Основные задачи отдела на 2004 год.
1. В целях выполнения Программы по обеспечению общественной безопасности и борьбе с преступностью в городе Новосибирске на 2002-2004 годы и комплексной целевой программы «Обеспечение общественного порядка и безопасности до 2020 года» осуществлять взаимодействие правоохранительных органов с предприятиями, учреждениями, общественными организациями в решении проблем общественной безопасности.
2. Совершенствовать систему организации порядка и безопасности в школах, координировать деятельность негосударственных структур, занимающихся охраной правопорядка и безопасности в школах.
3. Содействовать улучшению организации работы участковых уполномоченных милиции на административных участках (постановление мэра от 28.04.2001 № 860 «О мерах по улучшению организации работы участковых инспекторов милиции на административных участках»).
4. Способствовать повышению уровня информированности населения и руководителей всех уровней по вопросам безопасности.
5. В целях соблюдения мер безопасности при проведении массовых мероприятий осуществлять контроль за выполнением постановления мэра от 03.03.2003 № 459 «Об утверждении Положения об организации проведения в городе Новосибирске массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий».
6. Завершить разработку и внести на рассмотрение сессии городского Совета комплексную целевую программу «Обеспечение общественной безопасности и правопорядка».[10]
Заключение
Любое государство должно иметь государственные органы, для выполнения деятельности по охране законности и правопорядка, защите прав и свобод человека, борьбе с преступностью. Такие органы получили название «правоохранительные».
#G0К правоохранительным органам относятся: суд, #M12291 820000206арбитражный суд#S, конституционный суд, прокуратура, органы внутренних дел, контрразведки, таможенного контроля, #M12291 820002057налоговой#S полиции, юстиции.
В нашей работе были рассмотрены правоохранительные органы обеспечивающие безопасность жизнедеятельности и охрану общественной безопасности.
Общественная безопасность — это не работа исключительно силовых структур или исключительно милиции. Это работа всех органов муниципального, федерального, областного значения.
Список используемой литературы
1. "Безопасность жизнедеятельности (Курс лекций) " Автор: доцент, к.в.н. Шестаков В.А. - М. 2003.
2. Амбросьев В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов – М., Юнити, 1998
3. Методические указания к изучению дисциплины "Безопасность в чрезвычайных ситуациях". Тема "Оценка обстановки в чрезвычайных ситуациях"/ Сост.: С.А.Бобок, Г.Н.Дмитров. ГУУ. М., 1999
4. Закон РФ № 1026-1 от 18.04.91 г. «О милиции» // Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ, 1991, № 16, ст. 503.
5. Лончаков А.П., Никулин М.И. Понятие, содержание правоохранительной деятельности, осуществляемой в Российской Федерации: Темы учебной лекции, концептуальный аспект. Хабаровск, 1997.
6. Лончаков А.П. Правовое регулирование административной деятельности милиции общественной безопасности. Владивосток 1996.
7. Лончаков А.П. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Хабаровск. 1999.
8. Указ Президента РФ#S № 209 от 12.02.93 г. «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ 1993, № 7, ст. 562.
9. "Рекламное измерение" № 4(33), 2002.
10. Сосновский А.А. Осторожно, бдительный сосед // Московские новости, 2003 год, выпуск 28
[1] См: "Безопасность жизнедеятельности (КУРС ЛЕКЦИЙ) " Автор: доцент, к.в.н. Шестаков В.А. - М. 2003.
[2] Закон РФ № 1026-1 от 18.04.91 г. «О милиции» // Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ, 1991, № 16, ст. 503.
[3] Лончаков А.П., Никулин М.И. Понятие, содержание правоохранительной деятельности, осуществляемой в Российской Федерации: Темы учебной лекции, концептуальный аспект. Хабаровск, 1997. С.43.
[4] Лончаков А.П. Правовое регулирование административной деятельности милиции общественной безопасности. Владивосток 1996. С. 3.
[5] Лончаков А.П. Правовое регулирование административной деятельности милиции общественной безопасности. Владивосток 1996. С. 3-4.
[6] Лончаков А.П. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Хабаровск. 1999. С. 100.
[7] Указ Президента РФ#S № 209 от 12.02.93 г. «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ 1993, № 7, ст. 562.
[8] Александр Сосновский. Осторожно, бдительный сосед // Московские новости, 2003 год, выпуск 28
[9] "Рекламное измерение" № 4(33), 2002.
[10] Материал взят с сайта мэрии г. Новосибирска