ЗАКЛЮЧЕНИЕ


На основе проведенного в работ теоретического и практического анализа основ функционирования органов федерального казначейства сформулированы следующие выводы и предложения.

К середине 1992 года Российская Федерация пришла к состоянию, когда исполнение федерального бюджета практически вышло из-под контроля Правительства Российской Федерации. Задержки в зачислении налогов и сборов на счета Министерства финансов Российской Федерации, а также в предоставлении отчетности о них были нормой в работе многих банков, включая Центральный банк России.

Как только платежная система отказалось от функции контроля за исполнением бюджета Правительства Российской Федерации лишилось возможности активного участия в реализации бюджетной политики.

В соответствии со ст.114 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации обеспечивает исполнение бюджета, а ст.75  Конституции Российской Федерации определяет независимость Центрального банка России. Более того, законом о Центрального банка России, на него не возлагаются функции кассового исполнения бюджета.

Международный опыт и история государственных финансов России дают практически безальтернативное решение данной проблемы – создание казначейской системы исполнения бюджета ,  которая и была  утверждена  ст. 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

К 2001 году практически завершено создание органов федерального казначейства. Закончена работа по переводу бюджетных счетов предприятий, учреждений и организаций, не обслуживаемых ранее через эту систему, из уполномоченных коммерческих банков в территориальные органы казначейства.

На казначейство было возложено выполнение таких задач, как:

-         организация и осуществление исполнения федерального бюджета;

-         грамотное управление финансовыми ресурсами государства;

-         бесперебойное исполнение бюджета и контроль за целевым использованием получателя бюджетных средств.

Анализ действующего порядка исполнения федерального бюджета по расходам проведен на примере данных Отделения федерального казначейства по Среднеколымскому району Республики Саха (Якутия) за 2001 – 2003 гг.

За время своего функционирования Отделение федерального казначейства по Среднеколымскому району Республики Саха (Якутия) значительно продвинулись в реализации поставленных перед ним задач.

Анализируемому периоду предшествовали более стабильные и удачные в финансовом отношении годы. Стабилизировалось проблема заработной платы. В целом по всем категориям расходов наблюдается существенное увеличение объемов финансирования.

Анализ показал, что финансирование из средств федерального бюджета по Среднеколымскому району в 2003 году по сравнению с 2001 годом увеличилось на  54,2 %, с 2002 годом на 46,5 %. Наибольший рост наблюдается по расходам на национальную оборону, на правоохранительную деятельность, на охрану окружающей среды и природных ресурсов, а также по расходам на социальную политику. Это можно объяснить тем, что в 2001 году приоритетное внимание оказывалось вопросам своевременной выплаты заработной платы и денежного довольствия военнослужащих, на обеспечения регулярной выплаты  социальных пособий.

В целях усиления контроля за целевым использованием средств федерального бюджета за 2001-2003 годы было проведено 71 проверок. В ходе проведенных проверок были  выявлены 2 нарушения,  что составляет 2,8 %  от общего объема проверок.

По результатом исследования:

-         упорядочить правовую основу деятельности органов федерального казначейства в целях создания условий для выполнения возлагаемых на них функций;

-         реализовать концепцию единого счета, обеспечивающую минимизацию разрыва между временем, когда становятся доступными федеральному казначейству для исполнения государством своих обязательств;

-         обеспечить развитие, внедрение и организацию эффективного использования единой информационной, телекоммуникационной системы органов казначейства с учетом обеспечения безопасности информации.

Можно дать следующие рекомендации по совершенствованию деятельности казначейских органов:

-         развитие организационного, материального и технического обеспечения;

-         совершенствование механизмов мобилизации, учета и использования государственных финансовых ресурсов;

-         продолжение работы по установлению электронного документооборота Управления федерального казначейства и Отделения федерального казначейства.

Все вышеперечисленное в совокупности с возможностями предварительного и текущего контроля за целевым использованием средств, создает реальные предпосылки эффективного управления и целевого использования средств федерального бюджета всеми участниками бюджетного процесса.