ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведенного в работ теоретического и практического анализа основ функционирования органов федерального казначейства сформулированы следующие выводы и предложения.
К середине 1992 года Российская Федерация пришла к состоянию, когда исполнение федерального бюджета практически вышло из-под контроля Правительства Российской Федерации. Задержки в зачислении налогов и сборов на счета Министерства финансов Российской Федерации, а также в предоставлении отчетности о них были нормой в работе многих банков, включая Центральный банк России.
Как только платежная система отказалось от функции контроля за исполнением бюджета Правительства Российской Федерации лишилось возможности активного участия в реализации бюджетной политики.
В соответствии со ст.114 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации обеспечивает исполнение бюджета, а ст.75 Конституции Российской Федерации определяет независимость Центрального банка России. Более того, законом о Центрального банка России, на него не возлагаются функции кассового исполнения бюджета.
Международный опыт и история государственных финансов России дают практически безальтернативное решение данной проблемы – создание казначейской системы исполнения бюджета , которая и была утверждена ст. 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
К 2001 году практически завершено создание органов федерального казначейства. Закончена работа по переводу бюджетных счетов предприятий, учреждений и организаций, не обслуживаемых ранее через эту систему, из уполномоченных коммерческих банков в территориальные органы казначейства.
На казначейство было возложено выполнение таких задач, как:
- организация и осуществление исполнения федерального бюджета;
- грамотное управление финансовыми ресурсами государства;
- бесперебойное исполнение бюджета и контроль за целевым использованием получателя бюджетных средств.
Анализ действующего порядка исполнения федерального бюджета по расходам проведен на примере данных Отделения федерального казначейства по Среднеколымскому району Республики Саха (Якутия) за 2001 – 2003 гг.
За время своего функционирования Отделение федерального казначейства по Среднеколымскому району Республики Саха (Якутия) значительно продвинулись в реализации поставленных перед ним задач.
Анализируемому периоду предшествовали более стабильные и удачные в финансовом отношении годы. Стабилизировалось проблема заработной платы. В целом по всем категориям расходов наблюдается существенное увеличение объемов финансирования.
Анализ показал, что финансирование из средств федерального бюджета по Среднеколымскому району в 2003 году по сравнению с 2001 годом увеличилось на 54,2 %, с 2002 годом на 46,5 %. Наибольший рост наблюдается по расходам на национальную оборону, на правоохранительную деятельность, на охрану окружающей среды и природных ресурсов, а также по расходам на социальную политику. Это можно объяснить тем, что в 2001 году приоритетное внимание оказывалось вопросам своевременной выплаты заработной платы и денежного довольствия военнослужащих, на обеспечения регулярной выплаты социальных пособий.
В целях усиления контроля за целевым использованием средств федерального бюджета за 2001-2003 годы было проведено 71 проверок. В ходе проведенных проверок были выявлены 2 нарушения, что составляет 2,8 % от общего объема проверок.
По результатом исследования:
- упорядочить правовую основу деятельности органов федерального казначейства в целях создания условий для выполнения возлагаемых на них функций;
- реализовать концепцию единого счета, обеспечивающую минимизацию разрыва между временем, когда становятся доступными федеральному казначейству для исполнения государством своих обязательств;
- обеспечить развитие, внедрение и организацию эффективного использования единой информационной, телекоммуникационной системы органов казначейства с учетом обеспечения безопасности информации.
Можно дать следующие рекомендации по совершенствованию деятельности казначейских органов:
- развитие организационного, материального и технического обеспечения;
- совершенствование механизмов мобилизации, учета и использования государственных финансовых ресурсов;
- продолжение работы по установлению электронного документооборота Управления федерального казначейства и Отделения федерального казначейства.
Все вышеперечисленное в совокупности с возможностями предварительного и текущего контроля за целевым использованием средств, создает реальные предпосылки эффективного управления и целевого использования средств федерального бюджета всеми участниками бюджетного процесса.