ВВЕДЕНИЕ
В Российской Федерации продолжаются начатые в конце 1991 года экономические реформы. Идет коренная ломка прежнего механизма управления экономикой, замена его рыночными методами хозяйствования. Решающую роль как в структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования играют финансы. Резко возрастает значение финансовой системы, основным звеном которой является бюджетная система государства.
Бюджетная система Российской Федерации включает государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
С развитием рынка федеральный бюджет становится основным элементом, обеспечивающим управляемость экономикой. Значительный спад производства и высокий уровень инфляции требуют жесткого контроля распределения и расходования бюджетных средств. В то же время, в условиях, когда через бюджет перераспределяется около 1/2 ВВП, неэффективные методы исполнения бюджета сами становятся генератором дестабилизирующих экономику факторов и подлежат глубокой коррекции.
Сложности в формировании бюджетных средств усугубились ликвидацией Центральным Банком России Управления по исполнению государственного бюджета. Расчетно-кассовые центры оказались не готовыми исполнять операции, связанные с взаимоотношениями предприятий с бюджетом как по сбору налогов, так и по доведению сметных ассигнований из бюджета до получателя. Коммерческие банки, на которые возлагались Центральным Банком такие обязанности, не смогли обеспечить должным уровнем этой работы. Такая преждевременная реорганизация структуры Центрального Банка России привела к недополучению доходов бюджета, к обострению бюджетного кризиса, возрастанию бюджетного дефицита. В сложившейся обстановке встал вопрос о создании централизованной системы органов федерального казначейства, подчиненной Министерству финансов.
Казначейства существует в ряде стран с развитой рыночной экономикой. В США Казначейство является представителем правительства, разрабатывает финансовую и налоговую политику, осуществляет эмиссию денежных знаков и чеканку монет, занимается вопросами внутренних займов и управлением государственным долгом, осуществляет контроль над исполнением финансовых законов, сбором внутренних доходов и денежным обращением. В ФРГ Казначейство составляет проект бюджета и среднесрочного финансового плана, осуществляет кассовое обслуживание бюджета, контроль над исполнением бюджета и разработку основ распределения финансовых ресурсов между звеньями бюджетной системы. Во Франции Казначейство занимается разработкой государственного бюджета и контролем над его исполнением, кассовым обслуживанием бюджета. В Италии Казначейство занимается государственными расходами и финансовым контролем.
Что касается отечественного опыта, то исполнение российского бюджета и контроль за расходованием государственных средств в Российском государстве традиционно осуществлялись казначейскими учреждениями.
Первые сведения о казначействе относятся к ХV веку. В ХV веке появились первые государственные учреждении русского средневековья – казенные дворы. Они стали началом системы централизованного управления Российским государством. Денежной казной в это время управляли так называемые приказы-службы, которые ведали государственными доходами и исполняли роль посредника между верховной властью царя и управлением на местах.
Следующей ступенью в развитии финансовой системы России стал выход в 1775 году правового акта «Учреждения для управления губерний Российской Империи». А в конце столетия, в период правления Павла I, учреждается должность государственного казначей. С этого момента управление финансами государства становится самостоятельным и централизованным. ХIХ веке император Александр I вносит в финансовую систему государства кардинальные изменения. В 1802 году подписывается манифест «Об учреждении министерств».
После 1917 года исполнение бюджета осуществлялась созданными на их основе приходно-расходными кассами Наркомфина. С середины 20-х годов функции казначейства были, в основном, переданы Государственному Банку. До 1991 года бывший Государственный Банк СССР с его сетью банков обеспечивал достаточно полный учет доходов, расходов и остатков средств федерального бюджета. После распада СССР структура Центрального Банка была реорганизована и к середине 1992 года Российская Федерация пришла к состоянию, когда исполнение федерального бюджета практически вышло из-под контроля Правительства Российской Федерации. Задержки в зачислении налогов и сборов на счета Министерства финансов Российской Федерации, а также в представлении отчетности о них были нормой в работе многих банков, включая Центральный банк России. Последний, свою очередь, практически потерял контроль над счетами бюджетных учреждений, которые в погоне за доходностью стали переводить свои счета в коммерческие банки.
Как только платежная система отказалась от функции контроля за исполнением бюджета – Правительство Российской Федерации лишилось возможности активного участия в реализации бюджетной политики.
Необходимо отметить, что объективным условием сложившейся ситуации стало принятие Конституции России, которая разделила функции Правительства РФ и Центрального банка России.
Создание казначейской системы началось в 1992 году в соответствии с Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 года «О федеральном казначействе». Создание казначейской системы предполагает следующее:
- создание органа, который, как правило, на централизованной основе осуществляет обработку платежей, ведет бухгалтерский учет соответствующего бюджета, составляет бюджетную отчетность и осуществляет финансовое управление средствами бюджета;
- консолидацию финансовых ресурсов на едином счете бюджета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации;
- внедрение наиболее совершенных технологий осуществления операций в ходе исполнения бюджета и обеспечение их централизованного учета в Главной книге казначейства по соответствующему бюджету;
- внедрение процедуры финансового планирования и управления наличными средствами бюджета.