Содержание



Введение                                                                                                                3

1.Понятие кризиса и кризисной ситуации на предприятии                             4

2. Научные школы менеджмента                                                                        7 

3. Школы менеджмента и пути выхода предприятия

 из кризисной ситуации.                                                                                      10

Заключение                                                                                                           15

Список литературы                                                                                              17
















Введение

Развитие российской экономики на современном этапе характеризуется неоднозначной и динамично меняющейся экономической средой, наличием сложных управленческих проблем. Многие предприятия испытывают трудности и находятся в кризисной ситуации, сформировавшейся под влиянием рыночной экономики переходного периода.

Для решения сложных задач стоящих перед менеджментом целесообразно хорошо знать и уметь применять на практике опыт научных школ менеджмента. Подходы которых не утрачивают своей актуальности и сегодня и являются во многом базой как современных подходов в области менеджмента, как науки, так и в решении практических задач.

    К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управ­ления.

Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения. Это школы научного управления, административного уп­равления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов.

Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию вза­имосвязанных управленческих функций.

В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматри­вать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

     Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Самым эффективным методом в конк­ретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуа­ции

1. Понятие кризиса и кризисной ситуации на предприятии

        

       Кризис (от греч. krisis – решение, поворотный пункт, исход), резкий крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние, тяжелое положение.

     Развитие российской экономики на современном этапе характеризуется неоднозначной и динамично меняющейся экономической средой, наличием сложных управленческих проблем. Многие предприятия испытывают трудности и находятся в кризисной ситуации, сформировавшейся под влиянием рыночной экономики.

Изменения, происходящие во внешней среде бизнеса, закономерно вызывают появления новых принципов управления (рис. 1.). Чем больше проявилось воздействие внешней среды, тем больше внимания высшее руководство должно было уделять изучению процессов, происходящих в окружении организации, и разработке адекватных реакций на возможные внешние воздействия, способов долгосрочного развития.

Любое коммерческое предприятие имеет смысл, если оно приносит прибыль. Успешно функционирующие предприятия, как правило, имеют определенные конкурентные преимущества. Такие предприятия занимают прочное положение на рынке товаров и услуг, их продукция конкурентоспособна и пользуется постоянным спросом.

Малоподвижная внешняя среда


 










Подвижная внешняя среда, изменения незначительны, но узнаваемые

 











Овал: Макросреда
Технология

Правовые 
факторы


Экономика
     Политика

Социально-               
   культурные 
факторы                                                        
Экологические

Быстроизменяющаяся внешняя среда, неожиданные и неузнаваемые изменения


С 70-х годов

Стратегическое управление на принципах:

Стратегического планирования

Стратегического маркетинга

Упреждающего контроля

 
 














Рис. 1.  Эволюция организации и принципов управления.


Они следят за изменениями конъюнктуры рынка, своевременно и эффективно отвечая на изменения внешней среды. Производя прибыль, такие предприятия увеличивают собственный капитал и, по определению, всегда способны исполнить свои финансовые обязательства, а потребности в финансовых ресурсах для своего развития удовлетворяются, главным образом, за счет собственных средств.

Вместе с тем, любой продукт (услуга) имеет определенный жизненный цикл в силу того, что обладает предельными возможностями, ограничивающими его дальнейшее существование в первоначальном виде определенным периодом времени.

Характерной особенностью рыночной экономики является то, что кризисные ситуации возникают на всех стадиях жизненного цикла предприятия: в какие-то моменты оно может не производить прибыли, либо производить убытки. Но это краткосрочные, эпизодические ситуации, которые не меняют сущности предприятия как производители прибыли. Они могут быть устранены с помощью оперативных мероприятий основанных на системе менеджмента. Если же предприятие неэффективно в целом, экономический кризис приобретает затяжной характер и может закончиться процедурой ликвидации, продажи имущества для расчетов к кредиторами, которая называется банкротством предприятия (рис.2). чтобы этого не произошло, необходимо вовремя понять причины, по которым экономика предприятия оказалось в кризисе, и разработать соответствующие меры по их устранению.


 


















Рис.  2 Жизненный цикл предприятия и его кризисные ситуации.

2. Научные школы менеджмента       

       Рационалистическое управление. Основоположником менеджмента как науки считается американский инженер и исследователь Фредерик У. Тейлор (1856 –1915 г.г.). Он считал, что каждый работник должен делать ту работу, которую он может делать лучше всего. Сама работа должна быть стандартизована, а менеджер должен отбирать рабочих, обучать их и делить с ними ответственность. Тейлор разработал инструментарий, обеспечивший рационализацию и интенсификацию труда, что позволило существенно повысить эффективность производства. В 1911 г. Ф. Тейлор опубликовал свою книгу “Принципы научного управления”, в которой показал, что для измерения и контроля производственных процессов можно использовать научные методы. Тейлор и его современники (Генри Гантт, Фрэнк и Лилиан Гилберт) для выполнения какой-то конкретной функции искали один оптимальный способ с помощью замеров времени и движений. Планирование было отделено от реализации планов. Эти исследования привели к введению системы экономических стимулов. Усилилась специализация, стала применяться взаимозаменяемость деталей, возросла производительность труда, эффективность использования ресурсов. Однако по мере того как производственные процессы становились все более стандартизованными, стало возможным легко заменять рабочих. Работников начали рассматривать как винтики машины, что привело к их отчуждению от организации.

      Административная школа в управлении. Еще одним классиком раннего этапа развития теории менеджмента наряду с Тейлором является Анри Файоль – крупный французский промышленник (1841 – 1925 г.г.). С его именем связано возникновение административной научной школы в управлении. Файоль обосновал подход к управлению как универсальному процессу, состоящему из нескольких взаимосвязанных функций (планирование, организация, руководство, координация и контроль), сформулировал общие принципы управления (впервые опубликовал свои идеи в 1914 г.). Он утверждал, что принципы управления универсальны и могут использоваться во всех типах организаций.

     Значительный вклад в разработку концепции идеальной бюрократии внес немецкий социолог Макс Вебер. Так называли организацию, которой правили не личности, а законы. В идеальной модели бюрократической организации есть специализированное распределение труда, четкая управленческая иерархия. Вся деятельность организации осуществляется в соответствии с последовательной системой объективных правил: принципы найма сотрудников и их продвижения по службе основываются на технических квалификационных критериях, которые к тому же защищают сотрудников от малообоснованного или необоснованного увольнения; объективное управление, стоящее над человеческими отношениями и эмоциями.

      Классическая школа, пройдя определенные этапы развития, в совершенстве изучив техническую сторону управленческого процесса, исчерпала свои возможности. Сторонники школы человеческих отношений поставили во главу управления "социального человека" (организация как социальная система). Самыми крупными представителями этой школы является Элтон Мейо, Мэри Фоллет. Они полагали, что необходимо изучать поведение человека в производственной сфере и доказывали существование зависимости между производительностью труда и морально-психологическим состоянием людей в рамках трудового коллектива. В менеджменте исследования Мейо получили название “хоторнских” (они проводились на заводе Хоторна компании “Вестерн электрик”). Открытие Мейо заключалось в том, что социальные факторы наряду с техническими и экономическими необходимо учитывать в управленческих процессах. Взгляды Мейо и его последователей получили дальнейшее развитие в трудах Д. Мак-Грегора, Ф. Герцберга, Р. Лайкерта. Это направление оформилось в поведенческую школу управления, представители которой ставили задачу раскрытия взаимодействия внутренних возможностей людей и эффективности работы организаций. Главный упор был сделан на психологические и социологические аспекты управления.

        В 50-е годы XX столетия с развитием ЭВМ и математических методов возникла количественная теория управления. В управленческих процессах стали активно использовать математические модели теории игр, теории рациональных решений, исследование операций для принятия оптимального решения.

         В 60-е годы XX столетия начался быстрый рост средних и мелких фирм, который привел к образованию новой системы управления, учитывающей динамизм внешней среды и ее активное влияние на фирмы. Коллективы стали рассматриваться как особые социальные группы, а межличностные отношения - как факторы роста эффективности и потенциала каждого работающего (школа человеческих отношений и поведенческой науки). Шире стали применяться количественные методы при принятии управленческих решений в сложных ситуациях, особенно при решении задач управления запасами, распределении ресурсов и т.д. Системный подход позволил рассматривать организацию как систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. Логическим продолжением системных исследований являются разработки ситуационного подхода, т.е. набора обстоятельств, с которыми сталкивается организация в процессе функционирования.

        Десятилетие 80-х годов ознаменовалось новым прорывом –осознанием значения организационной культуры как мощного инструмента управления. Главный потенциал и в то же время опасность для прогрессивных изменений кроется в культуре человека, стереотипах его поведения в организации.

           В развитии менеджмента в 90-х годах просматриваются следующие наиболее важные черты: переосмысление значения материально-технической, технологической базы производства и оказания услуг; демократизация управления, т.е. участие рядовых работников в управлении, в собственности, в прибыли; усиление международного характера управления.

        Краеугольный камень современной методологии менеджмента - адаптация. Ничто в управлении не происходит немотивированно, все имеет свою причину, все определяется сложнейшим переплетением многих переменных, внешней и внутренней среды организации. Поэтому для менеджера очень важно предвидеть тенденции развития и организации, и общества.

3. Пути выхода предприятия из кризисной ситуации


      Управление предприятием в условиях кризиса является предметом заботы, прежде всего его руководителей. Рассмотрим на практике некоторые основные направления и посмотрим роль и влияние научных школ менеджмента на решение кризисных ситуаций.

      Стратегическое планирование.      

      Поиск путей выхода из кризиса связан с устранением причин, способствующих его возникновению, а процесс планирования этого выхода можно разделить на две основные стадии:

—     разработка антикризисной стратегии деятельности фирмы (антикризисное стратегическое планирование);

—     определение тактики реализации выбранной стратегии (оперативное планирование).

      В процессе антикризисного стратегического планирования разрабатываются стратегии выхода организации из экономического кризиса.

      Важным, этапом стратегического антикризисного планирования является анализ среды бизнеса и выяснения причин экономического кризиса деятельности предприятия. Правильность выбора стратегий выхода из кризиса и устранение его причин и последствий зависит от точности и комплексности  диагностики состояния предприятия. На этом этапе фирма проводит исследования внешней и внутренней среды бизнеса, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для организации, проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах, проводит оценку реального положения фирмы, выясняет причины кризисного состояния.

      На следующем этапе проводится стратегический анализ. Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды, которые ограничивают достижение желаемых показателей, определяет разрыв между ними. За тем при помощи методов стратегического анализа и планирования формулируются стратегические альтернативы выхода предприятия из экономического кризиса.

     Очередной этап связан с выбором одной из альтернативных стратегий и ее проработкой. На этом заканчивается процесс стратегического планирования и начинается процесс оперативного планирования.

    Следующие этапы стратегического управления связаны с реализацией планов и контролем результатов.

     В целом процесс стратегического антикризисного управления представляет собой замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к составлению оперативных планов до реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к пересмотру миссии) связью, важнейшим этапом которого является стратегическое планирование.

Таким образом мы видим, что истоки данного пути находятся в административной школе управления – анализ, планирование, контроль. В дальнейшем используются подходы системной и ситуационной модели. 

 Реструктуризация

      Вывод предприятия из  кризиса через ее реструктуризацию – еще один из способов преодоления  кризиса. Главная ее цель – утверждение новой, рыночной управленческой модели, как организационно – управленческой   структуры, так и организационной культуры.

     Для реструктуризации предприятия решающая роль отводится организационно-управленческим преобразованиям.     В рамках корпораций происходит поиск наиболее гибких и приспособленных к ситуации организационно-управленческих структур, децентрализация производства и управления, поиск новых прибыльных сфер хозяйствования и рыночных ниш. Возникают новые сочетания крупных, средних и малых форм, складываются специфические формы контрактных отношений. Это в конечном счете дает новые импульсы производству и рыночной активности.

       При решении задачи реструктуризации предприятия важное значение имеет процедура установления целей. Она заключается в четком формулировании и определении методов и средств достижения поставленных целей в виде конкретных планов, задач и критериев оценки.

     Для достижения данных целей собственно и необходимо изменение организационной структуры предприятия.

     Решающее значение приобретает распределение функций  и их реализация на практике. Ближе  к центру, условно, располагаются функции, требующие большей степени централизованного управления – планирование, перераспределение ресурсов, бухгалтерия и т. д. Чем дальше от центра – тем больше самостоятельности и инициативы, но и больше контроля..

   Реструктуризация является одним из реальных путей выхода из кризиса для предприятий. При данном подходе прослеживаются элементы всех научных школ, но прежде всего следует выделить рациональный подход, административный и количественный.

      В современных условиях необходимыми условиями преодоления кризиса являются:

1. наличие лидера, занимающего рынок, умеющего предвидеть его динамику. В отличии от «классического» менеджера, умеющего планировать, контролировать и управлять финансами, производством и так далее, лидер преобразует и обновляет, предвидит возможности, которые не видят другие. Лидер формирует стратегию и команду, ее реализующую, высвобождая энергию творчества работников, заинтересованных и воодушевленных лидером, его примером, они делают все возможное и невозможное;

2. выработанная стратегия, программа выхода из кризиса, должна быть не декларацией, которую многие работники и не видели, и не слышали, и не понимают. Она должна стать шансом для каждого, стать сущностью предприятия через подбор нужных людей, реализаторов.

3. новая оргструктура должна отражать стратегию выхода из кризиса и комплектоваться способными, независимыми специалистами, в конкретную работу которых лидер не вмешивается. Он отслеживает процесс через систему управленческого учета.

4. делегирование полномочий, в рамках которого работники разворачивают мероприятия антикризисной программы, чем обеспечивается отдача на вложенные ресурсы.

5. децентрализация, при которой каждое подразделение, центр финансовой ответственности, вносит свой существенный вклад в результаты реализации программы за счет многофункционального командного подхода.

6. анализ, сегментирование и моделирование рынка, позиционирование товара.

7. выбор приоритетов распределения средств с учетом интересов предприятия в целом и оценка последствий принимаемых решений.

Истоки данной модели в немалой степени формировались школой человеческих отношений, когда человек из винтика превратился в решающий ресурс предприятия. Предприятие рассматривается как единая социально – техническая система и выход из кризиса возможен только при учете единства данной системы.

Следовательно, практическая ценность подходов школ научного менеджмента очевидна.


 

 











Заключение

        Рациональное управление сконцентрировало внимание на изменении организации работ для повышения эффективности на неуправленческом уровне. Классиче­ская школа попыталась определить более широкие универсальные принципы административного управления организацией. Точка зрения бихевиористской школы заключалась в том, что понимание человеческих потребностей и социаль­ного взаимодействия имело ключевое значение для достижения успеха органи­зацией. Все эти школы внесли важный и ощутимый вклад в управление.

      Школа науки управления использует количественные методики, такие как по­строение моделей и исследование операций, чтобы помочь в принятии решений и повысить эффективность. Ее влияние растет, поскольку она рассматривается как дополнение к существующей и широко применяемой концептуальной основе  процессного, системного и ситуационного подходов.

     Концепция управленческого процесса, применимая ко всем типам организаций, возникла в рамках классической школы. Основными функциями считаются функции планирования, организации, мотивации и контроля. Комму­никации и принятие решений считаются связующими процессами, поскольку они требуются для реализации всех основных четырех функций.

          Системный подход рассматривает организацию как открытую систему, состоя­щую из нескольких взаимосвязанных подсистем.

    Ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, опре­делив основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на органи­зацию. Поскольку в соответствии с этим подходом методики и концепции должны быть применены к конкретным ситуациям, ситуационный подход часто называют ситуационным мышлением. С точки зрения ситуации лучшего способа управления не существует.

     Все это бесценный опыт менеджмента, который является базой управленческих решений, позволяющих находить выход из кризиса. Не зная азбучных истин невозможно находить ответы на ситуации.

                            








          
















Список литературы

1.     Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. Учебник. Третье издание. – М.: Гардарики, 2001.

2.     Галькович Р.С., Набоков В.И. Основы менеджмента – М.: ИНФРА – М, 1998.

3.     Грушенко В. И., Фомеченкова Л. В. Кризисное состояние предприятия: поиск причин и способов его преодоления // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002. - № 1. – с. 31 –38.

4.     Дункан У.Д. Основополагающие идеи в менеджменте - М.: Дело, 1996.

5.     Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. / Пер. с англ. – М.: «Дело», 1992.

6.     Менеджмент  в условиях рынка: учебное пособие / Под ред. Мирожина Л. Б. – М.: ЭКМИ, 1995. – 120 с.

7.     Мильнер Б. Управление: пути преодоления кризиса // Вопросы экономики. – 2002. - № 6. – с. 36 – 48.

8.      Уткин Э.А. Курс менеджмента: Учебник для ВУЗов. – М.: Зерцало, 1998.